Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Итоговый доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 7

 

 

проект федерального закона № 518084-7 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодек-
са Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерали-
зации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Фе-
дерации», представляющий российским экспортерам дополнительные возможности
урегулирования проблем с иностранным контрагентом без рисков получения штрафа
за обстоятельства, на которые экспортеры-резиденты не в силах повлиять. Кроме того,
законопроектом предусматривается значительное смягчение административных мер
за несвоевременное поступление валютной выручки на счета в уполномоченных бан-
ках (в виде предупреждения или штрафа в размере до уровня 5-30% от суммы денеж-
ных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).
15 января 2019 года Минфином России внесен в Правительство Российской Фе-
дерации проект поправок к указанному законопроекту, предусматривающих диффе-
ренциацию штрафов за нерепатриацию экспортной выручки в валюте Российской
Федерации и в иностранной валюте. Так, вместо планируемых согласно законопро-
екту № 518847-7 размеров в проекте поправок предусмотрен штраф в размере 3-10%
за невозврат суммы экспортной выручки в рублях, а за невозврат суммы выручки
в иностранной валюте штраф сохранен в размере 5-30%.
Принятие проектируемых законопроектом положений позволит применять к ре-
зидентам более мягкие санкции за нарушения резидентами требований Федерально-
го закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле» по репатриации денежных средств, причитающихся резидентам в соответ-
ствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами.
Первоочередными задачами в валютной сфере, которые предстоит решить
в 2019 году, являются:
1) дальнейшая либерализация норм валютного законодательства в отношении ва-
лютных операций юридических лиц-резидентов и граждан в целях обеспечения гло-
бализации российской валюты на мировых рынках и меньшей волатильности россий-
ской валюты, проработка вопросов;
2) либерализация мер ответственности за нарушения валютного законодательства
Российской Федерации с целью снижения административной нагрузки на российских
экспортеров для развития внешнеторговой деятельности;
3) создание надлежащей правовой основы для осуществления Федеральным
казначейством полномочий агента валютного контроля и проведения валютных опе-
раций клиентов Федерального казначейства через его валютные счета с целью обеспе-
чения прозрачности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
и централизации валютных операций, осуществляемых за счет бюджетных средств.
Пенсионные накопления, деятельность негосударственных
пенсионных фондов и размещение активов институтов развития
В 2018 году в рамках реализации полномочий по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере формирования и инвести-
рования средств пенсионных накоплений, а также инвестирования временно свобод-
ных средств институтов развития достигнуты следующие основные результаты:
1) изменена система вознаграждения и оплаты услуг субъектов отношений
по обязательному пенсионному страхованию, повышена ответственность негосудар-
72
ственных пенсионных фондов за инвестирование средств пенсионных накоплений
и средств пенсионных резервов, обеспечено инвестирование указанных средств в дол-
госрочные инвестиционные проекты;
2) обеспечена законодательная реализация решений по снижению трансферта
на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в бюджет Пенси-
онного фонда Российской Федерации, на основе направления на выплаты текущих
пенсий страховых взносов на накопительную пенсию («мораторий»);
3) реализован ряд мер по обеспечению использования в регуляторных целях наци-
ональных кредитных рейтингов при размещении бюджетных и приравненных к ним
средств, а также по развитию надежных залоговых финансовых инструментов;
4) продолжена проработка проекта федерального закона «Об индивидуальном
пенсионном капитале» и переходных положений по модернизации накопительной
составляющей системы обязательного пенсионного страхования.
На 2019 год основными задачами в рамках регулирования деятельности в сфере
формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений являются:
1) обеспечение создания системы гарантирования прав участников негосудар-
ственного пенсионного обеспечения и механизма финансового оздоровления (сана-
ции) негосударственных пенсионных фондов (по аналогии с уже действующими мера-
ми в отношении кредитных и страховых организаций);
2) представление законодательных предложений по реализации внесенной в Пра-
вительство Российской Федерации концепции индивидуального пенсионного капи-
тала, реализация которых позволит повысить уровень доходов граждан после наступ-
ления пенсионных оснований и одновременно будет способствовать привлечению до-
полнительных инвестиционных ресурсов в национальную экономику.
Кроме того, в 2019 году будет продолжена работа по обеспечению использова-
ния национальных рейтингов при размещении бюджетных и приравненных к ним
средств.
Страховая деятельность
Российский страховой рынок в истекшем году продолжал развиваться:
по итогам
9 месяцев
2018 года совокупный объем страховых премий составил
1 093,84 млрд рублей, что на
14% выше по сравнению с аналогичным периодом
2017 года. Развитие российского страхового рынка обеспечивается главным образом
за счет видов добровольного страхования: на добровольное страхование приходится
910,32 млрд рублей, на обязательное страхование - 182,1 млрд рублей.
Драйвером российского страхового рынка по-прежнему остается страхование жиз-
ни (кроме пенсионного страхования): доля собранных страховых премий по данному
виду добровольного страхования в совокупном объеме страховых премий достигла
36%. Объем собранных страховых премий по страхованию жизни (кроме пенсионного
страхования) вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Также наблюдается рост количества заключенных договоров страхования: на ко-
нец III квартала 2018 года заключено 150,58 млн ед. (рост на 12% по сравнению с ана-
логичным периодом 2017 года).
В 2018 году в рамках работы по совершенствованию страхового законодательства
реализованы следующие инициативы.
73
1. Упорядочен механизм оказания помощи гражданам на восстановление (при-
обретение) жилых помещений, утраченных в результате пожаров, наводнений и иных
стихийных бедствий; субъектам Российской Федерации предоставлено право разраба-
тывать, утверждать и реализовывать региональные программы организации возмеще-
ния ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, с использованием механиз-
ма добровольного страхования; определено, что возмещение ущерба, причиненного
жилым помещениям граждан, заключивших договор добровольного страхования жи-
лого помещения, осуществляется из двух источников:
- за счет выплаты страхового возмещения страховщиком по договору страхо-
вания и оказания помощи субъектом Российской Федерации за счет средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - исходя из общей
площади их жилого помещения и средней рыночной стоимости одного
квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Россий-
ской Федерации;
- предусмотрено создание информационной системы по страхованию жилых
помещений в целях повышения оперативности в работе по ликвидации по-
следствий чрезвычайных ситуаций.
2. Создан институт досудебного урегулирования споров между финансовыми
организациями и потребителями финансовых услуг посредством привлечения упол-
номоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномо-
ченного) и определен правовой статус финансового уполномоченного, порядок вза-
имодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным, порядок
рассмотрения споров между финансовыми организациями и потребителями фи-
нансовых услуг, порядок принятия решений финансовым уполномоченным, а так-
же установлена форма удостоверения, являющегося исполнительным документом и
выдаваемого уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Принято
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2018 года № 2442-р,
предусматривающее назначение представителей Правительства Российской Федера-
ции в состав Совета Службы уполномоченного по правам потребителей финансовых
услуг.
3. Установлены особенности передачи страхового портфеля по обязательным
видам страхования от страховщика-банкрота к страховщикам - членам профессио-
нального объединения с условием компенсации им профессиональным объединением
недостающей части активов для принятия страхового портфеля и уточнены источни-
ки компенсации недостающей части активов - средства компенсационных фондов.
Средства, полученные для компенсации недостающей части активов при переда-
че страхового портфеля по обязательным видам страхования, признаются целевыми
поступлениями и не облагаются налогом на прибыль.
4. Усовершенствовано законодательство Российской Федерации в сфере сельс-
кохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой,
так, объекты товарной аквакультуры (рыба, беспозвоночные и водоросли) включены
в перечень объектов сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с госу-
дарственной поддержкой36, уточнен порядок оказания государственной поддержки,
36 Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйствен-
ного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
74
установлены гибкие условия договора сельскохозяйственного страхования, учитыва-
ющие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижен порог утра-
ты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе посадок многолетних
насаждений, и дифференцирован размер франшиз.
5. Регламентирован порядок применения мер по предупреждению банкротства
страховых организаций с участием Банка России (санация) по аналогии с действую-
щим механизмом санации в отношении банков. Определены порядки:
- принятия Банком России решения о санации страховой организации;
- формирования Банком России Фонда консолидации страхового сектора и его
использования в целях восстановления платежеспособности страховой орга-
низации в случае принятия Банком России решения о ее санации;
- проведения процедуры санации страховой организации, функции временной
администрации, управляющей компании, служащих и представителей Банка
России при осуществлении санации страховой организации.
6. Усовершенствована процедура лицензирования субъектов страхового дела
и определены меры, направленные на повышение финансовой устойчивости страхо-
вых организаций, в том числе посредством увеличения минимального размера устав-
ного капитала для страховых организаций.
7. Определены случаи, при которых специализированные депозитарии и страхов-
щики вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном сос-
таве и (или) объеме раскрытие информации, подлежащей раскрытию, а также лица,
в отношении которых специализированные депозитарии и страховщики вправе
не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять раскрытие в ограниченном составе
и объеме указанной информации.
В 2019 году в целях развития российского страхового рынка и обеспечения его
стабильного функционирования, повышения страховой защиты граждан, обеспече-
ния индивидуального подхода страховщиков к каждому страхователю будет проведена
работа по следующим направлениям.
1. Совершенствование законодательства об обязательном страховании граждан-
ской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в части
осуществления контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязан-
ности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности, допол-
нительного регулирования порядка осуществления компенсационных выплат, уточ-
нения оснований для предъявления регрессного требования, а также либерализации
тарификации ОСАГО и определение условий договора ОСАГО с учетом потребностей
страхователей.
2. Реализация Федерального закона от 3 августа 2018 года № 320-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматри-
вающего упорядочивание механизма оказания помощи гражданам на восстановление
(приобретение) жилых помещений, утраченных в результате пожаров, наводнений
и иных стихийных бедствий, в части разработки подзаконных нормативных право-
вых актов.
3. Развитие института взаимного страхования в целях повышения заинтересован-
ности граждан и юридических лиц в страховании своих имущественных интересов
путем объединения в общества взаимного страхования.
75
4. Совершенствование регулирования обязательного государственного страхова-
ния жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в частности, уста-
новление необходимости проведения страхователем действий по отбору страховщиков
до начала календарного года для обеспечения непрерывности страхования, уточнение
требований к структуре страхового тарифа, уточнение положений об ответственности
страхователя в случае отсутствия договора обязательного государственного страхова-
ния и порядка выплаты таким страхователем компенсаций в случаях предусмотренных
Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ37, разграничение обязанностей
страховщиков, связанных с доплатой страховых сумм при увеличении группы инва-
лидности, уточнение оснований для отказа в выплате страховых сумм выгодоприоб-
ретателям, связанных с совершением застрахованным лицом тяжких и особо тяжких
преступлений.
5. Установление правовой определенности деятельности страховых агентов, стра-
ховых брокеров (далее - страховые посредники) в информационно-телекоммуника-
ционной сети Интернет при оказании услуг, связанных с заключением, изменением,
досрочным прекращением договоров страхования, а также оформлением документов
при урегулировании требований о страховой выплате, повышение качества предостав-
ляемых страховыми посредниками услуг, совершенствование контроля за их деятель-
ностью в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Унификация условий страхования гражданской ответственности субъектами
предпринимательской или профессиональной деятельности.
Финансовые рынки
В 2018 году в рамках работы по регулированию финансовых рынков завершен план
мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития
финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов.
За период действия указанной «дорожной карты» проведен ряд мероприятий,
направленных на:
1) обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение
финансовой грамотности населения Российской Федерации;
2) повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого
и среднего предпринимательства;
3) дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;
4) повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования
публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления;
5) развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;
6) совершенствование регулирования финансового рынка, оптимизация регуля-
торной нагрузки на участников финансового рынка;
7) повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых свя-
зана с финансовым рынком;
37 Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни
и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего соста-
ва органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Россий-
ской Федерации».
76
8) стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на
финансовом рынке;
9) международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил
регулирования глобального финансового рынка;
10) совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансо-
вого рынка.
В 2019 году в рамках работы в сфере регулирования финансовых рынков планиру-
ется акцентировать деятельность на следующих направлениях:
1) совершенствование регулирования рынка финансового лизинга, а также обес-
печение дополнительной защиты имущественных прав лизингодателей;
2) определение случаев освобождения юридических лиц, подпавших под ограни-
чительные меры со стороны зарубежных стран, от обязанности раскрытия или пре-
доставления информации, перечня информации, которую указанные лица вправе не
раскрывать, а также лиц, информация о которых может не раскрываться.
Также в 2019 году планируется активизация работы по задачам, утвержденным:
1) планом мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направле-
ний развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов
(разработан в соответствии с пунктом 3 протокола заседания Правительства Россий-
ской Федерации от 29 ноября 2018 года № 35);
2) планом мероприятий «Трансформация делового климата» (утвержден распоря-
жением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года № 20-р);
3) планом мероприятий («дорожная карта»)38 по развитию конкуренции в отрас-
лях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных мо-
нополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка
на 2018-2020 годы.
Имущественные отношения
Фактические поступления в федеральный бюджет в 2018 году средств от продажи
акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности,
составили 12,8 млрд рублей (81% от плановых показателей).
Продажа пакетов акций крупных инвестиционно привлекательных компаний
с привлечением агентов Правительства Российской Федерации в
2018 году
не осуществлялась.
В 2018 году основными результатами работы являются:
1) установлены особенности банковского сопровождения при переводе сопро-
вождаемой сделки из одного уполномоченного банка в другой уполномоченный банк
в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»,
реализованы мероприятия, направленные на создание опорного банка для осущест-
вления банковского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу
(Федеральные законы от 29 июля 2018 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Федерации», от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
38
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р.
77
распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 года № 434-р,
от 25 мая 2018 года № 990-р);
2) в целях снижения рисков применения иностранных санкций в отношении рос-
сийских юридических и физических лиц установлено право эмитентов ценных бумаг
не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии
с требованиями статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и (или) огра-
ничить состав и (или) объем такой информации, в случаях если раскрытие эмитентом
информации в отношении лица, к которому применяются иностранные санкции, при-
водит (может привести) к применению иностранных санкций в отношении эмитента
и (или) иных лиц или если в отношении эмитента применяются иностранные
санкции39;
3) в целях обеспечения сохранности средств федеральных унитарных предприя-
тий и хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-про-
мышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйствен-
ных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, установлены
требования к кредитным организациям (в качестве одного из ключевых требований
установлено требование к уровню кредитного рейтинга, присвоенного одним или
несколькими национальными кредитными рейтинговыми агентствами), в которых
указанные юридические лица вправе открывать счета, покрытые (депонированные)
аккредитивы, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада
(депозита), и к ценным бумагам кредитных организаций, которые вправе приобретать
указанные юридические лица40;
4) в целях повышения эффективности управления федеральными государствен-
ными унитарными предприятиями установлен минимальный норматив перечисления
части прибыли ФГУП в федеральный бюджет - не менее 50% чистой прибыли, опре-
деленной по данным финансовой отчетности, в том числе консолидированной, в соот-
ветствии с МСФО, если на предприятие возложена обязанность по составлению такой
отчетности41.
В 2019 году основными задачами являются:
1) реализация мероприятий, направленных на докапитализацию АО «ДОМ.РФ»
для предоставления гарантий по кредитам застройщикам;
2) дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации в части ограни-
чения раскрытия и (или) предоставления информации о хозяйственной деятельности
юридических лиц в целях снижения рисков применения иностранных санкций к рос-
сийским физическим и юридическим лицам;
3) дальнейшее совершенствование государственной политики в отношении диви-
дендных выплат акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной соб-
ственности.
39 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2018 года № 37 «Об особенностях раскрытия
информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных
бумаг».
40
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 706.
41 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2018 года № 1224 «О внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
78
Регулирование деятельности по организации
и проведению азартных игр и лотерей
В рамках регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр
и лотерей в 2018 году достигнуты следующие результаты.
1. Реализованы положения федерального закона, предусматривающего ограниче-
ние кредитными организациями, платежными агентами переводов и приема денеж-
ных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведе-
нию лотерей, азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации.
2. Законодательно урегулирован вопрос, касающийся компенсации затрат инвес-
торов в случае ликвидации игорных зон.
3. Разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации законопроек-
ты, направленные на:
- ограничение мероприятий, на которые в букмекерских конторах, тотализато-
рах, в их пунктах приема ставок могут приниматься ставки;
- реализацию мер, необходимых для обеспечения готовности Российской
Федерации к выполнению обязательств государства-участника, предусмо-
тренных Конвенцией Совета Европы против манипулирования спортивны-
ми соревнованиями.
В 2019 году работа будет продолжена по следующим приоритетным направлениям.
1. Совершенствование порядка организации и проведения лотерей в части уста-
новления размера целевых отчислений от лотереи в процентах от выручки и исклю-
чения норм, допускающих проведение бестиражных лотерей с использованием сети
Интернет.
2. Выполнение рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе
с отмыванием денег в части установления запрета на бенефициарное владение орга-
низаторами азартных игр и операторами лотерей, а также участие в исполнительных
органах организатора азартных игр и оператора лотерей лиц, имеющих неснятую или
непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, общественной безо-
пасности и общественного порядка, против государственной власти, против мира
и безопасности человечества.
3. Установление требований по защите прав физических лиц, подверженных при-
страстию к азартным играм.
Драгоценные металлы и камни
В 2018 году Минфином России была продолжена работа по совершенствованию
нормативно-правового регулирования в сфере добычи, производства, переработки
и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первич-
ной классификации и первичной оценки), использования и обращения драгоценных
камней.
Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 ок-
тября 2017 года № Пр-2167 проводилась работа по комплексному совершенствованию
государственного контроля в сфере производства, переработки и обращения драго-
ценных металлов и драгоценных камней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 марта 2018 года № 321 «О проведении эксперимента по маркировке отдельных
79
видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» с 1 июня
2018 года до 1 ноября 2018 года на территории Российской Федерации был проведен
эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных
камней и изделий из них (далее - эксперимент).
В эксперименте приняли участие 27 организаций. Состав участников эксперимен-
та охватывал основные сектора отрасли драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней - их доля на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней составляет: по
добыче драгоценных камней - 97%, по аффинажу драгоценных металлов - 77%, по
огранке драгоценных камней - 49%, по реализации ювелирных изделий - более 7%.
О ходе эксперимента было доложено на заседании Межведомственной рабочей
группы по противодействию незаконным финансовым операциям, прошедшем под
председательством Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
А.Э. Вайно (протокол от 10 октября 2018 года № 2 (38). Результаты эксперимента были
признаны положительными, в связи с чем Минфину России было поручено продол-
жить работу по внедрению системы прослеживаемости драгоценных металлов, драго-
ценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота на территории Российской
Федерации.
Кроме того, разработан ряд законопроектов, в том числе предусматривающих:
1) проведение плановых проверок более одного раза в три года в отношении всех
субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства, использования и об-
ращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
2) усиление административной ответственности за нарушение правил извлечения,
производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных
металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих;
3) расширение перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии, сле-
дующими видами деятельности:
- обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов;
- скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных ме-
таллов и драгоценных камней, лома таких изделий.
Также прорабатывался вопрос освобождения от уплаты налога на добавленную
стоимость при реализации драгоценных металлов во всех секторах отрасли, за иск-
лючением сектора добычи драгоценных металлов и реализации ювелирных и других
изделий физическим лицам. Предлагаемые меры в том числе позволят использовать
аффинированное золото в качестве инвестиционного инструмента (инвестиционное
золото).
Использование инвестиционного золота в качестве альтернативного средства
накопления будет в значительной степени способствовать дедолларизации рос-
сийской экономики, снижению привлекательности иностранной валюты в каче-
стве инструмента сбережения и привлечению капитала в экономику Российской
Федерации.
В рамках исполнения поручения Первого заместителя Председателя Правитель-
ства Российской Федерации И.И. Шувалова от 3 октября 2017 года № ИШ-П13-6544
в 2018 году проводилась работа по реализации плана мероприятий («дорожной карты»)
по развитию алмазогранильной отрасли в Российской Федерации (далее - «дорожная
карта»), которая направлена на всестороннюю поддержку отрасли, в том числе совер-
80
шенствование законодательства, устранение излишних административных барьеров,
привлечение инвестиций в алмазогранильную отрасль Российской Федерации.
По итогам реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»:
1) упрощен порядок представления субъектами рынка драгоценных металлов
и драгоценных камней пакета документов для проведения государственного
контроля цен;
2) упрощен государственный контроль при вывозе драгоценных камней по проце-
дуре временного вывоза. По данным Гохрана России, за восемь месяцев 2018 года мас-
са драгоценных камней, временно вывозимых из Российской Федерации, увеличилась
в 2,5 раза, по сравнению с 2016 годом;
3) усовершенствован контроль за оборотом цветных драгоценных камней и син-
тетических камней, обладающих свойствами драгоценных камней, путем выделения
отдельных позиций ТН ВЭД ЕАЭС.
В 2018 году Минфин России обеспечил возврат АО «Приокский завод цветных
металлов» в Госфонд России аффинированного золота42 более 5,4 т, аффинирован-
ного серебра 36 т, на общую сумму более 16 млрд рублей. Указанные драгоценные
металлы зачислены в Госфонд России и приняты к бюджетному учету на специаль-
ные счета.
В рамках совершенствования корпоративного управления утвержден Регламент
по организации деятельности Минфина России в части контроля подготовки исполне-
ния долгосрочных программ развития и достижения ключевых показателей эффектив-
ности акционерными обществами, находящимися в сфере ведения Минфина России
и включенными в Перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23 января 2003 года № 91-р.
В 2018 году Минфин России продолжил работу в Кимберлийском процессе. Рос-
сийская Федерация была избрана на должность вице-председателя Кимберлийского
процесса в 2019 году и Председателя в 2020 году.
В рамках участия в Кимберлийском процессе будет проводится работа по разработ-
ке проекта Руководящих принципов ответственных цепочек поставок необработан-
ных природных алмазов, предусматривающего разработку механизма прослеживаемо-
сти движения алмазного сырья на всех этапах его оборота в международном алмазном
«трубопроводе».
Наиболее острые проблемы и задачи в сфере регулирования отрасли драгоценных
металлов и драгоценных камней, стоящие перед Министерством на 2019 год.
1. Продолжение работы по реализации Перечня поручений Президента Россий-
ской Федерации от 25 октября 2017 года № Пр-2167 в части:
- внедрения системы прослеживаемости драгоценных металлов, драгоценных
камней и изделий из них на всех этапах их оборота на территории Российской
Федерации, в том числе посредством их маркировки;
- проработки вопроса о создании федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего полномочия в сфере контроля (надзора) за оборо-
том драгоценных металлов и драгоценных камней.
42 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 1256-р «О передаче АО «Приокский
завод цветных металлов» в Госфонд России драгоценных металлов в аффинированном виде».
81
2. Обеспечение выполнения установки Президента Российской Федера-
ции по дедолларизации российской экономики, создание нового инвестицион-
ного инструмента сохранения личных сбережений граждан - «инвестиционного
золота».
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования:
- наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по включе-
нию/исключению организаций в перечень аффинажных организаций и раз-
работки соответствующих критериев;
- совершенствование административной и уголовной ответственности в сфере
производства, использования и обращения драгоценных металлов и драго-
ценных камней;
- введение интегрированной информационной системы в сфере контроля
за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах
их оборота в промышленную эксплуатацию.
4. Привлечение потенциальных инвесторов в алмазообрабатывающую отрасль
Российской Федерации.
5. Создание условий подготовки квалифицированных кадров для алмазограниль-
ной отрасли.
6. Консолидация АО «ПО «Кристалл» и АК «АЛРОСА» (ПАО).
7. Открытие представительства компании «HRD Antwerp» с целью проведения
сертификации российских бриллиантов по международным стандартам.
8. Завершение преобразования ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» в акционер-
ное общество.
9. Создание в 2019-2021 годах единого центра экспортно-импортных операций
с драгоценными металлами и драгоценными камнями и алмазного центра, отвечаю-
щих лучшим мировым практикам и стандартам, при участии специализированного
таможенного поста Центральной акцизной таможни, Гохрана России, ФКУ «Пробир-
ная палата России», таможенного брокера.
2.6. Регулирование бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Аудит
В сфере регулирования аудиторской деятельности основными направлениями ра-
боты Минфина России в 2018 году стали развитие правовой базы аудиторской деятель-
ности и института независимого аудита в Российской Федерации на основе междуна-
родно признанных стандартов и практики, повышение качества работы аудиторских
организаций и их конкурентоспособности.
Наиболее важные итоги работы в данной сфере заключаются в следующем.
1. Усилен контроль за деятельностью лиц, оказывающих аудиторские и бухгалтер-
ские услуги, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распростране-
ния оружия массового уничтожения. В этих целях внесены соответствующие измене-
82
ния в Федеральные законы «Об аудиторской деятельности»43 и «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова-
нию терроризма»44.
2. В Федеральный закон «Об акционерных обществах»45 внесены изменения, обес-
печивающие законодательные основы создания и осуществления деятельности коми-
тетов по аудиту в публичных акционерных обществах, а также организации системы
управления рисками и внутреннего контроля и внутреннего аудита (изменения всту-
пают в силу с 1 января 2020 года).
3. Внедрены международные принципы информационного взаимодействия между
аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами и налоговыми органами
по вопросам представления полученных в ходе аудиторской деятельности документов
(информации) о налогоплательщике46.
4. Осуществлены мероприятия по повышению ответственности аудиторских орга-
низаций и аудиторов за качество аудиторских услуг:
- принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №530-ФЗ47, предусматри-
вающий ужесточение наказания за подтверждение достоверности заведомо
неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, иму-
ществе финансовой организации или ее финансовом положении, если это
действие совершено в целях сокрытия предусмотренных законодательством
Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для назна-
чения в финансовой организации временной администрации и (или) отзыва
(аннулирования) у финансовой организации лицензии;
- подготовлены предложения по введению административной ответственности
за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего
аудиторскую деятельность, в том числе за выдачу заведомо ложного ауди-
торского заключения, разглашение аудиторской тайны, нарушение требова-
ний независимости (проект соответствующего федерального закона внесен
в Правительство Российской Федерации).
5. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в пер-
вом чтении принят проект федерального закона №560573-748, предусматривающий
усиление требований к независимости аудиторских организаций, аудиторов и к соб-
людению ими норм профессиональной этики в соответствии с международно приз-
нанными принципами и стандартами.
6. Продолжена работа над проектом федерального закона № 273179-7 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделе-
ния Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)», направленного
на повышение качества аудиторских услуг, ужесточение допуска на рынок аудитор-
43
Федеральный закон от 23 апреля 2018 года № 112-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
44 Федеральный закон от 23 апреля 2018 года № 90-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
45 Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 209-ФЗ «Об акционерных обществах».
46 Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации».
47 Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 530-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
48 Проект федерального закона № 560573-7 «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «Об ауди-
торской деятельности» (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)».
83

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..