ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 23

 

 

353
использование радиоактивных веществ при проведении НИР и ОКР — 2;
эксплуатация ядерной установки — сооружения, комплекса, установки с ядер-
ными материалами, предназначенной для производства, переработки, транспорти-
рования ядерного топлива и ядерных материалов в части выполнения работ и пре-
доставления услуг эксплуатирующей организации — 7.
В 2014 г. Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора по результатам про-
веденных экспертиз приняты 2 решения об отказе в выдаче лицензий:
предприятию ООО «Торговый дом ИЗКПО»;
предприятию ООО «Завод ГазСтройДеталь».
Экспертиза безопасности в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока
В 2014 г. для экспертизы безопасности привлекались следующие экспертные ор-
ганизации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
ООО «УРАЛРЭСЦЕНТР», г. Екатеринбург;
ООО «Атомэксперт24», г. Москва;
ЗАО «Научный центр «Техэкспертиза», г. Москва;
ООО «МАТЭК», Калужская обл., г. Обнинск;
АНО «УТЦ «Безопасность», г. Новосибирск.
В 2014 г. было организовано проведение 97 экспертиз безопасности деятельнос-
ти, в том числе по видам деятельности:
17 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности, по кон-
струированию и изготовлению оборудования для ядерных установок, радиацион-
ных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
55 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности при соо-
ружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных установок, радиацион-
ных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,
хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и предоставления услуг
в области использования атомной энергии;
13 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности по экс-
плуатации стационарных радиационных источников;
7 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности при экс-
плуатации стационарных радиационных источников, в части выполнения работ и
предоставления услуг в области использования атомной энергии;
5 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности при обра-
щении с радиоактивными отходами, в части выполнения работ и предоставления
услуг в области использования атомной энергии.
Экспертиза безопасности в Донском МТУ ЯРБ
В 2014 г. экспертизу обосновывающих документов проводили выбранные заявите-
лями экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «Инженерный центр «Эксперт»» (Ростовская обл., г. Волгодонск);
ООО Предприятие по обеспечению работоспособности технологического обо-
рудования «РЕСУРС» (г. Воронеж);
ООО «Экспертно-консультационное предприятие «Энергоатом»» (г. Воронеж);
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская обл., г. Балаково);
ООО «Межотраслевой экспертно-сертификационный, научно-технический и
контрольный центр ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр)» (г. Санкт-
Петербург);
354
ООО «Центр Экспертиз Безопасности» (г. Москва);
ООО «Атомэксперт24» (г. Москва);
ООО «РусАтомЭкспертиза» (г. Москва);
ЗАО «Научный центр «Техэкспертиза» (г. Москва).
В 2014 г. Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора было организовано про-
ведение 113 экспертиз безопасности, в том числе:
72 экспертизы документов, обосновывающих обеспечение радиационной без-
опасности радиационных источников и пункта хранения радиоактивных веществ,
а также обосновывающих деятельность по сооружению, эксплуатации и выводу из
эксплуатации ядерных установок, стационарного объекта, предназначенного для
хранения ядерных материалов и хранилищ радиоактивных отходов, в части выполне-
ния работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации (ООО «РСО»,
ООО «Комфорт-Сервис», ООО «Югмонтажналадка», ООО «Экспертно-консульта-
ционное предприятие «Энергоатом», ООО «СтройТехСистема», ООО «Многоцелевая
подвижная связь», ООО «Техстройпром», ОАО по ремонту энергетического оборудо-
вания «Воронежэнергоремонт», ООО «Наладочное управление Корпорации АК Элек-
тросевкавмонтаж», ООО «Энергостройинвест», ООО «Стройэнергоотделка», ООО
«Промэксперт», ООО «Южная строительная компания», ООО «Пожарный эксперт»,
ЗАО «Пром-Энерго-Комплект», ООО «Строительно-монтажное управление №1»,
ООО «Стройсвет», ООО «Управление подводно-технических работ», ООО «Амвит спе-
циализированные монтажные услуги», ООО «Корпорация Акционерной Компании
«Электросевкавмонтаж», ООО Научно-производственное предприятие «Вибробит»,
ООО «Производственная компания «Статус», ООО «Атомспецсервис», ЗАО «АДМ-те-
леком», ООО «Волгодонское специализированное дорожное ремонтно-строительное
управление», «ЭНЕКС» (Открытое акционерное общество), ООО «Югмонтажналад-
ка», ООО «ВИТАН», ООО «Эпикур», ООО «Автостройсервис», ООО «Строительно-
монтажное управление №1», ООО «СпецСтройМонтаж-Воронеж», ООО «Электро-
монтаж», ООО «Центральная строительная лаборатория», ООО «Техстройпром»,
ООО «Севкавэнергомонтаж-Сервис», ОАО «Волгоградское монтажное управление
Гидромонтаж», ЗАО «ЮГСПЕЦСТРОЙ», ООО «Горизонтально-направленное буре-
ние», ЗАО фирма «СМУР», ООО «Корпорация Акционерной Компании «Электросев-
кавмонтаж», ООО «АтомЭнергоМонтаж», ООО «Теплоэнергомонтаж», ООО «ОЭК-
Севзапэнергомонтаж», ООО «Нордэкс-В», ООО «Электромонтажное Управление № 2
Корпорации АК «Электросевкавмонтаж», ООО «Стройинжиниринг», ООО «Инжза-
щита», ООО «Основа 23», ООО «Донресурс», Негосударственное учреждение здраво-
охранения «Дорожная клиническая больница на станции Воронеж-1 открытого акци-
онерного общества «Российские железные дороги», ООО «СевКавнефтегазгеофизи-
ка», ООО «Радиоизотопная техника — Сервис», ОАО «Краснодарнефтегеофизика»,
ООО «Фракойл», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Михай-
ловская центральная районная больница», Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения «Краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Оча-
повского» министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Ставрополь-
Нефтеремонт», ООО «Геобурмонтаж», ОАО «Волгоградский металлургический завод
«Красный Октябрь», ООО «Волгодонское Монтажное Управление», ООО «Ставро-
польское УТТ»);
9 экспертиз документов, обосновывающих деятельность по проектированию
ядерных установок, пунктов хранения в части выполнения работ и предоставления
355
услуг для эксплуатирующей организации («ЭНЕКС» (Открытое акционерное об-
щество), ООО «Донремстрой-12», ООО «Инжзащита», ООО «Пожарный эксперт»,
ООО «Стройсвет», ЗАО «РеконЭнерго», ООО «АтомТехМонтаж», ЗАО «АДМ-теле-
ком», ООО «Электромонтаж»);
1 экспертиза документов, обосновывающих деятельность по конструированию
ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг для эксплуа-
тирующей организации (ООО «РСО»);
31 экспертиза документов, обосновывающих деятельность по конструирова-
нию и изготовлению оборудования для ядерных установок и пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов
(ООО «Атомспецсервис», ООО «Импульс», ОАО «ЗАРЕМ», ООО «НПО Спецэлек-
трод», ЗАО НПО «Импульс», ООО «Волгодонское Монтажное Управление», ООО
«НАТЭК-Нефтехиммаш», ООО Проектно-производственное предприятие «МИК-
ХХI», ЗАО «Воронежстальмост», ЗАО «Пром-Энерго-Комплект», ООО «АтомТех-
Монтаж», ООО «Предприятие «Нефтехиммаш», ООО «Завод ЭЛЕКТРОСЕВКАВ-
МОНТАЖИНДУСТРИЯ», ООО «Волжская кузница», ООО Научно-производст-
венное предприятие «Вибробит», ООО «Донметпласт», ОАО «Пятигорский завод
«Импульс», ОАО «Югэлектро», ООО Финансово-промышленная компания «Кос-
мос-Нефть-Газ», ООО «Импульс», ООО «Корпорация Акционерной Компании
«Электросевкавмонтаж», ООО «Спецпромконструкция», ОАО завод «Водмашо-
борудование»).
В 2014 г. Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора по результатам про-
ведения экспертиз принято 1 решение об отказе в выдаче лицензии (по заявлению
ОАО «Пятигорский завод «Импульс»» на получение лицензии на изготовление обо-
рудования для ядерных установок (сооружений, комплексов, установок с ядерными
материалами, предназначенных для производства, переработки, транспортирова-
ния ядерного топлива и ядерных материалов) и пунктов хранения ядерных матери-
алов и радиоактивных веществ (стационарных объектов и сооружений, предназна-
ченных для хранения ядерных материалов, расположенных на территории ядерной
установки и не предусмотренных в первоначальном проекте ядерной установки).
Причина отказа — экспертное заключение содержит выводы о том, что безопас-
ность лицензируемого вида деятельности не обеспечена и обосновывающие доку-
менты не в полной мере соответствуют требованиям федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии; в документах, представленных для полу-
чения лицензии, имеется недостоверная и искаженная информация; лицензируе-
мый вид деятельности не достаточно обоснован, так как приведенные в обосновы-
вающих документах меры технического и организационного характера имеют ряд
несоответствий и недостатков.
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТУ ЯРБ
В 2014 г. Северо-Европейским МТУ ЯРБ к проведению экспертиз документов,
обосновывающих заявленную деятельность, привлекались следующие экспертные
организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
Федеральное государственное унитарное предприятие «ВО «Безопасность»
(ФГУП «ВО «Безопасность»), г. Москва;
Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой экспертно-серти-
фикационный, научно-технический и контрольный центр ядерной и радиационной
безопасности «РЭСцентр» (ООО «РЭСцентр»), г. Санкт-Петербург;
356
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Р.А.Н.»
(ООО «ИЦ «Р.А.Н.»,), г. Санкт-Петербург;
Закрытое акционерное общество «ЦАЭ МБК» (ЗАО «ЦАЭ МБК»), Нижегород-
ская обл., г. Саров;
Общество с ограниченной ответственностью НТЦ «ИНТЭК», г. Москва;
Общество с ограниченной ответственностью «Центр научно-технических экс-
пертиз» (ООО «ЦНТЭ»), Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное монтажно-
наладочное управление «КВАРС» (ООО «СМНУ «КВАРС), г. Санкт-Петербург;
Общество с ограниченной ответственностью «Атомэксперт24» (ООО «Атомэкс-
перт24»), г. Москва.
В 2014 г. было организовано 190 экспертиз документов, обосновывающих заяв-
ленную деятельность (при лицензировании), и 45 экспертиз документов, обосновы-
вающих внесение изменений в условия действия выданных лицензий, в том числе:
обосновывающих заявленную деятельность на АЭС (всего 66) (без учета экспер-
тиз документов, обосновывающих виды деятельности в части выполнения работ и
предоставления услуг по монтажу, наладке, ремонту систем ФЗ):
на сооружение ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуати-
рующим организациям — 39;
на эксплуатацию ЯУ в части выполнения работ и предоставления услуг эксплу-
атирующим организациям — 27;
обосновывающих заявленную деятельность предприятий топливного цикла и
объектов (всего 4):
экспертиза документов, обосновывающих безопасность при обращении с радио-
активными веществами при их транспортировании (ОАО «ИЗОТОП») — 1;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность сооружения пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, в части выполнения работ
и оказания услуг эксплуатирующим организациям (ООО «Рубеж-РемСтрой») — 2;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность при обращении с радио-
активными веществами при их производстве, использовании, переработке (ООО
«ЦИРФРИ») — 1;
обосновывающих заявленную деятельность на ЯУ судов и иных плавсредств (все-
го 5):
экспертизы документов, обосновывающих безопасность при эксплуатации ра-
диационного источника (ФГУП «Атомфлот» (а/л «Россия»), ФГУП «Атомфлот»
(а/л «Ленин», а/л «Арктика», а/л «Сибирь»), ОАО «Концерн «НПО «Аврора») — 3;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуатации
ядерной установки, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатиру-
ющей организации (филиал «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка») — 1;
на сооружение ядерной установки в части выполнения работ и оказания услуг
эксплуатирующим организациям (ОАО «Концерн «НПО «Аврора») — 1;
обосновывающих заявленную деятельность на ИЯРиУ (всего 4):
экспертиза документов, обосновывающих безопасность сооружения ИЯриУ — 1;
экспертизы документов, обосновывающих безопасность эксплуатации ядерной
установки, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим ор-
ганизациям (ЗАО «НПО «Спецпроект», ООО «АСПЕКТ ЭКО», ООО «Стройэлек-
тромонтаж») — 3;
357
обосновывающих заявленную деятельность радиационно опасных объектов (все-
го 37):
на сооружение радиационных источников — 4,
на эксплуатацию радиационных источников — 33,
на обращение с радиоактивными веществами — 1;
обосновывающих заявленную организациями деятельность по проектированию
ОИАЭ, конструированию и изготовлению оборудования для объектов использова-
ния атомной энергии (без учета экспертиз документов, обосновывающих проектиро-
вание, конструирование систем ФЗ и изготовление оборудования для них) (всего 59):
по проектированию — 4,
по конструированию — 20,
по изготовлению оборудования для ОИАЭ — 35 (ОАО «Сосновоборэлектромон-
таж», ООО «ПАНТЕС групп», ООО «Питератоммаш», ОАО «Машиностроение СВ,
и др.);
обосновывающих заявленную деятельность по проектированию и конструиро-
ванию систем физической защиты объектов использования атомной энергии, вы-
полнению работ и предоставлению услуг по монтажу, наладке, ремонту систем фи-
зической защиты (всего 15):
проектирование ЯУ, РИ, ИХ ЯМ и РВ, ХРО (в части ИТС СФЗ) — 4;
на эксплуатацию ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и РВ, ХРО в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации — 5;
сооружение ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и РВ, ХРО в части выполнения работ и предостав-
ления услуг эксплуатирующей организации — 2;
на изготовление оборудования для ЯУ, ПХ ЯМиРВ, ХРО — 4.
В 2014 г. отделами Управления было организовано 45 экспертиз документов, обо-
сновывающих внесение изменений в Условия действия выданных лицензий, в том
числе:
на право сооружения и эксплуатации АЭС — 8;
на право конструирования и изготовление оборудования для объектов использо-
вания атомной энергии — 26 (ЗАО «НПФ «ЦКБА», ФУ «НИТИ им. А.П. Алексан-
дрова, ЗАО «Хартинг» и др.);
на право конструирования оборудования для объектов использования
атомной энергии в части ИТС СФЗ — 1;
на эксплуатацию радиационных источников — 4;
на эксплуатацию пунктов хранения радиоактивных веществ, пунктов
хранения, хранилищ радиоактивных отходов — 1;
на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании и хра-
нении — 1;
на сооружение радиационных источников — 3;
на обращение с радиоактивными отходами — 1.
По результатам проведенных экспертиз оформлено 4 решения об отказе в выда-
че лицензий на право изготовления оборудования для ОИАЭ: ОАО «Машиностро-
ение СВ» и ЗАО «ПП «Петроснаб».
Экспертиза безопасности в Уральском МТУ ЯРБ
В 2014 г. для экспертизы безопасности соискателями Уральского МТУ привле-
кались следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
358
АНО «Экспертиза» выполнило 9 экспертиз;
ООО «Экспертиза» выполнило 88 экспертиз;
ООО «Уралрэсцентр» выполнило 9 экспертиз;
ООО «РИП» выполнило 6 экспертиз;
ООО «Атомэксперт24» выполнило 1 экспертизу;
ООО «РЭСцентр» выполнило 3 экспертизы;
ООО «ЦЭБ» выполнило 1 экспертизу;
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза» выполнило 1 экспертизу.
В 2014 г. Уральским МТУ ЯРБ было организовано проведение 118 экспертиз без-
опасности, в том числе:
24 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности орга-
низаций по оказанию услуг на атомных станциях;
21 экспертизу документов, обосновывающих безопасность деятельности пред-
приятий по оказанию услуг на предприятиях топливного цикла;
18 экспертиз документов, обосновывающих безопасность эксплуатации и ис-
пользования радиационно опасных объектов;
22 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности орга-
низаций по конструированию оборудования для ОИАЭ;
31 экспертизу документов, обосновывающих безопасность деятельности органи-
заций по изготовлению оборудования для ОИАЭ;
2 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности органи-
заций при проектировании объектов использования атомной энергии.
В 2014 г. управлением было принято 2 решения об отказе в выдаче лицензии по
результатам проведенной экспертизы по заявлениям ЗАО предприятие «Квантор»
и ООО «ТМК-ИНОКС».
В 2014 г. Уральское МТУ ЯРБ не выдавало лицензий на право проведения экс-
пертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Центральном МТУ ЯРБ
В 2014 г. для экспертизы безопасности Управлением привлекались следующие
экспертные организации (выбранные заявителем), имеющие соответствующие ли-
цензии Ростехнадзора: ООО «МАТЭК»; ЗАО «НЦ «Техэкспертиза»; ООО «ЦЭБ»;
ООО НТЦ «ИНТЭК»; ООО «Атомэксперт24»; ООО «Луна-Марс»; ООО «ИЦЭС»;
Некоммерческое партнерство «Научно-исследовательский институт инженерной
экологии»; ФБУ «НТЦ ЯРБ»; ООО «РусАтомЭкспертиза»; ФГУП ВО «Безопас-
ность»; ООО «РЭСцентр».
В отчетном периоде Центральным МТУ ЯРБ было организовано 497 экспертиз
документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энер-
гии и связанной с ними деятельности, в том числе:
экспертиза документов, обосновывающих безопасность сооружения объекта при-
менения лицензируемой деятельности (в том числе оказание услуг), — 104;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность эксплуатации объекта
применения лицензируемой деятельности (в том числе оказание услуг), — 126;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуатации
объекта применения лицензируемой деятельности (в том числе оказание услуг), —
10;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с ядерными
материалами (в том числе оказание услуг), — 1;
359
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными веществами, — 13;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными отходами, — 15;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность использования радио-
активных веществ при проведении НИР и ОКР, — 7;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность проектирования и кон-
струирование объекта использования атомной энергии (оказание услуг), — 38;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность конструирования обо-
рудования для объекта использования атомной энергии, — 78;
экспертиза документов, обосновывающих безопасность изготовления оборудо-
вания для объекта использования атомной энергии, — 105.
В 2014 г. экспертных заключений с отрицательными выводами в Центральное
МТУ ЯРБ не поступало.
Экспертиза безопасности в федеральном бюджетном учреждении «Научно-техниче-
ский центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)
В рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования
атомной энергии, осуществляемой Ростехнадзором, в 2014 г. ФБУ «НТЦ ЯРБ» разра-
ботало по поручениям Ростехнадзора и в соответствии с техническими заданиями на
проведение экспертизы 251 экспертное заключение. Из них 212 экспертных заклю-
чений были выполнены по заданиям Управления по регулированию безопасности
атомных станций и исследовательских ядерных установок (5 Управление), осталь-
ные по совместному заданию 5 и 6 Управлений и по заданиям Управления по регу-
лированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетиче-
ских установок судов и радиационно опасных объектов (6 Управление), Управления
специальной безопасности (15 Управление), Центрального межрегионального тер-
риториального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
По объектам использования атомной энергии и связанных с ними видам деятель-
ности экспертизы распределились следующим образом:
ядерные установки АЭС — 201;
исследовательские ядерные установки, ядерные установки судов — 14;
пункты хранения ЯМ, РВ и хранилища РАО, расположенные на атомных элек-
тростанциях или на предприятиях топливного цикла, транспортирование ЯМ, РВ,
РАО, обращение с РАО — 22;
ядерные установки топливного цикла — 9;
НИР, услуги эксплуатирующим организациям, деятельность по экспертизе без-
опасности — 5.
Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения
Основной проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня эксперти-
зы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) в области использования
атомной энергии, остается дефицит квалифицированных технических экспертов.
Это обусловлено, в частности, следующими обстоятельствами:
ограниченным количеством высококвалифицированных специалистов среднего
возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями, не связан-
ными с разработкой собственно обоснований безопасности и потенциально могут
быть экспертами в области безопасности использования атомной энергии;
360
высокой занятостью высококвалифицированных специалистов, работающих в
ведущих организациях отрасли, что ограничивает возможности их привлечения в
нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
ФБУ «НТЦ ЯРБ» проводит целенаправленную работу по расширению круга тех-
нических специалистов, которых можно привлечь в качестве экспертов в области
использования атомной энергии. Актуальной остается задача сохранения знаний
уходящего поколения экспертов. Поэтому в учреждении постоянно ведется работа
по отбору и приему на работу молодых специалистов, их подготовке и вовлечению
в экспертную деятельность.
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промыш-
ленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный
закон № 116-ФЗ) проведение экспертизы промышленной безопасности относится
к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов
экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям про-
мышленной безопасности.
Разработка экспертизы промышленной безопасности регламентируется Феде-
ральным законом № 116-ФЗ, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 186-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных
полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об адми-
нистративных правонарушениях».
С 1 января 2014 г. введены в действие федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной
безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ экспертизе промышленной
безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объ-
екта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объ-
екта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной докумен-
тации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в
случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные
для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, пе-
ремещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе докумен-
тации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не
входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, под-
лежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной де-
ятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта или
вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
361
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изме-
нения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объ-
екта.
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установлен-
ном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности,
на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и пол-
ноты исследований, проводимых с использованием современных достижений на-
уки и техники.
Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая ли-
цензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
С 1 января 2014 г. Ростехнадзором было прекращено рассмотрение и утвержде-
ние заключений экспертизы промышленной безопасности и согласно изменениям в
Федеральном законе № 116-ФЗ введена государственная услуга по ведению реестра
заключений экспертизы промышленной безопасности.
В 2014 г. в реестре зарегистрировано 329 537 заключений экспертиз промышлен-
ной безопасности. Наибольшее количество экспертиз промышленной безопасно-
сти (277 659) приходится на технические устройства, применяемые на опасных про-
изводственных объектах.
Таблица 117
Сведения о зарегистрированных в 2014 г. заключениях экспертизы промышленной
безопасности
Наименование типа экспертизы промышленной безопасности
Всего
Всего зарегистрировано экспертиз промышленной безопасности, из
329 537
них:
деклараций промышленной безопасности опасного производствен-
795
ного объекта
зданий и сооружений на опасном производственном объекте
24 895
документации на консервацию опасного производственного объекта
1548
документации на ликвидацию опасного производственного объекта
1183
документации на техническое перевооружение опасного производ-
23 145
ственного объекта в случае, если указанная документация не входит
в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экс-
пертизе в соответствии с законодательством о градостроительной де-
ятельности
обоснования безопасности опасного производственного объекта
312
технических устройств, применяемых на опасном производствен-
277 659
ном объекте
362
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Отнесение предприятий или их цехов, участков, площадок, а также иных объ-
ектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хра-
нятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, к категории опасных
(или неопасных) производственных объектов производится согласно статьи 2 Фе-
дерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов», в редакции Федерального закона от 4 мар-
та 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114
пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», и
Приложению 1 к нему. Также в соответствии с Приложением 2 (таблицы 1 и 2) уста-
навливаются классы опасности опасных производственных объектов.
I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс — объекты высокой опасности;
III класс — объекты средней опасности;
IV класс — объекты низкой опасности.
В зависимости от типов опасных производственных объектов для их классифи-
кации применяются различные количественные характеристики, такие, как: масса
используемых в различных процессах опасных веществ; давление в трубопроводных
системах; объемы разработки горной массы; использование оборудования, рассчи-
танного на определенную массу расплава металла. Качественные характеристики
определяют виды работ или производств, например, опасные производственные
объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, элеваторы, опасные
производственные объекты объектов мукомольного, крупяного и комбикормового
производств, сети газораспределения и газопотребления. При классификации объ-
ектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давле-
нием, также учитывается социальная значимость последствий аварий с этим обо-
рудованием.
Исполнение государственной услуги по регистрации опасных производственных
объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению
государственного реестра опасных производственных объектов осуществляется на
основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Правилами
регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объ-
ектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
24 ноября 1998 г. № 1371, в порядке, установленном Административным регламен-
том Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру по исполнению государственной функции по регистрации опасных производст-
венных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных
объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. № 606.
Наименование опасного производственного объекта эксплуатирующая органи-
зация — заявитель устанавливает с учетом Требований к ведению государственно-
го реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований
363
опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном
реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнад-
зора от 7 апреля 2011 г. № 168 на основании идентификации объекта, которую осу-
ществляет самостоятельно, с полной мерой ответственности за достоверность ре-
зультатов ее проведения.
В составе государственного реестра опасных производственных объектов осу-
ществляется ведение ведомственных и территориальных разделов.
Ведение всех разделов государственного реестра опасных производственных объ-
ектов осуществляется на основе единых нормативно-методических и программных
принципов.
Регистрацию опасных производственных объектов и ведение ведомственных раз-
делов государственного реестра на основании полномочий в области промышлен-
ной безопасности ведут Министерство обороны Российской Федерации, Федераль-
ная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской
Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней
разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Пре-
зидента Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительст-
ва Российской Федерации, а также Государственная корпорация по атомной энер-
гии «Росатом».
В соответствии с Соглашением между Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о
передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в
сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области промышлен-
ной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооруже-
ний, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сен-
тября 2014 г. № 1692-р, Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору передала Совету министров Республики Крым полномочия по
регистрации опасных производственных объектов III и IV класса опасности, при-
надлежащих на праве собственности или ином законном основании юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в ЕГРЮЛ и
ЕГРИП на территории Республики Крым, и ведению территориального раздела го-
сударственного реестра таких объектов.
Полномочия по регистрации опасных производственных объектов в государствен-
ном реестре опасных производственных объектов, внесение изменений в сведения,
содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, отне-
сены к компетенции территориальных органов Ростехнадзора. Центральный аппарат
Ростехнадзора не осуществляет регистрацию опасных производственных объектов.
По итогам 2014 г. можно отметить, что территориальными органами Ростехнад-
зора проведена перерегистрация 93,12 % от общего количества опасных производ-
ственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре по состоянию
на 15 марта 2013 г. (285 750 объектов).
По данным, содержащимся в Комплексной системе информатизации Ростехнад-
зора на 1 января 2015 г., в государственном реестре опасных производственных объ-
ектов содержится информация о 179 877 ОПО, из них 167 518 объектов прошли пе-
ререгистрацию с присвоением класса опасности. Исключено 137 596 объектов, что
составляет 48,24 % от количества ОПО, находившихся в государственном реестре
по состоянию на 15 марта 2013 г.
364
Из общего количества зарегистрированных опасных производственных объектов
по состоянию на 1 января 2015 г. преобладающее большинство составляют объекты
средней опасности (III класс — 49, 08 %, более 88 тыс. объектов), опасные произ-
водственные объекты низкой опасности (IV класс — 38,82 %, более 69 тыс. объек-
тов), опасные производственные объекты высокой опасности (II класс) — 4,09 %,
менее 8 тыс. объектов), опасные производственные объекты чрезвычайно высокой
опасности (I класс) — 1,14 %, более 2 тыс. объектов) (рис. 86).
Рис. 86. Распределение зарегистрированных ОПО по классам опасности
2.5. Декларирование промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов
(ОПО) представляет собой документ, в котором представлены результаты всесто-
ронней оценки риска аварии, анализа достоверности принятых мер по предупре-
ждению аварий и по обеспечению готовности организаций к эксплуатации ОПО в
соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также
к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО.
Разработка декларации промышленной безопасности регламентируется Феде-
ральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ),
«Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов и перечня включаемых в нее сведений», утвержденным при-
казом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 116-ФЗ, с
1 января 2014 г. Ростехнадзором было прекращено рассмотрение и утверждение де-
клараций промышленной безопасности и введена государственная услуга по веде-
нию реестра деклараций промышленной безопасности.
В 2014 г. ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществля-
лось в соответствии с Временным порядком ведения реестра деклараций промыш-
ленной безопасности (далее — Временный порядок), утвержденным распоряжени-
ем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру от 1 июля 2013 г. № 88.
Согласно Временному порядку ведение реестра деклараций промышленной без-
опасности осуществлялось центральным аппаратом и территориальными органами
Ростехнадзора.
365
С 7 ноября 2014 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставле-
нию государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной без-
опасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № 257.
Федеральным законом № 116-ФЗ устанавливается обязательность разработки де-
клараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II
классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, обра-
зуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количест-
вах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (за исключени-
ем использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
На основании пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация
промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производст-
венного объекта разрабатывается вновь:
в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышлен-
ной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
в случае изменения технологических процессов на опасном производственном
объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных ве-
ществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объ-
екте;
в случае изменения требований промышленной безопасности;
по предписанию федерального органа исполнительной власти в области про-
мышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления не-
соответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности,
сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного над-
зора в области промышленной безопасности.
Всего Ростехнадзором зарегистрировано 587 деклараций безопасности ОПО, из
них 458 зарегистрировано в центральном аппарате Ростехнадзора и 129 — в терри-
ториальных органах.
Таблица 118
Декларации промышленной безопасности, зарегистрированные в 2014 г.
Декларации промышленной безопасности, внесенные в реестр
Центральный ап-
Территориальные ор-
Всего
парат
ганы
Всего:
458
129
587
Таблица 119
Распределение внесенных в реестр в 2014 г. деклараций по отраслям промышленности
Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность
112
Нефтегазодобывающая промышленность
218
Объекты магистрального нефтепроводного транспорта
37
Объекты газораспределения и газопотребления
30
Металлургическая промышленность
15
Объекты хранения взрывчатых материалов
45
Объекты химического комплекса
127
Горнорудная промышленность
3
366
Рис. 87. Динамика разработки деклараций промышленной безопасности
в период 1996-2014 гг.
Рис. 88. Распределение зарегистрированных в 2014 г. деклараций по отраслям
промышленности
Наибольшее количество деклараций промышленной безопасности разработано
на объекты нефтегазодобычи.
2.6. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
2.6.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной
и радиационной безопасности
В 2014 г. научная поддержка регулирующей деятельности Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлялись ФБУ
«НТЦ ЯРБ» в рамках:
367
государственного задания за счет средств федерального бюджета;
федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной без-
опасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
договоров международного сотрудничества и работ по договорам с организаци-
ями атомной отрасли.
2.6.1.1. Деятельность в рамках государственного задания за счет средств феде-
рального бюджета
В 2014 г. в рамках государственного задания ФБУ «НТЦ ЯРБ» выполнялись ра-
боты по пяти разделам, предусмотренным Ведомственным перечнем государствен-
ных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Ростех-
надзора федеральными государственными учреждениями в качестве основных ви-
дов деятельности.
В рамках выполнения 22 тем подготовлено 82 отчета, содержащие результаты на-
учно-исследовательских работ, проекты федеральных норм и правил (ФНП) и ру-
ководств по безопасности (РБ).
Все работы были направлены на научно-техническую поддержку регулирующей
деятельности Ростехнадзора в области использования атомной энергии.
Основные результаты работ, выполненных в рамках государственного задания,
приведены ниже.
Проведение прикладных научных исследований
В рамках данного раздела выполнен комплекс НИР, в результате которых:
1) разработаны предложения по установлению требований к обеспечению без-
опасности гидротехнических сооружений для объектов использования атомной
энергии, в том числе такие, как уточнения терминов и определений и формулиро-
вок отдельных положений ФНП. Рекомендована разработка ФНП «Требования к
гидротехническим сооружениям объектов использования атомной энергии. Общие
положения» и РБ «Рекомендации к содержанию обоснований безопасности гидро-
технических сооружений для объектов использования атомной энергии»;
2) выполнена оценка дополнительных обоснований безопасности ИЯУ при экс-
тремальных внешних воздействиях для научно-технического обеспечения лицензи-
рования эксплуатации ИЯУ. Рассмотрены дополнительные обоснования безопас-
ности ИЯУ, эксплуатируемые следующими организациями: НИЦ «Курчатовский
институт», НТП ФГБУ «ПИЯФ», ОИЯИ, НИЯУ «МИФИ», ТПУ; ФГУП «ЦНИИ
акад. А.Н. Крылова». Проведенная оценка показала, что:
имеющиеся технические и организационные меры по защите ИЯУ от экстре-
мальных внешних воздействий, которые были приняты в проектах этих реакторов,
соответствуют требованиями нормативных документов;
в аварийных ситуациях, рассмотренных в обоснованиях безопасности, не пре-
вышаются дозовые нагрузки, требующие эвакуации населения. Разработаны реко-
мендации по совершенствованию нормативных правовых актов;
3) подготовлены предложения по совершенствованию действующих норматив-
ных документов на основе анализа и систематизации поступивших предложений и
замечаний, а также результатов оценки безопасности объектов использования атом-
ной энергии.
368
Подготовка проектов нормативных правовых и правовых актов в установленной сфе-
ре деятельности
В рамках данного раздела выполнен комплекс НИР, в результате которых:
разработана вторая редакция проекта ФНП «Правила ядерной безопасности ядер-
ных энергетических установок судов» (взамен НП-029-2001);
разработана окончательная редакция проекта ФНП «Правила обеспече-
ния безопасности при выводе из эксплуатации промышленных реакторов»
(взамен НП-007-98);
доработана окончательная редакция проекта ФНП с учетом поступивших заме-
чаний для опубликования Правил устройства и безопасной эксплуатации стацио-
нарных компрессорных установок, воздухопроводов, газопроводов на объектах ис-
пользования атомной энергии;
разработаны окончательные редакции проектов РБ:
«Основные рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности
уровня 1 для блока атомной станции при исходных событиях, обусловленных сей-
смическими воздействиями»;
«Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и уста-
новления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в
атмосферный воздух»;
разработаны предложения по переработке методик неразрушающего контроля:
«Унифицированные методики контроля основных материалов (полуфабрикатов),
сварных соединений и наплавки оборудования и трубопроводов атомных энергети-
ческих установок. Магнитопорошковый контроль» (ПНАЭ Г-7-015-89); «Унифи-
цированные методики контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных
соединений и наплавки оборудования и трубопроводов атомных энергетических
установок. Радиографический контроль» (ПНАЭ Г-7-017-89); «Унифицированная
методика контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений
и наплавки оборудования и трубопроводов АЭУ. Контроль герметичности. Газовые
и жидкостные методы» (ПНАЭ Г-7-019-89).
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Ростехнадзора в установ-
ленной сфере деятельности, в том числе сбор, хранение, обработка и анализ информации
В рамках данного раздела выполнен комплекс НИР, в результате которых:
актуализированы полнотекстовые базы данных по нормативным правовым ак-
там и нормативным документам в области ядерной и радиационной безопасности и
полнотекстовая база данных по документам МАГАТЭ за 2014 г., выполнена органи-
зация доступа к информационным ресурсам специалистов центрального аппарата
Ростехнадзора и его межрегиональных территориальных управлений по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью. Обеспечен доступ к этим базам данных че-
рез корпоративный портал и сайт ФБУ «НТЦ ЯРБ» специалистов атомной отрасли;
разработаны требования к составу, содержанию и структуре расчетной модели
процессов в реакторной установке блока АС с реакторными установками типа ВВЭР.
Разработана расчетная модель экспресс-оценки процессов в реакторной установке
блоков АЭС с РУ типа ВВЭР-1000 (для переходных процессов, не связанных с теча-
ми первого контура) для целей поддержки информационно-аналитического цент-
ра Ростехнадзора. Разработанная расчетная модель с учетом особенностей энерго-
блоков АЭС с ВВЭР-1000 доработана для моделирования всех действующих энерго-
блоков АЭС с ВВЭР-1000 и установлена на сервере ФБУ «НТЦ ЯРБ» и доступна для

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..