ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 13

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
193
сти машиностроения и средств автоматизации, повысить уровень контроля за дея-
тельностью проектных и конструкторских организаций.
Повышение уровня подготовки руководителей, специалистов и персонала пред-
приятий и организаций должно сопровождаться внедрением на поднадзорных пред-
приятиях новых эффективных методов обучения персонала действиям как в услови-
ях нормального ведения технологических процессов, так и при его отклонениях.
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
В 2009 году в области обращения со взрывчатыми материалами (ВМ) осуществля-
ли деятельность 1338 поднадзорных организаций (юридических лиц), в том числе
1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов
(производство, хранение, применение и транспортирование взрывчатых материа-
лов), 82 организации по подготовке и повышению квалификации взрывперсонала
и других работников для указанных опасных производственных объектов, 34 спе-
циализированные проектные организации, 59 экспертных организаций, 32 строи-
тельные организации (строительство, расширение, реконструкция, техническое пе-
ревооружение опасных производственных объектов).
В прошедшем году эксплуатировались 5185 опасных производственных объектов,
связанных со взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов ВМ, погребков
и других оборудованных мест хранения, 315 тупиков, площадок, причалов и других
транспортных пунктов для погрузочно-разгрузочных операций с ВМ, 2471 автомо-
билей и иных транспортных средств для перевозки ВМ, 517 полигонов, стендов, ла-
бораторий и иных объектов, на которых испытываются и уничтожаются ВМ и взры-
воопасные предметы, в том числе в рамках утилизации боеприпасов, ракет, порохов
и ТРТ, 90 основных и вспомогательных технологических цехов и участков для произ-
водства и упаковки ВМ на заводах-изготовителях, 47 стационарных пунктов горно-
добывающих и иных предприятий по изготовлению раствора селитры, эмульсионной
матрицы и иных компонентов для эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ), 25 ком-
плексов подготовки гранулированных ВВ заводского производства к механизиро-
ванному заряжанию, 160 передвижных установок, доставщиков раствора селитры и
эмульсии, смесительно-зарядных и транспортно-зарядных машин для изготовления
ЭВВ и заряжания ими скважин, 696 передвижных установок, смесительно-зарядных
и транспортно-зарядных машин для изготовления двух-трехкомпонентных гранули-
рованных бестротиловых и тротилсодержащих ВВ, 533 технических устройства (заряд-
чиков и т.п.) для изготовления гранулированных взрывчатых веществ и их пневмати-
ческого транспортирования и заряжания скважин и шпуров в подземных условиях.
Количество взрывчатых веществ, израсходованных в 2009 году организациями,
ведущими взрывные работы, по сравнению с 2008 годом снизилось на 12 % и соста-
вило 998,784 тыс. т (в 2008 году — 1134,5 тыс. т).
Ежегодно увеличивается доля взрывчатых веществ, изготовленных вблизи мест
применения. В 2009 году изготовлено 770,772 тыс. т взрывчатых веществ (77 % об-
щего объема), в том числе 469,84 тыс. т эмульсионных ВВ (61 % количества изготов-
ленных на местах работ и 47 % от общего объема потребления).
В 2008 году было изготовлено 801,43 тыс. т взрывчатых веществ (70 % от общего
объема), в том числе 414,5 тыс. т эмульсионных ВВ (около 50 % от количества изго-
товленных на местах работ и 36 % общего объема потребления).
194
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Число использованных средств неэлектрического взрывания составило
17 957,1 тыс. комплектов (22 215,9 тыс. комплектов в 2008 году), в том числе в под-
земных выработках было использовано 12 441,5 тыс. комплектов (14 169,5 тыс. ком-
плектов в 2008 году).
Некоторое падение потребления взрывчатых материалов промышленного назна-
чения произошло на фоне мирового финансово-экономического кризиса.
Общее количество работников организаций (лиц надзора и рабочих), имеющих
допуск к взрывчатым материалам, в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 го-
дом и составило 45 537 чел. (53 655 чел. в 2008 году). При этом численность испол-
нителей взрывных работ увеличилась по отношению к предыдущему году и соста-
вила 11,9 тыс. чел. (в 2008 году — 11,4 тыс. чел.).
В 2009 году было проведено 3843 обследования поднадзорных организаций. При
этом выявлено и предписано к устранению 17631 нарушение требований промыш-
ленной безопасности. В ходе обследований проверены 7935 требований по ранее
выданным предписаниям. За допущенные нарушения оформлены 16 протоколов о
временном запрете деятельности и направлены в суды. В течение 2009 года за на-
рушения требований безопасности назначено 888 административных наказаний,
в том числе 845 штрафов. При этом общая сумма взысканных штрафов составила
3,86 млн руб. На 12 должностных лиц переданы материалы в следственные органы
(на 17 — в 2008 году).
Основные показатели надзорной деятельности в 2005-2009 годах в области
взрывчатых материалов приведены в табл. 77.
Таблица 77
Основные показатели надзорной деятельности в 2005-2009 годах в области
взрывчатых материалов
Наименование показателей
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
п/п
1
Проведено проверок
5519
5406
4941
4871
3843
2
Выявлено нарушений
25 425
27 772
25 457
23 629
17 631
3
Привлечено к дисциплинарной и адми-
1829
1895
1014
1140
888
нистративной ответственности, всего
В том числе:
переданы материалы в прокуратуру
39
32
26
17
12
подвергнуты штрафным санкциям
571
887
995
1122
845
Динамика объемов производства и потребления взрывчатых веществ в Российской
Федерации показана на рис. 10.
Несмотря на принимаемые меры, при взрывных работах и обращении со взрыв-
чатыми материалами имеют место аварии и случаи смертельного травматизма.
В 2009 году при выполнении этих работ произошло 6 аварий (6 аварий — в
2008 году) и 12 смертельных случаев (20 случаев — в 2008 году). Распределение ава-
рий и несчастных случаев по территориальным органам Ростехнадзора представле-
но в табл. 78.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
195
Рис. 10. Динамика объемов производства и потребления взрывчатых веществ
в Российской Федерации
Таблица 78
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам
Ростехнадзора
Наименование террито-
Количество
Число погиб-
Общее число
Число аварий
п/п
риального органа
групповых не-
ших, чел.
пострадавших
счастных слу-
при групповых
чаев
и смертельных
несчастных
случаях, чел.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
1
УТЭН по ЮФО
1
1
2
УТЭН по ЯНАО
1
3
УТЭН по Кемеровской
1
3
2
7
14
1
4
области (Южно-Си-
бирское управление)
4
УТЭН по Забай-
1
кальскому краю
5
МТУ по УФО
1
9
9
1
(Уральское управле-
ние)
6
МТУ по ДФО
1
1
7
УТЭН по Самарской
1
1
1
области (Средне-
Поволжское управле-
ние)
8
Енисейское МТУ
1
1
9
УТЭН по ХМАО-Югра
1
1
196
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Наименование террито-
Количество
Число погиб-
Общее число
Число аварий
п/п
риального органа
групповых не-
ших, чел.
пострадавших
счастных слу-
при групповых
чаев
и смертельных
несчастных
случаях, чел.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
10
МТУ по СФО
2
1
17
2
11
УТЭН по Республике
1
1
Саха (Якутия)
12
УТЭН по Мурманской
1
1
13
1
15
3
1
области (Беломорское
управление)
13
Итого:
4
5
20
12
44
27
6
6
Аварии и смертельные несчастные случаи произошли на шахтах Кемеровской
области (4 аварии, 2 смертельных случая), ОАО «Самаранефтьтрансгазгеофизика»
(1 авария), Кировский рудник ОАО «Апатит» (1 смертельный случай), шахта
«Естюнинская» ОАО «Высокогорский ГОК» (1 авария, 9 смертельных случаев).
Так, в ООО «Шахта им. Дзержинского» ООО «Прокопьевскуголь» при разбу-
чивании вентиляционной печи буровзрывным способом с использованием взрыв-
чатого вещества аммонит ПЖВ-20 (несоответствующего требуемому классу пре-
дохранительности) и при отсутствии разрешения на проведение взрывных работ
произошла вспышка метановоздушной смеси. В результате смертельные травмы
получили заместитель директора по производству, под руководством которого ве-
лись работы, и мастер-взрывник. На шахте «Распадская-Коксовая» при проведении
ООО «Ольжерасское шахтопроходческое управление» взрывных работ в результа-
те нарушения паспорта БВР произошло возгорание угля и горючих материалов. В
ООО «Шахта Киселевская» в результате несанкционированного ведения взрывных
работ и применения для разбучивания углеспускной печи взрывчатого вещества, не
допущенного для этого вида работ (аммонит ПЖВ-20 IV класса предохранительно-
сти вместо монозарядов VII класса), произошла вспышка метановоздушной смеси. В
результате аварии термические ожоги различной степени тяжести получили 6 работ-
ников. Аналогичный случай произошел 08.09.2009 в ООО «Шахта им. Ворошилова»
ООО «Прокопьевскуголь», где пострадали 5 чел. Согласно мероприятиям, предусмо-
тренным в актах технического расследования аварий и несчастных случаев, и вы-
данным предписаниям в настоящее время на шахтах Прокопьевско-Киселевского
района идет процесс перевода взрывных работ на подрядный способ ведения.
В результате грубейших нарушений требований безопасности при проведе-
нии взрывных работ, в том числе отсутствия поста охраны, на Кировском руднике
ОАО «Апатит» в момент взрыва оказалась в опасной зоне и получила травму не совме-
стимую с жизнью студентка, проходившая практику на маркшейдерских работах.
Крупная авария с групповым случаем смертельного травматизма произошла на
шахте «Естюнинская» ОАО «Высокогорский ГОК». При транспортировании взрыв-
чатых материалов в двух специализированных вагонетках в целях пополнения под-
земного расходного склада ВМ на горизонте -180 м произошел несанкциониро-
ванный взрыв.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
197
Средства инициирования по указанию заведующего складом были размещены в
вагонетке вместе с ранее уложенными коробками патронированного аммонита. При
движении состава от касания медного контактного провода с крышками вагонет-
ки произошло короткое замыкание, образовалась электрическая дуга, в результате
произошло возгорание коробок со средствами инициирования, которое перешло в
детонацию, повлекшую затем взрыв ВМ в вагонетках. В результате взрыва смертель-
ные травмы получили 9 работников шахты.
Как показывают результаты проведенных расследований, типичными
организационно-техническими причинами таких случаев являются:
несанкционированное ведение взрывных работ либо их ведение с нарушением
паспортов БВР;
ведение взрывных работ при нахождении людей в опасной зоне;
применение в угольных шахтах взрывчатого вещества несоответствующего класса
предохранительности (аммонит ПЖВ-20 IV класса вместо монозарядов VII класса);
выполнение взрывных работ персоналом, не имеющим соответствующей квали-
фикации или не имеющим права производства таких работ;
низкий уровень производственной и технологической дисциплины, нарушение
требований Единых правил безопасности при взрывных работах;
отсутствие контроля со стороны ответственных работников предприятия за це-
левым применением взрывчатых материалов.
Проведенный анализ показывает, что подавляющая доля причин аварий и не-
счастных случаев на производстве носит организационный характер (более 80 %).
Основными причинами аварийности и травматизма являются системные грубые на-
рушения требований безопасности, связанные с бесконтрольностью и низкой про-
изводственной дисциплиной персонала, безответственностью и халатностью руко-
водителей предприятий различных уровней, неэффективностью производствен-
ного контроля. Система управления промышленной безопасностью практически
оказывается замкнутой на руководителях старшего звена либо отсутствует вообще.
Происходящие нарушения не подвергаются всестороннему анализу со стороны соб-
ственников и руководителей предприятий, специалистов, не разрабатываются ме-
роприятия, направленные на их предотвращение. Отсутствует необходимое финан-
сирование для поддержания требуемого уровня промышленной безопасности.
В текущем году положение дел с обеспечением сохранности взрывчатых мате-
риалов практически не изменилось. Выявлено 10 утрат, из них 6 хищений, 3 поте-
ри и 1 разбрасывание. В 2008 году было зарегистрировано 5 хищений, 2 разбрасы-
вания и 2 потери.
Практически все хищения взрывчатых материалов были совершены с мест про-
изводства взрывных работ и выявлены (при участии органов ФСБ и МВД) при их
незаконном обороте.
В целом причины утрат взрывчатых материалов весьма близки к причинам ава-
рий и травматизма при взрывных работах и обращении с ВМ.
Динамика происшедших утрат и хищений с 2000 по 2009 год представлена на
рис. 11.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодей-
ствии терроризму», территориальными органами Ростехнадзора совместно с пра-
воохранительными органами в рамках антитеррористической деятельности прово-
дилась работа по контролю за обеспечением сохранности промышленных взрывча-
198
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
тых материалов в поднадзорных организациях, повышению антитеррористической
защищенности объектов, связанных с производством, хранением и применением
промышленных взрывчатых материалов. В организациях ведется планомерная ра-
бота по предупреждению террористических актов. Склады взрывчатых материалов
оснащаются новейшими техническими средствами охраны. Перевозка ВМ осущест-
вляется в сопровождении вооруженной охраны органов внутренних дел. На пред-
приятиях, ведущих взрывные работы, проводится сокращение численности персо-
нала, имеющего доступ к обращению со взрывчатыми материалами.
œÇ½Ô
£ÇÄÁоÊË»Ç ÌËɹË
£ÇÄÁоÊË»Ç ÎÁÒ¾ÆÁÂ
Рис. 11. Динамика происшедших утрат и хищений c 2000 по 2009 год
Особое внимание уделяется вопросам сокращения объемов перевозок промыш-
ленных взрывчатых веществ за счет увеличения их производства из невзрывчатых
компонентов в смесительно-зарядных машинах и на стационарных пунктах, распо-
ложенных вблизи мест производства взрывных работ.
В 2009 году территориальными органами Ростехнадзора под методическим ру-
ководством Управления по надзору в горной, металлургической и нефтегазодобы-
вающей промышленности проведены целевые проверки состояния промышленной
безопасности объектов и организаций по производству взрывчатых материалов про-
мышленного назначения.
Проведенный управлением анализ представленных материалов показал, что об-
щее состояние промышленной безопасности при эксплуатации объектов, связан-
ных с изготовлением взрывчатых материалов, оценивается как удовлетворительное.
Выявленные нарушения во многом свидетельствовали о низкой эффективности ра-
боты служб производственного контроля в организациях. В целом проведенная про-
верка способствовала повышению общего уровня промышленной безопасности под-
контрольных производств и объектов, связанных с изготовлением взрывчатых ве-
ществ, выявлению и устранению имеющихся нарушений, оказала положительное
влияние на дальнейшее развитие производств ВВ.
В 2009 году центральным аппаратом Ростехнадзора выдано более 40 разрешений
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и более 80 раз-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
199
решений на технические устройства, используемые при производстве и примене-
нии взрывчатых материалов.
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2009 году было рассмотрено 261 заявле-
ние о предоставлении, продлении, переоформлении лицензии от 153 организаций.
По результатам рассмотрения было выдано 165 лицензий на производство, хране-
ние, применение и осуществление деятельности по распространению взрывчатых
материалов промышленного назначения. Продлено 45 лицензий, переоформлено 36.
Из-за несоблюдения лицензионных требований и условий по 15 заявлениям было
отказано в выдаче лицензий.
Была продолжена работа с МВД России по подготовке проектов федеральных
законов «О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий,
их содержащих» и «О государственном контроле за оборотом пиротехнических из-
делий».
Ростехнадзор совместно с Федеральной службой по техническому и экспортному
контролю и МВД России принимал участие в реализации поручения Правительства
Российской Федерации по осуществлению контроля за целевым использованием
ввозимых в Российскую Федерацию взрывчатых материалов промышленного на-
значения.
Однако отдельные вопросы взрывного дела остаются нерешенными. В этой свя-
зи в качестве приоритетных следует считать следующие задачи:
1. До настоящего времени в Российской Федерации отсутствуют законодатель-
ные основы в сфере государственного контроля за оборотом взрывчатых материа-
лов.
В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в об-
ласти государственного контроля за оборотом взрывчатых материалов, в том числе
в части продолжения работы с МВД России по проектам федеральных законов «О
государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержа-
щих» и «О государственном контроле за оборотом пиротехнических изделий».
2. В связи с продолжающимися авариями и случаями смертельного травматизма
при взрывных работах необходимо активизировать в организациях работу по внедре-
нию на угольных шахтах, опасных по газу и пыли, новых безопасных и эффектив-
ных предохранительных взрывчатых веществ (в том числе невыгорающих эмульси-
онных) и средств механизированного заряжания, исключающих возможность воз-
никновения вспышек и взрывов метановоздушной смеси и угольной пыли.
3. Актуальной остается задача повышения безопасности взрывных технологий
для подземных работ, замены пневмозаряжания гранулированными ВВ на другие
виды механизированного заряжания (эмульсионными, гелевыми ВВ), при которых
будет исключена возможность образования в рабочей зоне взрывоопасной пылевоз-
душной смеси и зарядов статического электричества.
4. Совершенствование техники и технологии взрывных работ требует перепод-
готовки и повышения квалификации специалистов-руководителей и исполнителей
взрывных работ, а также специалистов по изготовлению взрывчатых веществ на ме-
стах их применения. Однако в настоящее время отсутствует официально определен-
ная сеть учебных заведений, в которых должны производиться подготовка, повыше-
ние квалификации и переподготовка специалистов по взрывному делу, а также не-
обходимая инженерно-практическая подготовка и учебно-материальная база.
200
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднад-
зорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной без-
опасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году
6841 (в 2008 году — 6540, далее в скобках показания за 2008 год), из которых 6536
(6175) эксплуатируют опасные производственные объекты.
В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистриро-
вано 9026 (8517) объектов, связанных с транспортированием опасных веществ.
Поднадзорными организациями осуществляется транспортирование опасных
веществ, классифицированных по ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и
маркировка» (кроме грузов 7-го класса опасности), по путям (дорогам) необщего
пользования, технологическим путям железнодорожным и автомобильным транс-
портом, а также погрузочно — разгрузочные операции.
Протяженность путей (дорог) необщего пользования составляет 54 229,33 км, из
которых 31 517,53 км — железнодорожных путей. Объем погрузки и выгрузки опас-
ных грузов составил за отчетный период 256,7 тыс. т, в том числе железнодорожным
транспортом — 227,4 тыс. т.
Осуществление государственного надзора за соблюдением требований по безо-
пасному транспортированию опасных веществ, включая технологические перевозки
опасных веществ в границах опасного производственного объекта, было направле-
но на предупреждение аварий и несчастных случаев, на повышение промышленной
безопасности на поднадзорных предприятиях и объектах в соответствии с требова-
ниями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов».
В 2009 году зарегистрирована одна авария (в 2008 году — 0) в Томском отделе
Западно-Сибирского управления Ростехнадзора.
В ООО «ТТЛ» (г. Новосибирск) во время несанкционированного слива продуктов
пиролиза из вагона-цистерны в автоцистерну произошло возгорание автоцистерны
с последующим распространением огня на вагон-цистерну. Водитель получил лег-
кие телесные повреждения.
Расследование проведено в установленные сроки. Причинами аварии явились
нарушение федерального законодательства, общих правил промышленной безопас-
ности, несоответствие оборудования и технологии перекачивания взрывопожаро-
опасных и легковоспламеняющихся жидкостей требованиям промышленной без-
опасности.
Комиссия, проводившая расследование, приняла решение о проведении следу-
ющих мероприятий по устранению и предотвращению причин аварии:
внеочередная аттестация в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора
директора ООО «ТТЛ» В.В. Ильичева в соответствии с требованиями п. 15
Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов ор-
ганизаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденного приказом Ростехнадзора
от 29.01.2007 № 37;
разработка и реализация ООО «ТТЛ» мероприятий по предотвращению проник-
новения на ОПО посторонних лиц во всех случаях нахождения вагонов-цистерн с
опасными грузами на участке транспортирования опасных веществ, эксплуатируе-
мом ООО «ТТЛ»;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
201
принятие мер по исключению возможности проведения операций по сливу-
наливу опасных грузов в не оборудованных и не предназначенных для разгрузки
местах.
Несчастных случаев со смертельным исходом за отчетный период не зарегистри-
ровано (в 2008 году — 2).
В 2009 году на поднадзорных объектах зарегистрировано 176 (2008 году — 293)
инцидентов.
Енисейским управлением зарегистрировано 11 инцидентов, связанных с утечкой
перевозимых продуктов из транспортных средств (6 — по трещинам цистерн, 4 —
по неисправностям универсальных сливных приборов). Данные инциденты прои-
зошли по вине ЗАО «ЮТС», которое отвечает за подачу вагонов на эстакады налива
нефтепродуктов ОАО «АНПЗ ВНК». Основными причинами инцидентов явились
низкое качество диагностирования цистерн, их некачественный деповской и капи-
тальный ремонт, старение и износ вагонного парка.
Сходы железнодорожных вагонов на путях необщего пользования организаций,
эксплуатирующих опасные производственные объекты, зарегистрированы Западно-
Сибирским, Нижне-Волжским, Волжско-Окским управлениями Ростехнадзора.
В Омском отделе Западно-Сибирского управления зарегистрирован и рассле-
дован инцидент (сход вагона на железнодорожных путях необщего пользования
ОАО «Лузинский комбикормовый завод» по причине уширения рельсовой колеи
из-за гнилости шпал). По расследованию инцидента создана комиссия, составлен
акт, представлена информация о месте, времени, причинах, экономическом ущер-
бе, принятых мерах. Разработаны мероприятия по недопущению аналогичных ин-
цидентов.
На подъездных путях предприятия ОАО «Астраханьоблгаз» поднадзорного
Астраханскому отделу Нижне-Волжского управления, зарегистрирован сход же-
лезнодорожной цистерны для сжиженных углеводородных газов. По данному ин-
циденту проведено расследование с привлечением специалистов Астраханского
отделения филиала ОАО «РЖД». По результатам расследования составлен акт рас-
следования и разработаны мероприятия по повышению безопасности движения на
железнодорожных путях ОАО «Астраханьоблгаз».
На предприятии ООО «Терминал», поднадзорном Волжско-Окскому управле-
нию, при проведении маневровых работ произошел сход двух цистерн с бензином,
утечка нефтепродуктов не зафиксирована. Инциденты расследованы. Все разрабо-
танные мероприятия выполнены.
Волжско-Окским управлением Ростехнадзора зарегистрирован и расследо-
ван инцидент, происшедший при перевозке автотранспортом особо опасного гру-
за «гептил» (общей массой 8 т). Расследованием установлено, что при организации
перевозки указанного груза из Республики Башкортостан в Санкт-Петербург были
нарушены требования, предъявляемые к транспортным средствам и таре, а также
требования по наполнению емкостей и применению запорной арматуры грузоот-
правителем ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (г. Салават) и грузополучателем ФГУП
РНЦ «Прикладная химия» (г. Санкт-Перербург). Грузоперевозчиком ООО «Янтарь»
нарушены требования Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспор-
том.
Приуральским и Северо-Западным территориальными управлениями Ростех-
надзора проведены внеплановые целевые проверки ОАО «Салаватнефтеорг-
202
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
синтез» и ФГУП РНЦ «Прикладная химия», по результатам которых выданы акты-
предписания, привлечены в виде штрафов к административной ответственно-
сти должностное лицо (технический директор) ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
и юридическое лицо ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Материалы об админи-
стративном приостановлении деятельности в цехе № 30 химического завода
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» направлены в Салаватский городской суд Республики
Башкортостан. По выявленным нарушениям разработаны мероприятия, выполне-
ние которых контролируется территориальными управлениями Ростехнадзора.
К обобщенным причинам происшедших инцидентов можно отнести:
неудовлетворительное техническое состояние устройств путевого хозяйства и
нарушение организации маневровой работы на станциях и сортировочных горках,
на путях (дорогах) необщего пользования, приводящие к столкновениям и сходам
подвижного состава;
старение основных фондов предприятий, прежде всего транспортных средств,
предназначенных для транспортирования опасных грузов;
низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, недостаточная квали-
фикация обслуживающего персонала, руководителей среднего звена, а также сни-
жение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением требований
обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ со стороны ру-
ководителей предприятий, работников служб производственного контроля.
Планомерное снижение количества происшедших инцидентов является резуль-
татом комплекса мероприятий по осуществлению контрольно-профилактической
и надзорной деятельности, выявлению нарушений и принятию мер по их устране-
нию; своевременного обучения и аттестации руководителей, персонала и рабочих
опасных производственных объектов по промышленной безопасности; осуществле-
ния предприятиями производственного контроля за соблюдением требований про-
мышленной безопасности при транспортировании опасных веществ и др.
При проверках соблюдения законодательно установленных процедур регулиро-
вания промышленной безопасности установлены случаи несоблюдения правил ор-
ганизации и осуществления производственного контроля, а в ряде случаев его от-
сутствие, подготовки и аттестации работников по промышленной безопасности,
несвоевременное проведение экспертиз промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов (в основном подъездных путей). По результатам проверок
оформлялись акты-предписания установленной формы с указанием выявленных
нарушений.
Деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности на
объектах транспортирования опасных веществ осуществлялась 98 организациями (в
2008 году — 87), имеющими соответствующие лицензии Ростехнадзора на проведе-
ние экспертизы в области, связанной с транспортированием опасных веществ.
Опасные производственные объекты, связанные с транспортированием опасных
веществ, проходят процедуру страхования во время их регистрации в государствен-
ном реестре опасных производственных объектов.
В ходе проведения проверок контролировалось наличие полисов страхования
риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу тре-
тьих лиц в случае аварии на участке транспортирования опасных веществ. Анализ
страхования за причинение вреда при эксплуатации опасного производственно-
го объекта свидетельствует о недостаточном контроле со стороны руководителей
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
203
организаций за своевременностью страхования на предприятиях, поднадзорных
Волжско-Окскому, Приволжскому управлениям. Не все предприятия своевремен-
но перезаключают договоры страхования.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварий на опасных производственных объектах крупными промышленны-
ми предприятиями организованы аварийно-спасательные формирования, регуляр-
но проводятся учебно-тренировочные занятия по отработке практических действий
персонала, целью которых являются проверка реальности планов по предупрежде-
нию и ликвидации аварийных ситуаций, определение степени готовности органов
управления, связи, оповещения, информирования, сил и средств предприятий к
локализации и ликвидации аварийных ситуаций, совершенствование умения и на-
выков руководящего состава, структурных подразделений и специализированных
подразделений, отработка и проведение мероприятий по локализации и ликвида-
ции чрезвычайных ситуаций, обусловленных аварийными ситуациями.
Предприятиями, не имеющими собственных аварийно-спасательных формиро-
ваний, заключаются договоры на обслуживание со специализированными аварийно-
спасательными формированиями, в основном с ФГП «Ведомственная охрана же-
лезнодорожного транспорта России».
Нарушений, представляющих непосредственную угрозу совершения террори-
стических актов или несанкционированного доступа к опасным веществам, по ре-
зультатам проверок не выявлено.
Случаев террористических актов на опасных производственных объектах при
транспортировании опасных веществ не отмечено.
В ходе проверок состояния антитеррористической устойчивости было установ-
лено, что на крупных социально значимых предприятиях организована служба
охраны, установлена охранная сигнализация. Периметры этих предприятий име-
ют ограждения, некоторые из них усилены колючей проволокой. Отдельные из них
имеют посты видеонаблюдения, которые дополнительно отслеживают потенциаль-
но опасные направления проникновения посторонних лиц на территорию предпри-
ятий. Осуществляется досмотр транспорта, в том числе и с помощью технических
средств. На подконтрольных производственных территориях установлен пропуск-
ной режим, круглосуточно осуществляется охрана, установлены маршруты следо-
вания автотранспортных средств, запрещена стоянка посторонних транспортных
средств на территории предприятий.
Вместе с тем в ходе проверок были выявлены недостатки в части обеспечения
антитеррористической устойчивости опасных производственных объектов, поднад-
зорных Нижне-Донскому, Западно-Сибирскому, Прибайкальскому управлениям, в
основном в части отсутствия приказов и мероприятий, направленных на антитерро-
ристическую устойчивость опасных производственных объектов. Все выявленные
нарушения отражались в предписаниях, выдаваемых по результатам проведенных
проверок, установлен контроль за их выполнением.
Важнейшей частью контрольно-надзорной деятельности являются проверки вы-
полнения ранее выданных по результатам обследований предписаний, что осущест-
вляется как путем проверок непосредственно в поднадзорных организациях, так и
по представляемой ими информации. На предприятиях, не выполняющих предпи-
сания, проводятся дополнительные обследования и принимаются меры по запре-
щению производства отдельных видов работ и изготовлению оборудования, а так-
204
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
же привлечению к административной ответственности юридических и должност-
ных лиц.
При проведении проверок в поднадзорных организациях государственными ин-
спекторами Ростехнадзора вскрывались нарушения и отступления от норм в техниче-
ском состоянии железнодорожных путей необщего пользования, а именно: в содер-
жании верхнего строения железнодорожного пути, нарушении сроков капитальных
ремонтов пути и стрелочных переводов. Эти нарушения выявлены в организаци-
ях, поднадзорных Приволжскому, Южно-Сибирскому, Приуральскому, Северному,
Приокскому, Средне-Кавказскому, Волжско-Окскому, Западно-Сибирскому управ-
лениям Ростехнадзора.
Западно-Уральским управлением в соответствии с КоАП РФ на 90 суток прио-
станавливалась деятельность ОАО «Удмуртский завод строительных материалов» за
нарушение норм промышленной безопасности при транспортировании опасных ве-
ществ по причине неудовлетворительного состояния верхнего строения железнодо-
рожного пути, отсутствия требуемой документации на путевое хозяйство, средств
контроля концентрации взрывоопасных газов. Не прошли аттестацию по промыш-
ленной безопасности работники, ответственные за транспортирование опасных ве-
ществ.
В то же время в целях устранения нарушений, указанных в ранее выданных пред-
писаниях, на ряде предприятий увеличены в 2009 году объемы финансирования ме-
роприятий, направленных на обеспечение требований промышленной безопасности
в части транспортирования опасных веществ. По информации Западно-Сибирского
управления более 100 млн руб. запланировано на ремонт (капитальный, текущий,
средний) железнодорожных путей необщего пользования, замену стрелочных пе-
реводов, оборудование сливоналивных площадок организациями «Газпромнефть-
ОНПЗ», ООО «Омсктехуглерод» и др.
Начата и продолжается работа по реконструкции, модернизации, техническо-
му перевооружению и повышению уровня промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов при транспортировании опасных веществ на
ОАО «Новосибирский электродный завод», ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» (Западно-
Сибирское управление), ООО «Марийский НПЗ» (Приволжское управление),
МУП «Ижводоканал», ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод» (Западно-
Уральское управление), ОАО ПК «Балтика-Ярославль», Ярославский филиал
ОАО «Владпромжелдортранс, ОАО НПО «Сатурн», ОАО «Славнефть — ЯНОС»
(Верхне-Волжское управление).
Состояние транспортных средств (железнодорожного подвижного состава, авто-
транспортных средств), предназначенных для перевозки опасных грузов, в основ-
ном оценивается удовлетворительно. На большинство моделей, изготовляемых ма-
шиностроительной промышленностью транспортных средств, получены в установ-
ленном порядке разрешения Ростехнадзора на применение.
При проверке Приокским управлением ОАО «НАК «Азот» (Тульская область)
выявлены факты применения без наличия соответствующих разрешений автотран-
спортных средств, изготовленных в 2004 году, и вагонов-цистерн модели 15-1613-01
(180 ед.), приобретенных для перевозки азотных удобрений в 2005 году, что отраже-
но в соответствующих предписаниях.
В связи со старением парка транспортных средств большинством организаций
широко применяются процедуры продления установленных сроков их эксплуата-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
205
ции. Основанием для принятия решений эксплуатирующей организацией об ис-
пользовании транспортных средств с продленными сроками эксплуатации явля-
ются заключения экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированные
и утвержденные Ростехнадзором в установленном порядке. При проведении тех-
нического диагностирования в среднем около 5 % эксплуатируемых транспортных
средств бракуется из-за неудовлетворительного состояния цистерн (коррозия и на-
рушения сварных соединений, не подлежащие восстановлению). Наиболее острая
ситуация складывается с вагонами-цистернами, предназначенными для перевоз-
ки компонентов ракетного топлива (амил, гептил) и продуктов разделения воздуха
(кислород, водород, азот). Свыше двадцати лет не производился выпуск новых ци-
стерн. В настоящее время для перевозки указанных продуктов используются вагоны-
цистерны с продленными сроками эксплуатации, которые на протяжении ближай-
ших 5-8 лет будут изъяты из эксплуатации. Это вызывает необходимость строитель-
ства новых вагонов, однако их производство вагоностроительной промышленностью
не предусматривается ввиду отсутствия финансирования.
Собственниками железнодорожных грузовых вагонов, предназначенных для ам-
миака (ОАО «Азот» и ОАО «Минеральные удобрения»), завершаются работы по до-
полнительному оборудованию вагонов-цистерн предохранительными устройства-
ми в соответствии с нормативными документами Ростехнадзора.
Установлены случаи нарушений и отступлений от требований промышленной
безопасности при транспортировании опасных веществ автомобильным транспор-
том: аварийные карточки оформлялись с отступлением от установленных требова-
ний, целостность и исправность цистерн, наличие маркировок и пломб не прове-
рялись.
По информации Южно-Сибирского управления в ряде организаций (ЗАО «ТЗК
аэропорта Кемерово», ГПКО «Автодор», ОАО «Водоканал» г. Прокопьевск,
ОАО «Евразруда», ОАО «УК «Южный Кузбасс», ОАО «Барнаульский АТИ»,
ОАО «Барнаульский дрожжевой завод» и др.) не оборудованы специальные посты
для производства выгрузки опасных грузов, не обозначены опасные зоны для вы-
полнения погрузочно-разгрузочных работ, отсутствуют соответствующие предупре-
ждающие знаки, используются для перевозки опасных грузов автомобили устарев-
ших модификаций на базе УРАЛа или ЗИЛа, на которых, как правило, отсутствуют
антиблокировочные тормозные системы, тахографы, обязательные по требовани-
ям ДОПОГ.
В 2009 году надзорная деятельность государственных инспекторов осуществля-
лась в соответствии с законодательными, нормативными правовыми, нормативными
техническими документами с применением Методических рекомендаций по органи-
зации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований без-
опасности при транспортировании опасных веществ (РД 15-632-04), Методических
указаний о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объек-
ты транспортирования опасных веществ (РД-14-03-2007).
В 2009 году было проведено 4189 обследований (в 2008 году — 4493), в результате
которых выявлено и предписано к устранению 26 431 (32 783) нарушений, провере-
но устранение нарушений по ранее выданным предписаниям в количестве 9007 (в
2009 году — 10 770). В 11 (19) случаях принимались решения о выводе людей с ра-
бочих мест, причинами которых явились грубейшие нарушения требований правил
технической эксплуатации железнодорожного путевого хозяйства, угрожающие без-
206
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
опасному транспортированию опасных веществ. При проведении обследований вы-
явлено 1881 (1520) случай нарушений лицензионных требований и условий.
За допущенные нарушения по результатам проверок назначено 1109 (1286) ад-
министративных наказаний, в том числе 79 (38) приостановок деятельности и 1128
(1251) штрафов на общую сумму 3 693 000 (5 057 400) руб. В 11 случаях материалы
проверок были переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголов-
ных дел (в трех случаях в возбуждении отказано).
Наибольшее количество административных наказаний было наложено управле-
ниями Ростехнадзора: Уральским (96), Южно-Сибирским (95), Приволжским (87),
Верхне-Волжским (76).
В соответствии с законодательством производилось рассмотрение дел в судебных
инстанциях. Постановлениями арбитражного суда по Ивановской области, арби-
тражных судов апелляционной и кассационной инстанций Волго-Вятского окру-
га, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, арбитражного суда
Волгоградской области, мировых судей г. Нижнего Новгорода, г. Новосибирска и др.
была подтверждена правомочность осуществления надзора и предъявленных тре-
бований со стороны соответствующих управлений Ростехнадзора к организациям,
осуществляющим транспортирование опасных веществ.
В Средне-Кавказском, Западно-Сибирском, Северо-Западном управлени-
ях Ростехнадзора проводились проверки соблюдения требований безопасности
на объектах транспортирования опасных веществ совместно с представителями
Управлений внутренних дел на транспорте МВД России. Материалы проверок на-
правлялись в УБЭП МВД для проведения проверок законности предприниматель-
ской деятельности.
Проверки совместно с представителями прокуратуры по соблюдению законо-
дательства Российской Федерации проводились в ООО «Колос» и ОАО «Дорожно-
строительное управление № 3» Беломорским управлением, в ООО «Газпромтранс» —
Астраханским отделом Нижне-Волжского управления.
По результатам проведенных в 2009 году проверок можно сделать вывод, что в
целом подконтрольные предприятия стремятся эксплуатировать опасные произ-
водственные объекты в технически исправном состоянии, планируют и осущест-
вляют мероприятия по повышению безопасности при транспортировании опас-
ных веществ.
Основными проблемами организаций, эксплуатирующих опасные производ-
ственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре как «участ-
ки транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом», являет-
ся отсутствие нормативно-технической документации и недостаточный уровень
производственной и технологической дисциплины. Практически во всех органи-
зациях выявлены нарушения ведения документации по эксплуатации «участков
транспортирования опасных грузов автомобильным транспортом», а именно: от-
сутствие ПЛАСов и соотвествующей экспертизы на ПЛАС; отсутствие приказов о
назначении лиц, ответственных за выполнение производственного контроля; не-
достаточная квалификация рабочих, осуществляющих погрузку-выгрузку опас-
ных веществ; отсутствие должностных инструкций лиц, ответственных за безо-
пасное транспортирование, несвоевременное проведение ремонта и техническо-
го освидетельствования цистерн, запорной аппаратуры, отсутствие паспортов на
автоцистерны.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
207
Следует отметить, что контроль и надзор на железнодорожных путях необще-
го пользования, находящихся в собственности промышленных предприятий и за-
регистрированных в качестве опасных производственных объектов, осуществля-
ется также представителями Федеральной службы по надзору в сфере транспор-
та (Ространснадзор) в соответствии в Федеральным законом «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации». При этом представителями Ространснадзора
не соблюдаются требования ст. 5 Федерального закона «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов», в котором определен, что федераль-
ные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции в обла-
сти промышленной безопасности, обязаны координировать свою деятельность с
Ростехнадзором.
Анализ результатов надзорной деятельности показывает, что уровень промыш-
ленной безопасности в поднадзорных организациях в целом удовлетворительный.
Об этом свидетельствует уменьшение (по сравнению с 2008 годом) несчастных слу-
чаев с тяжелым и смертельным исходом, инцидентов и грубых нарушений при транс-
портировании опасных веществ, проведении сливоналивных операций, огневых ра-
бот и др.
Однако в условиях мирового финансового кризиса не все поднадзорные орга-
низации могут справиться с достаточно затратными мероприятиями по обеспече-
нию безопасности на опасных производственных объектах. Это касается в первую
очередь работ по восстановлению остаточного ресурса изношенных транспортных
средств, оборудования, зданий и сооружений, проведению текущих и капитальных
ремонтов.
Кроме того, сокращение численности производственного и ремонтного пер-
сонала, уменьшение платежей подрядным организациям, привлекаемым к прове-
дению ремонтных работ, может привести к оттоку высококвалифицированных ка-
дров, знающих производство, и повышению вероятности аварий по вине обслужи-
вающего персонала.
В целях более эффективного осуществления контроля и надзора на опасных про-
изводственных объектах, обеспечения безопасной перевозки опасных грузов, со-
блюдения организациями требований промышленной безопасности на объектах,
связанных с транспортированием опасных веществ, предлагается:
Организовать обучение инспекторского состава территориальных управлений
Ростехнадзора по различным направлениям надзора на регулярной основе, а так-
же возобновить практику проведения семинаров с государственными инспектора-
ми Ростехнадзора по видам надзора, в том числе непосредственно с инспекторами,
осуществляющими надзор за транспортированием опасных веществ.
2. Подготовить предложения по внесению изменений в Перечень типовых видов
опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном рее-
стре в части расширения числа объектов, связанных с транспортированием опасных
веществ (пункты подготовки вагонов под погрузку опасных веществ, экипировки
маневровых локомотивов, промывки и пропарки вагонов и др.).
3. Учитывая специфику опасных производственных объектов, эксплуатируемых
ОАО «РЖД», рассмотреть вопросы единого подхода к осуществлению контрольных
и надзорных функций на объектах ОАО «РЖД», идентифицируемых как «участки
транспортирования опасных веществ», и в первую очередь железнодорожных пу-
тей необщего пользования, расположенных на территориях промышленных пред-
208
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
приятий. Подготовить соответствующую информацию в территориальные управ-
ления Ростехнадзора.
4. Внести в главу 25 КоАП РФ поправки, предусматривающие обязательное уча-
стие в судебных процессах представителей Ростехнадзора, участвовавших в со-
ставлении протоколов об административных правонарушениях. На законодатель-
ном уровне предлагается определить процессуальное положение должностных лиц
Ростехнадзора в связи с рассмотрением дел об административном приостановле-
нии деятельности.
5. Включить в перечень НТД Ростехнадзора нормативные документы, действую-
щие в Российской Федерации (ДОПОГ), касающиеся безопасного транспортирования
опасных веществ автомобильным транспортом на дорогах необщего пользования.
2.2.17. Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья
В 2009 году количество организаций (юридических лиц), осуществляющих дея-
тельность в области промышленной безопасности на взрывопожароопасных объ-
ектах хранения и переработки растительного сырья, возросло на 243 и составило
4823 (в 2008 году — 4580).
Количество поднадзорных объектов также увеличилось и составило 13 747, в том
числе на 23 % (до 415) увеличилось количество поднадзорных цехов (участков) де-
ревоперерабатывающих производств, на 21 % (до 42) — количество цехов (участков)
фасовочных отделений сахарных производств.
Проведена регистрация в государственном реестре опасных производственных
объектов цехов (участков) по изготовлению изделий и деталей из древесины, дре-
весностружечных, древесноволокнистых плит и фанеры Приволжским управле-
нием (ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», ООО «Ремонтно-механический
завод — Нижнекамскнефтехим», ФКП «КГПЗ»), Московским управлением
(ОАО «Московский экспериментальный завод древестностружечных плит и дета-
лей»), Верхне-Волжским управлением (ООО «ЛОРЕС», ООО «Ивановская мебель-
ная фабрика», ООО «Шуйская мебельная фабрика — Труд № 2»).
Общая динамика роста предприятий и объектов представлена на рис. 12.
Рис. 12. Общая динамика роста предприятий и объектов

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..