ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 9

 

 

258

259

– содействие занятости и активизация защитной политики на 

рынке труда в интересах граждан с несовершеннолетними детьми;

– повышение размера ежемесячного пособия на ребенка.
Последовательные и целенаправленные усилия Президента и 

Правительства Чеченской Республики в области охраны здоровья 
матери  и  ребенка,  совершенствование  системы  учреждений  дет-
ства позволили добиться серьезных положительных изменений по 
некоторым показателям состояния здоровья детей. 

С 2001 г. отмечается абсолютный рост числа родившихся де-

тей.  Доля  детей  от  0  до  17  лет  в  общей  численности  населения 
составила – 34,2 %, в том числе детей от 0 до 14 лет – 29,1 %, в 
то время как удельный вес детского населения в целом по РФ со-
ставляет 20,9 %.

Статья  6  Конвенции  ООН  о  правах  ребенка  провозглашает 

обязанность  каждого  государства  обеспечить  здоровое  развитие 
ребенка, максимально возможную степень его выживания. В каче-
стве главного принципа государственной политики в сфере охраны 
здоровья детей по-прежнему остаются профилактика и предупре-
ждение болезней. Защита прав и законных интересов детей при-
обрела  общегосударственный  характер.  С  учетом  ее  важности, 
вопросы охраны здоровья детей постоянно находятся в центре на-
шего внимания. 

К Уполномоченному по правам человека в ЧР часто обраща-

ются граждане с просьбой о содействии в вывозе больных детей за 
пределы республики. 

Растет в республике число  детей – инвалидов. Так, если  на 

конец 2007 г. их было зарегистрировано 26761, то на конец 2008 
года этот показатель увеличился до 33458. Высок  уровень сомати-
ческой  заболеваемости  во всех  возрастных  группах (пневмония, 
гастриты). По сравнению с предыдущими годами в 2008 году уве-
личилось число обращений родителей, которые просят помощи в 
установлении инвалидности детям. 

Появление  в  семье  ребенка-инвалида  существенно  меняет 

экономическое,  социальное  и  психологическое  состояние  семьи, 

которая зачастую вынуждена кардинально менять образ жизни с 
учетом новых проблем и трудностей, связанных с лечением, вос-
питанием и обучением ребенка-инвалида.

Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по пра-

вам  человека  в  ЧР,  показывает,  что  положение  детей-инвалидов, 
несмотря  на  существующую  систему  социальной  поддержки, 
остается тяжелым.

Существенным  недостатком  российского  законодательства 

является отсутствие или несовершенство имеющихся механизмов 
реализации ряда норм в области прав детей-инвалидов, касающих-
ся воспитания, обучения, трудоустройства, обеспечения жильем и 
порядка наделения ребенка статусом инвалида.

Государственные учреждения обязаны обеспечить предостав-

ление инвалидам услуг по реабилитации, чтобы помочь им достиг-
нуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности 
и жизнедеятельности. В основе должны лежать фактические по-
требности инвалидов и принципы обеспечения всестороннего их 
участия в жизни общества. 

На деле же федеральными законодательными актами исклю-

чены ранее принятые положения о компенсации затрат родителей 
по уходу за детьми – инвалидами.   

Важнейшей  составляющей  процесса  реабилитации  является 

профессиональная  подготовка,  профессиональное  образование 
ребенка-инвалида с обеспечением возможности дальнейшего тру-
доустройства.

На сегодняшний день право ребенка-инвалида на общее и про-

фессиональное  образование  не  обеспечивается  из-за  отсутствия 
нормативно-правового  регулирования  интегрированного  обра-
зования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с 
отклонениями в психическом и умственном развитии. Отсутствие 
специальных  адаптированных  программ  обучения  по  основному 
общему образованию на дому не позволяет в дальнейшем ребенку-
инвалиду получить профессиональное образование.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

260

261

Все эти задачи являются актуальными, социально-значимыми 

и требуют внимания многих государственных, общественных и на-

учных организаций и институтов.

Статья 24 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Ребенок 

имеет  право  на  медицинскую  помощь.  Государство  должно  обе-

спечить  первичную  медико-санитарную  помощь,  профилактику 

болезней… и сокращение детской смертности». 

В  условиях  наметившейся  тенденции  позитивного  развития 

отрасли здравоохранения, улучшения условий жизни населения в 

Чеченской Республике, реализации приоритетного национального 

проекта  «Здоровье», в том числе в части реализации материнского 

капитала на каждого родившегося ребенка отмечается резкий рост 

рождаемости по республике. Так за 2007 год эта цифра составила 

25 тыс. детей, за 9 месяцев 2008 года – 28 тыс. детей.

В республике восстановлены практически все объекты здраво-

охранения, в том числе детские и родовспомогательные учрежде-

ния, а также ведется новое типовое строительство Республиканско-

го центра планирования семьи и репродукции и Республиканской 

детской клинической больницы.     

За период 2006–2007 гг. и 10 мес. 2008 г. в 5-ти родильных и 

7-ми гинекологических отделениях центральных районных боль-

ниц республики проведен капитальный ремонт. Построен стацио-

нарный  родильный  дом  в  Курчалоевском  районе,  открыты  2  ро-

дильных отделения в Грозненском районе. 

В  г.  Грозном  практически  заново  построен  родильный  дом 

№2,  открыты  4  смотровых  кабинета,  а  также  12  акушерско-

гинекологических кабинетов при центральных районных больни-

цах, участковых больницах и врачебных амбулаториях. 

При этом приоритетное внимание уделяется вопросам охраны 

здоровья матери и ребенка, вопросам планирования семьи, нормаль-

ного развития беременности и благополучного родоразрешения. 

По договоренности с Министерством здравоохранения Респу-

блики Дагестан на базе медико-генетической лаборатории г. Ма-

хачкалы  обследовано 1926 и за 9 мес. 2008 года - 24020 новорож-
денных.

Большое внимание в Чеченской Республике уделяется состоянию 

здоровья детей дошкольных и общеобразовательных учреждений. 

Планируется  открытие  Республиканского  центра  медико-

психологической  реабилитации  детей  на  30  коек  для  детей  с 
ДЦП  (детским  церебральным  параличем)  и  70  коек  для  медико-
психологической реабилитации детей школьного возраста. 

Министерством здравоохранения ЧР с руководством Детского 

фонда ООН ЮНИСЕФ достигнуто соглашение об обеспечении 15 
школьных кабинетов стоматологическим оборудованием.

Большое внимание уделяется подготовке кадров. Так за 2007 

год и 9 мес. 2008 года повысили свой профессиональный уровень 
94  врача-педиатра,  прошли  сертификационный  цикл  усовершен-
ствования 34 врача-педиатра и 32 акушера-гинеколога.

С сентября 2008 года по заданию Президента Чеченской Ре-

спублики Р.А. Кадырова начата диспансеризация детей в общеоб-
разовательных учреждениях. Проведена перепись детского и жен-
ского населения.

Приоритетной  задачей отрасли здравоохранения  Чеченской  

Республики  должно  оставаться  формирование    государственной 
политики охраны и укрепления  здоровья населения. В настоящее 
время Министерством здравоохранения ЧР предпринимаются  ор-
ганизационные и методические  меры  перехода  здравоохранения  
от  системы,  ориентированной на  лечение болезней,  к  системе 
охраны  здоровья  здоровых  граждан. При этом особое внимание 
должно уделяться  вопросу охраны здоровья  детей в общеобра-
зовательных учреждениях, охраны  здоровья  матери  и  ребенка,  
вопросам  планирования  семьи.

К решающим факторам в укреплении генофонда детского на-

селения система здравоохранения относит:
–   приоритет профилактических и оздоровительных мероприятий;
–   приведение структуры и функции органов управления  здра-

воохранения в соответствие с целями и задачами развития от-
расли, предусмотрев создание подразделений со следующими 
направлениями:  стратегическое  планирование  и  прогнозиро-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

262

263

вание, медицинская профилактика, стандартизация, управле-
ние качеством медицинской помощи;

–   оснащение детских ЛПУ необходимым современным обору-

дованием;

–   введение в штатные должности школ заместителя руководите-

ля по охране здоровья учащихся.
В Статье 29 Конвенции ООН о правах ребенка отмечается, что 

образование должно быть нацелено на максимальное развитие лич-
ности, таланта, умственных и физических способностей ребенка.

Система общего образования является основой для получения 

гражданами доступного качественного образования всех уровней. 
В 2007 -2008гг. на территории Чеченской Республики функциони-
рует 437 общеобразовательных учреждений, в том числе 12 гим-
назий, 2 лицея, в которых обучается 212 тыс. детей. Также в ре-
спублике работает 15 учреждений начального профессионального 
образования, 7 учреждений  среднего профессионального образо-
вания, 21 вечерняя школа, 116 учреждений дошкольного образова-
ния и 4 специальных коррекционных школы-интерната.

Почти  все  школы  республики  занимаются  в  две  смены,  что 

приводит  к  сокращению  перерывов  между  уроками  и  сменами. 
38,6% школ не имеют централизованного водоснабжения. Систе-
му  централизованной  канализации  имеют  9,2%,  остальные  90% 
имеют  надворные  туалеты.  30%  школ  не  имеют  оборудованные 
спортивные площадки.

Из 437 школ республики, медицинские кабинеты имеют толь-

ко 152 школы (31%), а оснащены соответствующим медицинским 
оборудованием из них 128 (29,5%). 

Сложившаяся  система  медицинского  обслуживания  детей 

школьного возраста на современном этапе не обеспечивает эффек-
тивного решения задач по улучшению уровня их здоровья и сни-
жению заболеваемости. В республике работает 8 школьных врачей 
(при потребности 177) и 102 медицинские сестры (при потребно-
сти 356). В штатные расписания ЛПУ ставки школьных врачей не 
включены. 

Одной из важнейших социальных проблем и ключевых факто-

ров, определяющих адекватный рост, развитие (в т.ч. и интеллек-
туальное), устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних 
факторов, и требующих срочного решения, является организация 
рационального питания детей. 

Комплексные  выплаты  на  питание,  предусмотренные  Феде-

ральным законом №107 от 01.08.96г. «О комплексных выплатах на 
питание обучающихся в государственных муниципальных образо-
вательных учреждениях…», в связи с отсутствием финансирова-
ния, не выплачиваются.

Увеличилось  в  республике  число  родителей,  состоящих  на 

учете в органах внутренних дел ЧР. Всего на учете в подразделени-
ях по делам несовершеннолетних за 11 месяцев 2008 года состоит 
262 неблагополучных родителя, а в 2007 году это число составляло 
255 человек. За 10 месяцев 2008 года на учете по делам несовер-
шеннолетних состоит 432 ребенка, что на 22 человека больше, чем 
в 2007 г. 

В 2008 году с заявлениями и жалобами по вопросам защиты 

прав матери и ребенка к Уполномоченному по правам человека в 
Чеченской Республике обратилось 173 граждан.  

Состав заявителей:
125 (72%) – родители;
19 (10,95 %) – иные родственники несовершеннолетних;
12 (6,97%) – опекуны, попечители;
17 (9,8%) – другие лица. 
 
Тематика обращений в отдел:
96 (55%) – нарушение жилищных прав детей;
10 (5,77%) – вопросы образования;
35 (19,88%) – оказание социальной помощи 
   

     назначением пособий;

2 (1.15%) – помощь в установлении инвалидности;
3 (1, 44%) – жалобы на действия органов 
   

  муниципальной власти;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

264

265

4 (2,02%) – помощь в написании исковых заявлений, жалоб;
23 (14,13%) – другие. 
Статистика результатов рассмотрения обращений о нарушени-

ях прав детей выглядит следующим образом:

всего поступило – 185;
положительно рассмотрено – 153;
частично удовлетворено- 17.
   
25 июня 2007года в адрес Уполномоченного с письменным за-

явлением обратилась Эльмурзаева М.В. с просьбой о содействии в 
решении жилищной проблемы как матери-одиночке, воспитываю-
щей двух несовершеннолетних дочерей.

Н.С.Нухажиев обратился в администрацию Шалинского райо-

на с просьбой о выделении Эльмурзаевой М.В. земельного участка 
под строительство индивидуального жилого дома. 

Уполномоченный получил ответ из районной администрации, 

в котором говорится, что Эльмурзаевой М.В. выделен участок. 

7 июля 2008 года к Уполномоченному по правам человека в 

Чеченской Республике обратилась Делимханова Н.А. с просьбой 
о содействии в получении свидетельств о рождении ее племянниц 
Делимхановой Жансари Муратовны и Делимхановой Мархи Му-
ратовны, которые зарегистрированы в г. Аргун Чеченской Респу-
блики. После вмешательства Н.С.Нухажиева Ж.М.Делимхановой 
и М.М. Делимхановой выдали свидетельства о рождении.

25  июня  2008  года  к  Уполномоченному  по  правам  человека 

в  Чеченской  Республике  обратилась  гражданка  Мутиева  В.А.  с 
просьбой оказать содействие в восстановлении прав ее дочери Му-
тиевой Аминат, которая окончила среднюю школу на серебряную 
медаль, успешно прошла районную промежуточную аттестацию. 
Однако республиканскую аттестацию, по решению комиссии, она 
не прошла. 

Мать  девочки  просила  создать  комиссию  по  сдаче  экзамена 

ее дочерью Мутиевой Аминат Магометовной для поступления на 

математический  факультет  Чеченского  государственного  универ-
ситета.

По просьбе Уполномоченного 28 августа 2008 года такую ко-

миссию создали и Мутиева А.М. была зачислена на математиче-
ский факультет ЧГУ .

14 апреля 2008г. в Государственной Думе Российской Федера-

ции состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы развития ин-
ститута уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ». В 
работе «круглого стола» принял участие и представитель аппарата 
Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, на-
чальник отдела по защите прав матери и ребенка С.Б.Кадиев. Все 
участники «круглого стола» сошлись во мнении, что в субъектах 
Российской Федерации необходимо вводить институты уполномо-
ченных по правам ребенка.  

С 15 по 17 апреля 2008 г. в г. Москве работал «круглый стол» 

на тему:

«Города,  доброжелательные  к  детям».  Инициатором  меро-

приятия выступил Детский Фонд ООН ( ЮНИСЕФ ) при участии 
уполномоченных по правам ребенка в РФ.

 На состоявшейся 15 мая 2008 г. республиканской  научно-

практической  конференции  «Современная  семья:  проблемы, 
задачи, перспективы», посвященной Международному дню се-
мьи, обсуждались следующие вопросы: «Здоровая семья – здо-
ровая нация», «Проблемы многодетной семьи», «Минимизация 
проявлений кризиса в семье в условиях глобализации методами 
традиционной культуры ». 12 марта 2008г. состоялся «круглый 
стол»  в  Совете  республики  по  теме:  «  Крепкая  семья  –  залог 
здоровья»,  где  также  было  поддержано  предложение  принять 
закон Чеченской Республики по защите прав ребенка. В Чечен-
ской  Республике  функционируют  центры  социальной  помощи 
семье и детям. Они располагаются в г. Грозном и г. Гудермесе, 
в Курчалоевском и Шатойском районах, с которыми мы поддер-
живаем тесные связи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

266

267

Также в республике работают реабилитационные центры: 

1.  Гвардейский  социально-реабилитационный  центр  для  несо-

вершеннолетних, рассчитанный на 90 мест;

2.  Шалинский социально-реабилитационный центр для несовер-

шеннолетних, рассчитанный на 90 мест;

3.  Шатойский социально-реабилитационный центр для несовер-

шеннолетних, рассчитанный на 90 мест;

4.  Аргунский  медико-социально-реабилитационный  центр  для 

детей с ограниченными возможностями, рассчитанный на 90 
мест.

РАЗДЕЛ 15

О ЧЕЧЕНСКОЙ ТАМОЖНЕ 

И КОРЫСТНЫХ ИНТЕРЕСАХ ОТДЕЛЬНЫХ 

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ

На радость своих жителей и многочисленных друзей со всех 

концов  мира,  Чеченская  Республика  стремительно  возрождается 

из  военной  разрухи.  Восстановительный  процесс  затронул  всю 

республику. За короткий период Чечня буквально превратилась в 

цветущий  оазис.  Все  это  стало  возможным  благодаря  титаниче-

ским усилиям Президента ЧР Рамзана Кадырова, его команды и, 

воодушевленного  их  примером,  всего  чеченского  народа.  Чечен-

цы показали всему миру, что они умеют не только воевать, но и 

строить мирную жизнь. Нельзя не отметить здесь и ту огромную 

помощь и поддержку республики со стороны федерального центра 

и его руководства.

Но не всем по нраву происходящие в республике позитивные 

процессы. Особенно, если они затрагивают их интересы.

На Интернет-сайте агентства «Росбалт» появилась статья не-

коего Григория Героева под названием «Чечня хочет наружу», где 

ставится  под  сомнение  целесообразность  открытия  в  Чеченской 

Республике  таможни  и  придания  международного  статуса  аэро-

порту «Грозный». Никаких серьёзных аргументов в пользу этого 

Героев не приводит. Но из этого, несомненно заказного, материа-

ла становится ясным, что против открытия таможни и придания 

международного статуса главным воздушным воротам республики 

выступают очень влиятельные силы. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

268

269

«Чеченская Республика хочет иметь свою собственную тамож-

ню  и  аэропорт  международного  значения»,  –  пишет  Героев.  Во- 

первых, в Российской Федерации у субъектов нет своих собствен-

ных таможен. В пунктах 1 и 2 статьи 401 Таможенного кодекса РФ 

сказано:  «Таможенные  органы  составляют  единую  федеральную 

централизованную систему. Органы государственной власти субъ-

ектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объе-

динения не могут вмешиваться в деятельность таможенных орга-

нов при осуществлении ими своих функций». Во-вторых, аэропорт 

в  Грозном  уже  есть.  Речь  идет  о  придании  ему  международного 

статуса, то есть о дальнейшем развитии сферы услуг данного аэро-

порта.

Кстати, и таможня, и искомый статус аэропорта, в бытность 

Президента Ичкерии Д.Дудаева, уже были. Самолеты с «ненавист-

ным врагом России» Джохаром Дудаевым летали по всему миру и 

никто их не сбивал. Знаменитое Постановление Правительства РФ 

от 5 ноября 1999 года за № 1223 необходимо было издавать тог-

да, чтобы пресечь это на корню. Так почему, при режиме Дудаева 

таможня и международный аэропорт были возможны и нужны, а 

теперь, когда Чечня вернулась в лоно России и необходимы новые 

возможности для налаживания мирной жизни в республике – не 

нужны и невозможны? Парадоксальный факт – для развязывания 

войны – можно, а для установления и упрочения мира – нельзя.

Почему до сих пор не отменяется действие вышеназванного 

злополучного Постановления Правительства РФ за № 1223, при-

нятого  в  совсем  других  условиях  начала  контртеррористической 

операции в Чеченской Республике, когда Чечня фактически явля-

лась независимым государством. Это постановление давно поте-

ряло свою актуальность. С тех пор ситуация в республике измени-

лась в корне. Успешно проведен референдум, обозначивший место 
республики в составе России, избраны республиканские органы, 
эффективно работают правоохранительные органы, невиданными 
темпами и масштабами восстанавливаются города и сёла респу-
блики, чеченский народ поверил в своё мирное будущее. Условия 
изменились  кардинально,  а  постановление  Правительства  РФ, 

тормозящее развитие республики в новых условиях – до сих пор 
успешно действует в пользу нечистых на руку чиновников.

Смешно  читать  о  том,  что  открытие  грозненской  таможни 

«неминуемо приведет к активизации различных террористических 
организаций, которые попытаются использовать открывшуюся ла-
зейку для проникновения своих людей, денег и грузов на террито-
рию Чеченской Республики и соседних субъектов РФ». А откуда 
все это проникало раньше и проникает на территорию Чечни до 
сих пор, господин Героев? У нас же нет еще ни таможни, ни меж-
дународного аэропорта, а террористы со всего света, оружие, бое-
припасы и наркотики - есть. И со всем этим злом, проникавшим в 
Чечню из других регионов из-за некомпетентности и продажности 
сотрудников  соответствующих  федеральных  силовых  структур, 
справились сами чеченцы, которым вы, Героев, как и ваши хозяева, 
не совсем доверяете. Так мы вместе кашу не сварим.

Зачем лукавить, были и есть корпоративные, ведомственные и, 

наконец, личные интересы отдельных людей. В условиях ослабле-
ния государства, они, во многих случаях, ставятся выше общегосу-
дарственных интересов. Наш случай как раз из этого ряда.

«Открытие грозненской таможни облегчит преступным груп-

пировкам в самой Чечне налаживание криминального «бизнеса» 
в  обход  России  и  затруднит  противодействие  этому  со  стороны 
федеральных  структур»  -  продолжает  нагнетать  страсти  Героев. 
Позвольте, о чем вы говорите? Ведь таможня и есть федеральная 
структура. Согласно пункту 3 статьи 1 Таможенного кодекса РФ 
общее руководство таможенным делом осуществляется непосред-
ственно самим Правительством РФ, а материально – техническое 
обеспечение  деятельности  таможенных  органов  осуществляется 
за счёт средств федерального бюджета (статья 418, пункт 1). При-
чем тут Чеченская Республика? 

« Несмотря на все заверения чеченских властей в том, что си-

туация  находится  под  полным  контролем  местных  органов  вну-
тренних дел, это далеко не так. В регионе постоянно происходят 
локальные стычки с боевиками, теракты, нападения на военнос-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

270

271

Приложение 37

См. графическую копию официальной публикации

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1223

«О мерах по предотвращению проникновения на территорию 

Российской Федерации членов зарубежных террористических 

организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установлен-

ных пунктах пропуска через государственную границу Рос-
сийской Федерации в пределах Северокавказского района»

(с изменениями от 1, 9 февраля, 31 августа 2000 г., 31 января, 

19 февраля 2001 г.,  16 мая 2002 г., 22 января 2003 г., 21 марта 

2006 г., 12 августа 2008 г.)

Во  исполнение  настоящего  постановления  издан  приказ  ПК 

РФ от 21 декабря 1999 г. № 898

В  целях  обеспечения  общественной  безопасности,  предот-

вращения проникновения на территорию Российской Федерации 
членов  зарубежных  террористических  организаций,  незаконной 
миграции  иностранных  граждан,  ввоза  (перемещения)  в  стра-

лужащих,  похищения  людей  и  т.д.  Именно  поэтому  силовики, 
знающие  проблемы  не  только  по  новостям,  считают,  что  статус 
«опасного региона» с Чечни снимать ещё рано», – от имени си-
ловиков говорит Героев. Это уже двойные стандарты. Почему-то 
в Дагестане, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, где 
обстановка напряженней, чем в Чечне, могут быть и таможни, и 
международные аэропорты, а у нас нет. По меньшей мере это не-
справедливо.

По поводу «поставок наложниц для ближневосточных борде-

лей»,  которые,  по  мнению  Героева,  могут  начаться  с  открытием 
таможни и международного аэропорта, то это вряд ли нам грозит. 
Во-первых, эта ниша давно занята не брезгующими ничем дельца-
ми из крупных мегаполисов России, которых крышуют «оборот-
ни» из российских силовых структур. Во-вторых, как известно, в 
Чечне острый дефицит товара для этих услуг.

И, наконец. Дело, конечно же, не в какой-то террористической 

опасности и прочих угрозах, якобы, связанных с возможным откры-
тием таможни в Чеченской Республике и придании международно-
го  статуса  аэропорту  «Грозный».  Вовсе  нет.  Таможенная  служба 
и международные авиаперевозки – это одна из самых коррупци-
онно опасных сфер в России. Там крутятся огромные материаль-
ные средства и деньги. Отчисления таможенников в российский 
бюджет,  например,  превышают  аналогичный  вклад  нефтяников 
страны. Кто-то, в том числе и наши ближайшие соседи, у которых 
есть таможни и международные аэропорты, которые обслуживают 
жителей Чеченской Республики, боятся лишиться лакомого куска 
и  всячески  противодействуют  усилиям  руководства  республики, 
лоббируя в высоких правительственных кабинетах свои интересы. 
Вот где собака зарыта. А остальное – это прикрытие непомерных 
аппетитов отдельных чиновников высокими словами об интересах 
народа и государства. Всё старо, как и сам наш мир. (Подробнее 
см. приложения 37–47)

Система ГАРАНТ 

Платформа Р1 ЭКСПЕРТ

Постановление  Правительства 

РФ от 5 ноября 1999 г. № 1223     

«О  мерах  по  предотвращению 

проникновения  на  территорию 

Российской  Федерации  членов 

зарубежных  террористических 

организаций,  ввоза  оружия  и 

средств диверсий в установлен-

ных  пунктах  пропуска    через 

государственную  границу  Рос-

сийской Федерации в пределах 

Северокавказского  района»  (с 

изменениями и дополнениями)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

272

273

ну  оружия,  боеприпасов,  средств  диверсий,  валюты  и  валютных 
ценностей на основании статьи 5 Соглашения между Правитель-
ством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской 
Республики  о  пунктах  пропуска  через  государственную  границу 
между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой 
от 7 октября 1995 г., статьи 5 Соглашения между Правительством 
Российской  Федерации  и  Правительством  Республики  Грузия  о 
пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 
г.  и  статьи  9  Закона  Российской  Федерации  “О  Государственной 
границе Российской Федерации” Правительство Российской Феде-
рации постановляет:

Постановлением  Правительства  РФ  от  12  августа  2008  г. 

№592 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редак-
ции

 См. текст пункта в предыдущей редакции
В частичное изменение настоящего постановления постанов-

лением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 90 разрешен 
пропуск через государственную границу РФ в пределах Краснодар-
ского края персонала и транспортных средств Миссии ООН по 
наблюдению в Грузии, органов и программ ООН, связанных с уча-
стием в урегулировании грузино-абхазского конфликта, и Между-
народного комитета Красного Креста

1.  Федеральной  службе  безопасности  Российской  Федера-

ции во взаимодействии с Министерством транспорта Российской 
Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федера-
ции и Федеральной таможенной службой временно осуществлять 
пропуск  через  государственную  границу  Российской  Федера-
ции с Азербайджанской Республикой и Грузией, за исключением 
ее  абхазского  участка,  граждан  и  транспортных  средств  только 
государств-участников  Содружества  Независимых  Государств,  а 
также железнодорожного подвижного состава Латвийской Респу-
блики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

2.  Министерству транспорта Российской Федерации обеспе-

чить надлежащий режим в морском порту г.Махачкала.

Федеральной  пограничной  службе  Российской  Федерации  и 

Государственному таможенному комитету Российской Федерации 
обеспечить в морском порту г.Махачкала досмотр всех судов за-
граничного плавания и прибывающих на них грузов.

Постановлением  Правительства  РФ  от  19  февраля  2001  г. 

№123 в частичное изменение пункта 3 настоящего постановле-
ния возобновлено воздушное сообщение с Азербайджанской Респу-
бликой,  Грузией,  Саудовской  Аравией,  Иорданией,  Пакистаном, 
Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираном. Сири-
ей, Катаром и Кипром, осуществляемое из аэропорта Махачкала

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2001 г. N 

73  в  частичное  изменение  пункта  3  настоящего  постановления 
возобновлено воздушное сообщение с Азербайджанской Республи-
кой, Грузией, Саудовской Аравией, Иорданией, Афганистаном, Па-
кистаном, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ира-
ном, Сирией, Катаром и Кипром, осуществляемое из аэропорта 
Нальчик

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 

674 в частичное изменение пункта 3 настоящего постановления 
возобновлено воздушное сообщение с Азербайджанской Республи-
кой, Грузией, Саудовской Аравией, Иорданией, Афганистаном, Па-
кистаном, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ира-
ном, Сирией, Катаром и Кипром, осуществляемое из аэропортов 
Владикавказ и Минеральные Воды. 

Постановлением  Правительства  РФ    от  9  февраля  2000  г.  

№109 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.  Федеральной службе воздушного транспорта России вре-

менно  приостановить  воздушное  сообщение  с  Азербайджанской 
Республикой, Грузией, Саудовской Аравией, Иорданией, Афгани-
станом, Пакистаном, Турцией, Объединенными Арабскими Эми-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

274

275

ратами, Ираном, Сирией, Катаром и Кипром, осуществляемое из 
аэропортов  Махачкала,  Владикавказ,  Минеральные  Воды,  Наль-
чик, Элиста и Ставрополь, кроме рейсов в аэропорты Владикавказ 
и Махачкала с гуманитарными грузами для граждан, вынужден-
но покинувших места своего проживания на территории Северо-
кавказского района.

Постановлением  Правительства  РФ  от  22    января  2003  г. 

№  36 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.  Государственному таможенному комитету Российской Фе-

дерации временно прекратить таможенное оформление прибыва-
ющих  из-за  границы  товаров  и  грузов,  следующих  в  Чеченскую 
Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, за-
регистрированных  на  территории  Чеченской  Республики  и  дей-
ствующих на территории Российской Федерации от имени и (или) 
в интересах Чеченской Республики, за исключением письменной 
корреспонденции  и  не  запрещенных  к  пересылке  в  Российскую 
Федерацию товаров народного потребления, пересылаемых в меж-
дународных почтовых отправлениях, а также товаров и транспорт-
ных  средств,  ввозимых  в  адрес  органов  исполнительной  власти 
Чеченской Республики.

См. приказ ГТК РФ от 24 июня 2002 г. № 644 о таможенном 

оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых в адрес 
органов исполнительной власти Чеченской Республики

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2002 г. № 316 

в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.  Министерству  путей  сообщения  Российской  Федерации, 

Федеральной службе воздушного транспорта России и Министер-
ству  транспорта  Российской  Федерации  приостановить  прием  к 
перевозке всеми видами транспорта товаров, ввозимых на терри-
торию Российской Федерации и следующих в Чеченскую Респу-

блику,  а  также  в  адрес  физических  и  юридических  лиц,  зареги-
стрированных на территории Чеченской Республики, равно как и 
в адрес физических и юридических лиц, осуществляющих свою 
деятельность  на  территории  Российской  Федерации  от  имени  и 
(или) в интересах Чеченской Республики, за исключением товаров 
и транспортных средств, ввозимых в адрес органов исполнитель-
ной власти Чеченской Республики.

6.  Министерству  внутренних  дел  Российской  Федерации, 

Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Феде-
ральной службе безопасности Российской Федерации и Федераль-
ной службе налоговой полиции Российской Федерации оказывать 
содействие  таможенным  органам  в  установлении  физических  и 
юридических лиц, в отношении которых будут применяться огра-
ничительные  меры,  предусмотренные  пунктом  5  настоящего  по-
становления, и розыске товаров, принадлежащих таким лицам и 
перемещенных через государственную границу Российской Феде-
рации минуя таможенный контроль.

7.  Министерству внутренних дел Российской Федерации во 

взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской 
Федерации усилить контроль за въездом и пребыванием иностран-
ных  граждан  и  лиц  без  гражданства  на  территории  Республики 
Дагестан, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ин-
гушетия и Чеченской Республики.

8.  Министерству иностранных дел Российской Федерации:
временно  ограничить  выдачу  иностранным  гражданам  рос-

сийских  виз  для  поездок  на  территорию  Республики  Дагестан, 
Республики Северная Осетия - Алания, Республики Ингушетия и 
Чеченской Республики; 

уведомить Азербайджанскую Республику, Грузию и другие го-

сударства, интересы которых могут быть затронуты в связи с реа-
лизацией  настоящего  постановления,  о  предусмотренных  мерах, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

276

277

Приложение 38

 

 

 

 

 

 

Председателю Правительства 
Российской Федерации 
В.В. ПУТИНУ
103274, г. Москва, Правительство РФ, 
Краснопресненская набережная, 
д. 2, стр. 2 

Президенту 
Торгово-промышленной палаты 
Чеченской Республики
Н.Л. Адаеву    

 

 

(для сведения)
364051, г. Грозный, ул. Маяковского, 92

   

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович! 

26.06.2008 г. на имя Уполномоченного по правам человека в Че-

ченской Республике обратился Президент Торгово-промышленной 
палаты Чеченской Республики Н.Л. Адаев, который сообщил, что 
в последнее время в Палату очень часто поступают жалобы пред-
принимателей Чеченской Республики с просьбами оказать содей-
ствие в ускорении отмены пунктов 4 и 5 Постановления Прави-
тельства Российской Федерации от 05.11.1999 г. № 1223 «О мерах 
по  предотвращению  проникновения  на  территорию  Российской 
Федерации  членов  зарубежных  террористических  организаций, 
ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах про-
пуска  через  государственную  границу  Российской  Федерации  в 
пределах Северо-Кавказского района». 

Указанный порядок был установлен временно и в настоящее 

время  меры,  предусмотренные  Постановлением  Правительства 
Российской Федерации от 05.11.1999 г. № 1223, препятствуют по-

подчеркнув, что они вызваны особыми обстоятельствами и носят 
временный характер.

9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации, расположенных 

Северокавказском районе, оказать содействие и создать над-

лежащие условия соответствующим федеральным органам испол-
нительной  власти  для  выполнения  настоящего  постановления  и 
проводить в целях его реализации разъяснительную работу среди 
населения.

10.  Министерству Российской Федерации по делам печати, те-

лерадиовещания и средств массовых коммуникаций организовать 
работу  по  разъяснению  в  средствах  массовой  информации  мер, 
предусмотренных настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации   

В.Путин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

278

279

ступлению грузов, необходимых для восстановления экономики и 
социальной сферы Чеченской Республики. 

Аналогичные  жалобы  и  обращения  граждан  Чеченской  Ре-

спублики о запрете Минераловодской таможней Ставропольского 
края ввоза товаров из среднеазиатских и других республик СНГ 
ранее поступали в адрес Уполномоченного по правам человека в 
Чеченской Республике и других органов государственной власти 
Чеченской Республики. 

При  этом  таможенные  органы  ссылаются  на  вышеуказан-

ное  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 
05.11.1999 г. № 1223, пункты 4 и 5 которого устанавливают вре-
менное  прекращение  таможенного  оформления  товаров,  в  том 
числе перемещаемых в международных почтовых отправлениях, 
и транспортных средств, следующих в Чеченскую Республику, а 
также  физических  и  юридических  лиц,  зарегистрированных  на 
территории Чеченской Республики и действующих на территории 
Российской  Федерации  от  имени  и  (или)  в  интересах  Чеченской 
Республики,  за  исключением  товаров  и  транспортных  средств, 
ввозимых в адрес органов исполнительной власти Чеченской Ре-
спублики. 

Так, предприниматель Арсигираев А.Н. 16.02.2007 г. обратил-

ся ко мне с письменной жалобой о том, что таможенные органы 
со  ссылкой  на  вышеуказанное  постановление  Правительства  РФ 
отказали ему в таможенном оформлении 60 тонн сухих кормовых 
дрожжей,  доставленных  железнодорожным  транспортом  постав-
щиком ТОО «БМ» (Республика Казахстан) со станции Джамбыль 
Республики Казахстан на станцию Слепцовская Республики Ингу-
шетия согласно договора поставки от 21.06.2005 г. Данный товар 
был предназначен для использования в качестве дополнительного 
кормового рациона для сельскохозяйственных животных и птиц.

При этом были предварительно сделаны необходимые согла-

сования и получены разрешения всех ведомств и министерств РФ 
и Республики Казахстан, отвечающих за международные перевоз-
ки грузов, в том числе ОАО «Российские железные дороги» в лице 

руководства станции Слепцовская Республики Ингушетия, с Феде-
ральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 

Правомерность поставки товаров полностью была проверена 

на Астраханском таможенном пункте ПЗТК Кутум 29 ноября 2005 
г. и при этом нарушений таможенного законодательства выявлено 
не было. 

Длительная переписка и многочисленные обращения предпри-

нимателя  в  различные  государственные  органы  привели  к  тому, 
что он, директор ООО «АБиК» Арсигираев Абдулхаким Нурдино-
вич, решением Карабулаксого районного суда РИ от 20 июля 2006 
г. был привлечен к административной ответственности по ст. 16.16 
КоАП РФ в виде штрафа в размере 42 тыс. руб. за нарушение сро-
ков временного хранения товаров с конфискацией кормовых дрож-
жей в доход государства. 

Другой  пример.  В  зону  деятельности  Кабардино-Балкарской 

таможни из Киргизии 09.04. 2007 г. поступила автомашина с то-
варом, получателем которого являлась Асуханова Сепи Абдурах-
мановна, проживающая по адресу: ЧР, г. Грозный, ул. Цимлянская 
21. Однако  таможенными органами, также со ссылкой на вышеу-
казанное постановление Правительства  РФ в таможенном оформ-
лении указанных товаров ей было отказано и предложено вывезти 
товары с таможенной территории Российской Федерации. 

13.04.2007  г.  Асуханова  С.А.  вынуждена  была  подать  в 

Кабардино-Балкарскую  таможню  государственную  таможен-
ную  декларацию  на  вывоз  этих  товаров  в  режиме  реэкспорта,  а 
23.04.2007 г. товары эти были доставлены в пункт пропуска тамо-
женного поста МАПП Петухово Курганской области. 

И  таких  примеров,  когда  выходцы  из  Чеченской  Республи-

ки,  вынужденные  переселенцы,  возвращающиеся  домой  из 
ближнего или дальнего зарубежья, не могут перевезти товарно-
материальные ценности, в том числе и домашние вещи на место 
постоянного проживания можно привести множество. Дело дохо-
дит до абсурда – выходцы из Чеченской Республики, возвращаю-
щиеся на родину из государств СНГ, чтобы получить домашние 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

280

281

вещи,  вынуждены  с  огромными  трудностями  прописываться  в 
соседних регионах РФ. 

Определением  Конституционного  суда  РФ  от  16.01.2007  г. 

№ 22-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народно-
го Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке кон-
ституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства РФ 
от 05.11.1999 г. № 1223 «О мерах по предотвращению проникно-
вения на территорию Российской Федерации членов зарубежных 
террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий 
в установленных пунктах пропуска через государственную грани-
цу Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского района» 
также  разъяснено,  что  оспариваемые  положения  указанного  по-
становления приняты в пределах компетенции Правительства Рос-
сийской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие 
конституционные права и свободы граждан. 

Однако  я  считаю,  что  пункты  4  и  5  Постановления  Прави-

тельства  РФ  от  05.11.1999  г.  №  1223  «О  мерах  по  предотвраще-
нию  проникновения  на  территорию  Российской  Федерации  чле-
нов  зарубежных  террористических  организаций,  ввоза  оружия  и 
средств диверсий в установленных пунктах пропуска через госу-
дарственную границу Российской Федерации в пределах Северо-
Кавказского района» противоречат Конституции Российской   Фе-
дерации и федеральным законам. 

Данное  Постановление  Правительства  РФ,  как  подзаконный 

акт  высшего  органа  исполнительной  власти  РФ,  издан  не  во  ис-
полнение конкретных норм Конституции РФ, других федеральных 
законов,  указов Президента РФ и противоречит им по нижесле-
дующим основаниям: 
1.   Ни на территории Чеченской Республики, ни в приграничных 

с ней регионах указом Президента РФ не был введен режим 
чрезвычайного положения в соответствии со ст. 88 Конститу-
ции РФ.

2.   Только введение Президентом России режима чрезвычайного 

положения на территории ЧР могло явиться основанием для 

издания вышеуказанного постановления Правительства РФ № 
1223, временно прекратившего таможенное оформление това-
ров, в том числе перемещаемых в международных почтовых 
отправлениях, и транспортных средств, следующих в Чечен-
скую  Республику,  а  также  физических  и  юридических  лиц, 
зарегистрированных на территории Чеченской Республики и 
действующих на территории Российской Федерации от имени 
и (или) в интересах Чеченской Республики, за исключением 
товаров  и  транспортных  средств,  ввозимых  в  адрес  органов 
исполнительной власти Чеченской Республики.

3.   В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного за-

кона от 17.12. 1997 г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве РФ», Пра-
вительство  Российской  Федерации  осуществляет  общее  ру-
ководство таможенным делом и выступает в качестве органа 
общей компетенции. И только Президент России полномочен 
на введение особого правового режима функционирования ор-
ганов  государственной  власти,  отдельных  ограничений  прав 
и  свобод  граждан,  существенно  отличающихся  от  тех,  кото-
рые установлены Конституцией РФ и федеральными законами 
(ст.88 Конституции РФ).

4.   Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство Консти-

туции РФ. Она является нормативным правовым актом выс-
шей юридической силы, имеет прямое действие на всей терри-
тории Российской Федерации и нормативные правовые акты 
Правительства РФ не должны противоречить ей. 

Уважаемый Владимир Владимирович! Учитывая, что Чечен-

ская Республика твердо встала на путь возрождения и созидания, 
что неоднократно отмечалось в Ваших выступлениях на различных 
уровнях, и в связи с изменением обстановки, вынудившей Прави-
тельство РФ принять в свое время данное постановление, прошу 
Вас  отменить  Постановление  Правительства  РФ  от  05.11.1999  г. 
№ 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на террито-
рию Российской Федерации членов зарубежных террористических 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

282

283

Приложение 39

                    

 

           

И.о. Председателя 

Конституционного суда 

Чеченской Республики

Ш.Б. АБДУРАХМАНОВУ

Уважаемый Шейахмед Баштаевич!

    Постановлением Правительства РФ от 05.11. 1999 г. № 1223 

«О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ 

членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия 

и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через го-

сударственную  границу  в  пределах  Северо-Кавказского  района» 

временно  прекращено  таможенное  оформление  прибывающих  в 

Чеченскую  Республику  из-за  границы  товаров  и  грузов,  а  также 

в  адрес  физических  и  юридических  лиц,  зарегистрированных  в 

Чеченской Республике и действующих на территории Российской 

Федерации от имени и в интересах Чеченской Республики.

 Граждане и юридические лица подвергаются санкциям со сто-

роны судов и таможенных органов за отправку грузов адресатам 

на территории Чеченской Республики. 

 Считаем, что положения указанного  нормативного правового 

акта Российской Федерации противоречат требованиям статей 5, 

17, 18, 19, 55 Конституции РФ. 

В связи с изложенным и в соответствии со ст. 100 Конститу-

ции  Чеченской  Республики  просим  Вас  вынести  экспертное  за-

ключение о противоречии ряда ключевых положений Постановле-

ния Правительства РФ от 05.11.1999 г. № 1223 указанным выше 

статьям Конституции РФ и на его основе обратиться в Конститу-

ционный суд РФ с иском об отмене Постановления Правительства 

РФ от 05.11.1999г. № 1223 «О мерах по предотвращению проник-

новения на территорию РФ членов зарубежных террористических 

организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных 

пунктах  пропуска  через  государственную  границу  в  пределах 

Северо-Кавказского района».

         

 

 

 

 Н.С. Нухажиев 

организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных 
пунктах пропуска через государственную границу Российской Фе-
дерации в пределах Северо-Кавказского района» как противодей-
ствующее дальнейшему развитию и интеграции Чеченской Респу-
блики в российское экономическое пространство. 

Буду благодарен за информацию о принятом решении. 
   

 

 

 

 

 

  

 

 

Н.С. Нухажиев 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

284

285

Приложение 40

Генеральному прокурору
Российской Федерации 
Ю.Я. ЧАЙКЕ 
103793, ГСП-3, г. Москва, 
ул. Б. Дмитровка, 15а 

   

 

 

 

 

Уважаемый Юрий Яковлевич! 

В  адрес  Уполномоченного  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике и других органов государственной власти Чеченской 
Республики  поступают  жалобы  и  обращения  граждан  о  запрете 
Минераловодской таможней Ставропольского края ввоза товаров 
из среднеазиатских и других республик СНГ, получателями кото-
рых являются жители Чеченской Республики. 

При  этом  таможенные  органы  ссылаются  на  Постановление 

Правительства Российской Федерации от 05.11.1999 г.  № 1223 «О 
мерах по предотвращению проникновения на территорию Россий-
ской Федерации членов зарубежных террористических организа-
ций,  воза  оружия  и  средств  диверсий  в  установленных  пунктах 
пропуска через государственную границу Российской Федерации 
в пределах Северо-Кавказского района»,  пункты 4 и 5 которого 
устанавливают временное прекращение таможенного оформления 
товаров, в том числе перемещаемых в международных почтовых 
отправлениях, и транспортных средств, следующих в Чеченскую 
Республику, а также физических и юридических лиц, зарегистри-
рованных на территории Чеченской Республики, и действующих 
на территории Российской Федерации от имени и (или) в интере-
сах Чеченской Республики, за исключением товаров и транспорт-
ных  средств,  ввозимых  в  адрес  органов  исполнительной  власти 
Чеченской Республики. 

Так, предприниматель Арсигираев А.Н. 16.02.2007 г. обратил-

ся ко мне с письменной жалобой о том, что таможенные органы, 
со ссылкой на вышеуказанное Постановление Правительства РФ, 
отказали ему в таможенном оформлении 60 тонн сухих кормовых 
дрожжей,  доставленных  железнодорожным  транспортом  постав-
щиком ТОО «БМ» (Республика Казахстан) со станции Джамбыль 
Республики Казахстан на станцию Слепцовская Республики Ингу-
шетия согласно договора поставки от 21.06.2005г. Данный товар 
был предназначен для использования в качестве дополнительного 
кормового рациона для сельскохозяйственных животных и птиц.

При этом были предварительно сделаны необходимые согла-

сования и получены разрешения всех ведомств и министерств РФ 
и Республики Казахстан, отвечающих за международные перевоз-
ки грузов, в том числе ОАО «Российские железные дороги» в лице 
руководства станции Слепцовская Республики Ингушетия, с Феде-
ральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 

Правомерность  поставки  товаров  полностью  была  провере-

на  на  Астраханском  таможенном  пункте  ПЗТК  Кутум  29  ноября 
2005 г. и при этом нарушений таможенного законодательства вы-
явлено не было. 

Длительная переписка и многочисленные обращения предпри-

нимателя  в  различные  государственные  органы  привели  к  тому, 
что он, директор ООО «АБиК» Арсигираев Абдулхаким Нурдино-
вич, решением Карабулаксого районного суда РИ от 20 июля 2006 
г. был привлечен к административной ответственности по ст. 16.16 
КоАП РФ в виде штрафа в размере 42 тыс. руб. за нарушение сро-
ков временного хранения товаров с конфискацией кормовых дрож-
жей в доход государства. 

Другой пример. В зону деятельности Кабардино – Балкарской 

таможни из Киргизии 09.04. 2007 г. поступила автомашина с това-
ром, получателем товара которого являлась Асуханова Сепи Аб-
дурахмановна, проживающая по адресу: ЧР, г. Грозный, ул. Цим-
лянская, 21. Однако  таможенными органами, также со ссылкой на 
вышеуказанное Постановление Правительства  РФ, в таможенном 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

286

287

оформлении  указанных  товаров  ей  было  отказано  и  предложено 
вывезти  товары  с  таможенной  территории  Российской  Федера-
ции. 

13.04.2007 г. Асуханова С.А. вынуждена была подать в Кабар-

дино – Балкарскую таможню государственную таможенную декла-
рацию на вывоз этих товаров в режиме реэкспорта, а 23.04.2007 г. 
товары эти были доставлены в пункт пропуска таможенного поста 
МАПП Петухово Курганской области. 

И таких примеров, когда выходцы из Чеченской Республики, 

вынужденные переселенцы, возвращающиеся домой из ближнего 
или дальнего зарубежья, не могут перевезти товарно – материаль-
ные ценности, в том числе и домашние вещи, на место постоянного 
проживания можно привести множество. Дело доходит до абсурда 
– выходцы из Чеченской Республики, возвращающиеся на родину 
из государств СНГ, чтобы получить домашние вещи, вынуждены с 
огромными трудностями прописываться в соседних регионах РФ. 

Определением  Конституционного  Суда  РФ  от  16.01.2007  г. 

№ 22-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народно-
го Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке кон-
ституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства РФ 
от 05.11.1999 г. № 1223 «О мерах по предотвращению проникно-
вения на территорию Российской Федерации членов зарубежных 
террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий 
в установленных пунктах пропуска через государственную грани-
цу Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского района» 
также  разъяснено,  что  оспариваемые  положения  указанного  по-
становления приняты в пределах компетенции Правительства Рос-
сийской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие 
конституционные права и свободы граждан. 

Однако  я  считаю,  что  пункты  4  и  5  Постановления  Прави-

тельства  РФ  от  05.11.1999  г.  №  1223  «О  мерах  по  предотвраще-
нию  проникновения  на  территорию  Российской  Федерации  чле-
нов  зарубежных  террористических  организаций,  ввоза  оружия  и 
средств диверсий в установленных пунктах пропуска через госу-

дарственную границу Российской Федерации в пределах Северо-
Кавказского района» противоречат Конституции Российской   Фе-
дерации и федеральным законам. 

Данное  Постановление  Правительства  РФ,  как  подзаконный 

акт  высшего  органа  исполнительной  власти  РФ,  издан  не  во  ис-
полнение конкретных норм Конституции РФ, других федеральных 
законов,  указов Президента РФ и противоречит им по нижесле-
дующим основаниям: 
1.   Ни на территории Чеченской Республики, ни в приграничных 

с ней регионах указом Президента РФ не был введен режим 
чрезвычайного положения в соответствии со ст. 88 Конститу-
ции РФ.

2.   Только введение Президентом России режима чрезвычайного 

положения на территории ЧР могло явиться основанием для 
издания  вышеуказанного  Постановления  Правительства  РФ 
№  1223,  временно  прекратившего  таможенное  оформление 
товаров, в том числе перемещаемых в международных почто-
вых отправлениях, и транспортных средств, следующих в Че-
ченскую Республику, а также физических и юридических лиц, 
зарегистрированных на территории Чеченской Республики, и 
действующих на территории Российской Федерации от имени 
и (или) в интересах Чеченской Республики, за исключением 
товаров  и  транспортных  средств,  ввозимых  в  адрес  органов 
исполнительной власти Чеченской Республики.

3.   В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного за-

кона от 17.12. 1997 г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве РФ», Пра-
вительство  Российской  Федерации  осуществляет  общее  ру-
ководство таможенным делом и выступает в качестве органа 
общей компетенции. И только Президент России полномочен 
на введение особого правового режима функционирования ор-
ганов  государственной  власти,  отдельных  ограничений  прав 
и  свобод  граждан,  существенно  отличающихся  от  тех,  кото-
рые установлены Конституцией РФ и федеральными законами 
(ст.88 Конституции РФ).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

288

289

4.   Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство Консти-

туции РФ. Она является нормативным правовым актом выс-
шей юридической силы, имеет прямое действие на всей терри-
тории Российской Федерации и нормативные правовые акты 
Правительства РФ не должны противоречить ей. 

Учитывая изложенное, повторно прошу Вас, уважаемый Юрий 

Яковлевич, в порядке статьи 28 Федерального закона «О Прокура-
туре Российской Федерации», внести в Правительство Российской 
Федерации протест об отмене Постановления Правительства Рос-
сийской Федерации от 05.11.1999 г. № 1223 «О мерах по предот-
вращению проникновения на территорию Российской Федерации 
членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия 
и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через госу-
дарственную границу Российской Федерации в пределах Северо-
Кавказского района» как не соответствующего Конституции Рос-
сийской Федерации и нарушающего права граждан. 

 
Буду благодарен за информацию о принятых мерах. 

   

      

 

          

         

Н.С. Нухажиев 

Приложение 41

Уважаемый Владимир Петрович!

Федеральная  таможенная  служба  во  исполнение  поруче-

ния  Аппарата  Правительства  Российской  Федерации  от  9  дека-
бря  2008  г.,  №  П4-39891  рассмотрела  письмо  Уполномоченного 
по правам человека в Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. 
№ ВП32243к-21 о возможности отмены ограничений на ввоз това-
ров  а  Чеченскую  Республику,  предусмотренных  постановлением 
Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1223, 
и сообщает следующее.

С момента создания (приказ ГТК России от 26 апреля 2000 г. 

№ 357) Чеченская таможня в соответствии с постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1223 «О 
мерах по предотвращению проникновения на территорию Россий-
ской Федерации членов зарубежных террористических организа-
ций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пуншах 
пропуска через государственную границу Российской Федерации 
в пределах Северокавказского района» не осуществляла таможен-
ное  оформление  прибывающих  из-за  границы  товаров  и  грузов, 
следующих в Чеченскую Республику, за исключением письменной 

Уполномоченному по правам

человека в Российской Федерации

В. П. Лукину

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..