ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 11

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
161
Показатели аварийности и травматизма со смертельным исходом за период с 2006
по 2009 год приведены на рис. 7, из которого следует, что за последние годы на ме-
таллургических и коксохимических предприятиях и производствах наметилась тен-
денция к снижению уровня аварийности и травматизма (табл. 67-69).
Рис. 7. Общее число несчастных случаев со смертельным исходом на металлургических и
коксохимических объектах и распределение их по травмирующим факторам
Таблица 67
Травмирующие факторы
Количество смертельно травми-
рованных, чел.
2008 г.
2009 г.
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
3
1
-2
Выброс расплавленного металла и шлака и взрыв газа
6
2
-4
Падение пострадавших и предметов с высоты
3
3
0
Воздействие газов
2
1
-1
Внутрицеховой транспорт
1
1
0
Всего:
15
8
-7
Основными травмирующими факторами явились: падение предметов и постра-
давших с высоты (37,5 %); выбросы расплавов и раскаленных газов из металлурги-
ческих агрегатов (25,0 %); воздействие вращающихся и движущихся частей обору-
дования (12,5 %); технологический транспорт (12,5 %); воздействие технологиче-
ских газов (12,5 %).
162
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Таблица 68
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом,
происшедшие на поднадзорных предприятиях в территориальных органах
Ростехнадзора
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано
Ростехнадзора
смертельно, чел.
2008 г.
2009 г.
(+/-)
2008 г.
2009 г.
(+/-)
Центральное управление
0
1
+1
Верхне-Донское управление
2
1
-1
Приокское управление
0
2
+2
Северо-Западное управление
1
0
-1
2
0
-2
Северное управление
1
0
-1
1
0
-1
Западно-Уральское управление
0
2
+2
Волжско-Окское управление
1
1
0
Уральское управление
1
2
+1
9
1
-8
Южно-Сибирское управление
1
0
-1
Итого по Ростехнадзору:
4
2
-2
15
8
-7
Таблица 69
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом
в субъектах Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано
смертельно, чел.
2008 г.
2009 г.
(+/-)
2008 г.
2009 г.
(+/-)
Белгородская область
1
0
-1
Липецкая область
1
1
0
Московская область
0
1
+1
Тульская область
0
2
+2
Вологодская область
1
0
-1
1
0
-1
г. Санкт-Петербург
1
0
-1
2
0
-2
Нижегородская область
1
1
0
Пермская область
0
2
-2
Свердловская область
1
1
0
6
0
-6
Челябинская область
0
1
-1
3
1
-2
Кемеровская область
1
0
-1
Итого:
4
2
-2
15
8
-7
Как видно из табл. 68-69, рост травматизма отмечен в Центральном (+2 н/с) и
Приволжском (+2 н/с) федеральных округах.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом (по 2 н/с)
имели место на металлургических предприятиях, поднадзорных Приокскому и
Западно-Уральскому управлениям Ростехнадзора.
Анализ причин несчастных случаев показал, что основными причинами явились
неудовлетворительная организация и проведение ремонтных работ (66,6 %), неудо-
влетворительное техническое состояние оборудования (16,7 %), конструктивные не-
достатки оборудования (16,7 %).
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
163
Основными причинами групповых несчастных случаев явились нарушения тех-
нологии при ведении металлургических процессов (50 %) и неудовлетворительная
организация и проведение ремонтных работ (50 %).
Наиболее травмоопасными явились доменное производство (3 н/с со смертель-
ным исходом) и сталеплавильное (3 н/с со смертельным исходом и 3 групповых н/с,
при которых пострадало 8 человек).
В 2009 году руководителями металлургических предприятий не принималось
эффективных мер по предупреждению аварий и несчастных случаев, связанных со
взрывами и выбросами расплавленных материалов и раскаленных газов из плавиль-
ных агрегатов.
Так, по причинам нарушения технологической дисциплины, выразившейся в не-
удовлетворительной подготовке электродуговой печи к плавке, а также эксплуата-
ции ее с неисправной футеровкой, 23.11.2009 на рабочей площадке электродуговой
печи № 1 сталеплавильного цеха № 2 ОАО «Металлургический завод «Электросталь»
между заслонкой рабочего окна и порогом печи произошел выброс пламени из печи,
в результате чего сталевар получил ожоги, несовместимые с жизнью.
Центральным аппаратом Ростехнадзора установлен постоянный контроль за сво-
евременным и качественным проведением расследований, происходящих аварий и
несчастных случаев (смертельными и групповыми), а также за выполнением меро-
приятий, предлагаемых комиссиями по их расследованию.
С введением требований к поднадзорным опасным производственным объек-
там по повышению антитеррористической устойчивости определились следую-
щие основные направления: усиление охраны предприятий как по периметру, так и
внутри территории (создание мобильных групп); обеспечение вооруженных охран-
ников средствами связи и специальными средствами; модернизация постов охра-
ны; включение в состав охранных структур кинологических служб; использование
видеонаблюдения. В организационном плане необходимым является закрепление
личной ответственности работников предприятий за выполнение мероприятий по
антитеррористической устойчивости и обеспечение системной отработки навыков
предотвращения возможных террористических актов.
Как показали проверки поднадзорных объектов, на большинстве из них разра-
ботаны мероприятия по усилению режима и контроля от несанкционированного
проникновения посторонних лиц, заключены договоры со специализированными
охранными службами. В основном мероприятия антитеррористической устойчиво-
сти выполняются. В то же время выявлялись случаи формального подхода к прове-
дению учебно-тренировочных занятий.
В течение 2009 года на поднадзорных металлургических и коксохимических пред-
приятиях и производствах террористических проявлений не зарегистрировано.
Представители территориальных органов Ростехнадзора принимали участие в
работе региональных антитеррористических комиссий.
Практически на всех поднадзорных металлургических и коксохимических
предприятиях и производствах разработаны и утверждены планы ликвидации
(локализации) аварий в соответствии с требованиями Федерального закона от
21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» и Инструкции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий
в металлургических и коксохимических производствах (РД 11-561-03), своевремен-
но осуществляется пересмотр планов ликвидации аварий (ПЛА), разрабатываются
графики проведения учебно-тренировочных занятий.
164
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Не на должном уровне велись работы по разработке ПЛА и проведению учебно-
тренировочных занятий по ним (ЗАО «Тихвинский ферросплавный завод», ОАО
«Москокс», ООО «Братский завод ферросплавов»). Не был разработан ПЛА в
ООО «Архангельская металлургическая компания», несвоевременно пересма-
тривался ПЛА и отсутствовал график проведения тренировочных занятий в ОАО
«Соломбальский машиностроительный завод».
На металлургических и коксохимических предприятиях и производствах профи-
лактическая работа по предупреждению и ликвидации аварий в газовом хозяйстве
осуществляется газоспасательными службами (ГСС), добровольными газоспасатель-
ными дружинами (ДГСД), профессиональными аварийно-спасательными служба-
ми (формированиями).
В настоящее время металлургические и коксохимические предприятия, экс-
плуатирующие опасные производственные объекты, практически все имеют соб-
ственные газоспасательные службы (ГСС) и добровольные газоспасательные дру-
жины (ДГСД). Объекты газового хозяйства предприятия с малой численностью
персонала обсуживаются (на договорных условиях) профессиональными аварийно-
спасательными службами (формированиями).
В целом состояние готовности металлургических и коксохимических предпри-
ятий и производств к ликвидации (локализации) возможных аварий оценивается
как удовлетворительное.
В 2009 году на металлургических на коксохимических предприятиях и производ-
ствах численность членов ГСС составила 1374 человека против 1470 в 2008 году, чис-
ленность членов ДГСД составила 4223 человек против 4930 в 2009 году. Этим соста-
вом было отработано 505 046 чел./ч, проведено 754 учебно-тренировочных занятия
по ПЛА, эвакуирован из загазованных зон 351 человек.
Проблемными вопросами профессиональных аварийно-спасательных служб,
обслуживающих малые предприятия по договорам, являются: отсутствие необхо-
димого штата для выполнения взятых в соответствии с заключенными договорами
обязательств в части проведения учебных тревог; отсутствие спасателей на объек-
тах при проведении газоопасных работ и т.п.
Необходимо отметить, что на ряде предприятий (ОАО «Марийский машино-
строительный завод», ООО «Промтрактор-Промлит» и др.) действуют нештатные
аварийно-спасательные формирования по линии ГО и ЧС. К недостаткам этих фор-
мирований можно отнести то, что личный состав формирований не имеет специ-
альной подготовки, оснащенность их не соответствует нормативам, нарушается по-
рядок и сроки проверки средств индивидуальной защиты.
В целом все аварийно-спасательные службы, задействованные на газоопасных
объектах металлургических и коксохимических производств с поставленными за-
дачами справляются.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производ-
ственном объекте» территориальными органами Ростехнадзора установлен контроль
за ходом организации на поднадзорных предприятиях производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности.
Одним из основных направлений надзорной деятельности является проверка
эффективности осуществления производственного контроля, наличия планов ра-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
165
боты должностных лиц и анализа исполнения ими обязанностей, определенных
Положением о производственном контроле.
Проведенными в 2009 году проверками поднадзорных металлургических и коксо-
химических предприятий и производств установлено, что практически на всех экс-
плуатирующих поднадзорные опасные производственные объекты предприятиях
разработаны положения об организации и осуществлении производственного кон-
троля за обеспечением промышленной безопасности.
Часто выявляемыми недостатками в организации производственного контроля
является его формальность и несоответствие его фактическим условиям производ-
ственной деятельности предприятий и организаций, а также отсутствие планов ра-
боты. При разработке положений об организации и осуществлении производствен-
ного контроля не учитываются вопросы взаимодействия служб технического и про-
изводственного контроля, распределения между ними прав и обязанностей.
В целях повышения эффективности функционирования служб производствен-
ного контроля поднадзорных организаций инспекторским составом проводится
информационно-консультативная работа.
Одним из основных направлений работы остается контроль за внедрением на
поднадзорных предприятиях с учетом ранжирования комплексных систем управ-
ления промышленной безопасностью при эксплуатации опасного производствен-
ного объекта.
На большинстве крупных металлургических предприятиях службы производ-
ственного контроля этих предприятий укомплектованы подготовленными, квали-
фицированными работниками, имеющими опыт работы в цехах и производствах.
На таких предприятиях (ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат»,
ОАО «Северсталь» и др.) получены сертификаты соответствия системы менеджмен-
та предприятия требованиям международного стандарта OHSAS18001:1999 г.
Как показали проведенные в 2009 году плановые проверки состояния промыш-
ленной безопасности компаний с вертикально интегрированными системами управ-
ления ОАО «Мечел» и ОАО «РУСАЛ», на них до настоящего времени не созданы
эффективные системы управления промышленной безопасностью, обеспечиваю-
щие привлечение к этой работе должностных лиц на всех уровнях управления ком-
паний.
Эффективное функционирование систем управления промышленной безопас-
ностью позволит эксплуатирующим организациям более полно оценивать состоя-
ние промышленной безопасности на своих предприятиях, активизировать работу
всех звеньев управления, формулировать цели и политику в области промышлен-
ной безопасности.
В системе экспертизы промышленной безопасности металлургического, коксо-
химического и литейного оборудования, зданий и сооружений активно работает бо-
лее 100 экспертных организаций.
Проводимые экспертизы позволяют подтвердить эксплуатационную надежность
технических устройств, выявить дефекты и при необходимости ограничить нагруз-
ки на строительные конструкции, а также установить ресурс дальнейшей эксплуа-
тации отработавших нормативный срок эксплуатации, технических устройств, зда-
ний и сооружений.
На большинстве предприятий своевременно разрабатываются и согласовыва-
ются с территориальными органами Ростехнадзора графики проведения эксперти-
166
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
зы промышленной безопасности основного металлургического, коксохимическо-
го и литейного оборудования, зданий и сооружений в целях определения ресурса их
дальнейшей эксплуатации.
В то же время в связи с экономическим кризисом на многих мелких пред-
приятиях, а также в отдельных крупных компаниях, таких, как ОАО «РУСАЛ» и
ОАО «Мечел» и др., нарушаются графики проведения экспертизы оборудования, от-
работавшего нормативный срок эксплуатации, несвоевременно выполняются меро-
приятия, предложенные экспертными организациями в экспертных заключениях.
Центральным аппаратом Ростехнадзора за 2009 году было выдано 196 разреше-
ний на применение в металлургической и коксохимической промышленности но-
вых образцов технических устройств (70 % зарубежного производства), утверждено
182 экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, здания и
сооружения, рассмотрено 3 материала по декларации промышленной безопасности
металлургических предприятий. По объективным причинам было отказано в выда-
че разрешений на применение 9 технических устройств и утверждении экспертизы
декларации промышленной безопасности в 2 случаях.
Инспекторским составом территориальных органов при обследовании поднад-
зорных производств осуществляется контроль за проведением страхования ответ-
ственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окру-
жающий природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
В 2009 году в основном всеми поднадзорными предприятиями заключены до-
говоры и проведено страхование ответственности с получением свидетельств, вме-
сте с тем на объектах ОАО «Челябинский металлургический комбинат» и ОАО
«МОСКОКС», в ЗАО «Тихвинский ферросплавный завод» некоторые опасные про-
изводственные объекты не были внесены в государственный реестр опасных про-
изводственных объектов.
По состоянию на 01.01.2010 органами Ростехнадзора установлен надзор за 1567 юри-
дическими лицами, осуществляющими деятельность на опасных металлургическими
и коксохимическими объектах. Территориальными органами Ростехнадзора на под-
надзорных металлургических и коксохимических предприятиях и объектах за 2009 год
проведено 4649 обследований, выявлены и предписаны к устранению 34 571 наруше-
ний требований правил и норм промышленной безопасности, из-за грубых наруше-
ний правил эксплуатации приостановлено 28 производств и объектов, привлечено к
административной ответственности 1344 работника, в том числе по ст. 9.1 п. 1 Кодекса
РФ об административных правонарушениях наложен штраф на 1313 руководителей и
специалистов поднадзорных предприятий на сумму 3024,1 тыс. руб.
В 2009 году уменьшилось количество проведенных обследований и предписан-
ных к устранению нарушений требований безопасности. Инспекторским составом
снижены показатели по привлечению к ответственности нарушителей требований
промышленной безопасности на металлургических и коксохимических предприя-
тиях и производствах.
Надзорная деятельность на металлургических и коксохимических производствах,
осуществляемая в 2009 году территориальными органами и центральным аппаратом,
была акцентирована на проведении комплексных проверок состояния промышлен-
ной безопасности в вертикально интегрированных компаниях, что дает возможность
наиболее целостно и системно подходить к вопросу обеспечения промышленной
безопасности на поднадзорных опасных производственных объектах.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
167
В соответствии со Сводным планом надзорной, контрольной разрешительной де-
ятельности Ростехнадзора на 2009 год были проведены комплексные проверки со-
блюдения требований промышленной безопасности в вертикально интегрирован-
ных компаниях ОАО «Мечел» и ОАО «РУСАЛ».
Проведенная проверка предприятий и организаций компаний показала, что
службы производственного контроля предприятий работают неэффективно.
Как показали проверки, на отдельных предприятиях компаний не были заклю-
чены договоры страхования риска за причинение вреда при эксплуатации опасных
производственных объектов, опасные производственные объекты не были внесены
в государственный реестр.
Продолжает эксплуатироваться физически устаревшее оборудование, медлен-
ными темпами осуществляется модернизация и техническое перевооружение про-
изводств.
Не на должном уровне проводилась работа по разработке планов ликвидации
аварий и проведение учебно-тренировочных занятий по ним.
Нарушались требования Положения о порядке подготовки и аттестации руково-
дителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору.
В течение 2009 года инспекторским составом территориальных органов
Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых обследований подкон-
трольных производств осуществлялся постоянный контроль соблюдения предпри-
ятиями лицензионных требований и условий.
В литейных производствах преимущественно предприятий малого и среднего
бизнеса (ЗАО «Металлургическая компания», ООО «Чистопольский судоремонтный
завод», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» и др.) были выявлены случаи
эксплуатации взрывопожароопасных объектов без соответствующих лицензий.
Во втором квартале 2009 года была проведена целевая проверка состояния про-
мышленной безопасности в ферросплавном производстве.
Проверка показала, что на предприятиях, производящих ферросплавы, не ис-
ключены случаи нарушений инструкций при ведении технологических процессов,
несвоевременно и некачественно проводятся капитальные и текущие ремонты, не-
эффективно осуществляется производственный контроль за обеспечением про-
мышленной безопасности.
Целевая проверка обеспечения промышленной безопасности при проведении
ремонтных и наладочных работ на металлургических и коксохимических производ-
ствах, проведенная в четвертом квартале 2009 года, показала, что при осуществле-
нии ремонтных работ наиболее часто встречающимися нарушениями явились: от-
сутствие у ремонтного персонала должной квалификации; нарушения Положения
о применении системы нарядов-допусков и бирочной системы; отсутствие и неис-
правность средств технической безопасности и др.
Частая ротация руководства и среднего звена территориальных органов
Ростехнадзора привели к оттоку квалифицированных специалистов из числа госу-
дарственных инспекторов, о чем свидетельствует значительное увеличение обраще-
ний в Ростехнадзор физических и юридических лиц по различным вопросам: обе-
спечения промышленной безопасности; разъяснений требований норм и правил
безопасности; правомерности действий надзорных органов.
168
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В этой связи остро встает вопрос восстановления институтов повышения квали-
фикации инспекторского состава и проведения ежегодных семинаров-совещаний
по обмену опытом работы.
На работу предприятий металлургического комплекса в 2009 году отрицатель-
но повлиял мировой экономический кризис. Предприятия были вынуждены оста-
навливать часть производственных мощностей (от 10 до 30 % на крупных предпри-
ятиях) из-за отсутствия платежеспособности и спроса на продукцию, что в первую
очередь коснулось предприятий малого и среднего бизнеса и предприятий маши-
ностроения, приборостроения и т.п.
Высокая цена на электроэнергию в начале года и резкое падение цен на алюми-
ний на мировом рынке привели к невозможности полностью использовать имею-
щиеся мощности на предприятиях — производителях алюминия. Аналогичная си-
туация сложилась на предприятиях черной металлургии.
Снижение объемов выпуска продукции привело к сокращению средств, направ-
ляемых на решение вопросов промышленной безопасности, в том числе на ремон-
ты оборудования, реконструкцию и модернизацию производств, резкому сниже-
нию финансирования на экспертные обследования технических устройств, переносу
сроков устранения компенсирующих мероприятий по продлению сроков эксплуа-
тации, невыполнению предписаний органов Ростехнадзора.
Во исполнение указания Ростехнадзора от 24.12.2008 № АФ-43/391 территори-
альными органами совместно с руководителями поднадзорных предприятий и орга-
низаций проработаны вопросы мониторинга и предупреждения негативных послед-
ствий, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов в условиях
мирового финансового кризиса. Был усилен контроль за исполнением предписа-
ний по устранению выявленных в ходе надзорной деятельности недостатков в обе-
спечении промышленной безопасности, которые требуют расходования финансо-
вых средств предприятиями.
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью
730 тыс. км снабжают газом 24 тыс. промышленных предприятий, 430 тепловых
электрических станций, 64 тыс. газифицированных отопительных и производствен-
ных котельных. Эксплуатируются 20 тыс. опасных производственных объектов, ис-
пользующих сжиженные углеводородные газы. В государственном реестре зареги-
стрировано около 69 тыс. опасных производственных объектов газораспределения
и газопотребления.
В 2009 году на объектах газораспределения и газопотребления произошло
38 аварий и 6 несчастных случаев со смертельным исходом (табл. 70-73). По
сравнению с 2008 годом уровень аварийности и травматизма незначительно уве-
личился (в 2008 году — 35 аварий и 5 несчастных случаев со смертельным ис-
ходом). Экономический ущерб от аварий, происшедших в 2009 году, превысил
2,5 млрд руб.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
169
Таблица 70
Общее число аварий и распределение их по группам по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года
Виды аварий
Число аварий
2008 г.
2009 г.
+/-
Механические повреждения подземных газопроводов
17
17
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок
5
5
Мехповреждения газопроводов автотранспортом
6
4
+2
Коррозионные повреждения наружных газопроводов
1
-1
Разрывы сварных стыков
2
2
Повреждения в результате природных явлений
1
6
+5
Возгорание газа при произ-ве газоопасных работ
2
2
Иные
1
2
+1
Всего:
35
38
+3
Таблица 71
Сведения о распределении несчастных случаев со смертельным исходом по
травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно травми-
рованных, чел.
2008 г.
2009 г.
+/-
Отравления продуктами неполного сгорания газа
1
2
+1
В результате взрыва газовоздушной смеси
1
1
Термическое воздействие
1
1
Удушающее воздействие газа
1
2
+1
Всего:
4
6
+2
Таблица 72
Территориальное распределение аварий и несчастных случаев со смертельным
исходом за 2009 г.
Федеральные округа РФ
Аварии
Н/с со смерт.
исходом
Субъекты РФ
2008 г.
2009 г.
+/-
2008 г.
2009 г.
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
Астраханская область
Волгоградская область
Ингушская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
2
4
Карачаево-Черкесская Республика
Краснодарский край
3
1
Республика Адыгея
Республика Дагестан
Республика Калмыкия
Республика Северная Осетия — Алания
Ростовская область
Ставропольский край
170
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Федеральные округа РФ
Аварии
Н/с со смерт.
исходом
Субъекты РФ
2008 г.
2009 г.
+/-
2008 г.
2009 г.
Чеченская Республика
1
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
Кировская область
2
Коми-Пермяцкий АО
Нижегородская область
4
2
2
Оренбургская область
1
Пензенская область
1
Пермская область
2
Республика Башкортостан
1
1
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
2
Республика Татарстан
1
1
Самарская область
1
Саратовская область
1
1
Удмуртская Республика
1
1
Ульяновская область
Чувашская Республика
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)
Курганская область
Свердловская область
2
Тюменская область
2
1
1
Ханты-Мансийский АО
1
Челябинская область
1
Ямало-Ненецкий АО
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
Агинский Бурятский АО
Алтайский край
1
2
Иркутская область
Кемеровская область
Красноярский край
Новосибирская область
1
4
Омская область
1
1
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Таймырский (Долгано-Ненецкий ) АО
Усть-Ордынский Бурятский АО
Читинская область
Эвенкийский АО
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатская область
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
171
Федеральные округа РФ
Аварии
Н/с со смерт.
исходом
Субъекты РФ
2008 г.
2009 г.
+/-
2008 г.
2009 г.
Корякский АО
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
1
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский АО
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
Архангельская область
Вологодская область
1
2
Калининградская область
Ленинградская область
2
3
Мурманская область
Ненецкий АО
Новгородская область
2
Псковская область
Республика Карелия
Республика Коми
1
3
Санкт-Петербург город
Центральный федеральный округ (г. Москва)
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
2
Воронежская область
2
1
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
1
Липецкая область
1
Москва город
2
2
Московская область
1
2
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Итого по России:
(+) рост/(-) снижение
35
37
5
6
Уровень аварийности на объектах газораспределения и газопотребления остается
на прежнем уровне, однако увеличивается количество несчастных случаев со смер-
тельным исходом. Причинами несчастных случаев со смертельным исходом яви-
лись отравление продуктами сгорания в котельной (2 человека), травмирование при
172
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
взрыве газовоздушной смеси (1 человек), удушение при производстве газоопасных
работ в колодце (2 человека), термическое воздействие при проведении огневых ра-
бот в котловане (1 человек).
Анализ аварийности показывает, что наибольшее количество аварий, как и пре-
жде, происходит при производстве земляных работ сторонними организациями в
охранных зонах газопроводов. Следует отметить, что количество таких аварий за по-
следние годы возрастает. За отчетный период при производстве земляных работ га-
зопроводы повреждались 17 раз. В большинстве случаях причины аварии заключа-
ются в том, что земляные работы в охранных зонах газопроводов производятся не-
официально и без уведомления эксплуатирующей организации. Такие аварии, как
механические повреждения газопроводов при производстве земляных работ, как
правило, происходят по вине организаций и лиц, не связанных с эксплуатацией га-
зопроводов.
Наиболее крупной аварией в 2009 году является авария, происшедшая на под-
земном газопроводе высокого давления, диаметром 700 мм, по адресу: г. Москва,
ул. Озерная, д. 46. Московским межрегиональным территориальным управлением
Ростехнадзора 08.06.2009 завершено техническое расследование причин аварии.
К работе комиссии по расследованию помимо специалистов Московского управ-
ления Ростехнадзора были привлечены независимые технические эксперты и экс-
пертные организации, в том числе и из других регионов России. В ходе расследова-
ния была изучена проектная и исполнительная документация на газопровод, прове-
дены экспертизы образцов металла поврежденного газопровода, взрывотехническая
экспертиза, а также анализ результатов обследования трубы после аварии.
Взрывотехническая экспертиза показала отсутствие внешнего взрывного воз-
действия на газопровод.
В период производства работ по строительству газопровода в 1980 году были до-
пущены изгибы трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом в
месте изгиба возникло напряженно-деформированное состояние металла трубы,
ослабляющее прочностные характеристики металла. Место изгиба совпадает с ме-
стом аварии.
Комиссией выявлено, что в 1996 году на данном участке газопровода проводи-
лись работы по устранению утечки газа, в процессе работ был вырезан защитный
футляр на газопроводе, обнаруженная в теле трубы трещина размером 25 мм была
заварена и усилена металлической накладкой. По завершении работ вырезанный
защитный футляр не восстанавливался, анализ причин возникновения трещины
не проводился.
В ходе расследования также подтверждено, что ремонтные работы в 1996 году
проведены с нарушением требований действующих на момент проведения работ
нормативных технических документов и создали дополнительные концентрации
напряжений в зоне изгиба.
Все вышеперечисленные факторы способствовали развитию в месте аварии вя-
лотекущих деструктивных процессов в структуре материала трубы.
Комиссия пришла к выводам, что авария 10.05.2009 на участке газопровода про-
изошла вследствие мгновенного (лавинообразного) развития трещины в материа-
ле трубы.
Причинами возникновения и развития трещины явились:
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
173
1. Наличие в материале трубы напряженно-деформированного состояния, воз-
никшего из-за изгибов трубы в горизонтальной плоскости (10-12°) и в вертикаль-
ной плоскости (5-7°), при проведении строительно-монтажных работ в 1980 году.
2. Наличие в зоне разрушения газопровода трубы с прочностными характеристи-
ками, находящимися ниже допустимого уровня.
3. Нарушение требований нормативных технических документов при аварийно-
восстановительном ремонте газопровода в 1996 году, а именно:
ремонт поврежденного места не проведен путем вварки катушки, что могло бы
устранить напряженно-деформированное состояние трубы;
не установлены причины возникновения трещины в теле газопровода.
Анализ действий руководителей, специалистов и рабочих ГУП «Мосгаз» по ло-
кализации создавшейся аварийной ситуации показывает, что их действия были не
согласованы и не организованы:
отсутствовала координация действий аварийных бригад из-за некомпетентных
команд со стороны диспетчерского управления;
генеральный директор ГУП «Мосгаз» А.Н. Трухин не обеспечил централизован-
ное управление работами по локализации аварийной ситуации, что привело к оши-
бочной оценке складывающейся ситуации, масштабов развития аварии и дестаби-
лизировало обстановку.
Таким образом, причиной возникновения аварии явилась неудовлетворительная
организация строительно-монтажных работ и нарушения при эксплуатации газо-
провода.
Московским управлением Ростехнадзора разработан и направлен в адрес ГУП «Мосгаз»
перечень первоочередных, обязательных к исполнению мер по предупреждению аварии,
аналогичных произошедшей 10.05.2009 в районе ул. Озерная, д. 46, а именно:
провести внеплановое техническое диагностирование газопроводов в целях опре-
деления их состояния;
провести внеочередное приборное обследование всех участков газопроводов вы-
сокого давления при условии их пересечения с электрическими кабелями напряже-
нием 10 кВ и выше и до проведения обследования увеличить периодичность обхода
трасс для выявления утечек газа;
разработать график проведения компенсирующих мероприятий по врезке кату-
шек на подземных газопроводах, ремонт которых проведен с установкой усилитель-
ных накладок;
пересмотреть и внести изменения в планы взаимодействия служб различных ве-
домств по локализации и ликвидации возможных аварий в газовом хозяйстве;
провести внеочередные тренировочные занятия по локализации и ликвидации
возможных аварий на распределительных сетях высокого давления ГУП «Мосгаз»,
отработать взаимодействие аварийных служб различных ведомств с учетом резуль-
татов расследования аварии;
при выдаче технических условий на проектирование систем газораспределения,
а также при строительстве, реконструкции, ремонте газопроводов независимо от
давления и диаметров исключить случаи применения стальных труб из кипящих и
полуспокойных сталей;
направить обращение в Правительство г. Москвы о выделении дополнительно-
го финансирования для проведения реконструкции (замены) подземных газопро-
водов с истекшим нормативным сроком эксплуатации (40 лет).
174
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Материалы технического расследования аварии Ростехнадзором переданы в след-
ственные органы.
В связи с указанной аварией был издан приказ Ростехнадзора от 18.06.2009 № 534
«О мерах по предупреждению аварий на объектах газораспределения». В соответ-
ствии с приказом была проведена целевая проверка соблюдения требований про-
мышленной безопасности при эксплуатации газопроводов давлением 1,2 МПа.
Существенным недостатком остается несоблюдение сроков представления
материалов расследования в Службу. С опозданием поступили материалы рас-
следования от УТЭН по Липецкой области, УТЭН по Кабардино-Балкарской
Республике в обоих случаях, Западно-Уральского управления, УТЭН по Орен-
бургской области.
Анализ поступающих материалов расследования показывает, что количество за-
мечаний к качеству материалов расследования уменьшается. Все аварии расследо-
ваны, причины установлены, разработанные мероприятия осуществляются.
При этом следует отметить, что в последнее время изменился подход к классифи-
кации происшествий. Например, неправильно взяты на учет два несчастных случая
со смертельным исходом, происшедшие 15.03.2009 в пос. Сырный рудник Липецкой
области. Пострадавшие являются третьими лицами по отношению к опасному про-
изводственному объекту.
Разрушение газопровода 17.08.2009 в ОАО «Даггазсервис» произошло в резуль-
тате террористического акта и не подлежит учету в органах Ростехнадзора. Это про-
исходит по причине неоднозначного понимания порядка классификации проис-
шествий, ротации кадров в территориальных органах, назначения на руководящие
должности лиц, не имеющих практического опыта работы по профилю деятельно-
сти, а также опыта надзорной деятельности.
Таблица 73
Таблица динамики аварийности и травматизма по отношению
к протяженности газопроводов
Год
Протяженность
Число аварий
Количество
Удельный показа-
газопроводов, км
смертельно трав-
тель аварийности,
мированных, чел.
аварий/км
1997
261 600
32
10
0,0001223
1998
269 500
38
13
0,000141
1999
300 000
31
12
0,0001033
2000
320 000
37
12
0,0001156
2001
327 000
47
4
0,0001437
2002
327 945
36
15
0,0001097
2003
330 000
33
9
0,0000272
2004
570 399
53
3
0,0000929
2005
593 529
49
4
0,0000826
2006
625 881
37
1
0,0000591
2007
659 006
43
4
0,0000652
2008
740 600
35
5
0,0000472
2009
729 921
38
6
0,0000520
В 2009 году работа надзора за объектами газораспределения и газопотребления
осуществлялась в соответствии со Сводным планом надзорной, контрольной и раз-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
175
решительной деятельности Ростехнадзора на 2009 год, планами территориальных
управлений Ростехнадзора, указаниями и распоряжениями Ростехнадзора.
Материалы с анализом причин аварийности и смертельного травматизма в
2009 году были направлены в территориальные управления для изучения и руковод-
ства в надзорной деятельности, а также в журнал «Безопасность труда в промыш-
ленности» для публикации.
В отчетном году в соответствии с п. 3.16 Сводного плана надзорной, контроль-
ной и разрешительной деятельности Ростехнадзора на 2009 год была проведена це-
левая проверка состояния промышленной безопасности систем газораспределения
и газопотребления, построенных и введенных в эксплуатацию в 2008 году.
Анализ полученных от территориальных органов материалов показал, что после
введения в действие положений Градостроительного кодекса качество строительства
опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления ухудши-
лось. Существующий порядок приема и ввода в эксплуатацию законченных строитель-
ством объектов газораспределения и газопотребления не обеспечивает необходимого
качества вводимых в эксплуатацию объектов. Отсутствие контроля за качеством прове-
дения государственной экспертизы проектной документации и возможность оказания
административного давления на органы строительного надзора субъектов Российской
Федерации приводят к значительному снижению качества объектов строительства.
В соответствии с п. 3.17 Сводного плана надзорной, контрольной и разрешитель-
ной деятельности Ростехнадзора на 2009 год была проведена целевая проверка со-
стояния промышленной безопасности систем газораспределения и газопотребления
при эксплуатации тепловых электрических станций и котельных.
Материалы проверок проанализированы и по результатам подготовлены анали-
тические материалы.
Состояние промышленной безопасности объектов газораспределения и газопо-
требления определяется физическим износом газопроводов, сооружений и обору-
дования (технических устройств), достигших предельного срока эксплуатации, не-
совершенством систем защиты, блокировок и сигнализации газоиспользующего
оборудования (установок).
Остаются нерешенными вопросы, которые могут оказать негативное влияние
на уровень промышленной безопасности. Так, недостаточными темпами решают-
ся вопросы диагностирования газового оборудования, оснащенности газифициро-
ванных помещений сигнализаторами загазованности по метану, ликвидации под-
вальных котельных.
Организациями, ведущими земляные работы, не всегда соблюдаются требования
Правил охраны газораспределительных сетей.
Нестабильная работа ряда предприятий, дефицит финансовых средств сдержи-
вают реализацию мер по поддержанию надлежащего технического состояния про-
изводств. Наиболее остро недофинансирование работ по реконструкции наблюда-
ется на объектах ЖКХ, Министерства обороны и объектах образования.
Физический износ газопроводов остается самой актуальной проблемой. На от-
четную дату отслужили нормативный срок службы 28,8 тыс. км, что составляет 6 %
общего количества подземных газопроводов.
Износ газового оборудования отдельных котельных составляет 75-95 %, они экс-
плуатируются 25-30 лет практически без капитального ремонта. Замена изношен-
ных основных фондов осуществляется крайне медленными темпами.
176
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Проблемными остаются вопросы по приведению автоматики безопасности га-
зопотребляющих установок в соответствие с требованием п. 5.9.11 ПБ 12-529-03.
2 тыс. котельных (3,2 % общего количества) не обеспечены в полном объеме систе-
мами защиты.
Замедлилась работа по ликвидации встроенных (подвальных) в жилые и обще-
ственные здания котельных, работающих на газообразном топливе. За прошедший
год ликвидировано 32 котельные из 840.
В настоящее время значительное количество газопроводов и газового оборудо-
вания, эксплуатируемого ГУП «Мосгаз» выработало расчетный ресурс, так, норма-
тивный срок эксплуатации истек для 32 % газопроводов, 46 % ГРП, 24 % электро-
защитных установок.
Особое опасение вызывает тот факт, что темпы старения газопроводов и газово-
го оборудования превышают темпы их обновления. Постановление Правительства
г. Москвы от 05.04.2005 № 192-ПП «О мерах по повышению надежности и безопас-
ной эксплуатации газового хозяйства города Москвы на период 2005-2015 гг.» не
выполняется в полном объеме в связи с недофинансированием.
Анализ основных показателей надзорной деятельности, в том числе проведен-
ных обследований, показывает, что состояние надзорной и контрольной деятельно-
сти, осуществляемой территориальными управлениями, находится на уровне про-
шлых лет. Количество обследований по сравнению с прошлым годом уменьшилось
незначительно (на 4 %).
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2009 году подготовлено 588 разреше-
ний на применение технических устройств на объектах газораспределения и газо-
потребления, рассмотрено в качестве головного исполнителя 490 материалов соис-
кателей лицензий. В течение года также рассматривались проекты нормативных до-
кументов, обращения граждан и организаций.
Организация производственного контроля и создание систем управления про-
мышленной безопасностью на объектах газораспределения и газопотребления яв-
ляются объектами особого внимания.
В ходе проведения проверок поднадзорных организаций и объектов инспектор-
ским составом территориальных органов Ростехнадзора проводится разъяснительная
работа о необходимости повышения эффективности производственного контроля
и создании на предприятиях системы управления промышленной безопасностью.
Отмечено, что на предприятиях, где существует эффективная система производ-
ственного контроля, ответственность персонала, причастного к эксплуатации га-
зового хозяйства, существенно повышается.
Внедренный на поднадзорных предприятиях производственный контроль ока-
зывает существенное влияние на повышение безопасной эксплуатации производ-
ства. Это достигается путем планирования и контроля мероприятий по обеспече-
нию безопасной работы технологических устройств, контролем за соблюдением тех-
нологической дисциплины, поддержанием готовности предприятия и персонала к
локализации и ликвидации аварий и инцидентов.
Эффективность производственного контроля в настоящее время недостаточна,
на что указывает количество выявляемых при обследованиях нарушений. Главными
факторами такого положения дел являются:
низкая активность руководителей предприятий при решении вопросов обеспе-
чения промышленной безопасности;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..