ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2017 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2017 год - часть 1

 

 

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

142

Система корпоративного управления 

142

Общее собрание акционеров ОАО «РЖД» 

144

Совет директоров ОАО «РЖД» 

145

Правление ОАО «РЖД» 

162

Контроль 

170

Система управления рисками 

176

ПРИЛОЖЕНИЯ 183

1. Организационная структура 

183

2. Дочерние и зависимые общества (ДЗО) ОАО «РЖД»  
с долей участия от 2 % уставного капитала 

185

3. Акции и реестродержатель 

189

4. Финансовая отчетность по РСБУ  
и аудиторское заключение за 2017 год 

189

5. Финансовая отчетность по МСФО  
и аудиторское заключение за 2017 год 

190

6. Уплата налогов и страховых взносов 

190

7. Отчет о соблюдении принципов  
и рекомендаций Кодекса корпоративного управления 

192

8. Сведения о крупных сделках 

214

9. Сведения о сделках, в совершении  
которых имелась заинтересованность 

214

10. Информация о судебных разбирательствах 

214

11. Вопросы, рассмотренные на заседаниях  
совета директоров ОАО «РЖД» 

215

12. Cведения о фактических результатах исполнения  
поручений Президента Российской Федерации  
и Правительства Российской Федерации 

219

13. Отчет по исполнению поручений Правительства Российской  
Федерации и Президента Российской Федерации согласно письму  
Росимущества исх. №ДП-11/8692 от 22.03.2018 

221

14. Результаты деятельности пригородных  
пассажирских компаний в 2017 году 

225

15. Отчуждение непрофильных активов 

226

16. Использование ресурсов 

228

17. Эффективное управление запасами 

230

18. Динамика курсов основных валют в 2017 году 

230

19. Глоссарий 

231

20. Библиография  

232

Ограничение ответственности

 233

Контактная информация

 234

ПОРТРЕТ КОМПАНИИ 

2

Ключевые показатели деятельности ОАО «РЖД» 

4

180-летие железных дорог в России 

6

ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДСТВА 

ОАО «РЖД» 14 

Обращение председателя совета директоров ОАО «РЖД» 

14

Обращение генерального директора —  
председателя правления ОАО «РЖД»  

16

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 

18

Новые горизонты 

18

Стратегия ОАО «РЖД»  

29

Бизнес-модель холдинга ОАО «РЖД»  

36

Перспективы развития в 2018 году 

38

Ключевые показатели эффективности 

39

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ 

40

Обзор рынка 

40

Тарифная политика 

49

Анализ операционных результатов 

56

Безопасность движения 

86

Инвестиционная деятельность 

87

Инновационное развитие 

94

Анализ финансовых результатов 

98

Ценные бумаги 

122

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 

126

Социальная политика 

128

Взаимодействие с заинтересованными сторонами 

128

Управление персоналом 

130

Производственная безопасность 

135

Охрана окружающей среды 

136

Закупочная деятельность 

139

Импортозамещение 

141

Благотворительная деятельность 

141

Содержание

Редакция годового отчета ОАО «РЖД» за 2017 год по итогам утверждения 

Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства 

Российской Федерации от 30 июня 2018 г. №1328-р).

3

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

2

Один из крупнейших 

налогоплательщиков 

В 2017 году на оплату налогов 

и страховых взносов Компания 

направила 310,9 млрд руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – крупнейший 

национальный железнодорожный перевозчик, владелец и строитель 
железнодорожной инфраструктуры общего пользования. По объемам грузовых 
и пассажирских перевозок и протяженности сети Компания входит в число мировых 
лидеров железнодорожного транспорта. 

ОАО «РЖД» оказывает полный спектр услуг в таких сферах, как грузовые перевозки, 

локомотивная тяга и инфраструктура, ремонт подвижного состава, пассажирские 
перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении, контейнерные перевозки, 
логистика, инжиниринг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 
прочие виды деятельности. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» 
является Российская Федерация. 

ОАО «РЖД» сегодня

Владелец третьей 

по протяженности 

железнодорожной сети мира 

Эксплуатационная длина железных 

дорог ОАО «РЖД» составляет 

85,5 тыс. км – это более чем 

в два раза превышает длину 

экватора. По протяженности 

электрифицированных линий железных 

дорог (43,76 тыс. км) ОАО «РЖД» 

занимает второе место в мире.

Уникальный 

высокодиверсифицированный 

холдинг

ОАО «РЖД» владеет владеет 

железнодорожной инфраструктурой 

и подвижным составом, выполняющий 

грузовые и пассажирские перевозки, 

предлагающий клиентам транспортно-

логистические, терминально-складские 

и экспедиционные услуги. В год 

ОАО «РЖД» перевозит более 1,2 млрд т 

грузов и более 1,1 млрд пассажиров.

Локомотив развития 

российского бизнеса 

Компания обеспечивает надежные 

и безопасные перевозки полезных 

ископаемых, оборудования и других 

ключевых для промышленности грузов 

практически на всей территории России, 

присутствуя в 80 из 85 субъектов 

Российской Федерации.

Активный участник глобального 

рынка железнодорожных 

перевозок 

Компания сотрудничает с Китаем, Южной 

Кореей, Казахстаном, Польшей, Германией 

и другими странами по проектам  

развития транзитного сообщения 

через территорию России. Также 

ОАО «РЖД» строит и модернизирует 

железнодорожную инфраструктуру 

в Сербии и ряде других стран.

Компания с уникальным  

опытом реализации 

масштабных проектов

Инвестиционная программа 

ОАО «РЖД» в 2017 году составила 

более 470 млрд руб. – это около 

3 % от всех инвестиций российских 

компаний в основной капитал.

Один из крупнейших 

поставщиков услуг в экономике 

Вклад ОАО «РЖД» в ВВП России 

в 2017 году составил 1,4 %.

Лучшая компания в мире 

по энергоэффективности 

грузоперевозок 

1-е место в мире 

по энергоэффективности грузовых 

перевозок.

Крупнейший  

работодатель России 

На конец 2017 года списочная 

численность персонала ОАО «РЖД» 

составляла 755 тыс. человек. Доля 

работников Компании от общего 

числа занятых в стране составляет 

около 1 %.

ПОРТ 

РЕТ 
КОМ 

ПАНИИ

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

5

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

4

Показатели

Единица 
измерения

2016 / 2017

Изменение

+/–

%

Средняя участковая скорость движения  
грузового поезда

3

км/ч

+0,3

100,7

Техническая скорость движения 
грузового поезда

км/ч

+0,3

100,6

Среднесуточная производительность  
грузового локомотива 

тыс. ткм 
брутто

+38,0

101,8

Оборот грузового вагона

сут.

0,68

104,5

Средний вес грузового поезда

т

+35,0

100,9

Средняя скорость доставки грузовых 
отправок 

км/сут

+1,0

100,3

Темпы роста производительности труда 
работников, занятых на перевозках 

+3,8 п. п. 

ПОРТ 

РЕТ 
КОМ 

ПАНИИ

Ключевые показатели деятельности ОАО «РЖД»

Груженый  

грузооборот 

Производительность труда  

на перевозочных видах деятельности

Рост реальной  

заработной платы

Отправление пассажиров –  

максимальное за 8 лет

млрд ткм

2 491,9

к 2016 году

+9,2 %

к 2016 году

+3,9 %

млн человек 

1 117,9

млрд руб.

479,5

с 2003 года

в 6,2 

млрд руб.

>5,0 

млн т

1 261,3

Инвестиционная  

программа

Снижение уровня общего 

производственного травматизма

Направлено на охрану  

и восстановление природы

Погрузка  

грузов

раза

Показатели

Единица 
измерения

2016 / 2017

Изменение

+/–

%

Погрузка

млн т

+39,0

103,2

Грузооборот всего, в том числе

млрд ткм

+178,9

106,0

без учета пробега вагонов иных 
собственников в порожнем состоянии

1

млрд ткм

+149,3

106,4

вагонов иных собственников 
в порожнем состоянии

2

млрд ткм

+29,6

104,5

Пассажирооборот, в том числе

млрд пасс.-км

–1,6

98,8

 в дальнем следовании

млрд пасс.-км

–2,4

97,4

 в пригородном сообщении

млрд пасс.-км

+0,9

102,8

Отправленные пассажиры, в том числе

млн человек

+80,9

107,8

 в дальнем следовании

млн человек

+0,8

100,8

 в пригородном сообщении

млн человек

+80,1

108,6

2016

2017

1 222,3

1 261,3

2016

2017

2 997,8

3 176,7

2016

2017

2 342,6

2 491,9

2016

2017

655,2

684,8

2016

2017

124,5

122,9

2016

2017

93,5

91,1

2016

2017

31,0

31,9

2016

2017

1 037,0

1 117,9

2016

2017

101,4

102,2

2016

2017

935,6

1 015,7

2016

2017

40,4

40,7

2016

2017

46,7

47,0

2016

2017

2 097,0

2 135,0

2016

2017

15,74

15,06

2016

2017

4 006,0

4 041,0

2016

2017

361

362

2016

2017

105,4

109,2

Далее по тексту годового отчета — «груженый грузооборот».

Далее по тексту годового отчета — «порожний грузооборот».

По данным отчетности ДО-10ВЦ.

к 2016 году

+27,4 %

к 2016 году

+3,2 %

к 2016 году

+6,4 %

к 2016 году

+7,8 %

Итоги 2017 года

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

3 277 

млн пудов, что соответствует

 52 

млн т

перевезено грузов за год

1 384 

млн т

перевезено грузов за год

Источник: Статистический сборник «Итоги перевозок грузов железными дорогами за 1901 год»

7

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

6

Железные дороги 

России

1898

летие

железных дорог
в России

2017

180-

К концу XIX века в России сложилась система 
строительства и управления железными дорогами. 
В 1893 году был введен в действие общий тариф 
для грузоперевозок, в 1894 году – единый пассажирский 
тариф. Это способствовало росту пассажиро- 
и грузооборота. Кроме того, расширение сети железных 
дорог было бы невозможно без создания отечественного 
паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного 
производства. 

Паровоз

Грузовые перевозки

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

9

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

8

Открыто движение по Николаевской (ныне Октябрьской) 

железной дороге для обеспечения сообщения между  

Санкт-Петербургом и Москвой. 

Паровоз 

летие

4

курсирующих поезда  

в сутки

180-

железных дорог
в России

Санкт-Петербург – 

Москва

Магистраль

Это была первая 
магистральная казенная 
железная дорога 
в России, положившая 
начало созданию 
железнодорожной сети 
общегосударственного 
значения. 

В 2009 году открыто регулярное скоростное движение между Москвой  

и Санкт-Петербургом. Сейчас в этом направлении курсирует в среднем 14 пар 

скоростных поездов в сутки.

Высокоскоростной поезд  

«Сапсан»

30 октября 1837 года – день официального открытия 
в Санкт-Петербурге Царскосельской железной 
дороги. Это был короткий путь протяженностью чуть 
более 26 км, по которому ходил всего один паровоз 
с восемью вагонами. Но появление этой дороги стало 
грандиозной вехой в истории транспорта, поскольку 
доказало принципиальную возможность строительства 
и круглогодичного использования железных дорог 
в российском климате.

650 

км

протяженность магистрали

часа

 34 

минуты

время в пути

1851

2017

64–84

курсирующих поезда  

в сутки

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

11

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

10

Транссибирская магистраль — железная дорога, соединяющая 

Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточ-

ными промышленными городами России. Ее строительство 

началось в 1891 году, а регулярное железнодорожное сообще-

ние было установлено в июле 1903 года. 

Паровоз

Москва –  

Владивосток 

Транссибирская магистраль

1903

летие

железных дорог
в России

Правительство Российской Федерации утвердило паспорт проекта модернизации БАМa и Транс-

сиба в 2014 году. Общий объем инвестиций в проект до 2019 года составит 562,4 млрд руб. Из них 

102,3 млрд руб. будет направлено непосредственно из государственного бюджета, 150 млрд руб. – 

из Фонда национального благосостояния, еще 310,1 млрд руб. – из собственных средств ОАО «РЖД».

Скорый поезд

2017

9 237 

км

протяженность магистрали

180-

суток

время в пути

8

курсирующих поездов  

в неделю

62

курсирующих поезда 

в неделю

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

13

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

12

летие

железных дорог
в России

Музей стал прекрасным местом для отдыха всей семьи 
и одним из обязательных пунктов туристической програм-
мы в Санкт-Петербурге. Всего в 2017 году в музее побывало 
более 138 тыс. посетителей, а его сотрудники провели более 
400 экскурсий.

Музей  

железных дорог 

России

30 октября 2017 года – в год 180-летия 

российских железных дорог – в Санкт-
Петербурге был торжественно открыт 
Музей железных дорог России, 
современный многофункциональный 
музейный комплекс вблизи Балтийского 
вокзала. Место выбрано в память 

о запуске из Санкт-Петербурга в Царское 
Село первого пассажирского поезда, 
положившего начало железнодорожному 

сообщению в России. 

Задуманный как универсальный музей, комплекс располагается 
на площади более чем 57 тыс. кв. м, включая как открытые, так 
и закрытые кровлей площадки. Основу уникальной коллекции 
составляют 28 тыс. экспонатов музейного фонда, 38 интерак-
тивных и мультимедийных инсталляций и натурные образцы 
подвижного состава в количестве более 100 единиц. 

По своим характеристикам новый музей входит в число самых 
крупных и современных железнодорожных музеев Европы, а 
использование в его экспозиции уникальных интерактивных и 
мультимедийных инсталляций позволяет считать его един-
ственным в своем роде. Особенностью проекта является соче-
тание вновь отстроенных зданий и сооружений с историческим 
корпусом локомотивного депо бывшей Балтийской железной 
дороги.

Посетители экспозиции могут увидеть тщательно отремон-
тированные локомотивы, вагоны и специальную технику на 
железнодорожном ходу. Некоторые образцы сохранились лишь 
в одном экземпляре. Среди особых экспонатов – единственный 
уцелевший в мире паровоз серии С, а также артиллерийская 
установка ТМ 3–12 (уникальная сверхтяжелая железнодорожная 
артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора 
«Императрица Мария»), первый в истории России разрез-
ной макет, построенный на базе действовавшего паровоза 
Эр 791-81, служебный вагон Китайско-Восточной железной 
дороги с подлинным интерьером и мобильный «Ядерный щит» 
(боевой железнодорожный ракетный комплекс, не имеющий 
аналогов в мире, с макетом баллистической ракеты). 

180-

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

14

15

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

ОБРАЩЕНИЕ 

РУКОВОДСТВА 

ОАО «РЖД»

Обращение председателя  

совета директоров ОАО «РЖД» 

В 2017 году ОАО «РЖД» успешно реализованы основные поставленные задачи. 

Компания обеспечила выполнение финансово-экономических и объемных 
показателей, значительно нарастив объемы грузооборота, транзитных 

и контейнерных перевозок. Объем выручки по итогам года превысил 1,69 трлн руб. 

при рекордном объеме погрузки – более 1 260 млн т. Существенно увеличен и объем 
пассажирских перевозок – железнодорожным транспортом в отчетном году было 
перевезено более 1,1 млрд пассажиров. 

Общий объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» 
в 2017 году превысил 470 млрд руб. В соответствии с утвер-
жденными графиками Компанией реализовывался ряд 
масштабных задач и проектов: развитие железнодорожной 
инфраструктуры Московского транспортного узла, расширение 
мощностей Байкало-Амурской и Транссибирской железнодо-
рожных магистралей, развитие инфраструктуры подходов  
к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, 
также было запущено движение поездов по новой железнодо-
рожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск. 

Надежность и постоянно подтверждаемый успешными проек-
тами уровень качества – залог успеха и конкурентоспособности 
ОАО «РЖД» и в России, и на мировом рынке. 

Свой вклад в обеспечение достижения высоких результатов 
внесло и эффективное взаимодействие совета директоров, 
комитетов совета директоров и руководства ОАО «РЖД». 

Результаты 2017 года достигнуты в условиях быстрых изме-
нений в технологиях, продуктах и услугах, которые сегодня 
начинают успешно использоваться на российских железных 
дорогах.

Внедрение новых сервисов как для грузоотправителей, 
так и для пассажиров, разработка и применение новых техно-
логий позволят вывести железные дороги на новый качествен-
ный уровень. 

Уважаемые партнеры и коллеги!

А. В. Дворкович

Председатель  

совета директоров ОАО «РЖД»

Все эти задачи должны быть приоритетно включены в проект 
Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. 

Учитывая вышеуказанные задачи развития Компании, Прави-
тельство Российской Федерации в конце 2017 года одобрило 
подходы к долгосрочному тарифному регулированию в обла-
сти железнодорожного транспорта.

Также нельзя забывать и о работниках ОАО «РЖД». Более 
миллиона российских граждан трудятся на железнодорожном 
транспорте. Нынешнее поколение железнодорожников достой-
но продолжает славные традиции работников железнодорож-
ной отрасли, главная из которых – умение широко мыслить 
и последовательно воплощать в жизнь самые сложные планы. 
Только такое отношение к делу – надежный фундамент для бу-
дущих, еще более амбициозных проектов.

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

16

17

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

О. В. Белозёров

Генеральный директор —  

председатель правления ОАО «РЖД»

ОБРАЩЕНИЕ 

РУКОВОДСТВА 

ОАО «РЖД»

Положительные результаты достигнуты во многом благодаря 
выполнению масштабных мероприятий по модернизации 
инфраструктуры. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» 
в 2017 году составила более 470 млрд руб. В полном соответ-
ствии с графиком Компания вела реализацию приоритетных 
проектов: развитие подходов к портам Азово-Черноморского 
бассейна и Московского транспортного узла, модернизация 
БАМа и Транссиба. На год раньше срока открыто движение 
по новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово. 
Все это – взаимосвязанные мероприятия по укреплению транс-
портного каркаса России как основы ее движения вперед.

Принятые государственные решения о введении целевой ин-
вестиционной надбавки в размере 2 % на снятие инфраструк-
турных ограничений позволили нам на четверть увеличить 
программу капитального ремонта инфраструктуры. Надбавка 
была предоставлена под наши обязательства улучшить ключе-
вые технологические показатели, и мы их выполнили.

Год прошел под знаком рационального управления расходами 
и реализации всеобъемлющих мер по повышению эффектив-
ности работы. В результате нам удалось оптимизировать затра-
ты на 67 млрд руб. и удержать рост себестоимости перевозок 
на уровне 0,9 %.

Компания гордится результатами в области производитель-
ности труда, рост которой в 2017 году составил свыше 9 %, 
а за последние шесть лет – 45 %. Дважды проиндексирована 
заработная плата работников. В полном объеме выполнены 
обязательства Коллективного договора – одного из лучших 
в стране.

2017 год в России был объявлен Годом экологии. Мы как круп-
нейшая инфраструктурная компания приняли самое деятель-
ное участие в его проведении. ОАО «РЖД» направило более 
5 млрд руб. на сохранение и возрождение родной природы. 
Общество по достоинству оценило наши усилия: Компания 
стала победителем XIII Всероссийского конкурса «Лидер при-
родоохранной деятельности – 2017» в номинации «За экологи-
ческую ответственность».

Уважаемые партнеры и коллеги! 

Компания «Российские железные дороги», руководствуясь 
принципом социальной ответственности, опираясь на профес-
сионализм коллектива и выверенные решения, продолжит по-
ступательное развитие и всегда будет надежным фундаментом 
уверенного движения России к стабильности и процветанию.

Уважаемые партнеры и коллеги!

2017 год для холдинга «РЖД» особенный. 180 лет назад, в 1837 году,  

начала функционировать первая в России железная дорога,  
соединившая Санкт-Петербург и Царское Село.

На протяжении всей своей истории отрасль неизменно акку-
мулировала передовые инженерные решения, прогрессивные 
управленческие и производственные технологии, профес-
сиональные компетенции. Самоотверженный труд на благо 
страны и ее граждан – основная черта железнодорожников. 
Современное поколение с честью продолжает заложенные 
традиции. Сегодня «Российские железные дороги» уверенно 
входят в число мировых лидеров по ключевым производствен-
ным показателям – грузонапряженности, объему перевозок, 
участковой скорости, энергоэффективности и экологичности.

Благодаря слаженной и эффективной работе всего многоты-
сячного коллектива 2017 год стал для Компании успешным, 
что в первую очередь отразилось на финансово-экономических 
показателях деятельности. Доходы ОАО «РЖД» составили 
почти 1,7 трлн руб., а чистая прибыль по российским стандар-
там бухгалтерского учета – 17,5 млрд руб., что выше уровня 
предыдущего года в 2,7 раза.

На фоне позитивных тенденций в экономике Российские 
железные дороги перевезли 1 261,3 млн т грузов – на 3,2 % 
больше, чем годом ранее. Еще заметнее – на 6,4 % – вырос 
груженый грузооборот. Он стал рекордным за всю новейшую 
историю России, увеличившись в сравнении с 1992 годом 
на 26,7 %. Значительно выросли транзитные (+16,1 %) и контей-
нерные перевозки (+17,4 %).

Предложив новое качество услуг, мы смогли существен-
но увеличить объем пассажирских перевозок. Отправлено 
1 117,9 млн человек, что не просто выше уровня 2016 года 
на 7,8 % – это самый высокий показатель за последние во-
семь лет.

Отвечая запросам пассажиров, мы увеличили глубину прода-
жи билетов. Теперь проездные документы можно оформить 
за 90 дней до начала поездки. Это поможет заблаговременно 
планировать путешествия и отдых наших граждан.

Заметно вырос спрос на услуги дневных и скоростных по-
ездов, растет популярность «Сапсан», «Аллегро», «Стриж», 
«Ласточка». Продолжается системная работа по организации 
мультимодальных перевозок – за год мы запустили более 
70 маршрутов по схеме «поезд плюс автобус».

Цифровые технологии стремительно становятся неотъемле-
мой составляющей облика железных дорог. WiFi в поездах 
и на вокзалах, мобильные приложения, современные способы 
оплаты, электронные билеты, поездной медиапортал, бонус-
ные программы – реальность сегодняшнего дня.

Продолжена целенаправленная работа по созданию комфорт-
ных условий для поездок маломобильных граждан. На 81 же-
лезнодорожном вокзале созданы специализированные службы 
помощи, жизнь показала их высочайшую востребованность.

Обращение генерального директора — 

председателя правления ОАО «РЖД» 

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

18

19

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  

ОТЧЕТ

Новые горизонты

Компания реализует масштабные проекты развития железнодорожной сети, имеющие 

общегосударственное значение. Их главные цели – содействие развитию российской 
экономики, снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети, 
повышение безопасности, скорости и надежности перевозок.

Развитие и обновление инфраструктуры железнодорожного 
транспорта – необходимое условие сбалансированного экономи-
ческого развития страны, формирования внутренней произ-
водственной базы, реализации промышленного потенциала, 

расширения внешнеэкономических связей, целостности и без-
опасности государства. Реализация инвестиционной программы 
является одним из направлений достижения стратегических 
целей и задач Компании.

Инвестиции Компании в рамках стратегических задач в первую 
очередь будут направлены на проекты развития железнодо-
рожной сети, имеющие общегосударственное значение. Задачу 
увеличения перевозок грузов и привлечения дополнительной 
грузовой базы в долгосрочном периоде невозможно решить 
без комплексных проектов развития пропускных и провозных 
способностей железнодорожной инфраструктуры.

Безусловным приоритетом развития ОАО «РЖД» на ближайшую 
перспективу станет принцип опережающего развития транс-
портной инфраструктуры. Помимо этого, высокими темпами 
необходимо развивать скоростное и высокоскоростное движе-
ние, так как к 2025 году ежегодный пассажиропоток скоростных 
поездов приблизится к 25 млн человек. 

Помимо развития железнодорожной инфраструктуры, Ком-
пания сконцентрирует инвестиционные ресурсы на проектах 
обновления основных фондов. Будут выполнены работы по ре-
конструкции путей, обновлению устройств автоматики и теле-
механики, устройств электроснабжения и другие.

В 2017 году Компанией подготовлена долгосрочная програм-
ма развития до 2025 года. Суммарные инвестиции в развитие 
железнодорожного транспорта на горизонте до 2025 года 
превысят 7,5 трлн руб. Среднесрочная Инвестиционная програм-
ма ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы представляет собой первый 
этап реализации масштабных инвестиционных планов в рамках 
долгосрочной программы развития.

На 2018 год общий объем инвестиционной программы 
ОАО «РЖД» составит 549,6 млрд руб. В том числе на реализа-
цию 10 проектов, связанных с выполнением поручений Пре-
зидента Российской Федерации и Правительства Российской 
Федерации, в 2018 году планируется направить 211,2 млрд руб. 
(порядка 38 % от общего объема инвестиционной программы).

В первом полугодии 2018 года РЖД проведет корректировку 
инвестпроектов в соответствии с новыми задачами, обозначен-
ными в послании Президента России Федеральному собранию 
от 1 марта 2018 года. 

Также в инвестиционной программе ОАО «РЖД» предусмотрено 
9,9 млрд руб. на предпроектные и проектные работы в 2018 году 
по собственным проектам Компании, направленным на разви-
тие железнодорожной инфраструктуры до 2025 года.

В 2018 году планируется направить 99,6 млрд руб. на реали-
зацию проектов, связанных с безопасностью. Проекты в этой 
сфере направлены на обеспечение безопасности жизнедеятель-
ности (включая транспортную и пожарную безопасность, обнов-
ление объектов гражданской обороны), а также на обеспечение 
технологической устойчивости производственного процесса, 
повышение безопасности движения и поддержание существую-
щей пропускной способности.

В общей сложности в 2018 году на реализацию проектов и ме-
роприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограни-
чений, в инвестиционной программе Компании предусмотрено 
108,3 млрд руб.

Компания планирует реализовать проекты, связанные с по-
вышением транспортной доступности для населения страны, 
которые включают мероприятия по развитию инфраструктуры 
пригородного пассажирского комплекса, а также реконструк-
цию вокзальных комплексов дальнего сообщения. На их реали-
зацию в 2018 году планируется направить 9,6 млрд руб.

Мероприятия Компании по обновлению подвижного состава 
направлены на уменьшение уровня износа техники, повыше-
ние производительности и безопасности работы подвижного 
состава. На реализацию данных мероприятий в 2018 году пре-
дусмотрено 102,3 млрд руб. Еще 8,7 млрд руб. будут направле-
ны на реализацию прочих проектов, в том числе по внедрению 
ресурсосберегающих технологий и развитию социальной 
сферы.

объем инвестиционной программы 

ОАО «РЖД» на 2018 год

549,6 

млрд руб.

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

20

21

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

Перспективные 

проекты

Модернизация железнодорожной инфраструктуры 

БАМа и Транссиба 

Развитие и обновление железнодорожной 

инфраструктуры на подходах к портам Азово-
Черноморского бассейна 

Развитие Московского транспортного узла (МТУ)

Модернизация железнодорожной  

инфраструктуры на подходах  

к портам Северо-Западного бассейна

Строительство высокоскоростной железнодорож-
ной магистрали «Москва – Казань»

Развитие участка Междуреченск –  
Тайшет Красноярской железной дороги

Организация диаметрального внутригородского 

железнодорожного движения в МТУ

Создание Северного железнодорожного  

широтного хода

Обход Саратовского транспортного узла

Строительство железнодорожной линии  
Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского

Электрификация участка Ртищево – Кочетовка 

Электрификация направления Ожерелье –  
Узловая – Елец

Развитие Пермского железнодорожного узла 
со строительством мостового перехода

Развитие направления Пермь – Соликамск

Санкт-Петербург

Москва

Вологда

Ярославль

Киров

Пермь

Екатеринбург

Тюмень

Омск

Новосибирск

Барнаул

Красноярск

Тайшет

Иркутск Улан-Удэ

Наушки

Чита

Забайкальск

Сковородино

Белозерск

Хабаровск

Уссурийск

Совгавань

Южно-

Сахалинск

Комсомольск-на-Амуре

Владивосток

Тында

Нерюнгри

Братск

Усть-Кут

Нижний Новгород

Воронеж

Ростов-на-Дону

Новороссийск

Липецк

Казань

Пенза

Самара Уфа

Челябинск

Курган

Петропавловск

25

7,5

млн человек

трлн руб. 

Более

ежегодный пассажиропоток 

скоростных поездов 

в 2025 году

суммарные инвестиции 

в развитие железнодорожного 

транспорта до 2025 года

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Мурманск

Владивосток

Южно-

Сахалинск

Архангельск

Москва

Ростов-на-Дону

Владивосток

Южно-Сахалинск

Ростов-на-Дону

Мурманск

Архангельск

Москва

22

23

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

Приоритетные инвестиционные проекты 2018 года

Данный раздел включает в себя приоритетные, наиболее капиталоемкие 

инвестиционные проекты ОАО «РЖД». Они финансируются за счет собственных 

средств Компании, Фонда национального благосостояния (ФНБ), средств федерального 
бюджета и средств г. Москвы. Объемы финансирования инвестиционных проектов 
указаны согласно утвержденной советом директоров Компании среднесрочной 
Инвестиционной программе ОАО «РЖД».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ 

ИНФРАСТРУКТУРЫ БАМА И ТРАНССИБА

РАЗВИТИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ 

ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПОДХОДАХ К ПОРТАМ 

АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА 

РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО 

ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА (МТУ)

86,2 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

42,1 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

31,1 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

Цель инвестиционного проекта – развитие и обновление 
железнодорожной инфраструктуры для увеличения 
провозной способности в направлении морских портов 
и пограничных переходов Дальнего Востока. За шесть лет 
она должна вырасти в 1,5 раза, до 180 млн т. Контейнеры 
будут доставляться от Владивостока до западной границы 
России за 7 дней. 

Общая стоимость проекта составляет 562,4 млрд руб. 
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год 
запланировано финансирование в размере 86,2 млрд руб., 
в том числе 41 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», 
45,2 млрд руб. – средства Фонда национального 
благосостояния (ФНБ).

Значительная доля в объемах железнодорожных перевозок 
грузов в Южном регионе приходится на поставки грузов 
в порты Азово-Черноморского бассейна. Рост грузооборота 
портов Южного региона во многом будет обусловлен 
развитием глубоководного морского порта Тамань, 
в границах которого уже построен нефтяной терминал 
ОАО «Таманьнефтегаз», а также созданием сухогрузного 
района для навалочных, зерновых, контейнерных и других 
грузов.

Общая стоимость проекта составляет 155 млрд руб. 
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год 
запланировано финансирование в размере 42,1 млрд руб., 
в том числе 22 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», 
20,1 млрд руб. – средства федерального бюджета.

Открытие регулярного пассажирского движения 
на Московском центральном кольце (далее – МЦК) 
в 2016 году стало значимым событием для Московского 
региона. Всего в 2016 и 2017 годах перевезено 138 млн 
пассажиров. При этом пассажиропоток продолжает расти. 
Уже сейчас очевидна необходимость дальнейшего развития 
МЦК: увеличения пропускной и провозной способностей, 
сокращения интервалов и, как следствие, развития 
пассажирской и железнодорожной инфраструктуры.

Общая стоимость проекта составляет 155 млрд руб. 
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год 
запланировано финансирование в размере 31,1 млрд руб., 
в том числе 12,1 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», 
14,6 млрд руб. – средства федерального бюджета, 
4,4 млрд руб. – средства Правительства г. Москвы

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ 

ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПОДХОДАХ К ПОРТАМ 

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО БАССЕЙНА

17 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

Цель проекта – освоение прогнозируемого объема перевозок 
грузов на подходах к портам Северо-Западного бассейна 
в объеме 145,6 млн т. Планируется реализовать мероприятия 
по развитию участка Волховстрой – Мурманск в целях 
развития пропускных способностей на дальних подходах 
к порту Мурманск.

Общая стоимость проекта составляет 253,6 млрд руб. 
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год 
запланировано финансирование в размере 17 млрд руб. 
за счет средств ОАО «РЖД».

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Москва

24

25

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

2,7 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

5,1 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

6,8 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

16,4 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

Москва

Владимир

Нижний Новгород

Чебоксары

Казань

Красноярск

Екатеринбург

СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ  

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ  

«МОСКВА – КАЗАНЬ»

РАЗВИТИЕ УЧАСТКА МЕЖДУРЕЧЕНСК – ТАЙШЕТ 

КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАМЕТРАЛЬНОГО 

ВНУТРИГОРОДСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО 

ДВИЖЕНИЯ В МТУ

Строительство высокоскоростной железнодорожной маги-
страли по маршруту Москва – Казань (ВСМ Москва –  
Казань) – пилотный проект высокоскоростного сообщения 
в России. Магистраль Москва – Казань должна стать первым 
участком нового транзитного коридора «Евразия». В средне-
срочной перспективе предполагается ее продление до Ека-
теринбурга, а в более отдаленной – до Пекина на востоке 
и Берлина на западе.

При реализации инвестиционного проекта время следования 
между Москвой и Казанью сократится в 4 раза, с 14 до 3,5 ч, 
а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью – 
в 7 раз, с 10,5 до 1,5 ч. Среднее время в пути между столи-
цами регионов составит 1 ч. Ежегодный пассажиропоток 
в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 млн 
человек, а к 2030 году достигнет 17 млн человек.

Общая стоимость проекта прогнозируется на уровне 
1 288,9 млрд руб. Инвести ционной программой ОАО «РЖД» 
на 2018 год запланировано финансирование в размере 
16,4 млрд руб., в том числе 16,3 млрд руб. – средства 
ОАО «РЖД», 100 млн руб. – средства федерального бюджета.

Проект призван обеспечить к 2020 году перевозку грузов 
со строящейся железнодорожной линии Кызыл – Курагино 
в объеме 15 млн т, в том числе вывоз угля из Элегестского 
каменноугольного месторождения в объеме 12 млн т в на-
правлении портов Дальнего Востока. Необходимая пропуск-
ная способность участка составит 45 пар поездов в сутки 
в восточном направлении и 32 пары в западном. 

Общая стоимость проекта составляет 45,6 млрд руб. Инве-
стиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год запланиро-
вано финансирование в размере 6,8 млрд руб., в том числе 
1,7 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», 5 млрд руб. – средства 
федерального бюджета.

Цель проекта – увеличение пропускной способности и пас-
сажиропотока в Московском транспортном узле за счет диа-
метрального внутригородского железнодорожного движения 
в соответствии с актуализированной Генеральной схемой 
Московского железнодорожного узла. 

Общая стоимость проекта прогнозируется на уровне 
155,4 млрд руб. Инвес ти ционной программой ОАО «РЖД» 
на 2018 год запланировано финансирование в разме-
ре 5,1 млрд руб., в том числе 0,4 млрд руб. – средства 
ОАО «РЖД», 4,7 млрд руб. – средства г. Москвы. 

СОЗДАНИЕ СЕВЕРНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО 

ШИРОТНОГО ХОДА

Цель проекта – создание железнодорожного широтного 
направления, соединяющего Северную и Свердловскую 
железные дороги. Путь станет элементом Арктической 
транспортной системы и инфраструктуры, которая сократит 
протяженность транспортных маршрутов от месторождений 
в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, 
Белого, Баренцева и Карского морей и будет способствовать 
развитию Арктической зоны Российской Федерации. Реали-
зация проекта осуществляется в соответствии с поручениями 
Президента Российской Федерации. Прогнозируемые объемы 
отправления грузов железнодорожным транспортом со стан-
ций севера Уральского федерального округа к 2025 году 
достигнут 50 млн т (+12 млн т к уровню 2015 года).

Общая стоимость проекта прогнозируется на уровне 
235,9 млрд руб. Инвес ти ционной программой ОАО «РЖД» 
на 2018 год запланировано финансирование в размере 
2,7 млрд руб. за счет средств ОАО «РЖД».

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

26

27

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

738 

млн руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

760 

млн руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

1,7 

млрд руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

Москва

Саратов

Мурманск

Владивосток

Южно-

Сахалинск

Архангельск

Москва

Ростов-на-Дону

Москва

Тамбов

Воронеж

Ожерелье

Елец

Узловая

ОБХОД САРАТОВСКОГО  

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА 

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ 

СЕЛИХИН – НЫШ С ПЕРЕХОДОМ ПРОЛИВА 

НЕВЕЛЬСКОГО 

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ УЧАСТКА РТИЩЕВО – 

КОЧЕТОВКА 

Для минимизации рисков грузооборота в направлении Азово-
Черноморских портов дополнительно к мероприятиям про-
екта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструк-
туры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» 
необходимо выполнить работы по строительству западного 
обхода Саратовского узла.

В рамках первого этапа стоимость проекта оценивается 
в 25,9 млрд руб. Точные параметры реализации второго этапа 
необходимо рассматривать по результатам актуализации 
грузовой базы портов Азово-Черноморского бассейна. Инвес-
ти ционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год запланирова-
но финансирование проекта в размере 1,7 млрд руб. за счет 
средств ОАО «РЖД».

Трассу новой железнодорожной линии предлагается проло-
жить от станции Селихин на участке Комсомольск- 
на-Амуре – Ванино до мостового перехода через пролив 
Невельского и затем по о. Сахалин до станции Ныш. Общая 
протяженность новой железнодорожной линии от станции 
Селихин на материке до станции Ныш на острове составит 
585 км, включая мост длиной 6 км.

Строительство железнодорожной  
линии Селихин – Ныш позволит:

 



развить мощности существующих портов на о. Сахалин;

 



создать дополнительные возможности для перевалки 
транзитных грузов из Казахстана и Монголии;

 



реализовать проекты по разработке месторождений 
полезных ископаемых в зоне тяготения новой железнодо-
рожной линии;

 



существенно повысить уровень развития экономики Саха-
линской области и всего Дальневосточного региона.

Общая стоимость проекта прогнозируется на уровне 
386,6 млрд руб. Инвес тиционной программой ОАО «РЖД» 
на 2018 год запланировано финансирование в размере 
1 млрд руб. за счет средств ОАО «РЖД».

Цель проекта – сокращение эксплуатационных затрат 
за счет снижения расходов на топливно-энергетические 
ресурсы, сокращения времени следования грузовых поездов 
и ускорения срока доставки грузов, увеличения провозной 
способности участка Ртищево – Кочетовка. К 2025 году, 
в соответствии с Генеральной схемой развития сети 
железных дорог ОАО «РЖД», по железнодорожному участку 
Ртищево – Кочетовка будут проходить до 39 пар грузовых 
поездов в сутки.

Общая стоимость проекта прогнозируется на уровне 
15,8 млрд руб. Инвестиционной программой ОАО «РЖД» 
на 2018 год запланировано финансирование в размере 
760 млн руб. за счет средств ОАО «РЖД».

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОЖЕРЕЛЬЕ – 

УЗЛОВАЯ – ЕЛЕЦ

Цель проекта – переключение 27 пар пассажирских поездов 
с Казанского на Павелецкое направление Московской желез-
ной дороги и увеличение пропускной способности по пасса-
жирским поездам на участке Узловая – Елец до 65 пар.

Общая стоимость проекта оценивается в 18,5 млрд руб. Инве-
стиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год запланиро-
вано финансирование в размере порядка 738 млн руб. за счет 
средств ОАО «РЖД».

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

28

29

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

337 

млн руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

423 

млн руб.

финансирование проекта  
в 2018 году 

Владивосток

Южно-

Сахалинск

Пермь

Москва

Владивосток

Южно-

Сахалинск

Пермь

Москва

РАЗВИТИЕ ПЕРМСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО 

УЗЛА СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ МОСТОВОГО 

ПЕРЕХОДА

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ  

ПЕРМЬ – СОЛИКАМСК 

Проектом предусматривается проектирование и строительство 
нового железнодорожного обхода г. Перми, включая сооруже-
ние железнодорожного мостового перехода через реку Каму 
и строительство двухпутного электрифицируемого обхода 
протяженностью 25 км. Пропускная способность нового желез-
нодорожного обхода ориентировочно составит 61 пару поездов 
параллельного графика.

Общая стоимость проекта оценивается в 15,7 млрд руб. Инве-
стиционной программой ОАО «РЖД» на 2018 год запланиро-
вано финансирование в размере 423 млн руб. за счет средств 
ОАО «РЖД».

Цель проекта – освоение возрастающих объемов перевозок 
грузов на направлении Соликамск – Пермь-Сортировочная. 
Проект находится на стадии согласования параметров при-
частными подразделениями. 

Стоимость проекта оценивается в 13,7 млрд руб. Инвестици-
онной программой ОАО «РЖД» на 2018 год запланировано 
финансирование в размере порядка 337 млн руб. за счет 
средств ОАО «РЖД».

Стратегия развития 

до 2030 года

Стратегия развития холдинга «РЖД» 
до 2030 года (далее – Стратегия 
холдинга «РЖД»), определяющая 
цели и задачи развития Холдинга, 
его ключевые приоритеты и проекты 
долгосрочного развития, утверждена 
советом директоров ОАО «РЖД» 
в декабре 2013 года. Миссия холдинга 
«РЖД» реализуется через достижение 
к 2030 году стратегических целей 
по пяти ключевым направлениям. 

Миссия 

Миссия холдинга «РЖД» 
заключается в эффективном 
развитии конкурентоспособного 
на российском и мировом рынках 
транспортного бизнеса, ядром 
которого является эффективное 
выполнение задач национального 
железнодорожного перевозчика 
грузов и пассажиров и владельца 
железнодорожной инфраструктуры 
общего пользования.

Стратегия ОАО «РЖД» 

ТРАНСПОРТНО-
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ЗАРУБЕЖНАЯ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ПАССАЖИРСКИЕ 
ПЕРЕВОЗКИ

СОЦИАЛЬНАЯ 
ПОЛИТИКА 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ 
ПЕРЕВОЗКИ 
И ИНФРАСТРУКТУРА

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ 

ПРИОРИТЕТЫ 

И ЦЕЛИ 

ПО КЛЮЧЕВЫМ 

НАПРАВЛЕНИЯМ

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

30

31

Годовой отчет – 2017

Российские железные дороги

Транспортно-логистические  

услуги

Стратегическим приоритетом развития данного направления является формирование 
диверсифицированной продуктовой корзины с переходом от оказания преимущественно 
услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг по принципу 
«от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, 
а также с формированием глобальных логистических цепочек. 

Пассажирские  

перевозки

Стратегические приоритеты развития данного направления – оптимизация маршрутной сети 
и расписания поездов, повышение скоростей, использование инновационного подвижного состава, 
совершенстование продуктового предложения, цифровизация клиентских сервисов и бизнес-
процессов, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих сферах. 
Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных 
перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений. 

Стратегические цели до 2030 года:

Стратегические цели до 2030 года:

сохранить лидирующие 
позиции в сфере грузовых 
железнодорожных 
перевозок в Европе, 
повысить привлекательность 
железнодорожного транспорта 
для клиентов, увеличить 
перевозки грузов к 2030 году 
на 500–800 млн т;

обеспечить эффективное 
обслуживание глобальных 
цепочек поставок 
крупнейших российских 
и международных клиентов, 
расширить перевозочный 
и логистический бизнес 
на евроазиатском 
пространстве.

войти в топ-5 компаний 
Европы по объему 
логистического бизнеса, 
увеличить долю 
транспортно-логистических 
услуг в портфеле Холдинга 
до 25 %;

повысить уровень 
удовлетворенности клиентов 
за счет повышения качества 
услуг при сохранении 
конкурентоспособной 
стоимости перевозок;

реализовать проекты развития 
скоростных и высокоскоростных 
перевозок, обеспечить перевозку 
пассажиров с новым уровнем 
скоростей до 20 % в структуре 
пассажирооборота к 2030 году.

обеспечить сохранение существующей 
доли в пассажирообороте транспортной 
системы России, увеличить к 2030 году 
пассажирооборот в пригородном 
сообщении в 1,8–2,2 раза, в дальнем 
и межрегиональном сообщении –  
в 1,3–1,7 раза;

Портрет Компании

Обращение руководства ОАО «РЖД»

Стратегический отчет

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..