годовой отчет 2007
ОАО «РЖД»
81
количество пострадавших от несчастных случаев в
2007 г. по сравнению с 2006 г. снижено на 1%. Основны-
ми видами происшествий, приведших к травмированию
работников со смертельным исходом, стали наезд
подвижного состава, поражение электрическим током,
падение с высоты и дорожно-транспортные происше-
ствия.
В ОАО «РЖД» проводится работа по снижению указан-
ных рисков. Создаются системы оповещения о прибли-
жении подвижного состава к бригадам, работающим на
путях, разрабатываются новые технологии по ремонту
и содержанию железнодорожного пути и устройств
электроснабжения. В проект норм бесплатной выдачи
средств индивидуальной защиты включены защитные
костюмы от термического воздействия электрической
дуги и наведенного напряжения и так далее.
Также одним из важнейших направлений в работе
по улучшению условий труда, профилактике производ-
ственного травматизма и профессиональной заболевае-
мости является аттестация рабочих мест по условиям
труда. За 5 лет аттестация на железнодорожном
транспорте была проведена на 520 тыс. рабочих мест.
Для планирования работы по аттестации рабочих мест
и приведению их в соответствие с требованиями норм
охраны труда на железных дорогах и в дирекциях
ОАО «РЖД» утверждены планы-графики проведения
аттестации рабочих мест на 2008-2012 гг. и планы-
графики приведения рабочих мест с устранимыми
вредными факторами в соответствие с требованиями
норм на 2008-2010 гг.
Одним из эффективных способов снижения влияния
опасных или вредных производственных факторов
на рабочих местах мы считаем применение средств
индивидуальной защиты (СИЗ). В 2007 г. на приобрете-
ние спецодежды, спецобуви и других СИЗ израсходовано
2,3 млрд руб. В Компании действует Положение о по-
рядке обеспечения работников железных дорог – филиа-
лов ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты
на всех уровнях, в том числе и профсоюзами. В 2007 г.
разработан проект новых «Типовых норм бесплатной
выдачи сертифицированной специальной одежды, специ-
альной обуви и других средств индивидуальной защиты
работникам железнодорожного транспорта Российской
Федерации».
Обучение, профессиональная подготовка, а также
информационно-разъяснительная работа в области
охраны труда являются одним из направлений превен-
тивных мероприятий по снижению производственного
травматизма. Только в прошедшем году в обучающих
организациях прошли обучение по охране труда более
13 тыс. руководителей и специалистов железных до-
рог и других филиалов. Для обучения по охране труда
разработаны и утверждены Примерные учебные планы
и программы обучения по охране труда работников
ОАО «РЖД», которые устанавливают требования
к уровню знаний для каждой категории рабочих и руко-
водителей.
В настоящее время в Компании действует около 200
нормативных и организационно-методических докумен-
тов по охране труда.
Важная роль в проведении обучения и организации про-
верки знаний по охране труда работников в ОАО «РЖД»
отведена «Вагонам охраны труда», оснащенным совре-
менными автоматизированными обучающими комплек-
сами. В настоящее время все железные дороги имеют
такие вагоны. Курсирование вагонов проводится по гра-
фикам, утверждаемым главными инженерами дорог для
работы на линейных станциях и удаленных участках.
Управление проводит работу по совершенствованию
и внедрению новых форм обучения с использованием
информатизационных систем, современных обучающих
комплексов и мультимедийных программ.
В общероссийской периодической печати, региональ-
ных и местных изданиях на постоянной основе публи-
куется информация по вопросам охраны труда
в Компании.
Охрана окружающей
среды
Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осущест-
вляется в соответствии с природоохранным законода-
тельством Российской Федерации и отраслевыми эколо-
гическими программами.
Целью экологической политики ОАО «РЖД» является
формирование общей стратегии и принципов обеспече-
ния экологически безопасной хозяйственной деятельно-
сти филиалов ОАО «РЖД».
Основой экологической политики ОАО «РЖД» являются:
1) внедрение эффективных ресурсосберегающих приро-
доохранных технологий и экологичных материалов;
2) повышение экологической безопасности, инвестици-
онной привлекательности и конкурентоспособности
ОАО «РЖД» по сравнению с другими видами транс-
порта за счет:
— снижения выбросов вредных веществ в атмосферу;
— сокращения сбросов загрязненных сточных вод
в поверхностные водные объекты;
— уменьшения объемов образования производствен-
ных отходов;
3) рациональное использование природных ресурсов;
4) снижение риска возникновения аварийных ситуаций
в технологических процессах производства, при
перевозке опасных грузов и их хранении на складах;
5) повышение оперативности при ликвидации экологи-
ческих последствий аварийных ситуаций;