Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Итоговый доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 6

 

 

на обслуживание государственного долга регионов и высвобождению средств для фи-
нансирования приоритетных расходных обязательств.
В период с 2014 по 2017 год в целях погашения долговых обязательств субъектам
Российской Федерации из федерального бюджета предоставлены бюджетные креди-
ты в объеме более 1 трлн рублей, сроки погашения которых наступали в 2018-2019 го-
дах. В конце 2017 года было принято решение о запуске программы реструктуризации,
в рамках которой изменены сроки и объемы погашения по годам.
Бюджетный эффект в виде снижения объема необходимых к возврату бюджет-
ных кредитов субъектов Российской Федерации в 2018-2019 годах составит порядка
418 млрд рублей, что будет способствовать созданию условий для стабилизации и сни-
жения долговой нагрузки региональных бюджетов. Кроме того, в случае обеспечения
субъектом темпов роста в 2018-2019 годах налоговых и неналоговых доходов консо-
лидированных бюджетов выше уровня инфляции, он имеет право обратиться в Пра-
вительство Российской Федерации с просьбой о продлении сроков реструктуризации
еще на пять лет. Таким образом, общий срок погашения бюджетных кредитов может
составить 12 лет.
Согласно предварительным данным, на 1 января 2019 года объем государственного
долга субъектов Российской Федерации за 2018 год сократился на 109,1 млрд рублей,
или на 4,7%, и составил 2 206,3 млрд рублей, или 25,3% объема доходов бюджета субъ-
екта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, в том числе объем
задолженности по рыночным обязательствам сократился на 28,1 млрд рублей, или на
2,3%, и составил 1 187,4 млрд рублей.
Количество регионов с отношением рыночного долга к доходам без учета безвоз-
мездных поступлений на 1 января 2019 года:
- выше 50% - 6 регионов (со снижением к 2017 году на 4 региона), в том числе:
- выше 100% - 1 регион - Республика Мордовия (109,9% (увеличился за 2018 год
на 28,8%, или на 8,1 млрд рублей).
Расходы на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федера-
ции, по предварительным данным, за 2018 год сократились на 19,3 млрд рублей, или на
18%, и составили 90,8 млрд рублей. Вместе с тем экономия относительно первоначаль-
но утвержденных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные
цели на 1 января 2019 года составила 50,4 млрд рублей.
Объем долга муниципальных образований на
1 января
2019 года составил
371,9 млрд рублей с ростом к 1 января 2018 года на 3,9 млрд рублей, или на 1,1%, в том
числе рыночный долг - 274,7 млрд рублей с ростом на 12,4 млрд рублей, или на 4,7%.
В 2018 году вопросы развития межбюджетных отношений приобрели особую акту-
альность в свете новых задач, поставленных Указом Президента Российской Федера-
ции от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах разви-
тия Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204).
В целях обеспечения выполнения субъектами Российской Федерации указанных
задач были приняты меры по расширению доходной базы регионов и изменению раз-
граничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, в том числе в части:
- пролонгации до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете
доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций;
60
- поэтапной передачи с федерального на региональный уровень доходов от упла-
ты акцизов на нефтепродукты;
- увеличения до 80% норматива зачисления в региональные бюджеты доходов
от акцизов на крепкий алкоголь;
- передачи на федеральный уровень полномочий субъектов по обеспечению граж-
дан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний
по отдельным нозологиям.
Для повышения заинтересованности регионов в легализации оборота алкогольной
продукции и укрепления доходной базы с 2018 года осуществлен переход на порядок
зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию исходя из объемов рознич-
ной продажи с компенсацией снижения доходов для регионов, на территории которых
сосредоточены крупные производители.
В 2018 году, как и в предыдущие годы, продолжали осуществляться меры, на-
правленные на повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образо-
ваний16. В результате принятых мер в 2018 году в доходы местных бюджетов зачис-
лялись переданные в 2013-2016 годах в рамках поэтапного повышения бюджетной
обеспеченности муниципальных образований отдельные налоговые и неналого-
вые доходы, поступавшие ранее в федеральный и региональные бюджеты. Объем
таких поступлений в местные бюджеты за 2018 год составил 68,9 млрд рублей, или
4,6% в объеме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (в 2017 году -
59,5 млрд рублей, или 4,3% в объеме налоговых и неналоговых доходов местных
бюджетов).
Дальнейшая актуализация подходов к предоставлению межбюджетных трансфер-
тов и совершенствованию межбюджетных отношений будет осуществляться с уче-
том Указа № 204 и Стратегии пространственного развития Российской Федерации
на период до 2025 года.
В 2019 году будет осуществляться мониторинг исполнения принятых субъекта-
ми Российской Федерации обязательств, установленных в соглашениях о предостав-
лении бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов, в рамках
проведенной в 2017 году реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Рос-
сийской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального
бюджета.
Одновременно предполагается осуществление контроля за обеспечением проведе-
ния субъектами Российской Федерации взвешенной долговой политики, в том числе
реализация мер, направленных на снижение долговой нагрузки бюджетов субъектов
Российской Федерации, и реализация планов мероприятий по оздоровлению государ-
ственных финансов субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения дальнейшего роста предсказуемости и прозрачности
межбюджетных трансфертов, расширения горизонтов планирования федеральным
органам исполнительной власти необходимо предусмотреть распределение меж-
бюджетных трансфертов не только на очередной финансовый год, но и на плановый
период.
16 Приняты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных на-
правлениях совершенствования системы государственного управления» (далее - Указ № 601).
61
Повышение эффективности управления
государственными финансами субъектов
Российской Федерации и муниципальными финансами
В 2018 году в соответствии с приказом Минфина России от 3 декабря 2010 года
№ 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления реги-
ональными финансами» была проведена оценка качества управления региональными
финансами. По результатам оценки до 11 снизилось количество субъектов Российской
Федерации, качество управления региональными финансами которых признано не-
надлежащим (в 2017 году - 15 регионов), 27 субъектам Российской Федерации прис-
воена I степень качества управления региональными финансами, характеризующая
высокое качество управления региональными финансами, 47 субъектам Российской
Федерации присвоена II степень качества управления региональными финансами, ха-
рактеризующая надлежащее качество управления региональными финансами.
При оценке качества управления региональными финансами особое внимание
уделено выполнению показателей, характеризующих соблюдение требований Бюд-
жетного кодекса Российской Федерации, реализации Указов Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года и заключенных с Минфином России соглашений.
По итогам проведенной оценки руководителям регионов направлен обзорный
доклад, содержащий рекомендации по применению лучших практик и выявленных
недостатков управления региональными финансами.
В целях выявления, поощрения и распространения применения примеров луч-
шей практики деятельности органов местного самоуправления по организации му-
ниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных
образований Минфином России в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 815 «О Всероссийском конкурсе
«Лучшая муниципальная практика» была проведена оценка конкурсных заявок му-
ниципальных образований по номинации «Муниципальная экономическая полити-
ка и управление муниципальными финансами» в сфере управления муниципальными
финансами.
В рамках содействия повышению качества управления региональными и муници-
пальными финансами в 2018 году оказывалась методологическая и консультационная
поддержка финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований по вопросам формирования межбюджетных отношений на региональном
и муниципальном уровнях, в том числе даны рекомендации по организации бюджет-
ного процесса в субъектах Российской Федерации, реализации принятых программ
оздоровления государственных финансов регионов, организации межбюджетных от-
ношений с муниципальными образованиями, проведению взвешенной бюджетной
политики на региональном и муниципальных уровнях, увеличению доходной базы
бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Продолжена практика заключения соглашений с субъектами Российской Феде-
рации, определяющих дополнительные условия их предоставления и использования,
направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровле-
ние государственных финансов субъектов Российской Федерации и устанавливающие
меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации указанных
обязательств.
62
Стимулирование развития экономического потенциала субъектов Российской Фе-
дерации и повышение эффективности управления государственными и муниципаль-
ными финансами осуществляется по следующим направлениям:
1) предоставлены 40 субъектам Российской Федерации в 2018 году гранты за дос-
тижение наивысших темпов роста налогового потенциала в объеме 20 млрд рублей
ежегодно;
2) впервые предоставлены дотации в целях стимулирования роста налогового по-
тенциала по налогу на прибыль организаций. В 2018 году между 63 субъектами Рос-
сийской Федерации распределено 30,6 млрд рублей за счет суммы прироста налога на
прибыль организаций, поступившего в федеральный бюджет, в отчетном году по срав-
нению со среднегодовым фактическим поступлением за 2 года.
В 2019-2021 годах также планируется применение указанных механизмов стиму-
лирования.
Совершенствование нормативного правового
регулирования системы разграничения полномочий
между уровнями публичной власти
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на
период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентя-
бря 2018 года, в сфере развития субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований предусмотрено уточнение полномочий органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Феде-
рации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обес-
печения и организации эффективного исполнения указанных полномочий, оценка ре-
гулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, устанавливаю-
щих дополнительные требования к исполнению полномочий органами государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В 2018 году Минфином России в рамках реализации ведомственного проекта
«Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской
Федерации в целях совершенствования разграничения полномочий между уровня-
ми публичной власти» осуществлен анализ законодательства Российской Федерации
в части разграничения полномочий между уровнями публичной власти с целью
подготовки предложений по их уточнению с учетом необходимости совершен-
ствования их финансового обеспечения и организации эффективного исполнения
полномочий.
Проанализировано 158 полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления (110 полномочий субъ-
ектов Российской Федерации, 48 вопросов местного значения), выявлены основные
проблемы разграничения полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Вышеуказанные предложения направлены в 2018 году в Правительство Российской
Федерации, по итогам которого Минюсту России поручено проработать с участием
Минэкономразвития России, Минфина России и иных заинтересованных федераль-
ных органов исполнительной власти представленные предложения по внесению изме-
нений в законодательство Российской Федерации в части уточнения и перераспреде-
ления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
63
и органов местного самоуправления, в случае необходимости подготовить проект
соответствующего федерального закона.
В 2019 году совместно с Минэкономразвития России будет продолжена работа
по оценке регулирующего воздействия актов, принятых на федеральном уровне, вплоть
до отмены отдельных актов, устанавливающих излишнее регулирование.
2.4. Долговая политика
В 2018 году российский долговой рынок оказался под сильным влиянием таких
внешних факторов, как антироссийская санкционная риторика, ужесточение ФРС
США денежно-кредитной политики и «торговые войны». В этой связи долговая (заем-
ная) политика Российской Федерации была значительно адаптирована под негативное
влияние внешних факторов.
В целях поддержания рынка в условиях растущих доходностей Минфином Рос-
сии велась целенаправленная работа с инвесторами, были значительно снижены объ-
емы предложения ОФЗ на аукционах и диверсифицировано предложение долговых
инструментов.
Несмотря на серьезное ухудшение рыночной конъюнктуры в 2018 году, уровень
выполнения программы заимствований остался высоким.
Все обязательства Российской Федерации по государственным ценным бумагам
были исполнены в полном объеме и точно в срок.
Государственный внутренний долг Российской Федерации
Рынок государственных долговых обязательств Российской Федерации представ-
ляет собой ключевой сегмент национального облигационного рынка. По состоянию
на 1 января 2019 года сумма государственного внутреннего долга Российской Феде-
рации составила 9 176,4 млрд рублей, что на 486,8 млрд рублей больше по сравнению
с данными на 1 января 2018 года. Основная доля (84,5%) государственного внутрен-
него долга Российской Федерации приходится на обязательства по государственным
ценным бумагам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана
в валюте Российской Федерации. На ОФЗ приходится 38% российского долгового
рынка.
За последние 5 лет значительно повысились емкость и ликвидность рынка государ-
ственных ценных бумаг. Объем в обращении государственных облигаций, номиниро-
ванных в рублях, вырос в 1,8 раза, увеличившись с 4,4 трлн рублей на начало 2014 года
до 7,7 трлн рублей на начало 2019 года. При этом более 80% указанного объема прихо-
дится на рыночные инструменты.
В отличие от 2017 года, рекордного с точки зрения достигнутых объемов государ-
ственных внутренних заимствований, 2018 год оказался крайне сложным. Рынок госу-
дарственных ценных бумаг Российской Федерации оказался под серьезным давлени-
ем в результате сочетания ряда весомых негативных факторов. За расширением США
антироссийских санкций в начале апреля 2018 года последовала волна оттока капита-
ла с развивающихся рынков, обусловленная ужесточением ФРС США денежно-кре-
дитной политики и «торговыми войнами». В августе 2018 года санкционный фон был
64
усилен законопроектом, внесенным в Конгресс США, расширяющим санкции в отно-
шении России.
В результате давления внешних факторов значительно ослаб курс рубля, вернув-
шись в конце 2018 года к уровням середины 2016 года. Указанный фактор вкупе с ро-
стом инфляционных ожиданий потребовал от Банка России двухэтапного повышения
ключевой ставки с 7,25% до 7,75%, то есть до уровней начала 2018 года.
Также в целях поддержки национальной валюты регулятор в середине 2018 года
прекратил до конца 2018 года приобретение валюты на организованном рынке для
Минфина России, осуществляемое в рамках «бюджетного правила».
В результате действия вышеуказанных факторов доходности 10-летних ОФЗ
за 2018 год выросли на 120 б.п., до 8,7% годовых.
В целях поддержания рынка в условиях растущих доходностей со II квартала
2018 года Минфин России значительно снизил объемы предложения ОФЗ на аукци-
онах, диверсифицировав предложение долговых инструментов как по типам, так и по
срокам. С апреля 2018 года было возобновлено предложение участникам рынка таких
защитных инструментов, как ОФЗ с индексируемым на инфляцию номиналом и ОФЗ
с переменным купонным доходом.
Программа государственных внутренних заимствований на 2018 год была вы-
полнена на 86,9%. Объем средств, привлеченных за счет выпуска ОФЗ, составил
1 036,6 млрд рублей, что в 1,26 раза больше, чем в 2013 году. При этом 89,0% указанно-
го объема средств было привлечено за счет размещения ОФЗ с постоянным купонным
доходом, 7,2% - за счет ОФЗ с индексируемым номиналом, 2,1% - за счет ОФЗ с пере-
менным купонным доходом и 1,7% - за счет ОФЗ для физических лиц.
Объем погашения государственных ценных бумаг, номинальная стоимость
которых выражена в рублях, в 2018 году составил 529,0 млрд рублей, а чистое привле-
чение - 507,5 млрд рублей.
Дюрация портфеля ОФЗ по состоянию на конец 2018 года по сравнению с показа-
телем на конец 2017 года снизилась на 0,3 года и составила 4,0 года. Доходность порт-
феля ОФЗ за указанный период возросла на 0,9%, до 8,3%17 годовых.
В 2018 году Минфин России обеспечил непрерывное размещение облигаций фе-
дерального займа для физических лиц (ОФЗ-н), за счет которых было привлечено
17,5 млрд рублей.
В 2018 году было продолжено оказание государственной гарантийной поддержки.
Всего по итогам года было предоставлено 3 государственных гарантии Российской
Федерации в валюте Российской Федерации на общую сумму 323,5 млрд рублей. По
сравнению с 2017 годом объем государственной гарантийной поддержки в валюте Рос-
сийской Федерации увеличился более чем в 3 раза. При этом наибольшая доля в об-
щем объеме госгарантий, предоставленных в 2018 году, приходится на «Фабрику про-
ектного финансирования» (294,0 млрд рублей, или 90,9%). Государственные гарантии
Российской Федерации, предоставленные в рамках реализации антикризисных мер
(16,1 млрд рублей) и по обязательствам АО «РОСНАНО» (13,4 млрд рублей), составили
относительно небольшую величину (5,0% и 4,1% соответственно).
17 Рассчитано без учета ОФЗ с амортизацией долга выпуска № 46023RMFS, характеризующегося низкой ликвид-
ностью, что, в свою очередь, приводит к серьезному искажению ценообразования данного выпуска.
65
Государственный внешний долг
Российской Федерации
По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного внешнего долга
Российской Федерации составил 49,2 млрд долл. США (3 414,9 млрд рублей). За от-
четный период государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился
на 0,7 млрд долл. США (в рублевом эквиваленте увеличился на 544,9 млрд рублей).
Основная доля (74,4%) государственного внешнего долга Российской Федерации
приходится на обязательства по государственным ценным бумагам Российской Феде-
рации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В марте
2018 года Минфин России разместил новый выпуск еврооблига-
ций Российской Федерации с погашением через 11 лет («Россия-2029») в объеме
1,5 млрд долл. США и дополнительный выпуск еврооблигаций с погашением через
29 лет («Россия-2047») в объеме 2,5 млрд долл. США в рамках комплексной сделки,
предполагающей одновременно проведение обмена еврооблигаций и привлечение
средств в рамках программы государственных внешних заимствований. В результате
выпуск «Россия-2030» перестал быть крупнейшим российским суверенным выпуском
в обращении. Его место занял выпуск «Россия-2047» с номинальным объемом в об-
ращении 7 млрд долл. США, ставший одним из самых крупных и высоколиквидных
выпусков-бенчмарков на рынке государств с формирующимися рынками.
Из средств, привлеченных от размещения, 3,2 млрд долл. США использованы для
выкупа ранее выпущенных еврооблигаций с погашением в 2030 году («Россия-2030»).
В результате проведенного обмена повышена ликвидность обращающихся суверенных
еврооблигаций, выплаты по государственному внешнему долгу Российской Федера-
ции в 2018-2020 годах сократились на 1,35 млрд долл. США.
В начале декабря 2018 года состоялось первое с 2013 года размещение еврооблига-
ций в евро со сроком погашения через 7 лет («Россия-2025») объемом 1,0 млрд евро по
номиналу. Подавляющий объем выпуска объяснимо приобрели инвесторы из Европы
(73%), демонстрируя устойчивый интерес к кредитному риску Российской Федерации
и высокий уровень доверия к фундаментальным показателям российской экономики.
Данная сделка позволила создать ориентир по стоимости российского риска в евро,
расширить базу держателей государственных ценных бумаг Российской Федерации
и диверсифицировать валютный долговой портфель Российской Федерации.
В 2018 году предоставлена 1 государственная гарантия Российской Федерации
в иностранной валюте на сумму 20,0 млрд долл. США по обязательствам АО «ЭКСАР».
Государственный долг субъектов
Российской Федерации
Государственный долг субъектов Российской Федерации за 2018 год снизился в но-
минальном выражении на 109,1 млрд рублей, или на 4,7%, по состоянию на 1 января
2019 года составил 2 206,3 млрд рублей.
В 2018 году Минфином России был обеспечен допуск на национальный долговой
рынок 23 эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и муниципальных ценных бумаг путем государственной регистрации условий эмиссии
и обращения указанных ценных бумаг. Роль национального рынка как источника пок-
рытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации будет только возрас-
66
тать. Минфин России намерен содействовать процессу развития этого источника при
условии проведения субъектами ответственной заемной/долговой политики.
Минфином России подготовлен законопроект «О внесении изменений в Бюджет-
ный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных по-
ложений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования
правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) за-
имствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государствен-
ными финансовыми активами Российской Федерации», который предусматривает
модификацию системы оценки долговой устойчивости субъектов путем закрепления
более широкого перечня соответствующих показателей, пересмотра установленных
пороговых значений, применяемых показателей и введения правил классификации
регионов Российской Федерации по группам долговой устойчивости. Вводимая сис-
тема ранжирования регионов нацелена на создание предпосылок для заблаговремен-
ного выявления и предупреждения критического ухудшения долговой устойчивости
регионов и применения к ним соответствующих требований и ограничений. Дан-
ные меры направлены на ограничение роста долга субъектов Российской Федерации
и оказание им поддержки в своевременном решении долговых проблем, не дожидаясь
достижения критической ситуации.
Деятельность Минфина России в 2019 году в сфере управления государственным
долгом Российской Федерации будет направлена на решение следующих основных
задач:
1) оптимизация структуры (параметров) используемых долговых инструментов;
2) совершенствование механизма размещения государственных ценных бумаг;
3) регулярное предложение облигаций федерального займа для физических лиц,
а также повышение доступности данного инструмента для граждан и упрощение
процедуры его приобретения;
4) сохранение присутствия Российской Федерации на международном рынке
капитала как суверенного заемщика и поддержание репрезентативных ориентиров
доходности для российских компаний в иностранных валютах;
5) проведение активных операций по управлению государственным долгом в це-
лях снижения доли низколиквидных выпусков еврооблигаций Российской Федерации
в обращении, создания более сбалансированной структуры держателей суверенно-
го долга Российской Федерации и сокращения объема выплат по государственному
внешнему долгу;
6) поиск альтернативных источников заемных средств, в том числе путем органи-
зации доступа китайских инвесторов к российскому долговому рынку.
Управление средствами
Фонда национального благосостояния
В 2018 году преобладающая часть средств ФНБ (около 60%), как и в предыдущие
годы, размещалась на счетах в иностранной валюте в Банке России.
Средства ФНБ в сумме 1 108,2 млрд рублей были направлены на обеспечение сба-
лансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации и в сумме 5,1 млрд рублей - на софинансирование добровольных пенсион-
ных накоплений граждан Российской Федерации.
67
В 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 19 января 2008 года № 1818 Минфин России продолжил размещение средств
ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке в целях финансирования проектов, реализуе-
мых организациями реального сектора экономики. В их числе:
- «Приобретение и предоставление во владение и пользование (лизинг) вагонов
Московского метро» (КЖЦ-2) - 8,2 млрд рублей;
- «Строительство нового аэропортового комплекса «Центральный» (г. Сара-
тов)» - 3,0 млрд рублей.
В 2018 году в соответствии с постановлениями Правительства Российской
Федерации от 19 января 2008 года № 18 и от 5 ноября 2013 года № 99019 сред-
ства ФНБ размещены в ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструк-
турных проектов, предусмотренных Перечнем самоокупаемых инфраструктур-
ных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых
размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных на-
коплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей
компании20:
- в сумме 29,0 млрд рублей - в облигации Государственной компании «Россий-
ские автомобильные дороги» в целях финансирования инфраструктурного про-
екта «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)»,
предусмотренного пунктом 1 указанного Перечня;
- в сумме 20,0 млрд рублей - в привилегированные акции ОАО «РЖД» в целях
финансирования инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорож-
ной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных
магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», предусмо-
тренного пунктом 2 указанного Перечня.
В
2018 году в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2008 года
№ 18 и распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации21 валюта депозитов, размещенных за счет средств ФНБ
во Внешэкономбанке в 2014 году в общей сумме 6,25 млрд долл. США, измене-
на с доллара США на российские рубли, а процентная ставка по ним, начиная
с даты изменения валюты депозитов, установлена на уровне 2,86% годовых. В ре-
зультате пересчета в российские рубли общая сумма данных депозитов составила
352,6 млрд рублей.
В 2018 году в федеральный бюджет зачислены доходы от управления средствами
ФНБ в сумме 70,5 млрд рублей, в том числе от размещения средств на счетах в ино-
странной валюте в Банке России - 12,3 млрд рублей и от размещения средств в иные
18 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 «О порядке управления сред-
ствами Фонда национального благосостояния».
19 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 990 «О порядке размещения
средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализаци-
ей самоокупаемых инфраструктурных проектов».
20 Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 2044-р.
21 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 2639-р «О внесении изменений
в договоры о размещении средств Фонда национального благосостояния в долларах США на депозиты во
Внешэкономбанке».
68
разрешенные финансовые активы - 58,2 млрд рублей. По состоянию на 1 января
2019 года в ФНБ были аккумулированы денежные средства в сумме, эквивалентной
4 036,0 млрд рублей (58,1 млрд долл. США).
Деятельность Минфина России в 2019 году в сфере управления средствами ФНБ
будет направлена на решение следующих основных задач:
1) размещение преобладающей части средств ФНБ на счетах в иностранной валю-
те в Банке России;
2) продолжение инвестирования средств ФНБ в инфраструктурные проекты,
начатые до 1 января 2018 года;
3) продолжение размещения средств ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке
в целях финансирования проектов Внешэкономбанка, реализуемых организациями
реального сектора экономики, начатых до 1 января 2018 года;
4) подготовка нормативной базы для размещения средств ФНБ в Банке России
по процентным ставкам денежного рынка (на банковских счетах и на срочных,
до 1 года, депозитах);
5) разработка проекта порядка финансирования за счет средств ФНБ (в объеме,
превышающем 7% ВВП) экспортных поставок российской промышленной продук-
ции в счет государственных кредитов иностранным государствам, предусматриваю-
щего установление рамочных финансовых условий указанных кредитов и критериев
иностранных государств, имеющих право на их получение.
2.5. Финансовая политика
Банковская деятельность
В целях реализации ключевых задач на 2018 год в рамках регулирования банков-
ской деятельности были решены следующие задачи:
1) обеспечено снижение предельного размера обязательств заемщика перед мик-
рофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребитель-
ского займа, а также лишение кредитора права требовать исполнения заемщиком обя-
зательств по незаконно заключенному договору кредита22;
2) денежные средства, размещенные на счетах микропредприятий и малых пред-
приятий, включены в систему страхования вкладов23;
3) создан механизм страхования денежных средств, размещенных на счетах эскроу
и (или) специальных счетах, открытых для расчетов по договорам участия в долевом
строительстве, в размере не более 10 млн рублей24;
22 Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пот-
ребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях».
23 Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страхова-
нии вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
24 Федеральный закон от 1 июля 2018 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
69
4) создан правовой механизм противодействия хищению денежных средств со
счетов клиентов при совершении операций с использованием систем дистанционного
банковского обслуживания25;
5) реализована возможность для многофункциональных центров осуществлять
прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государствен-
ных и муниципальных услуг и уплаты иных платежей в случаях, предусмотренных фе-
деральными законами26;
6) регламентирован перевод выплат пенсий отдельным категориям военнослужа-
щих, проживающих на территории Российской Федерации, а также их семьям на бан-
ковские счета с национальными платежными инструментами27;
7) введена обязанность кредитора информировать заемщика о задолженности
и об остатке лимита кредитования по потребительскому кредиту (займу) после каждой
операции с использованием электронного средства платежа28;
8) реализована возможность направления дистанционного запроса и получения
кредитных отчетов, а также дистанционного предоставления согласия на получение
кредитных отчетов29.
Таким образом, по результатам реализованных Минфином России реформ в части
регулирования банковского законодательства страны Российская Федерация заняла
в рейтинге «Doing Business-2019» по направлению «кредитование» 22-е место.
Кроме того, Минфин России принимал активное участие в разработке и админи-
стрировании Федерального проекта «Ипотека» в рамках реализации национального
проекта «Жилье и городская среда».
В 2019 году в части банковской деятельности проводится работа по:
1) введению единого идентификатора договоров кредита (займа) для повышения
достоверности данных в кредитных историях30;
2) ограничению перечня лиц, обладающих правом заключать с гражданином дого-
воры займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой31;
3) усилению административной ответственности и установление уголовной ответствен-
ности за нелегальную деятельность по предоставлению потребительских микрозаймов32;
25 Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».
26 Федеральный закон от 19 февраля 2018 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального зако-
на «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
27 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 года № 1466 «Об утверждении перечня
иных выплат за счет средств федерального бюджета для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 305 Федерального
закона «О национальной платежной системе».
28 Федеральный закон от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
29 Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных
историях».
30 Проект федерального закона № 542749-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О кредитных
историях» 7 ноября 2018 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
в первом чтении.
31 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (зай-
ме)» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен в Правитель-
ство Российской Федерации (в настоящее время дорабатывается по замечаниям ГПУ).
32 Проекты федеральных законов «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголов-
но-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях» внесены в Правительство Российской Федерации (в настоящее время
дорабатываются по замечаниям ГПУ).
70
4) уточнению законодательства Российской Федерации, регулирующего потреби-
тельское кредитование33;
5) совершенствованию регулирования деятельности некредитных финансовых ор-
ганизаций по предоставлению потребительских займов, пресечению недобросовест-
ных практик отдельных участников рынка, снижению рисков потребителей в исполь-
зовании их услуг, а также уменьшению издержек добросовестных участников рынка34;
6) созданию единой (сквозной) системы поиска информации о залогах (обремене-
ниях) в залоговом реестре и федеральном ресурсе с использованием единого портала
государственных и муниципальных услуг35.
Валютное регулирование
В целях создания благоприятных условий для осуществления экономическими
субъектами внешнеэкономической деятельности и улучшения инвестиционного кли-
мата в стране приоритетным направлением деятельности в сфере валютного регулиро-
вания является сокращение административных барьеров в сфере осуществления меж-
дународной торговли, усложняющих законную экономическую деятельность граждан
и юридических лиц. В 2018 году в соответствии с проводимой политикой продолжа-
лась работа по дальнейшей либерализации валютного регулирования и валютного
контроля.
Так, важным итогом деятельности в этом направлении стало принятие подготов-
ленных Минфином России федеральных законов, предусматривающих:
1) внесение изменений в валютное законодательство, в соответствии с которыми
признается выполненной обязанность резидента по репатриации экспортной валют-
ной выручки в случае, если резидент обеспечил получение на свой банковский счет
в уполномоченном банке денежной суммы, эквивалентной или превышающей сум-
му валютной выручки, предусмотренной внешнеторговым договором (контрактом)
с нерезидентом по стратегически значимым проектам, по гарантии, поручитель-
ству и иному подобному обязательству, выданным АО «ЭКСАР» в пользу резидента
в обеспечение исполнения обязательств нерезидента по внешнеторговому договору
(контракту);
2) внесение изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и ва-
лютном контроле» и Трудовой кодекс Российской Федерации с целью обеспечения
возможности получения гражданами Российской Федерации заработной платы и иных
выплат в иностранной валюте от российских работодателей (юридических лиц-рези-
дентов и федеральных органов исполнительной власти) как на территории Российской
Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в случаях, установ-
ленных валютным законодательством Российской Федерации.
Также 12 декабря 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации был принят в первом чтении подготовленный Минфином России
33 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (зай-
ме)» проходит процедуру межведомственного согласования.
34 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции» проходит процедуру межведомственного согласования.
35 Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 344 Основ законодательства Российской Федера-
ции о нотариате и статью 71 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индиви-
дуальных предпринимателей» внесен в Правительство Российской Федерации.
71

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..