ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 9

 

 

129
Таблица 41
Число работников, травмированных при авариях
Предприятия
Количество
Количество пострадавших
случаев
всего
со смер-
с тяжелым
с легким
тельным
травмиро-
травмиро-
исходом
ванием
ванием
2013 г.
Добыча сырья для черной металлур-
1
1
1
гии
Добыча драгоценных металлов
Добыча агрохимического сырья
3
3
2
1
Добыча строительных материалов
2
2
2
Добыча сырья для цветной метал-
лургии
Строительный комплекс
1
1
1
Всего за 2013 г.:
7
7
6
1
2012 г.
Добыча сырья для черной металлур-
2
1
1
гии
Добыча драгоценных металлов
2
7
3
4
Добыча агрохимического сырья
1
1
1
Добыча строительных материалов
2
1
1
Добыча сырья для цветной метал-
4
1
1
лургии
Строительный комплекс
1
Всего за 2012 г.:
12
11
5
5
1
Данные аварийности на горных предприятиях по видам работ в 2012 и 2013 гг.
представлены в табл. 42.
Наибольшее число аварий зафиксировано на открытых горных работах. На под-
земных горных работах количество аварий по сравнению с 2012 г. сократилось на 60 %.
Таблица 42
Аварийность на горных предприятиях по видам работ
Виды работ
2012 год
2013 год
Увеличение
Количество
%
Количество
%
(уменьшение)
аварий
аварий
Подземные
5
41,7
2
28,6
-3
Открытые
4
33,3
5
71,4
+1
Фабрики
3
25
-3
Всего:
12
100
7
100
-5
Изменились и причины аварий. Если в 2012 г. основное количество аварий было
вызвано природными факторами (оползни, обрушения) и трудно предсказуемыми
причинами (пожары, неконтролируемые взрывы), то в 2013 г. наибольшее число ава-
рий произошло при эксплуатации автомобильного транспорта и связано с «челове-
ческим фактором».
130
Распределение аварий по видам опасных происшествий в 2012 и 2013 гг. представ-
лено в табл. 43.
Таблица 43
Распределение аварий по видам опасных происшествий
Виды аварий за год
Количество
2012 г.
2013 г
При эксплуатации машин и механизмов:
Автомобильный транспорт
2
5
Железнодорожный транспорт
1
Пожары, загорания, неконтролируемые взрывы
4
Обрушения, в т.ч. оползни
4
1
Затопления
2
Всего:
12
7
Наибольшее количество аварий и рост их числа в 2013 г. зафиксированы в
ОАО «Апатит» (Мурманская обл.), поднадзорном Северо-Западному управлению
Ростехнадзора.
Распределение аварий по территориальным органам Ростехнадзора
и субъектам Российской Федерации в 2012 и 2013 гг. представлено в табл. 44.
Таблица 44
Распределение аварий по территориальным органам Ростехнадзора
и субъектам Российской Федерации
Территориальные управления Ростехнадзора,
2012 г.
2013 г.
субъекты Российской Федерации
Межрегиональное технологическое управление:
1
Таймырский АО
1
Верхне-Донское управление:
1
Белгородская область
1
Северо-Западное управление:
1
3
Мурманская область
1
3
Северо-Кавказское управление:
1
Краснодарский край
1
-
Приволжское управление:
1
Чувашская Республика
1
Западно-Уральское управление:
2
1
Пермский край
1
Республика Башкортостан
1
Оренбургская область
1
Средне-Поволжское управление:
1
Самарская область
1
Ленское управление:
1
Республика Саха (Якутия)
1
Уральское управление:
1
Свердловская область
1
Забайкальское управление:
1
Забайкальский край
1
Енисейское управление:
1
Республика Хакассия
1
Дальневосточное управление:
3
Хабаровский край
2
Приморский край
1
Итого:
12
7
131
Групповые несчастные случаи
В 2013 г. на предприятиях горной отрасли произошло 3 групповых несчастных
случая. При этом были травмированы 9 человек, в том числе: 1 — со смертельным
исходом и 5 — с тяжелым исходом. Показатели группового травматизма сопостави-
мы с аналогичными показателями 2012 г. (табл. 45).
Таблица 45
Численность работников, травмированных при групповых несчастных случаях
Предприятия
Количество
Количество пострадавших
случаев
всего
со смер-
с тяжелым
с легким
тельным
травмиро-
травмиро-
исходом
ванием
ванием
Добыча сырья для цветной ме-
1
2
2
таллургии
Добыча агрохимического сырья
1
2
2
Добыча драгоценных металлов
1
4
1
3
Всего за 2013 г.:
3
8
1
5
2
Добыча драгоценных металлов
2
8
3
5
Всего за 2012 г.:
2
8
3
5
Наибольшее число пострадавших при случаях группового травматизма работали
в предприятиях по добыче драгоценных металлов.
Несчастные случаи со смертельным исходом
В 2013 г. на предприятиях горнорудной промышленности смертельно травмиро-
вано 55 человек. Уровень смертельного травматизма по сравнению с 2012 г. снизил-
ся на 20 % (табл. 46).
Таблица 46
Распределение смертельного травматизма по предприятиям горной промышленности
Предприятия
Количество травмированных
2013 г. к
2012 г
2013 г.
2012 г.
Добыча драгоценных металлов
27
39,5 %
17
30,9 %
-10
Добыча сырья для цветной металлургии
20
29 %
11
20,0 %
-9
Добыча сырья для черной металлургии
7
10,1 %
3
5,5 %
-4
Добыча строительных материалов
9
12
21,8 %
+3
13 %
Добыча никеля
1
1,4 %
5
9,1 %
+4
Строительный комплекс
2
2,8 %
3
5,5 %
+1
Добыча агрохимического сырья
3
4,2 %
4
7,2 %
+1
Всего:
69
100 %
55
100 %
-14
(-20 %)
Наибольшее количество случаев смертельного травматизма зарегистрировано на
предприятиях по добыче драгоценных металлов и сырья для цветной металлургии.
Наиболее травмоопасными остаются подземные горные работы, где произошло бо-
лее половины смертельных случаев как в 2012 г. (55 %), так и в 2013 г. (60 %) (табл. 47).
132
Таблица 47
Распределение смертельного травматизма на горных предприятиях по видам работ
Виды работ
2012 г.
2013 г.
-/+
Чел.
%
Чел.
%
Открытые
22
33,3 %
18
32,7 %
-4
Подземные
39
55 %
33
60,0 %
-6
Дробильно-обогатительные фабрики
8
11,7 %
4
7,3 %
-4
Всего:
69
100 %
55
100 %
-14
Из-за неудовлетворительной организации производственного процесса и низкой
трудовой дисциплины при выполнении работ повышенной опасности основными
травмирующими факторами остаются: обрушение кусков горной массы (2012 г. —
26,2 %, 2013 г. — 30,9 %); нарушения, связанные с эксплуатацией технологического
транспорта (2012 г. — 18,8 %, 2013 г. — 23,6 %), оборудования и механизмов (2012 г. —
23,2 %, 2013 г. — 23,6 %), табл. 48.
Таблица 48
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим
факторам
Год
Травмирующие факторы
Обру-
Тран-
Взрыв
Работа с
Электри-
Отрав-
Падение
Про-
Итого
шение
спорт
механиз-
чество
ление,
с высо-
чие
горной
мами
ожог
ты
массы
2013 г.
17
13
13
5
2
5
55
30,9 %
23,6 %
23,6 %
9,1 %
3,7 %
9,1 %
100 %
2012 г.
18
13
3
16
3
14
2
69
26,2 %
18,8 %
4,3 %
23,2 %
4,3 %
20,3 %
2,9 %
100 %
Случаи смертельного травматизма в 2013 г отмечены в горных предприятиях,
поднадзорных Межрегиональному технологическому (9 случаев), Северо-Запад-
ному (8), Западно-Уральскому (7), Уральскому (7), Ленскому (5) управлениям Рос-
технадзора. Снизилось количество смертельных случаев на предприятиях, поднад-
зорных Забайкальскому (-7) и Верхне-Донскому (-3) управлениям. Не допущено
случаев смертельного травматизма на объектах, поднадзорных Печорскому, Севе-
ро-Кавказскому, Приволжскому, Волжско-Окскому, Северо-Уральскому и Сахалин-
скому управлениям Ростехнадзора. Сравнительные данные по смертельному трав-
матизму представлены в табл. 49.
Таблица 49
Распределение случаев смертельного травматизма по территориальным органам
и субъектам Российской Федерации
Территориальные управления Ростехнадзора,
2012 г.
2013 г.
-/+
субъекты Российской Федерации
Межрегиональное технологическое управление:
11
9
-2
г. Москва
2
6
Таймырский АО
7
3
Чукотский АО
2
133
Продолжение табл. 49
Территориальные управления Ростехнадзора,
2012 г.
2013 г.
-/+
субъекты Российской Федерации
Кавказское управление:
1
1
Республика Дагестан
1
+1
Карачаево-Черкесская Республика
1
-1
Центральное управление:
1
1
Московская область
1
+1
Ярославская область
1
-1
Верхне-Донское управление:
4
1
-3
Белгородская область
4
1
Приокское управление:
2
3
+1
Рязанская область
1
1
Калужская область
1
1
Тульская область
1
+1
Северо-Западное управление:
5
8
+3
г. Санкт-Петербург
1
+1
Ленинградская область
1
-1
Мурманская область
3
7
+4
Архангельская область
1
-1
Печорское управление:
1
-1
Республика Коми
1
-1
Северо-Кавказское управление:
1
-1
Ростовская область
1
-1
Нижне-Волжское управление:
1
-1
Волгоградская область
1
-1
Приволжское управление:
1
-1
Республика Марий Эл
1
-1
Западно-Уральское управление:
7
7
Пермский край
2
1
-1
Республика Башкортостан
4
5
+1
Оренбургская область
1
1
Средне-Поволжское управление:
1
+1
Самарская область
1
+1
Ленское управление:
6
5
-1
Республика Саха (Якутия)
6
5
-1
Уральское управление:
8
7
- 1
Свердловская область
6
3
-3
Челябинская область
2
4
+2
Сибирское управление:
2
2
Новосибирская область
1
+1
Республика Алтай
1
+1
Кемеровская область
2
-2
Забайкальское управление:
11
4
-7
Забайкальский край
7
3
-4
Республика Бурятия
4
1
-3
Енисейское управление:
2
3
+1
Иркутская область
1
2
+1
Республика Хакассия
1
+1
Красноярский край
1
-1
134
Окончание табл. 49
Территориальные управления Ростехнадзора,
2012 г.
2013 г.
-/+
субъекты Российской Федерации
Дальневосточное управление:
3
2
-1
Хабаровский край
1
-1
Амурская область
1
1
Приморский край
1
1
Камчатский край
Северо-Восточное управление:
2
1
-1
Магаданская область
1
1
Итого:
69
55
-14
Характерные примеры несчастных случаев на горном производстве.
Аварии
Аварии при работе на автомобильном транспорте.
10 ноября 2013 г. в ОАО «Апатит» (поднадзорно Северо-Западному управлению
Ростехнадзора), в Коашвинском карьере, при следовании автомобиля Белаз к месту
загрузки горной массы возникла аварийная ситуация, для выхода из которой води-
тель начал движение задним ходом, в результате чего автомобиль переехал задними
колесами предохранительный вал и сорвался с уступа.
Организационно-технические причины аварии:
неудовлетворительное состояние дорожного полотна;
заезд транспорта в карьер без предварительного осмотра дорожного полотна.
Аварии на железнодорожном транспорте.
18 ноября 2013 г. в ООО «Ловозерский горно-металлургический комбинат» (под-
надзорно Северо-Западному управлению Ростехнадзора), на руднике Карнасурт при
ремонте рельсового пути не были соблюдены параметры уклона, вследствие чего
движущийся электровоз столкнулся с проемом противопожарных ворот и находя-
щиеся в кабине горнорабочий и электрослесарь получили травмы.
Причиной аварии явилось отсутствие во время ремонта контроля за соответст-
вием уклона рельсов и их зазоров установленным параметрам.
Аварии при обрушении горной массы.
4 февраля 2013 г. в ООО «КНАУФ ГИПС КУНГУР» (поднадзорно Западно-Ураль-
скому управлению Ростехнадзора), в карьере «Шубинский», при ведении горных
работ произошло обрушение добычного уступа, повлекшее за собой завал экскава-
тора и гибель машиниста.
Причиной аварии явилось то, что при изменившихся горно-геологических усло-
виях не выполнена корректировка рабочего проекта с уточнением параметров до-
бычных уступов, расчетом углов откосов рабочих уступов.
Групповые несчастные случаи
10 ноября 2013 г. в ООО «Хужир Энтерпрайз», ГОК Коневинское (поднадзорно
Забайкальскому управлению Ростехнадзора) при ликвидации ледяной пробки на
изогнутом участке трубы давлением воздуха труба сорвалась с креплений и прида-
вила проходчиков и горного мастера.
Причины несчастного случая:
нарушения паспорта установки трубопровода;
135
допуск к производству работ по ликвидации ледовой пробки в подземной гор-
ной выработке рабочих без наряда-задания, не ознакомленных с инструкцией по
производству работ.
Смертельные несчастные случаи
18 февраля 2013 г. ОАО «Рудник Каральвеем» (поднадзорно Межрегиональному
технологическому управлению Ростехнадзора), при проходке восстающего проход-
чик отравился вредными газами после проведения взрывных работ.
Причины несчастного случая:
самовольное проникновение проходчика в загазированный и непроветриваемый
восстающий без самоспасателя;
отсутствие доклада горного мастера начальнику участка и диспетчеру о загазо-
ванности восстающего и необходимости вызова горноспасателей;
не принятие мер к разгазированию выработки и запрету допуска людей в восста-
ющий с содержанием ядовитых газов.
16 марта 2013 г. ООО «Горно-строительная компания — Шахтопроект» (поднад-
зорно Ленскому управлению Ростехнадзора), при производстве работ по крепле-
нию горной выработки отслоившимся куском породы был придавлен проходчик.
Причины несчастного случая:
выполнение работ, не предусмотренных паспортом крепления выработки;
при изменении горнотехнических условий своевременно не пересмотрен паспорт
крепления и управления кровлей.
11 апреля 2013 г. ООО «Сангалыкский диоритовый карьер» (поднадзорно Запад-
но-Уральскому управлению Ростехнадзора), при проведении подготовительных работ
по ремонту щековой дробилки СМД-118 слесарь по ремонту получил смертельную
травму в результате излома и вылета противовеса дробилки за пределы рабочей зоны.
Причина несчастного случая — излом противовеса маховика вследствие несво-
евременного выявления усталостных трещин в крепежных отверстиях.
22 мая 2013 г. ОАО «Коршуновский ГОК» (поднадзорно Енисейскому управлению
Ростехнадзора), при установке крышки напорной оси седлового подшипника экска-
ватора ЭКГ-8И № 69 помощник машиниста экскаватора упал с площадки с высоты
3,5 м на редуктор напорной площадки экскаватора и был смертельно травмирован.
Причинами несчастного случая явились:
выполнение работ на высоте без предохранительных средств защиты;
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.
19 ноября 2013 г. ОАО «Апатит» (поднадзорно Северо-Западному управлению
Ростехнадзора), электрослесарь попал под напряжение при проведении работ по
изменению фазировки кабеля в соединительной коробке.
Причина несчастного случая — невыполнение пострадавшим организационных
и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в ночное время
в условиях низкой освещенности, при снятии электрического напряжения.
Несчастные случаи, произошедшие по организационным (организационно-тех-
ническим) причинам составляют подавляющее большинство. Основная доля техни-
ческих причин приходится на отступление от требований проектной, технологиче-
ской документации, несоответствие проектных решений условиям производства и
обеспечения безопасности и неудовлетворительное техническое состояние соору-
жений, эксплуатация неисправного оборудования.
136
По результатам проведенных расследований допущенных аварий и случаев смер-
тельного травматизма основные причины распределены следующим образом:
8 % — нарушения технологии производства работ;
42 % — неудовлетворительная организация производства работ;
19 % — низкий уровень контроля за обеспечением выполнения требований про-
мышленной безопасности при выполнении горных работ;
24 % — нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, не-
достатки профессиональной подготовки;
7 % — низкий уровень знаний требований норм и правил безопасности.
В отчетном периоде вновь зарегистрированы смертельные несчастные случаи,
вызванные исполнением работниками производственных обязанностей в состоя-
нии алкогольного опьянения. Это свидетельствует о низкой трудовой дисциплине
в организациях, отсутствии проведения медицинского контроля работников перед
сменой. Руководством предприятий не принимаются меры по пресечению случаев
нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения при исполнении ими
производственных заданий.
Внедрение систем управления промышленной безопасностью
Системы управления промышленной безопасностью призваны обеспечивать:
идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий и связанных с ними
угроз на опасных производственных объектах;
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий;
участие работников эксплуатирующих организаций, в разработке и реализации
мер по снижению риска аварий.
Центральным аппаратом Ростехнадзора подготовлены изменения, которые во-
шли в статью 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов», в части требований к ор-
ганизациям, эксплуатирующим ОПО I или II класса опасности по созданию систем
управления промышленной безопасностью и обеспечению их функционирования.
Создание систем управления промышленной безопасностью контролируется тер-
риториальными органами Ростехнадзора.
На 1 января 2014 г. системы управления промышленной безопасностью созданы
в 107 организациях горной отрасли. Однако структура крупных предприятий горной
отрасли организована таким образом, что планирование, распорядительные функ-
ции и финансы сосредоточены в управляющих компаниях, на которые рассматри-
ваемое требование закона не распространяется. Эксплуатирующие организации не
имеют властных и финансовых возможностей для реализации требований по созда-
нию систем управления промышленной безопасностью.
В 2013 г. из Государственного реестра ОПО исключены 8175 объектов горных ра-
бот (63 %),
На исключенных ОПО ведения горных работ в соответствии с Законом РФ «О
недрах» продолжает осуществляться государственный горный надзор. В то же вре-
мя, усилен государственный контроль за объектами горной отрасли I класса опас-
ности, осуществляемый в порядке режима постоянного надзора.
Возросшие в 2013 г. показатели административных наказаний, наложенных по
результатам проведенных проверок в отношении юридических лиц, совершивших
правонарушения в области промышленной безопасности, отражают значимость вы-
137
явленных правонарушений, а также повышение требовательности инспекторского
состава горного надзора.
Результаты комплексных проверок ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Стойленский
ГОК», ОАО «Северсталь», ОАО ГМК «Норильский никель» в которых участвова-
ли работники центрального аппарата Ростехнадзора, а также анализ актов рассле-
дования аварий и несчастных случаев свидетельствуют о том, что подавляющее
количество нарушений и несчастных случаев происходит по причинам действия
«человеческого фактора».
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования
Органы государственного горного надзора в 2013 г. осуществляли контроль и над-
зор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами и маркшей-
дерскими работами в отношении 3184 организаций и 8438 объектов.
Основное внимание в надзорной и контрольной деятельности в отчетном пери-
оде уделялось наличию у организаций, осуществляющих разработку месторожде-
ний полезных ископаемых или использующих недра в целях, не связанных с добы-
чей полезных ископаемых:
лицензий на право пользования недрами, лицензий на производство маркшей-
дерских работ;
установленной геолого-маркшейдерской документации и качеству ее исполне-
ния;
утвержденных в установленном порядке проектной документации на разработ-
ку месторождений полезных ископаемых и планов развития горных работ на теку-
щий период;
документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов;
ведению маркшейдерских наблюдений за сдвижением горных пород и земной
поверхности, проявлениями геодеформационных процессов;
оснащенности маркшейдерских служб;
выполнению мероприятий по охране зданий, сооружений и природных объек-
тов от вредного влияния горных разработок;
контролю за ликвидацией (консервацией) объектов, связанных с добычей по-
лезных ископаемых.
В 2013 г. проведено 1397 обследований, выявлено 3747 нарушений требований по
маркшейдерскому обеспечению горных работ, по результатам проведенных прове-
рок наложено 650 административных наказаний за несоблюдение установленных
требований по производству маркшейдерских работ и безопасному ведению горных
работ, наложено штрафов на общую сумму 41 034 тыс. руб.
Территориальными органами Ростехнадзора было рассмотрено 3863 материала
по планам развития горных работ, 734 материала проектной документации на про-
изводство маркшейдерских работ, 2281 проект горных отводов, 1345 материалов на
ликвидацию (консервацию) объектов, связанных с пользованием недрами, вклю-
чая ликвидацию (консервацию) скважин (нефтегазодобывающих, разведочных, на-
блюдательных и т.д.).
Ростехнадзором рассмотрено 464 заявления на оформление и переоформление
лицензий на производство маркшейдерских работ.
Проверки поднадзорных организаций и объектов недропользования проводи-
лись в соответствии с утвержденным планом проведения проверок.
138
Проверки соблюдения установленных требований по маркшейдерскому обеспе-
чению работ и безопасному недропользованию осуществляли, как правило, в рам-
ках плановых комплексных проверок поднадзорных организаций по нескольким
видам надзора с составлением единого акта проверки.
Необходимо отметить, что из проекта плана проверок Западно-Уральского управ-
ления Генеральной прокуратурой Россиской Федерации в Приволжском федераль-
ном округе ежегодно исключается проведение мероприятий по контролю ведения
работ в опасных зонах на объектах ОАО «Уралкалий», несмотря на возложенные
Правительственной комиссией по недопущению негативных последствий техноген-
ной аварии, вызванной затоплением рудника БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» Верхне-
камского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край),
на Ростехнадзор обязанности по осуществлению на постоянной основе контроля за
проведением ОАО «Уралкалий» комплексного мониторинга ситуации, связанной с
аварийным затоплением рудника БКПРУ-1. Последствия аварии на указанном руд-
нике до настоящего времени не ликвидированы.
По результатам проверок юридические и должностные лица организаций при-
влекались к административной ответственности по статьям 7.2, 8.10, 9.1, 19.5. Ко-
декса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (КоАП).
Анализ выявляемых нарушений установленных требований по безопасному ве-
дению горных работ показал, что наиболее характерными из них являются:
отступления от утвержденной проектной документации на пользование недрами;
ведение горных работ с отступлениями от предусмотренных планов развития
горных работ;
отсутствие на карьерах малой мощности проектной технической и разрешитель-
ной документации;
производство маркшейдерских работ с нарушением установленных требований
по производству маркшейдерских работ.
Анализ осуществления государственной функции по лицензированию производ-
ства маркшейдерских работ и результатов лицензионного контроля показал наиболее
характерные нарушения лицензионных требований и условий, к которым относятся:
нарушение порядка аттестации специалистов в области маркшейдерского обес-
печения горных работ;
несоблюдение установленной периодичности повышения квалификации специ-
алистами маркшейдерских служб.
Основными причинами нарушений установленных требований в области без-
опасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и производства мар-
кшейдерских работ являются:
несвоевременное выполнение намеченных мероприятий по безопасному веде-
нию горных работ;
недостаточный уровень квалификации специалистов предприятий;
сокращение численности работников маркшейдерских и геологических служб;
отсутствие либо нехватка квалифицированных специалистов горного профиля,
маркшейдеров, геологов;
отсутствие на ряде предприятий по добыче и переработке общераспространен-
ных полезных ископаемых, гидроминерального сырья геологических служб.
Острой проблемой обеспечения эффективного недропользования и соблюдения
нормативных требований при производстве маркшейдерских работ остается устой-
чивый дефицит кадров в горнодобывающих организациях.
139
Общее состояние геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, за исклю-
чением добычи общераспространенных полезных ископаемых является удовлет-
ворительным. Специалисты геолого-маркшейдерских служб предприятий, а так-
же специализированных организаций участвуют в обеспечении безопасной рабо-
ты предприятий, направленной на предотвращение инцидентов, аварий и случаев
травматизма.
Поднадзорные организации осуществляют необходимый комплекс маркшейдер-
ских работ силами собственных геолого-маркшейдерских служб либо специализи-
рованных организаций на договорной основе.
В соответствии с требованиями Инструкции по производству маркшейдерских ра-
бот горнодобывающими предприятиями осуществляются работы по созданию и разви-
тию опорных маркшейдерских сетей и съемочного обоснования в требуемых объемах.
При производстве маркшейдерских работ все чаще предприятия по добыче по-
лезных ископаемых используют электронные приборы, современное программное
обеспечение, что значительно улучшает качество выполняемых работ. Внедрялись
современные компьютерные технологии (ЗАО «ГОТХ», ООО «НРГЦ», ОАО «Волго-
геология», ООО «РНИИЦ», ООО «Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» Волж-
ско-Окское управление) и др.
По предложениям ряда территориальных органов (Верхне-Донское, Ленское
управления) на предприятиях активизирована работа по подготовке собственных
кадров для укомплектования маркшейдерских служб. По целевому направлению
предприятий (АК «Алроса», ЗАО «Ольшанский карьер», ЗАО «Подгоренский це-
ментник» и др.) проводится обучение по специальности маркшейдерское дело в
высших учебных заведениях.
Формы государственного статистического наблюдения № 70-тп, № 71-тп, № 5-гр
и № 5-гр (уголь) составляются предприятиями на основе данных геолого-маркшей-
дерского учета добычи и потерь полезных ископаемых, движения запасов.
По данным маркшейдерских замеров определяется налогооблагаемая база при
расчете налога на добычу полезных ископаемых.
Анализ состояния геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ свиде-
тельствует о том, что ряд поднадзорных Ростехнадзору организаций выполняли мар-
кшейдерские работы с нарушением установленных требований.
Характерные нарушения:
не осуществлялись инструментальные съемки внутрикарьерных автомобильных
дорог (ООО «Катрина», ООО «Артель старателей «Тыва», ЗАО «НПО «Ирион»);
не организованы наблюдения за состоянием откосов бортов карьеров (ЗАО «НПО
«Ирион», ООО «Артель старателей «Тыва»);
не оформлялись акты готовности к ведению работ в опасной зоне, а по оконча-
нии работ — акты о снятии с учета опасной зоны в нарушение требований о поряд-
ке и контроле безопасного ведения горных работ в опасных зонах (ЗАО УК «Разрез
«Степной», ОАО «Разрез Изыхский»);
не велись журналы учета состояния опорной маркшейдерской сети (ОАО «Крас-
ноярскгэсстрой», ОАО «МКК — Саянмрамор»);
не обеспечивалось ведение и сохранность маркшейдерской документации
(ООО «Химтех-геология», ООО «Артель старателей «Тыва»).
На договорной основе с организациями, имеющими лицензию на производство
маркшейдерских работ, осуществлялись маркшейдерские работы на горнодобыва-
140
ющих предприятиях с небольшими объемами добычи горной массы. При этом ка-
чество маркшейдерского обеспечения горных работ не всегда удовлетворяет уста-
новленным требованиям.
Арбитражным судом Волгоградской области по заявлению Нижне-Волжско-
го управления Ростехнадзора была аннулирована лицензия на производство мар-
кшейдерских работ ОАО «Волгограднефтегазстрой» в связи с тем, что не устране-
ны в установленный срок грубые нарушения лицензионных требований и условий
при производстве маркшейдерских работ, указанные в ряде предписаний. Аннули-
рована лицензия на производство маркшейдерских работ ИП Кузнецов А.А. (Ени-
сейское управление).
В связи с несоответствием соискателей лицензий лицензионным требовани-
ям и условиям, которые определены Положением о лицензировании производст-
ва маркшейдерских работ, утвержденным постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 28 марта 2012 г. № 257, в предоставлении лицензии было отка-
зано по причине отсутствия в штате соискателя лицензии работников, имеющих
высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело»
либо имеющих высшее профессиональное образование и прошедших профессио-
нальную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности
(ООО Строительная компания «Л-Строй», ОАО «Авиация и прикладная экология»,
ООО «Нафта-Групп», ООО «Центр недвижимости города Похвистнево).
Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий по проверке соблюде-
ния предприятиями-пользователями недр требований по технологии ведения гор-
ных работ показал, что, в основном, ведение горных работ осуществляется в соответ-
ствии с требованиями утвержденных в установленном порядке технических проек-
тов, планов (схем) развития горных работ и другой технологической документации.
Имели место случаи ведения горных работ с отступлением от проектной доку-
ментации при формировании угольных складов (ООО «СУЭК-Хакасия» шахта «Ха-
касская»).
С отклонениями от проектной документации в части соблюдения планов разви-
тия горных работ и безопасных параметров уступов велись горные работы ООО «Кар-
бонат», ООО «Топаз», ООО «Смоленское карьероуправление» (Центральное управ-
ление).
За несоблюдение проектных решений к нарушителям применяли меры админи-
стративного взыскания в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП.
Анализ результатов рассмотрения годовых планов развития горных работ в 2013 г.
показал, что в ряде случаев планируемые на предстоящий период параметры гор-
ных работ не соответствуют проектным решениям в части выдержанности направ-
лений движения фронта горных работ, выполнения календарных планов вскрыш-
ных и добычных работ, обеспеченности готовыми к выемке запасами, состояния
отвалов и бортов карьеров, применения технических устройств, предусмотренных
проектными решениями. Не на должном уровне находится качество исполнения
горно-графической документации, ее соответствие установленным требованиям.
С нарушениями требований составляется горноотводная документация. При рас-
смотрении органами государственного горного надзора проектов горных отводов
отмечается, что в большинстве случаев проекты не содержат достаточного обосно-
вания при уточнении границ горных отводов, графические материалы представля-
ются без учета фактического состояния горных работ.
141
По причине отсутствия проектной документации на разработку месторождений
полезных ископаемых отказывалось в оформлении горноотводной документации
(ООО «Драгмет», ГУП РХ «Ширинское ДРСУ», ГУП РХ «Орджоникидзевское ДРСУ»).
Ликвидация объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в со-
ответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, имеющими по-
ложительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
На шахте «Коркинская» по добыче угля «Челябинская угольная компания»
(Уральское управление) завершены технические работы по консервации шахты в
соответствие с проектными решениями.
Произведена консервация месторождения россыпного золота «Конго», разраба-
тываемого подземным способом (Северо-Восточное управление).
Ленским управлением проведены 4 внеплановые проверки по соблюдению тре-
бований промышленной безопасности при консервации (ликвидации) ОПО в от-
ношении ЗАО «Победа», ООО «Север», ЗАО «Сахазолото», ООО «Саха — Восток».
Вместе с тем до настоящего времени остаются неликвидированными в уста-
новленном законодательством о недрах порядке угольные шахты в Ростовской
и Кемеровской областях, в отношении которых приняты решения об их ликви-
дации.
На территории Ростовской области (Северо-Кавказское управление) в стадии
ликвидации находится 48 шахт, в том числе 26 шахт ОАО «Ростовуголь», 10 шахт
ОАО «Гуковуголь» и 12 шахт ОАО «Шахтуголь». По всем шахтам, находящимся в
стадии ликвидации, произведено полное погашение горных выработок, за исклю-
чением шахт, где горные выработки используют для водоотливных комплексов, од-
нако ни по одному из ликвидируемых угольных предприятий не подписан акт лик-
видации.
В процессе самоликвидации находится шахта «Енисейская» (Енисейской управ-
ление). Горные работы на шахте прекращены в 2010 г. Проект на ликвидацию опас-
ного производственного объекта не разработан, на сегодняшний день продолжает-
ся затопление шахты, отметка уровня воды на 20.12.2013 составила — 264,1 м.
За невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервиру-
емых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения и
окружающей среды, к нарушителям применяли меры административного взыска-
ния в соответствии с частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях.
2.2.9. Объекты нефтегазодобывающей промышленности
Согласно сведениям отчетов территориальных управлений Ростехнадзора чи-
сло поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО нефтегазодобывающей
промышленности составляет 1501. В государственном реестре зарегистрирова-
но 6144 ОПО нефтегазодобычи, из них: 214 участков ведения буровых работ; 2040
фондов скважин; 343 участков предварительной подготовки нефти; 812 площадок
дожимных насосных станций и насосных станций; 499 пунктов подготовки и сбо-
ра нефти; 104 парка резервуарных; 1781 система промысловых (межпромысловых)
трубопроводов месторождений протяженностью 261 786,79 км; 92 промысловые
компрессорные станции; 221 участок комплексной подготовки газа; 7 стационар-
ных морских платформ; 4 плавучие буровые установки.
За 12 месяцев 2013 г. на ОПО нефтегазодобывающей промышленности произош-
ло 18 аварий, количество аварий за 12 месяцев 2012 г. также — 18 (табл. 50).
142
Суммарный материальный ущерб от аварий составил 2951,877 млн руб.
В 2013 г. на объектах нефтегазодобычи произошло 8157 инцидентов (на 3,4 % боль-
ше, чем в 2012 г. (7877), из них отказов технических устройств в 2013 г. было 8121 (в
2012 г. — 7839), отклонений от режима технологического процесса — 36 (в 2012 г. — 38).
В 2013 г. произошло снижение уровня смертельного травматизма по сравнению
с 2012 г. Зарегистрировано 18 случаев смертельного травматизма (в 2012 г. — 19 слу-
чаев) (табл. 51).
За отчетный период 2013 г. по сравнению с 2012 г. произошло увеличение груп-
повых несчастных случаев с 3 до 6. Общее количество травмированных при группо-
вых несчастных случаях увеличилось с 52 до 55 человек, при этом количество смер-
тельно травмированных снизилось с 19 до 18 человек.
Таблица 50
Распределение аварий по отраслям промышленности
2013 г.
2012 г.
Нефтедобыча
16
16
Газодобыча
2
2
Всего:
18
18
Таблица 51
Распределение смертельного травматизма по отраслям промышленности
2013 г.
2012 г.
Нефтедобыча
18
18
Газодобыча
0
1
Всего:
18
19
В 2013 г. уменьшилось количество смертельных несчастных случаев на опасных
производственных объектах газодобычи (-1), количество несчастных смертель-
ных случаев на объектах нефтедобычи осталось неизменным по сравнению с 2012 г.
(табл. 52).
Таблица 52
Распределение аварий по видам на объектах нефтегазодобычи
Виды аварий
Число аварий
2013 г.
2012 г.
+/-
%
%
Открытые фонтаны и выбросы
4
22
9
50
-5
Взрывы и пожары на объектах
2
12
2
11
0
Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разру-
2
11
0
0
+2
шение их частей
Падение талевых систем в глубоком бурении и подзем-
0
1
5
-1
ном ремонте скважин
Прочие
10
55
6
34
+4
Всего:
18
18
0
Согласно проведенному анализу аварийности (табл. 51), установлено, что из обще-
го количества аварий, произошедших в 2013 г. 22 % аварий связаны с открытыми фон-
танами и выбросами, доля которых по сравнению с тем же периодом 2012 г. уменьши-
лась на 28 %. Увеличилось количество аварий по виду «взрыв и пожар», доля которых
143
возросла с 11 % до 12 %. Возросло на 11 % количество аварий, связанных с падени-
ем буровых вышек. Количество прочих аварий (разрушение технических устройств,
разливы) увеличилось на 21 % по сравнению с 2012 г. и составило 55 % от общего чи-
сла аварий.
Техническое расследование причин аварий показывает, что износ оборудования
(50 % числа аварий) является одним из главных факторов опасности, влияющих на
состояние промышленной безопасности ОПО, возникновения отказов, разгермети-
зации трубопроводов, приводящих к авариям, сопровождающимся разливами неф-
ти, взрывами и разрушениями. При бурении и капитальном ремонте скважин про-
изошло 34 % общего числа аварий, при производстве ремонтных работ — 11 %, при
эксплуатации насосных — 5 %.
Таблица 53
Распределение по травмирующим факторам несчастных случаев со смертельным
исходом на объектах нефтегазодобычи в 2012 и 2013 гг.
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев
со смертельным исходом
2013 г.
2012 г.
+/-
%
%
Термическое воздействие
1
5,5
1
5,3
0
Высота
3
16,7
7
36,8
-4
Токсичные вещества
4
21,1
-4
Взрывная волна
1
5,5
+1
Разрушенные технические устройства
3
16,7
2
10,5
-1
Поражение электрическим током
1
5,5
+1
Прочие
9
55,6
5
26,3
+4
Всего:
18
100
19
100
-1
В 2013 г. 3 пострадавших (16,7 %) скончались от черепно-мозговых травм, по-
лученных при падении с высоты, 3-е пострадавших получили смертельные травмы
при разрушении технических устройств (16,7 %), 1 человек скончался от поражения
электрическим током (5,5 %), по одному — от взрывной волны (5,5 %) и от термиче-
ских ожогов (5,5 %). 9 человек (44,4 %) скончались в результате травм, полученных
движущимися частями механизмов и при перемещении грузов (табл. 53).
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2013 и 2012 гг. по субъектам Российской Федерации и территориальным органам
Ростехнадзора представлены в табл. 54 и 55 соответственно.
Таблица 54
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2013 и 2012 гг. по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи
(территориальные органы Ростехнадзора)
со смертельным ис-
ходом
2012 г.
2013 г.
+/-
2012 г.
2013 г.
+/-
Северо-Западный федеральный округ
7
9
+2
1
1
0
(г. Санкт-Петербург)
Ненецкий АО
2
1
-1
1
+1
Республика Коми
5
8
+3
1
-1
144
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи
(территориальные органы Ростехнадзора)
со смертельным ис-
ходом
2012 г.
2013 г.
+/-
2012 г.
2013 г.
+/-
Южный федеральный округ
1
+1
(г. Ростов-на-Дону)
Краснодарский край
1
+1
Северо-Кавказский федеральный округ
1
-1
(г. Пятигорск)
Чеченская Республика
1
-1
Приволжский федеральный округ
3
-3
7
5
-2
(г. Нижний Новгород)
Пермский край
1
-1
1
2
+1
Республика Башкортостан
4
1
-3
Республика Татарстан
1
1
2
+1
Саратовская область
1
-1
1
-1
Уральский федеральный округ
7
7
11
11
(г. Екатеринбург)
Ханты-Мансийский АО
6
3
-3
9
6
-3
Ямало-Ненецкий АО
1
4
+3
2
5
+3
Дальневосточный федеральный округ
1
+1
1
+1
(г. Хабаровск)
Республика Саха (Якутия)
1
+1
Сахалинская область
1
+1
Итого по России:
18
18
19
18
-1
Таблица 55
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2013 и 2012 гг. по территориальным органам Ростехнадзора
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи
(территориальные органы Ростехнадзора)
со смертельным
исходом
2012 г.
2013 г.
+/-
2012 г.
2013 г.
+/-
Центральный федеральный округ
1
-1
1
+1
(г. Москва)
Межрегиональное технологическое управление
1
-1
1
+1
Северо-Западный федеральный округ
7
9
+2
1
1
(г. Санкт-Петербург)
Печорское управление
7
9
+2
1
1
Южный федеральный округ
1
+1
1
-1
(г. Ростов-на-Дону)
Северо-Кавказское управление
1
+1
Нижне-Волжское управление
1
-1
(г. Волгоград)
Приволжский федеральный округ
3
-3
6
5
-1
(г. Нижний Новгород)
Западно-Уральское управление
1
-1
5
3
-2

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..