ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 6

 

 

162

163

ба по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы 

Чеченской Республики с просьбой сообщить о принимаемых мерах 

по восстановлению жилищных прав собственников квартир 136- 

квартирного многоэтажного жилого дома № 24 по пр. Эсамбаева 

(Революции) в г. Грозном (исх. № В-842 от 11.08.2008 г.).

В своем ответе он сообщил, что в рамках ФЦП «Социально-

экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 

годы» и по президентской программе на восстановление полно-

стью  разрушенного  муниципального  жилья  финансовые  сред-

ства  не  предусмотрены  и  восстановление  указанного  дома  не 

предусмотрено.

В то же время он сообщает, что в рамках ФЦП «Социально-

экономическое развитие ЧР на 2008-2011 годы» предусмотрены 

финансовые  средства  на  новое  строительство  многоквартирных 

домов. Однако эти средства – внебюджетные, т.е. инвестиции част-

ных коммерческих структур, которые строят жилье для реализации 

по рыночной стоимости.

На вопрос когда, в каком порядке и на каких условиях будет 

предоставлено  жилье  (квартиры)  лицам,  отказавшимся  от  полу-

чения компенсации за утерянное жилье, мотивированное разъяс-

нение получено не было. Граждане с 1995 г. ждут ответа на этот 

вопрос от государства, требуя восстановления своих конституци-

онных жилищных прав, согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, ст. 49.3 ЖК 

РСФСР, ст. 40 Конституции РФ, ст. 37 Конституции ЧР.

Между тем, в соответствии с Федеральным Законом от 25 

июля  1998  г.  №  130-ФЗ  «О  борьбе  с  терроризмом»  (действо-

вавшим до 6 марта 2006 г.) и во исполнение положений, изло-

женных  в  ст.  18  указанного  выше  ФЗ  издано  постановление 

Правительства  РФ  от  06.02.2001  г.  №  90,  предусматривающее 

специальный  «Порядок  осуществления  социальной  реабили-

тации лиц, пострадавших в результате террористической ак-

ции»,  пункт  8  которого  устанавливает:  обеспечение  жильем 

граждан, лишившихся жилья в результате террористической 

акции,  осуществляется  как  путем  выдачи  им  в  установлен-

ном  порядке  государственных  жилищных  сертификатов  (да-

лее – «ГЖС»), выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в 

результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, так и 

путем предоставления им безвозмездной субсидии на строитель-

ство или приобретение жилья, а также в соответствии с порядком, 

установленным субъектом РФ.

Из  нормы  приведенного  выше  нормативного  правового  акта 

Правительства РФ следует, что жители Чеченской Республики, ли-

шившиеся  жилья  в  ходе  контртеррористической  операции  (1995 

– 1996 годы, 1999 – 2003 г.г.) и террористических акций (определе-

ния этих понятий приведены в ст. 3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»), 

приравнены к пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и стихий-

ных бедствий.

Отсюда  следует,  что  жилищные  права  граждан  РФ,  прожи-

вающих  на  территории  Чеченской  Республики,  защищаются  и 

подлежат  восстановлению  в  порядке,  определенном  постанов-

лением Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 561 «О государ-

ственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам 

РФ  и  лишившимся  жилья  в  результате  чрезвычайных  си-

туаций и стихийных бедствий», в п. 1 которого установлено: 

«Государственные  жилищные  сертификаты  выдаются  граж-

данам  РФ,  лишившимся  жилья  в  результате  чрезвычайных 

ситуаций и стихийных бедствий».

Данный нормативный правовой акт Правительства РФ регла-

ментирует  порядок  и  механизм  предоставления  пострадавшим 

ГЖС. 

Он  изложен  в  п.  2  «Порядка  выпуска  и  погашения 

Государственных  жилищных  сертификатов,  выдаваемых 

гражданам  РФ,  лишившимся  жилья  в  результате  чрезвычай-

ных  ситуаций  и  стихийных  бедствий»  (утв.  постановлением 

Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982). Здесь предусмотрено, 

что  в  целях  определения  потребности  в  ГЖС  органами  исполни-

тельной  власти  субъектов  РФ,  на  территории  которых  проживали 

граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, 

по согласованию с эмитентом (Минфин РФ) ГЖС либо уполномо-

ченным им органом субъекта РФ, составляются списки пострадав-

ших граждан РФ, имеющих право на получение этого сертификата.

Кроме  этого  постановлением  Правительства  РФ  от 

09.10.1995 г. №982 (с изм. На 03.09.2001 г.) установлен и утверж-

ден «Порядок выдачи и погашения государственных жилищ-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

164

165

ных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся 

жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бед-

ствий»), согласно п. 9 которого орган исполнительной власти субъ-

екта РФ, на территории которого произошли стихийные бедствия 

(чрезвычайная ситуация) в соответствии с действующим законода-

тельством принимает решение о поименной выдаче сертификатов 

гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной си-

туации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства 

финансов РФ необходимое количество сертификатов.

Следует еще раз напомнить о том, что изложенный порядок 

восстановления жилищных прав наших граждан, лишившихся жи-

лья в результате известных событий, основан на положениях ч. 1 

ст.  18  ФЗ  «О  борьбе  с  терроризмом»,  которые  предусматривают 

социальную  реабилитацию  лиц,  пострадавших  в  результате  тер-

рористических акций посредством психологической, медицинской 

реабилитации, а также предоставлением им жилья.

Диапазон действия ФЗ «О борьбе с терроризмом» включа-

ет в себя срок от 25 июня 1998 г. до 6 марта 2006 г. 

С 10 марта 2006 г. вступил в силу и действует ФЗ от 6 марта 2006 

г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». И в соответствии 

с этим Федеральным законом постановлением Правительства 

РФ от 12 января 2007 г. № 6 утверждены «Правила осуществле-

ния социальной реабилитации лиц, пострадавших в результа-

те террористического акта, а также лиц, участвующих в борь-

бе с терроризмом», которые определяют порядок осуществления 

за счет средств федерального бюджета социальной реабилитации 

лиц, пострадавших в результате террористического акта.

Однако согласно п. 4 вышеизложенного нормативного пра-

вового акта Правительства РФ постановление Правительства 

РФ от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении правил осущест-

вления  социальной  реабилитации  лиц,  пострадавших  в  ре-

зультате террористического акта, а также лиц, участвующих в 

борьбе с терроризмом», его действие распространяется только 

на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. 

Также этим постановлением Правительства РФ от 12 января 

2007 г. № 6 признано недействующим и утратившим силу поста-

новление Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. № 90 «О порядке 

осуществления  социальной  реабилитации  лиц,  пострадавших  в 

результате террористических акций» (СЗ РФ 2001 г. № 7 ст. 658).

Диапазон действия названного выше нормативного право-

вого  акта  Правительства  РФ  составляет  срок  от  6  февраля 

2001 до 12 января 2007 г. 

Отличительной  особенностью  новых  правил  осуществления 

социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате терро-

ристического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с террориз-

мом, является их распространение только на военнослужащих, со-

трудников и специалистов федеральных исполнительных органов 

власти, осуществляющих борьбу с терроризмом и лиц, содейству-

ющих на постоянной или временной основе федеральным органам 

исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом. 

В отношении простых граждан РФ, пострадавших в результате 

террористического акта, социальная реабилитация с 1 января 

2007 г. не предусмотрена.

Далее.  Правительством  Чеченской  Республики  приня-

то постановление от 1 ноября 2008 г. № 208 «Об утверждении 

Порядка  оказания  гражданам  Чеченской  Республики  соци-

альной  помощи  на  восстановление  индивидуального  жилья, 

разрушенного  в  результате  разрешения  кризисной  ситуации 

на территории Чеченской Республики, и погашения кредитор-

ской  задолженности  по  ранее  выполненным  работам  по  вос-

становлению индивидуального жилья».

Указанный нормативный правовой акт Правительства ЧР из-

дан в целях оказания жителям Чеченской Республики социальной 

помощи на восстановление индивидуального жилья, разрушенно-

го в результате разрешения кризиса на территории ЧР, но не в це-

лях полного возмещения ущерба, связанного с утерей жилья.

Расчет размера социальной помощи на восстановление инди-

видуального жилья предусматривается производить в ценах на 

января 2004 г. Согласно постановлению Госстроя РФ от 29 ноября 

2003 г. № 196 средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади 

жилья на 1-й квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездной 

субсидии и ссуд на приобретение жилья всеми категориями граж-

дан, которым указанные субсидии предоставляются из федераль-

ного бюджета, составляет 8 380 руб

Эта  же  цифра  в  4-м  квартале  2008  г.  для  Чеченской 

Республики составляет 17 550 руб. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

166

167

С точки зрения действующего Российского законодательства, 

жители Чеченской Республики, утратившие жилье и имущество в 

ходе разрешения кризиса в Чеченской Республике, должны иметь 

возможность получения компенсации, возмещения ущерба в пол-

ном объеме либо получения равноценного жилого помещения вза-

мен утраченного.

В  связи  с  изложенным  было  бы  целесообразным  в  соответ-

ствии с существующей нормативно – правовой базой Российской 

Федерации, регламентирующей порядок и условия возмещения го-

сударством ущерба, причиненного стихийными бедствиями и чрез-

вычайными ситуациями, распространить действия постановления 

Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных 

жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской 

Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных 

ситуаций и стихийных бедствий» для решения жилищных про-

блем в Чеченской Республике, которым предусмотрено выделение 

гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуа-

ций и стихийных бедствий, государственных жилищных сертифи-

катов.

Во исполнение указанного постановления разработаны и 

утверждены постановлением Правительства РФ от 9 октября 

1995 г. № 982 «Порядок выпуска и погашения государственных 

жилищных сертификатов» и издан приказ Минфина РФ от 20 

ноября 1995 г. № 729 «О передаче полномочий финансовым ор-

ганам  субъектов  РФ  по  выдаче  государственных  жилищных 

сертификатов».

Приведенные  нормативные  правовые  акты  неоднократно 

применялись  для  преодоления  последствий  стихийных  бедствий 

и чрезвычайных ситуаций в различных регионах России в целях 

оказания государственной поддержки в приобретении жилья граж-

данам РФ, лишившимся его при указанных обстоятельствах.

Учитывая,  что  в  ходе  разрешения  кризиса  в  Чеченской 

Республике в 1994–1996 г.г. и с 1999 по 2003 год на территории 

Чеченской  Республики  проходили  полномасштабные  военные 

действия, в результате которых жителям Чеченской Республики 

причинен  несоизмеримо  больший  ущерб,  чем  при  стихий-

ных  бедствиях,  необходимо  приравнять  граждан  Российской 

Федерации, проживающих в Чеченской Республике, лишившихся 

жилья, имущества в результате указанных событий, к гражданам 

Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвы-

чайных ситуаций и стихийных бедствий, то есть решить жилищ-

ную проблему путем предоставления государственных жилищных 

сертификатов.

Постановлением  Правительства  РФ  от  7  ноября  2008  г. 

№ 832 «О внесении изменений в акты Правительства РФ по 

вопросам выпуска и погашения государственных жилищных 

сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жи-

лого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и сти-

хийных бедствий» внесены дополнения и изменения в «Порядок 

выпуска  и  погашения  государственных  жилищных  сертифи-

катов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого по-

мещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных 

бедствий» и изложен в новой редакции этот документ.

Указанный  нормативный  правовой  акт  Правительства  РФ 

предусматривает,  что  люди,  потерявшие  дом  или  квартиру  в  ре-

зультате  чрезвычайных  ситуаций  и  стихийных  бедствий,  могут 

рассчитывать на помощь государства.

Они получат либо новое жилье, либо компенсационную сумму, 

которую можно использовать для приобретения дома или квартиры.

В постановлении четко очерчены рамки государственной по-

мощи: одиноким гражданам в соответствии с социальной нормой 

общей площади компенсируется 33 квадратных метра, для семьи 

из двух человек – 42, при составе семьи в три и более человека – по 

18 квадратных метра на каждого.

Механизм приобретения жилья определен через государствен-

ные  жилищные  сертификаты,  которые  выдаются  пострадавшим 

из-за  стихий  семьям  по  специально  утвержденным  спискам  ре-

гиональными финансовыми органами. Необходимо отметить, что 

«метраж»  вписывается  в  сертификат  в  расчете  только  на  членов 

семьи,  постоянно  зарегистрированных  в  утраченном  жилье, 

что нарушает право собственников жилья на возмещение причи-

ненного ущерба.

Денежный эквивалент жилищному сертификату рассчитыва-

ется  исходя  из  средней  стоимости  1  квадратного  метра  в  регио-

не  (эта  величина  ежеквартально  рассчитывается  и  утверждается 

Минрегионом РФ).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

168

169

Согласно  приказу  Минрегиона  РФ  от  18.09.2008  г.  №168 

стоимость  одного  квадратного  метра  жилья  в  Чеченской 

Республике в 4 квартале 2008 г. составляет 17.550 руб. Реальная 

же стоимость в 2-3 раза больше. Отсюда следует, что даже при 

реализации  постановления  Правительства  РФ  от  7  ноября 

2008 г. № 832 указанная проблема не будет снята или решена.

Собственникам утерянного жилья (квартир) придется допла-

чивать из своих личных сбережений суммы, более чем в 2 раза вы-

шеуказанной в государственном жилищном сертификате.

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 7 ноя-

бря 2008 г. № 832 «О внесении изменений в акты Правительства 

РФ  по  вопросам  выпуска  и  погашения  государственных  жи-

лищных  сертификатов,  выдаваемых  гражданам  РФ,  лишив-

шимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуа-

ций и стихийных бедствий» выдача бланков сертификатов выс-

шему исполнительному органу государственной власти субъекта 

Российской  Федерации  осуществляется  Министерством  финан-

сов Российской Федерации на основании решения Правительства 

Российской  Федерации,  подготовленного  Министерством 

Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай-

ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по 

согласованию с заинтересованными федеральными органами ис-

полнительной власти на основании списка граждан, лишившихся 

жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихий-

ного бедствия, на получение государственного жилищного серти-

фиката (далее – список).

Список  утверждается  высшим  исполнительным  органом  го-

сударственной власти субъекта Российской Федерации, на терри-

тории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное 

бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации 

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-

видации последствий стихийных бедствий, которое после согласо-

вания списка направляет его в Министерство финансов Российской 

Федерации  для  осуществления  последующего  погашения  серти-

фикатов.

Необходимо отметить, что даже предоставление государствен-

ных жилищных сертификатов не восстанавливает граждан в своих 

правах в полном объеме, т.к. реальная стоимость одного квадрат-

ного метра жилой площади в Чеченской Республике выше как ми-

нимум в два раза, чем назначаемая Минрегионом России.

Учитывая,  что  описанная  проблема  может  быть  решена 

только  объединенными  усилиями  Уполномоченный  обратился  к 

Прокурору ЧР с предложением о создании  постоянно действую-

щей совместной рабочей группы из представителей Прокуратуры 

ЧР и аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской 

Республике, которая занялась бы разработкой необходимых право-

вых практических мер для разрешения проблем, связанных с мас-

совыми нарушениями прав собственников и нанимателей жилья, 

разрушенного в ходе военных действий.

  Совместная  рабочая  группа  была  создана.  Рабочей  груп-

пой  был  составлен  проект  «Совместного  заявления  Прокурора 

Чеченской Республики и Уполномоченного по правам человека в 

Чеченской Республике о массовых нарушениях конституционных 

прав на жилье граждан Российской Федерации, проживающих на 

территории Чеченской Республики». Документ находится на ста-

дии согласования сторонами. 

   

Многим гражданам в Чеченской Республике было отказано в 

получении компенсации со ссылкой на пункты 2, 3 и 7 «Положения  

об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье 

и  имущество  пострадавшим  в  результате  разрешения  кризиса  в 

Чеченской  Республике  гражданам,  постоянно  проживающим  на 

ее  территории»,  утвержденного  постановлением  Правительства 

Российской Федерации от 4 июля 2003 года № 404, устанавлива-

ющим обязательную регистрацию (прописку) на жилой площади 

разрушенного жилья до его утраты. 

В 2008 году Уполномоченный продолжил переписку по данной 

проблеме с федеральными и республиканскими органами государ-

ственной  власти.  Парламент  Чеченской  Республики  обратился  с 

запросом  в  Конституционный  суд  Российской  Федерации  о  про-

верке  конституционности  пункта  7  вышеуказанного  Положения, 

Конституционным  судом  Российской  Федерации  6  октября  2008 

года  было  принято  определение  о  том,  что  отсутствие  прописки 

по своему конституционно-правовому смыслу в системе действу-

ющего    нормативно-правового  регулирования  не  может  служить 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

170

171

основанием для лишения права на предоставление мер социаль-

ной защиты, предусмотренных вышеуказанным постановлением. 

Более  того,  Конституционный  Суд  Российской  Федерации 

определил,  что  иное  истолкование  и  применение  предписания  о 

наличии у гражданина и членов его семьи регистрации на жилой 

площади разрушенного жилья до его утраты, в том числе судами, 

означало  бы  неправомерное  ограничение  гарантий  социальной 

защиты  лиц,  пострадавших  в  результате  разрешения  кризиса  в 

Чеченской Республике и приводило бы к нарушению принципов 

равенства и правовой справедливости, на которых основано осу-

ществление  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  в  Российской 

Федерации. 

Надеемся,  что  конституционно-правовой  смысл  указанного 

предписания,  выявленный  Конституционным  судом  Российской 

Федерации в указанном определении, являющемся общеобязатель-

ным и исключающим любое иное толкование в правоприменитель-

ной практике, будет способствовать разрешению этой важной про-

блемы; и жители Чеченской Республики, полностью или частично 

утратившие жилье и имущество в ходе военных действий, смогут 

получить компенсационные выплаты независимо от наличия реги-

страции (прописки) в разрушенном жилье до его утраты. 

Принятие  Правительством  Чеченской  Республики  целевой 

Программы  «Социально-экономическое  развитие  Чеченской 

Республики  на  2008  –  2011  г.г.»  (утв.  постановлением 

Правительства ЧР от 18.08.2008 г. № 165) будет способствовать 

охране и реализации прав жителей Чеченской Республики на жи-

лье. (Подробнее см. приложения 26 – 29) .

Приложение 26

Председателю 

Народного Собрания Парламента 

Чеченской Республики     

Д.Б.АБДУРАХМАНОВУ

Уважаемый Дукуваха Баштаевич!

После моего назначения Уполномоченным по правам человека 

в ЧР, с начала 2006 года, в мой адрес обращаются граждане, имею-

щие домовладения, принадлежащие им на праве частной собствен-

ности на территории Чеченской Республики, но которые постоян-

но там не проживают. Они выражают свое несогласие с пунктами 

2, 3, 7 Положения « Об осуществлении компенсационных выплат 

за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате раз-

решения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно 

проживающим на ее территории», утвержденного постановлением 

Правительства РФ от 04.07.2003 года за № 404. Эти пункты по их 

мнению, ограничивают право на получение компенсации за раз-

рушенное жилье и утраченное имущество.

Так, в 2006 году по данному вопросу ко мне обратилось 416 

граждан,   в 2007 году – 338 граждан, а с начала 2008 года – 132 

человека.

В ходе реализации указанного постановления Правительства 

РФ допускаются массовые нарушения прав граждан, причиной ко-

торых является несоответствие пунктов 2, 3, 7 Положения № 404 

Конституции РФ и гражданскому законодательству РФ.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения ком-

пенсационные выплаты осуществляются за одно утраченное жи-

лье  (индивидуальный  жилой  дом  или  квартиру)  и  находившееся 

в нем имущество, независимо от количества членов семьи или се-

мей, зарегистрированных (прописанных) на жилой площади раз-

рушенного жилья до его утраты.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

172

173

В соответствии с пунктом 7 Положения, для получения ком-

пенсационных выплат граждане должны подать в Комиссию заяв-

ления  от  имени  всех  членов  семьи  (членов  других  семей),  заре-

гистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного 

жилья до его утраты.

Считаю, что указанные пункты Положения нарушают консти-

туционные права граждан, закрепленные в статьях 35, 40, 52, 53 

Конституции Российской Федерации , поскольку, согласно части 2 

статьи 55, в Российской Федерации не должны издаваться законы, 

отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражда-

нина.

Постановление  Правительства  РФ  от  04.  07.  2003  г.  за  № 

404  противоречит  постановлению  Конституционного  Суда  РФ 

от 02.02.1998 года за № 4-П.  Оно  гласит: «сам по себе факт ре-

гистрации  или  отсутствия  таковой  не  порождает  для  граждани-

на каких- либо прав и обязанностей и согласно части 2 статьи 3 

Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, вы-

бор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах  РФ»  не  может 

служить основанием ограничения или условием реализации прав 

и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федераль-

ными законами и законодательными актами субъектов Российской 

Федерации.    Согласно названному закону органы регистрацион-

ного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного во-

леизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жи-

тельства. Именно поэтому, регистрационный учет не может носить 

разрешительного характера и не должен приводить к ограничению 

конституционного права гражданина выбирать место пребывания 

и жительства.

Таким  образом,  регистрация  в  том  смысле,  в  каком  это  не 

противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным 

федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, но-

сящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения 

гражданина по месту пребывания или жительства.

Механизм  использования  такого  правового  средства,  как  ре-

гистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведо-

мительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному 

ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жи-

лищных, семейных и иных правоотношений».

Данную проблему я поднимал неоднократно на всевозможных 

совещаниях, «круглых столах», конференциях, газетных публика-

циях.

В январе 2007 года с запросом я обратился в Конституционный 

суд  Чеченской  Республики.  Мною  были  внесены  предложения  в 

резолюцию «круглого стола», проходившего 3-4 июля 2007 года. 

То, что Конституционный Суд РФ принял данную проблему к рас-

смотрению, считаю знаменательным событием. Надеюсь, что ре-

шение будет принято в пользу прав наших граждан и законности 

на территории Российской Федерации.

Одновременно, пользуясь случаем,  хочу отметить необходи-

мость продолжения совместной работы по восстановлению прав 

граждан РФ, проживающих на территории Чеченской Республики, 

нарушаемых федеральными законодательными актами, в частно-

сти, такими как:

1.  Закон  РФ  за  №  1761-1  от  18.10.1991года  «О  реабилитации 

жертв политических репрессий»

2.  Постановление Правительства РФ от 05.11.1999 г. за №1223 

«О мерах по предотвращению проникновения на территорию 

РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза 

оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска 

через государственную границу в пределах Северокавказского 

района».

3.  Указ Президента РФ за № 898 от 05.09.1995 года «О дополни-

тельных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в 

результате разрешения кризиса в Чеченской Республике».

   

                                                      Н.С.Нухажиев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

174

175

Приложение 27

               

     

Председателю Правительства 

Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ 

Уважаемый Владимир Владимирович! 

Прошедшие на территории Чеченской Республики две военные 

кампании до крайности обострили и без того сложную ситуацию с 

соблюдением права граждан на жилище. В связи с огромными раз-

рушениями в г. Грозном и в других многочисленных населённых 

пунктах республики проблема восстановления разрушенного жи-

лья требует цивилизованного, подлинно государственного подхода 

к её решению.

Одним из путей её решения является решение руководства стра-

ны о выплате компенсаций за утраченное жильё и имущество постра-

давшим  в  результате  разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике 

гражданам, постоянно проживающим на её территории.

Однако  сегодня  общеизвестно  плачевное  состояние  с  вы-

платой  указанных  компенсаций  гражданам,  утратившим  жильё 

и имущество в ходе военных действий. Ухищрения, на которые, 

пользуясь  несовершенством  законодательства,  идут  чиновники  в 

целях вымогательства денег от несчастных пострадавших, стали 

притчей во языцех. 

Следствием недоработок в этом вопросе также являются про-

должающие существовать до настоящего времени пункты времен-

ного  размещения  (ПВР)  и  проблема  массовой  миграции  населе-

ния.

После  многолетних  мытарств,  так  и  не  добившись  получе-

ния положенных компенсаций за утраченное жильё и имущество, 

граждане обращаются к Уполномоченному по правам человека в 

Чеченской Республике с просьбами об оказании им содействия в 

решении этого важнейшего вопроса.

  В связи с этим в сентябре – октябре 2006 года мной были 

направлены  соответствующие  обращения  на  имя  Председателя 

Народного  Собрания  Парламента  Чеченской  Республики 

Д.Б.  Абдурахманова,  Президента  Чеченской  Республики 

А.Д. Алханова,  Председателя Правительства Чеченской Республики 

Р.А. Кадырова, председателя Комиссии по рассмотрению заявлений 

граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате 

разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество 

С.У.  Исакова,  а  также  Заключение  Уполномоченного  по  правам 

человека в Чеченской Республике «О массовых нарушениях жи-

лищных прав граждан Российской Федерации, проживающих на 

территории Чеченской Республики, связанных с противоречиями 

действующего законодательства, при решении вопроса о компен-

сационных выплатах им за утраченное в ходе военных действий 

жилье и имущество» на имя Генерального прокурора Российской 

Федерации  Ю.Я.  Чайки  в  целях  устранения  массовых  наруше-

ний  жилищных  прав  граждан  в  сфере  компенсационных  выплат 

за утраченное в ходе двух военных кампаний жилье и имущество, 

связанных с принятием Правительством РФ несовершенного нор-

мативного акта, требующего в одном из своих пунктов, а именно 

в  7-ом,  обязательной  регистрации  (прописки)  граждан  на  жилой 

площади разрушенного жилья до его утраты. 

Речь конкретно идет о Постановлении Правительства РФ № 

404  от  04.07.2003  года,  утвердившем  Положение  «Об  осущест-

влении компенсационных выплат за утраченное жилье и имуще-

ство пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской 

Республике гражданам, постоянно проживающим на ее террито-

рии» (далее – Положение). 

На основании пункта 7 указанного Положения рассмотрение 

заявительских материалов граждан Комиссией часто «приостанав-

ливается из-за несовпадения адреса прописки заявителя с адресом 

утраченного жилья». 

Таким образом, налицо факты массовых и грубых нарушений 

прав человека, связанных с соблюдением основных гражданских 

прав и свобод граждан.

Полагаю,  что  в  действиях  Комиссии  имеются  нарушения 

требований  ст.  ст.  40,  ч.ч.  1  и  2,    35,  ч.  1,    52,    53  и  27,  ч.  1 

Конституции РФ. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

176

177

Нарушено также требование ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса 

РФ, в соответствии с которой местом жительства признаётся ме-

сто, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В  Заключении  Уполномоченного  по  правам  человека  в 

Чеченской Республике на имя Генерального прокурора РФ было 

рекомендовано  внести  протест  в  Правительство  Российской 

Федерации об исключении из п.7 Положения требования об обяза-

тельной регистрации (прописки) граждан на жилой площади раз-

рушенного жилья до его утраты. 

С  требуемым  протестом  Генеральный  прокурор  РФ  на  имя 

Председателя Правительства РФ не обратился. На имя Председателя 

Правительства  РФ  были  направлены  обращения  с  аналогич-

ной  просьбой  от  имени  Председателя  Правительства  Чеченской 

Республики  и  Председателя  Парламента  Чеченской  Республики, 

однако необходимые меры Правительством РФ до настоящего вре-

мени не приняты.  

Согласно  ст.  3  Закона  РФ  «О  праве  граждан  РФ  на  свободу 

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах 

Российской  Федерации»,  граждане  России  обязаны  регистриро-

ваться по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или от-

сутствие таковой не может служить основанием ограничения или 

условием  реализации  прав  и  свобод  граждан,  предусмотренных 

Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами респу-

блик в составе РФ.

Постановлением  Конституционного  суда  РФ  от  02.02.1998 

года № 4-П по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 

21 Правил регистрации, названные пункты признаны несоответ-

ствующими Конституции РФ, что, в силу ч. 2 ст. 87 Федерального 

конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», являет-

ся основанием для отмены в установленном порядке положений 

других нормативных актов, основанных на них либо воспроизво-

дящих их, или содержащих такие же положения.

Верховный суд РФ своим решением от 20.07.1998 года также 

признал незаконными п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и сня-

тия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и 

по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, Верховный суд РФ фактически признал несо-

ответствующим  действующему  законодательству  существование 

института регистрации (прописки) как такового. 

Конституционный суд РФ ещё в 1995 году принял решение о 

неконституционности порядка, по которому процедура вселения в 

жилое помещение осуществлялась лишь при условии соблюдения 

режима регистрации (прописки).

Конституционный  суд  РФ  ещё  дважды  возвращался  к  этой 

проблеме, отменяя нормативные акты, вводившие ограничения в 

процедуру регистрации по месту жительства.

Таким образом, введение ограничения на получение компен-

сации за утраченное жильё и имущество из-за отсутствия у граж-

данина регистрации (прописки) на жилой площади разрушенного 

жилья  до  его  утраты,  считаю  незаконным,  противоречащим  как 

российскому, так и международному праву.

В  настоящее  время  уполномоченный  орган  Правительства 

Чеченской  Республики,  осуществляющий  непосредственное  ис-

полнение Положения, вынужден необоснованно отказывать граж-

данам  в  рассмотрении  ранее  принятых  заявлений  и  выплате  им 

компенсаций за утраченное жильё и имущество.

Следует особо подчеркнуть, что с самого начала осуществле-

ния приёма документов на компенсационные выплаты, различны-

ми рабочими группами практически без перерыва с привлечением 

всех силовых структур Южного федерального округа (ФСБ, про-

куратуры,  УБЭП  и  т.д.)  проводились  проверочные  мероприятия 

в  отношении  граждан,  обратившихся  за  выплатой  компенсации. 

Проводились проверки поданных гражданами документов на пред-

мет фактического наличия и степени разрушения жилья. Однако ни 

одной из этих структур, осуществляющих контроль, не был поднят 

вопрос о необходимости наличия регистрации (прописки) граждан 

на разрушенной жилой площади.

Как известно, компенсационные выплаты за утраченное жильё 

и имущество являются дополнительной мерой социальной защиты 

лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской 

Республике,  и  не  предусматривают  возмещения  стоимости  утра-

ченного жилья и имущества.

Стало быть, в соответствии с гражданским законодательством 

граждане РФ могут защищать свои имущественные права путём 

предъявления к виновным в уничтожении имущества исков о воз-

мещении вреда в полном объёме.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

178

179

Надежда  на  получение  компенсации,  предусмотренной 

Постановлением  Правительства  РФ  №  404  от  04.07.2003  года, 

сдерживает граждан нашей республики от массовых исков в суды, 

включая Верховный суд РФ и Европейский суд по правам челове-

ка. Тем более, что статьей 8 Европейской Конвенции о защите прав 

человека и основных свобод предусмотрено «…право каждого че-

ловека иметь жилище, защищенное от нападений со стороны госу-

дарства и его агентов». А практика Европейского суда по правам 

человека показывает, что на государство, не сумевшее обеспечить 

своим гражданам защиту их прав, решением Суда возлагается обя-

занность возмещения вреда, причинённого в результате допущен-

ного нарушения. Развитие ситуации в таком направлении никак не 

повышает авторитет государства.

 Таким образом, тщательное изучение и исследование указан-

ной проблемы приводит к выводу о том, что одной из главных при-

чин  массовых  нарушений  прав  граждан  при  решении  вопроса  о 

выдаче компенсационных выплат за утраченное в ходе боевых дей-

ствий жильё и имущество, на мой взгляд, является несоответствие 

п. 7 Положения требованиям Конституции РФ, Закону РФ «О пра-

ве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и 

жительства в пределах Российской Федерации», Указу Президента 

РФ от 05.09.1995 года № 898 «О дополнительных компенсацион-

ных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кри-

зиса в Чеченской Республике». 

Более  того,  Постановление  Правительства  РФ  №  404  от 

04.07.2003 года, вынесенное во исполнение Указа Президента РФ 

от 05.09.1995 года № 898, противоречит тексту и смыслу упомяну-

того указа, которым регистрация (прописка) не указана в качестве 

обязательного условия для получения компенсационных выплат.

Неправомерность заложена уже в самом названии Положения, 

включающего в качестве обязательного условия постоянное про-

живание  граждан  на  территории  Чеченской  Республики.  А  по 

смыслу Указа Президента РФ № 898, название Положения должно 

было бы заканчиваться на слове «гражданам». Например, согласно 

ст. 209 ГК РФ, «собственнику принадлежат права владения, поль-

зования и распоряжения своим имуществом». Как видим, указан-

ная статья не выдвигает каких-либо условий для наличия данного 

вещного права, в том числе и наличия регистрации (прописки) в 

одном из видов имущества – жилище.

Уважаемый  Владимир  Владимирович!  Направляя  в  соот-

ветствии  с  п/п  3  п.1  ст.  19  Конституционного  закона  Чеченской 

Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской 

Республике» в Ваш адрес настоящее обращение, убедительно про-

шу Вас принять меры, направленные  на приведение пункта 7-го 

Положения «Об осуществлении компенсационных  выплат за утра-

ченное жилье и имущество пострадавшим в результате разреше-

ния кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно  про-

живающим  на  ее  территории»,  утвержденного  Постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  №  404  от  04.07.2003  г.,  в 

соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ, 

Конституции РФ и международного права.  

 Н.С. Нухажиев 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

180

181

Приложение 28 

ПРОЕКТ 

Совместное заявление Прокурора Чеченской Республики и 

Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике 

о  массовых  нарушениях  конституционных  прав  на  жилище 

граждан РФ, проживающих в Чеченской Республике.

 В соответствии с п. 4 Соглашения между Генеральной проку-

ратурой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской 

Федерации  от  24  июля  1998  г.  «О  формах  взаимодействия 

Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам че-

ловека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий за-

щиты прав и свобод граждан» и пунктами 2.1, 2.3, 2.4. распоряже-

ния Генерального прокурора РФ от 14 января 1999 г. № 6/7р «Об 

организации исполнения Соглашения «О формах взаимодействия 

Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам че-

ловека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий за-

щиты прав и свобод граждан» и со ст. 20 Конституционного за-

кона  ЧР  «Об  Уполномоченном  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике»,  в  целях  обеспечения  гарантий  государственной  за-

щиты прав и свобод граждан по инициативе Уполномоченного по 

правам человека в Чеченской Республике была создана совместная 

рабочая группа по изучению причин и условий, способствующих 

массовым нарушениям жилищных прав собственников жилья, раз-

рушенного в ходе двух военных кампаний, и отказавшихся от ком-

пенсационных выплат.

В результате совместного изучения этой проблемы Прокуратура 

Чеченской Республики и Уполномоченный по правам человека в 

Чеченской Республике пришли к следующему заключению:

  Прокуратура  ЧР  и  Уполномоченный  по  правам  человека 

в  Чеченской  Республике  вынуждены  констатировать  тот  факт, 

что  массовые  нарушения  жилищных  прав  жителей  Чеченской 

Республики приобретают глобальный характер. Этот вывод осно-

ван на реальных фактах и результатах рассмотрения многочислен-

ных жалоб и обращений граждан, поступивших и продолжающих 

поступать в адрес органов Прокуратуры ЧР и Уполномоченного по 

правам человека в Чеченской Республике.

Речь идет о многочисленных обращениях граждан республи-

ки, связанных с нарушением права собственности на жилье, пол-

ностью разрушенное во время боевых действий, и на месте распо-

ложения которого (в самых элитных районах Грозного) различные 

коммерческие строительные организации возводят новые дома для 

реализации квартир на рынке недвижимости.

К сожалению, наши совместные усилия по устранению мно-

гочисленных нарушений в сфере жилищного законодательства не 

имеют успеха. А между тем, ситуация в данной сфере защиты прав 

человека и гражданина продолжает ухудшаться.

В  целях  детального  изучения  этой  темы  и  назревшей  необ-

ходимости  осуществления  согласованных  действий,  в  соответ-

ствии  с  Соглашением  между  Генеральной  прокуратурой  РФ  и 

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации от 

24  июля  1998  г.  «О  формах  взаимодействия  Генеральной  проку-

ратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в Российской 

Федерации в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод 

граждан», статьями 26 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 

г. «О Прокуратуре Российской Федерации» считаем, что указанная 

проблема  может  быть  решена  только  объединенными  усилиями 

Прокуратуры ЧР, органов государственной и муниципальной вла-

сти Чеченской Республики и Уполномоченного по правам человека 

в ЧР с широким участием общественности.

Обеспеченность жильем является одним из условий достой-

ного существования человека в обществе. Всеобщая Декларация 

прав человека 1948 г. (ст. 25) и Международный пакт об экономи-

ческих, социальных и культурных правах. Нью-Йорк, 19 декабря 

1966 г. (ст. 11) содержат нормы о том, что каждый человек имеет 

право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жили-

ще, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя-

ния его самого и членов его семьи, и на непрерывное улучшение 

условий жизни.

Статья  40  часть  1  Конституции  РФ  гласит:  «Каждый  имеет 

право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жи-

лища». Статья 37 Конституции ЧР также устанавливает: «Каждый 

имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен 

жилища». Статья 4, часть 2 Конституции РФ устанавливает верхо-

венство Конституции РФ и федеральных законов на всей террито-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

182

183

рии Российской Федерации. Постановлением Верховного Совета 

РФ от 22.11.1992 г. принята Декларация прав и свобод гражданина, 

статья 10 которой гласит: «Каждый имеет право на жилище. Никто 

не может быть произвольно лишен жилища».

Кроме того, грубо нарушается право собственника на владе-

ние, пользование и распоряжение принадлежащим ему жилым по-

мещением в соответствии с его назначением, предусмотренное ст. 

228 Гражданского кодекса РФ. Игнорируются также и требования 

ст. 128 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что «Квартиры, 

жилые дома, находящиеся в собственности граждан, не могут быть 

у них изъяты. Собственник не может быть лишен права пользова-

ния жилым домом, квартирой». 

Созданная  нами  Совместная  рабочая  группа  обобщила  мно-

гие обращения собственников разрушенного жилья, направленные 

ими в различные инстанции, на которые они получили формаль-

ные отписки, содержание которых сводится к неутешительным для 

заявителей рекомендациям: «государственного и муниципального 

жилья нет и не строится»; «вы имеете право на компенсацию»; «вы 

имеете право стать в очередь за жильем».

Считаем, что никто не станет спорить или подвергать сомне-

нию право граждан Российской Федерации, проживающих на тер-

ритории  Чеченской  Республики,  требовать  и  получать  квартиры 

взамен разрушенных не по их вине. Юридический анализ и иссле-

дование этой проблемы на основе действующего законодательства 

подтверждают правомерность требований граждан. 

      Во  –  первых,  в  соответствии  с  действующим  российским 

законодательством в Чеченской Республике не было двух военных 

кампаний, не было объявлено чрезвычайное положение, не было и 

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (кроме паводка в 

2002 г.), но имели место «наведение конституционного порядка 

в 1994 – 1996 г.г.» и «контртеррористическая операция в 1999 

– 2003 г.г.», антитеррористические акции военных и МВД про-

тив международного терроризма. 

   Этим понятиям в Федеральном законе РФ от 25.06. 1998 г. № 

130 «О борьбе с терроризмом» даны определения. Статья 17, п.2 

данного Федерального закона предполагает возмещение ущерба, 

причиненного субъекту РФ за счет федерального бюджета. 

Но главным и очень важным для нас является следующее об-

стоятельство: граждане Российской Федерации, проживающие 

в Чеченской Республике, которым причинен ущерб (уничтоже-

ние жилья, имущества), приравнены к пострадавшим от чрез-

вычайных ситуаций и стихийных бедствий. 

Подтверждением этому является пункт 8 «Порядка осущест-

вления  социальной  реабилитации  лиц,  пострадавших  в  резуль-

тате  террористической  акции»,  утвержденного  постановлением 

Правительства РФ от 06.02.2001 г. № 90, устанавливающий, что 

обеспечение жильем граждан, лишившихся жилья в результа-

те террористической акции, осуществляется как путем выда-

чи в установленном порядке жилищных сертификатов, выда-

ваемых гражданам России, лишившимся жилья в результате 

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, так и путем 

предоставления им безвозмездных субсидий на строительство 

или приобретение жилья, а также в соответствии с порядком, 

установленным законодательством РФ. 

Из сказанного следует, что действующие нормативные право-

вые  акты  Правительства  Российской  Федерации  четко,  просто  и 

очень понятно регламентируют порядок и механизм возмещения 

жителям Чеченской Республики жилья, а именно: 

1.   Пункт  1  Постановления  Правительства  РФ  от  07.06.1995  г. 

№  561  «О  государственных  жилищных  сертификатах,  выда-

ваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрез-

вычайных ситуаций и стихийных бедствий», устанавливает, 

что «Государственные жилищные сертификаты выдаются 

гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвы-

чайных ситуаций и стихийных бедствий. 

   2.  Пункт 2 указанного постановления гласит: «В целях опреде-

ления  потребности  в  государственных  жилищных  серти-

фикатах органами исполнительной власти субъектов РФ, 

на территории которых проживали граждане, лишившие-

ся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихий-

ных бедствий, по согласованию с эмитентом государствен-

ных жилищных сертификатов либо уполномоченным им 

органом субъекта РФ составляются списки пострадавших 

граждан РФ, имеющих право на получение этого сертифи-

ката». 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

184

185

3.   Данное  постановление  регламентирует  также  порядок  и  ме-

ханизм  получения  пострадавшими  гражданами  жилищных 

сертификатов. Согласно п.п. 3 и 4 указанного Постановления: 

«Для включения в списки пострадавших граждан РФ эти 

граждане должны представить в органы исполнительной 

власти следующие документы:

  -   заявление о выдаче государственного жилищного сер-

тификата;

  -   паспорт  или  иной  документ,  удостоверяющий  лич-

ность и имеющий юридическую силу;

  -   справку органов местного самоуправления, подтверж-

дающую факт, что граждане лишились жилья в резуль-

тате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». 

Кроме  этого  постановлением  Правительства  РФ  №  982  от 

09.10.1995  г.  (с  изм.  от  03.09.2001  г.)  установлен  «Порядок  вы-

дачи и погашения государственных жилищных сертификатов, 

выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся 

жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бед-

ствий» (п.4), в соответствии с которым Министерство финан-

сов РФ выпускает эти сертификаты. 

Выпуск сертификатов должен осуществляться в течение двух 

месяцев  с  момента  стихийного  бедствия  (чрезвычайной  си-

туации  )  на  основании  решения  Правительства  РФ,  данных 

МЧС РФ и Правительства ЧР о количестве семей, лишивших-

ся  жилья,  об  их  численном  составе  (п.5).  Уполномоченными 

Министерством финансов РФ по выдаче государственных жи-

лищных сертификатов являются финансовые органы субъек-

тов РФ (Министерство финансов ЧР), на территории которых 

произошли  стихийные  бедствия  (чрезвычайные  ситуации) 

(п.1).

Действующим российским законодательством предусмотрены 

и другие основания, по которым государство обязано возместить 

причиненный не по вине собственника ущерб. 

Статья  1064  Гражданского  кодекса  РФ  устанавливает,  что 

«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а 

также вред, причиненный юридическому лицу, подлежит воз-

мещению в полном объеме лицом, причинившим вред». 

Статья 1067 Гражданского кодекса РФ гласит: «Вред, причи-

ненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устране-

ния опасности, угрожающей самому причинителю вреда или 

другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах 

не могла быть устранена иными средствами, должен быть воз-

мещен лицом, причинившим вред». 

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  для  вос-

становления  нарушенных  жилищных  прав  граждан  Чеченской 

Республики, жилье которых разрушено в результате военных дей-

ствий,  не  требуется  дополнительное  правовое  регулирование  и 

действующее  российское  законодательство  предусматривает  до-

статочные правовые основания для разрешения этой важной про-

блемы защиты прав человека. 

Исходя из анализа ситуации в Чеченской Республике, связанной с 

многочисленными нарушениями права собственности на жилье, раз-

рушенное в ходе военных действий, и владельцы которого отказались 

от компенсационных выплат за его утрату, а также в целях восстанов-

ления прав собственности граждан на это жилье, считаем:

1.  Правительству  Чеченской  Республики  на  основании 

Постановления Правительства РФ № 561 от 07.06. 1995 г. «О го-

сударственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам 

РФ , лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и 

стихийных  бедствий»  необходимо  обратиться  в  Министерство 

строительства РФ, Министерство экономики и социального разви-

тия РФ и Министерство финансов РФ о внесении ими предложе-

ния о распространении пунктов 1 и 2 указанного постановления на 

граждан  Чеченской  Республики,  потерявших  жилье  в  результате 

военных действий на территории Чеченской Республики. 

Такое  обращение  Правительства  Чеченской  Республики  бу-

дет  полностью  соответствовать  требованиям  пункта  8  «Порядка 

осуществления  социальной  реабилитации  лиц,  пострадавших  в 

результате террористической акции», утвержденного постановле-

нием Правительства РФ № 99 от 06.02. 2001 года. 

Считаем,  что  разрешение  этой  проблемы  не  требует  допол-

нительного правового регулирования и что она может быть реше-

на, как отмечалось выше, на основе действующего законодатель-

ства  и  нормативных  правовых  актов  Правительства  Российской 

Федерации.    

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

186

187

Надеемся,  что  Парламент  и  Правительство  Чеченской 

Республики отнесутся с пониманием к исключительно важной для 

республики  проблеме  и  поддержат  наши  рекомендации,  направ-

ленные  на  восстановление  права  собственности  большого  числа 

наших сограждан, жилье (квартиры) которых оказалось полностью 

разрушенным в результате известных событий. 

И.о. Прокурора 

Чеченской Республики

Н.В. Калугин 

______________

«___»______ 200 _ г.  

Уполномоченный по правам 

человека в Чеченской Республике

Н. С. Нухажиев

_______________

«___»______ 200 _ г.  

Приложение 29 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

по запросу Парламента Чеченской Республики о проверке 

конституционности пункта 7 Положения об осуществлении ком-

пенсационных выплат за утраченное жилье и имущество постра-

давшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике 

гражданам, постоянно проживающим на ее территории

город    Санкт - Петербург   

6 октября 2008 года

Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  составе: 

Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  Н.С.Бондаря,  Г.А.Гаджиева, 

Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,  С.М.Казанцева, 

М.И.Клеандрова,  Л.О.Красавчиковой,  С.П.Маврина,  Н.В.Мель-

никова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, 

О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседа-

нии заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании 

статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституци-

онном Суде Российской Федерации» предварительное изучение за-

проса Парламента Чеченской Республики, 

установил:

1.   Парламент Чеченской Республики просит признать не соответ-

ствующим статьям 15 (часть 1), 18, 19 (часть 2), 27 (часть 1), 55 

(часть 2), 114 (часть 1) и 115 Конституции Российской Федера-

ции пункт 7 Положения об осуществлении компенсационных 

выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в ре-

зультате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражда-

нам, постоянно проживающим на ее территории (утверждено  

постановлением    Правительства  Российской    Федерации  от 

4 июля 2003 года № 404), в части, устанавливающей, что нали-

чие регистрации гражданина в разрушенном жилье (индиви-

дуальном доме или квартире) является обязательным услови-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

188

189

ем для получения им компенсационных выплат за   утраченное 

жилье и имущество. Кроме того, по мнению заявителя, такое 

предписание противоречит части второй статьи 3 Закона Рос-

сийской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О пра-

ве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, 

выбор места пребывания и жительства в пределах Российской 

Федерации»,  согласно  которой  регистрация  или  отсутствие 

таковой не могут служить основанием ограничения или усло-

вием  реализации  прав  и  свобод  граждан,  предусмотренных 

Конституцией  Российской  Федерации,  законами  Российской 

Федерации,  конституциями  и  законами  республик  в  составе 

Российской Федерации, а также не согласуется с иными пред-

писаниями данного Положения (пункты 2, 3 и другие).

2.   Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федера-

ции каждый, кто законно находится на территории Российской 

Федерации,  имеет  право  свободно  передвигаться,  выбирать 

место пребывания и жительства.

Регулирующим данную сферу общественных отношений Законом 

Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О пра-

ве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, 

выбор места пребывания и жительства в пределах Российской 

Федерации»  в  целях  обеспечения  необходимых  условий  для 

реализации  гражданами  Российской  Федерации  их  прав  и 

свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими 

гражданами,   государством   и   обществом   введен   институт   

регистрации.  

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда 

Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих 

свою  силу  решениях  (постановления  от  4  апреля  1996  года 

№ 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 

2000 года № 185-0 и от 5 октября 2000 года № 199-О) и под-

лежащими обязательному учету в нормотворческой и право-

применительной практике, сам по себе факт регистрации или 

отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо 

прав и обязанностей и не может служить основанием ограни-

чения или условием реализации прав и свобод граждан; реги-

страция, в том смысле, в каком это не противоречит Конститу-

ции Российской Федерации, является лишь предусмотренным 

федеральным  законом  способом  учета  граждан  в  пределах 

Российской  Федерации,  носящим  уведомительный  характер 

и  отражающим  факт  нахождения  гражданина  по  месту  пре-

бывания или жительства; при отсутствии регистрации место 

жительства гражданина может устанавливаться судом общей 

юрисдикции  на  основе  различных  юридических  фактов,  на-

пример  подтверждаемых  договором  найма  с  собственником     

жилого помещения, актом о вселении  и  т.д.

3.   Положение  об  осуществлении  компенсационных  выплат  за 

утраченное  жилье  и  имущество  пострадавшим  в  результате 

разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, по-

стоянно проживающим на ее территории, утверждено поста-

новлением  Правительства  Российской  Федерации  от  4  июля 

2003 года № 404 «О порядке осуществления компенсационных 

выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в ре-

зультате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражда-

нам, постоянно проживающим на территории Чеченской Ре-

спублики», которое, в свою очередь, принято во исполнение 

Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 

года № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах 

лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Че-

ченской Республике» в целях скорейшего восстановления на-

рушенных прав и законных интересов пострадавших граждан 

и с учетом характера   причиненного вреда.

Как  уже  отмечал  Конституционный  Суд  Российской  Федерации 

в  Определении  от  20  декабря  2005  года  №  499-0,  названное 

постановление  Правительства  Российской  Федерации,  буду-

чи  специальным  нормативным  актом,  предусматривающим 

ряд упрощенных процедур восстановления гражданами своих 

прав  и  получения  определенных  компенсаций,  не  ограничи-

вает и не исключает действие общих норм гражданского зако-

нодательства, касающихся права собственности, возмещения 

причиненного вреда и т.д.; эти вопросы подлежат разрешению 

судами общей юрисдикции по заявлениям граждан, обращаю-

щихся за защитой своих прав, на основании установления всех 

фактических обстоятельств конкретного дела.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

190

191

3.1.  Положение  об  осуществлении  компенсационных  вы-

плат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в 

результате  разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике 

гражданам,  постоянно  проживающим  на  ее  территории, 

определяет категории граждан, имеющих право на полу-

чение компенсационных выплат, и устанавливает порядок 

получения этих выплат.

Так, согласно пункту 7 Положения для получения компен-

сационных  выплат  гражданин  представляет  в  Комиссию  по 

рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выпла-

тах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чечен-

ской Республике жилье и имущество заявление от имени всех 

членов  семьи  (членов  других  семей),  зарегистрированных 

(прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его 

утраты, по форме согласно приложению № 1 и следующие до-

кументы:

а)   документы, удостоверяющие личность заявителя, членов 

его семьи (членов других семей), и их копии;

б)  подлинник  одного  из  документов,  подтверждающих 

право  собственности,  либо  владения,  либо  пользования 

утраченным жильем (домовая книга, выписка из домовой 

книги, копия финансового лицевого счета, договор купли-

продажи,  ордер,  договор  дарения,  документ,  свидетель-

ствующий о приватизации жилья, и др.), а также нотари-

ально заверенная копия указанного документа.

В случае отсутствия подлинников указанных документов 

вопрос о праве собственности, либо владения, либо пользова-

ния  утраченным  жильем  решается  в  судебном  порядке.  При 

этом заявитель представляет в Комиссию соответствующее су-

дебное решение и его нотариально заверенную копию;

в)  нотариально заверенный документ, подтверждающий со-

гласие всех членов семьи (членов других семей) на полу-

чение компенсационных выплат заявителем.

По  смыслу  указанных  предписаний  в  их  взаимосвязи 

с  пунктом  2,  определяющим  категории  граждан,  имеющих 

право  на  получение  компенсационных  выплат,  и  пунктом  3, 

согласно  которому  компенсационные  выплаты  осуществля-

ются за одно утраченное жилье (индивидуальный жилой дом 

или квартиру) и находившееся в нем имущество независимо 

от  количества  членов  семьи  или  семей,  зарегистрированных 

на жилой площади разрушенного жилья до его утраты, статус 

гражданина как лица, управомоченного на оформление и по-

лучение компенсационных выплат от своего имени и от имени 

всех членов семьи (семей), проживавших в утраченном жилье, 

должен быть подтвержден фактами, имеющими юридическое 

значение, к числу которых относятся имеющие документаль-

ное подтверждение сведения о регистрации на жилой площади 

разрушенного жилья до его утраты как обстоятельстве, позво-

ляющем установить круг лиц, чьи права и законные интересы 

могут быть защищены в соответствии с постановлением Пра-

вительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года №404.

3.2.  Положением  об  осуществлении  компенсационных  вы-

плат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в 

результате  разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике 

гражданам,  постоянно  проживающим  на  ее  территории, 

предусмотрена  также  возможность  решения  некоторых 

вопросов, связанных с получением компенсационных вы-

плат, в судебном порядке, например в случае отсутствия 

подлинников необходимых документов, подтверждающих 

право  собственности,  либо  владения,  либо  пользования 

утраченным жильем (пункт 7, подпункт «б»), или в слу-

чае спора между членами семьи (членами других семей) 

относительно того, кто будет от своего и от их имени по-

лучать компенсационные выплаты (пункт 8).

Поскольку  в  условиях  кризиса  в  Чеченской  Республике 

имели место ситуации, делавшие невозможной регистрацию 

граждан на занимаемой ими жилой площади, судебное реше-

ние об установлении факта постоянного проживания в утра-

ченном жилье, вынесенное по заявлению лица, оказавшегося 

в подобной ситуации, также является документом, подтверж-

дающим правомерность обращения за компенсационными вы-

платами на основании постановления Правительства Россий-

ской Федерации от 4   июля 2003 года № 404.

3.3. Таким образом, предписание о наличии у гражданина и 

членов его семьи (членов других семей) регистрации на 

жилой площади разрушенного жилья до его утраты, как на-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

192

193

правленное, с одной стороны, на защиту прав и законных 

интересов пострадавших в результате разрешения кризиса 

в  Чеченской  Республике  граждан,  постоянно  проживаю-

щих на ее территории, а с другой - на предотвращение зло-

употреблений со стороны получателей компенсационных 

выплат, само по себе не может служить основанием для 

отказа в предоставлении этих выплат, в частности лицам, 

факт  проживания  которых  в  утраченном  жилье  установ-

лен судебным решением, и не может рассматриваться как 

не согласующееся с требованиями статей 15, 18, 19, 27 и 

55 Конституции Российской Федерации.

Иное  истолкование  и  применение  данного  предписания, 

в том числе судами, означало бы неправомерное ограничение 

гарантий социальной защиты лиц, пострадавших в результате 

разрешения кризиса в Чеченской Республике, установленных 

Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 

года N 898, и приводило бы к нарушению принципов равен-

ства  и  правовой  справедливости,  на  которых  основано  осу-

ществление прав    и    свобод    человека    и    гражданина    в    

Российской    Федерации. 

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пун-

ктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 

Федерального конституционного закона «О Конституционном 

Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Россий-

ской Федерации

определил:

1.   Пункт 7 Положения об осуществлении компенсационных вы-

плат  за  утраченное  жилье  и  имущество  пострадавшим  в  ре-

зультате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражда-

нам, постоянно проживающим на ее территории (утверждено 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 

4 июля 2003 года № 404), в части, определяющей регистрацию 

в  разрушенном  жилье  до  его  утраты  как  одно  из  условий,  с 

которыми связывается право на получение компенсационных 

выплат, - по своему конституционно-правовому смыслу в си-

стеме  действующего  нормативно-правового  регулирования 

- не может служить основанием для лишения права постанов-

лением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 

года № 404, пострадавших в результате разрешения кризиса в 

Чеченской Республике граждан, постоянно проживающих    на    

ее территории.

Конституционно-правовой  смысл  указанного  предписа-

ния, выявленный Конституционным Судом Российской Феде-

рации в настоящем Определении на основе ранее выраженных 

им правовых позиций, является общеобязательным и исклю-

чает  любое  иное  их  истолкование  в  правоприменительной 

практике.

2.  Признать  запрос  Парламента  Чеченской  Республики  не  под-

лежащим  дальнейшему  рассмотрению  в  заседании  Консти-

туционного Суда Российской Федерации, поскольку для раз-

решения  поставленного  заявителем  вопроса  не  требуется 

вынесение  предусмотренного  статьей  71  Федерального  кон-

ституционного закона «О Конституционном Суде Российской 

Федерации» итогового решения в виде постановления.

3.  Определение  по  данному  запросу  окончательно  и  обжалова-

нию не подлежит.

4.  Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собра-

нии  законодательства  Российской  Федерации»  и  «Вестнике 

Конституционного Суда Российской Федерации».

 

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации    

В.Д.Зорькин

Судья-секретарь 

Конституционного Суда 

Российской Федерации 

Ю.М.Данилов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..