Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 11

 

 

162 

 

17. Указ  президента  РФ  от  10.09.2012  г.  №1276  «Об  оценке  эффективности 
деятельности  руководителей  федеральных  органов  исполнительной  власти  и 
высших  должностных  лиц  (руководителей  высших  исполнительных  органов 
государственной  власти)  субъектов  Российской  Федерации  по  созданию 
благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». 
18. Федеральный  закон  от  25.02.1999  №39-ФЗ  (ред.  от  12.12.2011)  «Об 
инвестиционной  деятельности  в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в  форме 
капитальных вложений». 

Региональные нормативно-правовые акты 

19. Закон  Чеченской  Республики  от  10.06.2006  г.  №16-РЗ  «Об  инвестициях  и 
гарантиях инвесторам в Чеченской Республике». 
20. Закон  Чеченской  Республики  от  07.07.2006  г.  №13-рз  «Об  управлении  и 
распоряжении государственным имуществом Чеченской Республики» (с изм. и доп. 
от 22. марта 2013 г.). 
21. Закон  Чеченской  Республики  от  11.07.2006  г.  №18-рз  «О  порядке 
предоставления государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на 
нужды Чеченской Республики». 
22. Закон  Чеченской  Республики  от  19.07.2006  г.  №21-рз  «Об  иностранных 
инвестициях в Чеченской Республике». 
23. Закон  Чеченской  Республики  от  13.10.2006  г.  №33-рз  «О  налоге  на  имущество 
организаций». 
24. Закон  Чеченской  Республики  от  20.06.2011  г.  №14-РЗ  «Об  участии  Чеченской 
Республики в проектах государственно-частного партнерства». 
25. Закон  Чеченской  Республики  от  22.03.2013  г.  №3-РЗ  «О  приватизации 
государственного имущества Чеченской Республики». 
26. Закон  Чеченской  Республики  от  17.02.2014 г.  № 6-РЗ  «Об  уполномоченном 
органе  на  принятие  решений  о  предоставлении  инвестиционного  налогового 
кредита в Чеченской Республике». 
27. Указ  Главы  Чеченской  Республики  от  22.01.2014 г.  №11  «О  Совете  по 
инвестициям при Главе Чеченской Республики».
 
28. Постановление  Правительства Чеченской  Республики  от 31.10.2005  г. №127  «О 
субсидировании  за  счет  средств республиканского бюджета  процентных  ставок  по 
привлеченным кредитам (займам)». 
29. Постановление  Правительства  Чеченской  Республики  от  08.05.2007  г.  №75  «О 
залоговом фонде Чеченской Республики». 
30. Указ  Главы  Чеченской  Республики  от  04.02.2014 г.  №54  «Об  Инвестиционной 
декларации Чеченской Республики»; 
31. Постановление Правительства Чеченской Республики от 15.05.2013 г. №123 «Об 
Инвестиционном фонде Чеченской Республики». 
32. Постановление  Правительства  Чеченской  Республики  от  03.12.2013  г.  №  313 
«Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов и предложений 
Чеченской Республики». 

163 

 

33. Постановление 

Правительства 

Чеченской 

Республики 

от 03.12.2013 г. №316 «Об утверждении «дорожной карты» по внедрению Стандарта 
деятельности  органов  исполнительной  власти  Чеченской  Республики  по 
обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
 
34. Постановление  Правительства  Чеченской  Республики  от  19.12.2013 г.  №342  «О 
Порядке отбора и формирования Перечня приоритетных инвестиционных проектов 
Чеченской Республики».
 
35. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 09.04.2014 года №107-р 
«Об  утверждении  плана  создания  инвестиционных  объектов  и  объектов 
инфраструктуры в Чеченской Республике». 
36. Распоряжение  Правительства  Чеченской  Республики  №406-р  от  18.12.2013  «Об 
утверждении перечня государственных программ Чеченской Республики». 
37. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 20.06.2012 года №185-р 
«Об  утверждении  Стратегии  социально-экономического  развития  Чеченской 
Республики до 2025 года». 

Официальные интернет- ресурсы 

38. Интернет-портал  «Федеральная  адресная  инвестиционная  программа  России». 
URL: http://faip.economy.gov.ru. 
39. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив по продвижению новых 
проектов. URL: http://www.asi.ru.  
40. Официальный  сайт  Администрации  Главы  и  Правительства  Чеченской 
Республики. URL: http://adminchr.ru. 
41. Официальный  сайт  Главы  и  Правительства  Чеченской  Республики.  URL: 
http://chechnya.gov.ru. 
42. Официальный  сайт  Департамента  государственных  целевых  программ  и 
капитальных вложений Минэкономразвития России. URL: http://fcp.economy.gov.ru. 
43. Официальный 

сайт 

Института 

экономических 

стратегий 

Отделения 

общественных 

наук 

Российской 

академии 

наук 

(ИНЭС). 

URL: http://www.inesnet.ru/institute. 
44. Официальный сайт Международной лиги стратегического управления, оценки и 
учета. Российское отделение. URL: http://www.russtrategy.ru. 
45. Официальный 

сайт  Министерства  регионального  развития  Российской 

Федерации. URL: http://www.minregion.ru. 
46. Официальный  сайт  Министерства  экономического  развития  Российской 
Федерации URL: http://www.economy.gov.ru. 
47. Официальный  сайт  Ресурсного  центра  по  стратегическому  планированию 
(РЦСП) при Леонтьевском центре. URL: http://www.city-strategy.ru. 
48. Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru.  
49. Справочно-правовая 

система 

«Консультант 

Плюс». 

URL: http://www.consultant.ru. 

164 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

165 

 

Приложение A – Динамика и структура ВРП Чеченской Республики по видам 

экономической деятельности в 2008 – 2012 гг. 

Таблица 71 – Динамика ВРП Чеченской Республики по видам экономической деятельности, 
произведенного в 2008 – 2012 гг., тыс. руб. 

 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

ВРП (добавленная стоимость) - всего 

66 273 767 

64 308 337 

70 694 914 

86 319 461 

103 677 400 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 

5 163 816 

6 800 996 

7 058 628 

8 947 417 

9 330 966 

Рыболовство, рыбоводство 

3 479 

10 518 

6 200 

1 257 

Добыча полезных ископаемых 

3 086 482 

2 236 405 

1 910 938 

2 073 636 

1 969 871 

Обрабатывающие производства 

1 056 332 

1 194 010 

1 438 407 

2 174 608 

2 177 225 

Производство и распределение электроэнергии, 
газа и воды 

777 715 

563 452 

674 526 

674 307 

1 658 838 

Строительство 

13 522 916 

11 041 273 

10 047 753 

13 679 890 

17 625 158 

Оптовая и розничная торговля; ремонт 
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 
изделий и предметов личного пользования 

8 091 412 

10 481 534 

16 189 172 

18 331 130 

19 906 061 

Гостиницы и рестораны 

698 002 

718 296 

1 155 496 

1 251 891 

1 244 129 

Транспорт и связь 

5 172 794 

4 462 900 

3 847 670 

5 292 940 

6 324 321 

Финансовая деятельность 

  

286 339 

250 176 

307 584 

Операции с недвижимым имуществом, аренда и 
предоставление услуг 

2 029 161 

2 051 616 

1 972 372 

2 707 157 

3 525 032 

Государственное управление и обеспечение 
военной безопасности; обязательное социальное 
обеспечение 

18 090 010 

14 337 227 

14 476 381 

16 465 587 

21 668 577 

Образование 

4 540 151 

5 606 484 

6 365 237 

7 871 541 

10 264 063 

Здравоохранение и предоставление социальных 
услуг 

3 328 447 

3 624 413 

4 245 424 

5 197 207 

6 531 676 

Предоставление прочих коммунальных, 
социальных и персональных услуг 

713 050 

892 874 

1 056 413 

1 343 177 

1 451 484 

Таблица 72 – Структура ВРП Чеченской Республики по видам экономической деятельности, 
произведенного в 2008 – 2012 гг., % 

 

2008  2009  2010  2011  2012 

ВРП (добавленная стоимость) - всего 

100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 

7,79 10,58  10,0  10,4 

9,0 

Рыболовство, рыбоводство 

0,01  0,02 

0,0 

0,0 

0,0 

Добыча полезных ископаемых 

4,66  3,48 

2,7 

2,4 

1,9 

Обрабатывающие производства 

1,59  1,86 

2,0 

2,5 

2,1 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 

1,17  0,88 

1,0 

0,8 

1,6 

Строительство 

20,40 17,17  14,2  15,8 

17,0 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, 
бытовых изделий и предметов личного пользования 

12,21 16,30  22,9  21,2 

19,2 

Гостиницы и рестораны 

0,95  1,12 

1,6 

1,5 

1,2 

Транспорт и связь 

7,81  6,94 

5,4 

6,1 

6,1 

Финансовая деятельность 

0,00  0,45 

0,4 

0,4 

0,0 

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 

3,06  3,19 

2,8 

3,1 

3,4 

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное 
социальное обеспечение 

27,30 22,29  20,5  19,1 

20,9 

Образование 

6,75  8,72 

9,0 

9,1 

9,9 

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

5,02  5,64 

6,0 

6,0 

6,3 

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 

1,08  1,39 

1,5 

1,6 

1,4 

166 

 

Таблица  73  –  Динамика  индекса  физического  объема  ВРП  Чеченской  Республики  в 
постоянных ценах в 2009 – 2012 гг., % к предыдущему году 

 

2009  2010  2011  2012 

ВРП (добавленная стоимость) - всего 

90,3  96,2  106,8 107,1 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 

109,7 95,1  110,6 

94,5 

Рыболовство, рыбоводство 

250,0 58,7  19,5 

102,4 

Добыча полезных ископаемых 

80,8  83,7  82,7 

86,2 

Обрабатывающие производства 

104,2 116,0 141,9 

98,8 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 

68,5  115,6 82,3 

229,7 

Строительство 

80,6  83,7  107,9 

128,5 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 
изделий и предметов личного пользования 

114,5 110,1 106,9 

104,0 

Гостиницы и рестораны 

71,1  143,2 98,1 

99,6 

Транспорт и связь 

91,2  77,3  131,0 

106,4 

Финансовая деятельность 

0,0 

66,3  104,6 

0,6 

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 

76,7  79,6  118,7 

120,3 

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное 
обеспечение 

75,2  93,7  98,0 

99,4 

Образование 

112,9 105,4 104,9 

104,5 

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

109,1 114,7 107,4 

112,3 

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 

107,1 101,2 113,7 

97,4 

 

167 

 

Приложение B – Динамика ключевых показателей развития сельского 

хозйства Чеченской Республики в сопоставлении с регионами СКФО, ЮФО и 

среднероссийским уровнем

1

 

Таблица 74 - Урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, ц 
с 1 га убранной площади в весе после доработки 

 

2000 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

Российская Федерация 

15,6 

18,5 

18,9 

19,8 

23,8 

22,7 

18,3 

22,4 

18,3 

Южный федеральный округ 

21,9 

28,3 

27,5 

26,0 

35,5 

29,3 

29,4 

32,8 

26,7 

Северо-Кавказский федеральный округ 

21,9 

31,2 

29,8 

31,3 

35,6 

30,5 

32,2 

37,0 

25,8 

Республика Дагестан 

13,6 

19,6 

18,8 

20,6 

24,5 

21,3 

22,4 

22,5 

20,9 

Республика Ингушетия 

15,0 

14,9 

17,2 

13,8 

15,7 

21,3 

16,9 

21,7 

21,8 

Кабардино-Балкарская Республика 

28,9 

23,1 

28,8 

29,3 

34,9 

34,4 

37,4 

40,6 

42,5 

Карачаево-Черкесская Республика 

19,9 

16,8 

19,8 

21,7 

22,8 

22,5 

27,5 

30,1 

30,7 

Республика Северная Осетия - Алания 

20,4 

31,0 

29,3 

36,1 

43,4 

43,6 

40,1 

41,9 

44,1 

Чеченская Республика 

… 

11,7 

13,2 

14,0 

16,5 

17,0 

16,7 

20,5 

16,0 

Ставропольский край 

22,4 

34,5 

31,8 

33,0 

37,4 

31,0 

32,6 

38,3 

23,5 

Таблица  75  -  Урожайность  сахарной  свеклы  в  хозяйствах  всех  категорий,  ц  с  1  га 
убранной площади 

 

2000 

2005 

2006 

2007  2008  2009  2010  2011  2012 

Российская Федерация 

188 

282 

325 

292 

362 

323 

241 

392 

409 

Южный федеральный округ 

223 

326 

359 

262 

427 

378 

354 

453 

423 

Северо-Кавказский федеральный округ 

198 

330 

367 

342 

446 

454 

421 

483 

496 

Республика Ингушетия 

154 

72 

138 

126 

Кабардино-Балкарская Республика 

64 

219 

… 

Карачаево-Черкесская Республика 

158 

166 

163 

306 

321 

360 

405 

345 

430 

Республика Северная Осетия - Алания 

236 

Чеченская Республика 

… 

67 

100 

135 

127 

142 

188 

171 

Ставропольский край 

224 

384 

436 

352 

505 

508 

449 

535 

524 

Таблица  76  -  Урожайность  картофеля  в  хозяйствах  всех  категорий,  ц  с  1  га  убранной 
площади 

 

2000 

2005 

2006 

2007  2008  2009  2010  2011  2012 

Российская Федерация 

105 

124 

133 

132 

138 

143 

100 

148 

134 

Южный федеральный округ 

74 

95 

98 

91 

108 

102 

95 

113 

116 

Северо-Кавказский федеральный округ 

75 

120 

118 

115 

131 

136 

127 

141 

145 

Республика Дагестан 

53 

148 

147 

145 

153 

165 

143 

156 

161 

Республика Ингушетия  

45 

133 

144 

100 

136 

135 

108 

134 

120 

Кабардино-Балкарская Республика 

115 

151 

146 

152 

154 

157 

161 

169 

169 

Карачаево-Черкесская Республика 

93 

114 

112 

112 

125 

135 

110 

135 

143 

Республика Северная Осетия -Алания 

140 

137 

142 

145 

175 

190 

159 

162 

172 

Чеченская Республика  

… 

66 

62 

61 

64 

68 

72 

73 

71 

Ставропольский край 

59 

95 

91 

81 

100 

92 

106 

121 

126 

                                           

1

 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. – М.: Росстат, 2013 

168 

 

Таблица 77 - Урожайность овощей в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади 

 

2000  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012 

Российская Федерация 

143 

170 

173 

179 

196 

199 

180 

208 

211 

Южный федеральный округ 

82 

121 

126 

125 

161 

166 

164 

188 

194 

Северо-Кавказский федеральный округ 

100 

149 

145 

152 

174 

180 

186 

190 

207 

Республика Дагестан 

139 

211 

209 

214 

233 

238 

244 

250 

265 

Республика Ингушетия  

29 

62 

54 

24 

22 

28 

29 

50 

75 

Кабардино-Балкарская Республика 

131 

179 

182 

197 

180 

176 

177 

176 

181 

Карачаево-Черкесская Республика 

111 

140 

124 

122 

126 

136 

137 

154 

141 

Республика Северная Осетия - Алания 

78 

95 

64 

95 

109 

122 

121 

109 

126 

Чеченская Республика  

… 

42 

42 

42 

43 

50 

58 

58 

61 

Ставропольский край 

60 

79 

73 

83 

105 

116 

128 

144 

180 

Таблица  78  –  Внесение  минеральных  удобрений  (в  пересчете  на  100%  питательных 
веществ), кг 

 

2000  2005  2008  2009  2010  2011  2012 

Российская Федерация 

18,7  24,7  35,8  35,9  38,0  39,0  37,9 

Южный федеральный округ 

21,5  37,7  54,6  54,7  59,9  63,9  64,5 

Северо-Кавказский федеральный округ 

 

 

  56,6  62,0  70,4  70,4 

Республика Дагестан 

9,2 

7,8 

8,0 

8,0 

9,5 

9,8 

8,9 

Республика Ингушетия (1990 г. – включая Чеченскую Республику) 

7,9 

7,8 

2,9  10,5  21,6 

6,3 

3,7 

Кабардино-Балкарская Республика 

12,9  10,2  27,0  33,4  33,3  57,2  44,6 

Карачаево-Черкесская Республика 

11,4 

8,5  44,3  67,2  85,3  88,5  96,6 

Республика Северная Осетия – Алания 

17,1  12,8  30,2  20,7  38,7  40,3  33,7 

Чеченская Республика (1990 г. – включая Республику Ингушетия) 

…  2,4  3,6  10,4  17,4  29,6  19,6 

Ставропольский край 

16,6  41,1  64,6  63,4  68,3  76,7  77,0 

Таблица  79  -  Расход  кормов  в  расчете  на  одну  условную  голову  крупного  скота  в 
сельскохозяйственных организациях, центнеров кормовых единиц 

 

2000 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

Российская Федерация 

27,8 

30,1 

29,9 

29,4 

29,6 

29,4 

28,4 

28,3 

28,8 

Южный федеральный округ 

 

 

 

 

30,2 

28,8 

27,4 

28,1 

27,8 

Северо-Кавказский федеральный округ 

 

 

 

 

24,7 

26,4 

24,8 

26,0 

26,3 

Республика Дагестан 

20,3 

21,4 

23,4 

25,7 

24,6 

24,9 

25,1 

29,1 

27,8 

Республика Ингушетия (1990 г. –  
включая Чеченскую Республику) 

25,9 

35,4 

42,3 

31,0 

29,0 

34,1 

30,3 

34,3 

37,0 

Кабардино-Балкарская Республика 

24,2 

26,0 

26,1 

22,7 

24,3 

23,8 

26,9 

29,6 

36,0 

Карачаево-Черкесская Республика 

28,5 

24,9 

22,2 

23,6 

23,4 

25,5 

23,8 

26,5 

25,6 

Республика Северная Осетия - Алания 

30,0 

23,3 

25,9 

22,1 

21,1 

23,5 

23,7 

24,0 

24,4 

Чеченская Республика (1990 г. –  
включая Республику Ингушетия) 

… 

21,7 

19,3 

21,2 

19,9 

22,2 

24,7 

23,7 

24,3 

Ставропольский край 

29,2 

30,7 

27,0 

23,9 

25,4 

28,0 

24,5 

23,8 

23,9 

 

 

 

169 

 

Приложение C - Индикаторы исследования «Ведение бизнеса в России 2012»  

Таблица  80  -  Сопоставление  ключевых  индикаторов  исследования  «Ведение  бизнеса  в 
России 2012» с показателями Чеченской Республики 

Показатель 

Подпоказатель 

Лучшая практика в России  Максимальное 

значение 

показателя в 

30-ке 

Значение 

показателя по 

Чеченской 

Республике 

Значение 

Города 

Реги

ст

рац

ия 

пр

едп

ри

ят

ия

 

Стоимость регистрации предприятий 
(в % от дохода на душу населения) 

1,7 

Казань 

н/д 

Количество 

процедур 

для 

регистрации предприятий 

Киров,  Мурманск, 
Пермь, 
Петрозаводск, 
Санкт-Петербург, 
Ставрополь, Якутск 
и Ярославль 

12 

н/д

 

Количество  дней  для  регистрации 
предприятий 

16 

Калининград 

33 

н/д

 

По

лу

чен

ие 

раз

реше

ни

й 

на 

стр

ои

тел

ьс

тво

 

Стоимость получения разрешений на 
строительство  (в  %  от  дохода  на 
душу населения) 

40 

Казань 

417,9 

н/д

 

Количество  процедур для  получения 
разрешений на строительство 

16 

Мурманск 

47 

н/д

 

Количество  дней  для  получения 
разрешений на строительство 

150 

Сургут 

448 

н/д

 

По

дк

люч

ен

ие 

к 

си

стем

е 

эл

ект

ро

сн

абж

ен

ия

 

Стоимость  подключения  к  системе 
электроснабжения (в % от дохода на 
душу населения) 

112,2 

Омск 

1852,4 

н/д

 

Количество 

процедур 

для 

подключения 

к 

системе 

электроснабжения 

Кемерово,  Пермь, 
Ростов-на-Дону, 
Самара и Якутск 

10 

н/д

 

Количество дней для подключения к 
системе электроснабжения 

120 

Владикавказ 

360 

н/д

 

Реги

ст

рац

ия 

со

бст

вен

но

ст

и 

Стоимость 

регистрации 

собственности  (в  %  от  стоимости 
собственности) 

0,2 

16 

городов, 

включая 
Калугу,  Казань  и 
Сургут 

0,4 

н/д

 

Количество 

процедур 

для 

регистрации собственности 

18 

городов, 

включая 
Иркутск,  
Ростов-на-Дону 
и Тверь 

н/д

 

Количество  дней  для  регистрации 
собственности 

13 

Хабаровск 

60 

н/д 

170 

 

Приложение D - Ключевые методологические положения оценки 

инвестиционного климата российских регионов рейтинговым агентством 

«Эксперт РА»  

Ежегодное 

аналитическое 

исследование 

«Рейтинг 

инвестиционной 

привлекательности  регионов  России»  направлено  на  сравнение  преимуществ  и 
недостатков  инвестиционного  климата  субъектов  федерации,  выработку 
предложений  для  дальнейшей  деятельности  региональных  властей  по  улучшению 
позиций своих регионов в рейтинге. Исследование проводится с 1996 г., результаты 
рейтинга являются публичными. 

В  качестве  составляющих  инвестиционного  климата  в  рейтинге 

инвестиционной  привлекательности  российских  регионов  «Эксперт  РА» 
используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный 
потенциал и инвестиционный риск.  

Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по 2 параметрам: 

инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Суммарный потенциал состоит 
из  9  частных:  трудового,  финансового,  производственного,  потребительского, 
институционального,  инфраструктурного,  природно-ресурсного,  туристического  и 
инновационного.  Интегральный  риск  –  из  6  частных  рисков:  финансового, 
социального,  управленческого,  экономического,  экологического  и  криминального. 
Вклад  каждого  частного  риска  или  потенциала  в  итоговый  индикатор  оценивается 
на  основе  анкетирования  представителей  экспертного,  инвестиционного  и 
банковского сообществ. 

Потенциал  показывает,  какую  долю  регион  занимает  на  общероссийском 

рынке,  риск  –  какими  могут  оказаться  для  инвестора  масштабы  тех  или  иных 
проблем в регионе. 

Инвестиционный  потенциал  региона  складывается  из  девяти  частных 

потенциалов  (с  2005  года  введена  оценка  туристического  потенциала).  Каждый  из 
них, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:  

 

природно-ресурсный 

(средневзвешенная 

обеспеченность 

балансовыми 

запасами основных видов природных ресурсов);  

 

трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);  

 

производственный  (совокупный  результат  хозяйственной  деятельности 
населения в регионе);  

 

инновационный  (уровень  развития  науки  и  внедрения  достижений  научно-
технического прогресса в регионе);  

 

институциональный  (степень  развития  ведущих  институтов  рыночной 
экономики);  

 

инфраструктурный  (экономико-географическое  положение  региона  и  его 
инфраструктурная обеспеченность);  

 

финансовый  (объем  налоговой  базы,  прибыльность  предприятий  региона  и 
доходы населения);  

171 

 

 

потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);  

 

туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также 
мест развлечения и размещения для них).  

Инвестиционный  риск  по  текущей  методологии  складывается  из  7  частных 

рисков (в 2006 г. введена оценка управленческого риска, в 2007 – исключена оценка 
политического): 

 

экономический (тенденции в экономическом развитии региона);  

 

финансовый  (степень  сбалансированности  регионального  бюджета  и 
финансов предприятий);  

 

социальный (уровень социальной напряженности);  

 

экологический  (уровень  загрязнения  окружающей  среды,  включая 
радиационное);  

 

криминальный  (уровень  преступности  в  регионе  с  учетом  тяжести 
преступлений,  экономической  преступности  и  преступлений,  связанных  с 
незаконным оборотом наркотиков);  

 

законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы 
или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При 
расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы 
и  нормативные  акты,  а  также  документы,  непосредственно  регулирующие 
инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно;  

 

управленческий  (качество  управления  бюджетом,  наличие  программно-
целевых  документов,  степень  развитости  системы  управления,  уровень 
младенческой  смертности  как  интегральный  показатель  результатов 
социальной сферы).  

Оценка инвестиционного климата регионов состоит из 3 ключевых этапов: 
Расчет  доли  каждого  региона  в  России  по  9  видам  инвестиционного 

потенциала и индексы 7 видов частных инвестиционных рисков. 

Ранжирование  регионов  по  величине  совокупного  инвестиционного 

потенциала или интегрального инвестиционного риска. 

Сравнительная  оценка  инвестиционной  привлекательности  посредством 

присвоения  рейтинга  инвестиционной  привлекательности  -  индекс,  определяющий 
соотношение  между  уровнем  интегрального  инвестиционного  риска  и  величиной 
совокупного  инвестиционного  потенциала  региона.  По  соотношению  величины 
совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к 
одной из 12 рейтинговых категорий ( 

Рисунок 25): 

172 

 

 

Рисунок  25  -  Рейтинговая  шкала  оценки  инвестиционной  привлекательности  регионов 
Российской Федерации по методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» 

 

1A – высокий потенциал – минимальный риск; 
1B – высокий потенциал – умеренный риск; 
1C – высокий потенциал – высокий риск; 
2A – средний потенциал – минимальный риск; 
2B – средний потенциал – умеренный риск; 
2C – средний потенциал – высокий риск; 
3A – низкий потенциал – минимальный риск; 
3B1 – пониженный потенциал – умеренный риск; 
3C1 – пониженный потенциал – высокий риск; 
3B2 – незначительный потенциал – умеренный риск;  
3C2 – незначительный потенциал – высокий риск;  
3D – низкий потенциал - экстремальный риск. 
Основными  информационными  источниками  для  составления  рейтинга 

являются  данные  Федеральной  службы  государственной  статистики  Российской 
Федерации;  Министерства  финансов  Российской  Федерации,  Министерства 
экономического  развития  Российской  Федерации;  Центрального  Банка  Российской 
Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства 
природных  ресурсов  Российской  Федерации,  Аналитического  центра  при 
Правительстве  РФ,  правовой  базы  данных  «Консультант  Плюс  –  Регионы»,  базы 
данных  рейтингового  агентства  «Эксперт  РА»,  информация  администраций 
отдельных  субъектов  федерации,  предоставленная  по  специальному  запросу,  а 
также  информация,  опубликованная  в  открытых  официальных  источниках  сети 
Internet. 

173 

 

 

Рисунок 26 – Ранжирование составляющих инвестиционного потенциала и инвестиционного 
риска 

 

Оценка  весов  вклада  каждой  составляющей  в  совокупный  потенциал  или 

интегральный риск получается в результате ежегодных опросов, проводимых среди 
экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний 
и предприятий. 

По  итогам  2010  года  по  результатам  консолидации  экспертных  мнений 

влияние  факторов,  составляющих  инвестиционный  потенциал,  ранжировать  в 
очередности,  представленной  на рисунке: инвестиционный  потенциал от  большего 
веса  к  меньшему,  инвестиционный  риск  –  от  меньшего  веса  к  большему  
( Рисунок 26). 
 

174 

 

Приложение E - Динамика субрейтингов инвестиционного климата Чеченской 

Республики в 1996 – 2013 г. по версии рейтингового агентства «Эксперт РА»

1

 

Год 

1

9

9

6

 

1

9

9

7

 

1

9

9

8

 

1

9

9

9

 

2

0

0

0

 

2

0

0

1

 

2

0

0

2

 

2

0

0

3

 

2

0

0

4

 

2

0

0

5

 

2

0

0

6

 

2

0

0

7

 

2

0

0

8

 

2

0

0

9

 

2

0

1

0

 

2

0

1

1

 

2

0

1

2

 

2

0

1

3

 

Ранг потенциала 

79  80  86  82  89  89  89  79  80  80  78  81  77  70  78  72  69  70 

Доля в общероссийском потенциале, % 

0

,0

8

4

 

0

,1

7

 

0

,0

2

 

0

,0

2

 

0

,0

3

 

0

,2

 

0

,1

5

 

0

,1

6

6

 

0

,1

8

2

 

0

,1

6

5

 

0

,2

3

2

 

0

,4

0

6

 

0

,3

1

6

 

0

,3

6

5

 

0

,4

4

5

 

0

,4

1

6

 

Трудовой ранг 

-  89  71  89  89  89  89  89  89  75  85  72  69  63  69  64  66 

Потребительский ранг 

89  89  89  89  89  89  89  89  89  78  79  81  79  75  60  58  54  56 

Производственный ранг 

71  74  89  89  89  89  89  89  89  85  78  83  74  75  75  76  76  77 

Финансовый ранг 

-  89  89  89  89  89  83  88  86  83  81  83  83  83 

-  54  59 

Институциональный ранг 

80  89  89  89  88  88  87  87  87  88  79  79  79  75  80  73  73  74 

Инновационный ранг 

89  80  89  89  83  83  89  76  89  79  79  81  79  79  80  81  75  74 

Интеллектуальный ранг 

75  82 

Инфраструктурный ранг 

31  24  65  45  88  87  87  25  29  29  30  28  26 

7  39  40  23  24 

Природно-ресурсный ранг 

-  57  71  78  78  80  78  75  75  75  75  73  72  73  73  72  72  72 

Туристический ранг 

-  78  79  83  83  83  83  82  82  80 

Ранг риска 

88  89  89  89  89  89  89  89  89  89  87  85  85  83  79  83  83  82 

Средне взвешенный индекс риска (Россия=1) 

4

,3

8

 

4

,5

8

 

4

 

8

,6

 

1

3

,3

6

 

4

,6

 

1

3

,7

9

 

4

,1

5

7

 

2

,5

0

8

 

3

,7

9

9

 

2

,6

7

6

 

2

,8

1

4

 

1

,7

3

9

 

0

,6

1

6

 

0

,6

 

0

,5

6

3

 

Законодательный ранг 

-  89  89  89  89  89  89  89  89  88  84  52  71  71 

Политический ранг 

89  89  88  89  89  89  89  89  89  89  88 

Экономический ранг 

87  89  89  89  84  89  88  89  89  89  85  88  82  76  77 

-  78  80 

Финансовый ранг 

-  89  89  89  89  89  86  89  89  82  83  85  83  83  58  83  82 

Социальный ранг 

89  89  89  89  89  84  88  88  88  88  86  85  77  83  55  79  74  79 

Криминальный ранг 

88  88  89  89  89  89  89  89  89  89  88  84  84  79  77  82  82  82 

Экологический ранг 

5  13  12 

2  36  35  32  16 

8  27  13  16  16  19  15 

Управленческий ранг 

-  87  85  72  63  72  72  66  45 

                                           

1

 Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (http://www.raexpert.ru/database/regions/chechen/paramgroup_id/120/)  

175 

 

Приложение F - Таблица соответствия требованиям Стандарта деятельности 

органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по 

обеспечению благоприятного инвестиционного климата Чеченской 

Республики 

Требования Стандарта АСИ 

Коэффициент 

выполнения 

Стадия проработки в ЧР по состоянию на 17 

марта 2014 

1.  Утверждение  высшими  органами  государственной  власти 

субъекта  Российской  Федерации  инвестиционной  стратегии 
региона 

0,5 

Разработан  проект  инвестиционной  Стратегии. 

Находится  на  рассмотрении  высших  органов 
государственной власти Чеченской Республики.  

2.  Формирование  и  ежегодное  обновление  плана  создания 
инвестиционных  объектов  и  объектов  инфраструктуры  в 

регионе 

0,5 

Принят  Распоряжением  Правительства  Чеченской 
Республики  от  09.04.2014  года  №107-р,  но 

отсутствует в свободном доступе. 

3.  Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта 
Российской 

Федерации 

«инвестиционный 

климат 

и 

инвестиционная политика субъекта Российской Федерации» 

Отсутствует 

4.  Принятие 

нормативного  правового  акта  субъекта 

Российской  Федерации  о  защите  прав  инвесторов  и 

механизмах поддержки инвестиционной деятельности 

0,5 

Закон ЧР от 10 июня 2006 г. N 16-РЗ "Об 
инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской 
Республике", 
- Постановление Правительства ЧР от 31 октября 
2005 г. N 127 "О субсидировании за счет средств 
республиканского бюджета процентных ставок по 
привлеченным кредитам (займам)"; 
- Закон ЧР от 20 июня 2011 г. N 14-РЗ "Об участии 
Чеченской Республики в проектах государственно-
частного партнерства"; 
- Закон ЧР от 11 июля 2006 г. N 18-рз "О порядке 
предоставления государственных гарантий для 
привлечения кредитных ресурсов на нужды 
Чеченской Республики"; 
- Закон ЧР от 19 июля 2006 г. N 21-рз "Об 
иностранных инвестициях в Чеченской Республике"; 
- Постановление Правительства ЧР от 8 мая 2007 г. 
N 75 "О залоговом фонде Чеченской Республики". 
Требуется:  при наличии замечаний (предложений)  к 

Законам  республики  от  Экспертной  группы,  внести 
соответствующие  изменения,  после  чего  разместить 

доработанные 

нормативно-правовые 

акты 

на 

интернет-портале. 

5.  Наличие совета по улучшению инвестиционного климата 

Указ  Главы  Чеченской  Республики  от  22  января 
2014 г.  №11  "О  Совете  по  инвестициям  при  Главе 

Чеченской Республики" 

6.  Наличие 

специализированной 

организации 

по 

привлечению инвестиций и работе с инвесторами 

Создание 

специализированной 

организации 

(Агентство  инвестиционного  и  инновационного 
развития  Чеченской  Республики)  предусмотрено 

принимаемой Инвестиционной стратегией 

7.  Наличие  доступной  инфраструктуры  для  размещения 
производственных 

и 

иных 

объектов 

инвесторов 

(промышленных парков, технологических парков) 

 

Промышленный парк 

 

Создание  промышленного  парка  предусмотрено 
принимаемой инвестиционной стратегией 

Технологический парк 

 

Технопарк 

Грозненского 

государственного 

нефтяного  технического  университета  и  Технопарк 

"Высокие технологии 21 века" 

Бизнес-инкубатор 

 

ГУП 

"Республиканский 

бизнес-центр", 

распоряжение  Правительства  ЧР  N  492-РП  от 
29.11.2011 г. 
ГУП  "Шалинский  бизнес-центр",  распоряжение 
Правительства ЧР N 555-РП от 28.08.2003 г. 
ГУП  "Шелковской  бизнес-центр  (инкубатор)", 
распоряжение  Правительства  ЧР  N  629-Р  от 
29.12.2008 г. 
ГУП  "Гудермесский  бизнес-центр  (инкубатор)", 
распоряжение  Правительства  ЧР  N  31-Р  от 
18.03.2008 г. 

176 

 

Требования Стандарта АСИ 

Коэффициент 

выполнения 

Стадия проработки в ЧР по состоянию на 17 

марта 2014 

ГУП 

"Шатойский 

бизнес-центр 

(инкубатор)", 

распоряжение  Правительства  ЧР  N  31-Р  от 
18.03.2008 г. 
ГУП 

"Урус-Мартановский 

бизнес-центр" 

(инкубатор), распоряжение Правительства ЧР N 404-
Р 03.10.2009 г. 
ГУН  "Учебно-производственный  реабилитационный 
центр",  распоряжение  Правительства  ЧР  N  103-Р  от 
12.03.2010 г. 
ГУП 

"Наурский 

бизнес-центр" 

(инкубатор), 

распоряжение  Правительства  ЧР  N  327-Р  от 
08.09.2012 г. 
ГУП  "Грозненский  производственный  бизнес-
инкубатор", распоряжение Правительства ЧР N 25-P 
от 30.01.2012 г. 
Также  работает  и  бизнес-инкубатор  при  Чеченском 
государственном университете 

8.  Центр 

кластерного  развития  (центр  коллективного 

пользования, центр прототипирования). 

 

9.  Наличие  механизмов  профессиональной  подготовки  и 

переподготовки 

по 

специальностям, 

соответствующим 

инвестиционной 

стратегии 

региона 

и 

потребностям 

инвесторов 

0,5 

На  базе  ряда  бизнес-инкубаторов  преподаются 
учебные  курсы:  "Успешный  предприниматель", 
"Начни  и  совершенствуй  свой  бизнес",  "Основы 
персонального  компьютера",  "1С  Бухгалтерия", 
"1С Торговля  и  склад".  Имеется  утвержденная 
распоряжением  Правительства  ЧР  от  04.02.2013  г. 
N 23 

Принятие 

государственной 

программы 

«Развитие образования Чеченской Республики» 

Требуется:  разработка  и  утверждение  программы 

подготовки  и  переподготовки  по  специальностям, 
соответствующим инвестиционной стратегии.

 

10. Создание  специализированного  двуязычного  интернет-
портала  об  инвестиционной  деятельности  в  субъекте 

российской федерации 

0,5 

Интернет-портал  имеется,  но  контент  соответствует 
утвержденным требованиям частично 

11. Наличие  в  субъекте  Российской  Федерации  единого 

регламента  сопровождения  инвестиционных  проектов  по 

принципу «одного окна» 

0,5 

Выполнено  частично.  Согласно  Постановлению 
Правительства  Чеченской  Республики  от  9  декабря 
2009  г.  №238 

"О  формировании 

Перечня 

приоритетных 

инвестиционных 

проектов 

и 

предложений  Чеченской  Республики",  образована 
комиссия  Правительства  Чеченской  Республики  по 
проведению  отбора  приоритетных  инвестиционных 
проектов 

и 

предложений. 

Министерство 

экономического,  территориального  развития  и 
торговли 

Чеченской 

Республики 

утверждено 

органом  исполнительной  власти,  уполномоченным 
на  разработку  и  реализацию  республиканских 
программ 

в 

области 

инвестиций, 

оказания 

содействия  инвесторам,  проведения  экспертизы  и 
отбор  инвестиционных  проектов  для  оказания 
государственной  поддержки.  Утвержден  порядок 
формирования 

Перечня 

приоритетных 

инвестиционных  проектов,  который  формируется 
путем отбора, обобщения в единой информационной 
базе  и  дальнейшего  продвижения  инвестиционных 
проектов  и  предложений,  реализуемых  в  Чеченской 
Республике  с  целью  привлечения  инвестиций,  а 
также  предоставления  инвесторам  государственной 
поддержки. 
Требуется:  разработка,  утверждение  и  публикация 
Регламента  на  инвестиционном  портале  Чеченской 
Республики. 

12. Принятие 

высшим  должностным  лицом  субъекта 

Российской Федерации инвестиционной декларации 

Указ Главы Чеченской Республики от 4 февраля 2014 

г.  №54  «Об  Инвестиционной  декларации  Чеченской 
Республики» 

13. Принятие 

нормативного 

акта, 

регламентирующего 

процедуру  оценки  регулирующего  воздействия  принятых  и 

принимаемых  нормативно-правовых  актов,  затрагивающих 

0,5 

Разработан  проект  постановления  «О  внедрении 

оценки  регулирующего  воздействия  в  Чеченской 

Республике и об утверждении Положения о порядке 

177 

 

Требования Стандарта АСИ 

Коэффициент 

выполнения 

Стадия проработки в ЧР по состоянию на 17 

марта 2014 

предпринимательскую деятельность региона 

проведения  оценки  регулирующего  воздействия, 
включая  порядок  подготовки  заключений  об  оценке 

регулирующего воздействия» 

14. Наличие  системы  обучения,  повышения  и  оценки 

компетентности 

сотрудников 

профильных 

органов 

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и 
специализированных 

организаций 

по 

привлечению 

инвестиций и работе с инвесторами 

Требуется 

разработать 

систему 

обучения 

и 

переподготовки  кадров  согласно  требованиям 

Стандарта. 

15. Включение  представителей  потребителей  энергоресурсов 
в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере 

государственного  регулирования  тарифов  –  региональной 

энергетической  комиссии  (РЭК)  и  создание  коллегиального 
совещательного 

органа 

при 

РЭК, 

включающего 

представителей делового сообщества 

В 

целях 

соблюдения 

процесса 

тарифного 

регулирования  баланса  интересов  производителей  и 

потребителей 

ресурсов 

Госкомцен 

планирует 

создание  Общественного  совета  в  Чеченской 
Республике,  в  который  войдут  представители 

делового  сообщества  республики.  Требуется  внести 

в  нормативные  акты  Главы  и  Правительства 
Чеченской  Республики,  регулирующие  тарифную 
политику, изменения в соответствии со Стандартом; 

создать 

коллегиальный 

орган, 

включающий 

представителей 

хозяйствующих 

субъектов, 

общественных организаций и экспертов. 

16. Наличие  канала  (каналов)  прямой  связи  инвесторов  и 

руководства 

субъекта 

Российской 

Федерации 

для 

оперативного 

решения 

возникающих 

в 

процессе 

инвестиционной деятельности проблем и вопросов 

0,5 

В  качестве  канала  прямой  связи  возможно 
использование  аккаунтов  в  сети  Интернет  Главы 
Чеченской 

Республики 

Р.А. 

Кадырова 

и 

руководителей министерств и ведомств. 
Требуется  доработка  каналов  прямой  связи  в 

соответствии 

с 

требованиями 

Стандарта, 

с 

подразделением  их  на  три  уровня:  стратегический  - 
Глава  Чеченской  Республики;  приоритетные  - 

Председатель  Правительства  Чеченской  Республики 

и  отраслевые  министры;  значимые  -  главы 
муниципальных образований. 

Итого

1

 

40,6% 

 

 

                                           

1

 Строка показывает степень внедренности заявленных составляющих по формальным критериям в анализируемом субъекте, внедрение всех 

требуемых параметров принимается за 100%. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..