Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 1

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА 
Распоряжением Правительства 
Чеченской Республики 
от ___________№________ 
«Об утверждении Инвестиционной 
стратегии Чеченской Республики  
на период до 2025 года» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Грозный, 2014 г. 

 

Инвестиционная стратегия 

Чеченской Республики  

до 2025 г. 

3

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

5

 

1

 

Стратегическая  диагностика  социально-экономического  развития  Чеченской 

Республики 

8

 

1.1 Базовые характеристики Чеченской Республики 

8

 

1.1.1 Географическое положение и природные условия Чеченской Республики 

8

 

1.1.2 Анализ ресурной обеспеченности региона 

9

 

1.1.3 Инфраструктурная освоенность и характеристика расселения 

12

 

1.2 Анализ динамики социально-экономического развития Чеченской Республики 

15

 

1.2.1  Сравнительная  диагностика  базовых  индикаторов  развития  Чеченской 
Республики 

15

 

1.2.2 Анализ состояния экономики 

34

 

1.3 Анализ инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики 

60

 

1.3.1 Оценка инвестиционного климата Чеченской Республики 

60

 

1.3.3  Нормативно-правовая  база,  регулирующая  инвестиционную  деятельность  на 
территории Чеченской Республики 

66

 

1.3.4 Оценка инвестиционного потенциала Чеченской Республики 

68

 

1.4  SWOT-анализ  факторов,  влияющих  на  инвестиционную  привлекательность 

Чеченской Республики 

77

 

2

 

Стратегическая доктрина инвестиционного развития Чеченской Республики 

84

 

2.1 Миссия, цели и задачи инвестиционной стратегии 

84

 

2.1.1 Миссия 

84

 

2.1.2 Цели и задачи 

84

 

2.2 Направления инвестиционной политики в муниципальных образованиях Чеченской 

Республики 

85

 

2.3  Прогнозные  сценарии  развития  российской  и  мировой  экономики,  исходя  из 

которых осуществляется стратегическое планирование 

91

 

3

 

Механизмы  и  инструменты  реализации  инвестиционной  стратегии  Чеченской 

Республики 

94

 

3.1  Система  мероприятий,  направленных  на  реализацию  инвестиционной  стратегии 

Чеченской Республики 

94

 

3.1.1 Повышение качества институциональной среды и эффективности  управления в 
Чеченской Республике 

94

 

3.1.2 Стимулирование предпринимательской активности через развитие механизмов 
привлечения инвестиций в экономику Чеченской Республики. 

118

 

3.1.3  Использование  потенциала  государственных  программ  с  целью  улучшения 
инвестиционного климата Чеченской Республики 

136

 

3.2 Инвестиционные проекты Чеченской Республики 

143

 

3.3 Стандарт управления реализацией инвестиционной стратегии 

146

 

3.3.1 Механизм управления реализацией инвестиционной стратегии 

146

 

3.3.2 Управление реализацией Стратегии 

148

 

3.3.3 Правовое обеспечение реализации Стратегии 

152

 

ГЛОССАРИЙ 

153

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

159

 

СПИСОК 

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ 

ПРИ 

РАЗРАБОТКЕ 

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

161

 

Федеральные нормативно-правовые акты 

161

 

Региональные нормативно-правовые акты 

162

 

Официальные интернет- ресурсы 

163

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

164

 

4

 

Приложение  A  –  Динамика  и  структура  ВРП  Чеченской  Республики  по  видам 
экономической деятельности в 2008 – 2012 гг. 

165

 

Приложение  B  –  Динамика  калючевых  показателей  развития  сельского  хозйства 
Чеченской  Республики  в  сопоставлении  с  регионами  СКФО,  ЮФО  и 
среднероссийским уровнем 

167

 

Приложение C - Индикаторы исследования «Ведение бизнеса в России 2012» 

169

 

Приложение  D  -  Ключевые  методологические  положения  оценки  инвестиционного 
климата российских регионов рейтинговым агентством «Эксперт РА» 

170

 

Приложение  E  -  Динамика  субрейтингов  инвестиционного  климата  Чеченской 
Республики в 1996 – 2013 г. по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» 

174

 

Приложение F - Таблица соответствия требованиям Стандарта деятельности органов 
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  по  обеспечению 
благоприятного инвестиционного климата Чеченской Республики 

175

 

Приложение  G  -  Прогноз  индикаторов  развития  Чеченской  Республики  на  период 
2014 – 2025 гг. в рамках реализации Инвестиционной стратегии 

178

 

Приложение  H  –  Мероприятия  Инвестиционной  стратегии  с  указанием  целевых 
индикаторов и структуры, ответственной за реализацию 

180

 

Приложение  I  –  Потребности  и  источники  финансирования  мероприятий 
Инвестиционной стратегии Чеченской Республики до 2025 г. 

190

 

Приложение  J  -  Перечень  государственных  программ,  реализуемых  в  рамках 
Инвестиционной стратегии на территории Чеченской Республики 

202

 

 

 

 

5

 

ВВЕДЕНИЕ 

Инвестиционная  стратегия  Чеченской  Республики  до  2025  года  (далее  – 

Стратегия) разработана во исполнение следующих нормативно-правовых актов: 

 

Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1276 

«Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов 
исполнительной  власти  и  высших  должностных  лиц  (руководителей  высших 
исполнительных  органов  государственной  власти)  субъектов  Российской 
Федерации 

по 

созданию 

благоприятных 

условий 

ведения 

предпринимательской деятельности»; 

 

Указа  Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  года  №  596 

«О долгосрочной государственной экономической политике»; 

 

Распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  от  6  сентября  2010 

года  №1485-р  «Об  утверждении  Стратегии  социально-экономического 
развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года»; 

 

Распоряжения  Правительства  РФ  от  27.12.2010  №2444-р  (ред.  от 

23.11.2011)  «Об  утверждении  Плана  мероприятий  по  реализации  Стратегии 
социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 
до 2025 года»; 

 

Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 года 

№185-р  «Об  утверждении  Стратегии  социально-экономического  развития 
Чеченской Республики до 2025 года»; 

 

Стандарта  деятельности  органов  исполнительной  власти  субъекта 

Российской  Федерации  по  обеспечению  благоприятного  инвестиционного 
климата  в  регионе,  утвержденного  решением  наблюдательного  совета 
автономной  некоммерческой  организации  «Агентство  стратегических 
инициатив  по  продвижению  новых  проектов»  от  3  мая  2012  года,  протокол 
№ 2; 

Цель  разработки  настоящей  Стратегии  -  оценка  стратегически  значимых 

количественных  и  качественных  характеристик  экономики  Чеченской  Республики, 
доступных ресурсов ее развития, и формирование перечня мероприятий, создающих 
благоприятные  условия  для  привлечения  инвестиций  в  целях  решения  ключевых 
задач социально-экономического развития Чеченской Республики. 

Задачи: 

 

определение  инвестиционных  приоритетов  региона  (территории,  отрасли, 

технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работы и 
услуги, планируемые к реализации проекты); 

 

характеристика  основных  проблем  в  инвестиционной  сфере  и  мер  по  их 

нивелированию; 

 

разработка  методологии  регулирования  инвестиционных  процессов  на 

территории Чеченской Республики; 

 

определение  номенклатуры  мероприятий,  взаимосвязанных  по  целям, 

задачам, срокам осуществления и ресурсам; 

6

 

 

разработка механизма реализации целевых программ, отдельных проектов, 

которые обеспечат рост инвестиций в Чеченской Республике; 

 

определение  показателей,  характеризующих  степень  результативности 

Стратегии; 

 

определение  общих  принципов  взаимодействия  республиканских  органов 

государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  в    части 
формирования  благоприятного  инвестиционного  климата  на  территории 
Чеченской Республики. 

Стратегия  определяет  базовые  приоритеты  и  вектор  инвестиционного 

развития  Чеченской  Республики  до  2025 г.,  являясь  механизмом  их  первичного 
согласования. 

Процесс разработки Стратегии основывался на следующих принципах: 
единство  и  целостность  –  соответствие  Концепции  долгосрочного 

социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2020 г., 
Стратегии  социально-экономического  развития  Северо-Кавказского  федерального 
округа  до  2025  г.,  Стратегии  социально-экономического  развития  Чеченской 
Республики  до  2025  г.,  отраслевым  Стратегиям  Российской  Федерации, 
федеральным  программным  документам  развития  экономики  и  социальной  сферы. 
В работе  учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного 
уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории; 
методические  рекомендации  по  подготовке  стратегий  социально-экономического 
развития  региона,  разработанные  Министерством  регионального  развития 
Российской  Федерации

1

;  рекомендации  по  внедрению  Стандарта  деятельности 

органов  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  для  обеспечения 
благоприятного  инвестиционного  климата  в  регионе,  подготовленного  Агентством 
стратегических инициатив по продвижению новых проектов 

прозрачность  (открытость)  –  публичность  прохождения  процесса 

разработки, 

с 

привлечением 

максимального 

количества 

стейкхолдеров. 

Предварительные  материалы  Стратегии  и  ее  отдельные  разделы  обсуждались  в 
цикле совещаний, проведенных Министерством экономического, территориального 
развития  и  торговли  Чеченской  Республики,  с  участием  представителей 
Администрации  Главы  Чеченской  Республики;  министерств  и  ведомств  Чеченской 
Республики;  администрации  г.  Грозный;  глав  других  муниципальных  образований 
Чеченской Республики; представителей бизнеса и общественных организаций; 

научность  –  опора  на  существующие  научные  достижения  в  теории  и 

практике, объективные законы и закономерности; 

финансовая обеспеченность – в рамках Стратегии представлены финансовые 

механизмы,  обеспечивающие  достижимость  поставленных  целей.  Все  прогнозы  в 
Стратегии  выполнены  в  ценах  2012 г.,  потребность  в  финансировании 
рассчитывается в ценах 2012 г., данные статистики использованы по состоянию на 
01.01.2013 г.; 

                                           

1

 Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (проект). 

7

 

согласованность  –  непротиворечивость  действий  органов  исполнительной 

власти  Чеченской  Республики  действиям  федеральных  органов  исполнительной 
власти; 

внутренняя  сбалансированность  –  увязка  интересов  всех  субъектов 

региональной экономики с интересами республики; 

результативность  и  эффективность  функционирования  –  оценка 

эффективности  реализации  Стратегии  структурно  вписывается  в  систему 
индикаторов  развития,  определенных  в  Стратегии,  при  этом  выбор  способов  и 
методов  достижения  целей  социально-экономического  развития  Чеченской 
Республики  основывается  на  необходимости  достижения  заданных  результатов  с 
наименьшими затратами ресурсов; 

самостоятельность  выбора  путей  решения  задач  –  участники  процесса 

стратегического  планирования  в  пределах  своей  компетенции  самостоятельны  в 
выборе  путей  и  методов  достижения  целей  и  решения  задач  социально-
экономического развития; 

ответственность  участников  процесса  стратегического  планирования  – 

участники  процесса  несут  ответственность  за  эффективность  решения  задач  и 
осуществление  мероприятий  по  достижению  целей  социально-экономического 
развития  в  пределах  своей  компетенции  в  соответствии  с  действующим 
законодательством;

 

соответствие показателей  целям  –  показатели,  используемые  в  документах 

стратегического  планирования,  а  также  при  оценке  эффективности  деятельности 
органов  исполнительной  власти  должны  соответствовать  стратегическим

 

целям 

социально-экономического  развития  Российской  Федерации  и  Чеченской 
Республики. 

Стратегия  состоит  из  трех  разделов:  стратегическая  диагностика, 

стратегическая  доктрина,  механизмы  и  инструменты  реализации  инвестиционной  
Стратегии. 

В  рамках  стратегической  диагностики  дается  характеристика  Чеченской 

Республики,  оценка  социально-экономического  положения  республики  в 
отраслевом разрезе, определяются стратегические факторы развития региона. 

На  основании  результатов  диагностики  формируется  доктрина  развития 

республики,  которая  включает  стратегическое  дерево  целей;  сценарии  и  этапы 
развития;  приоритетные  направления,  позволяющие  повысить  инвестиционную 
привлекательность Чеченской Республики, максимально эффективно задействовать 
внутренние и внешние ресурсы развития. 

Механизмы  и  инструменты  реализации  Стратегии  позволят  обеспечить 

достижение целевых показателей. 

8

 

1  СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ 
РЕСПУБЛИКИ 

1.1 Базовые характеристики Чеченской Республики 

1.1.1 Географическое положение и природные условия Чеченской Республики 

Чеченская  Республика  –  южный  регион  России,  занимающий  особое 

геостратегическое  положение  в  евразийском  пространстве.  Чеченская  Республика 
расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта, Чеченской равнине 
и  Терско-Кумской  низменности.  Граничит  на  юге  с  Грузией,  на  востоке  с 
Республикой  Дагестан,  на  северо-западе  со  Ставропольским  краем,  на  западе  с 
Республикой Ингушетия. (Рисунок 1). 

 

 

Рисунок 1 – Географическое положение Чеченской Республики 

 
Чеченская 

Республика 

обладает 

следующими 

характеристиками 

географического положения: 

протяженность территории: с севера на юг 170 км, с запада на восток – 110 км; 
водная поверхность: 0,8%; 

9

 

высшая точка –  г. Тебулосмта (4493 м); 
крупные реки –  Терек, Сунжа, Аргун; 
столица – г. Грозный; 
рельеф Чеченской Республики горный на юге и равнинный на севере

1

Природные  условия  республики  разнообразны,  первую  очередь,  за  счет 

вертикальной  зональности  (поясности),  характерной  для  горных  регионов, 
заключающейся  в  закономерной  смене  природных  ландшафтов  на  склонах  гор  в 
направлении от подножия к их вершинам. При движении с севера на юг широтные 
зоны полупустыни и степи сменяются высотными зонами лесостепи, горных лесов, 
лугов и ледников. 

Чеченская  Республика  характеризуется  значительным  разнообразием 

климатических  условий.  На  территории  республики  присутствуют  все  переходные 
типы  климатов,  которые  варьируются  от  засушливого  (Терско-Кумская 
полупустыня)  до  холодного  влажного  (Боковой  хребет).  Такой  разброс 
климатических  зон  сформирован  в  результате  сложных  взаимодействий  местных 
климатообразующих факторов (сильно расчлененный рельеф, близость Каспийского 
моря). 

Почвенный 

покров 

Чеченской 

Республики 

отличается 

большим 

разнообразием,  однако,  основных  типов  почв  четыре:  каштановые,  черноземные, 
горно-лесные  бурые,  горно-луговые.  Кроме  того,  на  севере  встречаются  песчаные 
почвы, подвижные пески, солонцы и солончаки. 

1.1.2 Анализ ресурной обеспеченности региона 

Минерально-сырьевые ресурсы 
Минерально-сырьевая база Чеченской Республики представлена следующими 

видами ресурсов:  

 

углеводородное сырье (нефть, попутный и свободный газ и конденсат); 

 

минеральное сырье (кирпично-черепичное, керамзитовое, песчано-гравийное, 
цементное и пр. для производства разнообразных строительных материалов); 

 

подземные воды (пресные, минеральные и термальные). 

Углеводородное сырье. На территории Чеченской Республики сосредоточено 

свыше 

50% 

запасов 

минерально-сырьевых 

ресурсов 

Северо-кавказской 

нефтегазоносной  провинции,

2

  которая,  в  свою  очередь,  относится  к  ресурсам 

Южного региона и Каспийского шельфа. Текущий (2% от общероссийских запасов) 
и  прогнозируемый  (от  2%  до  3,5%  объемов  добычи  нефти  России  в  2020  г.,  3% 
общероссийских  запасов)  вклад  Южного  региона  и  Каспийского  шельфа  в 
общероссийский  результат  невелик.  На  долю  Чеченской  Республики  в  настоящее 
время  приходится  0,32%  общероссийской  добычи  нефти,  0,0004%  добычи 
природного газа. При этом наблюдается нисходящая динамика объемов добычи, как 

                                           

1

 Чеченская Республика в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник – Грозный: Чеченстат, 2013. 

2

 Промышленное освоение Северо-кавказской нефтегазоносной провинции началось в 1864 г. В настоящее время в состав этой провинции входят 

месторождения, расположенные на территории Ставропольского и Краснодарского краев, Чеченской Республики, Ростовской области, Республики 
Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Дагестан. Основные месторождения этой 
нефтегазоносной провинции находятся в поздней стадии разработки, сильно выработаны и обводнены. 

10

 

по  ключевому  продукту  –  нефти,  так  и  по  объемам  извлечения  природного  газа 
(Таблица 1). 

Таблица 1 - Динамика добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в Чеченской 
Республике

1

 

 

Ед. изм. 

1993 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

Нефть 

тыс. т 

2635,7 

1992,9 

2178,7  2110,1  2112,2  1900,1  1559,5 

989,3 

788,8  534,8 

Газ 

млн. куб. м 

 

462,3 

450,5 

454,1 

502,5 

608,8 

578,9 

465,0 

286,0  232,0 

 
С  2008  г.  в  Чеченской  Республике  наблюдается  резкое  падение  объемов 

добычи  нефти,  причиной  которого  являются  превышение  фактических  отборов 
нефти  над  проектными  уровнями,  истощение  остаточных  извлекаемых  запасов 
нефти и невыполнение требований лицензионных соглашений в части восполнения 
минерально-сырьевой  базы  углеводородного  сырья.  Основные  месторождения: 
Старогрозненское,  Брагунское,  Северо-Брагунское,  Октябрьское,  Минеральное, 
Гойт-Кортовское. 

Минеральное  сырье.  Геологическое  строение  территории  Чеченской 

Республики,  в  котором  участвуют  разнообразные  по  литологическому  составу 
породы  мезозойского  и  кайнозойского  возраста,  предопределяет  наличие  здесь 
мощного  минерально-сырьевого  потенциала  строительных  материалов,  часть 
которого  учтена  Государственным  балансом  запасов.  Кроме  того,  на  территории 
Чеченской  Республики  имеются  не  учитываемые  в  Государственном  балансе 
запасов разведанные месторождения строительных и облицовочных камней, гипса и 
ангидрита,  множество  месторождений  и  проявлений  песчано-гравийных 
материалов,  цементного  и  иного  сырья.  Разведанная  к  началу  90-х  годов  в 
Грозненском,  Шалинском,  Гудермесском  и  др.  районах  минерально-сырьевая  база 
для производства стройматериалов по экспертной оценке обеспечивает потребности 
восстановления и развития стройиндустрии республики в перспективный период. 

К  важнейшим  проблемам  воспроизводства  минерального  сырья  для 

производства строительных материалов относятся целесообразность переоценки его 
запасов  и  необходимость  восстановления  и  развития  системы  управления  и 
контроля их использования. 

Водные  ресурсы.  Речные  ресурсы  преобладают  в  горной  части  Чеченской 

Республики  и  в  прилегающей  к  ней  Чеченской  равнине.  На  Терско-Сунженской 
возвышенности  и  районах,  расположенных  к  северу  от  Терека  рек  нет.  Это 
обусловлено особенностями рельефа, климатическими условиями и распределением 
осадков  по  территории  республики.  Большинство  рек  имеют  ярко  выраженный 
горный  характер  и  берут  начало  из  родников  или  ледников,  расположенных  в 
высокогорьях.  Наиболее  крупные  реки  республики  –  Терек,  Сунжа,  Аргун.  В 
восточной  части  Чеченской  Республики  протекают  трансграничные  с  Республикой 
Дагестан  реки:  Аксай,  Акташ,  Ярык-Су,  Яман-Су  с  общей  протяженностью  (с 
протоками) на территории Чеченской Республики 240 км. 

                                           

1

 Данные ОАО «Роснефть». 

11

 

На  территории  Чеченской  Республики  выявлены  значительные  ресурсы 

подземных  вод,  разнообразных  по  своим  физико-химическим  параметрам  – 
пресные,  минеральные  и  термальные.  Эксплуатационные  запасы  этих  видов  вод 
значительны  по  объемам  и  могут  практически  без  ограничений  обеспечить 
возможный спрос (Таблица 2).  

Таблица  2  -  Эксплуатационные  запасы  подземных  вод  Чеченской  Республики, 
тыс. куб. м/сут. 

Виды подземных вод 

Запасы

1

 

Всего 

кат. А+В+С

кат. С

Пресные  

1095,2 

915,2 

180,1 

Минеральные 

1,657 

1,657 

 -  

Термальные

2

 

43,180 

43,180 

 -  

 
Оценка 

современного 

состояния 

ресурсов 

подземных 

вод, 

их 

эксплуатационных  запасов  базируется  на  результатах  геологоразведочных  работ, 
выполненных  в  период  до  1990г.  прошлого  века;  в  дальнейшем  эти  работы  не 
производились. Информация о современном их использовании отсутствует. 

Земельные ресурсы 
Площадь  Чеченской  Республики  составляет  16,1  тыс. кв. км,  из  которых 

сельскохозяйственные  угодья  составляют  62  %,  леса  -  21  %,  поверхностные  воды, 
включая болота - 2 %, прочие земли 15%

3

Почвенный 

покров 

Чеченской 

Республики 

отличается 

большим 

разнообразием,  однако,  основных  типов  почв  четыре:  каштановые,  черноземные, 
горно-лесные  бурые,  горно-луговые.  Кроме  того,  на  севере  встречаются  песчаные 
почвы, подвижные пески, солонцы и солончаки. Состояние земель характеризуется 
сильной  водной  и  ветровой  эрозией,  загрязнением  промышленными  и 
сельскохозяйственными отходами, изменениями ландшафтов. 

Лесные ресурсы 
Площадь  земель  лесного  фонда  составляет  366,8  тыс.  га  (более  21% 

территории  республики),  из  них  покрыты  лесом  335,7  тыс. га,  преобладают  бук 
(39,6% покрытой  лесом площади), граб  (9,0%), дуб  (9,2%),  береза  (7%), В  горах до 
высоты 1800-2200 м – широколиственные леса, выше – субальпийские и альпийские 
луга

4

.  Лесной  фонд  Чеченской  Республики  имеет  промышленное  и  защитное 

значение. Все леса, находящиеся на территории Чеченской Республики относятся к I 
группе

5

                                           

1

 Прошедшие экологическую экспертизу. 

2

 На 01.01.2003 г. 

3

 На 01.01.2013 г. 

4

 По данным государственного лесного реестра Чеченской Республики на 01.01.2014 г. 

5

 К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-

гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. 

12

 

1.1.3 Инфраструктурная освоенность и характеристика расселения 

Чеченская  Республика  –  субъект  Российской  Федерации,  входящий  в  состав 

Северо-Кавказского  федерального  округа  (далее  –  СКФО),  состоящий  из  234 
муниципальных образований: 15 муниципальных районов, 2 городских округов, 217 
сельских поселений. Численность постоянного населения Чеченской Республики на 
конец 2010 г. составляет 1 324,8

1

  тыс.  чел.  Столица  Чеченской  Республики  –  город 

Грозный  с численностью  населения  около 277,4

2

  тыс.  чел.  Расстояние  от  Грозного 

до Москвы – 2 007 км. 

Чеченская  Республика  –  мононациональный  субъект  Российской  Федерации: 

абсолютное  большинство  населения  (95,3%)  чеченцы,  русские  составляют  1,9%, 
другие национальности – 2,8%

3

. В республике преобладает сельское население, его 

доля  по  итогам  2010 г.  составила  65%  от  общей  численности  населения.  Большая 
часть  городского  населения  сосредоточена  в  пяти  наиболее  крупных  населенных 
пунктах:  городах  Грозный,  Аргун,  Гудермес,  Урус-Мартан,  Шали.  Средняя 
плотность населения по республике составляет 82,3 чел. на 1 кв. км. 

Самыми  густонаселенными  муниципальными  образованиями  Чеченской 

Республики  являются  Город  Грозный,  Гудермесский,  Урус-Мартановский, 
Шалинский,  Грозненский,  Курчалоевский,  Ачхой-Мартановский  и  Надтеречный 
районы  (Рисунок  2).  Здесь  проживает  79%  общей  численности  населения 
республики.  Особенность  такого  расселения  обусловлена  типом  рельефа 
(низменность  и  предгорные  территории),  пролеганием  бассейна  реки  Терек, 
расположением транспортной сети (автомагистрали и железнодорожный узел). 

 

                                           

1

 Чеченская Республика в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник – Грозный: Чеченстат, 2013. 

2

 Там же. 

3

 Единая межведомственная информационно-статистическая система (www.fedstat.ru): «Регионы России, 2010». 

13

 

 

Рисунок 2 – Распределение численности населения по муниципальным образованиям 

Чеченской Республики

1

 

В  свою  очередь,  густота  транспортных  артерий  и  телекоммуникационных 

сетей  является  показателем  инфраструктурной  освоенности  региона.  По  данным 
показателям  Чеченская  Республика  в  сопоставлении  с  другими  регионами 
Российской Федерации имеет различные характеристики. Так об уровне развитости 
транспортной инфраструктуры можно судить по следующим показателям 

– плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;  
–  удельный  вес  автомобильных  дорог  с  твердым  покрытием  в  общей 

протяженности дорог общего пользования;  

– 

удельный 

вес 

автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

с 

усовершенствованным  покрытием  в  общей  протяженности  дорог  с  твердым 
покрытием; 

– плотность железнодорожных путей общего пользования (Рисунок 3).  
Анализ  показателей  свидетельствует  о  том,  что  в  Чеченской  Республике 

высокая  плотность  транспортных  артерий,  но  в  целом  транспортная 
инфраструктура  развита  недостаточно.  
Республика  лидирует  среди  субъектов 
СКФО  по  плотности  железнодорожных  сетей,  превосходя  в  3,9  раза 
среднероссийские  показатели  и  в  1,6  раза  средний  показатель  по  СКФО,  занимая 
26 место в России по итогам 2012 г. При высокой плотности автомобильных дорог 
общего  пользования  (440  км  дорог  на  1000  кв.  км  за  счет  которой  республика 

                                           

1

 На 1 января 2013 г. 

14

 

занимает  11  место  в  России  и  4-е  в  СКФО),  удельный  вес  дорог  с  твердым 
покрытием  (59%) ниже  среднероссийского  и среднего  по СКФО  уровней  (72,3%  и 
77,7% соответственно), а по доле дорог с усовершенствованным покрытием в общей 
протяженности  дорог  с  твердым  покрытием  (31,1%)  существенно  отстает  от 
аналогичных показателей РФ (63,1%) и СКФО (51,6%). 
 

 

Рисунок 3 - Основные показатели, характеризующие развитие транспортной 

инфраструктуры в Чеченской Республике в 2012 г. 

Телекоммуникационная  инфраструктура  Чеченской  Республики  развита 

слабо, несмотря на действие на территории республики стандарта связи четвертого 
поколения  4G

1

.  Показателями  развития  являются  число  пунктов  коллективного 

доступа  в  интернет  на  1000  чел.  населения,  доля  активных  абонентов 
широкополосного доступа в интернет, объем переданной информации на 1 жителя, 
доля  телефонизированных  сельских  населенных  пунктов  в  общей  численности 
населенных пунктов. По значению указанных показателей Чеченская Республика в 
2012  г.  существенно  отставала  как  от  среднего  уровня  СКФО,  так  и 
среднероссийского уровня (Рисунок 4).  

 

                                           

1

 4G (от англ. fourth generation — четвѐртое поколение) — поколение мобильной связи с повышенными требованиями. К четвѐртому поколению 

принято относить перспективные технологии, позволяющие осуществлять передачу данных со скоростью, превышающей 100 Мбит/с подвижным и 
1 Гбит/с — стационарным абонентам. 

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым  Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей 
покрытием (на конец года; км дорог на 1000 кв км территории)

протяженности автомобильных дорог общего пользования, %

Удельный вес автомобильных дорог общего пользования 

Плотность железнодорожных путей общего пользования 

с усовершенствованным покрытием  в протяженности 

на конец 2012 г.; 

автомобильных  дорог с твердым покрытием, %

км путей на 10тыс. кв.км территории

232

297

371

440

529

606

663

0

100

200

300

400

500

600

700

Ставропольский  край

КЧР

Республика Дагестан

Чеченская Республика

КБР

Республика Ингушетия

РСО-А

59,0

63,5

75,6

77,2

80,9

85,9

90,1

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

Чеченская Республика

Республика Ингушетия

КЧР

Республика Дагестан

КБР

РСО-А

Ставропольский  край

РФ

72,3

СКФО 

77,7

31,1

45,1

45,4

47,7

50,2

52,4

71,7

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

Чеченская Республика

Республика Дагестан

КЧР

РСО-А

Республика Ингушетия

КБР

Ставропольский  край

РФ

63,1

СКФО 

51,6

35,0

101,0

107,0

108,0

139,0

180,0

195,0

0,0

50,0

100,0

150,0

200,0

250,0

КЧР

Республика Дагестан

КБР

Республика Ингушетия

Ставропольский  край

РСО-А

Чеченская Республика

РФ

50

СКФО 

123

РФ

54

СКФО 

348

15

 

 

Рисунок 4 - Основные показатели, характеризующие развитие  услуг сети передачи данных в 

Чеченской Республике в 2012 г. 

Так из общего количества сельских населенных пунктов стационарной связью 

оснащено 20,5%,  что более  чем  в  4  раза  меньше  среднего уровня по России  (в  4,4 
раза) 

и 

СКФО 

(в 

4,3 

раза). 

Важнейшим 

показателем 

развитости 

телекоммуникационной  инфраструктуры  является  входящий  и  исходящий  трафик 
пользователей  сети  Интернет,  приходящийся  на  1  жителя  региона.  По  уровню 
значения  данного  показателя  (0,1 Гб  в  год  на  1  жителя)  Чеченская  Республика 
несопоставимо отстает от среднего уровня по СКФО (12,1 Гб в год на 1 жителя), и 
еще более от среднероссийского уровня (72,7 Гб в год на 1 жителя). По показателю 
доля  активных  абонентов  широкополосного  доступа  Чеченская  Республика  по 
итогам  2012  г.  находилась  на  последнем  месте  среди  всех  субъектов  СКФО, 
поскольку активными абонентами являлось лишь 0,1% населения, в то время как по 
СКФО данный показатель равен 4,3%, а по России – 14,5%. 

1.2 Анализ динамики социально-экономического развития Чеченской 

Республики 

1.2.1 Сравнительная диагностика базовых индикаторов развития Чеченской 

Республики 

Динамика и структура ВРП 

По  объему  валового  регионального  продукта  Чеченская  Республика 

находится  в  числе  отстающих  регионов  России

  (70  место  в  2012  г.  среди 

субъектов Российской Федерации). ВРП, произведенный Чеченской Республикой в 

Число пунктов коллективного доступа в Интернет 

Доля активных абонентов фиксированного 

на 1000 чел. населения в 2012 г.

широкополостного доступа в общей численности населения

Объем переданной информации на 1 человека, Гб

Доля телефонизированных сельских населенных пунктов
в общей численности сельских населенных пунктов на конец 2012 г

0,6

1,0

1,0

1,5

1,8

1,9

2,2

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

Республика Ингушетия

Ставропольский  край

Республика Дагестан

Чеченская Республика

КБР

РСО-А

КЧР

0,1

0,6

0,9

5,6

6,8

6,8

9,0

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

Чеченская Республика

Республика Ингушетия

Республика Дагестан

КЧР

КБР

РСО-А

Ставропольский  край

РФ

14,5

СКФО 

4,3

0,0

0,1

0,9

14,8

20,1

20,4

26,2

0,0

5,0

10,0

15,0

20,0

25,0

30,0

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Республика Дагестан

КЧР

КБР

РСО-А

Ставропольский  край

РФ

72,7

СКФО 

12,1

4,3

20,5

93,0

98,5

99,2

99,4

100,0

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0 120,0

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

РСО-А

Республика Дагестан

КЧР

Ставропольский  край

КБР

РФ

90

СКФО 

89,1

РФ

2,0

СКФО 

16

 

2012  г.,  составил  0,21%  от  общероссийского  уровня  показателя  и  8,5%  от  уровня 
СКФО, данное соотношение соблюдается на протяжении периода 2008-2012 гг., что 
несколько выше соответствующих долей показателя в период 2005 – 2007 гг.: 0,13% 
и  7%  соответственно  (Таблица  3).  При  этом  в  номинальном  выражении  ВРП 
республики  в  2012  г.  по  отношению  к  2005  г.  вырос  в  4,5  раза,  спад  восходящей 
динамики  был  зафиксирован  лишь  в  2009  г.,  что отчасти  связано  с  последствиями 
кризисных явлений в экономике страны. 

Таблица 3 – Динамика ВРП Чеченской Республики в сопоставлении с субъектами СКФО в 
2005 – 2012 гг.

1

, млн. руб. 

 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

СКФО 

352 070,0  457 117,5  573 220,1  728 230,9  786 670,9  891 834,3  1 064 842,8  1 214 729, 

Республика Дагестан 

90 442,6  124 153,5  156 928,8  216 277,2  257 832,7  274 354,2  327 030,8 

377 974,6 

Республика Ингушетия 

7 419,3 

9 033,5 

16 812,4 

19 172,9 

18 953,3 

19 929,1 

26 112,8 

36 888,1 

Кабардино-Балкарская 
Республика 

36 833,4 

43 309,7 

48 908,7 

58 093,4 

65 660,1 

77 086,4 

90 634,8 

105 992,4 

Карачаево-Черкесская 
Республика 

16 724,3 

23 260,1 

27 469,7 

35 714,2 

38 584,1 

43 651,5 

49 605,4 

59 512,8 

Республика Северная 
Осетия-Алания 

31 182,2 

43 341,2 

52 804,8 

57 707,4 

64 081,4 

75 327,4 

85 192,1 

99 715,0 

Чеченская Республика 

22 898,9 

32 344,4 

48 056,1 

66 273,8 

64 308,3 

70 694,9 

86 319,5 

103 677,4 

Ставропольский край 

146 569,3  181 675,1  222 239,6  274 992,0  277 251,0  330 790,8  399 947,4 

430 968,7 

 
Чеченская Республика существенно отстает по величине произведенного 

ВРП  в  расчете  на  душу  населения  как  от  среднероссийского  уровня,  так  и  от 
среднего  уровня  по  СКФО.
  По  величине  ВРП,  произведенного  республикой  в 
расчете на душу населения, Чеченская Республика находится  на 7-ом месте среди 
субъектов  СКФО  и  на  80-ом  среди  субъектов  Российской  Федерации,  отставая  по 
итогам  2012  г.  от  среднероссийского  показателя  в  4,4 раза  и  в  1,6  раза  от  уровня 
СКФО (Таблица 4).  

Таблица  4  –  Динамика  ВРП  на  душу  населения  Чеченской  Республики  в  сопоставлении  с 
субъектами СКФО в 2005 – 2012 гг.

2

, руб. 

  

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

Российская Федерация 

125 658,7  157 233,0  195 819,0  237 552,2  224 163,3  263 828,6  316 626,6 

348 598,9 

СКФО 

39 051  50 434,2  62 724,1  78 921,5  84 493,9  94 915,3  112 491,6 

127 640, 

Республика Дагестан 

33 839,8  45 741,7  56 812,6  77 033,8  90 542,5  94 883,6  111 907,7 

128 639,7 

Республика Ингушетия 

17 435,1  21 922,4  41 340,7  47 002,3  46 174,4  48 239,2  61 804,1 

84 532,9 

Кабардино-Балкарская 
Республика 

42 253,1  50 225,2  57 011,8  67 731,3  76 451,1  89 668,3  105 459,6 

123 389,8 

Карачаево-Черкесская 
Республика 

36 971,7  50 778,7  59 200,9  76 277,2  81 758,5  91 782,3  104 204,4 

125 750,5 

Республика Северная 
Осетия-Алания 

44 127,2  61 229,6  74 356,6  81 097,0  90 040,7  105 781,6  119 861,1 

140 924,6 

Чеченская Республика 

20 038,4  27 831,4  40 572,6  54 742,1  51 981,3  55 995,7  66 985,0 

78 934,2 

Ставропольский край 

53 414,6  66 136,4  80 715,3  99 503,3  99 994,7  118 920,6  143 541,9 

154 529,6 

 

                                           

1

 Единая межведомственная информационно-статистическая система (www.fedstat.ru). 

2

 Единая межведомственная информационно-статистическая система (www.fedstat.ru). 

17

 

 

Рисунок 5 – Динамика и структура ВРП Чеченской Республики 

В  номинальном  выражении  за  период  2005  –  2012 гг.  уровень  показателя 

вырос  в  3,9  раза  (для  сравнения  по  СКФО  в  3,3  раза,  по  России  в  2,8  раза).  Рост 
показателя  при  этом  сопровождался  ростом  численности  населения  Чеченской 
Республики  в  1,13  раза,  в  то  время  как  в  СКФО  и  России  восходящая  динамика 
численности населения отсутствовала. 

Большая  часть  добавленной  стоимости  в  экономике  Чеченской 

Республики 

генерируется 

сферами 

деятельности, 

носящими 

непроизводственный  характер,  что  не  способствует  реализации  основной 
функции  экономической  системы:  удовлетворение  потребностей  населения, 
т.к. экономика республики создает потребительную ценность в недостаточной 
мере.
  По  итогам  2012  г.  наибольшая  доля  принадлежала  следующим  видам 
экономической  деятельности:  торговля  (21%),  государственное  управление  (19%), 
строительство  (16%),  сельское  хозяйство  (10%),  образование  (9%).  В 
рассматриваемом  периоде  (2008  –  2012  гг.)  структура  ВРП  Чеченской  Республики 
не претерпела значительных изменений. Достаточно существенно увеличился лишь 
вклад торговли в экономику (

10%). (Рисунок 5; Приложение A). 

Динамика и структура промышленного производства 
Промышленное  производство,  включающее  в  себя  добычу  полезных 

ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство и распределение 
электроэнергии,  газа  и  воды,  является  одной  из  наиболее  важных  составляющих 
экономики Российской Федерации. 

На промышленное производство Чеченской Республики приходится 5,7% ВРП 

(по  состоянию  на  2011 г.),  7,8%  среднегодовой  численности  занятых  с 
производительностью  труда  0,24 млн. руб./чел.  в  год  (по  состоянию  на  2011 г.), 
22,6% инвестиционных вложений. 

Динамика ВРП Чеченской Республики в 2008 - 2012 гг. 

Структура ВРП Чеченской Республики в 2012 г. 

по видам экономической деятельности, млрд.руб.

по видам экономической деятельности, млрд.руб., %

Раздел А

9,33

9%

Раздел С; 1,97; 2%

Раздел D; 2,18; 2%

Раздел E; 1,66; 2%

Раздел F

17,63

17%

Раздел G

19,91

19%

Раздел H; 1,24; 1%

Раздел I

6,32

6%

Раздел K; 3,53; 3%

Раздел L

21,67

21%

Раздел M

10,26

10% Раздел N

6,53

6%

Раздел O; 1,45; 2%

Другой

12,03

12%

5,16

6,80

7,06

8,95

9,33

13,52

11,04

10,05

13,68

17,63

8,09

10,48

16,19

18,33

19,91

18,09

14,34

14,48

16,47

21,67

4,54

5,61

6,37

7,87

10,26

66,27

64,31

70,69

86,32

103,68

0

20

40

60

80

100

120

2008

2009

2010

2011

2012

м

лр

д.р

уб.

Раздел O

Раздел N

Раздел M

Раздел L

Раздел K

Раздел J

Раздел I

Раздел H

Раздел G

Раздел F

Раздел E

Раздел D

Раздел С

Раздел В

Раздел А

ВРП

Раздел A Сельское хозяйство
Раздел B Рыбоводство, рыболовство

Раздел C Добыча полезных ископаемых
Раздел D Обрабатывающие производства

Раздел E Производство и распределение электроэнергии, газа и 
воды

Раздел F Строительство
Раздел G Торговля

Раздел H Гостиницы и рестораны

Раздел I Транспорт и связь
Раздел J Финансовая деятельность

Раздел K Недвижимость
Раздел L Государственное управление 

Раздел M Образование
Раздел N Здравоохранение 

Раздел O Предоставление прочих услуг
Раздел Q Деятельность экстерриториальных организаций

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..