ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 5

 

 

130

131

Приложение 18

Начальнику Тыла Вооруженных Сил

Российской Федерации -

заместителю Министра обороны

Российской Федерации

генералу армии В.И. ИСАКОВУ

Докладываю

В соответствии с Вашими указаниями от 15 февраля 2008 г. 

поручение  Аппарата  Правительства  Российской  Федерации  от 

12.02.2008  г.  №  П4-4280  в  связи  с  обращением  Уполномоченно-

го по правам человека в Чеченской Республике Н.С.Нухажиева к 

Первому вице-премьеру Правительства Российской Федерации с 

предложением о создании государственной межведомственной ко-

миссии для разрешения проблемы установления местонахождения 

похищенных и пропавших без вести граждан в заинтересованных 

органах военного управления Министерства обороны Российской 

Федерации рассмотрено.

При Вашем согласии прошу подписать письмо Уполномочен-

ному по правам человека в Чеченской Республике (прилагается).

Приложение 19

 

Уважаемый Нурди Садиевич!

Ваше обращение к Первому заместителю Председателя Пра-

вительства Российской Федерации с предложением о создании го-

сударственной межведомственной комиссии для разрешения про-

блемы установления местонахождения похищенных и пропавших 

без вести граждан в Министерстве обороны Российской Федера-

ции по поручению рассмотрено.

Указом  Президента  Российской  Федерации  от  11.09.2007  г. 

№ 1164 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по 

военнопленным, интернированным и пропавших без вести, кото-

рая работает на общественных началах и выполняет функции, свя-

занные с выяснением судеб граждан России, пропавших без вести 

при защите интересов государства, а также иностранных граждан, 

пропавших  без  вести  на  территории  Российской  Федерации.  На 

Минобороны России возложено организационно-техническое обе-

спечение деятельности этой Комиссии.

Что касается решения проблем, поднятых в Вашем обращении, 

то в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной 

деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ розыск пропавших без ве-

сти граждан является задачей соответствующих федеральных и ре-

гиональных органов, уполномоченных на проведение оперативно-

розыскной деятельности в целях защиты жизни, здоровья, прав и 

свобод человека и гражданина. Контроль и надзор за работой этих 

органов осуществляют в соответствии с федеральным законодатель-

ством соответствующие структуры и должностные лица в федераль-

ном центре и субъектах Российской Федерации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

132

133

Приложение 20

Президенту 

Российской Федерации

Д.А. МЕДВЕДЕВУ

ОБРАЩЕНИЕ 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

На территории Чеченской Республики в последние полтора де-

сятка лет происходили трагические события, которые сопровожда-

лись массовыми нарушениями конституционных прав граждан. В 

ходе двух военных кампаний разрушена почти вся инфраструктура 

республики  и  уничтожено  десятки  тысяч  ни  в  чем  не  повинных 

граждан России, большая часть которых была погребена под руи-

нами зданий, тысячи людей похищены и пропали без вести. Одна-

ко на данном этапе развития республика вышла из сложнейшего 

кризиса. Благодаря воле руководства Российской Федерации и Че-

ченской Республики в настоящее время в республике происходят 

позитивные изменения общественно-политической ситуации, соз-

даны и функционируют все ветви государственной власти и пол-

ным ходом идут широкомасштабные восстановительные работы. 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  огромные  успехи  в  решении 

социально-экономических  задач,  в  республике  остается  неразре-

шенной трагическая и злободневная проблема розыска похищенных 

и без вести пропавших жителей республики, которые были увезе-

ны  военнослужащими  во  время  контртеррористической  операции 

в ходе так называемых «зачисток» в нарушение конституционных 

прав  граждан  на  жизнь,  свободу  и  личную  неприкосновенность. 

Судьба этих людей в течение многих лет остается неизвестной. 

По  данным  аппарата  Уполномоченного  по  правам  человека 

в  Чеченской  Республике  количество  насильственно  похищенных 

и  пропавших  без  вести  за  этот  период  составляет  4825  человек. 

Большая  часть  из  них  задерживалась  в  ночное  время  и  насиль-

ственно вывозилась из своих квартир и домов, часть задержива-

лась на военных блокпостах. Многие родственники потерпевших 

располагают данными о времени и месте их задержания, номерах 

блокпостов,  где  они  задержаны,  наименованиях  подразделений, 

проводивших спецоперации; им известны фамилии, имена и по-

зывные военнослужащих, участвовавших в задержаниях, номера 

военной техники, на которых увозились задержанные, а затем бес-

следно исчезали. 

При  явной  очевидности,  что  в  период  проведения  контртер-

рористической  операции  в  условиях  чрезвычайной  ситуации 

возбуждение  и  расследование  уголовных  дел  о  преступлениях, 

совершенных военнослужащими, бесспорно относилось к подслед-

ственности военной прокуратуры, они необоснованно отказывали 

в принятии материалов о совершенных преступлениях и уголовных 

дел, направленных по подследственности, требуя доведения их до 

стадии  предъявления  обвинения  конкретным  военнослужащим, 

что в сложившейся ситуации практически было невозможно. Поэ-

тому, уголовные дела данной категории возбуждались районными 

прокуратурами, которые не имели реальной возможности произ-

водства следственных действий в отношении военнослужащих и, 

вследствие  этого, расследование подавляющего числа уголовных 

дел состоит в   допросе представителей пострадавших, признании 

их потерпевшими и приостановлении предварительного следствия 

за  неустановлением  лиц,  подлежащих  привлечению  к  уголовной 

ответственности. В связи с нашими обращениями, некоторые дела 

этой категории формально возобновляются и вновь приостанавли-

ваются по тем же основаниям. 

По  данным  Прокуратуры  Чеченской  Республики,  по  состоя-

нию  на  01.10.2007  г.,  с  начала  контртеррористической  операции 

по фактам похищения граждан возбуждено 2027 уголовных дел на 

2826 человек. Из них 1873 дела приостановлены за неустановле-

нием лиц, причастных к похищению людей и лишь 74 уголовных 

дела переданы по подследственности в военную прокуратуру.

По  уголовным  делам,  которые  районным  прокурорам  все 

же  удается  передать  по  подследственности  в  военную  прокура-

туру,  расследование  проводится  неэффективно  и  такие  дела,  как 

правило, прекращаются по реабилитирующим основаниям, либо 

приостанавливаются по надуманным мотивам со ссылкой на не-

установление лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответ-

ственности.    

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

134

135

Из изложенного складывается впечатление, что должностные 

лица военных прокуратур на Северном Кавказе, в силу неизвест-

ных нам причин, не могут объективно расследовать уголовные дела 

данной категории и привлекать к уголовной ответственности воен-

нослужащих федеральных сил, либо они не хотят утруждать себя 

расследованием таких преступлений и в этом случае они вольно 

или невольно становятся укрывателями этих преступлений. 

Все эти годы близкие родственники около пяти тысяч пропав-

ших без вести граждан, в семьях которых до сих пор длится траур, 

продолжают обивать пороги военных и гражданских инстанций, в 

том числе и Уполномоченного по правам человека в Чеченской Ре-

спублике. Они просят немногого - соблюдения российских законов 

и защиты их конституционных прав. Они хотят знать, за что, на их 

взгляд, ни в чем не повинные  люди,  все  эти  годы  насильственно 

удерживаются без следствия и суда.   Они  не  просят  у  государ-

ства снисхождения, а требуют, чтобы их родственников судили по 

законам Российской Федерации, если они живы и виновны,   либо 

сообщить места их захоронения, если они убиты. 

Проблема  установления  местонахождения  похищенных  и  про-

павших без вести граждан на сегодняшний день является одной из 

самых острых проблем в республике, решение которой имеет огром-

ное морально-нравственное и общественно-политическое значение и 

решить эту проблему, на мой взгляд, придется рано или поздно.

Война должна закончиться не только с физической точки зре-

ния, но и в душах и сердцах людей, это случится только тогда, ког-

да будут установлены имена всех погибших, пропавших без вести, 

места нахождения насильственно удерживаемых граждан России, 

в  том  числе  и  солдат  Российской  армии,  за  все  годы  чеченского 

кризиса. 

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Конституции Российской Феде-

рации Россия есть демократическое федеративное правовое госу-

дарство с республиканской формой правления. Человек, его права 

и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и 

защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность госу-

дарства. Следовательно, в демократическом правовом государстве 

не должны похищаться и насильственно удерживаться военнослу-

жащими федеральных сил без следствия и суда ни один человек, 

не говоря уже о пяти тысячах.

Решение этой проблемы важно еще и потому, что недруги Рос-

сии, экстремистские силы и зарубежная пресса постоянно исполь-

зуют этот фактор в своих антироссийских и, в частности, античе-

ченских пропагандистских целях. 

Мы  должны  также  иметь  в  виду,  что  по  мере  стабилизации 

общественно – политической ситуации в республике может уве-

личиться поток жалоб и обращений в Европейский суд по правам 

человека. Такие прецеденты уже есть и никто не может ограничить 

права граждан России обращаться в Европейский суд. Но тем не 

менее обращение граждан страны в поисках правосудия за преде-

лы государства не делает чести нашей правоохранительной и су-

дебной системам и не способствует повышению имиджа России 

на международной арене. 

Проблема похищения, насильственного удерживания граждан 

и установления их местонахождения не раз обсуждалась на всех 

уровнях власти в Чеченской Республике, а также на федеральном 

уровне, однако ощутимых для нашего общества сдвигов в реше-

нии этого вопроса не происходит. 

Многолетняя  практика  правозащитной  деятельности  и  ана-

лиз  работы государственных органов  власти и правоохранитель-

ных  структур  позволяют  нам  сделать  однозначный  вывод  о  том, 

что  решить  указанную  проблему  без  воли  федерального  центра 

силами нашей республики практически невозможно. Мы глубоко 

убеждены в том, что решить эту проблему возможно только путем 

создания на федеральном уровне межведомственной комиссии по 

установлению местонахождения похищенных и без вести пропав-

ших граждан, связанных с массовым похищением и бесследным 

исчезновением граждан России на территории Чеченской Респу-

блики во время двух военных кампаний.

Обоснование  необходимости  такой  комиссии  доведено  до 

Администрации Президента Российской Федерации, руководства 

Государственной Думы и Совета Федерации, руководителей пра-

воохранительных  органов,  а  также  Уполномоченного  по  правам 

человека  в  Российской  Федерации  В.П.  Лукина  и  председателя 

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию граж-

данских институтов и правам человека Э.А. Памфиловой, поддер-

жавших нашу инициативу. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

136

137

Для разрешения этой проблемы считаем необходимым издание 

указа  Президента  Российской  Федерации  о  создании  межведом-

ственной  комиссии  по  установлению  местонахождения  насиль-

ственно  похищенных  и  без  вести  пропавших  граждан,  который 

будет  служить  правовым  основанием  для  совместного  решения 

Генеральным  прокурором,  министром  обороны,  Председателем 

Федеральной  службы  безопасности,  министром  внутренних  дел 

вопроса создания межведомственной рабочей группы по коорди-

нации деятельности следственных и оперативно-розыскных бри-

гад  по  расследованию  уголовных  дел,  возбужденных  по  фактам 

похищения людей на территории Чеченской Республики и прио-

становленным за неустановлением лиц, подлежащих привлечению 

в качестве обвиняемых. 

Полагаем, что в указанном распоряжении должны быть пред-

усмотрены конкретные меры по устранению препятствий при про-

ведении следственных действий по этим уголовным делам, а имен-

но: свободный доступ на объекты Минобороны и других силовых 

структур;  оказание  помощи  следствию  в  установлении  причаст-

ных к этим преступлениям военнослужащих Минобороны, ФСБ, 

внутренних войск и сотрудников МВД, а при необходимости, их 

принудительного  привода,  независимо  от  места  их  нахождения; 

обязательность  для  исполнения  всеми  указанными  структурами 

распоряжений межведомственной группы. 

Таким образом нам нужно принять все возможные меры, что-

бы виновные в насильственном похищении и бесследном исчез-

новении граждан обязательно понесли ответственность по закону, 

независимо  от  того,  военнослужащий  федеральных  сил  это  или 

боевик незаконных вооруженных формирований. 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! По данному вопросу я ра-

нее обращался к Вам лично в январе этого года с просьбой оказать 

содействие в рассмотрении наших предложений, но мое обраще-

ние было передано начальнику тыла Вооруженных сил Российской 

Федерации  –  заместителю  министра  обороны  РФ  В.И.  Исакову, 

который  ограничился  разъяснением  о  том,  что  поднятые  в  моем 

обращении проблемы решаются в соответствии с Федеральным за-

коном «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. 

№  144-ФЗ  и  что  розыск  пропавших  без  вести  граждан  является 

задачей соответствующих федеральных и региональных органов, 

уполномоченных  на  проведение  оперативно-розыскной  деятель-

ности в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и 

гражданина. 

Однако, согласиться с доводами В.И. Исакова мы не можем, 

так как в данном случае речь идет не о обычной пропаже без вести 

граждан на территории Российской Федерации, а о массовом на-

сильственном похищении огромного числа жителей в Чеченской 

Республике во время контртеррористической операции на Север-

ном Кавказе. 

Кроме этого, по нашему мнению, рассмотрение вопроса созда-

ния вышеназванной комиссии целесообразно поручить Генераль-

ной прокуратуре Российской Федерации.

Уважаемый  Дмитрий  Анатольевич!  Обращаюсь  к  Вам  как 

человеку глубоких демократических убеждений, как Президенту 

Российской Федерации, как гаранту Конституции Российской Фе-

дерации и прошу Вас решить вопрос создания межведомственной 

комиссии для организации объективного всестороннего расследо-

вания массового похищения граждан на территории Чеченской Ре-

спублики. 

Н.С. Нухажиев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

138

139

Приложение 21

 

Уважаемый Нурди Садиевич!

Ваше  обращение  к  Президенту  Российской  Федерации 

Д.А.Медведеву  по  вопросу  «О  создании  Межведомственной  ко-

миссии  по  установлению  местонахождения  похищенных  и  без 

вести  пропавших  граждан  во  время  двух  военных  кампаний  на 

территории Чеченской Республики» по поручению рассмотрено в 

аппарате Совета Безопасности Российской Федерации совместно 

со Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федера-

ции, аппаратом Полномочного представителя Президента Россий-

ской Федерации в Южном федеральном округе, МВД России, ФСБ 

России и Минобороны России.

В  настоящее  время  в  республике  в  соответствии  с  действу-

ющим  законодательством  Российской  Федерации  имеются  все 

правовые  возможности  для  организации  результативной  работы 

федеральных и республиканских органов исполнительной власти 

по борьбе с похищениями людей и розыску пропавших без вести 

лиц.

Полагаем, что создание названной межведомственной комис-

сии с предлагаемыми надзаконными полномочиями будет являться 

вмешательством в работу органов прокуратуры, внутренних дел и 

федеральной службы безопасности, что противоречит положениям 

Федерального  закона  «О  прокуратуре  Российской  Федерации»  и 

Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В  целях  привлечения  широкой  общественности  к  работе  по 

поиску  граждан,  пропавших  без  вести  в  период  контртеррори-

стических  операций  на  территории  Северо-Кавказского  региона, 

своевременного и объективного информирования жителей Чечен-

ской  Республики  о  результатах  следственно-оперативной  работы 

считаем  целесообразным  инициировать  рассмотрение  вопроса  о 

создании  при  антитеррористической  комиссии  в  Чеченской  Ре-

спублике рабочей группы по взаимодействию со следственными 

и оперативно-розыскными органами по обсуждаемому кругу во-

просов.

Это  позволит  обеспечить  скоординированную  и  эффектив-

ную работу правоохранительных органов Чеченской Республики 

совместно  с  соответствующими  федеральными  органами  испол-

нительной власти по раскрытию и расследованию преступлений 

данной направленности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

140

141

РАЗДЕЛ 9

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ И 

ЭКСГУМАЦИИ ОСТАНКОВ ЛЮДЕЙ, 

ПОГИБШИХ В ХОДЕ ВОЕННЫХ 

ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ 

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Тема эксгумации и идентификации останков гражданских лиц, 

погибших в ходе военных действий, и проблема обнаружения ме-

стонахождения похищенных и без вести пропавших граждан взаи-

мосвязаны. 

С учетом того, что в местах массовых захоронений находятся 

останки  людей,  смерть  которых  наступила  в  результате  насиль-

ственных  действий,  этой  проблемой  должно  заняться  уголовное 

судопроизводство,  так  как  по  каждому  факту  убийства  мирных 

граждан  необходимо  провести  соответствующее  уголовное  рас-

следование. 

Огромное число людей, жертв войны, покоится в общих мо-

гилах. По-человечески, можно себе представить состояние их род-

ственников, не имеющих возможность захоронить их останки.

Поэтому  проблема  эта  не  только  юридико-правовая,  но  и 

морально-нравственная. Война должна закончиться в душах лю-

дей, а это невозможно, когда неизвестна судьба тысяч похищенных 

и пропавших без вести, пока личность каждого человека, захоро-

ненного в безымянных могилах, не будет установлена, а останки 

– преданы земле. 

К Уполномоченному по правам человека в Чеченской Респу-

блике в 2008 году продолжали обращаться граждане, свидетели за-

хоронений погибших граждан.

Житель г. Грозного Тужаев Арби известил Уполномоченного об 

известном ему месте массового захоронения  граждан в г. Грозном.

Он сам участвовал в массовых захоронениях трупов в г. Гроз-

ном  в  период  активных  боевых  действий  с  января  по  сентябрь 

1995 года. Одно из мест крупного  массового захоронения, по его 

словам, находится возле  христианского кладбища, что в Ленин-

ском районе г. Грозного. Тужаев утверждает, что на этом месте со 

2  января  по  31  октября  1995  года  захоронено  около  800  трупов. 

После штурма г. Грозного 31 декабря 1994 года городские улицы и 

дороги были усеяны трупами, большое количество их находилось 

в подвальных помещениях и в развалинах домов. Среди погибших 

в основном были гражданские люди.

В сборе и захоронении трупов им, добровольцам,  оказывало  

содействие Чеченское отделение Российского Красного Креста и 

Красного Полумесяца. Трупы свозились  на место массового за-

хоронения,  которое  было  определено  военными  на  территории,  

прилегающей к христианскому  кладбищу. Здесь же располагалась 

военная  структура,  представлявшая    бюро  военно-медицинской 

экспертизы.  Они  описывали  трупы,  изымали  находившиеся  при 

них документы и предметы, проводили фото- и видеосъемки, де-

лали регистрационные записи в журнале. 

Обнаруженные среди трупов  трупы военнослужащих переда-

вали военным. 

При  захоронении  убитых  граждан  каждый  труп  отмечался 

специальной дощечкой с порядковым номером. 

Хотя  факт  массового  захоронения  стал  достоянием  средств 

массовой  информации,  предусмотренные  законом  меры  правоо-

хранительными органами до сих пор не предприняты. Такое  пас-

сивное реагирование правоохранительных органов  недопустимо, 

Уполномоченный по правам человека в ЧР обратился к Генераль-

ному прокурору Российской Федерации Ю.Я Чайке с просьбой соз-

дать следственно-оперативную группу  с участием представителей 

Генеральной прокуратуры РФ; обеспечить создание лаборатории 

по идентификации  эксгумированных тел и проведение органами 

прокуратуры  объективного  расследования  с  установлением  лиц, 

участвовавших в осмотре трупов перед захоронением. Среди за-

хороненных в общей могиле людей могут быть граждане, которые 

до сих пор считаются без вести пропавшими. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

142

143

Информация такого же содержания была направлена также и в 

адрес первого заместителя министра внутренних дел РФ Н.Н. Си-

макова. 

В  адрес  Уполномоченного  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике  продолжали  поступать  обращения  граждан  и  о  дру-

гих имеющихся местах массовых захоронений людей, погибших в 

ходе военных действий на территории Чеченской Республики. 

Так  к  Уполномоченному  обратились  жители  Шелковского 

района – брат и сестра Алхазуровы, Малкан и Анзор, которые со-

общили следующее: 

Они являются очевидцами трагических событий, связанных с 

расстрелом автоколонны  беженцев, следовавших из предгорных и 

горных районов республики в населенные пункты, расположенные 

в северной притеречной зоне Чеченской Республики. 

После сообщения средств массовой информации о предостав-

лении коридора для беженцев, 29 октября 1999 года, движущаяся с 

белыми флагами автомобильная колонна, в которой были в основ-

ном женщины, дети и старики, была обстреляна из танковых ору-

дий, расположенных на высотах Терского хребта. 

Со  слов  глав  администраций  населенных    пунктов  Горячеи-

сточненская и Толстой – Юрт в обстреле автоколонны участвовала  

танковая часть из Волгограда. Об этом им стало известно от за-

местителя командира танкового подразделения, с которым после 

обстрела проводились переговоры о прекращении огня для выноса 

из зоны обстрела убитых и раненых. 

В результате обстрела  практически вся техника, на которой 

ехали беженцы, и их имущество были полностью уничтожены. По 

свидетельству чудом уцелевших очевидцев,  в ходе этого обстрела 

погибло несколько сот человек. 

Заметая следы расправы над мирными людьми, военные вы-

рыли  котлован  на  территории  близлежащего  асфальтобетонного 

завода, останки людей, их скарб, искореженную технику сбросили 

туда и присыпали землей.

  О месте захоронения стало известно, когда через 8 меся-

цев после трагедии, механизатор, трактор которого провалился в 

яму вблизи территории  вышеуказанного асфальтобетонного заво-

да, забуксовал и вывернул на поверхность земли останки людей и 

одежду. 

Уполномоченный вновь с изложением фактов, указанных в за-

явлении  Алхазуровых,  обратился  к  Генеральному  прокурору  РФ 

Ю.Я. Чайке с просьбой о создании  оперативно-следственной груп-

пы  Генеральной  прокуратуры  РФ,  развертывании    в  республике 

лаборатории по идентификации эксгумированных трупов и прове-

дении объективного расследования. Это могло бы способствовать 

установлению  личностей  захороненных,  родственники  которых 

считают их до сих пор без вести пропавшими.  

После показа сюжета, снятого пресс-службой Уполномоченно-

го по правам человека в Чеченской Республике на месте трагедии 

по  каналу  ГТРК  «Вайнах»,  офис  УПЧ  в  ЧР  посетили  граждане, 

являющиеся очевидцами той трагедии. 

  Письменные и видеоматериалы проверки заявления Алха-

зуровых, согласно запросу Военного прокурора отдела надзора за 

исполнением законов органами федеральной безопасности Воен-

ной прокуратуры ОГВ(с) были переданы нарочно помощнику Во-

енного прокурора ОГВ(с) на Северном Кавказе.

В  ходе  проверки  заявления  Алхазуровых  были  установлены 

и другие очевидцы и свидетели факта расстрела 29 октября 1999 

года колонны беженцев возле станицы Горячеисточненская. Это:

–   глава  администрации  ст.  Горячеисточненская  Хасиев  Сулум-

бек Татаевич, проживающий в станице Горячеисточненская по 

ул. Горячеводская 6; 

–   глава администрации  с. Толстой-Юрт Исламов Русламбек Ло-

малиевич, проживающий там же по ул. Суворова 50; 

–   Темиргериев Умар Шагидович, проживающий в ст. Гребенская 

по ул. Степная 63, ехавший на своей автомашине с семьей в 

этой колонне во время обстрела;

–   Ахметов Мада Бетиевич;

–   добровольцы из числа  молодежи, выносившие убитых и ра-

неных из зоны обстрела, жители ст. Горячеисточненская Вита-

ев Ризван, Мадаев Вахит, Хасульбеков Муслим, Хасульбеков 

Алихан, Керимов Руслан, Алиев Эмильхан, Хасуев Артур, Пу-

цаев Атамбек, Ахмадов Шамад;   

–   жители  села  Толстой-Юрт  Баталов  Магомед,  Хасуев  Саид-

Магомед, Исаев Абу, Хасуханов Умар, Ибрагимов Султан, Ай-

дамиров Салавди, врач Даутхаджиева Елизавета и другие. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

144

145

Вся эта информация также была направлена в адрес Военного 

прокурора ОГВ(с) за исх. № В-717 от 11.07.2008 г. 

Дополнительно к направленным материалам в адрес Военно-

го  прокурора  ОГВ(с)  и  руководителя  следственного  управления 

Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ЧР  была направ-

лена информация о новых свидетелях и потерпевших: 

–   Саидова Тамара 1938 г.р., проживает: г. Аргун,  ул. Железнодо-

рожная 36. Ехала в указанной колонне на грузовой автомаши-

не. В ходе обстрела погибли ее сын Ибрагим и внук Ильман; 

–   Далаева  Яха  Товсултановна  1959  г.р.,  проживает:  г.  Аргун,        

ул. Школьная 25.  Ехала в колонне на грузовой машине с 5-ю 

детьми  и  матерью  Чермахановой  Эсет.  В  результате  обстре-

ла была ранена, двое детей стали инвалидами  2 группы. С ее 

слов,  в  начале  ноября  месяца  1999  года  в  станице  Калинов-

ская Наурского района, где они находились после обстрела с 

другими    потерпевшими,  их  посетили  Квашнин,  Казанцев  и 

Гантемиров, которые распорядились выдать им утраченные в 

ходе обстрела документы.  Была также оказана помощь продо-

вольствием; 

–   Махматханова  Малика  Эмисалиховна  1975  г.р.,  проживает: 

Наурский район, ст. Калиновская, ул. Пролетарская 49. Ее муж 

Гераев Казбек Увайсович 1973 г.р., ехал в указанной  колонне 

на автомашине ГАЗ 53 и от полученных в день обстрела ране-

ний умер в 2003 году;   

–   Эмиева  Хабира    Джалавдиновна,  проживающая:  г.  Аргун,       

ул.  Калинина  60.  В  момент  обстрела  находилась  с  семьей  в 

этой колонне на автомашине ГАЗ 53, погибли ее муж Эмиев 

Хасен 1940 г.р., дочь Эмиева Мадина 1970 г.р. и дочь Эмиева 

Малика 1976 г.р. Получили различной степени ранения дочь 

Тоита 1978 г.р., сын Магомед 1986 г.р., сын Умалт 1972 г.р.,  

сноха Разет 1975 г.р., внуки Усман 1993 г.р. и Умар 1996 г.р.

 

Ее  сноха  Эмиева  Разет    Нуридовна,  проживающая:  г.  Аргун       

ул. Калинина 64, присутствовала  при вскрытии одной из ям на 

территории асфальтобетонного завода, где были обнаружены 

трупы людей, и может указать это место. 

 

Кроме этого Уполномоченный по правам человека в Чеченской 

Республике проинформировал следственное управление След-

ственного комитета при Прокуратуре РФ по Чеченской Респу-

блике о том, что 01.08.2008 г. к нему обратился гражданин Ай-

гумов Мухади Шоферович, проживающий в ст. Гребенская по 

ул. Гагарина 19 Шелковского района, который сообщил, что 

он один из немногих, кому удалось прорваться из обстрели-

ваемой колоны в ст. Горячеисточненская. Он лично видел до-

ставленные в станицу 26 трупов и около 30 человек раненых, 

у большинства из которых были оторваны конечности. Он же 

является очевидцем, как из одной ямы возле асфальтобетон-

ного завода на спуске с Терского хребта вытащили легковую 

автомашину, внутри которой находилось 5 трупов. Он может 

указать на три ямы в районе АБЗ, куда вместе с имуществом 

и техникой закопали трупы убитых в ходе обстрела колонны 

людей.

С приложением соответствующих документов, в том числе и 

ксерокопий свидетельств о смерти Саидова И.Х., Саидовой И.И. и 

других, эта информация была направлена в вышеуказанные проку-

рорские инстанции. При этом во всех свидетельствах о смерти по-

терпевших дата наступления смерти указана 29 октября 1999 года, 

а причина смерти – множественные осколочные ранения, несовме-

стимые с жизнью, что свидетельствует о наличии причинно - след-

ственной связи между обстрелом  колонны беженцев 29 октября 

1999 года и наступившей вследствие этого смертью потерпевших. 

Между тем на обращения Уполномоченного по правам челове-

ка в ЧР Генеральная прокуратура Российской Федерации сообщи-

ла, что Грозненским межрайонным следственным отделом След-

ственного  комитета  (МРСО)  при  Прокуратуре  РФ  по  Чеченской 

Республике 4.07.2008 г. были проведены раскопки возле Горячеи-

сточненского асфальтобетонного завода, в ходе которых человече-

ских останков не обнаружено. 

Такая же работа была проведена и работниками Ленинского 

МРСО при Прокуратуре РФ по Чеченской Республике 14.07.2008 г. 

возле христианского кладбища Ленинского района г. Грозного. При  

этом на глубине полутора метров обнаружены останки одного тру-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

146

147

па, предположительно мужского пола, захороненного вместе с но-

силками. На трупе сохранились фрагменты гражданской одежды и 

бинта, что свидетельствует об оказании ему медицинской помощи. 

В адрес руководства следственного управления Следственного ко-

митета при Прокуратуре РФ по Чеченской Республике направлено 

требование  о  принятии  безотлагательных  дополнительных  мер, 

направленных на отыскание мест захоронений и принятие осно-

ванных на законе решений по итогам проверки. 

Более  того,  Генеральная  прокуратура  РФ  направила  в  След-

ственный  комитет  при  Прокуратуре  РФ  письмо  с  предложением 

взять результаты проверок на контроль. 

Тем  временем  в  сети  Интернет  прошла  информация  под  за-

головком «На месте предполагаемого захоронения в Чечне остан-

ков не нашли». Источником этой информации был указан офици-

альный  представитель  следственного  управления  Следственного 

комитета при Прокуратуре РФ по ЧР, по словам которого 8 июля 

2008  года  следственная  группа  Следственного  комитета  провела 

раскопки на предполагаемом месте захоронения людей, погибших 

при обстреле 29 октября 1999 года. В ходе раскопок кроме фраг-

ментов легковой автомашины и одежды, останки человеческих тел 

не обнаружены. 

Другие источники СМИ быстро подхватили эту информацию 

и  в  своих  сообщениях  интерпретировали  это  под  заголовками 

«Громкое заявление чеченского омбудсмена оказалось ложным». 

Следственное управление Следственного комитета при Про-

куратуре РФ по ЧР при проверке заявлений было обязано:

–   провести  осмотр  места  происшествия  согласно  уголовно  – 

процессуальному законодательству, а не проводить археологи-

ческие раскопки; 

–   в ходе осмотра места захоронения и для проведения эксгума-

ции  тел  применить  специальные  средства,  с  помощью  кото-

рых можно обнаружить останки человеческих тел на большой 

глубине,  а  также  обеспечить  участие  судебно-медицинских 

экспертов, так как согласно рассказам очевидцев трупы были 

захоронены на большую глубину в котлованах и не могут быть 

обнаружены без соответствующей техники.

Сам факт обнаружения в ходе поверхностного осмотра места 

происшествия одного трупа, фрагментов легковой автомашины и 

одежды  уже  свидетельствует  о  правильном  направлении  поиска, 

но, очевидно, глубже копать не захотели. 

Хотя  инициатором  расследования  по  фактам  обнаружения 

мест массовых захоронений людей является Уполномоченный по 

правам  человека  в  Чеченской  Республике,  при  проведении  этих 

«раскопок» его представитель не был приглашен?  

Таким образом, несмотря на указания Генерального прокурора 

РФ, расследование по фактам обнаружения мест массовых захоро-

нений людей проводилось не на должном уровне. 

Объективное  расследование  указанных  фактов  требует  соз-

дания и функционирования на территории Чеченской Республики 

лаборатории по идентификации эксгумированных трупов. В свя-

зи с этим Уполномоченный по правам человека в ЧР обратился к 

Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину. 

В  апреле  2008  года  на  встрече  с  Комиссаром  Совета  Европы  по 

правам человека Томасом Хаммарбергом он заверил его в том, что 

проблема эта будет разрешена. 

По  поручению  аппарата  Правительства  Российской  Федера-

ции  наши  предложения  были  обсуждены  в  Министерстве  здра-

воохранения  и  социального  развития  Российской  Федерации  со-

вместно с МВД России, ФСБ России, МЧС России и Минобороны 

России и по итогам обсуждения за подписью заместителя мини-

стра В.И. Скворцовой Уполномоченный по правам человека полу-

чил ответ, в котором говорилось о нецелесообразности создания в 

Чеченской Республике лаборатории по идентификации эксгумиро-

ванных трупов. 

Нас крайне удивил такой вывод. Ссылку на то, что создание 

такой  лаборатории  повлечет  за  собой  «...значительные  финансо-

вые  и  материальные  затраты...»  несерьезно  даже  рассматривать. 

По всей видимости, В. И. Скворцова не до конца представляет себе 

морально-психологическую и общественно-политическую значи-

мость данного вопроса. Ведь речь идет о необходимости вскрытия 

мест массовых захоронений людей, об установлении местонахож-

дения тысяч похищенных и пропавших без вести граждан, часть 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

148

149

которых, по всей вероятности, находится в этих захоронениях. Го-

ворить в данном случае о каких-то  финансовых и материальных 

затратах, как минимум, неуместно. Более того, проблема установ-

ления местонахождения похищенных и пропавших без вести граж-

дан постоянно поднимается не только населением нашей республи-

ки, но и озвучивается международными организациями, которые 

упрекают Россию в нежелании ее решить. А создание лаборатории 

по идентификации эксгумированных тел – необходимое условие 

для ее разрешения. Ссылки на нехватку квалифицированных спе-

циалистов и на необходимость времени на их подготовку также не 

выдерживают никакой критики.

А то, что генетические экспертизы проводятся 16-м государ-

ственным  центром  судебно-медицинских  и  криминалистических 

экспертиз СКВО в г. Ростове-на-Дону, мы знаем.  Знаем также и 

то, что нет ни одного случая проведения в этой лаборатории экс-

пертизы  на  ДНК  останков  представителей  гражданского  населе-

ния республики. Более того, все помнят как годами в рефрижера-

торах – холодильниках лежали тела погибших солдат и офицеров 

российской армии и как потом они были захоронены в братских 

могилах. В Чеченской Республике прошли две страшные по своим 

последствиям военные кампании с огромным количеством чело-

веческих жертв, и разрешение проблемы имеет политическое зна-

чение.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике 

вновь обратился к министру здравоохранения и социального раз-

вития Российской Федерации Т.А.Голиковой с просьбой вернуться 

к рассмотрению вопроса о создании лаборатории по идентифика-

ции эксгумированных тел на территории Чеченской Республики. 

(Подробнее см. приложения 22-25)

Приложение 22

 

Уважаемый Нурди Садиевич!

В  Генеральной  прокуратуре  Российской  Федерации  рассмо-

трены  Ваши  обращения  о  массовом  захоронении  трупов  вблизи 

асфальтобетонного завода в Грозненском районе и около христи-

анского  кладбища  в  Ленинском  районе  г.  Грозного.  По  распро-

страненному в средствах массовой информации сообщению о за-

хоронении  около  трехсот  трупов  граждан  в  Грозненском  районе 

Чеченской  Республики  около  Горячеводского  асфальтобетонного 

завода  Грозненским  межрайонным  следственным  отделом  след-

ственного  управления  Следственного  комитета  при  прокуратуре 

Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - Грознен-

ский  МРСО)  04.07.2008  организована  проверка  в  порядке  ст.  ст. 

144-145 УПК РФ.

Исходя из объяснений лиц, называвших себя очевидцами об-

стрела колонны беженцев в 1999 году и раскопок на месте массово-

го захоронения погибших в 2000 году, на месте происшествия под 

руководством следователей и руководителей Грозненского МРСО 

с  применением  экскаваторной  техники  проводились  раскопки,  в 

ходе которых человеческих останков не обнаружено.

По  результатам  проверки  вышеуказанным  следственным  ор-

ганом 13.07.2008 в возбуждении уголовного дела отказано. Однако 

руководителем Грозненского МРСО данное процессуальное реше-

ние отменено, материалы направлены для организации дополни-

тельной проверки.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

150

151

  Ленинским межрайонным следственным отделом по г. Гроз-

ному следственного управления Следственного комитета при про-

куратуре Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - 

Ленинский МРСО) 23.06.2008 организована проверка в порядке ст. 

ст. 144-145 УПК РФ по распространенному в средствах массовой 

информации сообщению о массовом захоронении около восьмиста 

тел граждан вблизи христианского кладбища.

С  привлечением  спецтехники  вблизи  предполагаемого  ме-

ста  массового  захоронения  работниками  Ленинского    МРСО 

14.07.2008  проведены раскопки, в ходе которых на глубине око-

ло  полутора  метров  обнаружены  костные  останки  одного  трупа, 

предположительно мужского пола, на медицинских носилках. На 

трупе сохранились фрагменты гражданской одежды и бинта, что 

свидетельствует об оказании ему медицинской помощи.

Проверочные  мероприятия  в  настоящее  время  продолжают-

ся. Прокуратурой Чеченской Республики на имя и.о. руководителя 

Следственного управления Следственного комитета при прокура-

туре Российской Федерации по Чеченской Республике направлено 

требование  о  принятии  безотлагательных  дополнительных  мер, 

направленных на отыскание мест захоронения и принятие осно-

ванных на законе решений по итогам проверки.

Результаты вышеуказанных проверочных мероприятий в Гене-

ральной прокуратуре Российской Федерации контролируются.

В Следственный комитет при прокуратуре Российской Феде-

рации направлено письмо с предложением взять результаты про-

верок, проводящихся следственными отделами по изложенных в 

Вашем обращении сведениям, под контроль.

Старший помощник

Генерального прокурора

Российской Федерации   

 

А.Ю. Некрасов

Приложение 23

 Уважаемый Нурди Садиевич!

Министерство здравоохранения и социального развития Рос-

сийской Федерации, в соответствии с поручением Аппарата Пра-

вительства  Российской  Федерации  от  22.07.2008  №  П12-23961, 

рассмотрев совместно с МВД России, ФСБ России, МЧС России 

и Минобороны России Ваше обращение по вопросу создания на 

территории  Чеченской  Республики  лаборатории  по  проведению 

эксгумации и идентификации погибших граждан, сообщает.

Организация  лаборатории  в  Чеченской  Республике  повлечет 

значительные финансовые и материальные затраты. Нехватка ква-

лифицированных специалистов в республике не будет гарантиро-

вать точных результатов экспертиз. Подготовка специалистов для 

проведения  экспертиз  с  достаточным  уровнем  качества  и  досто-

верности потребуют продолжительного времени.

Одновременно сообщаем, что генетические экспертизы в на-

стоящее время проводятся 16-м государственным центром судебно-

медицинских  и  криминалистических  экспертиз  СКВО  (г.Ростов-

на-Дону),  имеющим  для  этих  целей  материально-техническую 

базу, располагающим научными исследованиями в данной сфере и 

штатом подготовленных специалистов. Центр имеет возможности 

для проведения дополнительных экспертиз.

Учитывая вышеизложенное, создание в Чеченской Республике 

лаборатории по идентификации эксгумированных тел считаем не-

целесообразным.

С уважением,  

В.И. Скворцова

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

152

153

Приложение 24

Министру здравоохранения и 

социального развития РФ

Т. А. ГОЛИКОВОЙ

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

За подписью Вашего заместителя В. И. Скворцова мною по-

лучено письмо за № 5730 – Пр от 29.09.2008 года, в котором со-

общается,  что  «...создание  в  Чеченской  Республике  лаборатории 

по идентификации эксгумированных тел является нецелесообраз-

ным...».

Меня  крайне  удивил  такой  вывод.  Ссылка  на  то,  что  созда-

ние  такой  лаборатории  повлечет  за  собой  «…  значительные  фи-

нансовые и материальные затраты…»  несерьезна и она не может 

рассматриваться. По всей видимости, В. И. Скворцов не до конца 

представляет  себе  морально-психологическую  и  общественно-

политическую  зависимость  данного  вопроса.  Ведь  речь  идет  о 

необходимости  вскрытия  десятков  мест  массовых  захоронений 

людей, об установлении местонахождения  тысяч похищенных и 

пропавших без вести граждан, часть которых, по всей вероятно-

сти,  находится в этих захоронениях.  Говорить в данном случае 

о  каких-то  финансовых  и  материальных  затратах,  как  минимум, 

неуместно. Более того, проблема установления местонахождения 

похищенных и пропавших без вести граждан постоянно поднима-

ется не только населением нашей республики, но и озвучивается 

международными организациями, которые упрекают Россию в не-

желании  ее  решить.  А  создание  лаборатории  по  идентификации 

эксгумированных тел – главное и необходимое условие для ее раз-

решения. Ссылки на нехватку квалифицированных специалистов 

и на необходимость времени на их подготовку также не выдержи-

вают никакой критики. 

А  то, что генетические экспертизы проводятся  16-м государ-

ственным  центром  судебно-медицинских  и  криминалистических 

экспертиз  СКВО  в  г.  Ростове-на-Дону  мы  знаем  без  подсказки 

В. И. Скворцова. Нет ни одного случая проведения экспертизы на 

ДНК в этой лаборатории из числа гражданского населения респу-

блики. Более того, все помнят как годами в рефрижераторах – хо-

лодильниках  лежали  тела  погибших  солдат  и  офицеров  россий-

ской армии и как потом они были захоронены в братских могилах. 

В Чеченской Республике прошли две страшные по своим послед-

ствиям военные кампании с огромным количеством человеческих 

жертв и разрешение проблем, связанных с проведением этих кам-

паний, имеют политическое значение. Поэтому считаю, что ответ 

В. И. Скворцова не отражает государственную позицию.

В конце апреля 2008 года  Комиссар Совета  Европы по пра-

вам человека Томас Хаммарберг после посещения Чеченской Ре-

спублики имел встречу с действующим Президентом Российской 

Федерации,  на которой, касаясь проблемы создания лаборатории 

по идентификации эксгумированных тел в Чеченской Республике, 

Владимир  Путин    подчеркнул,  что  она  будет  разрешена.  Кроме 

того,  на  встрече  с  региональными  уполномоченными  по  правам 

человека Вами лично было обещано закрыть этот вопрос до кон-

ца этого года. Эта информация мною была доведена до жителей 

республики, у которых похищены и  пропали без вести родствен-

ники. 

Уважаемая Татьяна Алексеевна, я еще раз обращаюсь к Вам 

с просьбой срочно вернуться к рассмотрению вопроса о создании 

лаборатории по идентификации эксгумированных тел на террито-

рии Чеченской Республики.

Довожу  до  Вашего  сведения,  что  с  аналогичной  просьбой  я 

обращусь в адрес Председателя Правительства Российской Феде-

рации В. В. Путина. Вопрос установления местонахождения похи-

щенных и пропавших граждан, который связан с необходимостью 

вскрытия мест массовых захоронений, имеет принципиальное зна-

чение  не только с морально-психологической, но и с общественно-

политической точки зрения.

 Н. С. Нухажиев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

154

155

Приложение 25

Об организации лаборатории 

по идентификации эксгумированных тел  

Уважаемый Нурди Садиевич!

Ваше обращение от 22.10.2008 года № Г-193 внимательно рас-

смотрено  Департаментом  организации  медицинской  помощи  и 

развития здравоохранения (далее - Департаментом).

Разделяем Вашу глубокую озабоченность вопросами органи-

зации  идентификации  эксгумированных  тел  граждан  Российской 

Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических 

операций  на  территории  Северокавказского  региона  Российской 

Федерации.

С  целью  дальнейшей  проработки  вопроса  по  организации 

идентификации эксгумированных тел, Департаментом был направ-

лен запрос в Министерство здравоохранения Чеченской Республи-

ки от 25.12.2008г. № 41386/МЗ-14 с просьбой о представлении рас-

ширенного  медико-технического  обоснования  дополнительного 

оснащения ГУ «Республиканское бюро судебно-медицинской экс-

пертизы» Министерства здравоохранения Чеченской Республики и 

уточнения источников финансирования данных мероприятий.

После  получения  материалов  Минздравсоцразвития  России 

вернётся к рассмотрению поставленных Вами вопросов.

 Одновременно сообщаем, что распоряжением Правительства 

Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 1010-р «О заместите-

ле Министра здравоохранения и социального развития Российской 

Федерации» Скворцова Вероника Игоревна была назначена заме-

стителем Министра здравоохранения и социального развития РФ.

Директор Департамента   

 

О.В. Кривонос

МИНИСТЕРСТВО

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минздравсоцразвития России)

Рахмановский пер.,3, г. Москва, ГСП-4, 

127994

тел.:628-44-53, факс: 628-50-58

26.12.08      №     41386/МЗ-14

На  №____________   от______________ 

Уполномоченному по правам чело-

века в Чеченской Республике

Н. С. Нухажиеву

364051, Россия, Чеченская Республика,

г. Грозный, пр. Эсамбаева, дом 4.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

156

157

РАЗДЕЛ 10

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Несмотря  на  многолетние  усилия,  предпринимаемые 

Уполномоченным  по  правам  человека  в  Чеченской  Республике 

во взаимодействии с правоохранительными, судебными и други-

ми государственными органами для обеспечения жилищных прав 

граждан, проблема продолжает оставаться актуальной.

В  2008  году  возросло  количество  обращений  граждан  к 

Уполномоченному  по  правам  человека  в  Чеченской  Республике, 

что, в частности, свидетельствует и о возросшей информирован-

ности  населения  о  деятельности  института  внесудебной  защиты 

прав человека.

По-прежнему много обращений к Уполномоченному, связан-

ных с нарушением прав граждан на жилье, и ни одно из них не 

остается без детального рассмотрения и без конкретной помощи.

К примеру, 8 февраля 2008 г. к Уполномоченному обратилась 

жительница г. Грозного Т. М. Х. с просьбой о содействии в защите 

ее жилищных прав.

Заявительница  более  10  лет  со  своей  матерью  прожива-

ла  в  качестве  нанимателя  в  квартире,  расположенной  по  адресу: 

г. Грозный, ул. Мамсурова, д. 9, кв. 6 на основании выданного ее 

матери ордера № 837 от 07.03.1997 г., который она обменяла на 

ордер № 3020 серии АГ- 0 от 08.04.2005 г., выданный на имя до-

чери – Т. М. Х.

Однако воспользовавшись отсутствием Т. М. Х. в Чеченской 

Республике в связи с военными действиями, по поддельным до-

кументам в квартиру заселилась гражданка М. А. С..

Согласно  заключению  судебного  эксперта  №  1329,  1330  от 

21.12.2007 г. в договоре купли-продажи от 02.07.1997 г. рукописные 

подписи выполнены после 2000 г. Заключение эксперта не оспорено.

Уполномоченным  было  составлено  исковое  заявление  в  суд 

о  признании  недействительным  договора  купли-продажи  от 

02.07.1997 г. и выселении М. А. С.. Договор купли-продажи спор-

ной  квартиры  решением  Заводского  районного  суда  от  14  мая 

2008  г. был признан недействительным. 

При содействии Уполномоченного несколько заявителей при-

няты на учет в качестве нуждающихся в жилье в администрации 

Заводского района г. Грозного.

Так, после четырех лет безуспешных попыток встать на квар-

тирный  учет  в  адрес  Уполномоченного  обратилась  с  просьбой  о 

содействии в решении ее жилищной проблемы Х. Н. А., которая 

была принята на учет в качестве нуждающейся в жилье по догово-

ру социального найма.

Кроме того, ее сын, имеющий отдельную семью, также был 

принят на учет в администрации Заводского района г. Грозного.

При  содействии  Уполномоченного  жительница  с.  Кень-Юрт 

Грозненского района С. М. А., мать восьмерых детей, была зареги-

стрирована в г. Грозном и принята на учет для получения жилья в 

администрации Старопромысловского района.

Три года безуспешно добивалась получения компенсационной 

выплаты  за  утраченное  в  ходе  военных  действий  жилье  и  иму-

щество жительница г. Грозного Е. Е. М.. В результате содействия 

Уполномоченного она получила компенсацию.

Не  снижается  количество  обращений  малоимущих  граждан 

в адрес Уполномоченного с просьбой о содействии в получении 

жилья.

Так, жительница ст. Мекенская Наурского района К. Э. А. на 

протяжении 4 лет проживала в приспособленном под жилье нежи-

лом помещении без элементарных удобств. Двое ее несовершен-

нолетних детей часто болели.

С  предложением  решить  жилищную  проблему  ее  семьи 

Уполномоченный  обратился  к  главе  администрации  Наурского 

района, при содействии которого территориальным управлением 

Федерального  агентства  по  управлению  Федеральным  имуще-

ством по Чеченской Республике из «отказного фонда» заявитель-

нице было предоставлено жилье по адресу: Чеченская Республика, 

Наурский район, ст. Мекенская, ул. Кооперативная 63.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

158

159

Также было восстановлено право на жилье жителя г. Грозного 

М. А. А., который обратился к Уполномоченному с просьбой о со-

действии в предоставлении ему жилья (квартиры). В течение года 

Уполномоченный добивался предоставления заявителю жилья, ко-

торое он наконец получил в новом многоэтажном доме по адресу: 

г. Грозный, бульвар Дудаева, д. 20,     кв. 4.

Гражданка В. М. Г., являясь членом жилищно-строительного 

кооператива, 11 ноября 1982 г. в исполкоме Ленинского Совета на-

родных депутатов г. Грозного получила ордер № 30 от 11.11.1982 г. 

на трехкомнатную квартиру с полезной площадью 41, 2 кв.м. рас-

положенную по адресу: г. Грозный, ул. Старосунженская, д.34, кв. 

31. Она прописалась в квартире, завезла вещи, но сама продолжала 

жить и работать в Читинской области. Квартира была заброниро-

вана,  что  подтверждается  охранным  свидетельством,  выданным 

исполкомом  Грозненского  горсовета  за  №  1234  от  16.12.1982  г. 

Осенью 1992 г. В. М.Г. вывезла вещи из квартиры, при этом, при от-

правке контейнера, ее заставили выписаться из квартиры. Недавно 

ей стало известно о том, что дом восстановлен и в него будут за-

селять жильцов. В. М. Г. направила в адрес главы администрации 

г. Грозного телеграмму с просьбой сообщить ей дату заселения жи-

лого дома и просила не заселять другими лицами квартиру, при-

надлежащую ей. Но ответа так и не дождалась.

После  вмешательства  Уполномоченного  от  и.о.  главы  адми-

нистрации г. Грозного получен ответ, в котором говорится о том, 

что  в  вышеупомянутом  жилом  доме  администрация  города  не 

будет  предоставлять  квартиры  третьим  лицам,  так  как  их  нет  в 

базе данных «Компенсация – отказное жилье», и после ремонтно-

восстановительных  работ  дома  №  34  по  ул.  Старосунженская  г. 

Грозного прежние жильцы смогут заселиться в свои квартиры. 

С  письменным  заявлением  к  Уполномоченному  обратилась 

Л. Р. А. с просьбой о содействии в восстановлении ее жилищных 

прав.

Исполком  Ленинского  района  г.  Грозного,  согласно  выписке 

из решения № 251 «О выделении земельных участков» в совхозе 

«Родина»  под  индивидуальное  жилищное  строительство,  выде-

лил Л. Р. А. земельный участок по адресу: ЧР, г. Грозный, совхоз 

«Родина», 3-й пер. Сиреневый 19. После оформления всех необхо-

димых  документов,  она  приступила  к  строительству  дома.  Были 

закуплены стройматериалы, но, в связи с известными событиями 

на  территории  Чеченской  Республики,  строительство  дома  при-

шлось прекратить и выехать за пределы республики.

Однако когда заявительница вернулась в республику с наме-

рением достроить свой жилой дом, руководство госхоза «Родина» 

всячески препятствовало ей в этом.  

На обращение Уполномоченного из администрации Ленинского 

района г. Грозного был получен ответ, из которого следует, что его 

сотрудники  провели  беседу  с  конфликтующими  сторонами.  По 

итогам собеседования стороны пришли к согласию, Л. Р. А. пре-

тензий к руководству госхоза «Родина» не имеет и это подтверж-

дено в письменной форме. Разрешение на строительство жилого 

дома госхозом ей выдано.

Семья А. М. Х. из с. Пригородное Грозненского района на про-

тяжении нескольких месяцев проживала в доме, в фундаменте ко-

торого застрял неразорвавшийся снаряд.

После  вмешательства  Уполномоченного  командующий  объ-

единенной группировкой войск (сил) на Северном Кавказе сооб-

щил, что действительно в фундаменте дома семьи А. М. Х. обна-

ружена и вывезена хвостовая часть реактивного снаряда системы 

залпового огня.

Защита прав человека в жилищной сфере остается актуальной 

в  Чеченской  Республике  и  по-прежнему  требует  принятия  неот-

ложных комплексных мер. 

На  основе  результатов  рассмотрения  многочисленных  жа-

лоб  собственников  жилья  (квартир)  о  нарушениях  жилищных 

прав, связанных с предоставлением жилья (квартир) взамен раз-

рушенного  в  ходе  военных  действий  на  территории  Чеченской 

Республики, Уполномоченный еще в 2007 году выступил на засе-

дании  Народного  Собрания  Парламента  ЧР  со  специальным  до-

кладом «О массовых нарушениях прав граждан -собственников 

жилья, разрушенного в ходе военных действий на территории 

Чеченской  Республики  и  отказавшихся  от  компенсационных 

выплат за утраченное жилье в 2007 г.».

К сожалению, многие рекомендации, изложенные в этом спе-

циальном докладе, остались без должного внимания. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

160

161

К Уполномоченному продолжают поступать коллективные жа-

лобы жителей г. Грозного с просьбой об оказании им содействия в 

предоставлении жилья взамен разрушенного.

На протяжении ряда последних лет безуспешно пытаются ре-

шить  свою  жилищную  проблему  жители  многоэтажного  жилого 

«п»- образного дома № 68/11 по ул. Мира, № 8/70 и дома № 13 по 

ул. Космонавтов, который замыкает общий двор этих домов.

Администрация  г.  Грозного  на  все  их  обращения  отвечает 

стандартными  отписками  типа  «Муниципального  жилья  нет»

«имеете право на компенсацию»«вам необходимо встать на 

учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных усло-

вий».

Однако земельный участок, на котором располагались до разру-

шения и сноса указанные выше дома, передан ОАО «Грознефтегаз», 

которое на нем возводит 9-ти этажный жилой дом.

Администрация г. Грозного распоряжением от 4 марта 2005 

г. № 281 предоставила этот земельный участок в аренду (без указа-

ния срока аренды) ОАО «Грознефтегаз» для строительства много-

квартирного жилого дома.

Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ от 29.10.2004 г. № 189-ФЗ «О вве-

дении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором рас-

положен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого 

дома объекты недвижимого имущества, оформленный до введения 

в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государствен-

ный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую соб-

ственность собственников жилого помещения в многоквартирном 

доме.

В  случае,  если  земельный  участок,  на  котором  расположен 

многоквартирный дом, не оформлен до введения в действие ново-

го ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников 

жилых помещений в многоквартирном доме любое уполномочен-

ное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы госу-

дарственной власти или орган местного самоуправления с заявле-

нием о формировании земельного участка, на котором расположен 

многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 от 29.12.2004 г. № 18-ФЗ), с по-

следующей  передачей  его  в  общую  долевую  собственность  соб-

ственникам квартир.

Согласно  п.  3  Положения  «О  формировании  земельно-

го  участка  многоквартирного  дома»  (утв.  постановлением 

Правительства ЧР от 11 октября 2005 г. № 118) формирование 

земельного  участка,  на  котором  расположен  многоквартирный 

дом, осуществляется органами государственной власти Чеченской 

Республики  или  органами  местного  самоуправления.  Функции 

по  формированию  земельного  участка  многоквартирного  дома 

до избрания органов местного самоуправления возложены на ад-

министрацию  городов,  районов,  населенных  пунктов  Чеченской 

Республики.

Передача  земельного  участка  многоквартирного  дома  в  соб-

ственность или аренду осуществляется в установленном порядке 

на основании решения органа государственной власти или органа 

местного самоуправления после установления границ земельного 

участка  на  местности  (п.  10  Положения  «О  формировании  зе-

мельного участка многоквартирного дома»).

Однако в указанном выше документе не предусмотрены права 

собственников квартир в разрушенных, а затем снесенных много-

квартирных домах, на земельные участки, на которых располага-

лись дома до их разрушения и сноса.  

Администрация г. Грозного вместо оказания содействия соб-

ственникам  квартир  в  разрушенных  и  снесенных  многоэтажных 

домах в оформлении в общую долевую собственность собствен-

ников  жилищ  земельных  участков,  на  которых  они  располага-

лись ранее, предоставили их в аренду (без указания срока) ОАО 

«Грознефтегаз» и другим коммерческим организациям и предпри-

ятиям.

С  письменным  обращением  к  Уполномоченному  обрати-

лось 24 собственника квартир, проживавших в доме № 24 по пр. 

Эсамбаева (Революции) в г. Грозном, разрушенного в 1995 г. в ходе 

военных действий. В своем обращении они просили о содействии 

в  получении  равноценного  жилья  взамен  утерянного.  В  течение 

нескольких лет заявители безуспешно пытаются получить вразу-

мительный ответ на свои обращения от органов государственной и 

муниципальной властей республики.

Учитывая специфику проблемы для послевоенной республи-

ки, Уполномоченный обратился к руководителю оперативного шта-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..