ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 2

 

 

17
II. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Нормативно-правовое регулирование
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации,
принятые в 2013 г. в установленной сфере деятельности Ростехнадзора
по направлениям деятельности и видам надзора
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» (далее — Федеральный закон № 170-ФЗ) за-
конодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии
основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принци-
пах и нормах международного права и международных договорах Российской Феде-
рации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и со-
стоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых
в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования
безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности
деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, прин-
ципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществле-
нии деятельности в области использования атомной энергии, устанавливаются фе-
деральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, то
есть нормативными правовыми актами, разрабатываемыми и утверждаемыми в по-
рядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За 2013 г. были приняты следующие законодательные и нормативные правовые
акты в области использования атомной энергии.
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерально-
го закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей
налогообложения» (в части уточнения видов деятельности в области использования
атомной энергии, за выдачу лицензий на осуществление которых взимается госу-
дарственная пошлина).
Изменения направлены на создание условий для реализации положений статьи 26
Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 347-ФЗ).
Приведен перечень видов деятельности в области использования атомной энер-
гии, за выдачу лицензий на осуществление которых взимается государственная пош-
лина в соответствии с перечнем видов деятельности в области использования атом-
ной энергии, подлежащих лицензированию.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования без-
18
опасности в области использования атомной энергии» (Федеральный закон № 347-
ФЗ) в статью 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» внесе-
ны изменения, направленные на установление исчерпывающего перечня видов дея-
тельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию.
Подпункт 95 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации содержит перечень видов деятельности в области использования атом-
ной энергии, за выдачу лицензий на осуществление которых взимается государст-
венная пошлина.
При принятии Федерального закона № 347-ФЗ названные положения Налого-
вого кодекса Российской Федерации не были приведены в соответствие с измене-
ниями, внесенными в Федеральный закон № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии», согласно которым за предоставление органом государственного регули-
рования безопасности разрешения (лицензии) на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии, за переоформление и продление срока его (ее) дей-
ствия уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые уста-
новлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сложившаяся ситуация фактически не позволяла Федеральной службе по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору осуществлять лицензирование
таких видов деятельности в области использования атомной энергии, как проведе-
ние экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов ис-
пользования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования
атомной энергии, а также размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из экс-
плуатации хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения ради-
оактивных отходов, что, в свою очередь, также создавало препятствия для реализа-
ции положений Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении
с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Принятие вышеуказанного федерального закона устранило существующий пра-
вовой пробел. Внесенные изменения направлены на совершенствование государст-
венного регулирования деятельности, связанной с использованием атомной энер-
гии.
2. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в ста-
тьи 25 и 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (в части со-
вершенствования механизмов проведения экспертиз безопасности при лицензиро-
вании деятельности в области использования атомной энергии).
Внесенные изменения направлены на совершенствование механизмов проведе-
ния экспертиз безопасности при лицензировании деятельности в области исполь-
зования атомной энергии.
Статьей 26 Федерального закона от 21 июня 1995 г. № 170-ФЗ «Об использова-
нии атомной энергии» (далее — Закон об использовании атомной энергии) предус-
мотрено обязательное проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснова-
ния безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) деятельности в
области использования атомной энергии при принятии уполномоченным органом
государственного регулирования безопасности решения о выдаче лицензии на пра-
во ведения работ в области использования атомной энергии.
Вместе с тем источники финансирования указанной экспертизы законодатель-
но не были определены.
19
Указанную экспертизу, как правило, выполняют привлекаемые органами регу-
лирования технические эксперты специально уполномоченных организаций (ор-
ганизаций технической поддержки органов регулирования) или штатные работни-
ки данных органов.
Внесенные в законодательство изменения четко определили, что экспертиза без-
опасности проводится за счет средств заявителя (лицензиата или соискателя лицен-
зии), что позволило снять ряд спорных и неоднозначных моментов возникающих
при решении подобного вопроса.
В соответствии со статьей 24.1 Закона об использовании атомной энергии Пра-
вительством Российской Федерации определен перечень объектов использования
атомной энергии, в отношении которых введен режим постоянного государствен-
ного надзора (распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апре-
ля 2012 г. № 610-р определены 73 юридических лица, в ведении которых находятся
более 450 объектов использования атомной энергии, включая ядерные установки,
хранилища радиоактивных отходов, радиационные источники, пункты хранения
ядерных материалов).
Высокая социальная значимость и уникальность экспертиз, проводимых в отно-
шении таких особо опасных объектов, требует привлечения к их проведению высо-
коквалифицированных технических специалистов.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 347-ФЗ Закон об использовании
атомной энергии был дополнен рядом новых положений, направленных на совер-
шенствование государственного регулирования безопасности. В частности, с уче-
том европейского опыта функционирования органов регулирования введен институт
организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государст-
венного регулирования безопасности (ст. 37.1 Закона) и определен круг задач, ре-
шение которых отнесено к компетенции данных организаций. К числу таких задач
относится и проведение экспертиз безопасности.
Организации технической поддержки есть практически у всех органов регули-
рования европейских стран с развитой атомной энергетикой (Франция, Германия,
Бельгия, Финляндия, Украина).
В названных странах к проведению экспертиз в отношении особо опасных объ-
ектов, как правило, привлекаются организации технической поддержки.
Внесенные изменения установили, что экспертиза безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии, в отношении которых введен режим постоянного го-
сударственного надзора, или деятельности на таких объектах проводится организа-
циями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного
регулирования безопасности. Экспертиза в отношении иных объектов использова-
ния атомной энергии может проводиться любыми организациями, имеющими со-
ответствующее разрешение (лицензию).
При этом организация проведения экспертиз безопасности с учетом полномочий
органов регулирования, установленных статьей 25 Закона об использовании атом-
ной энергии, осуществляют уполномоченные органы государственного регулиро-
вания безопасности.
Такие механизмы в целом соответствуют не только общемировой практике, но и
действующим нормативным правовым актам, регулирующим вопросы лицензиро-
вания в области использования атомной энергии и проведения экспертиз безопас-
ности.
20
Указанные изменения направлены и на устранение имеющихся в законодатель-
стве пробелов в регулировании отношений, связанных с определением источников
финансирования экспертиз безопасности.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использо-
вания атомной энергии».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2013 г.
№ 362 «Об установлении особенностей технического регулирования в области ис-
пользования атомной энергии».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г.
№ 387 «Об установлении порядка отнесения юридического лица к организации на-
учно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 1225
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 612
«Об аккредитации в области использования атомной энергии», устанавливающее по-
рядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (цен-
тров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для кото-
рой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области
использования атомной энергии (далее — продукция), обязательным требованиям,
аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии,
а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации в области использования
атомной энергии и технических экспертов для выполнения работ по аккредитации.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 698
«Об утверждении Положения об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных от-
ходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа госу-
дарственного управления в области обращения с радиоактивными отходами».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № 173
«Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции (работ,
услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопас-
ности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 759-р
«О принятии в 2013 г. Российской Федерацией миссии Международного агентст-
ва по атомной энергии для анализа выполнения рекомендаций принятой в ноябре
2009 г. миссии по оценке эффективности деятельности органа государственного ре-
гулирования безопасности при использовании атомной энергии».
В 2013 г. были утверждены следующие административные регламенты в области
использования атомной энергии.
1. Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
федеральному государственному надзору в области использования атомной энер-
гии (утвержден приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. № 248).
2. Административный регламент предоставления Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по ли-
21
цензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвержден
приказом Ростехнадзора от 27 января 2013 г. № 644).
3. Внесены изменения в Административный регламент по предоставлению Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору го-
сударственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии (изменения в данный регламент утверждены прика-
зом Ростехнадзора от 25 марта 2013 г. № 119).
Кроме того, в 2013 г. были приняты Федеральные нормы и правила в области ис-
пользования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в радиоак-
тивные 5 июля 2013 г. № 288 (зарегистрирован в Минюсте России 2 октября 2013 г.
№ 30082).
Участие в разработке и согласовании законодательных и нормативных правовых
актов Российской Федерации, в том числе по планам действий и программам
Правительства Российской Федерации
В 2013 г. Ростехнадзор принимал участие в согласовании следующих законопро-
ектов и проектов нормативных правовых актов Российской Федерации:
проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 40 Федерального
закона «Об охране окружающей среды»;
проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 60 Водного ко-
декса Российской Федерации» в части отмены запрета проектирования прямоточ-
ных систем водоснабжения для объектов использования атомной энергии;
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации», направленного на уточнение сферы применения зако-
нодательства о промышленной безопасности в отношении опасных производствен-
ных объектов, расположенных в границах объектов использования атомной энергии;
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
использовании атомной энергии», подготовленный Госкорпорацией «Росатом» на
основании статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государ-
ственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях
оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связан-
ные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии» в рам-
ках реализации Плана подготовки проектов нормативных правовых актов, необходи-
мых для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 347-ФЗ, доведенного
поручением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2012 г. № РД-П7-3115.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г.
№ 2395-1 «О недрах» законодательство Российской Федерации о недрах основыва-
ется на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона, дейст-
вующего на всей территории Российской Федерации, а также регулирующего от-
ношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в
соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шель-
фе и нормами международного права, а также принимаемых в соответствии с ним
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
22
За 2013 г. были приняты следующие законодательные и нормативные правовые
акты в области государственного горного надзора:
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в За-
кон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта
3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвер-
жденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке
введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»
(в части регламентации порядка подготовки и согласования планов и схем разви-
тия горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы
горного отвода).
Изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О недрах» преследуют
цель регламентации порядка подготовки и согласования планов развития горных
работ, оформления документов, удостоверяющих уточнение границ горного отвода.
Пунктом 2 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах»
установлена обязанность недропользователя по обеспечению соблюдения требова-
ний планов развития горных работ.
Подпунктами 5, 8, 9, 10 части 5 статьи 24 Закона Российской Федерации «О не-
драх» установлены основные требования по обеспечению безопасного ведения ра-
бот, включающие обязанности недропользователя по управлению деформационны-
ми процессами горного массива, проведению комплекса наблюдений, достаточных
для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования
опасных ситуаций, своевременному определению и нанесению на планы горных ра-
бот опасных зон, осуществлению специальных мероприятий по прогнозированию
и предупреждению горных ударов, внезапных выбросов газов, прорывов воды, по-
лезных ископаемых и пород, разработке и проведению мероприятий, обеспечиваю-
щих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием
недрами, и населения в зонах влияния этих работ. Указанные мероприятия включа-
ются в планы и схемы развития горных работ.
При этом порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов развития
горных работ законодательством о недрах не был определен.
Аналогичная ситуация складывалась и при оформлении документов, удостове-
ряющих уточненные границы горного отвода.
Изменения, внесенные в вышеуказанный закон, позволили установить, что ме-
роприятия по выполнению основных требований по обеспечению безопасного ве-
дения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы развития
горных работ, которые подлежат согласованию с органами государственного гор-
ного надзора. Установление порядка подготовки и согласования планов развития
горных работ возложено на Правительство Российской Федерации. Также уста-
новлена обязанность органов государственного горного надзора или органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации, в распоряжении которых
находятся участки недр местного значения, по оформлению документов, удосто-
веряющих уточненные границы горного отвода в порядке, установленном Прави-
тельством Российской Федерации, а по участкам недр местного значения — в по-
рядке, установленном в соответствии с законодательством субъектов Российской
Федерации.
23
Нормативные правовые акты в сфере федерального государственного
энергетического надзора и надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений
Отношения в сфере государственного энергетического надзора и надзора за без-
опасностью гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом
от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от
21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Поло-
жением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля
2013 г.
№ 610, Положением о режиме постоянного государственного надзора на
опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержден-
ным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455,
Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности ги-
дротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108.
В 2013 г. в сфере федерального государственного энергетического надзора Рос-
технадзором была проведена работа по подготовке следующих нормативных пра-
вовых актов:
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике»;
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О теплоснабжении»;
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротех-
нических сооружений»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «О классифика-
ции гидротехнических сооружений»;
проекта приказа Ростехнадзора «Об утверждении формы акта преддекларацион-
ного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных ги-
дротехнических сооружений)»;
проекты приказов Ростехнадзора «Об утверждении квалификационных требо-
ваний к специалистам экспертных комиссий по проведению государственной экс-
пертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» и «О порядке
формирования и регламенте работы экспертных комиссий по проведению государ-
ственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изме-
нений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г.
№ 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».
В 2013 г. в сфере федерального государственного энергетического надзора и над-
зора за гидротехническими сооружениями были приняты следующие законодатель-
ные и нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 7.19 и 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правона-
рушениях» (в части усиления административной ответственности).
Внесенные изменения направлены на усиление административной ответствен-
ности по фактам искажения гражданами, юридическими лицами и должностными
лицами показаний приборов учета расходов ресурсов.
24
Усилена административная ответственность за совершение правонарушений,
предусмотренных следующими составами:
совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 Кодекса Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (са-
мовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродукто-
проводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование элек-
трической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов);
совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ (нару-
шение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуата-
ции топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хране-
ния, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и про-
дуктов его переработки).
Как предусмотрено статьями 23.30 и 28.3 КоАП РФ, протоколы об администра-
тивных правонарушениях по статьям 7.19 (в отношении должностных и юридиче-
ских лиц) и 9.11 КоАП РФ составляются должностными лицами органов государ-
ственного энергетического надзора.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных пра-
вонарушениях по статье 7.19 КоАП РФ составляются должностными лицами орга-
нов внутренних дел (полиции).
Анализ статистических данных позволил сделать вывод о том, что количество на-
казаний по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ста-
тьями 7.19 и 9.11 КоАП РФ, постоянно увеличивается.
2. Федеральный закон от 28 января 2013 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения
безопасности гидротехнических сооружений».
Изменения законодательства в сфере надзора за гидротехническими сооруже-
ниями направлены на совершенствование законодательства о безопасности гидро-
технических сооружений в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного характера и сокращения количества бесхозяйных гидротех-
нических сооружений.
Конкретизирована сфера действия Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ
«О безопасности гидротехнических сооружений», в частности уточнено понятие
«эксплуатирующая организация», введены такие основные понятия, как «вывод ги-
дротехнического сооружения из эксплуатации», «консервация гидротехнического
сооружения», «ликвидация (снос) гидротехнического сооружения» и «бесхозяйное
гидротехническое сооружение».
Конкретизированы и полномочия органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в об-
ласти безопасности гидротехнических сооружений, в частности внесены изменения
в статью 4 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»,
устанавливающие полномочия федеральных органов исполнительной власти в об-
ласти государственного регулирования безопасности гидротехнических сооружений.
В целях правового регламентирования отношений, связанных с проведением ме-
роприятий по консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, в том чи-
сле бесхозяйных, и обеспечением их безопасности, установлено, что Правительст-
во Российской Федерации определяет порядок консервации и ликвидации гидро-
технических сооружений.
25
В целях правового регламентирования отношений, связанных с проведением
мероприятий по консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, в том
числе бесхозяйных, в законе предусмотрена соответствующая статья 12.1 «Консер-
вация и ликвидация (снос) гидротехнического сооружения», определяющая общие
положения консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Изменения закона ужесточили требования к обеспечению безопасности гидро-
технических сооружений, в частности, статьей 9 Федерального закона «О безопас-
ности гидротехнических сооружений» регламентировано, что одним из полномочий
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических
сооружений, является согласование правил эксплуатации гидротехнического со-
оружения. При этом ответственность по проведению мероприятий по капитально-
му ремонту, консервации или ликвидации (сносу) бесхозяйных гидротехнических
сооружений возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых находятся эти сооружения, в целях обеспече-
ния их безопасности.
В статье 14 установлены полномочия федерального органа исполнительной влас-
ти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в
области безопасности гидротехнических сооружений, при установлении бесхозяй-
ного гидротехнического сооружения.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-
тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», допол-
нили полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации
по решению вопросов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в
соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 610
«О федеральном государственном энергетическом надзоре».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г.
№ 986 «О классификации гидротехнических сооружений».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 245
«О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору».
Нормативные правовые акты в сфере промышленной безопасности
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной экс-
плуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом
от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов». Требования закона направлены на предупреждение аварий на
опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих
опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В целях усовершенствования законодательства в сфере промышленной безопас-
ности за период 2013 г. были приняты следующие нормативные правовые акты.
1. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Феде-
ральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объек-
тов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утра-
26
тившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» (в части совершенствования контрольно-надзорных функ-
ций и оптимизации предоставления государственных услуг).
Основной целью изменений, внесенных указанным Федеральным законом, яв-
ляется комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации в
области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов для повышения эффективности правового регулирования, устранения избы-
точных административных барьеров для осуществления инвестиционной и произ-
водственной деятельности в сфере промышленного производства, других отраслях
экономики. Изменения, внесенные в законодательство, создают стимулы к модер-
низации отечественной экономики и одновременно надежному управлению техно-
логическими и экономическими рисками производственной деятельности.
Уточнены критерии идентификации опасных производственных объектов. Вве-
дена классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень
риска возникновения аварии и масштабы их возможных последствий, гармонизи-
рованная с законодательством Европейского союза. В соответствии с данной клас-
сификацией все опасные производственные объекты разделены на четыре класса
опасности:
I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс — объекты высокой опасности;
III класс — объекты средней опасности;
IV класс — объекты низкой опасности.
В отношении опасных производственных объектов I класса опасности реализован
режим постоянного государственного надзора. Плановые проверки организаций,
осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов I и II клас-
сов опасности, проводят не чаще одного раза в год, III класса опасности — одного
раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса
опасности не проводят вообще.
Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и
II классов опасности, стало обязательным создание систем управления промыш-
ленной безопасностью.
Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена
опасными производственными объектами I и II классов опасности.
Исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и лик-
видации последствий аварий на опасных производственных объектах IV класса опас-
ности.
Введен уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации опасных
производственных объектов IV класса опасности.
Кроме того, внесенные изменения позволили объединить два лицензируемых
вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных про-
изводственных объектов), что, как следствие, позволяет лицензиатам сократить из-
держки, связанные с необходимостью получения двух лицензий.
Исключена функция федерального органа исполнительной власти в области
промышленной безопасности по выдаче разрешений на применение технических
устройств на опасных производственных объектах.
В целях исключения избыточных технических барьеров для осуществления ин-
вестиционной деятельности на опасных производственных объектах введен право-
27
вой режим их эксплуатации, консервации и ликвидации на основе индивидуальных
требований, установленных в проектной документации. Обоснование безопасности
таких объектов производится в соответствии с критериями, установленными в фе-
деральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Уточнена правовая основа обеспечения промышленной безопасности на конти-
нентальном шельфе Российской Федерации.
С учетом данных изменений приведены в соответствие с требованиями Фе-
дерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» иные нормативные правовые акты: внесены изменения в часть 2 Нало-
гового кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской
Федерации, федеральные законы от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континенталь-
ном шельфе Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасно-
сти гидротехнических сооружений», от 26 января 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госу-
дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 27 июля 2010 г.
№ 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владель-
ца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объек-
те», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Предусмотрены поэтапное введение в силу отдельных положений закона (с уче-
том внесенных изменений), учитывающее необходимость перерегистрации дейст-
вующих опасных производственных объектов в государственном реестре, а также
плановые сроки подготовки нормативных актов Правительства Российской Феде-
рации и федеральных органов исполнительной власти.
2. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспер-
тизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов го-
сударственного надзора при производстве по делам об административных правона-
рушениях».
Указанным Федеральным законом в целях мониторинга состояния промышлен-
ной безопасности и износа оборудования, а также для учета деятельности эксперт-
ных организаций и возможности привлечения их к ответственности в случае не-
добросовестного выполнения экспертных работ на Ростехнадзор возложена обя-
занность по учету и ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без
оценки их содержания.
В целях законодательного установления правового статуса эксперта в области
промышленной безопасности внесены соответствующие изменения в статьи 1 и 13
Федерального закона и определяющие права и обязанности таких лиц.
Также предусмотрены введение понятия «эксперт в области промышленной без-
опасности», установление специальной административной (новая часть 1.1 статьи 9.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголов-
ной (новая статья 2172 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственности за
дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений.
Внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях, направленные на оптимизацию деятельности органов Ростехнадзо-
ра в рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий и устранение пра-
вовых коллизий между различными положениями названного Кодекса (поправки
в статьи 23.30 и 23.31).
28
Предусмотрено привлечение экспертов в области промышленной безопасности
к административной ответственности как должностных лиц (поправка в статью 2.4),
что обусловлено повышенной общественной опасностью деятельности таких лиц и
неэффективностью привлечения их к ответственности в статусе общего субъекта.
Также изменения в часть 1 статьи 4.5 направлены на увеличение срока давности
привлечения к административной ответственности по делам об административных
правонарушениях в области безопасности гидротехнических сооружений, градо-
строительной деятельности с 2 месяцев до 1 года.
Внесены изменения и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Фе-
дерации, направленные на уточнение процедуры обжалования решений по делам
об административных правонарушениях, по которым в качестве санкции могут
быть применены административное приостановление деятельности или конфиска-
ция орудия совершения или предмета административного правонарушения, в части
установления возможности обжалования таких решений в случае нарушения судом
первой инстанции норм материального права.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 486
«О внесении изменений в Правила регистрации объектов в государственном реестре
опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительст-
ва Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492
«О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных про-
изводственных объектов I, II и III классов опасности».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536
«Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управле-
ния промышленной безопасностью».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 526
«О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Прави-
тельства Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2013 г.
№ 690 «О внесении изменения в Правила представления уведомлений о начале осу-
ществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указан-
ных уведомлений».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2013 г.
№ 1283 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г.
№ 730 «О планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
на опасных производственных объектах».
В 2013 г. приказами Ростехнадзора в области промышленной безопасности был
утвержден 21 нормативный правовой акт.
Нормативно-правовое регулирование в сфере федерального
государственного строительного надзора
Отношения в сфере государственного строительного надзора регулируются Гра-
достроительным кодексом Российской Федерации, Положением об осуществлении
государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54.
29
В 2013 г. Ростехнадзором был разработан и утвержден приказом от 31 января
2013 г. № 38 Административный регламент по исполнению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функ-
ции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при
строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в
пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исклю-
чением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного стро-
ительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные
федеральные органы исполнительной власти.
Участие в разработке технического регламента Таможенного союза
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»,
разработка и реализация планов мероприятий
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
в качестве ответственного органа Российской Федерации после завершения проце-
дур внутригосударственного согласования в 2013 г. принимала участие в работе ра-
бочей группы по юридико-техническому редактированию текста положений техни-
ческого регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работаю-
щего под избыточным давлением».
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, ра-
ботающего под избыточным давлением» принят решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру разработан план мероприятий, направленных на реализацию технического ре-
гламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под из-
быточным давлением» в Российской Федерации.
План был одобрен подкомиссией по техническому регулированию, применению
санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной
комиссии по экономическому развитию и интеграции.
Во исполнение плана мероприятий, в целях определения уполномоченного ор-
гана Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (над-
зора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза
ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным дав-
лением» Ростехнадзор разработал проект постановления Правительства Россий-
ской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской
Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов Таможенного союза». В настоящее время про-
ект постановления проходит межведомственное согласование.
Кроме того, во исполнение плана мероприятий Ростехнадзором представлены
предложения по актуализации документов в области стандартизации, в резуль-
тате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение
требований технического регламента Таможенного союза, а также стандартов,
содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Прове-
дены семинары и консультации по разъяснению положений технического регла-
мента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под из-
быточным давлением».
30
В целях выработки единого подхода к соблюдению требований технического ре-
гламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», принятого решением Колле-
гии Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2011 г. № 824, Ростехнад-
зором был разработан Административный регламент по исполнению Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государствен-
ной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюде-
нием требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лиф-
тов», утвержденного приказом от 19 декабря 2013 г. № 631.
В рамках исполнения Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на
2013 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального зако-
на «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».
В 2013 г. подготовлено проектов и издано пять постановлений Правительства
Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492
«О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных про-
изводственных объектов I, II и III классов опасности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 526
«О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Прави-
тельства Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536
«Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управле-
ния промышленной безопасностью»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730
«О планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опас-
ных производственных объектах»;
постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986
«О классификации гидротехнических сооружений».
В 2013 г. велась разработка проектов постановлений Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Фе-
дерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении Правил расследования причин
аварий в электроэнергетике» и «О порядке ввода в эксплуатацию лифтов и их учета».
Участие в работе Совета по сотрудничеству в области использования атомной
энергии в мирных целях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС по разработке
Соглашения о проведении согласованной политики в области нормативного
правового и нормативно-технического регулирования при использовании атомной
энергии в мирных целях государств ЕврАзЭС
В декабре 2013 г. в Ростехнадзор поступил на рассмотрение проект Соглашения
ЕврАзЭС о проведении согласованной политики в области использования атомной
энергии по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию,
оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспе-
чению.
Проект Соглашения был разработан с учетом положений Конвенции о ядерной
безопасности (1994 г.), Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии
(1986 г.), Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварий-
ной ситуации (1986 г.), Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.),
Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других матери-
31
алов с внесенными в нее поправками (1994 г.) и других соответствующих междуна-
родно-правовых документов, а также с учетом положений, содержащихся в между-
народных общих требованиях безопасности, таких, как «Радиационная защита и без-
опасность источников излучения: международные основные нормы безопасности.
Промежуточное издание» (2011 г.), в документе МАГАТЭ, озаглавленном «Radioactive
waste management objectives» (NW-O, Vienna, IAEA, 2011), и в существующих между-
народных нормах, касающихся безопасности перевозки радиоактивных материалов.
Предметом проекта Соглашения является установление особенностей техниче-
ского регулирования в части разработки и установления обязательных требований,
аккредитации, метрологического обеспечения, стандартизации и оценки соответ-
ствия в отношении продукции, в том числе импортируемой в страны ЕврАзЭС, для
которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в об-
ласти использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (кон-
струирования), производства (изготовления), монтажа, наладки, эксплуатации, хра-
нения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения.
В рамках выполнения Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на
2013 год издан 21 приказ Ростехнадзора:
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых ис-
пользуются подъемные сооружения» от 12 ноября 2013 г. № 533 (зарегистрирован
Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности в угольных шахтах» от 19 ноября 2013 г. № 550 (за-
регистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30961);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасно-
сти «Правила безопасности магистральных трубопроводов» от 6 ноября 2013 г. № 520
(зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» от 15 но-
ября 2013 г. № 542 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистра-
ционный № 30929);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производствен-
ного объекта» от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 ав-
густа 2013 г., регистрационный № 29581);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» от 14 ноя-
бря 2013 г. № 538 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистра-
ционный № 30855);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Требования промышленной безопасности при ведении взрывных работ»
от 16 декабря 2013 г. № 605 (направлен в Минюст России на государственную реги-
страцию письмом от 16 декабря 2013 г. № 00-02-04/2499);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила промышленной безопасности при ведении горных работ и переработке твер-
дых полезных ископаемых» от 11 декабря 2013 г. № 599 (приказ направлен в Минюст Рос-
сии на государственную регистрацию письмом от 12 декабря 2013 г. № 00-04-04/2186);
32
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности подземных хранилищ газа» от 22 ноября 2013 г. № 561
(зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30994);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводо-
родные газы» от 21 ноября 2013 г. № 558 (зарегистрирован Минюстом России 31 де-
кабря 2013 г., регистрационный № 30993);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»
от 21 ноября 2013 г. № 559 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г.,
регистрационный № 30995);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред» от 20 но-
ября 2013 г. № 554 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистра-
ционный № 30968);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Требования промышленной безопасности при получении, транспортирова-
нии, использовании расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих
расплавов» от 30 января 2013 г. № 656 (направлен в Минюст России на государст-
венную регистрацию письмом от 9 января 2014 г. № 00-04-04/15/1);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов
хранения и переработки растительного сырья» от 21 ноября 2013 г. № 560 (зареги-
стрирован Минюстом России от 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30606);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности при эксплуатации эскалаторов на дистанциях метро-
политенов» от 13 января 2014 г. № 9 (направлен в Минюст России на государствен-
ную регистрацию письмом от 16 января 2014 г. № 00-01-26/45);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности при эксплуатации пассажирских канатных дорог и
фуникулеров» от 6 февраля 2014 г. № 42 (приказ направлен в Минюст России на го-
сударственную регистрацию письмом от 10 февраля 2014 г. № 00-02-04/213);
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопас-
ности «Правила безопасности при эксплуатации грузовых канатных дорог» от 22 но-
ября 2013 г. № 563 (зарегистрирован Минюстом России 17 января 2014 г., регистра-
ционный № 31036);
Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехни-
ческих сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)
от 30 октября 2013 г. № 506 (направлен на государственную регистрацию в Минюст
России письмом от 10 января 2014 г. № 00-03-04/16);
Об утверждении формы и порядка ведения реестра организаций, осуществляю-
щих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в сво-
ем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиа-
ционной опасности от 29 октября 2013 г. № 504 (зарегистрирован Минюстом Рос-
сии 25 декабря 2013 г., регистрационный № 30827);
Об утверждении формы уведомления об осуществлении деятельности по экс-
плуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радио-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..