Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 10

 

 

146 

 

№ 

Наименование проекта 

Инициатор проекта  

Стоимость  

проекта  

млн. руб. 

Рабочие 

места  

18. 

 

Развитие Спортивно-туристического комплекса 
«Кезеной-Ам» 

ООО «Бизнес-Сервис» 

Чеченская Республика, Введенский 

район 

3 725,21 

228 

19. 

 

Строительство молочного кластера в Чеченской 
Республике 

ООО «Лидер-А»  

Чеченская Республика, Гудермесский 

район 

2 762,70 

302 

20. 

 

Закладка многолетних насаждений 
суперинтенсивного типа с капельным орошением 
площадью 100 га 

ООО ПКФ «МААР» Чеченская 

Республика, Ачхой-Мартановский 

район 

210,62 

73 

3.3 Стандарт управления реализацией инвестиционной стратегии 

3.3.1 Механизм управления реализацией инвестиционной стратегии 

Стандарт управления реализацией Стратегии должен учитывать тот факт, что 

данная  Стратегия  является  важным  элементом  сложившейся  системы 
Государственного стратегического планирования на мезоуровне и, как следствие, с 
одной  стороны  зависит  от  нее,  а  с  другой  –  может  влиять  на  нее  посредством 
реализации региональных инициатив, внесения предложений о совершенствовании 
на федеральный уровень. 

Система  реализации  Стратегии  включает  в  себя  три  уровня  механизмов: 

стратегический, тактический и оперативный (Рисунок 24) 

 

 

Рисунок 24 – Механизм управления Стратегией 

Стратегический уровень предполагает разработку ключевых стратегических 

документов, определяющих долгосрочные цели развития субъекта РФ. Определение 
долгосрочных  целей  развития  производится  при  непосредственном  участии  Главы 
региона.  Основными  документами  являются:  Стратегия  социально-экономического 
развития,  Инвестиционная  стратегия,  Схема  территориального  планирования 
Чеченской Республики. 

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический уровень

Инвестиционная стратегия 

развития

Чеченской Республики

Государственные 

программы 

развития

Инвестиционный 

портфель

Система мониторинга и актуализации 

стратегии

Ф

едер

ал

ьны

е, 

регио

на

ль

ны

е, 

му

ни

ци

па

ль

ны

е 

ст

ра

теги

че

ски

е 

до

ку

мен

то

в 

Основные 

исполнители 

Стратегии

Центр 

Мониторинга 

Стратегии

Назначается Советом по 

инвестициям при Главе 

Чеченской Республики

Координационный 

орган

Заказчик-

координатор 

Стратегии

Министерство экономического, 

территориального развития и 

торговли

Совет по инвестициям при Главе 

Чеченской Республики

Руководитель Стратегии

Департамент макроэкономического 

прогнозирования и сводного анализа

Хозяйст-

вующие

субъекты

Инвесторы

Органы 

власти ЧР

Общест-

венные 

организации

Уровни реализации

Структура управления

147 

 

На  тактическом  уровне  управления  реализацией  Стратегии  предусмотрено 

формирование  и  поэтапная  реализация  государственных  программ  развития 
Чеченской Республики, разрабатываемых в отраслевых ведомствах региона, а также 
инвестиционного портфеля Чеченской Республики. 

При  необходимости  могут  быть  разработаны  иные  нормативно-правовые 

документы, 

способствующие 

совершенствованию 

различных 

аспектов 

инвестиционной деятельности на территории региона.  

Оперативный  уровень  предполагает  формирование  системы  мониторинга 

реализации  Стратегии.  Мониторинг  включает  как  анализ  целевого  использования 
бюджетных  средств,  так  и  соотнесение  получаемых  результатов  на  основе 
разработанной  системы  индикаторов  реализации  Стратегии

 

на  территории 

Чеченской Республики. 

Основными  процедурами  реализации  Инвестиционной  стратегии  Чеченской 

Республики являются: 

 

формирование 

дерева 

целей, 

предполагающего 

декомпозицию 

стратегических  целей  до  уровня  отдельных  мер,  предполагающих  четкое 
определение затрат, исполнителей и механизмов оценки; 

 

мультипроектное  управление  реализацией  инвестиционного  портфеля 

региона; 

 

формирование 

и 

корректировка 

нормативно-правовой 

базы, 

регламентирующей реализацию Стратегии; 

 

создание  системы  комплексного  мониторинга  и  контроля  реализации 

Стратегии; 

 

разработка  механизмов  актуализации  Стратегии  на  основе  данных, 

получаемых в процессе мониторинга реализации. 

Таким образом, будет сформирована консолидированная система механизмов 

реализации Стратегии. 

Проектный  подход  к  управлению  развитием  Чеченской  Республики 

предполагает 

формирование 

портфелей 

инвестиционных 

проектов 

преимущественно  в  отраслях  экономики,  являющихся  точками  экономического 
роста  при  активной  поддержке  региональных  властей.  Государство  в  лице 
федеральных  и  региональных  представителей  как  участник  реализации 
инвестиционных  проектов  на  территории  субъекта  РФ  получает  действенный 
механизм мониторинга расходования бюджетных средств. 

Получаемая в ходе мониторинга информация позволит региональным органам 

власти  сопоставить  показатели  социальной  и  экономической  эффективности 
каждого из рассматриваемых инвестиционных проектов, уровень расходов бюджета 
на  поддержку  и  динамику  возврата  инвестированных  средств  в  региональный 
бюджет.  Результаты  данного  сопоставления  детерминируют  принятие  решений  о 
формах и объемах осуществляемой поддержки. 

148 

 

3.3.2 Управление реализацией Стратегии 

Управление  реализацией  Стратегии  должно  осуществляться  посредством 

организационно-ролевой  структуры,  сформированной  на  принципах  проектного 
менеджмента, 

устанавливающей 

основные 

процессы 

управления 

и 

разграничивающей зоны ответственности всех участников. 

Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет Министерство 

экономического, территориального развития и торговли, которое:

 

 

определяет  эффективные  способы  достижения  стратегических  целей 

инвестиционной политики Чеченской Республики; 

 

определяет  объемы  и  источники  финансирования  мероприятий  на 

очередной финансовый год и на весь период реализации Стратегии; 

 

координирует работу исполнителей мероприятий Стратегии; 

 

определяет  приоритеты,  принимает  меры  по  привлечению  средств 

внебюджетных источников для финансирования Стратегии. 

Органы  исполнительной  власти  Чеченской  Республики  предусматривают 

мероприятия  по  улучшению  инвестиционного  климата  в  субъекте  РФ  при 
разработке  и  исполнении  государственных  программ,  участвуют  в  выполнении 
мероприятий настоящей Стратегии. 

Для максимизации эффекта при реализации Стратегии органами региональной 

власти  в  качестве  экспертов  могут  привлекаться  отраслевые  специалисты, 
общественные 

объединения 

предпринимателей, 

специализированные 

консалтинговые компании, научные и образовательные организации.  

Коммерческие  организации,  общественные  объединения  предпринимателей, 

индивидуальные предприниматели, участвующие в инвестиционных процессах, при 
осуществлении  своей  инвестиционной  деятельности  вправе  руководствоваться 
положениями данной Стратегии и принимать активное участие по ее корректировке. 

Структура  управления  реализацией  Стратегии  (Рисунок  24)  имеет  несколько 

уровней. 

Заказчиком-координатором 

Стратегии 

является 

Министерство 

экономического,  территориального  развития  и  торговли  Чеченской  Республики, 
которое:

 

 

контролирует  достижение  плановых  значений  целевых  показателей 

Стратегии по итогам года и за весь период реализации в целом; 

 

утверждает Отчет о ходе реализации Стратегии; 

 

принимает  решение  о  корректировке  плана  реализации  Стратегии 

(изменение  сроков  и  бюджетов  реализуемого  плана,  включение/  отказ  от 
мероприятий) в случаях, если такие корректировки приводят к изменению плановых 
значений целевых показателей или параметров ресурсного обеспечения и пр. 

Ежегодно  готовит  раздел  в  Послание  Главы  Чеченской  Республики 

законодательным  и  исполнительным  органам  власти  «Инвестиционный  климат  и 
инвестиционная  политика  Чеченской  Республики»,

 

в  котором  содержится  анализ 

выполнения  Стратегии  за  прошедший  год,  приоритеты  в  реализации  Стратегии  на 

149 

 

следующий  год.  Стратегические  приоритеты  должны  базироваться  учитывать 
достигнутые  результаты  по  выполнению  стратегических  целей,  а  также 
промежуточные результаты долгосрочных мероприятий. 

Приоритеты 

устанавливаются 

на 

среднесрочную 

перспективу 

с 

распределением  по  годам.  Приоритеты  отражаются  в  распределении  финансовых 
средств  и  иных  ресурсов  Чеченской  Республики,  направляемых  на  выполнение 
Стратегии.  Приоритеты  должны  учитывать  выполнение  долгосрочных  программ  и 
проектов, в том числе федерального и регионального уровня. 

Текст  Послания  Главы  Чеченской  Республики  законодательным  и 

исполнительным  органам  власти  публикуется  в  средствах  массовой  информации 
Чеченской  Республики,  на  инвестиционном  портале  Чеченской  Республики  на 
официальном портале Главы и Правительства Чеченской Республики.

 

На  основе  приоритетов,  закрепленных  в  ежегодном  докладе,  готовятся 

необходимые  корректировки  и  дополнения  в  Стратегию,  которые  размещаются  в 
сети  Интернет  для  публичного  обсуждения.  Поступающие  предложения 
рассматриваются 

соответствующими 

функционально-целевыми 

блоками, 

функциональными блоками и исполнительными органами региона по направлениям 
деятельности. 

Координационный орган.  Функции координационного органа выполняются 

Советом  по  инвестициям  при  Главе  Чеченской  Республики

1

.  Среди  основных 

полномочий координационного органа Стратегии следует выделить: 

 

выработку 

рекомендаций 

по 

организации 

межведомственного 

взаимодействия  органов  власти  Чеченской  Республики  и  лиц,  задействованных  в 
инвестиционном процессе; 

 

выработку  рекомендаций  по  уменьшению  административных  барьеров,  в 

том  числе  в  части  сокращения  сроков  и  упрощения  процедуры  выдачи 
разрешительной документации; 

 

разработку  предложений  по  приоритетным  направлениям  развития 

региона  и  концентрация  финансовых  и  инвестиционных  ресурсов  на  наиболее 
важных направлениях; 

 

рассмотрение  проекта  Инвестиционной  стратегии  Чеченской  Республики. 

Анализ  хода  и  результатов  реализации  Инвестиционной  стратегии  Чеченской 
Республики, подготовка и рассмотрение предложений по ее корректировке; 

 

оказание содействия в создании необходимых условий для рационального 

размещения производительных сил на территории региона; 

 

выработку  рекомендаций  по  региональной  поддержке  инвестиционных 

процессов и стимулированию инвестиционной активности на территории Чеченской 
Республики; 

 

выработку  единых  требований  к  основным  критериям  инвестиционных 

проектов, поддерживаемых за счет средств регионального бюджета; 

                                           

1

 При необходимости вносятся дополнения и изменения в Положение о Совете по инвестициям при Главе Чеченской Республики (утв. Указом 

Главы Чеченской Республики от 22.01.2014 г. №11) 

150 

 

 

рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая 

несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации; 

 

одобрение  проекта  Плана  создания  инвестиционных  объектов  и  объектов 

необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры 
региона, а также прозрачного регламента его корректировки с учетом потребностей 
инвестиционных проектов; 

 

рассмотрение регулярных отчетов Центра мониторинга Стратегии. 

Руководитель Стратегии отвечает за распределение задач между субъектами 

структуры  управления  Стратегией,  в  т.ч.  с  детализацией  задач  для  специалистов 
центра  управления  Стратегией.  Решает  все  вопросы,  связанные  с  организацией 
коммуникации субъектов данной структуры. 

Наделяется  правом  выступать  с  инициативами  в  вышестоящие  инстанции  с 

предложениями  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  субъекта  РФ, 
которые  будут  способствовать  повышению  инвестиционного  потенциала 
территории  и  снижению  инвестиционных  рисков.  Вносить  предложения  по 
реализации  мероприятий,  способствующих  достижению  целей  стратегии  на 
территории Чеченской Республики. 

Центр  управления  Стратегией  выполняет  задачи  поддержки  процессов 

планирования  и  мониторинга  выполнения  плана  мероприятий  по  ее  реализации. 
Центр управления Стратегией формируется на базе  Министерства экономического, 
территориального развития и торговли, для выполнения отдельных функций могут 
привлекаться внешние специалисты. 

Задачами Центра управления Стратегией являются: 

 

сбор  и  анализ  информации,  характеризующей  социально-экономические 

процессы в регионе; 

 

оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по 

стратегическим направлениям; 

 

стимулирование  реализации  Стратегии  в  целом,  а  также  отдельных 

программ и проектов; 

 

оценка  деятельности  региональных  органов  власти  по  проведению 

социально-экономических реформ. 

В рамках решения указанных задач будет осуществляться: 

 

определение  необходимых  значений  целевых  показателей  и  индикаторов, 

характеризующих инвестиционный климат субъекта РФ; 

 

сбор и обработка информации по проектам и программам; 

 

анализ достижения целевых показателей, установленных Стратегией; 

 

анализ  основных  тенденций  и  проблем  инвестиционной  деятельности  в 

регионе; 

 

сравнительный  анализ  состояния,  тенденций  индикаторов,  влияющих  на 

инвестиционную  привлекательность  Чеченской  Республики  с  сопоставимыми 
субъектами РФ и среднероссийским уровнем; 

 

совершенствование  системы  индикаторов,  влияющих  на  инвестиционную 

привлекательность Чеченской Республики; 

151 

 

Механизм  мониторинга  реализации  Стратегии  требует  совершенствования 

системы  регионального  статистического  учета,  через  создание  единой 
информационной базы показателей социально-экономического развития. 

Система  регионального  мониторинга  социально-экономических  показателей 

позволит  оперативно  получать  достоверную  информацию,  характеризующую 
выполнение  плана  мероприятий  по  реализации  Стратегии  и  оценивающую  ее 
эффективность. 

Основными критериями оценки эффективности региональных органов власти 

Чеченской  Республики  по  реализации  Стратегии  за  анализируемый  период 
являются: 

 

достижение целевых показателей реализации мероприятий, прописанных в 

рамках Стратегии; 

 

улучшение 

динамики 

основных 

показателей 

влияющих 

на 

инвестиционную привлекательность региона за анализируемый и предыдущий год; 

 

эффективность 

использования 

финансовых 

и 

иных 

ресурсов, 

привлекаемых для реализации Стратегии. 

Оценка  результатов  реализации  Инвестиционной  стратегии  Чеченской 

Республики  должна  стать  основой  для  выявления  имеющихся  слабых  звеньев, 
неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью 
выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стратегии. 

Основным  видом  оперативной  отчетности  по  реализации  отдельных 

мероприятий в рамках направлений Стратегии являются отчеты ведомств Чеченской 
Республики. 

Процедура  корректировки  предполагает  анализ  причин  и факторов,  действие 

которых  привело  к  расхождению  с  планируемыми  показателями,  а  также 
межведомственное 

согласование 

и 

утверждение 

скорректированных 

содержательных частей и лимитов. 

Основные  исполнители  отвечают  за  своевременную  и  качественную 

реализации  мероприятий  Стратегии.  Основные  исполнители  мероприятий 
Стратегии выполняют следующие функции: 

 

контроль за выполнением закрепленных мероприятий Стратегии в рамках 

отчетных  периодов,  соблюдением  исполнителями  мероприятий  сроков  работ, 
расходованием  финансовых  средств,  получением  запланированных  результатов  по 
мероприятиям (итоговых и промежуточных); 

 

формирование ежегодных ведомственных планов реализации мероприятий 

по  реализации  Стратегии,  разработка  предложений  по  уточнению  мероприятий 
Стратегии; 

 

обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, 

выделенных на реализацию мероприятий Стратегии; 

 

подготовка  предложений  о  финансировании  мероприятий  Стратегии  из 

бюджетов  всех  уровней,  в  т.ч.  в  рамках  соответствующих  государственных 
программ, а также внебюджетных источников; 

152 

 

 

участие  в  работе  координационных  и  совещательных  органов, 

создаваемых в ходе реализации Стратегии; 

 

организация  ведения  ежегодной  отчетности  о  реализации  мероприятий 

Стратегии; 

 

предоставление  Руководителю  стратегии  и  Центру  мониторинга 

запрашиваемой  статистической,  справочной  и  аналитической  информации  о 
реализации мероприятий Стратегии. 

3.3.3 Правовое обеспечение реализации Стратегии 

Правовое обеспечение системы управления Стратегией включает: 

 

регламент календарного планирования и отчетности; 

 

положение о системе управления Инвестиционной стратегией; 

 

шаблоны и формы документов. 

Регламент должен описывать следующие процессы: 

 

формирование календарных планов на различных уровнях управления; 

 

формирование  отчетов  о  выполнении  мероприятий  и  ходе  реализации 

Стратегии; 

 

управление  изменениями,  актуализация  (корректировка)  планов  на 

основании ежеквартального мониторинга выполнения мероприятий Стратегии; 

 

принятие решений; 

 

описание  каждого  процесса  должно  содержать  описание  входной  и 

результирующей информации, исполнителей, ответственных и сроки исполнения. 

 

регламент  утверждается  Постановлением  Правительства  Чеченской 

Республики. 

Положение  о  системе  управления  Стратегией  должно  содержать  описание 

ролевой  структуры  управления  Стратегией,  ее  взаимосвязь  с  заказчиком-
координатором Стратегии, ведомственными структурами Правительства Чеченской 
Республики, стейкхолдерами. 

В состав данного положения включаются следующие приложения: 

 

Положение о координационном совете; 

 

Положение об офисе мониторинга Стратегии; 

 

Положение 

о 

системе 

управления 

Стратегией 

утверждается 

постановлением Правительства Чеченской Республики 

Состав  основных  шаблонов  и  форм  документов  системы  управления 

Стратегией: 

 

шаблон рабочего плана участника Стратегии; 

 

форма для представления Отчета о выполнении мероприятия Стратегии; 

 

реестр изменений; 

 

отчетные формы по реализации Стратегии. 

Перечень основных шаблонов и форм может уточняться и расширяться. 

153 

 

ГЛОССАРИЙ 

Brand  book  -  это  описание  ценностей  бренда  и  способов  донесения  их  до 

потребителей.  В  брендбуке  прописываются  миссия  и  философия  бренда,  его 
ценности,  ключевые  идентификаторы  (символы  и  атрибуты),  сообщения  бренда  с 
указанием  каналов  и  способов  их  передачи.  Брендбук  является  официальным 
руководством по управлению брендом. 

Guideline  -  это  набор  стандартов  и  инструкций  по  применению  знаков, 

логотипов,  персонажей  бренда,  их  шрифтовому  и  цветовому  исполнению,  а  также 
правильному  размещению  на  различных  носителях.  Гайдлайн  может  являться  как 
частью брендбука, так и самостоятельным документом. 

SWOT-анализ  –  базовая  техника  систематизации  и  качественного  анализа 

информации  для  выработки  стратегии,  путем  сопоставления  сильных  (Strength)  и 
слабых  (Weakness)  сторон  в  деятельности  организации,  благоприятных 
возможностей  (Opportunities)  для  продвижения  и  потенциальных  угроз  (Threats), 
существующих во внешней среде. Применяется по отношению к компании, бизнес-
единице, отрасли, региону, государству.  

Бизнес-инкубатор  –  это  организация,  решающая  задачи,  ограниченные 

проблемами  поддержки  малых,  вновь  созданных  предприятий  и  начинающих 
предпринимателей,  которые  хотят,  но  не  имеют  возможности  начать  свое  дело, 
связанные  с  оказанием  им  помощи  в  создании  жизнеспособных  коммерчески 
выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей 

Браунфилд  (Brownfield)  –  участок  на  бывших  или  неэффективно 

используемых,  как  правило,  промышленных  территориях,  пригодных  для 
повторного использования, который подходит для строительства производства или 
склада,  имеет  юридический  статус,  и  к  нему  подведены  основные  коммуникации 
(газ, вода, электричество и сточная канализация).

 

Бренд  муниципального  образования  –  совокупность  непреходящих 

ценностей, 

отражающих 

неповторимые 

оригинальные 

потребительские 

характеристики  региона  и  сообщества,  получившие  общественное  признание  и 
известность,  пользующиеся  стабильным  спросом  потребителей.  Бренд  МО 
формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона и является 
высшим  проявлением  эмоциональных  потребительских  предпочтений,  важнейшим 
фактором конкурентных преимуществ МО, активом муниципальной экономики. 

Бюджет  –  форма  образования  и  расходования  денежных  средств, 

предназначенных  для  финансового  обеспечения  задач  и  функций  государства  и 
местного самоуправления. 

Бюджетные  инвестиции  –  бюджетные  средства,  направляемые  на  создание 

или  увеличение  за  счет  средств  бюджета  стоимости  государственного 
(муниципального) имущества. 

Бюджетный  трансферт  (фр.  transfer  от  лат.  transferre  –  переношу, 

перемещаю)  –  любые  формы  перевода  средств  из  бюджета  одного  уровня 
бюджетной  системы  в  бюджет  другого  уровня,  отчисления  от  налогов  в  порядке 
бюджетного регулирования. 

154 

 

Ведомственная целевая программа (ВЦП) – комплекс взаимоувязанных по 

ресурсам,  исполнителям  и  срокам  осуществления  мероприятий,  реализуемых 
главным  распорядителем  бюджетных  средств  и  обеспечивающих  решение 
отраслевых  задач  в  поле  его  ответственности  в  сфере  социально-экономического 
развития. 

Выпуск  –  в  рамках  данной  работы  тождественен  объему  отгруженной 

продукции  муниципального  образования.  Термин  используется  для  целей 
финансово-экономического моделирования. 

Гринфилд  (Greenfield  –  перевод  с  англ.  «зеленое  поле»)  –  незастроенный 

земельный  участок,  использующийся  для  сельского  хозяйства,  ландшафтного 
дизайна,  или  брошенный,  подходящий  в  качестве  площадки  для  расширения 
городского развития, организации бизнеса или строительства. 

Дерево  целей  –  структурированная,  построенная  по  иерархическому 

принципу  (распределенная  по  уровням,  ранжированная)  совокупность  целей 
экономической системы. 

Долгосрочная  целевая  программа  (ДЦП)  –  комплекс  взаимоувязанных  по 

ресурсам,  исполнителям,  срокам  осуществления  и  показателям  результативности 
мероприятий,  направленных  на  решение  проблем  системного  характера  в  сфере 
социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы 
целесообразно  применять  для  решения  задач  межмуниципального  (на  уровне 
субъекта  РФ),  межведомственного  характера,  которые  не  могут  быть  решены  в 
рамках  текущей  деятельности  субъектов  бюджетного  планирования,  а  также  для 
достижения  стратегических  ориентиров  развития  территории,  определенных  в 
документах 

социально-экономического 

планирования. 

Срок 

реализации 

долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. 

Дорожная  карта  –  это  наглядное  представление  пошагового  сценария 

развития экономики региона. 

Дорожный  фонд  –  часть  средств  бюджета,  подлежащая  использованию  в 

целях  финансового  обеспечения  дорожной  деятельности  в  отношении 
автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта 
дворовых  территорий  многоквартирных  домов,  проездов  к  дворовым  территориям 
многоквартирных домов населенных пунктов. 

Естественный  прирост  населения  –  абсолютная  величина  разности  между 

числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени. 

Жилищно-коммунальное  хозяйство  (ЖКХ)  –  совокупность  предприятий  и 

организаций,  обеспечивающих  развитие,  эксплуатацию,  содержание  жилищного 
фонда и объектов, систем инженерного благоустройства населенных пунктов. 

Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами 

потребительских  свойств  и  стоимости  в  процессе  эксплуатации,  под  воздействием 
сил природы и вследствие технического прогресса. 

Имидж территории – это целенаправленно создаваемый образ, направленный 

на  позиционирование  и  обеспечение  устойчивого  присутствия  в  информационно-
коммуникативном пространстве и формируемый на основе значимых политических, 

155 

 

экономических,  социокультурных  событий,  которые  происходят  на  этой 
территории.  

Инвестиции  -  денежные  средства,  ценные  бумаги,  иное  имущество,  в  том 

числе  имущественные  права,  иные  права,  имеющие  денежную  оценку, 
вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях 
получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. 

Инвестиционная  деятельность  -  вложение  инвестиций  и  осуществление 

практических  действий  в  целях  получения  прибыли  и  (или)  достижения  иного 
полезного эффекта. 

Инвестиционный  гайд  -  это  подробная  инструкция,  описывающая  все 

действия, которые необходимы для реализации инвестиционного процесса. 

Инвестиционный 

потенциал 

количественная 

характеристика, 

учитывающая  насыщенность  территории  региона  факторами  производства 
(природными  ресурсами,  рабочей  силой,  основными  фондами,  инфраструктурой  и 
т.п.),  потребительский  спрос  населения  и  другие  показатели,  влияющие  на 
потенциальные объемы инвестирования в регион. 

Инвестиционный  проект  -  обоснование  экономической  целесообразности, 

объема  и  сроков  осуществления  капитальных  вложений,  в  том  числе  необходимая 
проектная  документация,  разработанная  в  соответствии  с  законодательством 
Российской  Федерации,  а  также  описание  практических  действий  по 
осуществлению инвестиций (бизнес-план). 

Инвестиционный  процесс  -  это  динамический  процесс  превращения 

вложенных  средств  в  прирост  капитальной  стоимости  в  форме  дохода  или 
социального эффекта (накопление финансовых ресурсов в форме амортизационных 
отчислений и части прибыли, окупающих вложенный в производство капитал). 

Инвестиционный  риск  -  характеристика  качественная,  зависящая  от 

политической,  социальной,  экономической,  финансовой,  экологической  и 
криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и 
дохода от них. 

Инвестиционный 

фонд 

– 

часть 

средств 

бюджета, 

подлежащая 

использованию в целях  реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на 
принципах государственно-частного партнерства. 

Индекс  –  цифровой  статистический  показатель,  выражающий  состояние  и 

тенденции изменений того или иного явления. 

Индекс  промышленного  производства  –  показатель  для  определения 

динамики  физического  объема  производства  добывающей  и  обрабатывающей 
промышленности и коммунального обслуживания.  

Индекс  физического  объема  продукции    –  относительный  показатель, 

отражающий динамику величины произведенных материальных благ в сравнении с 
базисным.  Показывает,  во  сколько  раз  увеличилась  стоимость  произведенной 
продукции без учета влияния динамики цен. 

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший 

воплощение  в  виде  нового  или  усовершенствованного  продукта  (товара,  работы, 
услуги),  производственного  процесса,  нового  маркетингового  метода  или 

156 

 

организационного  метода  в  ведении  бизнеса,  организации  рабочих  мест  или 
организации внешних связей. 

Инфраструктурная  освоенность  территории  –  это  степень  насыщенности 

территории  такими  инфраструктурными  составляющими  как  железные  дороги, 
автомобильные дороги, телекоммуникации.

 

Капитальные  вложения  -  инвестиции  в  основной  капитал  (основные 

средства),  в  том  числе  затраты  на  новое  строительство,  реконструкцию  и 
техническое  перевооружение  действующих  предприятий,  приобретение  машин, 
оборудования,  инструмента,  инвентаря,  проектно-изыскательские  работы  и  другие 
затраты. 

Конкуренция  –  противоборство  на  рынке  товаров  и  услуг,  привлечение 

покупателей для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов. 

Консолидация – объединение, слияние двух или нескольких фирм, компаний. 
Корректировка  стратегического  документа  -  частичное  изменение  текста 

документа без изменения периода, на который разрабатывался документ Стратегии. 

Маркетинговая политика – это всеобъемлющий план, ориентирующийся на 

основную  идею  или  на  определенные  величины  (цели)  и  устанавливающий 
основные  рамки  поведения  (стратегии),  а  также  описывающий  необходимые 
оперативные действия (использование маркетинговых инструментов). 

Мегавольтампер  -  единица  измерения  электрической  мощности  в 

Международной системе единиц (СИ), эквивалентная мегаватту (МВт). 

Методическое  обеспечение  стратегического  планирования  -  разработка  и 

утверждение 

требований 

и 

рекомендаций 

по 

разработке 

документов 

стратегического планирования. 

Миграционный прирост – разность чисел прибывших и выбывших. 
Муниципальная целевая  программа  –  это  комплекс  мероприятий, 

утвержденный нормативными  правовыми актами муниципального  образования  и 
направленный  на  достижение  конкретных  целей  в  сфере  социального, 
экономического,  культурного  развития  муниципального  образования,  улучшение 
качества жизни его населения. 

Нерудные  полезные  ископаемые  –  неметаллические  полезные  ископаемые, 

негорючие  твѐрдые  горные  породы  или  минералы,  используемые  в 
промышленности  и  строительстве  в  естественном  виде  или  после  механической, 
термической,  химической  обработки,  а  также  для  извлечения  из  них 
неметаллических элементов или их соединений. 

Общая  площадь  жилых  помещений,  приходящаяся  в  среднем  на  одного 

жителя – показатель рассчитываемый делением размера всего жилищного фонда на 
конец года на численность постоянного населения на эту же дату. 

Общероссийский  классификатор  видов  экономической  деятельности 

(ОКВЭД)  —  часть  Единой  системы  классификации  и  кодирования  технико-
экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК). 

Приоритетный  инвестиционный  проект  –  инвестиционный  проект, 

суммарный  объем  капитальных  вложений  в  который  соответствует  требованиям 
законодательства субъекта стратегического планирования. 

157 

 

Реальный 

сектор 

экономики 

– 

сектор 

экономики, 

связанный 

непосредственно  с  материальным  производством,  получением  прибыли  и 
наполнением бюджета. 

Рентабельность  инвестиций  (ROI)  –  данный  показатель  эффективности 

инвестиционной деятельности компании устанавливает желательность инвестиций в 
терминах  доходности  к  первоначальному  вложению;  другими  словами,  это 
перевернутая  формула  окупаемости.  Рассчитывается  показатель  как  отношение 
среднегодовой прибыли после налогов к чистым инвестициям. 

Среднедушевые  денежные  доходы  населения  (в  месяц)  исчисляются 

делением  годового  объема  денежных  доходов  на  12  и  на  среднегодовую 
численность населения. 

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата – заработная 

плата,  рассчитанная  в  среднем  на  одного  работника  в  месяц.  Исчисляется  на 
основании  сведений,  полученных  от  организаций,  делением  фонда  начисленной 
заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12 
месяцев. 

Срок  окупаемости  инвестиционного  проекта  -  срок  со  дня  начала 

финансирования  инвестиционного  проекта  до  дня,  когда  разность  между 
накопленной  суммой  чистой  прибыли  с  амортизационными  отчислениями  и 
объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение; 

Степень  износа  основных  фондов  –  отношение  накопленного  к 

определенной  дате  износа  имеющихся  основных  фондов  (разницы  их  полной 
учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости основных 
фондов на ту же дату, в процентах. 

Стратегическое  планирование  -  регламентируемая  законодательством 

Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, 
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов 
местного  самоуправления  с  участием  профессиональных  союзов  и  объединений 
работодателей,  общественных,  научных  и  иных  организаций  по  государственному 
прогнозированию,  программно-целевому  и  территориальному  планированию,  а 
также  мониторингу  реализации  документов  государственного  стратегического 
планирования,  направленная  на  решение  задач  устойчивого  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации  и  укрепления  национальной 
безопасности. 

Технопарк  –  специальная  организация,  в  которой  объединены  научно-

исследовательские  институты,  объекты  индустрии,  деловые  центры,  выставочные 
площадки,  учебные  заведения,  а  также  обслуживающие  объекты:  средства 
транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. 

Устойчивое  развитие  –  процесс  изменений,  в  котором  эксплуатация 

природных  ресурсов,  направление  инвестиций,  ориентация  научно-технического 
развития,  развитие  личности  и  институциональные  изменения  согласованы  друг  с 
другом  и  укрепляют  нынешний  и  будущий  потенциал  для  удовлетворения 
человеческих потребностей. 

158 

 

Федеральная  целевая  программа  (ФЦП)  –  это  увязанный  по  ресурсам,  

исполнителям  и  срокам  осуществления  комплекс  научно-исследовательских, 
опытно-конструкторских, 

производственных, 

социально-экономических, 

организационно-хозяйственных 

и 

других 

мероприятий, 

обеспечивающих 

эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки. 

Фонд  заработной  платы  –  начисленные  работникам  суммы  оплаты  труда  в 

денежной и неденежной формах за отработанное время, компенсационные выплаты, 
связанные  с  режимом  работы  и  условиями  труда,  доплаты  и  надбавки,  премии, 
единовременные  поощрительные  выплаты,  а  также  оплата  питания  и  проживания, 
имеющая систематический характер. 

Целевая  программа  –  это  совокупность  выполняемых  мероприятий 

(оказываемых  услуг),  взаимоувязанных  по  срокам,  исполнителям  и  ресурсам,  и 
направленных  на  достижение определенной  цели  (задачи).  Целевые  программы  по 
уровню  их  разработки  и  утверждения  делятся  на  федеральные,  региональные; 
муниципальные. По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, 
целевые  программы  делятся  на  долгосрочные,  ведомственные,  федеральные 
адресные инвестиционные. 

Чистый  дисконтированный  доход  (англ.  Net  present  value)  –  это  сумма 

дисконтированных значений потока платежей, приведѐнных к сегодняшнему дню. 

 

159 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

Условные обозначения: 

в т.ч. 

в том числе 

г. и гг. 

год и года 

г. 

город 

га 

гектар 

Гкал/год 

гигокалорий в год 

дкл 

декалитр 

долл. США 

доллар США 

ед. 

единиц 

и др. 

и другие 

и пр. 

и прочие 

кв. км 

 

квадратный километр 

кв. м 

квадратный метр 

кВт*ч 

киловатт в час 

кг 

килограмм 

кг/га 

килограмм на гектар 

км 

километр 

куб. м 

 

кубический метр 

м 

метр 

МВт 

мегаватт 

млн. 

миллион 

пасс-км 

пассажиро-километр 

млрд. 

миллиард 

руб. 

рубль 

т 

тонна 

т-км 

тонно-километр 

трлн. 

триллион 

тыс. 

тысяча 

чел. 

человек 

Организационно-правовые формы собственности: 

ГУП 

Государственное унитарное предприятие 

ЗАО 

Закрытое акционерное общество 

МАУ 

Муниципальное автономное учреждение 

МУП 

Муниципальное унитарное предприятие 

ОАО 

Открытое акционерное общество 

ООО 

Общество с ограниченной ответственностью 

СППК 

 

Сельскохозяйственный 

потребительский 

перерабатывающий кооператив 

ФГУП 

Федеральное государственное унитарное предприятие 

160 

 

Прочие используемые сокращения: 

NPV 

Net present value, чистая приведенная стоимость, чистая 
текущая стоимость, чистый дисконтированный доход 

ROI 

рентабельность инвестиций 

ВЦП 

ведомственная целевая программа 

ДЦП 

долгосрочная целевая программа 

ЖКХ 

жилищно-коммунальное хозяйство 

МО 

муниципальное образование 

МСП 

малое и среднее предпринимательство 

МЦП 

муниципальная целевая программа 

НДФЛ 

налог на доходы физического лица 

НИОКР 

научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские 
работы 

НИР 

научные исследования и разработки 

НПО 

научно-производственное объединение 

ОКВЭД 

общероссийский  классификатор  видов  экономической 
деятельности 

ОМСУ 

органы местного самоуправления 

СКФО 

Северо-Кавказский федеральный округ 

СМИ 

средства массовой информации 

ТПиР  

техническое перевооружение и реконструкция 

ТТПП РФ 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 

ФЦП 

федеральная целевая программа 

ЮФО 

Южный федеральный округ 

 

161 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ 

РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

Федеральные нормативно-правовые акты 

1.  Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  от  31.07.1998  №145-ФЗ  (ред.  от 
23.07.2013). 
2.  Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. 
от 23.07.2013). 
3.  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (часть  вторая)  от  26.01.1996  №14-
ФЗ (ред. от 23.07.2013). 
4.  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (часть  первая)  от  30.11.1994  №51-
ФЗ (ред. от 23.07.2013). 
5.  Методические  рекомендации  по  реализации  кластерной  политики  в  субъектах 
Российской Федерации. Утв. Минэкономики РФ 26.12.2008. № 20615-ак/д19. 
6.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ 
(ред. от 23.07.2013). 
7.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ 
(ред. от 23.07.2013). 
8.  Поручение  Президента  Российской  Федерации  от  31.01.2013  года  № Пр-144ГС 
п. 5,6. 
9.  Постановление  Правительства  РФ  №596  от  22.07.2009  «О  порядке  разработки 
прогноза  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  (вместе  с 
Правилами  разработки  прогноза  социально-экономического  развития  Российской 
Федерации)» (ред. от 17.12.2010). 
10. Прогноз  долгосрочного  социально-экономического  развития 

Российской 

Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). 
11. Проект  Федерального  закона  №143912-6  «О  государственном  стратегическом 
планировании» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.11.2012). 
12. Распоряжение  Правительства  РФ  №  1662-р  от  17.11.2008  «О  концепции 
долгосрочного  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на 
период до 2020 г.» (ред. от 08.08.2009). 
13. Стандарт  деятельности  органов  исполнительной  власти  субъекта  Российской 
Федерации 

по 

обеспечению 

благоприятного 

инвестиционного 

климата. 

АНО «Агентство  стратегических  инициатив  по  продвижению  новых  проектов»  от 
03.05.12. 
14. Требования  (технический  стандарт)  к  стратегии  социально-экономического 
развития  субъекта  РФ.  //  Министерство  регионального  развития  Российской 
Федерации. URL: www.minregion.ru/  
15. Указ  Президента  РФ  №  596  от  07.05.2012  «О  долгосрочной  государственной 
экономической политике».  
16. Указ  Президента  РФ  №  803  от  03.06.1996  «Об  Основных  положениях 
региональной политики в Российской Федерации». 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..