Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Итоговый доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Доклад Об основных результатах деятельности Министерства финансов РФ в 2018 году - часть 1

 

 

Министерство финансов
Российской Федерации
Расширенная коллегия
Министерства финансов Российской Федерации
Об основных результатах деятельности
Министерства финансов Российской Федерации
в 2018 году и задачах органов финансовой системы
Российской Федерации на 2019 год
Итоговый доклад
Москва, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА МИНИСТЕРСТВА
6
Миссия, ценности, долгосрочные цели
6
Структура Министерства
7
Распределение обязанностей между заместителями Министра
8
РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
13
1.1. Макроэкономические и иные условия, повлиявшие на политику,
реализованную Министерством за прошедший год
13
1.2. Ключевые тенденции развития экономики в среднесрочном периоде,
основные макроэкономические риски и факторы неопределенности,
а также их влияние на задачи бюджетной политики
17
РАЗДЕЛ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ
21
2.1. Управление доходами и их прогнозирование. Налоговая и таможенная политика 
21
Оценка рисков и работа с дебиторской задолженностью
21
Гармонизация методологии и информационно-сервисных систем
администрирования доходов
22
Единый регистр населения
24
Систематизация обязательных неналоговых платежей
25
Прогнозирование доходов
26
Оценка льгот и преференций
26
Изменения законодательства о налогах и сборах
27
Изменения законодательства о таможенном деле
30
Деофшоризация
34
Изменения законодательства в области регулирования алкогольного рынка
35
2.2. Управление общественными финансами: законодательство,
инструменты, методология, бюджетный процесс
38
Организация составления и исполнения федерального бюджета
38
Бюджетный кодекс (новая редакция)
41
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах
43
Обзоры бюджетных расходов как основа повышения их эффективности
43
Переход к проектным принципам управления
44
Бюджетные процедуры, бюджетная дисциплина, повышение
операционной эффективности
46
Повышение доступности и качества оказания государственных
и муниципальных услуг
49
Повышение качества финансового менеджмента
50
Бухгалтерский (бюджетный) учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность
организаций государственного сектора
51
Государственный внутренний финансовый контроль
52
Повышение эффективности государственных закупок
53
Совершенствование бюджетных инвестиций
55
2.3. Межбюджетные отношения. Государственная поддержка региональных
и местных бюджетов
56
Совершенствование предоставления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета, повышение их эффективности
56
Содействие сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов
58
Повышение эффективности управления государственными финансами субъектов
Российской Федерации и муниципальными финансами
62
2
и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год. Итоговый доклад
Совершенствование нормативного правового регулирования системы
разграничения полномочий между уровнями публичной власти
63
2.4. Долговая политика
64
Государственный внутренний долг Российской Федерации
64
Государственный внешний долг Российской Федерации
66
Государственный долг субъектов Российской Федерации
66
Управление средствами Фонда национального благосостояния
67
2.5. Финансовая политика
69
Банковская деятельность
69
Валютное регулирование
71
Пенсионные накопления, деятельность негосударственных пенсионных фондов
и размещение активов институтов развития
72
Страховая деятельность
73
Финансовые рынки
76
Имущественные отношения
77
Регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
и лотерей
79
Драгоценные металлы и камни
79
2.6. Регулирование бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
82
Аудит
82
Бухгалтерский учет и отчетность, переход на МСФО
84
2.7. Международное финансовое сотрудничество.
Развитие международных финансовых отношений
88
2.8. Контроль за внешними ограничениями
90
РАЗДЕЛ 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ (ПО УКРУПНЕННЫМ СФЕРАМ)
93
3.1. Социальная сфера и наука
93
О размещении информации о результатах независимой оценки качества оказания
услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны
здоровья и образования
93
Образование
93
Наука гражданского назначения
97
Культура и туризм
100
Здравоохранение
104
Физическая культура и спорт
105
Социальная поддержка населения
107
Пенсионное обеспечение
110
3.2. Сфера государственной военной и правоохранительной службы,
государственный оборонный заказ
111
Оптимизация расходов
111
Содействие занятости и добровольное переселение
112
Эффективная реализация государственного оборонного заказа
113
3.3. Сфера государственного управления, судебной системы
государственной гражданской службы
113
Оптимизация бюджетных расходов в сфере государственного управления
113
Подготовка нормативных правовых актов в части реализации федерального
закона о федеральном бюджете
116
3.4. Сфера инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики,
связи и частно-государственного партнерства
119
Сколково
119
Промышленность гражданского назначения
120
Связь
120
3
3.5. Сфера транспорта, дорожного хозяйства, природопользования
и агропромышленного комплекса
121
Транспорт и дорожное хозяйство
121
Проекты, имеющие особо важное социально-экономическое значение
122
РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ
125
4.1. Открытое Министерство
125
Бюджет для граждан
125
Финансовая грамотность
126
Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной
власти в Минфине России. Взаимодействие с референтными группами
127
Общественный совет
128
4.2. Информатизация
130
Электронный бюджет
130
Порталы и информационные ресурсы, автоматизация бюджетной деятельности
134
4.3. Московский финансовый форум
136
4.4 . Организация проектной деятельности Министерства
138
РАЗДЕЛ 5. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
143
5.1. Правовая защита интересов Российской Федерации
в сфере деятельности Министерства
143
5.2. Кадровая политика и профилактика коррупционных правонарушений
146
5.3. Обработка корреспонденции. Работа с обращениями граждан. Единый день
приема граждан
149
Приложение 1. Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной
программы Российской Федерации «Управление государственными финансами
и регулирование финансовых рынков»
156
Приложение 2. Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной
программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание
условий для эффективного и ответственного управления региональными
и муниципальными финансами»
157
Приложение 3. Отчет о закупочной деятельности Минфина России за 2018 год
158
Приложение 4. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя,
получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора
источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора,
администратора доходов бюджета по главе 092 «Министерство финансов
Российской Федерации»
165
Приложение 5. Информация о бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение
реализации национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов
в 2019-2021 годах
188
Приложение 6. Отчет о ходе реализации публичной декларации целей и задач
Минфина России за 2018 год
192
Приложение 7. Проект публичной декларации целей и задач Минфина России
на 2019 год
225
4
и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год. Итоговый доклад
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Прошедший год отметился поступательным движением вперед. Если говорить о результатах
в экономике, то рост ВВП у нас составил 2,3%. Это отстает от желаемой динамики развития, но тем
не менее самый быстрый рост с 2012 года и в два раза превышает среднегодовые темпы последних 10 лет.
В прошлом году наблюдался динамичный рост производства по широкому спектру отраслей,
в основе которого - укрепление конкурентоспособности нашей экономики. Экспорт ненефтегазового
сектора продолжил расти быстрыми темпами, а показатели прибыльности достигли максимальных
за последние десятилетия значений. Укрепилось восстановление инвестиционной и потребительской
активности.
Прошлый год также представил возможность проверки экономики на прочность. В отдельные
периоды скорость падения цен на нефть и оттока капитала была сравнима с 2014 годом. Последствия
при этом не оказались драматичными - национальная валюта и финансовые рынки сохраняли
стабильность, инфляция оставалась умеренной, а экономика продолжала расти.
В целом в нашей экономике сейчас практически отсутствуют макроэкономические дисбалансы,
ее подверженность состоянию внешней конъюнктуры минимальна, а ее структура усилена повышением
конкурентоспособности реального сектора и укреплением надежности финансового.
На этом прочном экономическом фундаменте мы должны возвести каркас современной,
эффективной и конкурентоспособной страны - достичь национальных целей развития, поставленных
Президентом Российской Федерации. В предстоящие годы мы должны совершить настоящий прорыв
в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере и, как результат, обеспечить
благополучие и новое качество жизни граждан, создать возможности для самореализации каждого
человека.
В прошлом году были сформированы условия для реализации национальных целей
-
сформулированы 13 национальных проектов и программ, обособлены соответствующие ресурсы
в бюджете, созданы действенные финансовые механизмы вовлечения регионов, заработала эффективная
система мониторинга их исполнения.
Реализация национальных целей развития - настоящий вызов, который будет стоять перед нашей
страной в ближайшие годы. Считаю, что у нас есть все ресурсы и возможности, чтобы ответить на
этот вызов. Текущий год - первый год полномасштабной реализации мероприятий по достижению
поставленных Президентом Российской Федерации целей. Это накладывает особую ответственность -
вся наша работа, все наши усилия должны быть ориентированы на это.
А. Силуанов
5
Стратегическая карта Министерства
Миссия
Способствовать развитию экономики, справедливому распределению
национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной
безопасности через эффективное и бережное управление государственными
финансами, развитие и повышение надежности финансовой системы Российской
Федерации.
Ценности
Верное служение государству и обществу
Профессионализм
Открытость
Результативность
Долгосрочные цели
Долгосрочные цели определяют содержание планов, проектов, целевых
ориентиров деятельности Министерства.
1. Обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация
экономики.
2. Улучшение условий ведения бизнеса и конкурентной среды через повышение
качества администрирования доходов бюджета.
3. Справедливое распределение национального дохода через повышение
эффективности управления бюджетными расходами.
4. Обеспечение сбалансированного регионального развития через
совершенствование межбюджетных отношений.
5. Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики
и обеспечение стабильности финансового рынка.
6. Формирование надежных источников финансирования и развитие
национального рынка заемного капитала.
6
Структура Министерства
Первый заместитель Председателя
Правительств Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
Силуанов А.Г.
Первый
Первый
Статс-секретарь -
Заместитель
Заместитель
Заместитель
Заместитель
Заместитель
Заместитель
Заместитель
заместитель
заместитель
заместитель
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Министра
Иванов А.Ю.
Колычев В.В.
Котяков
А.О.
Лавров А.М.
Моисеев
А.В.
Сторчак
С.А.
Трунин И.В.
Нестеренко Т.Г.
Горнин Л.В.
Зубарев Ю.И.
Алешин И.О.
Артюхин Р.Е.
Мишустин М.В.
Булавин В.И.
Руководитель
Руководитель
Руководитель
Руководитель
Федеральной службы
Федерального
Федеральной
Федеральной
по регулированию
казначейства
налоговой службы
таможенной службы
алкогольного рынка
Департамент
бюджетной
Департамент
Департамент
политики
Департамент
Департамент
бюджетной
организации
в сфере
Департамент
государственного
Департамент
проектного
Департамент
методологии
Департамент
составления
государственной
бюджетной политики
Правовой
долга
налоговой
управления
управления
и финансовой
финансовой
и исполнения
военной
департамент
и государственных
и таможенной
и развития
и стратегического
делами и контроля
отчетности
политики
федерального
и правоохранительной
планирования
финансовых
политики
персонала
в государственном
бюджета
службы
активов
секторе
и государственного
оборонного заказа
Департамент
Департамент
информационных
государственного
Департамент
технологий в сфере
регулирования
Департамент
Департамент
Департамент
регулирования
управления
в сфере производства
Департамент
проектного
правового
бухгалтерского учета,
государственными
Департамент
Административный
и обращения
международных
межбюджетных
финансирования
регулирования
финансовой
и муниципальными
доходов
департамент
драгоценных
финансовых
отношений
и инвестиционной
бюджетных
отчетности
финансами
металлов
отношений
политики
отношений
и аудиторской
и информационного
и драгоценных камней
деятельности
обеспечения
и валютного
бюджетного процесса
контроля
Департамент
бюджетной
Департамент
политики
Департамент
бюджетной
Департамент
в сфере
бюджетной
Департамент
политики
бюджетной
государственного
политики
контроля
в отраслях
политики в сфере
управления,
за внешними
в отраслях
социальной
контрактной
судебной системы,
ограничениями
экономики
сферы и науки
системы
государственной
гражданской службы
Распределение обязанностей между заместителями Министра
Нестеренко Татьяна Геннадьевна
первый заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- организации бюджетного процесса;
- выполнения функций и оказания государственных (муниципальных)
услуг органами государственной власти (органами местного
самоуправления) и государственными (муниципальными)
учреждениями;
- бюджетной классификации и бюджетной отчетности;
- бухгалтерского учета в секторе государственного управления,
статистики государственных финансов;
- финансового обеспечения федеральной государственной гражданской
службы, судебной системы, а также финансово-экономических основ
государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации
и муниципальной службы;
- подготовки проекта федерального бюджета и отчета об исполнении
федерального бюджета;
- создания и развития интегрированной системы управления
общественными финансами.
Горнин Леонид Владимирович
первый заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию:
- в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений
федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований;
- в отраслях жилищно-коммунального хозяйства
и взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации
с бюджетами муниципальных образований;
- в области национальной обороны, правоохранительной деятельности
и обеспечения безопасности государства и государственного
оборонного заказа.
Зубарев Юрий Иванович
статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации
организует и отвечает за законопроектную работу в части:
- подготовки предложений по формированию позиции
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации по проектам федеральных законов,
рассматриваемым палатами Федерального Собрания
Российской Федерации;
- взаимодействия с палатами Федерального Собрания
Российской Федерации;
координирует вопросы, обеспечивает руководство и отвечает за деятельность
Министерства, связанную с реализацией Концепции открытости федеральных
органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 января 2014 года № 93-р.
8
и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год. Итоговый доклад
Иванов Андрей Юрьевич
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности
в части финансирования отраслей экономики:
- топливно-энергетического комплекса, гражданских отраслей
промышленности;
- сельскохозяйственного производства, экологии, недропользования
и землепользования;
- транспортного (включая трубопроводный) комплекса и дорожного
хозяйства;
- в сфере связи и информационных технологий, средств массовой
информации, геодезии и картографии, в области технического
регулирования, инновационного и инвестиционно-технологического
развития, поддержки граждан в обеспечении жильем, поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Колычев Владимир Владимирович
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- бюджетной политики (в том числе разработки бюджетного прогноза
Российской Федерации на долгосрочный период) и стратегического
планирования (в том числе его методологического и экспертного
обеспечения);
- разработки основных направлений бюджетной, налоговой
и таможенно-тарифной политики;
- анализа и прогнозирования ситуации в мировой и российской
экономике, на финансовых и сырьевых рынках;
- анализа и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
- методологии администрирования доходов и исполнения бюджетов
по доходам и источникам финансирования дефицита;
- оценки и прогнозирования налоговых и неналоговых расходов;
- дебиторской задолженности по доходам;
- мониторинга и оценки рисков для общественных финансов;
- методологии формирования, реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской Федерации;
- методологии бюджетной эффективности;
- координации деятельности в Министерстве по реализации
приоритетных проектов и программ по основным направлениям
стратегического развития в Российской Федерации;
- взаимодействия с Банком России по вопросам денежно-кредитной
политики и администрирования доходов от перечисления части
прибыли Банка России;
- координации и методологии планирования деятельности Министерства;
- организации работы Национального совета по обеспечению
финансовой стабильности.
Котяков Антон Олегович
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- бюджетной деятельности в области здравоохранения, науки
гражданского назначения, культуры, образования, физической культуры
и спорта, туризма, молодежной политики, пенсионного и социального
обеспечения гражданских лиц, социального страхования, занятости
населения;
- финансового обеспечения подготовки и проведения чемпионата мира
ФИФА по футболу 2018 года, XXIX Всемирной зимней универсиады
2019 года в г. Красноярске.
9
Лавров Алексей Михайлович
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- бюджетного планирования и исполнения бюджетов, государственного
и муниципального финансового контроля, контрактных отношений
публично-правовых образований и созданных с их участием
юридических лиц, финансового менеджмента в секторе
государственного управления;
- осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц;
- внутреннего финансового контроля и аудита;
- совершенствования правового положения государственных
(муниципальных) учреждений, организации оказания государственных
(муниципальных) услуг;
- методологии бюджетной классификации, бухгалтерского учета
и отчетности в секторе государственного управления;
- организации подготовки и экспертизы актов бюджетного
законодательства.
Моисеев Алексей Владимирович 
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- развития финансовых рынков, валютной, страховой и банковской
деятельности;
- производства, переработки и обращения драгоценных металлов
и драгоценных камней;
- инвестирования средств для финансирования накопительной пенсии
и деятельности негосударственных пенсионных фондов
по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному
пенсионному страхованию;
- организации и проведения лотерей, азартных игр, производства
и оборота защищенной полиграфической продукции.
Сторчак Сергей Анатольевич
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы выработки государственной политики
и нормативно-правового регулирования в сферах:
- государственного долга, управления государственными финансовыми
активами и средствами Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния;
- предоставления и исполнения государственных гарантий Российской
Федерации;
- взаимодействия Российской Федерации с Международным валютным
фондом, организациями, входящими в группу Всемирного банка,
Новым банком развития, Азиатским банком инфраструктурных
инвестиций, Евразийским банком развития, Европейским банком
реконструкции и развития, Черноморским банком торговли и развития,
Межгосударственным банком, Международным инвестиционным
банком, Международным банком экономического сотрудничества,
Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным
банком, Евразийским фондом стабилизации и развития, Российско-
Кыргызским Фондом развития, Организацией экономического
сотрудничества и развития;
- участия Министерства в работе международных форумов («Группы
двадцати», «процесса министров финансов» Форума Азиатско-
Тихоокеанского экономического сотрудничества и др.), организаций
и межгосударственных объединений и фондов, сформированных
при их участии, включая партнерства «Северного измерения»;
- сотрудничества с иностранными государствами, оказания содействия
международному развитию, а также экономической интеграции
на постсоветском пространстве.
10
и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год. Итоговый доклад
Трунин Илья Вячеславович
заместитель Министра финансов Российской Федерации
координирует вопросы по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- налоговой, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета
и отчетности (за исключением вопросов бухгалтерского учета
и отчетности в секторе государственного управления);
- таможенного дела, таможенных платежей, определения таможенной
стоимости товаров, применения контрольно-кассовой техники;
- производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления
(распития) алкогольной продукции.
11

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..