ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 22

 

 

337
(г. Обнинск), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), регули-
рующими органами Германии (GRS), Франции (IRSN), Вьетнама, Турции.
По основным направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках договоров
взаимодействие осуществлялось с Ростехнадзором, ОАО «Концерн Росэнергоатом»
(в том числе филиалы), Акционерным обществом по генерации электроэнергии
АЭС «АККУЯ», Госкорпорацией «Росатом», ЗАО «Геотерм-ЭМ», ЗАО «ИНЭСС»,
ЗАО «Русатом Оверсиз», ИБРАЭ РАН, НИЦ «Курчатовский институт», НОУ ДПО
«ЦИПК», ОАО «ВНИИАЭС», ОАО «ГНЦ НИИАР», ОАО «НИАЭП», ОАО «НИ-
КИЭТ», ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «ОКБ «ГИДРОПРЕСС», ОАО «Голов-
ной институт «ВНИПИЭТ», ОАО «СХК», ФГУП «ГНЦ РФ ФЭИ», ФГУП «ГХК»,
ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «РосРАО», ФГУП «ФЦЯРБ», ФГУП «ЦНИИ КМ «Про-
метей», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП АТЦ СПб, ЗАО «НЕОЛАНТ», ОАО «РАО-
ПРОЕКТ», ОАО «АКМЭ-инжиниринг», ФГУП «НО РАО», ФГУП «РАДОН»,
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» и др.
В рамках договоров о научно-техническом сотрудничестве взаимодействие
осуществлялось с ФГУП «ВНИИХТ», Институтом проблем химической физики
(ИПХФ) РАН, Институтом физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумки-
на РАН, Московским энергетическим институтом (техническим университетом)
МЭИ (ТУ), Обнинским государственным техническим университетом атомной
энергетики (ИАТЭ, г. Обнинск).
Формы и методы работ по координации НИР. Проблемные вопросы и задачи на
будущее
Основная работа по координации НИР проводится через участие специалистов
ФБУ «НТЦ ЯРБ» в деятельности научных, научно-технических и общественных
органов и организаций атомной отрасли. А именно: научно-технического совета
(НТС) ФБУ «НТЦ ЯРБ»; НТС, его секций и технических комитетов Ростехнадзо-
ра; НТС Госкорпорации «Росатом» и его секций; НТС ОАО «Концерн Росэнергоа-
том»; НТС МосНПО «Радон».
Участие сотрудников в работе Российской научной комиссии по радиационной
защите (РНКРЗ) и взаимодействие с ФМБА России укрепляет координацию НИР
в части гигиенических аспектов радиационной безопасности человека и окружаю-
щей среды.
Формирование адекватного восприятия общественностью государственной по-
литики в сфере надзора и регулирования ядерной и радиационной безопасности
осуществляется как через деятельность в Общественных советах Ростехнадзора и
Госкорпорации «Росатом», так и путем распространения соответствующих матери-
алов в информационной сети Ростехнадзора.
Активное участие сотрудников ФБУ «НТЦ ЯРБ» в деятельности Ядерного обще-
ства России и его Молодежного отделения не только укрепляет межотраслевое вза-
имодействие при апробации результатов НИР, но и способствует привлечению но-
вого поколения сотрудников в атомную отрасль России и ее регулирующий орган.
Основными задачами научного обеспечения регулирования ядерной и радиаци-
онной безопасности, актуальными на будущее, являются:
разработка и научно-методическое обоснование новых подходов к государст-
венному регулированию ядерной и радиационной безопасности в условиях уско-
ренного развития атомной энергетики, включая постепенный переход на установ-
ление лицензионных и надзорных процедур, адекватных потенциальной опасности
338
видов деятельности в области использования атомной энергии, а также устранение
избыточных административных барьеров при безусловном обеспечении безопасно-
сти объектов использования атомной энергии;
научно-методическое обеспечение Ростехнадзора в связи с включением в его
компетенцию новых государственных функций, а также по предложениям пост мис-
сии МАГАТЭ в ноябре 2013 г.;
разработка подходов и направлений совершенствования системы нормативных
документов, обеспечивающих регулирование безопасности объектов использова-
ния атомной энергии;
совершенствование методологии установления критериев и принципов ядерной
и радиационной безопасности;
совершенствование методологии оценки ядерной и радиационной безопасно-
сти объектов использования атомной энергии, в том числе с учетом уроков аварии
на АЭС Фукусима;
научно-методическое обеспечение установления с учетом международных под-
ходов национальной инфраструктуры безопасности при сооружении АЭС в зару-
бежных странах (в части, касающейся Ростехнадзора).
2.6.2. Научно-исследовательские работы в области промышленной безопасности
В 2013 г. Ростехнадзор участвовал в реализации Федеральной целевой программы
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».
Государственный заказчик — координатор: Министерство Российской Федера-
ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по-
следствий стихийных бедствий.
Ключевым мероприятием данной программы в 2013 г. (в области промышленной
безопасности) являлась разработка научно-методического обеспечения анализа со-
стояния защищенности опасных производственных объектов.
Также была осуществлена разработка и внедрение межведомственных методиче-
ских и регламентирующих документов в области защиты населения и территорий
от угроз радиационного характера.
На 2013 г. было заключено 3 государственных контракта.
Основные итоги реализации программы за 2013 г.:
разработаны Методические рекомендации по проведению анализа состояния за-
щищенности опасных производственных объектов от различных типов техноген-
ных опасностей;
разработаны Методические рекомендации по проведению анализа состояния за-
щищенности опасных производственных объектов от различных типов природных
опасностей;
разработаны Методические рекомендации по проведению анализа влияния па-
раметров систем быстрого реагирования, предназначенных для остановки техноло-
гических процессов, в случае превышения предельных значений поражающих фак-
торов, на защищенность опасных производственных объектов от различных типов
техногенных и природных опасностей;
разработан проект второй редакции нормативного документа «Обеспечение безопас-
ности объектов энергетики при землетрясениях и связанных с землетрясениями ассо-
циаций процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения»;
339
подготовлены сводки отзывов на проект второй редакции нормативного доку-
мента «Обеспечение безопасности объектов энергетики при землетрясениях и свя-
занных с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов природно-
го и техногенного происхождения»;
разработан проект окончательной редакции проекта нормативного документа
«Обеспечение безопасности объектов энергетики при землетрясениях и связанных
с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов природного и тех-
ногенного происхождения»;
разработана уточненная редакция проекта окончательной редакции норматив-
ного документа «Обеспечение безопасности объектов энергетики при землетрясе-
ниях и связанных с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов
природного и техногенного происхождения»;
разработан комплект документов для уведомления о разработке нормативного
правового акта «Об утверждении и введении в действие требований надежности и
безопасности в электроэнергетике «Обеспечение безопасности объектов электро-
энергетики при землетрясениях и связанных с землетрясениями ассоциаций про-
цессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения» и рассыл-
ки на отзывы в ведомства;
осуществлено научно-методическое сопровождение разработки проекта норма-
тивного документа «Обеспечение безопасности объектов энергетики при землетря-
сениях и связанных с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов
природного и техногенного происхождения».
В области промышленной безопасности в рамках Федеральной целевой програм-
мы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природ-
ного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» осуществле-
на НИР «Разработка научно-методического обеспечения анализа состояния защи-
щенности опасных производственных объектов».
Целью данной научно-исследовательской работы является разработка научно-
методического обеспечения анализа состояния защищенности ОПО.
Задачами НИР являлись:
разработка методических рекомендаций по проведению анализа состояния за-
щищенности ОПО от различных типов техногенных опасностей.
разработка методических рекомендаций по проведению анализа состояния за-
щищенности ОПО от различных типов природных опасностей.
разработка методических рекомендаций по проведению анализа влияния параме-
тров систем быстрого реагирования, предназначенных для остановки технологиче-
ских процессов, в случае превышения предельных значений поражающих факторов,
на защищенность ОПО от различных типов техногенных и природных опасностей.
Результаты работы в целом направлены на обеспечение защищенности ОПО от
угроз природного и техногенного характера.
При выполнении работы подготовлен отчет, содержащий:
1) Методические рекомендации по проведению анализа состояния защищенно-
сти опасных производственных объектов от различных типов техногенных опасно-
стей.
2) Методические рекомендации по проведению анализа состояния защищенно-
сти опасных производственных объектов от различных типов природных опасно-
стей.
340
3) Методические рекомендации по проведению анализа влияния параметров
систем быстрого реагирования, предназначенных для остановки технологических
процессов в случае превышения предельных значений поражающих факторов, на
защищенность опасных производственных объектов от различных типов техноген-
ных и природных опасностей.
В соответствии с решениями Научно-технического совета Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2013 г. также осуществ-
лена подготовка внепрограммных НИР в области промышленной безопасности.
1. В рамках Государственного контракта от 22 мая 2013 г. № 14-ГК/2013 выпол-
нена научно-исследовательской работа по теме: «Разработка научно обоснованных
предложений по методическому обеспечению проведения мониторинга эффектив-
ности лицензирования в сфере деятельности Ростехнадзора».
Целью данной работы является разработка предложений по созданию организа-
ционного и методического обеспечения проведения мониторинга эффективности
лицензирования в сфере деятельности Ростехнадзора.
Задачами НИР являлись:
детализация требований, предусмотренных Правилами подготовки и представ-
ления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467, при-
менительно к организационной структуре Ростехнадзора и полномочиям по лицен-
зированию конкретных видов деятельности;
разработка предложений по интеграции требований к отчетным материалам,
сведениям и показателям по лицензированию, предусмотренным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467, в систему отчетности
Ростехнадзора.
Результаты работы в целом направлены на совершенствование нормативной базы
государственного регулирования в области лицензирования в сфере деятельности
Ростехнадзора.
При выполнении работы подготовлен отчет, включающий детализацию требова-
ний, предусмотренных Правилами подготовки и представления докладов о лицен-
зировании отдельных видов деятельности, утвержденными постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467, и проект положения о
мониторинге лицензирования применительно к организационной структуре Рос-
технадзора и полномочиям по лицензированию конкретных видов деятельности, а
также предложения по внесению изменений и дополнений в действующее положе-
ние об отчетности в Ростехнадзоре, направленные на обеспечение реализации По-
становления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467.
2. В рамках Государственного контракта от 27 мая 2013 г. № 16-ГК/2013 выполне-
на научно-исследовательская работа по теме: «Разработка предложений по оптими-
зации структуры и содержания нормативных правовых актов Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору, устанавливающих тре-
бования в области промышленной безопасности».
Целью выполнения работы является приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с положениями Феде-
рального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные
акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пун-
кта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с уче-
341
том поручений, предусмотренных пунктами 1 и 2 протокола совещания у Предсе-
дателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 16 октября 2012 г.
№ ДМ-П36-43пр.
В результате НИР разработаны:
методические указания по разработке федеральных норм и правил в области про-
мышленной безопасности;
предложения по исчерпывающему перечню проектов федеральных норм и пра-
вил в области промышленной безопасности;
предложения по применению механизмов государственно-частного партнерст-
ва при разработке федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности и руководств по обеспечению промышленной безопасности;
перечень положений действующих актов, не подлежащих применению с даты
вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» в редакции, действующей с 1 января 2014 г.;
модельные руководства по обеспечению промышленной безопасности, устанавли-
вающие методики обоснования безопасности опасных производственных объектов;
научно-обоснованные предложения по оптимизации массива нормативных пра-
вовых актов в области промышленной безопасности.
Результаты НИР используются при осуществлении Ростехнадзором функции по
нормативно-правовому регулированию в области промышленной безопасности.
3. В рамках Государственного контракта от 20 мая 2013 г. № 11-ГК/2013 выполнена
научно-исследовательская работа по теме: «Разработка проекта Федеральных норм и
правил «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов,
на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
На основании результатов НИР подготовлен проект приказа Ростехнадзора «Об
утверждении федеральных норм и правил «Правила промышленной безопасности
опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рабо-
тающее под избыточным давлением». Указанный документ прошел общественное об-
суждение, в котором участвовали, ведущие научно-исследовательские учреждения и
представители предпринимательского сообщества, а также согласование с заинтере-
сованными федеральными органами исполнительной власти и заключение об оценке
регулирующего воздействия Минэкономразвития России. Указанный документ готов
к утверждению и направлению на государственную регистрацию в Минюст России.
4. В рамках Государственного контракта от 20 мая 2013 г. №13-ГК/2013 выполнена
научно-исследовательской работа по теме: «Разработка проектов федеральных норм
и правил в области промышленной безопасности по осуществлению мониторинга
гео, газодинамического состояния массива горных пород, прогноза горных ударов,
внезапных выбросов угля (породы) и газа при отработке угольных месторождений».
Объектом исследования являются угольные шахты, разрабатывающие пласты
опасные по гео- и газодинамическим явлениям.
Цель работы — повышение безопасности подземной разработки угольных ме-
сторождений, опасных по гео- и газодинамическим явлениям.
Метод исследования заключается в анализе и обобщении существующих нор-
мативных документов; анализе технических и технологических способов и реше-
ний по безопасному ведению горных работ при добыче угля подземным способом.
Результатом НИР является разработка на основании полученных научно обосно-
ванных данных проектов федеральных норм и правила по проведению комплексно-
342
го мониторинга состояния углепородного массива, предназначенных для прогноза
и выработки своевременных технологических решений по предотвращению горных
ударов и внезапных выбросов угля (породы) и газа.
Областью применения требований ФНП, выполненных на основании научных
исследований, являются угольные компании, разрабатывающие угольные пласты,
опасные по внезапным выбросам и горным ударам и использующие высокопроиз-
водительную горную технику, обеспечивающую высокие скорости подвигания под-
готовительных забоев и высокие темпы добычи угля в лавах.
5. В рамках Государственного контракта от 5 июля 2013 г. № 46-ГК/2013 выпол-
нена научно-исследовательская работа по теме: «Разработка федеральных норм и
правил в области промышленной безопасности по ведению горных работ на очист-
ных и подготовительных участках угольных шахт».
Объект исследований — нормативная документация в области промышленной
безопасности и безопасности ведения горных работ.
Цель работы — научное обоснование предложений по организации подготовки
проекта «Инструкции по ведению горных работ на очистных и подготовительных
участках угольных шахт».
Метод исследования — анализ и обобщение существующих нормативных доку-
ментов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности ведения горных ра-
бот на этапе их организации.
Область внедрения — угольные шахты.
Значимость работы — повышение уровня безопасности при ведении очистных
и подготовительных работ.
6. В рамках Государственного контракта от 20 мая 2013 г. № 12-ГК/2013 выпол-
нена научно-исследовательской работа по теме «Разработка проекта федеральных
норм и правил, устанавливающих требования к составу и содержанию обоснования
безопасности опасных производственных объектов».
Указанная научно-исследовательская работа выполнена в полном объеме.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие
требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», ут-
верждены приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306, зарегистрированным
Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581).
7. В рамках Государственного контракта от 8 октября 2013 г. № 67-ГК/2013 вы-
полнена научно-исследовательской работа по теме: «Разработка нормативного пра-
вового акта в области промышленной безопасности автогазозаправочных станций
газомоторного топлива».
При выполнении работы подготовлен отчет о научно-исследовательской рабо-
те, включающий:
1) аналитический обзор зарубежного опыта регулирования и наилучшая практи-
ка обеспечения безопасности автомобильных газозаправочных комплексов, вклю-
чая газозаправочные станции компримированного природного газа;
2) первую и окончательную редакцию проекта федеральных норм и правил в об-
ласти промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных
станций газомоторного топлива»;
3) сведения о проекте федеральных норм и правил в области промышленной без-
опасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного то-
плива», предусмотренные Правилами проведения федеральными органами исполни-
343
тельной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных право-
вых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений
Совета Евразийской экономической комиссии (утверждены постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318).
В целях исполнения контракта поступившие результаты НИР были рассмотре-
ны и утверждены на Научно-техническом совете Ростехнадзора 10 декабря 2013 г.
В целях дальнейшего внедрения полученных результатов НИР планируется при-
нять в 2014 г. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасно-
сти «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
Также в 2013 г. в целях реализации положений пункта 4 статьи 3 и статьи 4 Феде-
рального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов» и приложений 1, 3 Федеральных норм и правил в об-
ласти промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взры-
вопожароопасных химических производств» (утверждены приказом Ростехнадзора от
15 июля 2013 г. № 306) был заключен Государственный контракт от 10 декабря 2013 г.
№ 78-ГК/2013 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разра-
ботка проектов руководств по безопасности по проведению анализа опасностей и
оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
В рамках данной работы должны быть разработаны руководства по безопасно-
сти (РБ), содержащие методики для проведения анализа опасностей и оценки ри-
ска аварий для обоснования безопасности ОПО и декларирования промышленной
безопасности ОПО при их проектировании и эксплуатации, а именно:
Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска ава-
рий на опасных производственных объектах;
Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ;
Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей;
Методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взры-
вопожароопасные жидкости;
Методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взры-
вопожароопасные газы;
Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических
производствах;
Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах то-
пливно-воздушных смесей на опасных производственных объектах.
Завершение данной работы запланировано в мае 2014 г.
Кроме того, в рамках реализации Долгосрочной программы развития угольной
промышленности России на период до 2030 года и Программы по обеспечению
дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных
работ, снижения аварийности и травматизма в угольной отрасли, поддержания бо-
еготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей,
утвержденной Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, МЧС России,
Ростехнадзором, согласованной с Росуглепрофом в 2013 г., разработаны и утвержде-
ны 10 нормативных документов (9 документов зарегистрированы в Минюсте Рос-
сии) по вопросам пожарной безопасности, предупреждения взрывов пылегазово-
здушной смеси, вентиляции, эксплуатации электрооборудования, а именно:
Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильно-
сти и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода, утвержде-
344
на приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2012 г. № 704, зарегистрированным Мин-
юстом России 8 февраля 2013 г., регистрационный № 26936;
Инструкция по электроснабжению, выбору и проверке электрических аппаратов,
кабелей и устройств релейной защиты в участковых сетях угольных шахт напряже-
нием до 1200В, утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 627, заре-
гистрированным Минюстом России 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26995;
Инструкция по устройству, осмотру и измерению сопротивления шахтных зазем-
лений, утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 625, зарегистри-
рованным Минюстом России 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26976;
Изменения в Правила безопасности в угольных шахтах, утвержденные поста-
новлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 г. № 50, утверждены приказом
Ростехнадзора от 7 декабря 2012 г. № 708, зарегистрированным Минюстом России
11 марта 2013 г., регистрационный № 27576;
Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации ава-
рии, утверждена приказом Ростехнадзора от 14 февраля 2013 г. № 59, зарегистриро-
ванным Минюстом России 8 апреля 2013 г., регистрационный № 28028;
Инструкция по выбору и проверке электрических аппаратов и кабелей напряже-
нием 6 (10) кВ, утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 630, за-
регистрированным Минюстом России 9 апреля 2013 г., регистрационный № 28067;
Инструкция по определению инкубационного периода самовозгорания угля, ут-
верждена приказом Ростехнадзора от 2 апреля 2013 г. № 132, зарегистрированным
Минюстом России 5 июля 2013 г., регистрационный № 28997;
Правила безопасности в угольных шахтах, утверждены приказом Ростехнадзо-
ра от 19 ноября 2013 г. № 550, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря
2013 г., регистрационный № 30961;
Изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопас-
ности «Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газо-
обильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода»,
утвержденные приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2012 г. № 704, утверждена при-
казом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. № 609, зарегистрированным Минюстом
России 14 января 2014 г., регистрационный № 31018;
Инструкция по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах, ут-
верждена приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. № 610 (в настоящее время
находиться на регистрации в Минюсте России).
2.6.3. Научно-исследовательские работы в области безопасности электрических
и тепловых установок и сетей
В 2013 г. Управление государственного энергетического надзора центрального
аппарата Ростехнадзора совместно с Федеральным бюджетным учреждением «На-
учно-технический центр «Энергобезопасность» проводили научно-исследователь-
ские работы в рамках следующих направлений.
1. Федеральная целевая программа «Снижение риска и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Феде-
рации до 2015 года»
Целью программы является разработка комплексной проблемы обеспечения без-
опасности критически важных объектов энергетики при сейсмических воздействи-
345
ях и связанных с ними ассоциациях природных и техногенных процессов, явлений
и факторов. Работа по теме выполняется в несколько этапов, начиная с 2011 г. Вы-
полнено за этот период пять этапов НИР. В 2013 г. на этапе 5 НИР: «Научно-методи-
ческое сопровождение разработки проекта нормативного документа «Обеспечение
безопасности объектов энергетики при землетрясениях и связанных с землетрясе-
ниями ассоциаций процессов, явлений и факторов природного и техногенного про-
исхождения» разработан проект окончательной редакции федеральных норм и пра-
вил «Обеспечение безопасности объектов энергетики при землетрясениях и связан-
ных с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов природного и
техногенного происхождения».
В 2013 г. разработан проект окончательной редакции федеральных норм и пра-
вил, в которых на системной основе изложены все необходимые требования для
обеспечения сейсмостойкости различных типов объектов электроэнергетики и ги-
дротехнических сооружений при их размещении, проектировании, эксплуатации
с учетом новых знаний о землетрясениях, сейсмической опасности, внешних воз-
действиях, ассоциирующихся с землетрясениями, опыта обеспечения устойчиво-
сти и безопасности объектов атомной энергетики, объектов капитального строи-
тельства.
В 2014 г. будет продолжена работа по представлению нормативного правового
акта «Обеспечение безопасности объектов электроэнергетики при землетрясениях
и связанных с землетрясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов при-
родного и техногенного происхождения» к утверждению.
2. Программа бюджетная отраслевая Ростехнадзора «Государственное задание.
Федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр «Энергобезопас-
ность» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
Цель — получение новых знаний для обеспечения регулирующей деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
области энергетики.
В 2013 г. были выполнены разработки проектов окончательных редакций нор-
мативных правовых актов:
Федеральные нормы и правила Требования к Программе многофакторных ис-
следований высоконапорных гидротехнических сооружений для оценки их техни-
ческого состояния.
Федеральные нормы и правила Требования по проведению многофакторных
исследований высоконапорных гидротехнических сооружений и оборудования
гидроэлектростанций для оценки возможности продления проектного срока экс-
плуатации.
Проект окончательной редакции нормативного правового акта Методические ре-
комендации по осуществлению государственного строительного надзора при стро-
ительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов энергетики.
Проект окончательной редакции нормативного правового акта Методические ре-
комендации по осуществлению государственного строительного надзора при стро-
ительстве и реконструкции тепловых электрических станций.
Проект нормативного правового акта Методические рекомендации по осуществ-
лению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции
объектов электросетевого хозяйства.
346
Проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении правил расследования причин аварий
в электроэнергетике».
3. Программа НИР по государственным контрактам, заключаемым Ростехнад-
зором с победителями конкурсов и по договорам с организациями.
В 2013 г. по государственным контрактам проведены НИР по следующим темам:
«Разработка научно обоснованных предложений по внесению изменений в фе-
деральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и в другие свя-
занные с этими изменениями нормативные правовые акты в области безопасности
гидротехнических сооружений, нормативного регулирования, а также оценки вре-
да, страхования ответственности за причинение вреда при аварии».
«Разработка руководства по безопасности «Методические указания по проверке
системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».
«Разработка научно обоснованных предложений по осуществлению надзора в
области безопасности гидротехнических сооружений за низконапорными гидро-
техническими сооружениями IV класса в условиях недостаточности или отсутствия
проектной документации».
Координация НИР осуществлялась в рамках согласования объемов работ на эта-
пах разработки технических заданий на НИР, выполнения этапов НИР, предусмотрен-
ных этими заданиями и контрактами, и проведения сдачи-приемки результатов НИР
на заседаниях секции № 7 Научно-технического Совета Ростехнадзора и при непо-
средственном взаимодействии с научными руководителями и исполнителями НИР.
Эта деятельность по координации выполнялась по НИР, предусмотренным госу-
дарственным заданием Федеральному бюджетному учреждению «НТЦ Энергобез-
опасность» на 2013 г., государственным контрактом по реализации мероприятий фе-
деральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрез-
вычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации
до 2015 года» и выполнению НИР по контрактам с Ростехнадзором.
На заседаниях НТС Ростехнадзора, заседаниях секции НТС Ростехнадзора и
на совместных рабочих совещаниях между исполнителями НИР и координатором
НИР — Управлением государственного энергетического надзора — уточняли акту-
альные проблемы для исследования, рассматривали полученные промежуточные ре-
зультаты по темам НИР в целях углубления исследований и регулирования вопро-
сов по внедрению результатов исследований.
Также проводилась работа по формированию задач для дальнейшего развития на-
учных исследований в поддержку регулирующей деятельности в области безопасно-
сти электрических и тепловых установок и сетей на 2014 г.
Основными задачами научного обеспечения регулирующей деятельности в обла-
сти безопасности электрических и тепловых сетей и безопасности ГТС на будущее
являются разработка и научно-методическое обоснование новых подходов к госу-
дарственному регулированию безопасности на объектах электроэнергетики, имею-
щих высокую значимость для регулирования энергетической безопасности, разра-
ботка новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов. Целесообраз-
но продолжить работу по актуализации положений федерального законодательства,
по внесение научно обоснованных изменений в федеральные законы «Об электроэ-
нергетике», «О безопасности гидротехнических сооружений». Целесообразно про-
должить работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на
347
объектах электроэнергетики с целью повышения ее эффективности, по совершен-
ствованию методологии и нормативных правовых актов для регулирования и обес-
печения безопасности ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, бесхозяйных ГТС. Актуальной остается
задача разработки критериев дифференцированного подхода к страхованию ответ-
ственности за аварии на ГТС с учетом вероятности аварий и оценки риска аварий.
2.7. Информирование общественности
В 2013 г. в целях совершенствования механизмов реализации доступа граждан и
организаций к информации о деятельности Ростехнадзора, а также в целях обеспече-
ния ее открытости и соответствия принципам Концепции открытости федеральных
органов исполнительной власти, одобренной Правительством Российской Федера-
ции, была разработана новая структура официального интернет-сайта Ростехнадзо-
ра. Издан приказ Ростехнадзора от 2 июля 2013 г. № 282 «Об утверждении структу-
ры официального интернет-сайта Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору».
В ноябре 2013 г. введен в действие официальный интернет-сайт Ростехнадзора с
обновленной структурой и дизайном.
Кроме того, отделом взаимодействия со средствами массовой информации
(СМИ) Управления международного сотрудничества и протокола в 2013 г. велась
плановая работа по информированию СМИ о деятельности Ростехнадзора по трем
основным направлениям.
1. Размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора по следую-
щим темам:
проведение официальных мероприятий с участием руководства Ростехнадзора;
проведение официальных международных мероприятий с участием руководст-
ва Ростехнадзора;
освещение хода выполнения Плана деятельности Ростехнадзора на 2013-2018 гг.;
проведение плановых и внеплановых проверок предприятий;
расследование причин аварий и несчастных случаев (еженедельное обновление);
заседания Общественного совета при Ростехнадзоре и др.
2. Взаимодействие с журналистами. Работа с запросами.
Запросы, поступившие от СМИ в 2013 г., в основном были связаны с нескольки-
ми информационными поводами:
утверждение федеральных норм и правил в области промышленной безопасно-
сти, устанавливающих требования промышленной безопасности, пересмотренных
с учетом развития технологий и необходимости гармонизации с международными
стандартами (от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ) — пресс-конференция руководителя Рос-
технадзора в РИА «Новости»;
информирование о ходе подготовки к проведению пост-миссии МАГАТЭ по
оценке эффективности регулирующей деятельности Ростехнадзора в области ис-
пользования атомной энергии и о результатах ее проведения (19 ноября 2013 г. со-
стоялась пресс-конференция «Итоги миссии Международного агентства по атом-
ной энергии для анализа выполнения рекомендаций проведенной в ноябре 2009 г.
миссии по оценке эффективности деятельности органа государственного регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии» с участием врио руково-
дителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова);
348
установление классов гидротехнических сооружений и критериев их классифика-
ции (постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986).
В 2013 г. отдел взаимодействия со СМИ Управления международного сотрудни-
чества и протокола Ростехнадзора сотрудничал с ведущими российскими издания-
ми и информационными агентствами. Публикации и новости, касающиеся деятель-
ности Ростехнадзора, выходили в газетах «Комсомольская правда», «Коммерсантъ»,
«Ведомости», «Российская Газета» и др., информационных агентствах РИА-Ново-
сти, ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», РБК и др.
Также в ежемесячном массовом научно-производственном журнале «Безопас-
ность труда в промышленности», учрежденном Ростехнадзором и ЗАО НТЦ «Про-
мышленная безопасность», в регулярной рубрике «Пресс-служба Ростехнадзора со-
общает» публиковались сообщения о текущей деятельности Ростехнадзора.
3. Оперативная работа.
При возникновении аварийных ситуаций на ОПО сотрудниками отдела взаимо-
действия со СМИ Управления международного сотрудничества и протокола про-
водилось незамедлительное информирование представителей СМИ о работе ко-
миссий Ростехнадзора. Основные причины создания комиссий: авария на шахте
«Воркутинская» (февраль), ситуация с провалами в Березниках Пермской области
(февраль — июль), наводнение на Дальнем Востоке (август — октябрь), авария на
Загорской ГАЭС-2 (сентябрь).
СМИ предоставлялась информация о нарушениях на объектах по телефону, да-
вались разъяснения на оперативные запросы, направленные по факсу и электрон-
ной почте. Также агентства получали оперативные сообщения о значимых событи-
ях, связанных с деятельностью Ростехнадзора.
Телевизионные репортажи на различные темы, связанные с деятельностью Рос-
технадзора, выходили на 1 Канале, ВГТРК, НТВ, РБК-ТВ и т.д., радиорепортажи
транслировались на «Вести-ФМ», «Радио России», «Радио КП», «Коммерсант-ФМ»,
«Бизнес-ФМ» и др.
По итогам 2013 г. следует отметить положительный опыт работы со СМИ следу-
ющих территориальных управлений Ростехнадзора: Центральное, Западно-Ураль-
ское, Нижне-Волжское, Северо-Кавказское, Межрегиональное технологическое,
Северо-Западное и Средне-Поволжское.
Основным направлением работы с общественностью по вопросам ядерной и ра-
диационной безопасности является формирование общественного мнения и це-
лостного представления о регулирующей и надзорной деятельности Ростехнадзора
на объектах использования атомной энергии.
Журнал «Ядерная и радиационная безопасность» — официальное издание Феде-
ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - явля-
ется основным независимым источником информации по вопросам регулирования
и надзора как для специалистов Ростехнадзора, так и для специалистов, работающих
в атомной отрасли (свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-44504). Выпускается в свет с 1998 г. в целях реализации пункта 6 Фе-
дерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В 2013 г. было
опубликовано 14 утвержденных нормативных правовых актов, 8 проектов, а так-
же 9 статей, касающихся разных вопросов ядерной и радиационной безопасности.
Для привлечения общественности к обсуждению вопросов регулирования ядер-
ной и радиационной безопасности подписка на журнал «Ядерная и радиационная
349
безопасность» организована на всей территории Российской Федерации, а также в
странах СНГ и за рубежом через подписные агентства «Роспечать», «Пресса Рос-
сии», «УралПРЕСС», «Интерпочта». Тираж журнала составляет 500 экз., из которых
170 экз. распространяется среди специалистов Ростехнадзора, включая инспектор-
ский состав Межрегиональных территориальных управлений.
По согласованию с Ростехнадзором были осуществлены публикации в таких из-
даниях, как EUROSAFE Tribune (№ 23), Сборнике трудов симпозиума «Актуальные
вопросы международного ядерного права: ядерная безопасность» в рамках форума
«Атомэкспо».
В течение 2013 г. было получено 317 писем, а также 213 обращений по телефону с
различными вопросами, касающимися нормативного регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы, в том
числе посредством размещенной информации на интернет-сайте ФБУ «НТЦ ЯРБ».
Наполнение интернет-сайта ФБУ «НТЦ ЯРБ (далее — Сайт) ведется в соответствии
с политикой открытости и прозрачности в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии. Сайт является составной частью
информационных ресурсов ФБУ «НТЦ ЯРБ» и представляет собой совокупность тех-
нических, технологических и организационных решений, обеспечивающих возмож-
ность доступа физических и юридических лиц к информации, размещенной на Сай-
те (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-44505).
Сайт предназначен для оперативного доведения до пользователей информации о
принятых или предполагаемых решениях ФБУ «НТЦ ЯРБ», актуальной справочной
и разъяснительной информации о деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ», включая между-
народное сотрудничество, на русском и английском языках, а также для формирова-
ния общественного мнения и целостного представления о деятельности ФБУ «НТЦ
ЯРБ», повышения интереса к ФБУ «НТЦ ЯРБ» в Российской Федерации и за рубе-
жом как к научно-техническому центру, основной целью которого является полу-
чение и применение новых научных знаний для научно-технического обеспечения
регулирования ядерной и радиационной безопасности, включая анализ и обосно-
вание критериев и требований ядерной и радиационной безопасности при исполь-
зовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, а предметом деятельнос-
ти — выполнение прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ, направленных на научно-техническое обеспечение регу-
лирования ядерной и радиационной безопасности.
Сайт имеет 6 основных рубрик и 36 подрубрик, которые отражают всю полноту
научно-технического обеспечения деятельности Ростехнадзора в области ядерной и
радиационной безопасности. В рубрике «Научная деятельность» размещена инфор-
мация об утвержденных в 2013 г. нормативных документах разного уровня — 13 на-
именований, представлена информация о действующих ФНП и РБ, опубликован
перечень действующих аттестационных паспортов программных средств.
Для всех заинтересованных лиц открыт доступ к электронной версии журнала
«Ядерная и радиационная безопасность», а также предоставлена возможность заказа
литературы по ядерной и радиационной безопасности, выпускаемой в ФБУ «НТЦ
ЯРБ», в том числе нормативных документов.
В 2013 г. по запросам заинтересованных специалистов было издано 35 наиме-
нований нормативных актов и нормативно-правовых документов общим тиражом
920 экз.
350
Работа с общественностью в части организации мероприятий по созданию объ-
ективного общественного мнения об области использования атомной энергии про-
водилась в форме публичных мероприятий, включая международные. Деятельность
Ростехнадзора в области регулирования ядерной и радиационной безопасности была
представлена на Девятом московском международном форуме «Точные измерения —
основа качества и безопасности» (Россия, Москва, ВВЦ, 21-23 мая 2013 г.).
Работа с обращениями граждан
Всего в 2013 г. в Ростехнадзор поступило 21 475 обращений граждан. Территори-
альными органами за отчетный период получено 15 908 обращений, в центральный
аппарат Ростехнадзора — 5567 обращений (25,9 % всех полученных).
Удельный вес Интернет-обращений составил: в целом по Ростехнадзору - 39 %
(8371 из 21 475 поступивших); в центральном аппарате - 84 % (4675 из 5567 посту-
пивших); в территориальных органах - 23,2 % (3696 из 15908 поступивших).
На личном приеме в течение 2013 г. в Ростехнадзоре принято 1898 граждан, из
них в центральном аппарате - 19; в территориальных органах - 1879.
Наибольшее количество обращений граждан получено в Центральном (2119 об-
ращений), Западно-Уральском (1847 обращений), Уральском (1536 обращений), Се-
веро-Западном (1353 обращения), Северо-Кавказском (1126 обращений), Нижне-
Волжском (959 обращений) управлениях Ростехнадзора.
Анализ поступивших в 2013 г. обращений граждан в центральный аппарат Рос-
технадзора показывает, что их тематика распределилась следующим образом:
по вопросам строительного надзора обратилось 29,1 % граждан;
по вопросам надзора за объектами нефтегазового комплекса - 20,2 %; по вопро-
сам энергетического надзора - 19,5 %.
Также граждане обращались по вопросам общепромышленного, горного надзо-
ра, лицензионно-разрешительной деятельности, проведения аттестации, социаль-
ным проблемам.
В 2013 г. в центральный аппарат поступило и было рассмотрено 33 обращения
коррупционной направленности (в 2012 г. - 19).
В территориальных органах Ростехнадзора наибольшее количество обращений
граждан поступило по вопросам энергетического надзора, строительного надзора и
надзора за объектами нефтегазового комплекса.
В ходе рассмотрения обращений граждан в случаях, предусмотренных действую-
щим законодательством, территориальными управлениями Ростехнадзора в 2013 г.
проведена 1571 проверка.
По результатам рассмотрения вопросов, поднятых в обращениях граждан, при-
влекались к административной ответственности должностные лица, выдавались ак-
ты-предписания, предъявлялись штрафы, материалы контрольных мероприятий на-
правлялись в органы прокуратуры, проводилось консультирование граждан по ин-
тересующим их вопросам и давались разъяснения.
На сайте Ростехнадзора в разделе «Общественная приемная» размещены инфор-
мационно-справочные материалы о работе с обращениями граждан, ответы на на-
иболее часто задаваемые гражданами вопросы, отражены результаты рассмотрения
обращений.
В 2013 г. принимали меры по совершенствованию работы с обращениями гра-
ждан. Разработана и утверждена приказом Ростехнадзора от 20 августа 2013 г. № 366
351
«Инструкция по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору». Внесены изменения в Тематиче-
ский классификатор обращений граждан Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (приказ Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г.
№ 650).
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2013 г. проверено состояние работы с
обращениями граждан в Волжско-Окском, Енисейском и Нижне-Волжском управ-
лениях Ростехнадзора.
В сентябре 2013 г. проведена проверка выполнения требований руководящих до-
кументов по размещению информации о работе с обращениями граждан на сайтах
территориальных органов Ростехнадзора.
В октябре 2013 г. проведен семинар с работниками территориальных органов, от-
ветственными за работу с обращениями граждан. В работе семинара приняли учас-
тие и выступили представители Управления Президента Российской Федерации по
работе с обращениями граждан и организаций.
Всего в работе семинара приняли участие 50 человек из всех территориальных
органов Ростехнадзора.
В ходе выступления участников семинара состоялся обмен накопленным опы-
том работы с обращениями граждан, раскрыты особенности рассмотрения Интер-
нет-обращений, проведения личного приема.
Проводилась работа по подготовке и проведению общероссийского дня приема
граждан, который состоялся в День Конституции Российской Федерации 12 дека-
бря 2013 г. В ходе общероссийского дня приема граждан осуществлен личный при-
ем, прием в режимах аудиосвязи, видеосвязи 154 граждан, обеспечено согласован-
ное взаимодействие с другими органами власти Российской Федерации.
В 2013 г. в центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора со-
стоялись установочные и тестовые совещания, организовано размещение и коррек-
тировка информации на специальном Интернет-портале ССТУ.РФ, введено в экс-
плуатацию видео- и аудиооборудование.
В 2013 г. в территориальных органах Ростехнадзора проведено 101 заседание и со-
вещание по вопросам повышения эффективности работы с обращениями граждан.
352
III. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Содержание международного сотрудничества в 2013 г. определялось основными
направлениями деятельности Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору и планом международного сотрудничества на 2013 г.
В течение 2013 г. в Ростехнадзоре было проведено 49 приемов иностранных де-
легаций из 28 стран, в которых приняли участие 290 представителей зарубежных уч-
реждений и международных организаций.
В то же время за границу было командировано 445 специалистов Ростехнадзора,
которые приняли участие в 229 зарубежных мероприятиях.
3.1. Международное сотрудничество в области надзора и контроля
за ядерной и радиационной безопасностью
Многостороннее сотрудничество
Сотрудничество с МАГАТЭ
Участие в деятельности руководящих органов МАГАТЭ
Генеральная конференция МАГАТЭ.
Делегация Ростехнадзора во главе с врио руководителя Ростехнадзора - замести-
телем руководителя делегации Российской Федерации приняла участие в 57-й сес-
сии Генеральной конференции МАГАТЭ (ГК), проходившей с 16 по 20 сентября
2013 г. в Австрии, г. Вена, и посвященной в значительной степени вопросам укре-
пления глобального режима ядерной безопасности, в частности реализации Плана
действий МАГАТЭ по ядерной безопасности.
Во время ГК были организованы и проведены двусторонние встречи с руковод-
ством Секретариата МАГАТЭ, руководителями органов регулирования безопасно-
сти стран — членов МАГАТЭ. В ходе встречи с Председателем Агентства по ядер-
ному регулированию Японии был подписан межведомственный Меморандум о со-
трудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при
использовании атомной энергии в мирных целях. Во время беседы с заместителем
Генерального директора МАГАТЭ по ядерной безопасности Д.Флори было выдви-
нуто согласованное ранее на рабочем уровне предложение о проведении в Москве
в октябре 2014 г. в рамках председательства Российской Федерации в «Группе вось-
ми» трехдневного международного семинара под эгидой МАГАТЭ по урокам, из-
влеченным из миссий МАГАТЭ по оценке эффективности деятельности органа ре-
гулирования.
Совет Управляющих.
В 2013 г. представитель Ростехнадзора на регулярной основе принимал участие в
заседаниях Совета управляющих в качестве заместителя представителя Российской
Федерации. В ходе заседаний Совета управляющих, состоявшихся в марте и сентя-
бре 2013 г., была представлена информация о выполнении Программы мероприя-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..