ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 3

 

 

33
нуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности
от 29 октября 2013 г. № 505 (зарегистрирован Минюстом России 19 декабря 2013 г.,
регистрационный № 30667);
Об утверждении правил проведения технического диагностирования внутридо-
мового и внутриквартирного газового оборудования» от 17 декабря 2013 г. № 613
(направлен в Минюст России на государственную регистрацию письмом от 25 де-
кабря 2013 г. № 00-06-04/1178).
Велась разработка проектов приказов об утверждении федеральных норм и пра-
вил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных про-
изводственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под
избыточным давлением» и «Правила безопасности морских объектов нефтегазово-
го комплекса».
Всего в 2013 г. разработаны, утверждены в Ростехнадзоре и зарегистрированы
Минюстом России 54 нормативных правовых акта.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
Работа по изучению нормативных правовых актов Ростехнадзора в целях выяв-
ления в указанных актах коррупциогенных факторов и их последующего устране-
ния ведется в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12 марта 2010 г. № 152 «Об
организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Так, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, под-
готовленных структурными подразделениями Ростехнадзора, проводилась Право-
вым управлением при проведении правовой экспертизы указанных проектов. Ан-
тикоррупционная экспертиза осуществлялась в соответствии с Методикой прове-
дения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию
условий для проявления коррупции, выявленные антикоррупционной эксперти-
зой, проводимой Правовым управлением, устранялись на стадии доработки про-
екта нормативного правового акта структурным подразделением Ростехнадзора —
разработчиком проекта нормативного правового акта.
В первом полугодии 2013 г. была проведена антикоррупционная экспертиза
41 проекта нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору. В проектах нормативных правовых актов
было выявлено 12 коррупциогенных факторов, которые были полностью исключе-
ны при дальнейшей работе с указанными проектами.
В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы норма-
тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ут-
вержденным вышеуказанным приказом Ростехнадзора, структурные подразделения
осуществляют проверку принятых ранее нормативных правовых актов при монито-
ринге их применения в целях выявления в указанных актах коррупциогенных фак-
торов.
34
В первом полугодии 2013 г. указанная работа в подразделениях Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводилась од-
новременно с работой по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов в
целях приведения этих актов в соответствие с законодательством Российской Фе-
дерации.
В процессе осуществления работы по ревизии ранее изданных нормативных пра-
вовых актов была проведена в том числе и антикоррупционная экспертиза пяти нор-
мативных правовых актов Госгортехнадзора России, в которые вносились измене-
ния и которые признавались не подлежащими применению.
Коррупциогенные факторы в указанных актах Госгортехнадзора России выяв-
лены не были.
Во втором полугодии 2013 г. была проведена антикоррупционная экспертиза
74 проектов нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору. В проектах нормативных правовых ак-
тов выявлены 23 коррупциогенных фактора, которые были полностью исключены
при дальнейшей работе с указанными проектами.
В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы норма-
тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ут-
вержденным вышеуказанным приказом Ростехнадзора, структурные подразделения
осуществляют проверку принятых ранее нормативных правовых актов при монито-
ринге их применения в целях выявления в указанных актах коррупциогенных фак-
торов.
Во втором полугодии 2013 г. указанная работа в подразделениях Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводилась од-
новременно с работой по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов в
целях приведения этих актов в соответствие с законодательством Российской Фе-
дерации.
В процессе осуществления работы по ревизии ранее изданных нормативных пра-
вовых актов была проведена в том числе и антикоррупционная экспертиза одного
акта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру, пяти актов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопас-
ности, пяти актов Федерального горного и промышленного надзора России и одно-
го совместного акта Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России.
Коррупциогенные факторы в указанных нормативных правовых актах выявле-
ны не были.
Состояние договорной работы в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору
В течение 2013 г. специалистами Правового управления в рамках договорной ра-
боты проведена правовая экспертиза 155 проектов договоров и государственных
контрактов на оказание работ и услуг, поставки товаров, выполнения научно-ис-
следовательских и опытно-конструкторских работ и иных видов гражданско-пра-
вовых договоров.
35
Претензионно-исковая работа в сфере деятельности Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору. Исковая работа
Суды с участием центрального аппарата Ростехнадзора
Всего за 2013 г. Правовое управление Ростехнадзора приняло участие в рассмо-
трении 83 судебных дел, из них:
73 дела рассмотрены (дела о признании незаконными действий Ростехнадзора по
внесению сведений в реестр СРО, о признании нормативных правовых актов Рос-
технадзора недействительными, о признании незаконными предписаний, решений
и действий (бездействий) Ростехнадзора, о взыскании убытков и др.);
10 дел в настоящее время находятся на рассмотрении судов (дело в производстве
суда апелляционной инстанции об оспаривании решения суда первой инстанции
об отказе в исключении из государственного реестра СРО НП строителей «Строй-
Регион», дело в производстве суда кассационной инстанции о взыскании с Ростех-
надзора судебных расходов по заявлению ИП Остапенко Г.Г., дела, в которых Рос-
технадзор приял участие в качестве третьего лица и т.д.).
Из 73 рассмотренных дел по 37 делам суд вынес решение в пользу Ростехнадзо-
ра, из них:
по 24 делам — о признании незаконными приказов, решений, писем, уведомле-
ний, действий (бездействий) Ростехнадзора;
по 8 делам — об оспаривании определений об отказе Ростехнадзора в принятии
к рассмотрению жалоб на постановления территориальных органов Ростехнадзора;
по 2 делам — о взыскании убытков и неосновательного обогащения;
по 3 делам — по иным основаниям (о защите деловой репутации, об аннулиро-
вании лицензии и т.д.).
По 30 делам Ростехнадзор был привлечен в качестве третьего лица, не заявля-
ющего самостоятельных требований, и судом была принята во внимание позиция
Ростехнадзора.
По 3 делам суд вынес решение не в пользу Ростехнадзора.
По 3 делам суд вынес решение о частичном удовлетворении требований заяви-
теля к Ростехнадзору.
Из 37 дел, по которым суд вынес решение в пользу Ростехнадзора, по 4 делам суд
принял решение об отказе во взыскании с Ростехнадзора денежных средств (ком-
пенсаций, упущенной выгоды, судебных расходов, убытков) всего на сумму 10 171
524, 49 руб.
Суды с участием территориальных органов Ростехнадзора
Всего за 2013 г. специалистами территориальных органов Ростехнадзора приня-
то участие в 9933 судебных делах.
Арбитражными судами рассмотрено 3888 дел:
по 1725 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 1051 делу в удовлетворении требований Ростехнадзора отказано.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 6045 дел.
по 4753 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 638 делам решения вынесены не в пользу территориальных органов Ростех-
надзора;
1766 дел находятся в стадии рассмотрения.
36
В результате анализа сведений о представлении интересов территориальных ор-
ганов Ростехнадзора в судах выявлено, что за 2013 г. с участием территориальных
органов Ростехнадзора судами рассмотрены 8081 дело о привлечении к админист-
ративной ответственности, 1209 дел по обжалованию предписаний и иных ненор-
мативных правовых актов, действий (бездействий) территориальных органов Рос-
технадзора; 601 гражданское дело (о расторжении договоров, о признании права соб-
ственности, о признании фактов, имеющих юридическое значение, и др.), 42 дела о
возмещении, компенсации вреда, убытков, неустойки.
Деятельность по пересмотру постановлений и решений по делам об администра-
тивных правонарушениях
Центральным аппаратом Ростехнадзора рассмотрена 71 жалоба на постановле-
ния по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностны-
ми лицами территориальных органов Ростехнадзора. В том числе 6 жалоб поданы
должностными лицами поднадзорных организаций и 65 — юридическими лицами.
По результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях вынесены следующие решения:
по 1 делу постановление изменено с части 2 статьи 9.4 на часть 1 статьи 9.4 КоАП
РФ;
по 5 жалобам производство по делу прекращено в связи с одновременной пода-
чей жалобы в территориальное управление, пропуском срока подачи жалобы;
по 11 делам жалобы оставлены без рассмотрения в связи с подачей жалоб неу-
полномоченным лицом;
по 18 жалобам вынесено решение об отмене вынесенных постановлений по
делам об административных правонарушениях: по 8 жалобам материалы воз-
вращены на новое рассмотрение в территориальные органы Ростехнадзора; по
10 жалобам производство по делам об административных правонарушениях пре-
кращено;
по 36 жалобам постановления по делам об административных правонарушениях
оставлены без изменения, жалобы — без удовлетворения.
В результате проведенного анализа установлено, что 29 жалоб подано на поста-
новления по делам об административных правонарушениях, вынесенным по части 1
статьи 9.4 КоАП РФ, также обжаловались постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях, вынесенных по статье 9.5, части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Большинство жалоб поданы на постановления по делам об административных
правонарушениях, вынесенных должностными лицами Межрегионального техно-
логического управления Ростехнадзора.
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
В 2013 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору (Ростехнадзор) осуществляла регулирование ядерной и радиационной
безопасности на 17 атомных станциях (Балаковской АЭС, Балтийской АЭС, Бе-
лоярской АЭС, Билибинской АЭС, Калининской АЭС, Кольской АЭС, Курской
АЭС, Ленинградской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Нижегородской АЭС, Ново-
воронежской АЭС, Нововоронежской АЭС-2, Ростовской АЭС, Северской АЭС,
37
Смоленской АЭС, Тверской АЭС, Центральной АЭС), на которых эксплуатирова-
лись 33 энергоблока, 2 энергоблока находились в стадии подготовки к выводу из
эксплуатации (1-й и 2-й блоки Белоярской АЭС), 2 энергоблока в стадии вывода
из эксплуатации (1-й и 2-й блоки Нововоронежской АЭС), 10 энергоблоков в ста-
дии сооружения (1-й и 2-й блоки Ленинградской АЭС-2, 1-й и 2-й блоки Новово-
ронежской АЭС-2, 3-й и 4-й блоки Ростовской АЭС, 4-й блок Белоярской АЭС,
5-й блок Курской АЭС, 5-й блок Балаковской АЭС, 1-й блок Балтийской АЭС), для
11 энергоблоков осуществляется деятельность по их размещению (1-й и 2-й бло-
ки Северской АЭС, 3-й и 4-й блоки Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Балтийской
АЭС, 1-й и 2-й блоки Центральной АЭС, 1-й и 2-й блоки Нижегородской АЭС, 1-й
и 2-й блоки Тверской АЭС).
Распределение реакторов на АЭС по типам приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение реакторов на АЭС по типам
В работе
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 —11 шт., ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт., ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации
Канальные кипящие реакторы
АМБ-100 -1 шт., АМБ-200 — 1шт.
В стадии вывода из эксплуатации
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-210 — 1 шт., ВВЭР-365 — 1 шт.
В стадии сооружения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 5 шт., ВВЭР-1000 — 3 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-800 — 1 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 1 шт.
Ведется деятельность по размещению
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 11 шт.
В 2013 г. осуществлялся надзор за соблюдением норм и правил, условий дейст-
вия лицензий в 1787 (в 2012 г. — 1774) организациях, осуществляющих проектирова-
ние систем и объектов, конструирование и изготовление оборудования для атомных
станций и исследовательских ядерных установок, экспертизу безопасности объек-
тов использования атомной энергии и (или) деятельности в области использования
атомной энергии, в том числе:
558 (в 2012 г. — 568) в конструкторских организациях;
1122 (в 2012 г. — 1118) на заводах-изготовителях;
72 (в 2012 г. — 56) в проектных организациях, имеющих лицензии на проектиро-
вание и конструирование атомных станций;
35 (в 2012 г. — 32) в экспертных организациях.
Лицензионная деятельность
Число действующих лицензий Ростехнадзора на эксплуатацию блоков атомных
станций и других объектов использования атомной энергии на территории атом-
ных станций — 44.
В 2013 г. центральным аппаратом Ростехнадзора было выдано 37 (в 2012 г. — 20)
лицензий эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнергоатом» и орга-
38
низациям, осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление обо-
рудования энергоблоков атомных станций, экспертизу безопасности и т.д. Кроме
того, было оформлено 174 (в 2012 г. — 206) изменения условий действия лицензий
и 13 (в 2012 г. — 17) раз было отказано в оформлении лицензий на основании экс-
пертиз, которые содержали выводы о том, что безопасность объекта использования
атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности не обеспечена и (или)
что документы, представленные соискателем лицензии, не соответствуют законо-
дательству Российской Федерации, требованиям федеральных норм и правил в об-
ласти использования атомной энергии.
Данные о количестве лицензий, выданных на отдельные виды деятельности,
представлены в табл. 2.
Таблица 2
Данные о количестве лицензий, выданных в 2013 г. центральным аппаратом,
на виды деятельности
Вид деятельности
Количество
лицензий
Размещение энергоблоков АС
1 (0)
Эксплуатация ХТРО
1 (0)
Эксплуатация энергоблоков АС
2 (3)
Обращение с РВ
0 (1)
Вывод из эксплуатации энергоблоков АС
2 (0)
Проектирование и конструирование энергоблоков АС, радиационных источ-
13 (7)
ников, пунктов хранения ЯМ и РВ, хранилищ радиоактивных отходов
Конструирование оборудования для АС
4 (1)
Изготовление оборудования для АС
2 (3)
Использование ЯМ при проведении НИР
2 (0)
Проведение экспертизы
10 (5)
Итого:
37 (20)
Примечание. Здесь и далее в скобках указаны данные за 2012 г.
Информация о количестве лицензий, выданных межрегиональными террито-
риальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
(МТУ ЯРБ) организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атом-
ным станциям, приведена в табл. 3.
Таблица 3
Данные о количестве лицензий, выданных в 2013 г. межрегиональными
территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью (МТУ ЯРБ) организациям, выполняющим работы
и предоставляющим услуги атомным станциям
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
СДМТУ
Всего
Выдано лицензий на пра-
во выполнения работ и пре-
85
48
161 (157)
77 (89)
403
27(4)
801
доставления услуг атомным
(74)
(56)
(268)
(648)
станциям
39
В 2013 г. центральный аппарат и МТУ выдали лицензии: конструкторским орга-
низациям — 164 (125), заводам-изготовителям — 210 (188). Отказано в выдаче ли-
цензий 8 (10) предприятиям по причине представления недостоверной информа-
ции и недостаточной обоснованности заявленной деятельности. В течение 2013 г.
не отмечены случаи осуществления предприятиями и организациями деятельности
по конструированию и изготовлению оборудования для атомных станций без нали-
чия лицензии Ростехнадзора.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федераль-
ной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государ-
ственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области исполь-
зования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии
Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии работникам (персоналу) атомных станций.
За отчетный период центральным аппаратом выданы разрешения 22 (33) руково-
дящим работникам атомных станций. МТУ ЯРБ выданы разрешения 446 (394) ра-
ботникам (оперативному персоналу) атомных станций.
Инспекционная деятельность
В 2013 г. центральным аппаратом Ростехнадзора организованы и проведены с уча-
стием МТУ ЯРБ 3 (3) проверки атомных станций: Курской АЭС, Ростовской АЭС и
эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнергоатом», а также целевая ин-
спекция перед проведением физического пуска энергоблока № 4 Белоярской АЭС.
По результатам инспекций выявлено 71 (26) нарушение требований федераль-
ных норм и правил в области использования атомной энергии, выдано 3 (3) пред-
писания об их устранении. Инспекторским составом МТУ ЯРБ наложено адми-
нистративных штрафов на должностные лица атомных станций на общую сумму
120 (241) тыс. руб., должностным лицом центрального аппарата Ростехнадзора на-
ложен штраф на юридическое лицо — эксплуатирующую организации ОАО «Кон-
церн Росэнергоатом» на сумму 300 тыс. руб.
Увеличение числа выявленных нарушений обусловлено проведением в 2013 г.
комплексной проверки эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнер-
гоатом» (в 2012 г. такая инспекция не проводилась, проверялись только атомные
станции), в результате которой выявлено 50 нарушений и 59 недостатков. Нару-
шения выявлены по всем направлениям деятельности эксплуатирующей органи-
зации.
Основными видами выявленных нарушений и недостатков явились отсутствие
необходимых процедур и методик (например, процедуры формирования и обеспе-
чения культуры безопасности, порядка аудита выполнения программ обеспечения
качества организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги ЭО и т.д.),
несоответствие ведомственных документов, должностных инструкций, положений
о структурных подразделениях эксплуатирующей организации установленным тре-
бованиям, наличие незарегистрированного в установленном порядке оборудования,
неэффективное управление деятельностью, связанной с эксплуатацией и обслужи-
ванием системы обращения с радиоактивными отходами (РАО), направленной на
своевременную переработку РАО, нарушения входного контроля проектов произ-
водства работ при строительстве блоков АЭС и т.д.
40
В рамках надзора за проектно-конструкторскими организациями и заводами-
изготовителями осуществлялся контроль за соблюдением норм и правил при про-
ведении работ по повышению качества и надежности оборудования и трубопрово-
дов, за изготовлением оборудования с длительным циклом изготовления для про-
ектов АЭС-2006.
В 2013 г. МТУ ЯРБ проведено 3123 (3012) инспекции атомных станций и орга-
низаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) для эксплуатирующей орга-
низации, выявлено 388 (471) нарушений требований федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии и условий действия лицензий, по резуль-
татам инспекций 83 (76) раза применялись административные санкции, наложено
административных штрафов на общую сумму 2 428 (1 967) тыс. руб.
Укомплектованность отделов инспекций работниками МТУ ЯРБ в целом состав-
ляет 75 %. При этом укомплектованность Северо-Европейского МТУ ЯРБ состав-
ляет менее 50 %, укомплектованность отделов инспекций на Курской, Ленинград-
ской, Смоленской, Билибинской АЭС составляет 50-60 %.
В результате анализа отчетов МТУ ЯРБ, несмотря на нехватку инспекторского
состава, деятельность МТУ ЯРБ в целом можно считать удовлетворительной и от-
метить некоторое увеличение показателей надзорной и лицензионной деятельнос-
ти. Выросло количество проведенных инспекций, применяемых административ-
ных санкций, возросли суммы наложенных штрафов, увеличилось количество вы-
данных лицензий и разрешений.
Организация, проведение и оформление результатов инспекций, а также прове-
дение мероприятий по контролю в рамках осуществления постоянного государст-
венного надзора соответствуют установленным требованиям. Показатели деятель-
ности МТУ ЯРБ приведены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели деятельности МТУ ЯРБ в 2013 г.
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
МТУ СД
Всего
Общее количество прове-
531
988
1306
60
230
8 (10)
3123
(83)
рок (инспекций)
(770)
(940)
(877)
(324)
(3004)
Выявлено правонарушений
58
157
43
1
129
0
388
(1)
(160)
(186)
(28)
(96)
(471)
Общая сумма наложенных
270
975
415
698
70
0
2428
(120)
административных штра-
(352)
(1323)
(172)
(0)
(1967)
фов, тыс. руб.
В организациях (предприятиях), конструирующих и изготавливающих оборудо-
вание и проводящих экспертизы, в 2013 г. было проведено 755 (634) инспекций. В
ходе инспекций выявлено 209 (436) нарушений требований норм, правил и условий
действия лицензий на конструирование и изготовление оборудования. Основными
причинами нарушений являются недостаточное знание персоналом требований фе-
деральных норм и правил, условий действия лицензий. В 4 случаях по фактам выяв-
ленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях. По
результатам 7 проверок наложены административные наказания в виде штрафов на
общую сумму 435 тыс. руб.
41
Общая оценка безопасности блоков атомных станций. Состояние блоков атом-
ных станций. Проблемные вопросы, возникающие в ходе эксплуатации блоков атом-
ных станций
По результатам проведенных инспекций и мероприятий по контролю в рамках
осуществления постоянного государственного надзора, анализа отчетной инфор-
мации МТУ ЯРБ, а также годовых отчетов эксплуатирующей организации о теку-
щем состоянии безопасности атомных станций можно сделать вывод, что, несмо-
тря на выявленные нарушения, состояние ядерной, радиационной и технической
безопасности энергоблоков атомных станций оценивается в целом как удовлетво-
рительное, условия действия лицензий и требования федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии в основном выполняются, выявленные
нарушения устраняются в предусмотренные предписаниями Ростехнадзора сроки.
Возникающие в ходе эксплуатации блоков атомных станций проблемы решают-
ся в установленном порядке. Например, на энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС
с реактором типа РБМК-1000 первого поколения возникла проблема, связанная с
растрескиванием графитовых блоков, повлекшим изменение геометрии графито-
вой кладки, а также изменение кривизны технологических каналов (ТК) и кана-
лов стержней аварийной защиты и управления (СУЗ) реактором за установленные
регламентные значения. В связи с этим энергоблок № 1 Ленинградской АЭС был
остановлен для проведения мероприятий по компенсации деградации свойств гра-
фитовой кладки.
ОАО «Концерн Росэнергоатом» разработало технологию восстановления ресурс-
ных характеристик графитовой кладки (ВРХ ГК) реактора. Комплект обосновыва-
ющих безопасность энергоблока № 1 документов был представлен в Ростехнадзор.
Экспертиза обоснования безопасности, организованная Ростехнадзором и про-
веденная организацией научно-технической поддержки, установила соответствие
представленных документов требованиям федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, современному уровню развития науки и техники.
В результате выполненных работ стрелы прогиба графитовых колонн и соответ-
ственно ТК и каналов СУЗ были приведены к регламентным значениям, что под-
твердило эффективность выбранной технологии восстановления ресурсных харак-
теристик графитовой кладки ВРХ ГК.
На основании выполненных работ по ВРХ ГК ОАО «Концерн Росэнергоатом»
были подготовлены документы, содержащие обоснование безопасной эксплуата-
ции энергоблока № 1 Ленинградской АЭС на мощности.
По результатам проведенной организацией научно-технической поддержки экс-
пертизы обоснования безопасности было установлено, что эксплуатация энерго-
блока № 1 Ленинградской АЭС после ВРХ ГК на мощности обоснована и соответ-
ствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии. Ростехнадзором на основании положительных результатов экспертизы и
полученных результатов НФХ были внесены изменения в условия действия лицен-
зии, разрешающие эксплуатацию энергоблока № 1 на мощности.
В настоящее время на энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС с соблюдением мер
безопасности и мероприятий по контролю состояния элементов активной зоны ос-
воена 100 % мощность. Представленная ОАО «Концерн Росэнергоатом» информа-
ция по параметрам реакторной установки показала соответствие их требованиям
42
нормативных документов, Технологическому регламенту по эксплуатации, ОУОБ
и Паспорту реакторной установки.
По аналогичной технологии в настоящее время выполнено ВРХ ГК энергобло-
ка № 2 Курской АЭС. В результате выполненных работ стрелы прогиба графитовых
колонн и соответственно ТК и каналов СУЗ были приведены к регламентным зна-
чениям. На основании выполненных работ по ВРХ ГК ОАО «Концерн Росэнерго-
атом» были подготовлены и представлены документы, содержащие обоснование без-
опасной эксплуатации энергоблока № 2 Курской АЭС на мощности, которые про-
ходят экспертизу безопасности.
Аналогичные проблемы на других энергоблоках АЭС с реакторами типа РБМК-
1000 1-го поколения будут решаться по мере их возникновения в соответствии с
апробированной технологией.
ОАО «Концерн Росэнергоатом» продолжает работу по актуализации и проведе-
нию на энергоблоках атомных станций мероприятий по предотвращению и ослабле-
нию последствий запроектных аварий. Указанные мероприятия были разработаны
ОАО «Концерн Росэнергоатом» по результатам анализа проведенных на российских
АЭС «стресс-тестов» в связи с аварией на японской АЭС Фукусима и согласованы
Ростехнадзором.
Ростехнадзор осуществляет контроль за выполнением указанных мероприятий и
продолжает работу по анализу действующих нормативных документов с точки зре-
ния наличия в них требований по обеспечению безопасности объектов использо-
вания атомной энергии при возникновении экстремальных природных явлений.
Сооружение атомных станций
В 2013 г. в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до
2015 года» и Планом реализации «Энергетическая стратегия России на период до
2030 года» осуществлялось сооружение 10 энергоблоков (1-й, 2-й блоки Ленинград-
ской АЭС-2; 1-й блок Балтийской АЭС; 1-й, 2-й блоки Нововоронежской АЭС-2;
3-й, 4-й блоки Ростовской АЭС; 4-й блок Белоярской АЭС; 5-й блок Курской АЭС;
5-й блок Балаковской АЭС). На сооружение энергоблоков № 5 Курской АЭС и № 5
Балаковской АЭС выданы лицензии, но фактически работы не ведутся.
Государственный строительный надзор на сооружаемых энергоблоках атомных
станций в 2013 г. осуществляли комплексные рабочие группы под руководством за-
местителей руководителей МТУ ЯРБ в соответствии с требованиями Градострои-
тельного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государст-
венного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 и приказа
Ростехнадзора от 29 сентября 2011 г. № 569 «Об организационных мерах по повы-
шению эффективности осуществления государственного строительного надзора
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
при строительстве и реконструкции зданий и сооружений объектов использования
атомной энергии».
Изданы приказы Ростехнадзора о назначении комплексных рабочих групп для
осуществления государственного строительного надзора на всех сооружаемых АЭС,
а также на находящихся в эксплуатации АЭС, на которых ведется строительство от-
дельных объектов. Разработаны и утверждены программы комплексных проверок
при осуществлении государственного строительного надзора.
43
В 2013 г. в рамках государственного строительного надзора в соответствии с ука-
занными программами проведено 40 проверок сооружаемых АЭС.
По результатам проверок выявлено 151 нарушение обязательных требований нор-
мативных правовых актов в градостроительной деятельности, строительных норм и
правил, правил по безопасности, иных нормативных актов, проектной документа-
ции, оформлено 31 предписание об устранении выявленных нарушений и состав-
лено 87 протоколов об административных правонарушениях (рис. 3). Выполнение
предписаний взято на контроль. Наложено административных штрафов на общую
сумму 8,27 млн руб. (рис. 4).
На территориях подведомственных Центральному МТУ ЯРБ, Волжскому МТУ
ЯРБ и МТУ ЯРБ по Сибири и Дальнему Востоку в 2013 г. сооружение зданий и атом-
ных станций не велось.
Рис. 3. Результаты проверок, проведенных в рамках федерального государственного
надзора в 2013 г.
Различие количественных характеристик рисунков объясняется разным количе-
ством объектов использования атомной энергии на подведомственных территори-
альным управлениям территориях.
Несоответствие количества выданных предписаний количеству выявленных на-
рушений в Уральском МТУ ЯРБ объясняется тем, что одно предписание выдается
на несколько однотипных нарушений.
44
Анализ актов проверок и предписа-
ний, выданных в отчетном периоде, по-
казал, что все выявленные нарушения
устранены в сроки согласно планам ме-
роприятий по их устранению, за исклю-
чением тех нарушений, сроки устране-
ния которых не входят в отчетный пе-
риод.
В отчетном периоде по результатам
проведенных итоговых проверок Севе-
ро-Европейским МТУ ЯРБ выданы за-
ключения о соответствии объекта ка-
питального строительства требованиям
технических регламентов (норм и пра-
Рис. 4. Административные штрафы,
вил), иных нормативных правовых ак-
взысканные в 2013 г. МТУ ЯРБ, тыс. руб.
тов и проектной документации по сле-
дующим объектам:
комплекс систем сухого хранения и обращения с отработавшим ядерным топли-
вом на Ленинградской АЭС с использованием металлобетонных контейнеров, г. Сос-
новый Бор Ленинградской области, промплощадка Ленинградской АЭС;
комплекс по хранению и переработке радиоактивных отходов, г. Сосновый Бор
Ленинградской области, промплощадка Ленинградской АЭС.
В целях повышения эффективности осуществления государственного строитель-
ного надзора 11-12 апреля 2013 г. был проведен семинар с работниками территори-
альных органов Ростехнадзора по вопросам организации и осуществления федераль-
ного государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте зданий и сооружений объектов использования атомной энер-
гии. По результатам семинара были разработаны мероприятия по реализации прото-
кола семинара по урегулированию проблемных вопросов, возникших при осущест-
влении государственного строительного надзора на объектах использования атом-
ной энергии.
В целях реализации мероприятий протокола семинара осуществлены следую-
щие мероприятия:
актуализирован перечень действующих федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии (25 сентября 2013 г.);
выпущен Административный регламент по исполнению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функ-
ции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при
строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в
пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исклю-
чением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного стро-
ительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные
федеральные органы исполнительной власти (приказ Ростехнадзора от 31 января
2013 г. № 38, зарегистрированный Минюстом России 31 июля 2013 г., регистраци-
онный № 29225);
прорабатывается вопрос по организации дополнительной подготовки инспек-
торского состава МТУ ЯРБ в части пожарного надзора, санитарно-эпидемиологи-
45
ческого и экологического надзора в рамках осуществления государственного стро-
ительного надзора;
формируются предложения для актуализации и усовершенствования норматив-
но-правовой и нормативно-технической базы в части строительного надзора в об-
ласти использования атомной энергии.
Нарушения в работе атомных станций
В 2013 г., как и в предшествующие годы, нарушений в работе атомных станций,
имеющих признаки аварий А01-А04, и происшествий П01, имеющих радиацион-
ные последствия для населения, персонала и окружающей среды, не зафиксировано.
В 2013 г. на атомных станциях выявлено 39 нарушений в работе, подлежащих учету
в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций (НП-004-08), что на 12 нарушений меньше, чем в 2012 г. (рис. 5).
Нарушение пределов безопасной эксплуатации было зафиксировано в событии
на энергоблоке № 1 Калининской АЭС. Данное нарушение классифицировано пер-
вым уровнем по шкале INES (Международная шкала событий на атомных станци-
ях). Остальные 38 нарушений классифицированы нулевым уровнем или «вне шка-
лы INES».
Нарушение условий безопасной эксплуатации было зафиксировано в событии
на энергоблоке № 4 Калининской АЭС.
По всем нарушениям в работе АЭС проведены расследования, отчеты о прове-
денных расследованиях рассмотрены в центральном аппарате Ростехнадзора и на-
правлены в ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопас-
ности» (НТЦ ЯРБ) для проведения подробного анализа.
В связи с неправильной оценкой категорий нарушений в работе АЭС (в соот-
ветствии с требованиями НП-004-08) в 2013 г. Ростехнадзор неоднократно (3 раза)
направлял письма в ОАО «Концерн Росэнергоатом» о необходимости проведения
дополнительных расследований. По результатам проведения данных расследова-
ний категории нарушений, произошедших 4 апреля 2013 г. на энергоблоке № 2
Кольской АЭС, 18 апреля 2013 г. на энергоблоке № 4 Калининской АЭС и 23 июля
2013 г. на энергоблоке № 3 Калининской АЭС, были изменены. Выпущены отче-
ты 2КОЛ-П10-03-04-13, 4КЛН-П10-02-04-13 и 3КЛН-П04-03-07-13-доп. Тем са-
мым эксплуатирующая организация признала ошибки в классификации данных
нарушений в работе АЭС.
В период проведения комиссией Ростехнадзора комплексной проверки
ОАО «Концерн Росэнергоатом» в период с 25 ноября 2013 г. по 6 декабря 2013 г.,
были выявлены 2 нарушения (произошедшие 2 августа 2013 г. в работе энергобло-
ка № 3 Кольской АЭС и 26 июня 2013 г. на энергоблоке № 2 Билибинской АЭС),
подлежащие расследованию и учету в соответствии с НП-004-08. По результа-
там дополнительного расследования на Билибинской АЭС выпущен отчет 2БИЛ-
П10-02-06-13. Категории нарушений в работе энергоблока № 3 Кольской АЭС 2
августа 2013 г., а также энергоблока № 4 26 ноября 2013 г. Курской АЭС в настоя-
щее время окончательно не определены.
По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. количество нарушений в работе
АЭС, подлежащих учету в соответствии с НП-004-08, снизилось в 1,3 раза.
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2013 г. в соот-
ветствии с НП-004-08 приведены в табл. 5.
46
Рис. 5. Динамика нарушений в работе атомных станций в 2008-2013 гг., подлежащих
учету в соответствии с НП-004-08
Таблица 5
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2013 г.
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2013 г.
Итого
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004-08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
ВВЭР, в том числе:
0 (0)
1 (1)
1 (0)
1 (1)
0 (0)
3 (12)
2 (1)
3 (9)
3 (8)
4 (0)
18 (32)
Нововоронежская
0 (4)
0 (1)
0 (3)
1 (0)
1 (8)
Кольская
2 (1)
1 (0)
1 (2)
1 (0)
5 (3)
Балаковская
0 (1)
1 (1)
1 (0)
1 (0)
0 (2)
3 (4)
Калининская, бл. 1-3
1 (0)
1 (0)
0 (2)
0 (1)
1 (0)
3 (3)
Калининская, бл. 4
1 (0)
0 (1)
0 (4)
0 (8)
1 (0)
2 (13)
Ростовская
2 (0)
1 (1)
1 (0)
4 (1)
РБМК, в том числе:
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
5 (4)
2 (3)
0 (2)
5 (8)
5 (1)
17 (18)
Ленинградская
2 (1)
0 (2)
3 (3)
3 (0)
8 (6)
Курская
1 (2)
1 (0)
2 (4)
1 (0)
5 (6)
Смоленская
2 (1)
1 (1)
0 (2)
0 (1)
1 (1)
4 (6)
БН-600
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
1 (0)
0 (0)
0 (0)
1 (0)
0 (0)
2 (0)
Белоярская
1 (0)
1 (0)
2 (0)
ЭГП-6
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
1 (1)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
1 (0)
2 (1)
Билибинская
1 (1)
1 (0)
2 (1)
Итого:
0 (0)
1 (1)
1 (0)
1 (1)
0 (0)
10 (17)
4 (4)
3 (11)
9 (16)
10 (1)
39*(51)
Примечания: 1. Категории еще двух нарушений в работе Кольской и Курской АЭС оконча-
тельно не установлены.
2. В скобках указано соответствующее количество нарушений в работе АС в 2012 г.
47
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. количество нарушений в работе АЭС с реактора-
ми ВВЭР и РБМК снизилось и увеличилось с реакторами ЭГП-6. В 2013 г. зафик-
сировано 2 нарушения на АЭС с реактором типа БН-600, при этом в 2009-2012 гг.
нарушений в работе Белоярской АЭС не было.
Распределение нарушений в работе АЭС в 2011-2013 гг. по типам реакторов при-
ведено в табл. 6.
Таблица 6
Распределение нарушений в работе АЭС в 2011-2013 гг.
по типам реакторов
Типы реакторов
2011 г.
2012 г.
2013 г.
ВВЭР-440
10
6
5
ВВЭР-1000
22
26
13
РБМК-1000
11
18
17
БН-600
0
0
2
ЭГП-6
3
1
2
Всего:
46
51
39
Наибольшее число нарушений в работе энергоблоков произошло на энергобло-
ках:
№ 1 Курской АЭС (РБМК-1000) — 4 нарушения;
№ 1 Смоленской АЭС (РБМК-1000) — 3 нарушения;
№ 1 Кольской АЭС (ВВЭР-440) — 3 нарушения;
№ 2 Ростовской АЭС (ВВЭР-1000) — 3 нарушения.
Наибольшее число нарушений в работе АЭС произошло на Ленинградской
АЭС — 8 нарушений, из них 3 — на хранилище отработанного ядерного топлива
(ХОЯТ).
Одно нарушение в работе энергоблока № 3 Калининской АЭС связано с отказом
каналов системы безопасности (неоткрытие двух ГПК ИПУ КД во время проведе-
ния регламентного опробования).
15 нарушений в работе АЭС было связано со срабатыванием систем безопасно-
сти, причем в 27 % случаев эти срабатывания были ложными.
23 нарушения в работе сопровождались снижением нагрузки энергоблоков, выз-
ванным отказом систем (элементов), что на 7 нарушений больше, чем в 2012 г.
В 2013 г. также имели место 3 внеплановых отключения от сети энергоблоков АЭС
(2 нарушения на энергоблоке № 2 Ростовской АЭС и одно на энергоблоке № 2 Ба-
лаковской АЭС). В 2012 г. были зафиксированы 11 аналогичных нарушений.
Срабатывания аварийной защиты
В 2013 г. произошло 9 нарушений, сопровождавшихся срабатыванием аварийной
защиты (АЗ), в том числе и срабатыванием защиты БСМ (быстрое снижение мощ-
ности), что в 1,45 раза меньше, чем в 2012 г., когда срабатываний AЗ, БСМ было 13.
Такие нарушения произошли: на энергоблоках Смоленской АЭС (1 срабатывание
АЗ и 1 — БСМ); Ленинградской АЭС (2 срабатывания БСМ); на энергоблоках Ка-
лининской, Балаковской, Кольской и Билибинской АЭС (по 1 срабатыванию АЗ);
на Курской АЭС (1 срабатывание БСМ).
Из общего количества срабатываний АЗ (БСМ) восемь были связаны с необхо-
димостью выполнения функций безопасности и одно срабатывание БСМ на энер-
48
гоблоке Смоленской АЭС вызвано неправильными действиями персонала при ра-
боте с технологическими защитами.
На Ростовской АЭС, Нововоронежской АЭС и Белоярской АЭС нарушений в ра-
боте со срабатыванием AЗ в 2013 г. не было.
Ошибки персонала
В 2013 г. было допущено 6 ошибок персонала, ставших исходными событиями
нарушений в работе АЭС, что составило около 15 % общего количества нарушений
(в 2012 г. допущено 8 ошибок персонала).
Нарушения, связанные с ошибками персонала, произошли: на Ленинградской
АЭС (2 нарушения); на энергоблоках Калининской, Смоленской, Курской и Бело-
ярской АЭС (по одному нарушению).
Из общего количества нарушений, связанных с ошибками персонала, три были
вызваны неправильным выполнением технологических операций при плановых
переключениях (2 — на ХОЯТ Ленинградской АЭС и 1 — на энергоблоке Курской
АЭС), два нарушения связаны с несоблюдением требований инструкций при вы-
полнении операций по изменению режима работы блока (на энергоблоках Кали-
нинской и Смоленской АЭС), одно нарушение связано с непреднамеренным воз-
действием на элементы защиты и автоматики (на энергоблоке Белоярской АЭС).
Основной причиной указанных выше нарушений в работе АЭС, связанных с
человеческим фактором, является недостаточная подготовленность оперативного
персонала, совершившего неправильные действия, а также отсутствие контроля за
действиями подчиненного персонала со стороны руководящего оперативного пер-
сонала.
На Балаковской, Кольской, Билибинской, Нововоронежской и Ростовской АЭС
в 2013 г. ошибок персонала, явившихся исходными событиями нарушений в рабо-
те, не было.
Наиболее значимыми нарушениями в работе АЭС в 2013 г. (с точки зрения вли-
яния на безопасность и возможных последствий) явились следующие:
1. 20 января 2013 г. произошло нарушение предела безопасной эксплуатации по
уровню в компенсаторе давления из-за неправильных действий персонала при от-
ключении энергоблока № 1 Калининской АЭС от сети вследствие повреждения
стяжных болтов муфты ротор генератора — якорь возбудителя.
Причиной нарушения явился пропуск оперативным персоналом обязательных
действий по отключению турбопитательных насосов после срабатывания АЗ-1 и
главных циркуляционных насосов после повышения уровня в ПГ, что привело к
снижению температуры теплоносителя 1-го контура и снижению уровня в компен-
саторе давления ниже 4000 мм.
2. 18 апреля 2013 г. произошло нарушение условий безопасной эксплуатации
энергоблока № 4 Калининской АЭС по максимальной разнице температур воды в
КД и теплоносителя 1-го контура, а также по максимальной скорости расхолажи-
вания в результате незакрытия основного ПК ПГ-2 во время регламентного опро-
бования перед пуском блока из-за попадания механической частицы под седло им-
пульсного предохранительного клапана ИПК ПГ-2.
Причинами нарушений являются:
разработка недостаточно эффективных корректирующих мероприятий по про-
ведению продувки застойных зон оборудования 2-го контура со стороны персона-
ла Калининской АЭС;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..