ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     27      28      29      30     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 29

 

 

449
тьи экономической классификации расходов — 530 «Увеличение стоимости акций
и иных форм участия в капитале» и по 215 виду расходов «Строительство специаль-
ных и военных объектов»).
Ростехнадзором в целях эффективного и равномерного использования средств
федерального бюджета проводятся мероприятия внутреннего контроля за испол-
нением бюджета территориальными органами и подведомственными учреждения-
ми. Производится сбор оперативной и аналитической информации по исполнению
бюджета в разрезе кодов статей экономической классификации расходов бюджетов
Российской Федерации с объяснением причин отклонений фактических показате-
лей от плановых, сведений о заключенных государственных контрактах (договорах)
и произведенной по ним оплате.
В 2007 году показатели равномерности использования средств федерального бюд-
жета находились на достаточно низком уровне — 40 процентов средств израсходо-
вано в IV квартале 2007 года.
В 2007 году Ростехнадзору были предусмотрены бюджетные ассигнования в рам-
ках реализации:
Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение послед-
ствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской
Федерации до 2010 года» на выполнение научно- исследовательских и опытно-кон-
структорских работ по государственным контрактам в сумме 4 000,0 тыс. руб. Данные
средства полностью использованы Ростехнадзором на оплату:
научно-исследовательских работ по теме «Разработка макета беспилотного дози-
метрического комплекса для радиационного мониторинга объектов использования
атомной энергии и прилегающих к ним территорий, а также определения концен-
трации газоаэрозольной радиоактивной примеси, распространяющейся в атмосфе-
ре в условиях радиационных аварий на радиационно опасных предприятиях» по го-
сударственному контракту от 14.09.07 № 41-ГК/2007 с ФГУ «Научно-технический
центр Энергобезопасность» (3 000 тыс. руб);
научно-исследовательских работ по теме «Разработка методических рекоменда-
ций по оптимизации типовой автоматизированной системы контроля радиационной
обстановки» по государственному контракту от 28.11.07 № 53-ГК/1 с ФГУ «Научно-
технический центр по ядерной и радиационной безопасности» ( 1 000 тыс. руб.).
Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап) в
сумме 5 300,0 тыс. руб. и остатка средств федерального бюджета 2006 года по дан-
ной ФЦП в сумме 248,7 тыс. руб. Лимиты в размере 5 300,0 тыс. руб. в 2007 году
Ростехнадзору не доведены. Средства в размере 248,7 тыс. руб. не использованы по
причине их недостаточности для заключения договора на приобретение жилья.
Таблица 122
Исполнение расходной части Федерального бюджета в разрезе видов расходов бюджетной классификации за 2007 год
Наименование показателя
Утверждено
Утверждено на
Лимиты бюд-
Кассовое ис-
Исполнение
на 2007 год
2007 год уточ-
жетных обя-
полнение на
% кассового ис-
% кассового ис-
ФЗ от
ненной бюд-
зательств на
2007 год,
полнения к уточ-
полнения к ли-
19.12.06
жетной роспи-
2007 год,
тыс. руб.
ненной бюд-
митам бюджет-
№ 238-ФЗ,
сью, тыс. руб.
тыс. руб.
жетной росписи
ных обязательств
тыс. руб.
(гр.5/гр.3)
(гр.5/гр.4)
Всего:
4 853 149,4
4 868 473,0
4 863 377,9
4 841 428,0
99,4
99,6
Центральный аппарат
423 301,1
425 386,3
425 386,3
422 431,8
99,3
99,3
Территориальные органы
3 908 909,5
3 910 597,9
3 910 578,1
3 899 514,0
99,7
99,7
Мероприятия в рамках административной ре-
11 550,0
11 550,0
11 261,0
97,5
97,5
формы
Выплаты независимым экспертам
1 324,0
1 324,0
1 324,0
858,2
64,8
64,8
Выполнение научно-исследовательских и опыт-
569,0
569,0
569,0
569,0
100,0
100,0
но-конструкторских работ по государственным
контрактам
Прикладные научные исследования и разра-
36 736,2
36 736,2
36 736,2
36 727,3
100,0
100,0
ботки. Обеспечение деятельности подведом-
ственых учреждений
Федеральная целевая программа «Снижение
4 000,0
4 000,0
4 000,0
4 000,0
100,0
100,0
рисков и смягчение последствий чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного ха-
рактера в Российской Федерации до 2010 го-
да». Выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по государствен-
ным контрактам
Строительство специальных и военных объектов
25 000,0
25 000,0
25 000,0
19 771,5
79,1
79,1
Наименование показателя
Утверждено
Утверждено на
Лимиты бюд-
Кассовое ис-
Исполнение
на 2007 год
2007 год уточ-
жетных обя-
полнение на
% кассового ис-
% кассового ис-
ФЗ от
ненной бюд-
зательств на
2007 год,
полнения к уточ-
полнения к ли-
19.12.06
жетной роспи-
2007 год,
тыс. руб.
ненной бюд-
митам бюджет-
№ 238-ФЗ,
сью, тыс. руб.
тыс. руб.
жетной росписи
ных обязательств
тыс. руб.
(гр.5/гр.3)
(гр.5/гр.4)
ФЦП «Жилище»на 2002-2010 годы (второй
248,7
248,7
248,7
0,0
этап). Мероприятия по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан. Мероприятия
по обеспечению жильем федеральных го-
сударственных гражданских служащих.
Строительство объектов для нужд отрасли
Природоохранные учреждения. Обеспечение
390 687,8
390 687,8
390 622,5
389 287,2
99,6
99,7
деятельности подведомственных учреждений
Прикладные научные исследования в области
6 616,3
6 616,3
6 616,3
6 551,2
99,0
99,0
охраны окружающей среды.Прикладные науч-
ные исследования и разработки. Обеспечение
деятельности подведомственных учреждений
Финансирование расходов, осуществляемое за
0,0
0,0
290,0
0,0
счет средств, поступающих от сдачи в аренду
имущества, закрепленного за государственны-
ми организациями
Переподготовка и повышение квалификации
8 056,8
8 056,8
8 056,8
8 056,8
100,0
100,0
кадров
Обеспечение жильем федеральных государ-
5 300,0
5 300,0
0,0
0,0
ственных гражданских служащих
Межбюджетные трансферты. Другие межбюд-
42 400,0
42 400,0
42 400,0
42 400,0
100,0
100,0
жетные трансферты. Непрограммные инве-
стиции в основные фонды.Строительство объ-
ектов общегражданского назначения
452
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2007 году деятельность Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) была направлена на реализацию
положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации, плана действий Правительства Российской Федерации по
реализации основных направлений социально-экономического развития Российской
Федерации, программ реализации приоритетных национальных проектов, а также
на выполнение первоочередных задач, принятых коллегией Ростехнадзора по ито-
гам работы в 2006 году.
Достижение главной цели Ростехнадзора — обеспечение защищенности объек-
тов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, работ-
ников, занятых на них, населения, окружающей среды от угроз техногенного харак-
тера осуществлялось на основе:
мероприятий Комплексного плана работы Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору на 2007 год, утвержденного приказом
Ростехнадзора от 13.12.06 № 1078;
основных задач, определенных постановлением коллегии Ростехнадзора
от 15.03.07 № 1 «Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору в 2006 году и задачах на 2007 год»;
решений, направленных на повышение эффективности надзорной (контрольной)
и регулирующей деятельности (постановления коллегии от 22.05.07 № 2 «О пробле-
мах, задачах и направлениях развития государственного энергетического надзора»,
постановления коллегии от 01.08.07 № 3 «О взаимодействии с федеральными орга-
нами исполнительной власти Российской Федерации, с органами власти субъектов
Российской Федерации и разграничении полномочий при осуществлении надзор-
ных функций» и от 07.11.07 № 4 «Об итогах работы Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору за 9 месяцев 2007 года»);
решений расширенных оперативных совещаний с руководителями межрегио-
нальных территориальных управлений Ростехнадзора по федеральным округам и
межрегиональных территориальных управлений по ядерной радиационной безо-
пасности.
В 2007 году была сохранена оптимальная применительно к современной сфере
деятельности структура центрального аппарата Ростехнадзора, включающая 15 управ-
лений (9 отраслевых и 6 функциональных), а также система территориальных орга-
нов, в которую входят:
межрегиональные территориальные управления технологического и экологиче-
ского надзора по федеральным округам и по городу Москве (8 управлений);
территориальные и межрегиональные Управления по технологическому и эко-
логическому надзору (68 управлений);
межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиа-
ционной безопасностью (7 управлений);
Межрегиональное территориальное управление по информационным техноло-
гиям и защите информации.
Проведены мероприятия по оптимизации внутренней структуры территориаль-
ных органов применительно к функциям и задачам, дополнительно возложенным
на Ростехнадзор в последнее время.
453
В территориальных органах созданы структурные подразделения или группы по
государственному строительному надзору, а также оптимизирована численность ин-
спекторского состава по направлениям энергетического надзора и котлонадзора в
части регулирования безопасности тепловых сетей.
Нормотворческая деятельность Ростехнадзора в 2007 году была направлена на ре-
ализацию:
Комплекса мер по реализации основных положений Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 го-
да, утвержденного распоряжением Правительства от 15.06.07 № 781-р;
планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
на 2007 год;
планов разработки административных регламентов на 2007 год, утвержденных
Правительственной комиссией по проведению административной реформы;
Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со-
вершенствованием разграничения полномочий», утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 07.06.06 № 845-р;
Плана мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации основ
государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопас-
ности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.05
№ 2237-р;
иных отдельных поручений Аппарата Правительства Российской Федерации
по разработке нормативных правовых актов, а также постановлений коллегий
Ростехнадзора.
В целях реализации указанных поручений и планирования нормотворческой де-
ятельности Ростехнадзором были разработаны и утверждены:
План мероприятий Ростехнадзора по реализации программных целей и за-
дач, определенных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации;
План нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2007 год;
План разработки руководящих документов Ростехнадзора на 2007 год.
Целью законопроектной и нормотворческой деятельности Ростехнадзора в
2007 году являлось создание и совершенствование нормативной правовой базы, на-
правленной на обеспечение безопасности общества и человека в условиях:
реформирования системы управления использования атомной энергии, форси-
рования развития атомной энергетики;
реформирования системы управления в электроэнергетике;
планирования, проектирования и строительства новых трансграничных топлив-
но-энергетических транспортных систем;
реформирования и модернизации химической и металлургической промышлен-
ности (федеральная целевая программа);
реформирования градостроительной деятельности.
С учетом того, что принципы и основные положения нормативного правового
регулирования определяются законодательством, а также того, что пробелы право-
вого регулирования федеральных законов или положения федеральных законов,
454
допускающие разное толкование одних и тех же вопросов, зачастую не позволяют
надлежащим образом урегулировать существующие проблемы правоприменитель-
ной практики, в 2007 году Ростехнадзором была активизирована законопроектная
деятельность, в рамках которой Ростехнадзором были разработаны:
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с целью опре-
деления понятия «производственный объект»);
концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственно-
сти за нарушение законодательства, норм и правил в области использования атомной
энергии и обеспечения реализации прав органов, осуществляющих государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии, по назначению
административных наказаний за правонарушения в указанной области);
концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона
«О внесении изменений в статьи 20, 21 Федерального закона «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации»;
концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона «О
государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности».
Кроме того, в 2007 году Ростехнадзор принял активное участие в подготовке за-
конопроектов, разрабатываемых иными федеральными органами, а также в подго-
товке заключений и официальных отзывов Правительства на законопроекты, раз-
работанные субъектами законодательной инициативы (депутатами Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органами законодательной
власти субъектов Российской Федерации).
В 2007 году Ростехнадзор принял участие в рассмотрении 66 таких докумен-
тов, к числу наиболее важных из них относятся законопроекты, предусмотрен-
ные Комплексом мер по реализации основных положений Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года,
утвержденным Правительством Российской Федерации:
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» (в части увеличения размера административного штрафа за на-
рушение требований по рациональному использованию недр);
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части сти-
мулирования создания мощностей по переработке минерального сырья, установле-
ния требований к содержанию лицензий на пользование недрами и определения по-
рядка внесения в них изменений, а также уточнения оснований и порядка досрочного
прекращения, приостановления и ограничения прав пользования участками недр).
В 2007 году Ростехнадзором разработаны 23 проекта постановления Правительства
Российской Федерации, 10 из которых были приняты Правительством в 2007 году, а
также принято участие в работе по подготовке 131 акта Правительства Российской
Федерации, разрабатывавшихся иными федеральными органами исполнительной
власти.
Кроме того, Ростехнадзор принял участие в подготовке 13 проектов Указов
Президента Российской Федерации, 15 проектов технических регламентов и 8 меж-
ведомственных нормативных правовых актов, разрабатывавшихся иными федераль-
ными органами исполнительной власти.
455
Разработано и утверждено 44 руководящих документа Ростехнадзора.
В рамках проведения мероприятий административной реформы Ростехнадзором
в 2007 году разработан 21 административный регламент исполнения Ростехнадзором
государственных функций, утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 ад-
министративных регламентов:
Административный регламент по осуществлению государственной функции по
регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного ре-
естра опасных производственных объектов;
Административный регламент по осуществлению государственной функции по
лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ;
Административный регламент по осуществлению государственной функции по
лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безо-
пасности;
Административный регламент по осуществлению государственной функции по
лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транс-
портировке, размещению опасных отходов;
Административный регламент по осуществлению государственной функции по
установлению лимитов на размещение отходов.
Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные Комплексным пла-
ном работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору на 2007 год и планами работы территориальных органов Ростехнадзора
на 2007 год, выполнены.
Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и ради-
ационной безопасностью Ростехнадзора в 2007 году проведено 7669 инспекций. В
ходе проверок выявлено 4865 нарушений требований норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии и нарушений требований условий действия лицен-
зий. За нарушения требований по безопасности привлечено к административным
штрафам 116 должностных и юридических лиц на общую сумму штрафных санк-
ций 1 305 900 руб.
Территориальными (межрегиональными) управлениями по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора проведено:
218 987 проверок выполнения поднадзорными организациями требований про-
мышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению
1 692 914 нарушений требований законодательства Российской Федерации и пра-
вил по промышленной безопасности. На нарушителей требований промышленной
безопасности наложено 51 846 штрафов на общую сумму 177 399 тыс. руб.
По направлению государственного энергетического надзора проведено
177 418 обследований состояния безопасности электрических и тепловых устано-
вок и сетей, в ходе которых выявлено 1 565 058 нарушений обязательных требова-
ний правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых уста-
новок и сетей. Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
было составлено 47 469 протоколов об административных правонарушениях в со-
ответствии с компетенцией Ростехнадзора, как органа государственного энергети-
ческого надзора. Общая сумма штрафов составила 84 075 тыс. руб.
По направлению федерального государственного экологического контроля про-
ведены 25 401 контрольных (проверок) в ходе которых выявлено и предписано к
устранению 78 306 нарушений требований законодательства Российской Федерации
456
об охране окружающей среды. По представлению территориальных органов оштра-
фованы 20 045 нарушителей требований законодательства об охране окружающей
среды (общая сумма штрафов составила 160 080 тыс. руб.).
По направлению государственного строительного надзора проведено 13 190 про-
верок объектов капитального строительства, выявлено 43 882 нарушения действу-
ющего Градостроительного законодательства, составлено 2165 протоколов об ад-
министративных правонарушениях. За нарушения требований законодатель-
ства Российской Федерации в области градостроительной деятельности наложено
1762 штрафа, общая сумма штрафов составила 47 046 тыс. руб.
Федеральным законом от 19.12.06 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2007 год» определен план по сбору платы за негативное воздействие на окружаю-
щую среду в размере 2 623,9 млн руб. Поступления денежных средств по плате за
негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет в 2007 году
составили 3 364,9 млн руб., что выше установленного законом о федеральном бюд-
жете плана на 28 %.
Важной сферой деятельности Ростехнадзора в 2007 году являлся надзор в об-
ласти охраны недр, который осуществлялся в тесном взаимодействии с МПР
России, Росприроднадзором, Роснедрами, Минпромэнерго России, ФНС России,
Минэкономразвития России, администрациями субъектов Российской Федерации
и органами прокуратуры. Экономическая эффективность деятельности территори-
альных органов Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет плате-
жей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запа-
сов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового за-
конодательства при пользовании недрами по предварительным данным составила
более 2,6 млрд руб. (в 2006 году — 2,5 млрд руб.).
В 2007 году на законодательном уровне были внесены изменения в перечень ли-
цензируемых видов деятельности:
Федеральным законом от 04.11.07 № 250-ФЗ было прекращено лицензирование
деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.07 № 631 отме-
нено лицензирование деятельности АЗС;
Федеральным законом от 08.11.07 № 258-ФЗ отменено лицензирование взрыво-
опасных и пожароопасных производственных объектов и введено лицензирование
взрывопожароопасных производственных объектов.
За отчетный период Ростехнадзором в общей сложности выдано 15 800 лицен-
зий, в том числе 14 375 лицензий — территориальными органами. Отказано в выда-
че 1294 лицензий, что составляет 7,8 % от количества поданных заявок на получе-
ние лицензии (в 2006 году количество отказов составило 4,3 %).
В 2007 году было проведено 11 687 проверок соблюдения лицензионных требо-
ваний и условий. Выявлено и предписано к устранению более 55 000 нарушений ли-
цензионных требований и условий. При этом административные меры были при-
менены 3066 раз. Действие 5 лицензий было приостановлено и в 5 случаях лицен-
зии были аннулированы по решению суда.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области исполь-
зования атомной энергии выдано 1643 лицензии, в том числе 1443 лицензии выда-
но МТО ЯРБ Ростехнадзора. Отказано в выдаче 45 лицензий.
457
На поднадзорных объектах использования атомной энергии в 2007 году выявле-
но 1428 нарушений условий действия лицензии, при этом приостановлено действие
28 лицензий и 92 лицензии аннулировано.
Территориальными органами осуществлялась регистрация опасных произ-
водственных объектов. В государственном реестре опасных производственных
объектов по состоянию на 1 января 2008 года зарегистрировано 282 853 объекта
(в 2006 году — 266 400) в составе 118 050 эксплуатирующих организаций (в 2006 го-
ду — 113 672 организации).
За 2007 год количество поднадзорных опасных производственных объектов уве-
личилось на 6,5 %.
Одной из основных задач ведения государственного реестра опасных производ-
ственных объектов является его актуализация путем планомерной перерегистрации
опасных производственных объектов.
В 2007 году в целом по Ростехнадзору процент перерегистрированных объектов
составил 78 % ( в 2006 году он составлял 69 %).
В целях предупреждения крупных аварий и чрезвычайных ситуаций в отчетном
периоде осуществлялись надзорные мероприятия по декларированию промыш-
ленной безопасности. В 2007 году разработано и зарегистрировано в центральном
аппарате Ростехнадзора 527 деклараций промышленной безопасности (в 2006 году
зарегистрировано 358 деклараций). Всего в декларировании промышленной безо-
пасности приняло участие 144 экспертные организации, из них в разработке декла-
раций — 105, в экспертизе деклараций — 61 организация, в том числе 11 экспертных
организаций, аккредитованных в Единой системе оценки соответствия на объек-
тах, подконтрольных Ростехнадзору. Обобщение и анализ сведений о ходе деклари-
рования опасных производственных объектов показывает, что в целом деклариро-
вание осуществляется с выполнением требований Федерального закона от 21.07.97
№ 116-ФЗ, нормативных методических документов Ростехнадзора.
В рамках международной деятельности в соответствии с распоряжением Прави-
тельства Российской Федерации от 21.03.07 № 317-р от имени Правительства Россий-
ской Федерации подписана Совместная Декларация о сотрудничестве в области мир-
ного использования атомной энергии с Агентством по ядерной энергии Организации
экономического сотрудничества и развития.
Проведена совместная инспекция Ленинградской АЭС с участием представи-
телей органов регулирования ядерной и радиационной безопасности России и
Финляндии.
В рамках международного сотрудничества проведена совместная проверка (с уча-
стием органов регулирования Украины) соблюдения требований промышленной без-
опасности при изготовлении транспортных средств на ОАО «Азовмаш» (Украина,
г. Мариуполь), являющегося крупным поставщиком вагонов-цистерн для россий-
ских организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Подготовлены материалы в соответствующие разделы Национального докла-
да Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из положений
Конвенции о ядерной безопасности.
Реализованы первоочередные мероприятия по подготовке к проведению в Рос-
сии миссии МАГАТЭ по оценке деятельности органа регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности.
Обеспечены контрольно-надзорные мероприятия на объектах химического разо-
ружения в рамках обязательств Российской Федерации по выполнению Конвенции
458
о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении.
Международное сотрудничество в области экологического надзора Ростехнадзор
обеспечивал с учетом соблюдения российского законодательства в области окружа-
ющей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, что фактически
являлось выполнением обязательств Российской Федерации, вытекающих из:
Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас-
стояния;
Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий;
Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо-
дов и их удалением;
Венской конвенции об охране озонового слоя.
Осуществлена межведомственная координация участия Российской Федерации
в деятельности Группы по ядерной и физической безопасности «Восьмерки».
Завершена работа по подготовке распоряжения Правительства Российской
Федерации от 28.05.07 № 673-р, согласно которому Ростехнадзор определен го-
ловным федеральным органом исполнительной власти по участию в деятельности
Рабочей группы Арктического Совета по устранению загрязнения в Арктике.
Подписан Меморандум о взаимопонимании между Ростехнадзором и Минис-
терством охраны окружающей среды Республики Индонезия о сотрудничестве в
сфере ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду.
Подписана Декларация о намерениях о сотрудничестве и взаимодействии между
Ростехнадзором и Гострудпромнадзором Приднестровья.
Осуществлялось сотрудничество по вопросам технологического надзора по тем
направлениям, которые должны обеспечить гармонизацию национальной системы
технологического надзора и контроля с системой, принятой в большинстве разви-
тых стран.
Обеспечивалась работа Совместной комиссии по торгово-экономическому и на-
учно-техническому сотрудничеству с Республикой Корея и Межправительственной
комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с
КНДР. Проведены очередные ежегодные заседания комиссий.
Развивалась Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных
Ростехнадзору, использующая процедуры добровольной аккредитации для оценки
компетентности организаций, выполняющих работы на поднадзорных объектах. В
рамках Единой системы оценена компетентность более 4 тыс. органов оценки со-
ответствия и около 40 тыс. специалистов и экспертов.
В 2007 году финансирование системы Ростехнадзора осуществлялось из федераль-
ного бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств
и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год». Общая сумма сме-
ты расходов составила 4 868 473,0 тыс. руб., в том числе на содержание:
центрального аппарата — 425 386,3 тыс. руб.;
территориальных органов — 3 910 597,9 тыс. руб.;
подведомственных учреждений — 390 395,5 тыс. руб.
Кадровая политика Ростехнадзора была направлена на выполнение требований
законодательства о государственной гражданской службы и повышение квалифи-
кации сотрудников Ростехнадзора. Укомплектованность кадрами центрального ап-
парата Ростехнадзора на конец 2007 года составила 92 %. Территориальные органы
459
в настоящее время сохранили стабильность в обеспечении кадрами и укомплекто-
ванность в среднем составляет 96 % (на конец 2006 года эта цифра составляла 92 %).
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации осу-
ществлялась на плановой основе. В течение 2007 года в рамках государственного за-
каза и реализации средств, выделенных Ростехнадзору, повышение квалификации
и профессиональную переподготовку прошли 2148 государственных служащих. В
целях решения задач, направленных на стабилизацию кадрового потенциала, под-
держание необходимого профессионального уровня руководящего состава, на кон-
курсной основе создан кадровый резерв.
На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах в 2007 году отмечено
следующее состояние аварийности и травматизма.
Нарушений пределов безопасной эксплуатации на АЭС не было, все нарушения
классифицированы по шкале INES нулевым уровнем. Нарушений в работе атом-
ных станций, классифицируемых как аварии, не было. Событий с радиационны-
ми последствиями на АЭС не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы
АЭС в окружающую среду ниже допустимых уровней.
На 31 энергоблоке АЭС произошло 47 нарушений в работе, подлежащих учету в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций, что на 5 нарушений больше, чем в 2006 году.
За 2007 год на объектах ядерного топливного цикла аварий с превышением уста-
новленных пределов безопасной эксплуатации, облучением населения и персонала
выше предельно допустимых доз не было. Произошло 9 нарушений в работе, что на
5 меньше, чем в 2006 году.
На исследовательских ядерных установках (далее — ИЯУ) в 2007 году произошло
29 нарушений в работе, что на 18 нарушений меньше, чем в 2006 году. Нарушения в
работе ИЯУ не приводили к нарушению пределов и условий безопасной эксплуа-
тации. Выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду в количе-
ствах, превышающих установленные значения, не было.
Нарушения в основном были обусловлены автоматическими остановами ИЯУ
по причине сбоев в работе оборудования внешнего электроснабжения.
В 2007 году в работе радиационно опасных объектов зафиксировано 35 наруше-
ний, которые по своим радиационным характеристикам относятся к нерадиацион-
ным происшествиям.
В работе ядерных установок атомных ледоколов в 2007 году зарегистрировано
13 нарушений в работе, что на 9 нарушений меньше, чем в 2006 году.
В 2007 году утрат, хищений и несанкционированного использования ядерных ма-
териалов не зарегистрировано.
Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась ста-
бильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосфер-
ном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях в 2007 году сохранялось
на уровне 2006 года.
В поднадзорных Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные произ-
водственные объекты, в 2007 году произошло 207 аварий (на 3 аварии больше, чем
в 2006 году (204).
Это в основном обусловлено увеличением аварийности на объектах газораспре-
деления и газопотребления — увеличение на 6 аварий (с 37 до 43); на объектах, где
используются подъемные сооружения — увеличение на 4 аварии (с 38 до 42); при
460
проведении взрывных работ — увеличение на 4 аварии (с 2 до 6); на объектах хими-
ческой промышленности — увеличение на 3 аварии (с 7 до 10).
Наибольшее количество аварий в 2007 году было зафиксировано на объектах сле-
дующих отраслей промышленности:
объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта —
50 аварий;
объекты газораспределения и газопотребления — 43 аварии;
объекты, на которых используются подъемные сооружения, — 42 аварии;
объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности —
22 аварии;
объекты угольной промышленности — 21 авария.
Снижение аварийности произошло на объектах горно-рудной промышленности
(с 12 до 7 аварий), на объектах, где используются оборудования, работающие под
давлением (с 6 до 3 аварий), и на взрывоопасных объектах хранения и переработки
растительного сырья (с 2 до 1 аварии).
Наибольший рост аварийности был отмечен на опасных производственных объ-
ектах, расположенных на территориях:
МТУ по Южному федеральному округу — с 2 до 9 аварий;
МТУ по Сибирскому федеральному округу — с 2 до 7 аварий;
УТЭН по Ханты-Мансийскому АО (С.Н. Тищенко) — с 6 до 10 аварий.
Снижение аварийности произошло на опасных производственных объектах, рас-
положенных на территориях:
УТЭН по Тюменской области — с 9 до 2 аварий;
Северо-Кавказского межрегионального УТЭН — с 14 до 8 аварий;
УТЭН по Республике Башкортостан — с 10 до 5 аварий;
УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания — с 5 до 0 аварий.
В поднадзорных организациях, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, при осуществлении производственной деятельности погибло 489 человек
(на 121 человек больше, чем в 2006 году (368).
При этом значительный рост количества несчастных случаев со смертельным ис-
ходом произошел на предприятиях угольной промышленности (с 68 до 232 случаев).
Существенное увеличение количества погибших обусловлено двумя крупными ава-
риями на угледобывающих шахтах Кузбасса, в результате которых погибло 149 гор-
няков. Всего за 2007 год на предприятиях угольной отрасли произошла 21 авария и
смертельно травмировано — 232 человека. По сравнению с 2006 годом количество
случаев смертельного травматизма увеличилось в 3,4 раза.
Общее состояние промышленной безопасности в угольной отрасли за 2007 год
по сравнению с 2006 годом ухудшилось, что связано главным образом с проводимой
в отрасли реструктуризацией, старением основных фондов угольных предприятий,
низкой технологической дисциплиной, неосторожными или несанкционирован-
ными действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом требований
и приемов безопасного ведения работ.
Рост количества несчастных случаев со смертельным исходом был отмечен так-
же на объектах химической промышленности (с 10 до 18 случаев) и на объектах га-
зораспределения и газопотребления (с 1 до 4 человек).
Произошло снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом
на объектах горно-рудной промышленности (со 100 до 81 случая), на объектах, где
461
используются подъемные сооружения (с 96 до 77 случаев), и на взрывоопасных объ-
ектах хранения и переработки растительного сырья (с 6 до 4 случаев).
В 2007 году в поднадзорных Ростехнадзору организациях при эксплуатации
электростанций, электроустановок потребителей, электрических и тепловых се-
тей произошло в общей сложности 203 несчастных случая со смертельным исходом
(в 2006 году — 218).
При незначительном снижении количества несчастных случаев со смертельным
исходом при эксплуатации электростанций, электроустановок и электрических се-
тей в целом по России в 31 субъекте Российской Федерации произошел рост случа-
ев смертельного травматизма от поражения электрическим током, из них 8 субъек-
тов Российской Федерации находятся в Центральном федеральном округе.
Наибольший рост смертельного травматизма от поражения электрическим то-
ком был отмечен на объектах, расположенных на территориях: г. Санкт-Петербурга,
Алтайского, Приморского и Хабаровского края.
Основными задачами Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору на 2008 год являются:
участие в реализации задач социально-экономического развития России, постав-
ленных на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития
России до 2020 года» 08.02.08 г.;
реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, выполнение Плана действий Правительства
Российской Федерации по реализации в 2008 году Программы социально-эконо-
мического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 —
2008 годы), участие в реализации Программы долгосрочного развития Российской
Федерации;
участие в реализации приоритетных национальных проектов;
участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение проведения
XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также на обеспечение
председательства Российской Федерации в форуме «Азиатско-тихоокеанское эко-
номическое сотрудничество» в 2012 году;
выполнение мероприятий административной реформы по направлениям дея-
тельности Ростехнадзора, включая разработку административных регламентов вы-
полнения надзорной и контрольной деятельности и соответствующую переработ-
ку руководящих документов, а также совершенствование организации разреши-
тельной деятельности в части выдачи разрешений и лицензий заявителям, через
Многофункциональные центры (МФЦ);
формирование правового поля и правовых механизмов, необходимых для обеспе-
чения безопасности среды, окружающей общество и человека, включая реализацию
решений, принятых Советом безопасности Российской Федерации на заседании 30
января 2008 года, по созданию действенной системы экологической безопасности
в стране, минимизации негативных последствий интенсивной хозяйственной дея-
тельности, решения проблем накопленного экологического ущерба, утилизации от-
ходов, совершенствованию государственного управления и нормативного правово-
го регулирования в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды
и нормирования воздействия на окружающую среду;
обеспечение реализации Плана законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации на 2008 год, включая подготовку и представление в уста-
462
новленном порядке в Правительство Российской Федерации законопроекта о вне-
сении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об админи-
стративных правонарушениях и Федеральный закон «Об использовании атомной
энергии», а также законопроектов в области государственного контроля за оборо-
том взрывчатых материалов и пиротехнических изделий;
обеспечение выполнения поручений Правительства Российской Федерации по
подготовке нормативных правовых актов, направленных на реализацию федераль-
ных законов, в том числе Федерального закона от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со-
вершенствованием разграничения полномочий», от 18.12.06 № 232-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные зако-
нодательные акты Российской Федерации», от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензирова-
нии отдельных видов деятельности» и от 04.12.07 № 324-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая разработку
нового Положения о лицензировании взрывопожароопасной деятельности;
выработка мер, направленных на повышение эффективности государственно-
го надзора путем сосредоточения в Ростехнадзоре федеральных государственных
надзорных функций в отношении особо опасных и технически сложных объек-
тов на всех стадиях их существования (от проектирования до ликвидации), а так-
же на обеспечение соблюдения требований безопасности, международных обяза-
тельств Российской Федерации в условиях реформирования и форсирования раз-
вития поднадзорных отраслей, форсирования освоения континентального шельфа
Российской Федерации;
повышение эффективности взаимодействия с федеральными органами ис-
полнительной власти, обеспечение четкого разграничения полномочий между
Ростехнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти (вклю-
чая разграничение полномочий по надзору за промышленной безопасностью опас-
ных производственных объектов между Ространснадзором и Ростехнадзором), с ор-
ганами власти субъектов Российской Федерации, а также повышение информаци-
онной открытости деятельности Ростехнадзора;
упорядочение количества поднадзорных объектов по всем видам надзора пу-
тем разработки критериев отнесения объектов к федеральному надзору (в случае
необходимости — путем разработки соответствующих нормативных правовых ак-
тов), обратив особое внимание на то, что, в случае если объект относится к феде-
ральному надзору по критериям, определенным для одного из осуществляющихся
Ростехнадзором государственных надзоров, по всем другим видам надзоров такой
объект также должен быть отнесен к федеральному надзору;
составление перечней поднадзорных объектов по всем видам надзоров;
разработка мер, направленных на обеспечение безопасности бесхозных опасных
объектов;
разработка мер, направленных на совершенствования лицензирования и прове-
дения экспертиз, включая проработку вопроса по увеличению сроков действия ли-
цензий до срока эксплуатации объекта;
обеспечение проведения в 2008 году конкурсов на лучшую организацию (пред-
приятие), поднадзорную Ростехнадзору, разработка нормативного акта, регламен-
тирующего порядок проведения конкурсов;
463
обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных Комплексным пла-
ном работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору на 2008 год, планом законопроектной и нормотворческой деятельности
Ростехнадзора на 2008 год;
выполнение плана мероприятий по реализации «Основ государственной поли-
тики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской
Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», а также обеспе-
чение выполнения функций по лицензированию и надзору при реализации феде-
ральных целевых программ «Развитие атомного энергопромышленного комплекса
России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» и «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
обеспечение подготовки и направления в МАГАТЭ 2-го национального доклада по
выполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Объединенной
конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности
обращения с радиоактивными отходами;
обеспечение подготовки к осуществлению в 2009 году миссии МАГАТЭ по оцен-
ке деятельности органа регулирования ядерной и радиационной безопасности;
обеспечение разработки нормативных актов, направленных на установление
классификации и категорий радиоактивных отходов;
разработка с участием Росатома плана мероприятий, направленных на участие
Ростехнадзора в работе Международной комиссии по сертификации ядерных ре-
акторов;
совершенствование технического регулирования в сфере деятельности
Ростехнадзора, в том числе в целях реализации Федерального закона «О техническом
регулировании»; внесение в Правительство Российской Федерации в 2008 году про-
екта Федерального закона о техническом регламенте «О безопасности оборудования,
работающего под избыточным давлением» и проекта постановления Правительства
Российской Федерации «О безопасности лифтов»;
организация методологического обеспечения функций по контролю и надзору
за состоянием внутридомового газового оборудования, осуществляемого государ-
ственными жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации и муници-
пальных органов: обеспечение взаимодействия и оказание методической и практиче-
ской помощи органам местного самоуправления в реализации мер по обеспечению
безопасности при использовании газа в быту, разработке программ по повышению
уровня безопасности, технического обслуживания и замене морально устаревшего
внутридомового газового оборудования, не имеющего необходимых систем проти-
воаварийной защиты; разработка распорядительных документов и организация над-
зора за эксплуатирующими организациями систем внутридомового газового обору-
дования; организация обучения специалистов компаний, управляющих жилым фон-
дом, и жилищных инспекций; оказание им методической помощи в повышении
эффективности надзорной деятельности; участие в расследовании и разработка мер
по профилактике аварий, связанных с использованием газа в быту;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере градостро-
ительной деятельности в целях обеспечения осуществления комплексного надзора
(строительного, экологического, горного, в сфере промышленной, ядерной и ради-
ационной безопасности) за особо опасными, технически сложными и уникальными
объектами на стадии их строительства, капитального ремонта и реконструкции;
464
создание необходимой правовой и нормативной базы по осуществлению
Ростехнадзором государственной функции по лицензированию деятельности в об-
ласти взрывчатых материалов промышленного назначения, организации и практи-
ческому осуществлению надзора и контроля на заводах — изготовителях взрывчатых
материалов оборонно-промышленного комплекса, в том числе по актуализации ве-
домственных норм и правил в области промышленной безопасности;
совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидро-
технических сооружений, включая создание и организацию работы под руководством
Ростехнадзора Межведомственной комиссии по безопасности гидротехнических
сооружений в целях координации действий федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации при осуществлении надзора за безопасностью ГТС;
обеспечение работы по проверке выполнения организациями, эксплуатирующи-
ми автозаправочные станции, требований промышленной безопасности; регистра-
ции автозаправочных станций в государственном реестре опасных производствен-
ных объектов; учету и техническому расследованию причин аварий и инцидентов,
происшедших на автозаправочных станциях; взаимодействию с государственными
органами исполнительной власти субъектов федераций и территориальными управ-
лениями МЧС России в части обмена информацией по происшедшим на автоза-
правочных станциях авариям, пожарам и несчастным случаям;
подготовка предложений по решению социальных задач по бесперебойному
функционированию систем обеспечения населения электричеством, водой, газом
и теплом, в том числе резервного обеспечения электричеством социально важных
объектов (школ, больниц и т.д.) независимо от формы собственности;
обеспечение разработки необходимой нормативной базы осуществления госу-
дарственного энергетического надзора, включая положение о государственном
энергетическом надзоре, а также актов, направленных на обеспечение выполнения
Ростехнадзором с 01.07.08 г. ряда функций ОАО «РАО ЕЭС России», выработка кри-
териев и определение объектов федерального надзора, обеспечение проведения ра-
боты по инвентаризации и переработке нормативных документов ОАО «РАО ЕЭС
России», обеспечение проведения инвентаризации и актуализации ведомственных
нормативных правовых актов по вопросам надзора в сфере электроэнергетики в це-
лях приведения их в соответствие со структурой субъектов электроэнергетики, соз-
даваемой в результате реформирования ОАО «РАО ЕЭС России»;
подготовка материалов в доклад Правительству Российской Федерации о со-
стоянии безопасности на объектах химического разоружения в рамках обязательств
Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, про-
изводства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;
реализация функций государственного заказчика в Федеральной целевой про-
грамме «О пожарной безопасности»;
обеспечение прибытия на внеочередную аттестацию должностных лиц поднад-
зорных организаций в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодатель-
ством Российской Федерации, разработка нормативного правового акта, предусма-
тривающего возможность доставления должностных лиц поднадзорных организа-
ций на внеочередную аттестацию в случаях, когда законодательством установлена
необходимость ее проведения;
дальнейшее развитие Единой системы оценки соответствия на объектах, под-
надзорных Ростехнадзору;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     27      28      29      30     ..