ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 20

 

 

305
тративные дела по этим нарушениям направлены в арбитражный суд, приняты ре-
шения о привлечении виновных лиц к ответственности.
В результате проведенной в 2013 г. работы возбуждено 476 административных дел,
из которых 327 в отношении юридических и 149 в отношении должностных лиц.
Наибольшее количество административных дел содержат состав административ-
ных правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ «Нарушение обяза-
тельных требований в области строительства и применения строительных материа-
лов».
За 2013 г. на Олимпийских объектах выявлено 63 административных правонару-
шений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 9.5 КоАП РФ
«Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитально-
го ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию». По ча-
сти 1 указанной статьи за ведение строительства без соответствующего разрешения
привлечено к ответственности 49 виновных лиц.
В 2013 г. по статье 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение работ, которые влияют на без-
опасность объектов капитального строительства без соответствующего допуска са-
морегулируемой организации» привлечено к административной ответственности
4 юридических лица.
В результате рассмотрения административных дел о вышеуказанных правона-
рушениях за период 2013 г. сумма наложенных штрафов составила 29 809 тыс. руб.
Сумма взысканных штрафов по Олимпийским объектам в 2013 г. составила
22 100 тыс. руб.
По части 1 статьи 20.25 КоАП РФ «Неуплата административного штрафа в срок»
привлечено 14 организаций. Все наложенные ранее штрафные санкции, по кото-
рым судами не были приняты решения об отмене или уменьшении сумм, оплаче-
ны в полном объеме.
Наиболее характерными из выявляемых нарушений являются:
несвоевременное извещение органа государственного строительного надзора о
начале строительных работ и о сроках завершения работ подлежащих проверке;
отсутствие разрешений на строительство, положительного заключения государ-
ственной экспертизы проектной документации, государственной экологической
экспертизы;
отсутствие рабочей документации, в том числе и проектов производства работ,
разработанных и утвержденных в установленном порядке;
неудовлетворительное осуществление строительного контроля;
ведение исполнительной документации общих и специальных журналов работ с
нарушениями обязательных требований;
несвоевременное устранение нарушений по предписаниям;
нарушение требований проектной документации;
нарушения требований охраны труда и техники безопасности.
При осуществлении государственного строительного надзора на строящихся
Олимпийских объектах в 2013 г. выявлено 8 нарушений законодательства Россий-
ской Федерации в области пожарной безопасности, 9 нарушений законодательства
Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии и 19 нару-
шений законодательства в области охраны окружающей среды, что нашло отраже-
ние в возбужденных и направленных на рассмотрение административных делах по
статьям 6.3, 8.1, 8.2, 8.4, 8.21, 20.4 КоАП РФ.
306
За 2013 г. Ростехнадзором выдано 166 заключений о соответствии построенных
объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм
и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации в отно-
шении Олимпийских объектов.
В целях повышения качества надзорной деятельности в условиях высоких тем-
пов строительства, более полного и тщательного обследования строящихся объек-
тов и качества используемых материалов приказами Ростехнадзора был привлечен
инспекторский состав территориальных управлений по экологическому и техноло-
гическому надзору Ростехнадзора в количестве 175 человек.
2.2.22.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительст-
ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а
также ведение государственного реестра указанных организаций
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строитель-
ства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительст-
ва, а также ведение государственного реестра указанных организаций, осуществ-
ляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору на основании и в соответствии с Градостроительным кодексом Россий-
ской Федерации, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О само-
регулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 27 июля 2010 г.
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября
2008 г. №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра само-
регулируемых организаций».
По состоянию на 1 января 2014 г. в государственном реестре СРО зарегистриро-
вано 497 СРО, из них 39 — основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные
изыскания, 188 — осуществляющих подготовку проектной документации и 270 —
осуществляющих строительство.
За 2013 г. в государственном реестре СРО зарегистрировано 25 СРО, из них: осно-
ванных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания — 1; 9 — осуществ-
ляющих подготовку проектной документации; 15 — осуществляющих строительство.
В 2013 г. рассмотрено более 25 000 уведомлений от СРО о внесении изменений в
сведения, содержащиеся в государственном реестре СРО, и выдано более 5200 вы-
писок из государственного реестра.
По результатам рассмотрения уведомлений СРО об изменении сведений, содер-
жащихся в государственном реестре СРО, в 2013 г. центральным аппаратом в адрес
СРО направлено более 500 предписывающих писем об устранении нарушений за-
конодательства в области саморегулирования, а именно:
направление уведомлений с нарушением сроков, установленных частью 3 ста-
тьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3
статьи 22 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых
организациях»;
отсутствие сведений о полномочиях лиц, подписывающих уведомления СРО об
изменении сведений, содержащихся в государственном реестре СРО;
отсутствие актуального реестра членов СРО на электронном носителе в наруше-
307
ние требований части 14 статьи 55.5 и части 3 статьи 55.17 Градостроительного ко-
декса Российской Федерации.
В целях повышения информационной открытости Ростехнадзор ведет работу по
автоматизации предоставления государственной услуги ведения государственного
реестра СРО.
В 2013 г. в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены проверки 8
СРО, что составляет 2 % общего количества СРО, зарегистрированных в государ-
ственном реестре.
По результатам проведенных в 2013 г. проверок деятельности СРО выявлено 18
нарушений требований законодательства в области саморегулирования.
Основными нарушениями требований законодательства в области саморегули-
рования при проведении проверок СРО являлись:
нарушения при формировании и размещении компенсационного фонда;
нарушения квалификационных требований при выдаче свидетельств о допуске;
отсутствие контроля СРО за соблюдением требований технических регламентов
при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объек-
тов капитального строительства своими членами;
нарушения порядка приема членов в СРО;
отсутствие оплаты или частичная оплата взноса в компенсационный фонд, опла-
та взноса в компенсационный фонд третьими лицами;
выдача свидетельств о допуске при отсутствии договора страхования;
нарушения при размещении информации о деятельности СРО и их членов на
сайтах в сети «Интернет».
Ростехнадзором в рамках осуществления функции по контролю (надзору) за дея-
тельностью СРО издан приказ от 7 мая 2013 г. № Пр-195 «Об организации осущест-
вления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в обла-
сти инженерных изысканий, строительства, реконструкции и капитального ремон-
та объектов капитального строительства в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору». В целях разъяснения особенностей испол-
нения государственной функции по контролю (надзору) за СРО в середине 2013 г.
Управлением государственного строительного надзора центрального аппарата про-
ведено совещание с работниками территориальных органов Ростехнадзора в форме
вебинара (онлайн-встреча через Интернет в режиме реального времени).
В октябре 2013 г. Управление государственного строительного надзора централь-
ного аппарата приняло участие в обучающем семинаре, проводимом в форме веби-
нара с территориальными органами Ростехнадзора, по работе с подсистемой «Конт-
рольно-надзорная деятельность» Комплексной системы информатизации Феде-
ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части
осуществления государственной функции по контролю (надзору) за деятельностью
саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-
строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ре-
монта объектов капитального строительства.
Ростехнадзором в целях осуществления государственной функции по контролю
(надзору) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-
строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ре-
монта объектов капитального строительства разработан Административный регла-
мент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому
308
и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственно-
го надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-
строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ре-
монта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнад-
зора от 25 июля 2013 г. № 325, зарегистрированным Минюстом России 4 февраля
2014 г., регистрационный № 31219.
Подготовлен проект Административного регламента Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению госу-
дарственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых орга-
низаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проекти-
рования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капиталь-
ного строительства.
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Правовые основы, цель и направления экспертизы безопасности (экспертизы
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов
деятельности в области использования атомной энергии. Формирование и функци-
онирование системы проведения экспертизы
Экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности), выполняемая
в рамках процедуры лицензирования Ростехнадзором видов деятельности в области
использования атомной энергии, проводится в целях оценки соответствия представ-
ленного соискателем лицензии или владельцем лицензии (лицензиатом) (далее — за-
явитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии (ядер-
ной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и др.), сведений о его фактическом
состоянии, обоснования безопасности заявляемого вида деятельности в области ис-
пользования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и
правилам в области использования атомной энергии, современному уровню разви-
тия науки, техники и производства. При экспертизе безопасности оценивают полно-
ту предусмотренных заявителем мер технического и организационного характера по
обеспечению ядерной и радиационной безопасности при осуществлении заявленной
деятельности.
Необходимость проведения экспертизы безопасности в области использования
атомной энергии определена:
Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атом-
ной энергии»;
Положением о лицензировании деятельности в области использования атом-
ной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 29 марта 2013 г. № 280.
Содержательные и организационные аспекты, касающиеся проведения экспер-
тиз безопасности, установлены Административным регламентом исполнения Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору го-
сударственной функции по лицензированию деятельности в области использова-
ния атомной энергии, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов
309
и экологии Российской Федерации от 16 октября 2008 г. № 262 (далее — Админист-
ративный регламент).
Каждая экспертиза безопасности проводится одной из экспертных организаций
по утвержденному Ростехнадзором заданию, включающему тематические вопросы
экспертизы, требования к экспертному заключению и его представлению в Ростех-
надзор, а также перечень документов заявителя, подлежащих экспертизе.
Экспертизе безопасности подлежат представляемые заявителями в Ростехнадзор
при подаче заявлений на получение лицензий, переоформление лицензий (условий
действия лицензий) документы, обосновывающие безопасность объектов использо-
вания атомной энергии и (или) заявленных видов деятельности в области исполь-
зования атомной энергии и содержащие сведения о фактическом состоянии объек-
тов использования атомной энергии. Требования к составу и содержанию этих до-
кументов установлены Административным регламентом.
Экспертиза безопасности проводится экспертными организациями, имеющими
лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертиз безопасности (экспертиз
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов
деятельности в области использования атомной энергии. Согласно Административ-
ному регламенту, информация об экспертных организациях, имеющих соответству-
ющие лицензии Ростехнадзора, размещается на интернет-сайте www.gosnadzor.ru. За-
явители самостоятельно выбирают экспертную организацию из числа имеющих со-
ответствующие лицензии Ростехнадзора.
К проведению экспертизы не могут привлекаться лица, участвовавшие в разработке
представленных заявителем в Ростехнадзор документов, обосновывающих обеспечение
безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности в обла-
сти использования атомной энергии. При наличии в подлежащих экспертизе докумен-
тах сведений, составляющих государственную тайну, экспертиза этих документов про-
водится экспертными организациями, имеющими право работы с такими сведениями.
По результатам экспертизы безопасности экспертная организация составляет экс-
пертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атомной энер-
гии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Экспертное
заключение утверждается руководителем экспертной организации, заверяется печатью
этой организации и направляется в Ростехнадзор, где оценивается на соответствие тре-
бованиям задания на экспертизу, после чего Ростехнадзор письменно уведомляет экс-
пертную организацию о принятии или об отказе в принятии экспертного заключения.
Датой завершения экспертизы является дата письменного уведомления Ростех-
надзором о принятии экспертного заключения.
Действующая в Ростехнадзоре система экспертизы безопасности представляет
собой совокупность порядка проведения экспертизы, технических экспертов, пра-
вил и критериев оценки, методик и средств, применяемых при экспертизе.
Ростехнадзор осуществляет управление системой экспертизы безопасности по-
средством:
разработки нормативных документов и руководств по безопасности;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы безопасности;
организации научных исследований для развития методов экспертизы;
организации баз данных по объектам использования атомной энергии;
учета международного опыта проведения экспертиз безопасности.
310
Основные итоги экспертизы безопасности ОИАЭ в 2013 г.
Экспертизы безопасности, организованные Управлением по регулированию без-
опасности атомных станций и исследовательских ядерных установок (5 Управление).
Для проведения экспертизы безопасности управлением привлекались следую-
щие экспертные организации:
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2729 от 15.05.2013);
ООО «ИЦ «Р.А.Н.» (г. С.-Петербург, лицензия №ГН-13-108-2589 от 06.02.2012);
НТЦ «ИНТЭК» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2733 от 27.05.2012);
ООО «ЦЭБ» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2631 от 15.06.2012);
НТЦ «МАТЭК» (г. Обнинск, лицензия № ГН-13-115-2608 от 02.04.2012);
ООО «Луна-Марс» (г. Москва, лицензия № ГН-13-108-1993 от 28.01.2009);
ФГУП ВО «Безопасность» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2449 от 29.10.2010);
ООО «РЭСцентр» (г. С.-Петербург, лицензия № ГН-13-115-2652 от 29.08.2012);
ООО «ИНЦЭБ» (г. Уфа, лицензия № ГН-13-101-2076 от 16.03.2009);
ООО «ЦЭБ» (г. С.-Петербург, лицензия № ГН-13-101-2631 от 15.06.2012);
ООО «НИЦЯТ» (г. Нижний Новгород, лицензия № ГН-13-101-1982 от 11.05.2009);
ООО «Эксперт» (г. Волгодонск, лицензия № ГН-13-101-2745 от 17.06.2013).
Общее количество организованных экспертиз и рассмотренных в 2013 г. 5 Управ-
лением экспертных заключений составило 243. 205 из них были выполнены ФБУ
«НТЦ ЯРБ» (информация об экспертной деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ» представ-
лена ниже). Остальные 38 экспертных заключения по видам деятельности распре-
делились следующим образом:
проектирование и конструирование ядерных установок — 12;
проведение экспертизы безопасности ОИАЭ и (или) видов деятельности в обла-
сти использования атомной энергии — 14;
эксплуатация ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов — 6;
использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — 1;
конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок — 5.
Экспертизы безопасности, организованные Управлением по регулированию без-
опасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических устано-
вок судов и радиационно опасных объектов (6 Управление).
В 2013 г. для проведения экспертизы безопасности 6 Управлением привлекались
следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Рос-
технадзора:
ФБУ «НТЦ ЯРБ» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2534 от 12.07.2011);
ООО «РЭСцентр» (г. Санкт-Петербург, лицензии № ГН-13-115-2652 от 23.08.2012,
№ ГН-13-205-2654 от 30.08.2012, № ГН-13-102-2547 от 01.10.2011);
ООО «МАТЭК» (г. Обнинск, Калужская обл., лицензия № ГН-13-115-2609
от 02.04.2012);
ООО «Эксперт-Атом» (г. Балаково, Саратовская обл., лицензия № ГН-13-205-2533
от 07.07.2011);
ООО «Атомэксперт24» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2549 от 12.10.2011);
ООО «АтомВоинЭксперт» (г. Москва, лицензия № ГН-13-205-1881 от 15.07.2008
до 01.08.2013);
ООО «ИИЦЭБ» (г. Москва, лицензия ГН-13-115-2701 от 25.01.2013);
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза» (г. Москва, лицензия № ГН-13-115-2562 от 30.11.2011);
311
ООО «Региональные Технологии» (г. Мытищи, Московская обл., лицензия
№ ГН-13-205-2239 от 29.12.2009);
ООО «ИЦ «Р.А.Н.» (г. Санкт-Петербург, лицензии № ГН-13-115-2672
от 31.10.2012, ГН-13-108-2589 от 06.02.2012, ГН-13-102-2615 от 30.04.2012);
НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2134 от 15.06.2009);
НП «НИИИЭ» (г. Сергиев Посад, Московская обл., лицензия № ГН-13-115-2420
от 15.09.2010);
ООО НТЦ «ИНТЭК» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2733 от 27.05.2013).
Всего было организовано проведение 85 экспертиз безопасности, из которых 12
выполнены ФБУ «НТЦ ЯРБ» (информация об экспертной деятельности ФБУ «НТЦ
ЯРБ» представлена ниже). 73 экспертизы безопасности, выполненные иными эксперт-
ными организациями, распределились по видам деятельности следующим образом:
9 — проектирование и конструирование радиационных источников;
10 — проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасно-
сти) объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области ис-
пользования атомной энергии;
3 — проектирование пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве-
ществ, хранилищ радиоактивных отходов;
17 — проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хра-
нилищ радиоактивных отходов;
5 — конструирование оборудования;
1 — эксплуатация комплекса, содержащего радиоактивные вещества;
1 — эксплуатация пункта хранения радиоактивных веществ;
1 — эксплуатация пункта хранения ядерных материалов;
6 — эксплуатация ядерных установок;
1 — размещение ядерных установок;
3 — сооружение ядерных установок;
2 — обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при
производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядер-
ных материалов и радиоактивных веществ;
1 — конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактив-
ных отходов (РАО);
3 — конструирование и изготовление оборудования;
2 — обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, тран-
спортировании;
4 — использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при про-
ведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2 — вывод из эксплуатации сооружений;
2 — размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и ра-
диоактивных веществ.
В 2013 г. 6 Управлением по результатам проведенных экспертиз принято одно ре-
шение об отказе в выдаче лицензий по заявлению ООО «Радиопрепарат» о выдаче
лицензии на проектирование радиационных источников.
Экспертизы безопасности, организованные Управлением специальной безопас-
ности (15 Управление).
312
В 2013 г. для экспертизы безопасности 15 Управлением привлекались следую-
щие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза» (г. Москва, лицензия № ГН-13-115-2562 от 30.11.2011);
ООО «Атомэксперт24» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2549 от 12.10.2011).
Всего было организовано 3 экспертизы безопасности видов деятельности в об-
ласти использования атомной энергии, которые распределились по видам деятель-
ности (в части физической защиты) следующим образом:
проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источ-
ников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов — 1;
проектирование и конструирование ядерных установок — 1:
проектирование радиационных источников — 1.
Экспертиза безопасности в межрегиональных территориальных управлениях по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
В 2013 г. Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) в рамках выполнения госу-
дарственной функции по лицензированию деятельности в области использования
атомной энергии организовывались экспертизы документов, представленных орга-
низациями, подавшими заявления на получение лицензий или на изменение усло-
вий действия лицензий. Общее количество подготовленных экспертными органи-
зациями и рассмотренных МТУ ЯРБ экспертных заключений составило 1308. Ин-
формация о деятельности каждого из МТУ ЯРБ представлена ниже.
Экспертиза безопасности в Волжском МТУ ЯРБ.
В 2013 г. для экспертизы безопасности привлекались следующие экспертные ор-
ганизации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр» (г. С.-Петербург, лицензии № ГН-13-205-1694 от 09.07.2007,
№ ГН-13-101-1790 от 14.01.2008, № ГН-13-102-1566 от 10.12.2006, № ГН-13-115-
2652 от 29.08.2012);
ООО «Центр Экспертиз Безопасности» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2631
от 15.06.2012);
ООО «НЭЦЯТ» (г. Н. Новгород, лицензия № ГН-13-101-1982 от 11.01.2009);
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза» (г. Москва, лицензии № ГН-13-115-2562 от 30.11.2011,
№ ГН-13-101-2729 от 15.05.2013);
ООО «Радиационно-Экологический контроль» (г. Оренбург, лицензия
№ ГН-13-205-2664 от 02.10.2012);
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская область, г. Балаково, лицензии № ЦО-03-101-
5884 от 21.02.2011, № ГН-13-205-2533 от 07.07.2011, № ГН-13-101-2291 от 19.02.2010);
ООО «Атомэксперт24» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2549 от 12.10.2011);
ООО «Инженерный Центр «Р.А.Н.» (г. Санкт-Петербург, лицензии: № ГН-13-101-
2645 от 31.07.2012; № ГН-13-102-2615 от 30.04.2012; № ГН-13-108-2589 от 06.02.2012;
№ ГН-13-115-2672 от 31.10.2012);
ООО «Ресурс» (г. Воронеж, лицензия ДО-03-101-1871 от 31.05.2012).
В 2013 г. было организовано проведение 149 экспертиз безопасности деятельнос-
ти, в том числе по видам деятельности:
конструирование оборудования для атомных станций — 27;
проектирование и конструирование ядерной установки в части отдельных зда-
ний и сооружений, иных систем ядерной установки (блока атомной станции) — 4;
313
конструирование оборудования для объектов ядерного топливного цикла — 1;
конструирование оборудования для исследовательских ядерных установок — 1;
конструирование оборудования для ядерных установок судов и иных плав-
средств — 1;
изготовление оборудования для атомных станций — 36;
изготовление оборудования для объектов ядерного топливного цикла — 7;
изготовление оборудования для ядерных установок судов и иных плавсредств — 2;
изготовление оборудования для радиационно-опасных объектов — 1;
эксплуатация ядерной установки в части выполнения работ и предоставления
услуг эксплуатирующей организации — 25 ;
сооружение ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации — 13;
сооружение радиационных источников в части выполнения работ и предостав-
ления услуг эксплуатирующей организации — 1;
сооружение атомных станций в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации — 3;
сооружение хранилищ РАО в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации — 2;
эксплуатация радиационного источника — 26;
эксплуатация стационарного объекта и сооружения, расположенного вне терри-
тории ядерной установки или радиационного источника, имеющего региональное
значение, предназначенного для хранения РАО — 1;
эксплуатация стационарного объекта и сооружения, предназначенного для за-
хоронения РАО, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирую-
щей организации — 1;
обращение с РАО в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуати-
рующей организации — 1.
В 2013 г. Волжским МТУ ЯРБ по результатам проведенных экспертиз решения
об отказе в выдаче лицензий не принимались.
Экспертиза безопасности в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока.
В 2013 г. для экспертизы безопасности привлекали следующие экспертные орга-
низации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
ЗАО «Научный центр «Техэкспертиза», г. Москва;
ООО «МАТЭК», Калужская обл., г. Обнинск;
ФГУП ВО «Безопасность», г. Москва;
АНО «УТЦ «Безопасность», г. Новосибирск;
ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной
медицины» ФМБА;
ООО «Атомэксперт 24», г. Москва.
В 2013 г. организовано проведение 121 экспертизы безопасности деятельности, в
том числе по видам деятельности:
3 — при проектировании (конструировании) отдельных зданий и сооружений,
систем и элементов ядерных установок, радиационных источников, пунктов хране-
ния ядерных материалов и радиоактивных веществ;
314
5 — документов, обосновывающих безопасность деятельности, связанной с кон-
струированием оборудования для ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
21 — документов, обосновывающих безопасность деятельности, связанной с
конструированием и изготовлением оборудования для ядерных установок, ради-
ационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ;
32 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при эксплуата-
ции радиационных источников;
49 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при сооружении,
эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источ-
ников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов в части выполнения работ и предоставления услуг в области
использования атомной энергии;
6 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при сооружении,
эксплуатации ядерных установок (блоков атомных станций), пунктов хранения ядер-
ных материалов и радиоактивных веществ в части выполнения работ и предостав-
ления услуг в области использования атомной энергии;
2 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при сооружении,
эксплуатации стационарных радиационных источников, в части выполнения работ
и предоставления услуг в области использования атомной энергии;
1 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при обращении с
радиоактивными веществами при их транспортировании;
1 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при обращении с
радиоактивными веществами при их переработке и хранении;
1 — документов, обосновывающих безопасность деятельности при обращении
с РАО, в части выполнения работ и предоставления услуг в области использования
атомной энергии.
Экспертиза безопасности в Донском МТУ ЯРБ.
В 2013 г. экспертизу обосновывающих документов проводили выбранные заявите-
лями экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «Инженерный центр «Эксперт»» (Ростовская обл., г. Волгодонск; лицензия
№ ГН-13-101-2745 от 17.06.2013);
ООО Предприятие по обеспечению работоспособности технологического обору-
дования «РЕСУРС» (г. Воронеж; лицензия № ГН-13-101-2618 от 10.05.2012);
ООО «Экспертно-консультационное предприятие «Энергоатом»» (г. Воронеж;
лицензия № ГН-13-205-2699 от 24.01.2013);
ООО «АтомВоинЭксперт» (г. Москва; лицензия № ГН-13-205-1881 от 15.07.2008);
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская обл., г. Балаково; лицензия № ГН-13-205-
2533 от 07.07.2011, № ГН-13-101-2291 от 19.02.2010);
ООО «Межотраслевой экспертно-сертификационный, научно-технический и
контрольный центр ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр)» (г. Санкт-
Петербург; лицензии № ГН-13-205-2654 от 30.08.2012, № ГН-13-115-2652 от
29.08.2012, № ГН-13-101-1790 от 14.01.2008, № ГН-13-102-2547 от 01.10.2011);
ООО «Центр Экспертиз Безопасности» (г. Москва; лицензия № ГН-13-101-2631
от 15.06.2012);
315
ООО «Радиационно-экологический контроль» (г. Оренбург; лицензия № ГН-13-
205-2664 от 02.10.2012).
ООО «Атомэксперт24» (г. Москва; лицензия № ГН-13-101-2549 от 12.10.2011);
ООО «Инженерно-Исследовательский Центр Экспертиз Безопасности» (г. Мо-
сква, лицензия № ГН-13-101-2076 от 16.03.2009);
ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной
медицины» ФМБА России (г. Москва, лицензия № ГН-13-205-2508 от 15.04.2011);
НП «Научно-исследовательский институт инженерной экологии» (Московская
обл., г. Сергиев Посад, лицензия № ГН-13-115-2420 от 15.09.2010).
В 2013 г. Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора было организовано про-
ведение 103 экспертизы безопасности, в том числе:
77 экспертиз документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопас-
ности радиационных источников и пункта хранения радиоактивных веществ, а так
же обосновывающих деятельность по сооружению, эксплуатации и выводу из экс-
плуатации ядерных установок, стационарного объекта, предназначенного для хра-
нения ядерных материалов и хранилищ РАО, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг для эксплуатирующей организации (ЗАО «ЭлектроСтройМонтаж»
г. Воронеж, ООО «Ремонтно-строительная компания «Панорама», ООО Предприя-
тие по обеспечению работоспособности технологического оборудования «РЕСУРС»,
ООО «Институт Современного Инжиниринга», ООО «Апатитское строительное
управление-1», ЗАО «Югэлектро-4», ЗАО «Волгодонский инженерно-технический
центр радиационного контроля», ООО «Донресурс», ООО «Строительно-монтаж-
ное предприятие- 731», ООО «Монтажное управление № 4 Корпорации «Электро-
севкавмонтаж», ООО «ЭнергоТехАтом», ООО «Импульс», ООО «Комфорт-Сервис»,
ООО Производственно-строительная компания «Универсалстрой», ООО «Кольская
АЭС-Авто», ООО «Группа Компаний ЭНЕРГОТЕХСЕРВИС», ООО «СтройТехСи-
стема», ЗАО «Торговая компания «Металлист», ООО «Волгодонское Монтажное
Управление», «ЭНЕКС» (Открытое акционерное общество), ООО «Энерготехсер-
вис», ООО «Энергостройэкспертиза», ООО «Альфа Менеджмент Групп», ООО «Дон
Электро Сервис», ООО «Техстройпром», ООО «Производственная компания «Ста-
тус», ООО «Электромонтажное управление № 7», Бюджетное учреждение здравоох-
ранения Воронежский областной «Воронежский областной клинический онколо-
гический диспансер», Федеральное бюджетное учреждение «Государственный реги-
ональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области»,
ООО «Медиал», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский
научно-исследовательский онкологический институт» Министерства здравоохра-
нения Российской Федерации, ООО «Газпром добыча Астрахань», Государственное
бюджетное учреждение здравоохранения «Клинический онкологический диспансер
№ 1» министерства здравоохранения Краснодарского края, Федеральное бюджетное
учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и
испытаний в Краснодарском крае», ООО «Корона Дентал», Федеральное бюджет-
ное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метроло-
гии и испытаний в Воронежской области», ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Та-
ганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик», ООО «Радиоизотоп-
ная техника — Сервис», ОАО «Краснодаргазстрой», Федеральное государственное
казенное учреждение «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обо-
роны Российской Федерации, Государственное бюджетное учреждение здравоохра-
316
нения «Онкологический диспансер № 2» министерства здравоохранения Красно-
дарского края, ООО «Алекс-Плюс»);
2 экспертизы документов, обосновывающих деятельность по проектированию
ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг для эксплуа-
тирующей организации (ООО «Инжзащита», ООО «Радиант»);
24 экспертизы документов, обосновывающих деятельность по конструированию
и изготовлению оборудования для ядерных установок, хранилищ РАО (ЗАО «Пром-
Энерго-Комплект», ЗАО Научно-производственная компания «Эталон», ООО На-
учно-техническая фирма «ЭНЕРГОМАШ-инжиниринг», ОАО завод «Водмашобо-
рудование», «Волгодонской кабельный завод» ЗАО, ОАО «Волгограднефтемаш»,
ООО «Электропульт-Грозный», ООО «Южная строительная компания», ООО «Про-
изводственный комплекс «Космос-Нефть-Газ», ООО «Цимлянский машинострои-
тельный завод», ООО «Карбофер Метсервис», ООО «Риметалк», ООО «Воронеж-
СтройМет», ОАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»,
ООО «АТОМРЕЗИНОКОМПЛЕКТ», ООО «Инженерное Бюро Воронежского Акци-
онерного Самолетостроительного Общества», ОАО «Пятигорский завод «Импульс»).
В 2013 г. Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора по результатам про-
ведения экспертиз принято 2 решения об отказе выдачи лицензии (по заявлениям
ОАО заводом «Водмашоборудование» на получение лицензий на конструирование
и изготовление оборудования для хранилищ РАО). Причина отказа — экспертные
заключения содержат выводы о том, что безопасность лицензируемых видов дея-
тельности не обеспечена и что документы, представленные соискателем лицензии
для получения лицензий и обосновывающие безопасность лицензируемых видов де-
ятельности, не соответствуют требованиям федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии.
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТУ ЯРБ.
В 2013 г. к проведению экспертиз документов, обосновывающих заявленную де-
ятельность, привлекали следующие экспертные организации, имеющие соответст-
вующие лицензии Ростехнадзора:
Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой экспертно-серти-
фикационный, научно-технический и контрольный центр ядерной и радиационной
безопасности «РЭСцентр» (ООО «РЭСцентр») г. Санкт-Петербург,
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Р.А.Н.»
(ООО «ИЦ «Р.А.Н.»,), г. Санкт-Петербург;
Закрытое акционерное общество «НЦ «Техэкспертиза» (ЗАО «НЦ «Техэкспер-
тиза»), г. Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «Центр научно-технических экс-
пертиз» (ООО «ЦНТЭ»), г. Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «МЭК» (ООО «МЭК), г. Санкт-Пе-
тербург;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный науч-
но-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей»
(ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»), г. Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное монтажно-
наладочное управление «КВАРС» (ООО «СМНУ «КВАРС), г. Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «Атомэксперт24»» (ООО «Атом-
эксперт24»), г. Москва;
317
Федеральное бюджетное учреждение «33 Центральный научно-исследователь-
ский испытательный институт» (ФБУ «ЦНИИИ МО РФ») Саратовская область,
г. Вольск-18.
В 2013 г. организовано 244 экспертизы документов, обосновывающих заявлен-
ную деятельность (при лицензировании), в том числе:
обосновывающих заявленную деятельность на АЭС (всего 80):
на размещение ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуати-
рующим организациям — 1;
на сооружение ядерных установок (ЯУ) в части выполнения работ и предостав-
ления услуг эксплуатирующим организациям — 49;
на эксплуатацию ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг эксплу-
атирующим организациям — 27;
на вывод из эксплуатации ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующим организациям — 1;
на обращение с радиоактивными веществами (РВ) — 1;
на обращение с РАО — 1;
обосновывающих заявленную деятельность на ИЯРиУ (всего 9):
на сооружение ядерной установки, в части выполнения работ и оказания услуг
эксплуатирующим организациям — 1;
на эксплуатацию ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг эксплу-
атирующим организациям — 8;
обосновывающих заявленную деятельность предприятий топливного цикла и
объектов (всего 2):
на эксплуатацию ядерной установки, в части выполнения работ и оказания услуг
эксплуатирующим организациям — 1;
на вывод из эксплуатации радиационного источника (РИ) — 1;
обосновывающих заявленную деятельность на ЯУ судов и иных плавсредств (всего 4):
на эксплуатацию ЯУ, в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатиру-
ющим организациям — 2;
на вывод из эксплуатации радиационного источника (судна, переведенного в ка-
тегорию РИ) — 1;
на обращение с РАО — 1;
обосновывающих заявленную деятельность на радиационно опасных объектах
(всего 32):
на сооружение РИ — 5;
на эксплуатацию РИ — 22;
на обращение с РВ при их транспортировании и хранении — 1;
на обращение с РВ — 1;
на обращение с РАО — 3;
обосновывающих заявленную организациями деятельность (всего 104):
по проектированию — 13 (без учета экспертиз документов, обосновывающих про-
ектирование и конструирование систем физической защиты, см. далее);
по конструированию — 39;
по изготовлению оборудования для ОИАЭ- 52 (ООО «Информ», ООО «Ракурс»,
ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО», ООО «Спецпро-
ект», ООО «Ритон», ООО «Горизонт. Опытный завод № 1», ООО «Реновация и Кораб-
лестроение», ЗАО «Восток», ООО «Спецтехкомплект», ООО Фирма «Парсек» и др.);
318
обосновывающих заявленную деятельность по проектированию и конструиро-
ванию систем физической защиты объектов использования атомной энергии, вы-
полнению работ и предоставлению услуг по монтажу. наладке, ремонту систему фи-
зической защиты (всего 13):
проектирование и конструирование ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и РВ, ХРО (в части ИТС
СФЗ) — 5;
на эксплуатацию ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и РВ, ХРО в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации — 5;
сооружение ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и РВ, ХРО в части выполнения работ и предостав-
ления услуг эксплуатирующей организации — 3.
В 2013 г. Управление на доработку в экспертную организацию направляло три
экспертных заключения, выполненных ООО «Атомэксперт24», так как они не от-
вечали требованиям технических заданий на проведение экспертизы. Одно экс-
пертное заключение было принято после доработки, а два экспертных заключения
трижды направлялись на доработку в эту экспертную организацию (экспертиза до-
кументов ООО «Спецстрой-СПб УНР 302», обосновывающих заявленную деятель-
ность по сооружению АЭС, по эксплуатации АЭС) и на конец отчетного периода
не приняты.
По результатам проведенных экспертиз оформлено 5 решений об отказе в выда-
че лицензий:
2 — на конструирование оборудования по заявлениям ООО «ПИБ «Элемент» (в
связи с отказом предприятия от прохождения дальнейшего рассмотрения заявле-
ния); ООО «Реновация и Кораблестроение» (в связи с выявлением при экспертизе
взаимопротиворечивой информации и недостаточности обоснования готовности
предприятия к соблюдению требований нормативных документов при осуществле-
нии заявленной деятельности);
3 — на изготовление оборудования по заявлениям ООО «Реновация и Корабле-
строение», ООО «Ай-Ти-Си «Ко», ЗАО «НПФ «ЦКБА» в связи с выявлением при
экспертизе взаимопротиворечивой информации и недостаточности обоснования
готовности предприятия к соблюдению требований нормативных документов при
осуществлении заявленной деятельности.
В 2013 г. организовано проведение экспертиз документов лицензиатов, обосно-
вывающих внесение изменений в УДЛ:
на эксплуатацию радиационных источников — 14;
на конструирование и изготовление оборудования для объектов использования
атомной энергии (ОИАЭ) — 15.
Экспертиза безопасности в Уральском МТУ ЯРБ.
Для проведения экспертизы безопасности управлением привлекались следую-
щие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
АНО «Экспертиза» (лицензии № ГН-13-205-1945 от 05.12.2008, № ГН-13-101-
2461 от 06.12.2010, ГН-13-115-2398 от 16.07.2010);
ООО «Экспертиза» (лицензии № ГН-13-101-2741 от 14.06.2013, № ГН-13-115-
2718 от 05.04.2013, , ГН-13-205-2710 от 05.03.2013);
ООО «Уралрэсцентр» (лицензии № ГН-13- 205-2644 от 26.07.2012, № ГН-13-115-
2497 от 15.11.2007);
ООО «РИП» (лицензия № ГН-13-205-2459 от 02.12.2011);
ООО «Атомэксперт24» (лицензии № ГН-13-101-2549 от 12.10.2011).
319
В отчетном г. Уральским МТУ ЯРБ было организовано проведение 129 экспер-
тиз безопасности, в том числе:
33 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности орга-
низаций по оказанию услуг на атомных станциях;
18 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности предпри-
ятий по оказанию услуг на предприятиях топливного цикла;
32 экспертизы документов, обосновывающих безопасность эксплуатации и ис-
пользования радиационно-опасных объектов;
17 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности органи-
заций по конструированию оборудования для ОИАЭ;
29 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности органи-
заций по изготовлению оборудования для ОИАЭ;
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность деятельности органи-
заций при проектировании ОИАЭ.
В 2013 г. управлением было принято 2 решения об отказе в выдаче лицензии по
результатам проведенной экспертизы по заявлениям ООО НПП «ИННОТЕХ» и
ООО «Перфос-А».
Экспертиза безопасности в Центральном МТУ ЯРБ.
В 2013 г. для экспертизы безопасности управлением привлекались следующие
экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «МАТЭК»; ЗАО «НЦ «Техэкспертиза»; ООО «ЦЭБ»; ООО НТЦ «ИНТЭК»;
ООО «Атомэксперт24»; ООО «Инженерный Центр «Р.А.Н.»; ООО «Региональные
технологии»; ООО «Новые экологические технологии»; ООО «АтомВоинЭксперт»;
ЗАО «Центр анализа и экспертизы многоцелевых безопасных конструкций» ЗАО
«ЦАЭ-МБК»; ОО «Луна-Марс»; ООО «РЭСцентр»; ОАО «Технологии экокультуры»;
ОАО «ТэкК»; ОАО «ВНИИАЭС»; ООО «ИЦЭС»; ФГКУ «33 ЦНИИИ» Миноборо-
ны России; ОАО «Технологии экокультуры»; Некоммерческое партнерство «Науч-
но-исследовательский институт инженерной экологии».
В отчетном периоде Центральным МТУ ЯРБ было организовано 568 экспертиз
документов, обосновывающих безопасность ОИАЭ и связанной с ними деятельнос-
ти, в том числе:
экспертиза документов, обосновывающих безопасность сооружения объекта при-
менения лицензируемой деятельности (в т.ч. оказание услуг) — 133;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность эксплуатации объекта
применения лицензируемой деятельности (в т.ч. оказание услуг) — 128;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуата-
ции объекта применения лицензируемой деятельности (в т.ч. оказание услуг) — 11;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с ядерными
материалами (оказание услуг) — 2;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с РВ — 8;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с РАО — 8;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность использования радио-
активных веществ при проведении НИР и ОКР — 5;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность проектирования и кон-
струирование объекта использования атомной энергии (оказание услуг) — 59;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность конструирования обо-
рудования для объекта использования атомной энергии — 101;
320
экспертиза документов, обосновывающих безопасность изготовления оборудо-
вания для объекта использования атомной энергии — 113;
В 2013 г. экспертных заключений с отрицательными выводами в Центральное
МТУ ЯРБ не поступало.
Экспертиза безопасности в федеральном бюджетном учреждении «Научно-тех-
нический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ»).
В рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования
атомной энергии, осуществляемой Ростехнадзором, в 2013 г. ФБУ «НТЦ ЯРБ» раз-
работало по поручениям Ростехнадзора и в соответствии с техническими заданиями
на проведение экспертизы 220 экспертных заключений. 205 экспертных заключения
подготовлены по поручениям Управления по регулированию безопасности атом-
ных станций и исследовательских ядерных установок (5 Управление) Ростехнадзо-
ра. 15 экспертных заключений выпущены по поручениям Управления по регулиро-
ванию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических
установок судов и радиационно опасных объектов (6 Управление) Ростехнадзора.
Указанные экспертные заключения по объектам использования атомной энергии
и связанными с ними видами деятельности распределились следующим образом:
ядерные установки АЭС — 185;
исследовательские ядерные установки, ядерные установки судов — 1;
пункты хранения ЯМ, РВ и хранилища РАО, расположенные на атомных элек-
тростанциях или на предприятиях топливного цикла, транспортирование ЯМ, РВ,
РАО — 18;
ядерные установки топливного цикла — 7;
НИР, услуги эксплуатирующим организациям, деятельность по экспертизе без-
опасности — 9.
Большинство работ по экспертизе, относящихся к АЭС, были связаны с заявле-
ниями на внесение изменений в условия действия лицензий на эксплуатацию от-
дельных энергоблоков.
Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения
Основной проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня эксперти-
зы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) в области использования
атомной энергии, остается дефицит квалифицированных технических экспертов.
Это обусловлено, в частности, следующими обстоятельствами:
ограниченным количеством высококвалифицированных специалистов среднего
возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями, не связаны
с разработкой собственно обоснований безопасности и потенциально могут быть
экспертами в области безопасности использования атомной энергии;
высокой занятостью высококвалифицированных специалистов, работающих в
ведущих организациях отрасли, что ограничивает возможности их привлечения в
нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
ФБУ «НТЦ ЯРБ» проводит целенаправленную работу по расширению круга тех-
нических специалистов, которых можно привлечь в качестве экспертов в области
использования атомной энергии. Актуальной остается задача сохранения знаний
уходящего поколения экспертов. Поэтому в учреждении постоянно ведется работа
по отбору и приему на работу молодых специалистов, их подготовке и вовлечению
в экспертную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..