ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год - часть 5

 

 

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

81

количество пострадавших от несчастных случаев в 
2007 г. по сравнению с 2006 г. снижено на 1%. Основны-
ми видами происшествий, приведших к травмированию 
работников со смертельным исходом, стали наезд 
подвижного состава, поражение электрическим током, 
падение с высоты и дорожно-транспортные происше-
ствия. 

В ОАО «РЖД» проводится работа по снижению указан-
ных рисков. Создаются системы оповещения о прибли-
жении подвижного состава к бригадам, работающим на 
путях, разрабатываются новые технологии по ремонту 
и содержанию железнодорожного пути и устройств 
электроснабжения. В проект норм бесплатной выдачи 
средств индивидуальной защиты включены защитные 
костюмы от термического воздействия электрической 
дуги и наведенного напряжения и так далее.

Также одним из важнейших направлений в работе  
по улучшению условий труда, профилактике производ-
ственного травматизма и профессиональной заболевае-
мости является аттестация рабочих мест по условиям 
труда. За 5 лет аттестация на железнодорожном 
транспорте была проведена на 520 тыс. рабочих мест. 
Для планирования работы по аттестации рабочих мест 
и приведению их в соответствие с требованиями норм 
охраны труда на железных дорогах и в дирекциях  
ОАО «РЖД» утверждены планы-графики проведения 
аттестации рабочих мест на 2008-2012 гг. и планы-
графики приведения рабочих мест с устранимыми 
вредными факторами в соответствие с требованиями 
норм на 2008-2010 гг. 

Одним из эффективных способов снижения влияния 
опасных или вредных производственных факторов  
на рабочих местах мы считаем применение средств 
индивидуальной защиты (СИЗ). В 2007 г. на приобрете-
ние спецодежды, спецобуви и других СИЗ израсходовано 
2,3 млрд руб. В Компании действует Положение о по-
рядке обеспечения работников железных дорог – филиа-
лов ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты 
на всех уровнях, в том числе и профсоюзами. В 2007 г. 
разработан проект новых «Типовых норм бесплатной 
выдачи сертифицированной специальной одежды, специ-
альной обуви и других средств индивидуальной защиты 
работникам железнодорожного транспорта Российской 
Федерации». 

Обучение, профессиональная подготовка, а также 
информационно-разъяснительная работа в области 
охраны труда являются одним из направлений превен-
тивных мероприятий по снижению производственного 
травматизма. Только в прошедшем году в обучающих 
организациях прошли обучение по охране труда более 
13 тыс. руководителей и специалистов железных до-
рог и других филиалов. Для обучения по охране труда 
разработаны и утверждены Примерные учебные планы 
и программы обучения по охране труда работников 
ОАО «РЖД», которые устанавливают требования  

к уровню знаний для каждой категории рабочих и руко-
водителей.

В настоящее время в Компании действует около 200 
нормативных и организационно-методических докумен-
тов по охране труда. 

Важная роль в проведении обучения и организации про-
верки знаний по охране труда работников в ОАО «РЖД» 
отведена «Вагонам охраны труда», оснащенным совре-
менными автоматизированными обучающими комплек-
сами. В настоящее время все железные дороги имеют 
такие вагоны. Курсирование вагонов проводится по гра-
фикам, утверждаемым главными инженерами дорог для 
работы на линейных станциях и удаленных участках.

Управление проводит работу по совершенствованию 
и внедрению новых форм обучения с использованием 
информатизационных систем, современных обучающих 
комплексов и мультимедийных программ. 

В общероссийской периодической печати, региональ-
ных и местных изданиях на постоянной основе публи-
куется информация по вопросам охраны труда  
в Компании. 

Охрана окружающей 

среды

 

Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осущест-
вляется в соответствии с природоохранным законода-
тельством Российской Федерации и отраслевыми эколо-
гическими программами. 

Целью экологической политики ОАО «РЖД» является 
формирование общей стратегии и принципов обеспече-
ния экологически безопасной хозяйственной деятельно-
сти филиалов ОАО «РЖД».

Основой экологической политики ОАО «РЖД» являются:
1)   внедрение эффективных ресурсосберегающих приро-

доохранных технологий и экологичных материалов;

2)   повышение экологической безопасности, инвестици-

онной привлекательности и конкурентоспособности 
ОАО «РЖД» по сравнению с другими видами транс-
порта за счет:
—  снижения выбросов вредных веществ в атмосферу;
—  сокращения сбросов загрязненных сточных вод  

в поверхностные водные объекты;

—  уменьшения объемов образования производствен-

ных отходов;

3)   рациональное использование природных ресурсов;
4)   снижение риска возникновения аварийных ситуаций  

в технологических процессах производства, при 
перевозке опасных грузов и их хранении на складах;

5)   повышение оперативности при ликвидации экологи-

ческих последствий аварийных ситуаций;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6)   повышение экологических требований к подвижному 

составу, топливу, транспортной инфраструктуре;

7)   учет экологических факторов в практике принятия 

управленческих решений;

8)   обеспечение производственного экологического кон-

троля;

9)   принятие превентивных мер для повышения эффектив-

ности работы природоохранного оборудования, исклю-
чающих сверхнормативное загрязнение атмосферы;

10) внедрение стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000 в си-

стему управления природоохранной деятельностью 
ОАО «РЖД».

При росте за последние годы грузооборота и пассажиро-
оборота отмечается устойчивая динамика снижения  
не только физических объемов выбросов и сбросов 
загрязняющих веществ в атмосферу, но и удельной на-
грузки на природную среду.

Так, показатели выброса вредных веществ от ста-
ционарных объектов в атмосферу, сброса загрязнен-
ных сточных вод в поверхностные водоемы, исполь-
зования воды на производственные нужды на единицу 
перевозочной работы ежегодно сокращаются на 9-15%.

Это обеспечивается в первую очередь за счет реализа-
ции отраслевых экологических программ и проектов, 
технического перевооружения.

Влияние отрасли на окружающую среду в 2007 г.  
по сравнению с 2006 г. характеризуется следующими 
основными показателями:
—  выбросы вредных веществ в атмосферу снизились  

на 12,5 тыс. тонн и составили 145,1 тыс. тонн;

—  сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные 

водные объекты сократились на 2,6 млн куб. м. и со-
ставили 16,1 млн куб. м.;

—  использование воды на технические нужды уменьши-

лось на 6,3 тыс. куб. м. и составило 80,9 млн куб. м.;

—  образование отходов производства и потребления 

составило 2,7 млн тонн, использовано и обезврежено 
850,5 тыс. тонн отходов.

Важным фактором обеспечения экологической безопас-
ности и соблюдения природоохранного законодатель-
ства в части организации производственного экологиче-
ского контроля является наличие на железных дорогах 
производственных экологических лабораторий.

Одной из главных задач этих лабораторий является 
информирование структурных подразделений железных 
дорог о фактическом воздействии их хозяйственной 
деятельности на окружающую среду для своевременно-
го принятия превентивных мер по снижению техноген-
ной нагрузки на природную среду. 

В 2007 г. контроль за выбросами и сбросами загрязняю-
щих веществ в атмосферу, водные объекты и загрязне-
нием почв осуществлялся: 

—  от стационарных объектов – 56 экологическими 

лабораториями, включая 8 вагонов-лабораторий  
с бортовым комплексом аналитического оборудова-
ния и 31 лабораторию на автомобильном ходу; 

—  от передвижных источников (тепловозов) –  

121 пунктом экологического контроля. Все тепло-
возы после ремонта двигателей проходили обяза-
тельное тестирование на указанных пунктах по 
экологическим показателям. На узловых автоба-
зах контроль за выбросами вредных веществ от 
автомобилей производился на имеющихся пунктах 
экологического контроля.

В течение 2007 г. экологические лаборатории железных 
дорог произвели 309,8 тыс. анализов по воздуху, сбрасы-
ваемым стокам, почвам, выполнили инвентаризацию  
32 тыс. источников выбросов и сбросов вредных ве-
ществ в атмосферу, разработали 1 116 томов норма-
тивной экологической документации, продлили  
в при ро доохранных органах 3 668 разрешений на выбро-
сы, сбросы вредных веществ в атмосферу и размещение 
отходов. 

По результатам замеров выбросов загрязняющих ве-
ществ в атмосферу инструментальными методами  
на ряде объектов установлено их несоответствие  
(в меньшую сторону) установленным лимитам,  
что позволило за счет корректировки экологических 
платежей, предъявленных территориальными  
органами Ростехнадзора, снизить данные платежи  
на 110,512 млн руб., то есть платить за фактические 
выбросы. 

В рамках инвестиционного проекта «Обеспечение эколо-
гической безопасности» в 2007 г.:
—  построено, реконструировано и введено в эксплуа-

тацию 13 природоохранных объектов. Внедрена 141 
установка по очистке выбросов вредных веществ  
в атмосферу, доочистке сточных вод, обезврежи-
ванию отходов. Это позволит сократить в 2008 г. 
сброс загрязненных сточных вод на 0,87 млн куб. м., 
снизить на 1,3 тыс. тонн выбросы вредных веществ 
в атмосферу, обезвредить 31,4 тыс. тонн производ-
ственных отходов;

—  для обеспечения производственного экологического 

контроля, оперативных выездов на места чрезвы-
чайных ситуаций на железные дороги поставлено 
11 передвижных экологических лабораторий на базе 
автомобилей «Газель» и 2 вагона-лаборатории. Для 
стационарных экологических лабораторий поставле-
но 16 комплектов специальной лабораторной мебели 
и 273 единицы аналитических приборов и средств 
измерений;

—  для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов 

на железные дороги осуществлена поставка техни-
ческих средств в количестве 389 единиц (вакуумные 
нефтесборщики на базе автомобиля, автомобиль-
ного прицепа, скиммеры, боны заградительные, 
емкости). 

82

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

83

Несмотря на имеющуюся устойчивую динамику сниже-
ния выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую 
среду в результате реализации природоохранных ме-
роприятий, остается еще много вопросов, требующих 
решения: улавливается и обезвреживается 31% загрязня-
ющих веществ, выбрасываемых в атмосферу; до требуе-
мых нормативов очищается на очистных сооружениях 
32% стоков; обезвреживается и используется в техноло-
гических процессах 29% отходов.

Учитывая возросшие требования природоохранных орга-
нов, для минимизации техногенного воздействия  
на окружающую среду и снижения сверхнормативных 
экологических платежей принимаемых мер недостаточ-
но, необходимо дальнейшее совершенствование  
и развитие системы управления природоохранной  
деятельностью в ОАО «РЖД» с учетом проводимых 
структурных преобразований, увеличение финансирова-
ния природоохранных мероприятий.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

85

Финансово-

экономические  

достижения Компании 

 

Благоприятная экономическая ситуация в стра-
не и сложившаяся в связи с этим положительная 
динамика по объемам перевозок грузов обеспечили 
рентабельную работу ОАО «РЖД» (рентабельность 
деятельности в 2007 г. составила 8,7%).

 

Погрузка грузов в 2007 г. выполнена в объеме 
1 344,2 млн тонн. Железными дорогами погружено 
различных грузов на 33,8 млн тонн, или 2,6% больше, 
чем в 2006 г.

 

На основе положительной динамики отправления 
грузов обеспечен рост грузооборота. По итогам года 
грузооборот выполнен в объеме 2312,6 млрд ткм  
(с ростом к 2006 г. на 7,7%).

 

В 2007 г. объем пассажирских перевозок составил 
174,1 млрд пасс-км (97,9% к уровню 2006 года),  
в том числе в дальнем следовании 128,1 млрд пасс-
км (102,5%), в пригородном сообщении 46,0 млрд пасс-
км (87,0%). Снижение в 2007 г. количества  
отправленных пассажиров вызвано изменением по-
рядка предоставления льгот в пригородном сообще-
нии льготным категориям граждан (см.доходы  
от пассажирских перевозок).

 

Индексы роста железнодорожного тарифа (108%) 
в целом были ниже индекса роста цен (113,9%).  
Тарифная политика железных дорог при росте цен  
на грузы способствовала снижению уровня транс-
портной составляющей по основным видам пере-
возимых грузов.

 

Доходы от грузовых перевозок по итогам 2007 г. по-
лучены в сумме 754,9 млрд руб., с ростом к 2006 г. на 
96,9 млрд руб., или 14,7%. 

 

Проведена работа по оптимизации условий 
расчетов и системы управления денежными потока-
ми, в результате чего уменьшена длительность фи-
нансового цикла оборотной деятельности на 4 дня.

 

Разработан и утвержден приказом Минтранса Рос-
сии от 17 августа 2007 г. №124 в соответствии  
с распоряжением Правительства Российской Фе-
дерации от 21 мая 2007 г. №640-р порядок ведения 
раздельного учета доходов, расходов и финансовых 
результатов по видам деятельности, тарифным 
составляющим. 

 

Концептуальные основы системы раздельного учета 
послужили основой для принятия на государствен-
ном уровне решения о компенсации убытков от пас-
сажирских перевозок в дальнем сообщении в размере 
10,9 млрд руб.

 

Компания в очередной раз подтвердила свой макси-
мально возможный в Российской Федерации кредит-
ный рейтинг.

 

Советом директоров ОАО «РЖД» одобрено создание 
17-ти дочерних и зависимых обществ, в том числе 
создана «Первая грузовая компания» с уставным 
капиталом 85,7 млрд руб.

 

Чистая неконсолидированная прибыль ДЗО в 2007 г. 
по сравнению с 2006 г. возросла на 5,5 млрд руб., или 
более чем в 2 раза, и составила 10,1 млрд руб. 

 

В 2007 г. благодаря планомерной работе по сниже-
нию убытков от содержания объектов социальной 
сферы убытки сократились по сравнению с 2006 г.  
на 0,1 млрд руб.

 

Годовой отчет ОАО «РЖД» по итогам 2006 г. признан 
одним из лучших в составе 30-ти годовых отчетов 
России. 

 

В рамках программы корпоративной поддержки 
в 2007 г. выдано 5 700 ипотечных кредитов. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансовые результаты 

Чистая прибыль по итогам деятельности  
Компании в 2007 г. составила 84,5 млрд руб.,  
что на 58,1 млрд руб. больше по сравнению с 2006 г. 

Показатель

Ед. изм.

Отчет  

2006

2007 год

% отчет  

к плану

% отчет  

к 2006 году

План СД Отчет

Пассажирооборот 

млрд пасс/км 

177,8 

178,5 

174,1 

97,5

97,9

Грузооборот 

млрд тн-км 

2 148,0 

2 266,1 

2312,6 

102,1 

107,7 

Приведенная работа 

млрд прив.тн/км 

2 325,8 

2 444,6 

2486,7

101,7

106,9 

Всего доходов

млрд руб.

848,9

957,7

975,6

101,9

114,9

Всего доходов от перевозок 

млрд руб. 

772,0 

877,1 

884,4 

100,8

114,6

– от пассажирских перевозок 

млрд руб. 

114,0 

128,3 

129,5 

100,9

113,6 

     из них в дальнем следовании 

млрд руб. 

92,0 

109,9 

109,4 

99,5

118,9

     в пригородном сообщении 

млрд руб. 

22,0 

18,4 

20,1 

109,1

91,4

– от грузовых перевозок 

млрд руб. 

658,0 

748,8 

754,9 

100,8

114,7

Доходы от прочих видов деятельности 

млрд руб. 

76,9

80,6

91,2

113,2

118,6

Всего расходов

млрд руб.

778,2

895,1

899,0

100,4

115,5

Расходы от перевозок 

млрд руб. 

709,8 

822,7 

819,4 

99,6

115,4

– от пассажирских перевозок 

млрд руб. 

157,1

183,9

180,0

97,9

114,6

     из них в дальнем следовании 

млрд руб.  

113,2

133,8

132,2

98,8

116,8

     в пригородном сообщении

млрд руб. 

43,9

50,1

47,8

95,4

108,9

– от грузовых перевозок 

млрд руб. 

552,7

638,8

639,4

100,1

115,7

Расходы от прочих видов деятельности 

млрд руб. 

68,3

72,5

79,6

109,9

116,5

Всего прибыль от продаж

млрд руб.

70,8

62,6

76,6

122,4

108,2

Прибыль по перевозкам 

млрд руб. 

62,2 

54,5 

65,0 

119,4 

104,5 

– от пассажирских перевозок 

млрд руб. 

-43,1 

 -55,6 

-50,5 

90,8

117,2

     из них в дальнем следовании 

млрд руб. 

-21,2 

-23,9 

-22,8 

95,2

107,5

     в пригородном сообщении 

млрд руб. 

-21,9 

-31,7 

-27,7 

87,5

126,5 

– от грузовых перевозок 

млрд руб. 

105,3 

110,1 

115,5 

104,9

109,7

Прибыль от прочих видов деятельности 

млрд руб. 

8,6 

8,1 

11,6 

142,8

134,9

Себестоимость перевозок 

коп. на 10 км 

305,22 

336,52 

329,50 

97,9

108,0

Результат от прочих и чрезвычайных операций  млрд руб. 

-11,6 

48,7 

52,4 

107,6

-451,7

Балансовая прибыль 

млрд руб. 

59,2 

111,2

129,0 

115,9

217,9

Чистая прибыль 

млрд руб.  

26,4 

76,0

84,5 

111,2

319,9

86

Финансово-экономические  

результаты 

Основные макро- 

экономические факторы

Основными макроэкономическими факторами, влияющи-
ми на финансовый результат Компании, являются:
—  величина тарифов, по которым осуществляются 

все виды перевозок и которые определяют доходы 
Компании;

—  цена закупок сырья и других аналогичных ценностей, полу-

чаемых услуг, обслуживания инфраструктуры и подвиж-
ного состава и т.д., определяющая расходы Компании;

—  налоговая нагрузка.

Тарифная система

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки  
во внутригосударственном и международном  
(кроме транзитных) сообщениях.

Грузовые железнодорожные перевозки относятся  
к естественно монопольной сфере деятельности  
и в соответствии с Федеральным законом «О есте-
ственных монополиях» подлежат государственному 
регулированию. Органами регулирования естествен-
ных монополий на основании Федерального закона  
«О естественных монополиях» ценовое регулирование 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

87

осуществляется посредством определения (установ-
ления) цен (тарифов) или их предельного уровня. В на-
стоящее время федеральным органом исполнительной 
власти, уполномоченным осуществлять регулирова-
ние тарифов на грузовые железнодорожные перевозки 
во внутригосударственном и международном (кроме 
транзитных) сообщениях, является Федеральная 
служба по тарифам, положение о которой утверждено 
постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 30 июня 2004 г. №332.

Правила применения тарифов на перевозку по российским 
железным дорогам грузов во внутригосударственном  
и международном (кроме транзита) сообщениях опреде-
лены Тарифным руководством №1 (Прейскурант №10-01) 
«Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструкту-
ры, выполняемые российскими железными дорогами», 
утвержденным постановлением Федеральной энергети-
ческой комиссии Российской Федерации от 17 июня  
2003 г. №47-т/5 и зарегистрированным Минюстом Рос-
сии 9 июля 2003 г. (регистрационный №4882). 

Тарифы на внутригосударственные и международные 
(кроме транзита) перевозки установлены в рублях.

С 1 августа 2001 г. оплата перевозок экспортных  
и импортных грузов через российские порты осущест-
вляется по тарифам, установленным для перевозок гру-
зов во внутригосударственном сообщении (по правилам 
раздела 2 Прейскуранта №10-01).

Одной из основных задач, требующих решения  
в рамках государственного тарифного регулирования, 
является сближение уровня тарифов, действующих  
в различных видах сообщения, и их унификация.  
Эта задача с 2005 г. реализуется путем проведения диф-
ференцированной индексации в соответствии  
со 2 и 3 разделами Прейскуранта №10-01. 

С 1 января 2006 г. унифицированы тарифы на перевозки 
угля.

С 1 января 2007 г. унифицированы тарифы на перевозки 
кокса каменноугольного, торфа и сланцев, руд и концен-
тратов руд цветных металлов, цветных металлов  
и изделий из них производственного назначения, авто-
мобилей и их частей.

Тарифы на транзитные грузовые перевозки. 

Тарифная политика железных дорог государств-
участников Содружества Независимых Государств  
на перевозки грузов в международном сообщении (далее 
– Тарифная политика) согласовывается ежегодно  
на Тарифной конференции железнодорожных админи-
страций – участниц Тарифного соглашения железнодо-
рожных администраций (железных дорог) государств-
участников Содружества Независимых Государств  

и Эстонской Республики и применяется при перевозках 
грузов:

 

из третьих стран в третьи страны транзитом 
по железным дорогам государств-участников СНГ;

 

из/в государств-участников СНГ и Эстонской Респу-
блики в/из третьи страны; 

 

между станциями железных дорог государств-
участников СНГ. 

Ставки Тарифной политики установлены на базе Между-
народного железнодорожного транзитного тарифа 
(МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ) в швейцар-
ских франках, кроме ставок за перевозки транзитных 
грузов маршрутами в контейнерах и контейнерных 
поездах, установленных в долл. США. 

При согласовании тарифной политики на очередной 
фрахтовый год в Тарифную политику вносятся измене-
ния, связанные с:

 

изменением международных транзитных тарифов 
МТТ и ЕТТ;

 

изменением нормативной базы;

 

изменением уровня тарифов.

Плата за перевозку грузов из третьих стран в третьи 
страны – из/в Китая, Вьетнама, КНДР, Монголии – 
определяется по правилам ЕТТ с учетом особенностей 
Тарифной политики.

Плата за перевозку грузов из третьих стран в третьи 
страны в сообщении с другими странами определяется 
по правилам МТТ с учетом особенностей Тарифной по-
литики.

В соответствии с приказом Федеральной службы  
по тарифам от 9 декабря 2006 г. №353-т/4, зареги-
стрированным в Минюсте России 18 декабря 2006 г. 
(регистрационный №8626), с 1 января 2007 г. проиндек-
сированы предельные уровни тарифов, плат и сборов 
Прейскуранта №10-01 в среднем в 1,08 раза.

При этом согласно приказу Федеральной службы по та-
рифам от 9 декабря 2006 г. №356-т/7 «Об установлении 
исключительных тарифов на перевозки грузов желез-
нодорожным транспортом на 2007 год», зарегистриро-
ванному в Минюсте России 18 декабря 2006 г. (реги-
страционный №8628), с изменениями и дополнениями 
в ред. приказов ФСТ России от 18.05.2007 г. №106-т/12, 
от 05.06.2007 г. №114-т/1, от 04.09.2007 г. №221-т/1, 
от 23.10.2007 г. №264-т/2, от 23.10.2007 г. №265-т/3,  
от 23.10.2007 г. №266-т/4), железнодорожный транс-
порт предоставляет исключительные тарифы по более  
чем 40 пунктам.

Необходимо отметить, что на ряд грузов цены воз-
росли выше среднего уровня роста цен в промышлен-
ности, который за 2007 г. составил 13,9% (в среднем 
по году).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88

Финансово-экономические  

результаты 

Доля объемов грузов, перевозимых по исключительным тарифам

Груз

2006 г.

2007 г.

изменение

Уголь каменный

52,9%

53,7%

0,2%

Кокс

11,7%

6,3%

-40,2%

Нефть сырая 

32,8%

34,7%

3,8%

Нефтепродукты 

2,3%

2,0%

-8,5%

Руды и концентраты железные 

0,017%

0,019%

13,1%

Руды и концентраты цветных металлов 

19,4%

20,2%

9,4%

Металлы черные и прокат 

6,1%

5,2%

-9,6%

Металлы цветные 

28,4%

28,0%

4,9%

Лесные грузы 

0,4%

0,8%

91,7%

Минерально-строительные 

0,8%

1,1%

48,0%

Удобрения 

9,7%

13,5%

47,0%

Хлебные

0,5%

5,4%

1327,0%

Остальные грузы

8,3%

11,0%

36,1%

Общий объем грузов, перевозимых по исключительным тарифам, млн тонн

225,97

236,68

4,7%

В 2007 г. наблюдался рост цен на энергетических рын-
ках и рынке удобрений. Так, например, цены на кокс на 
экспортном рынке возросли в 2,1 раза, в то время как 
цена на угольный концентрат на внутреннем рынке –  
на 62%. При том, что железнодорожный тариф в тече-
ние 2007 г. оставался неизменным, индекс роста цены 
на кокс на внутреннем рынке составил 2,06 раза, что 
говорит об увеличении прибыльности частных произ-
водств. Такая же ситуация наблюдалась в течение  
2007 г. и на рынке минеральных удобрений. В 2007 г.  
на российском рынке железорудного сырья ценовая конъ-
юнктура была стабильна вследствие действия годовых 
контрактов с фиксированными ценами. 

Рост цен на зерно обусловлен тем обстоятельством, что 
в настоящее время в мире имеются минимальные запасы 
продовольствия за последние 15 лет, а также увеличилось 
использование зерна для производства биотоплива.

Устойчивый рост цен на цемент обусловлен дефицитом 
производственных мощностей, высоким спросом со 
стороны строительных организаций, что связано с на-
растающими темпами жилищного строительства из-за 

высокого потребительского спроса на недвижимость, 
необходимостью реализации государственной програм-
мы «Доступное жилье». 

Доходность нефтяных компаний осталась на неизмен-
ном уровне, поскольку в 2007 г. неоднократно увеличи-
вались пошлины на нефть и нефтепродукты, которые 
зависят от уровня мировых цен. 

При неизменном уровне железнодорожных тарифов  
в течение 2007 г. цены на черные металлы увеличились 
в 1,21-1,33 раза в зависимости от номенклатуры.

Индексы роста железнодорожного тарифа в целом были 
ниже индекса роста цен. Тарифная политика железных 
дорог при росте цен на грузы способствовала снижению 
уровня транспортной составляющей по основным видам 
перевозимых грузов.

В 2007 г. произошло сокращение перевозок в вагонах 
общего парка на 5,3% по сравнению с 2006 г. В основном, 
это относится к дорогостоящим грузам: цветные  
и черные металлы, нефть и нефтепродукты, удобрения.

Рост таможенных пошлин на ряд перевозимых грузов

Груз

Рост вывозных таможенных пошлин  

дек. 2007 к янв. 2005

Рост вывозных таможенных пошлин  

дек. 2007 к янв. 2007

Кокс каменноугольный

не изменились (=0)

снижение до 0

Лесоматериалы круглые

рост в 4 раза

рост в 2,5 раза

Пиломатериалы

снижение до 0

снижение до 0

Нефть сырая 

рост в 4,02 раза

рост в 1,85 раза

Нефтепродукты

рост в 3,48 раза

рост в 1,77 раза

Зерно пшеница

в декабре 2007 г. установлены в размере 10%

Зерно ячмень

в декабре 2007 г. установлены в размере 30%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

89

Доля объемов перевозок, осуществляемых в вагонах общего парка
Влияние макроэкономических факторов (см. также «расходы по перевозкам»)

Груз

2006 г.

2007 г.

изменение

Уголь каменный

82,1%

77,0%

-7,5%

Кокс

86,3%

82,5%

6,0%

Нефть сырая 

18,1%

11,0%

-40,5%

Нефтепродукты 

42,7%

29,8%

-27,1%

Руды и концентраты железные 

49,4%

51,6%

8,5%

Руды и концентраты цветных металлов 

34,5%

33,9%

3,5%

Металлы черные и прокат 

67,5%

63,2%

-0,1%

Металлы цветные 

72,0%

64,9%

-4,2%

Лесные грузы 

67,3%

55,0%

-15,7%

Минерально-строительные 

79,1%

72,1%

-0,7%

Удобрения 

31,9%

26,0%

-13,9%

Хлебные

97,3%

92,1%

15,2%

Прочие

59,7%

54,5%

-5,9%

Общий объем грузов, млн тонн

937,02

887,11

-5,3%

Налоговая нагрузка

 

В соответствии с учетной политикой для целей  
налогообложения ОАО «РЖД» определяет доходы  
и расходы по методу начисления. Практически каж-
дый пятый заработанный рубль Компании направля-
ется на уплату налогов. За 2007 г. начислено к уплате 
в бюджет налогов и обязательных платежей  
в общей сумме 174,4 млрд руб., c ростом к 2006 г.  

на 2,4%. В счет оплаты налогов направлено денежных 
средств в бюджеты всех уровней в размере  
179,2 млрд руб.

Суммы налогов, уплаченных денежными средствами  
в 2007 г., снизились по сравнению с 2006 г. на 1,4 млрд 
руб., или на 0,8%, что обусловлено уменьшением уплаты 
налогов в федеральный бюджет на 11,7 млрд руб.,  
или на 22,2%.

Уплата налогов и обязательных платежей денежными средствами в бюджеты и внебюджетные фонды  
Российской Федерации (млрд руб.)

Наименование

2005 г.

2006 г.

2007 г.

(+/-) 2007 

к 2005

(+/-) 2007 

к 2006

% 2007  

к 2005

% 2007  

к 2006

Всего по налогам и сборам

188,0

180,6

179,2

-8,9

1,4

95,3

99,2

в том числе:

Федеральный бюджет

78,9

52,7

41,0

-37,9

-11,7

51,9

77,8

из него:

Налог на добавленную стоимость

72,2

41,9

32,7

-39,6

-9,3

45,2

77,9

Налог на прибыль

6,6

10,7

8,3

1,6

-2,5

124,6

77,1

Региональные и местные бюджеты

58,8

74,9

75,8

17,0

0,9

129,0

101,2

из них:

Налог на прибыль

17,7

28,8

22,5

4,8

-6,3

127,2

78,2

Налог на доходы физических лиц

26,3

28,6

32,8

6,5

4,2

124,6

114,8

Налог на имущество

13,4

16,1

18,6

5,2

2,5

138,7

115,3

Земельный налог

1,0

1,1

1,5

0,5

0,4

148,2

136,2

Фонды обязательного социального страхования 50,4

53,0

62,4

12,0

9,4

123,8

117,7

в том числе:

Единый социальный налог

48,9

51,7

60,9

12,0

9,2

124,6

117,8

Фонд страхования от несчастных случаев

1,5

1,3

1,5

0,0

0,2

98,3

113,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НДС. 

Снижение налоговых платежей по налогу на до-

бавленную стоимость по сравнению с предыдущими 
периодами вызвано прежде всего изменением россий-
ского налогового законодательства. С 1 января 2007 г. 
отменена специальная процедура возмещения НДС по 
экспортным операциям с представлением отдельной 
налоговой декларации по НДС по ставке 0%, по которой 
решение о возмещении входного НДС по экспортным 
операциям выносилось налоговыми органами после про-
ведения камеральной проверки в течение 3 месяцев  
со дня сдачи налоговой декларации. С 1 января 2007 г. 
экспортный НДС (по ставке 0%) отражается вместе  
с внутренним НДС (по ставкам 10%, 18%) в единой 
налоговой декларации, и его возмещение носит заяви-
тельный характер. Кроме того, в 2007 г. увеличились 
налоговые вычеты по налогу в связи с увеличением ввода 
в эксплуатацию объектов основных средств, предусмо-
тренных инвестиционной программой ОАО «РЖД». 

Также в 2007 г. из федерального бюджета был возмещен 
НДС по налоговой ставке 0% за 2006 г. в размере  
15,5 млрд руб. В 2007 г. внесено в бюджет денежными 
средствами по налогу на добавленную стоимость  
17,1 млрд руб. Таким образом, всего в 2007 г. зачтено  
в счет оплаты НДС 32,6 млрд руб. 

Налог на прибыль,

 подлежащий уплате в федеральный 

бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, 
за 2007 г. составил 35,0 млрд руб., что больше, чем  
в 2006 г., на 4,2 млрд руб., или на 13,6%. Фактически вне-
сено налога на прибыль в консолидированный бюджет 
в 2007 г. 30,8 млрд руб. Уменьшение уплаченной суммы 
налога на прибыль за отчетный период связано со сни-
жением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль  
за 2007 г., что обусловлено увеличением суммы амор-
тизационной премии на 4,3 млрд руб. в связи с вводом 
в эксплуатацию объектов основных средств, предусмо-
тренных к вводу в 2006 г. Кроме того, в 2007 г. авансо-
вые платежи по налогу на прибыль, внесенные в IV квар-
тале 2006 г. в сумме 4,7 млрд руб., были зачтены 
в уплату текущего налога. 

При номинальной ставке 24% по налогу на прибыль  
в 2007 г. в соответствии с Налоговым кодексом Россий-
ской Федерации эффективная ставка по налогу на при-
быль ОАО «РЖД» составила 35,5%. 

В бюджеты субъектов Российской Федерации и муни-
ципальных образований в 2007 г. внесено 75,8 млрд руб. 
Рост налоговых платежей в региональные и местные 
бюджеты по сравнению с 2005-2006 гг. составил соот-
ветственно 29,0% (уплачено 58,8 млрд руб.) и 1,2% (упла-
чено 74,9 млрд руб.). Рост платежей произошел за счет 
роста платежей по налогу на имущество, земельному 
налогу, налогу на доходы физических лиц.

Рост налога на имущество в 2007 г. по сравнению  
с 2005-2006 гг. составил 38,7% и 15,3% соответственно. 
Увеличение суммы налога за 2007 г. на 252 млрд руб. 

произошло из-за переоценки основных средств  
по состоянию на 1 января 2007 г., ввода в эксплуатацию 
и модернизации объектов основных средств.

Сумма перечисленного в бюджет земельного налога 
за 2007 г. увеличилась по сравнению с 2005 г. на 48,2%, 
с 2006 г. – на 36,2% за счет принятия на баланс новых 
участков земли, изменения ставки налога в сторону уве-
личения по некоторым муниципальным образованиям,  
а также увеличения стоимости земельных участков  
по некоторым регионам. 

Также в 2007 г. увеличилась сумма внесенных платежей 
в фонды обязательного социального страхования,  
по сравнению с 2005 г. – на 23,8% , с 2006 г. – на 17,7%. 

Реструктурированная задолженность.

 В соответствии 

с Федеральным законом от 07 июля 2003 г. №115-ФЗ, 
постановлениями Правительства Российской Федера-
ции от 1 октября 2001 г. №699, от 29 сентября 2003 г. 
№603 к ОАО «РЖД» перешло право на реструктуриза-
цию налоговой задолженности, в связи с тем что оно 
является правопреемником организаций федерального 
железнодорожного транспорта, имущество и иму-
щественные комплексы которых внесены в уставный 
капитал ОАО «РЖД».

Досрочное погашение реструктурированной недоимки  
в 2004 г. позволило в 2005-2007 гг. произвести списание 
реструктурированных пеней и штрафов в федеральный 
бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации  
и муниципальных образований в сумме 20,0 млрд руб.  
Задолженность полностью погашена.

Доходы по всем видам 

деятельности 

Объем доходов за 2007 г. по всем видам деятельности 
составил 975,6 млрд руб., с увеличением по сравнению  
с 2006 г. на 14,9%. В структуре доходов наибольшую 
долю занимают грузовые перевозки (77,4%). Данное 
направление деятельности продолжает оставаться 
самым прибыльным на протяжении нескольких лет  
(рентабельность продаж от перевозок грузов – 15,3%).

Доходы от грузовых перевозок

Доходы от грузовых перевозок по итогам 2007 г. получе-
ны в сумме 754,9 млрд руб., что выше уровня 2006 г.  
на 96,9 млрд руб., или на 14,7%. Основной причиной уве-
личения доходов явилось значительное перевыполнение 
объемов погрузки.

По итогам работы за 2007 г. по сравнению с 2006 г. 
произошли значительные структурные изменения пере-
возок грузов по видам сообщения.

90

Финансово-экономические  

результаты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

91

Наибольшими темпами возросли объемы и доходы  
от перевозок во внутригосударственном сообщении  
и от перевозок импортных грузов.

Доходы от пассажирских перевозок

Доходы от пассажирских перевозок по итогам 2007 г. со-
ставили 129,5 млрд руб. План, установленный советом 
директоров, выполнен на 100,9% (получено сверх плана 
1,2 млрд руб.).

В дальнем сообщении доходы составили 109,4 млрд руб., 
что выше уровня 2006 г. на 18,9%, при этом расходы со-
ставили 132,2 млрд руб. Компания понесла убытки  
в объеме 22,8 млрд руб., что существенно ниже плано-
вого убытка (на 4,8%), утвержденного планом совета 
директоров Компании. 

В 2006 г. было принято принципиальное решение о необ-
ходимости компенсации убытков от пассажирских пере-
возок за счет средств бюджетов, которое воплотилось 
в постановлении Правительства Российской Федерации 
от 7 апреля 2007 г. №207. В 2007 г. в соответствии  
с указанным постановлением Правительства Россий-
ской Федерации из средств федерального бюджета  
ОАО «РЖД» было перечислено 10,9 млрд руб. на компен-
сацию убытков от пассажирских перевозок. Это позво-
лило ОАО «РЖД» получить инвестиционные источники 
для обновления основных фондов в пассажирском хозяй-
стве, в первую очередь – подвижного состава.

В 2007 г. Компания полностью выполнила взятые  
на себя обязательства по организации перевозки льгот-
ных категорий пассажиров как федерального, так  
и регионального значения. 

Доходы от перевозок пассажиров в пригородном со-
общении в 2007 г. составили 20,1 млрд руб., с пере-
выполнением плана на 1,7 млрд руб. (+9,1%). Однако 
размер полученных доходов меньше уровня прошлого 

года на 1,96 млрд руб. (8,7%). Снижение в 2007 г. доходов 
связано с двумя причинами:
1.   Снижение количества отправленных пассажиров, ко-

торое вызвано изменением порядка предоставления 
льгот по проезду в пригородном железнодорожном 
сообщении гражданам – получателям социальной 
услуги. В 2007 г. оформление проезда льготных кате-
горий граждан осуществлялось по разовым билетам 
– без ограничения количества поездок и маршрутов 
следования и абонементным – сроком действия один 
месяц, не более одного билета по одному маршруту. 
В 2006 г. абонементные билеты оформлялись  
на 1, 2, 3 месяца без ограничения количества оформ-
ленных билетов и маршрутов следования.

2.   Расширение деятельности пригородных пасса-

жирских компаний–перевозчиков. Размер убытков 
по пригородным перевозкам составил в 2007 г. 
27,7 млрд руб. (без учета дотаций из бюджетов субъ-
ектов Российской Федерации) против 21,9 млрд руб. 
в 2006 г. Денежные дотации из региональных бюдже-
тов субъектов Российской Федерации на возмещение 
убытков по тарифу от пригородных перевозок со-
ставили 1,9 млрд руб. против 1,5 млрд руб. в 2006 г., 
то есть увеличились на 23%.

Общий процент возмещения расходов от пригородных 
перевозок доходами (с учетом дотаций денежными сред-
ствами) составил в 2007 г. в среднем по регионам 46%. 

Расходы по всем видам 

деятельности 

Расходы ОАО «РЖД» всего за 2007 г. составили  
899,0 млрд руб. с увеличением к прошлому году  
на 120,8 млрд руб., или на 15,5%. 

Расходы по перевозкам

На осуществление перевозочного процесса израсходовано 
819,4 млрд руб. с ростом к предыдущему году на 15,4%. 

При этом рост себестоимости в Компании составил 
8,0%, что ниже темпов роста цен в промышленности 
(13,9%).

Наибольший рост по сравнению с 2006 г. произошел  
по прочим материальным затратам (31,3 млрд руб.,  
или 50,1%), прочим расходам (12,8 млрд руб., или 20,4%)  
и электроэнергии (7,9 млрд руб., или 17,3%). Рост прочих 
материальных затрат произошел за счет увеличения 
объемов капитального ремонта, выполняемого сторон-
ними подрядчиками, а прочих затрат – в основном  
за счет налоговых и лизинговых платежей. 

В результате структурных преобразований изменилась 
структура расходов Компании по элементам затрат. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Так, удельный вес расходов на материалы снизился  
с 16% в 2004 г. до 12,6% в 2007 г., а прочие материальные 
затраты возросли с 9,2% до 11,4% соответственно.

Кроме того, тенденция последних лет по опережающе-
му темпу роста цен на нефтепродукты по отношению  
к тарифам на электроэнергию привела к тому, что рас-
ходы на электроэнергию и дизельное топливо практи-
чески сравнялись, при этом 84% объема перевозочной 
работы осуществляется электрической тягой. 

Капитальный ремонт основных средств 

Расходы на капитальный ремонт основных средств по ито-
гам 2007 г. составили более 149 млрд руб. и по сравнению с 
2006 г. увеличились на 22 млрд руб. (17,3%).

Программы капитального ремонта подвижного соста-
ва филиалами, а также предприятиями, не входящими 
в структуру Компании, выполнены в запланированном 
объеме. В 2007 г. отремонтировано 21 тыс. грузовых 
вагонов, 1 160 электровозов и 1 560 секций тепловозов, 
3 706 пассажирских вагонов, 840 электросекций. 

В целях повышения качества обслуживания пассажиров 
как в дальнем, так и в пригородном сообщении проведен 
значительный объем работы по капитальному ремон-
ту объектов пассажирского хозяйства, на выполнение 
которого в 2007 г. направлено более 4,8 млрд руб.  
(в 2006 г. – 3,1 млрд руб.). 

В 2007 г. всеми видами ремонта оздоровлено 11,8 тыс.
км пути, что на 0,7 тыс. км больше объема ремонтно-
путевых работ 2006 г. Как и в предыдущие годы, 
приоритетным направлением был усиленный капиталь-
ный ремонт. Это позволило улучшить по сравнению 
с прошлым годом балловую оценку состояния главного 
пути (в среднем по сети на 1 января 2007 г. – 42 балла, 
на 31 декабря 2007 г. – 39). Капитальным ремон-
том оздоровлено искусственных сооружений почти 
на 7,3 млрд руб. (в 2006 г. – 6,2 млрд руб.), земляного 
полотна – на 5,0 млрд руб. (4,5 млрд руб.).

Трудовые ресурсы

Объем работы 2007 г. выполнен контингентом работ-
ников в количестве 1 млн 215 тыс. чел., в том числе  
по перевозкам – 1 млн 57 тыс. чел. Численность 
работников по всем видам деятельности снижена 
к 2006 г. на 42,1 тыс. чел. (3,2%), по перевозкам – на 
26,4 тыс. чел. (2,4%).

Для освоения объема перевозок увеличена числен-
ность основных производственных групп по сравнению 
с 2006 г.: локомотивных бригад (на 2 290 чел., или 
на 2,1%) и штата по формированию поездов (на 302 чел., 
или на 1,1%). По остальным производственным группам 
(работники текущего ремонта локомотивов, электро-
механики СЦБ, работники техобслуживания и текущего 

ремонта грузовых вагонов и электромонтеры контакт-
ной сети) численность снижена.

По итогам 2007 г. производительность труда в целом 
по ОАО «РЖД» возросла на 8,9%. Среднемесячная за-
работная плата по Компании составила 17 506 руб. 
и увеличилась по сравнению с 2006 г. на 18,4%. Рост 
реальной заработной платы составил 8,6%. Таким об-
разом, Компания обеспечила опережающие темпы роста 
производительности труда.

Индексация заработной платы работников Компании  
в 2007 г. осуществлялась в соответствии с обязатель-
ствами коллективного договора – на уровне роста по-
требительских цен.

На протяжении ряда лет в Компании действует прак-
тика поощрения работников, обеспечивающих безава-
рийную работу. В 2007 г. на эти цели было направлено 
2 млрд руб., поощрено 172,5 тыс. чел., средний размер 
вознаграждения на одного работника составил  
11,6 тыс. руб.

С 1 апреля 2007 г. за счет введения в действие положе-
ния о корпоративной системе оплаты труда работни-
ков филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» 
фонд заработной платы увеличен на 10%. 

С введением корпоративной системы оплаты труда 
был создан принципиально новый механизм формиро-
вания заработной платы, основанный на ее диффе-
ренциации с учетом индивидуальной оценки профес-
сионализма, результативности и трудовой отдачи 
работников, а также процессов, происходящих  
на рынке труда.

Основные задачи и цели, поставленные при введении 
корпоративной системы оплаты труда, реализованы  
в следующем виде:
  —  обеспечено значительное увеличение размера  

минимальной оплаты труда в Компании и приближе-
ние его к величине прожиточного минимума  
в Российской Федерации в соответствии с требова-
ниями трудового законодательства. Соотношение 
тарифной ставки рабочего 1 разряда в ОАО «РЖД» 
и прожиточного минимума в Российской Федерации 
увеличилось с 50% до 90%;

—  тарифные ставки и должностные оклады увеличены 

в среднем на 56%, увеличена до 60% гарантированная 
часть заработной платы;

—  обеспечено повышение заработной платы у всех 

категорий работников Компании; 

—  созданы условия для адресного стимулирования ра-

ботников.

В связи с положительными финансово-экономическими 
результатами деятельности Компании в декабре  
2007 г. на поощрение высокопроизводительного труда 
работников направлено около 3 млрд руб.

92

Финансово-экономические  

результаты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

93

Особое внимание уделялось обеспечению максимально 
возможного роста заработной платы работников основ-
ных производственных групп. По итогам 2007 г. зара-
ботная плата работников основных производственных 
групп возросла от 15% – у электромонтеров контакт-
ной сети до 21% – у машинистов локомотивов. 

Несмотря на проделанную работу по повышению зара-
ботной платы, ее рост в сравнении со средней динами-
кой по стране в 2007 г. продолжал сокращаться, с 58%  
в 2004 г. до 29,4% в 2007 г. 

Такое положение обусловлено, с одной стороны, по-
зитивными процессами, происходящими в экономике 
страны, в том числе развитием промышленного произ-
водства, сферы услуг, созданием новых рабочих мест 
и, как следствие, усилением конкуренции на рынке 
труда. С другой стороны – государственным регулиро-
ванием железнодорожных тарифов, ограничивающим 
затраты Компании, в том числе и по фонду заработ-
ной платы. 

В 2007 г. среди базовых отраслей России железнодорож-
ный транспорт по уровню заработной платы занимает 
7 место, а по темпам ее роста – 9 место.

В 13 регионах из 76 имеет место отставание по уровню 
оплаты труда, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, 
Ленинградской, Белгородской, Самарской, Томской, Саха-
линской областях, Красноярском крае, республиках Коми, 
Татарстан, Башкортостан, а также Ханты-Мансийском 
и Ямало-Ненецком автономных округах.

Текучесть работников возросла с 8,1% в 2006 г. до 10,8% 
в 2007 г., а по отдельным ведущим профессиям значи-
тельно превысила этот уровень. 

В целом в Российской Федерации движение кадров 
определяется процентом выбывших работников к числу 
работающих. По данным Росстата, значение данного 
показателя в целом по Российской Федерации в 2007 г. 
составило 31,3%, по сети железных дорог – 14,2%, что 
ниже более чем в два раза. 

Таким образом, динамика изменения текучести кадров  
в Компании соответствует процессам, происходящим  
в экономике страны в целом.

Изменение ценового фактора и оптимизация затрат

Ежегодно в течение 4-летнего периода деятельности  
ОАО «РЖД», благодаря целенаправленно проводимой  
экономии затрат, фактические расходы Компании  
за отчетный период оказываются ниже объективной 
расчетной величины расходов за данный период, сформи-
рованной исходя из фактических индексов социального 
развития Российской Федерации Минэкономразвития 
России, расходов прошлого периода и фактических 
объемов перевозок.

Изменение прогнозных параметров в течение 2007 г.  
в сторону увеличения произошло практически по всем 
отраслям экономической деятельности, продукцию  
и услуги которых потребляет ОАО «РЖД».

Эксплуатационные расходы Компании в соответствии 
с фактическими индексами цен и параметрами инфля-
ции в 2007 г. должны были составить 834,8 млрд руб.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Однако за счет реализации программы мер по оптимиза-
ции затрат в ОАО «РЖД» расходы по перевозкам  
на 15,4 млрд руб. ниже объективной расчетной величи-
ны.

В рамках этой программы реализуются такие направле-
ния и мероприятия оптимизации затрат, как:
—  совершенствование планирования и нормирования 

производственных процессов;

—  оптимизация использования трудовых ресурсов и по-

вышение производительности труда;

—  повторное использование материалов и запасных 

частей;

—  восстановление узлов и деталей при ремонте под-

вижного состава, пути и инфраструктуры;

—  внедрение ресурсосберегающих технологий (вос-

становление поверхности катания колесных пар, 
гребней колесных пар, корпусов буксы, боковых рам 
тележек, профильной шлифовки рельсов и стре-
лочных переводов, наплавки крестовин и рельсовых 
концов и т.д.);

—  совершенствование порядка размещения заказов  

за счет проведения конкурсных процедур;

—  проведение ценовой политики, направленной  

на сдерживание роста цен поставщиков 
материально-технических ресурсов, закупаемых 
Компанией. 

В Компании проводится планомерная работа по сниже-
нию удельного расхода потребления топлива и электро-
энергии на тягу поездов.

Следует отметить, что рост объемов перевозок 
устойчиво опережает рост потребления топливно-
энергетических ресурсов по всем их видам, что свиде-
тельствует о результативности технических и органи-
зационных мероприятий, направленных Компанией  
на энергосбережение. 

Так, при росте объемов перевозок на тепловозной тяге  
к уровню предыдущего года на 4,7% потребление ди-
зельного топлива увеличилось лишь на 2,8%. За счет 
снижения удельного расхода дизельного топлива на 1,9% 
сэкономлено 58,6 тыс. тонн на сумму 769,3 млн руб. 

Общий расход электроэнергии при увеличении на 6,1% 
объема перевозок на электротяге возрос на 5,4%. 
Удельный ее расход снижен на 0,7%, сэкономлено 
274,5 млн кВтч на сумму 316,8 млн руб.

Прочие виды  

деятельности 

В 2007 г. прибыль ОАО «РЖД» от прочих видов деятель-
ности (ПВД) составила 11,6 млрд руб. Рентабельность 
ПВД за 2007 г. составила 14,5%, что выше аналогичного 
периода прошлого года на 1,8 процентных пункта.

Реформирование отрасли и образование в 2007 г.  
ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «Рефсервис», расширение 
полигона функционирования пригородных компаний  
на Московской и Октябрьской железных дорогах привели 
к изменению структуры работ и услуг, относимых  
к прочей деятельности.

Выделение отдельных видов деятельности в вертикаль-
но интегрированные филиалы оказало положительное 
влияние на рост прибыли от прочих видов деятельно-
сти. Например, прибыль от оказания услуг по ремонту 
подвижного состава увеличилась по сравнению с 2006 г. 
на 0,8 млрд руб. 

В 2007 г. благодаря планомерной работе по сниже-
нию убытков от содержания объектов социальной 
сферы убытки по сравнению с 2006 г. сократились 
на 0,1 млрд руб.

В 2008 г. будет продолжен курс по повышению эффек-
тивности прочих видов деятельности. Методологи-
ческим инструментом при этом является введенный 
раздельный учет по видам деятельности, который 
позволит формировать полную себестоимость работ 
и услуг и, как следствие, определять сбалансированный 
уровень цен на продукцию, работы и услуги железнодо-
рожного транспорта, а также повысить прозрачность  

94

Финансово-экономические  

результаты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

95

и точность учета, что в дальнейшем позволит опера-
тивно принимать экономически обоснованные решения 
на всех уровнях управления Компании.

Прочие доходы и расходы

В 2007 г. прибыль от прочих доходов и расходов  
составила 52,4 млрд руб., что больше чем в 2006 г.  
на 64,0 млрд руб.

Увеличение прибыли от прочих доходов и расходов  
в 2007 г. связано с дооценкой имущества, вносимого  
в уставный капитал созданного в 2007 г. дочернего 
общества ОАО «РЖД» ОАО «Первая грузовая компания», 
а также других дочерних обществ.

Рост прочих доходов также определен впервые компен-
сируемыми потерями в доходах ОАО «РЖД», возникших 
в результате государственного регулирования тарифов 

на перевозку пассажиров в дальнем следовании в разме-
ре 10,9 млрд руб.

На увеличение финансового результата от прочих до-
ходов и расходов Компании оказала влияние реализация 
пакета акций ОАО «Эльгауголь» и объектов незавершен-
ного строительства подъездного пути к Эльгинскому 
угольному месторождению.

В 2007 г. продолжилась работа по передаче федеральных 
объектов жилищно-коммунального назначения в муници-
пальную собственность, а также собственность субъ-
ектов Российской Федерации, что привело к снижению 
затрат Компании на их содержание на 0,4 млрд руб.  
по отношению к 2006 г. 

Вместе с тем в 2007 г. произошло увеличение резерва 
по сомнительным долгам, созданного по задолженно-
сти Федерального агентства по здравоохранению  
и социальному развитию за перевозку льготных кате-
горий пассажиров железнодорожным транспортом.

Основные статьи прочих доходов и расходов, млрд руб. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

96

Финансово-экономические  

результаты 

Активы и пассивы

АКТИВ 

01.01.2007 г.

31.12.2007 г.

+/-

%

I. Внеоборотные активы 

Нематериальные активы 

891,7

1 745,9

854,1

195,8%

Расходы на НИОКР 

300,3

230,0

-70,3

76,6%

Основные средства 

2 296 201,1

2 275 151,0

-21 050,1

99,1%

Незавершенное строительство 

164 863,3

220 657,0

55 793,6

133,8%

Доходные вложения в материальные ценности 

1 059,9

2 724,4

1 664,5

257,0%

Долгосрочные финансовые вложения 

53 713,8

162 743,4

109 029,6

303,0%

Отложенные налоговые активы 

12 105,1

13 795,0

1 689,9

114,0%

Прочие внеоборотные активы 

30 578,6

35 158,7

4 580,1

115,0%

Итого по разделу I 

2 559 713,9

2 712 205,2

152 491,3

106,0%

II. Оборотные активы 

Запасы 

54 705,1

67 597,4

12 892,4

123,6%

НДС по приобретенным ценностям 

25 230,6

10 650,5

-14 580,1

42,2%

Долгосрочная дебиторская задолженность 

10 866,4

20 307,0

9 440,5

186,9%

Краткосрочная дебиторская задолженность 

29 589,7

44 277,5

14 687,8

149,6%

Краткосрочные финансовые вложения 

11 025,5

2 543,0

-8 482,5

23,1%

Денежные средства и их эквиваленты 

7 174,0

3 515,3

-3 658,6

49,0%

Прочие оборотные активы 

7 255,6

10 276,0

3 020,3

141,6%

Итого по разделу II 

145 847,0

159 166,8

13 319,8

109,1%

ВСЕГО АКТИВОВ 

2 705 560,8

2 871 372,0

165 811,1

106,1%

ПАССИВ

01.01.2007 г.

31.12.2007 г.

+/-

%

III. Капитал и резервы 

Уставный капитал 

1 535 700,0

1 541 697,8

5 997,8

100,4%

Добавочный капитал 

908 020,9

905 081,6

-2 939,3

99,7%

Нераспределенная прибыль/убыток  

отчетного года 

50 997,5

136 437,5

85 440,0

267,5%

Резервный капитал 

1 218,7

2 539,2

1 320,5

208,4%

Итого по разделу III 

2 495 937,1

2 585 756,2

89 819,1

103,6%

IV. Долгосрочные обязательства 

Займы и кредиты 

46 129,8

41 382,1

-4 747,7

89,7%

Отложенные налоговые обязательства 

25 896,5

38 111,3

12 214,8

147,2%

Реструктурируемая задолженность  

по налогам и сборам 

488,7

50,1

-438,6

10,3%

Реструктурируемая задолженность  

по внебюджетным фондам 

2 278,2

0,0

-2 278,2

0,0%

Итого по разделу IV 

74 793,3

79 543,5

4 750,3

106,4%

V. Краткосрочные обязательства 

Займы и кредиты 

14 054,6

37 603,8

23 549,2

267,6%

Кредиторская задолженность 

116 219,9

163 219,6

46 999,7

140,4%

Доходы будущих периодов 

4 556,0

5 248,9

692,9

115,2%

Итого по разделу V 

134 830,5

206 072,3

71 241,8

152,8%

ВСЕГО ПАССИВОВ 

2 705 560,8

2 871 372,0

165 811,1

106,1%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

97

Доля внеоборотных активов составляет 94,5% от ак-
тива баланса, которые в значительной степени пред-
ставлены основными средствами и незавершенным 
строительством, что свидетельствует о сильном 
имущественном потенциале Общества. Наибольшую 
долю основных средств составляют сооружения и 
передаточные устройства – 61,2%, транспортные 
средства – 14,9% и машины и оборудование – 12%, что 
напрямую связано со спецификой деятельности Обще-
ства. Информацию о незавершенном строительстве 
см. в разделе «Приоритетные направления деятель-
ности», подраздел «Основные итоги инвестиционной 
деятельности». Кроме того, в составе внеоборотных 
активов 6% составляют долгосрочные финансовые 
вложения (см. «Финансовые вложения»).

Доля оборотных активов составляет 5,5% от акти-
ва баланса, при этом наблюдается рост их доли и 
абсолютного значения на протяжении анализируемого 
периода (см. «Управление оборотным капиталом»).

Доля собственных средств Общества составляет поч-
ти 90% от пассива баланса, что обеспечивает высокую 
степень финансовой независимости Общества.

Движение основных 

средств

Доля активной части основных средств в их общем 
объеме увеличилась по сравнению с началом года  
на 0,34%, что является прогрессивной тенденцией, 
обеспечивающей рост производительности труда  
и объема перевозок. Это наряду с увеличением коэф-
фициента отдачи основных средств по сравнению  
с началом года на 3,14% в целом свидетельствует  
о повышении эффективности использования основных 
средств. 

Коэффициент обновления основных средств в отчет-
ном году увеличился по сравнению с началом года  
на 24,3% и характеризует результативность инвести-
ционной деятельности. Однако динамика соотношения 
накопленной амортизации и восстановительной стои-
мости основных средств, которая в практике анализа 
имеет название «коэффициент износа», свидетель-
ствует о необходимости увеличения инвестиционных 
затрат на основные средства.

Млрд руб.

Здания

Сооружения

Машины и 

оборудова-

ние

Транс-

портные 

средства

Инвентарь и 

другие виды 

основных 

средств

Итого:

Первоначальная (восстановительная) стоимость 

по состоянию на 01.01.2007 г.

331,0

1 732,6

296,5

431,0

11,3

2 802,4

Поступление 

14,2

97,7

66,3

87,9

2,4

268,5

Выбытие

9,2

44,7

12,0

85,0

2,7

153,6

Накопленная амортизация

36,3

312,9

134,4

155,1

3,4

642,1

Остаточная стоимость по состоянию  

на 31.12.2007 г.

299,7

1 472,7

216,4

278,8

7,6

2 275,2

2007 г.

Отклонение

на начало  

периода

на конец  

периода

+/-

%

Доля активной части основных средств в их общем размере, х

0,880

0,883

+0,003

+0,34

Коэффициент износа, х

0,181

0,220

+0,039

+21,55

2006 г.

2007 г.

Коэффициент отдачи основных средств, х

0,414

0,427

0,013

+3,14

Коэффициент обновления основных средств, х 

0,074

0,092

 0,018

+24,32

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..