ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 18

 

 

273
алистов (ответственных лиц), которым указанный персонал подчинен; невнесе-
ние изменений в инструкции и технологические схемы после проведения работ
с изменением трубопроводов, установкой узла переключения и подключением
новых участков; эксплуатация оборудования с отклонением от проектных реше-
ний, в результате которых вместо дистанционного управления электрифициро-
ванных согласно проекту задвижек узла переключения их открытие и закрытие
производилось вручную.
3. Низкое качество работ по экспертизе промышленной безопасности трубопро-
водов, подтверждающееся недостоверностью сведений о примененных материалах,
внесенных в паспорт трубопровода в 2013 г. (сталь 20 вместо указанной в проекте
1971 г. и установленной по результатам исследования материала разрушенного от-
вода стали Ст3), а также наличие дефектов сварных соединений трубопровода, ко-
торые не были своевременно установлены по причине уменьшения объема диагно-
стирования в сравнении с рекомендованным типовыми программами.
Мероприятия, рекомендованные по результатам расследования:
1. Провести внеплановый инструктаж персоналу филиала ОАО «Группа «Илим»
в г. Братск, связанному с эксплуатацией трубопроводов.
2. В целях определения возможности, параметров и условий дальнейшей эксплу-
атации провести экспертизу промышленной безопасности трубопроводов пара ОУ
1-8 (рег. № 10204) и ОУ 9-10 (рег. № 10205).
3. Внести дополнения в должностную инструкцию главного энергетика фили-
ала ОАО «Группа «Илим» в г. Братск в части вопросов, связанных с эксплуатацией
трубопроводов.
4. Пересмотреть производственные инструкции для персонала, обслуживающе-
го трубопроводы, в части проведения работ по прогреву и пуску паропроводов и по-
рядку их переключения.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению промышлен-
ной безопасности
Функции по контролю и надзору за соблюдением поднадзорными организация-
ми требований промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, ра-
ботающего под избыточным давлением, осуществляют 5 работников центрального
аппарата и инспекторский состав территориальных органов Ростехнадзора в коли-
честве 351 человека. Уровень промышленной безопасности в поднадзорных орга-
низациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, которые имеют в
своем составе оборудование, работающее под избыточным давлением, в целом оце-
нивается как удовлетворительный.
В тоже время следует отметить, что на поднадзорных предприятиях имеются тех-
нические, организационные и финансовые проблемы, снижающие уровень про-
мышленной безопасности.
Основной причиной снижения уровня промышленной безопасности при эксплу-
атации оборудования, работающего под избыточным давлением, является большое
количество эксплуатируемого оборудования, отработавшего расчетный срок служ-
бы, установленный изготовителем.
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на 1 января
2015 г. представлены на в табл. 102 и на рис. 37.
274
Таблица 102
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию
на 1 января 2015 г.
Наименование технических устройств
Общее количест-
Отработало норма-
Средний
во технических
тивный срок служ-
процент из-
устройств, ед.
бы, ед.
носа, %
Паровые и водогрейные котлы
71 016
35 818
50,4
Сосуды, работающие под давлением
302 037
131 031
43,4
Трубопроводы пара и горячей воды
34 068
13 773
40,4
Итого:
407 121
180 622
44,7
71 016
302 037
34 068
50,4 %
43,4 %
40,4 %
Сосуды, работающие
Паровые
Трубопроводы пара
под давлением
и водогрейные котлы
и горячей воды
Отработали расчетный срок службы
Рис. 37. Износ оборудования, работающего под избыточным давлением
Вместе с тем следует отметить, что в 2014 г. темпы замены отработавшего рас-
четный срок службы оборудования на новое выросли, что объясняется изменения-
ми законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасно-
сти и технического регулирования, модернизацией производственных мощностей
и внедрением более эффективного, современного и менее энергоемкого оборудо-
вания (рис. 38).
Ярким примером обновления парка оборудования, работающего под избыточ-
ным давлением, стали предприятия большой энергетики (ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС и т.д.),
где в 2014 г. заменено 40 энергетических котлов, работающих под избыточным дав-
лением пара более 4 МПа, в том числе новые котлы установлены в:
ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Архангельская ТЭЦ);
ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (Новогорьковская
ТЭЦ, Ижевская ТЭЦ-1, Кировская ТЭЦ-3);
ИНТЕР РАО — Электрогенерация (Черепецкая ГРЭС, Нижневартовская ГРЭС,
Южноуральская ГРЭС);
ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (Се-
ровская ГРЭС);
ОАО «Фортум» (Челябинская ГРЭС);
275
ОАО «Мосэнерго» (ТЭЦ-9, ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-20);
ЗАО «Саровская генерирующая компания» (Саровская ТЭЦ-1);
ООО «Сибирская генерирующая компания» (Абаканская ТЭЦ);
ОАО «Э.ОН Россия» (Березовская ГРЭС);
ОАО «Генерирующая компания» (Казанская ТЭЦ-2).
Рис. 38. Динамика изменения количества поднадзорного оборудования, отработавшего
расчетный срок службы
В 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию котлов Нижнетуринской ГРЭС, Юж-
но-Сахалинской ТЭЦ-1, Новочеркасской ГРЭС.
Рис. 39. Сведения об износе котлов
Рис. 40. Сведения об износе котлов
большой энергетики (ТЭС, ТЭЦ,
большой энергетики (ТЭС, ТЭЦ,
ГРЭС и т.д.) в 2013 г.
ГРЭС и т.д.) в 2014 г.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварии на опасных производственных объектах, имеющих в своем соста-
276
ве оборудование, работающее под избыточным давлением, поднадзорными органи-
зациями запланированы и осуществляются мероприятия по локализации и ликви-
дации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных предприятий обеспечивается
комплексом соответствующих организационно-технических мероприятий: исполь-
зованием автоматических систем управления технологическим процессом, постоян-
ным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны, разработкой
планов ликвидации аварий, проведением противоаварийных учений, учебных тре-
вог, наличием на предприятиях нештатных аварийно-спасательных формирований.
При проведении проверок инспекторским составом территориальных органов
Ростехнадзора проверяется техническое состояние автоматических систем управле-
ния технологическим процессом, выполнение планов противоаварийных тренировок,
их тематика, полнота охвата противоаварийными тренировками эксплуатационного
персонала. Выявленные нарушения отражаются в актах проверок и предписаниях.
Обеспечение безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных
предприятий неразрывно связано с выполнением поднадзорными организациями
мероприятий по антитеррористической устойчивости, выполнение которых непре-
рывно контролируется государственными инспекторами территориальных органов
в ходе проведения обследований поднадзорных предприятий и организаций.
В 2014 г. центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора
проведена следующая работа.
1. Проведена проверка предприятий большой энергетики ОАО «Энел Россия»,
в состав которой входят 4 крупные электростанции, и ОАО «Э.ОН Россия», имею-
щей в своем составе 5 крупных электростанций.
По результатам плановой выездной проверки ОАО «Энел Россия» выявлено
1696 нарушений требований промышленной и энергетической безопасности, со-
ставлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В целях контроля выполнения ОАО «Энел Россия» выданного предписания ор-
ганизованы и проведены внеплановые выездные проверки в период с 22 сентября
по 3 октября 2014 г. и с 1 по 12 декабря 2014 г.
По результатам плановой выездной проверки ОАО «Э.ОН Россия» выявлено
625 нарушений требований промышленной и энергетической безопасности, состав-
лен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В целях контроля выполнения ОАО «Э.ОН Россия» выданного предписания ор-
ганизована и проведена внеплановая выездная проверка в период с 1 по 12 декаб-
ря 2014 г.
2. Проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Таганрогский кот-
лостроительный завод «Красный котельщик» требований промышленной безопас-
ности и технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудо-
вания, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013). По итогам
проверки выявлено 63 нарушения обязательных требований, составлен акт про-
верки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений и о приоста-
новлении действия принятых деклараций о соответствии продукции требованиям
ТР ТС 032/2013.
В целях контроля выполнения ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» выданного пред-
писания организована и проведена внеплановая выездная проверка в период с 15
по 26 декабря 2014 г.
277
Полномочия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требо-
ваний ТР ТС 032/2013 осуществляются Ростехнадзором как в форме плановых и
внеплановых проверок поднадзорных организаций, так и в форме дистанционного
контроля, проводимого путем мониторинга реестра выданных сертификатов соот-
ветствия и реестра принятых деклараций о соответствии, размещенных на офици-
альном сайте Федеральной службы по аккредитации.
В 2014 г. выявлены факты нарушения обязательных требований при подтвержде-
нии соответствия оборудования и оформлении сертификатов соответствия и декла-
раций о соответствии.
В адрес организаций, допустивших нарушения, направлены письма с указани-
ем выявленных нарушений, одновременно в адрес Федеральной службы по аккре-
дитации направлены уведомления о принятых мерах в рамках осуществления госу-
дарственного контроля (надзора).
По итогам проведенных мероприятий в рамках государственного контроля (над-
зора) за соблюдением поднадзорными организациями требований ТР ТС 032/2013
прекращено действие 12 принятых изготовителями (заявителями) деклараций о со-
ответствии оборудования, работающего под избыточным давлением.
В 2014 г. инспекторами территориальных органов проведено 8714 проверок под-
надзорных организаций, из них 3027 плановых и 5588 внеплановых.
Средняя нагрузка на 1 инспектора в 2014 г. составила 28 обследований поднад-
зорных организаций в год.
За аналогичный период 2013 г. проведено 10 869 проверок поднадзорных органи-
заций, из них 5820 плановых и 5049 внеплановых.
В ходе проведения в 2014 г. проверок выявлено 27 535 нарушений требований
нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Нарушения
были выявлены практически в каждой третьей проверенной организации (34 % об-
щего количества проверенных поднадзорных организаций эксплуатируют ОПО с
нарушениями требований промышленной безопасности).
За допущенные нарушения наложено 2745 административных наказаний, в том
числе 2516 административных штрафов на общую сумму 124 969 тыс. руб. (взыска-
но 67 % общего количества наложенных штрафов).
За 12 месяцев 2013 г. наложено 3714 административных наказаний, в том числе
3464 административных штрафа на общую сумму 150 000 тыс. руб. (взыскано 71 %
общего количества наложенных штрафов).
Сравнительный анализ основных показателей деятельности территориальных
органов Ростехнадзора в 2013-2014 гг. показывает, что по сравнению с 2013 г. ко-
личество проведенных проверок в 2014 г. уменьшилось на 19,8 %, что объясняется
изменениями законодательства Российской Федерации в области промышленной
безопасности в части невозможности осуществления плановых проверок в отноше-
нии опасных производственных объектов IV класса опасности, а также отсутствием
необходимости получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных
объектов IV класса опасности.
Количество выявленных нарушений в 2014 г. снизилось по сравнению с 2013 г.
на 37 % (по сравнению с 2013 г. в 2014 г. инспекторы территориальных органов при
проведении обследований поднадзорных организаций выявили на 16 171 нарушение
меньше). При этом коэффициент выявляемости нарушений (среднее количество на-
рушений, выявленное в ходе одной проверки) снизился всего на 3,6 % со значения
278
коэффициента выявляемости 8,03 в 2013 г. до значения 7,74 в 2014 г., что указывает
на эффективное осуществление государственного контроля (надзора) при осущест-
влении контрольно-надзорных мероприятий в отношении поднадзорных организа-
ций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II и III классов опас-
ности, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давле-
нием. Среднее количество штрафов, приходящееся на одно обследование, в 2014 г.
составляет 0,79, что выше показателя 2013 г., составлявшего 0,7.
По итогам проверок предприятий, эксплуатирующих оборудование, работаю-
щее под избыточным давлением, с грубыми нарушениями требований норматив-
ных правовых актов в области промышленной безопасности, количество админи-
стративных приостановлений деятельности в 2014 г. уменьшилось по сравнению с
2013 г. на 15 % (31 ед.).
Кроме осуществления федерального государственного надзора за соблюдением
организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требова-
ний промышленной безопасности в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 Ростехнадзор является уполномо-
ченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного конт-
роля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного
союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
(ТР ТС 032/2013).
Указанные полномочия осуществляются Ростехнадзором как в форме плановых
и внеплановых проверок поднадзорных организаций, так и в форме дистанцион-
ного контроля путем мониторинга реестра выданных сертификатов соответствия и
реестра принятых деклараций о соответствии, размещенных на официальном сай-
те Федеральной службы по аккредитации.
В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в 2014 г. выявлены фак-
ты нарушения обязательных требований при подтверждении соответствия обору-
дования и оформлении сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
В адрес организаций, допустивших нарушения, направлены предписания (по
итогам выездных проверок) о приостановлении действия принятых деклараций о
соответствии и письма (по итогам дистанционного контроля) с указанием выяв-
ленных нарушений с одновременным уведомлением Федеральной службы по ак-
кредитации о принятых мерах в рамках осуществления государственного контр-
оля (надзора).
По итогам проведенных мероприятий в рамках государственного контроля (над-
зора) за соблюдением поднадзорными организациями требований ТР ТС 032/2013
прекращено действие 12 принятых изготовителями (заявителями) деклараций о со-
ответствии оборудования, работающего под избыточным давлением.
Совершенствование надзорной деятельности в свете изменений законодательст-
ва в области промышленной безопасности
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Фе-
деральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании
утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового ко-
декса Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 21 июня
1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
279
ектов» (далее — Федеральный закон 116-ФЗ). Изменения коснулись классифика-
ции опасных производственных объектов, формирования принципов риск-ориен-
тированного надзора за соблюдением эксплуатирующими организациями требова-
ний промышленной безопасности.
В целях приведения нормативной базы в соответствие с законодательством Рос-
сийской Федерации разработаны Федеральные нормы и правила в области про-
мышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под
избыточным давлением», устанавливающие обязательные требования к монтажу,
эксплуатации, ремонту, модернизации, реконструкции и утилизации оборудова-
ния, работающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, со-
судов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, электриче-
ских котлов и т.д.).
Указанные федеральные нормы и правила утверждены приказом Ростехнадзора
от 25 марта 2014 г. № 116, зарегистрированным в Минюсте России 19 мая 2014 г., ре-
гистрационный № 32326, и вступили в силу 22 декабря 2014 г.
Также разработаны, прошли регистрацию в Минюсте России и введены в дей-
ствие с 8 октября 2014 г. Федеральные нормы и правила в области промышленной
безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производ-
ственных объектах».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407
Ростехнадзор определен в качестве федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за со-
блюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопас-
ности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013).
В целях доведения требований ТР ТС 032/2013 до работников территориальных ор-
ганов Ростехнадзора в 2014 г. Управлением государственного строительного надзо-
ра Ростехнадзора была проведена следующая работа:
1. В рамках реализации решения Коллегии Евразийской экономической комис-
сии от 25 декабря 2013 г. № 309 «О плане мероприятий, необходимых для реализа-
ции технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования,
работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013)» проведены меропри-
ятия (работы), направленные на разъяснение положений ТР ТС 032/2013.
Проведены семинары и круглые столы по теме «Промышленная безопасность
опасных производственных объектов, на которых используются подъемные соору-
жения и оборудование, работающее под избыточным давлением» для работников
поднадзорных организаций и территориальных органов Ростехнадзора:
в г. Москва с 25 по 26 февраля 2014 г. с участием 57 специалистов поднадзорных
организаций и 50 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Санкт-Петербург с 4 по 5 марта 2014 г. с участием 48 специалистов поднадзор-
ных организаций и 36 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Екатеринбург с 18 по 19 марта 2014 г. с участием 87 специалистов поднадзор-
ных организаций и 45 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Нижний Новгород с 3 по 4 апреля 2014 г. с участием 140 специалистов под-
надзорных организаций и 45 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Ставрополь с 15 по 16 апреля 2014 г. с участием 98 специалистов поднадзор-
ных организаций и 30 работников территориальных органов Ростехнадзора;
280
в г. Москва с 23 по 24 апреля 2014 г. с участием 104 специалистов поднадзорных
организаций и 22 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Казань в период с 14 по 15 мая 2014 г. с участием 69 специалистов поднадзор-
ных организаций и 12 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Новосибирск с 19 по 20 июня 2014 г. с участием 34 специалистов поднадзор-
ных организаций и 2 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Москва с 10 по 11 сентября 2014 г. с участием 13 специалистов поднадзорных
организаций и 3 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Красноярск с 12 по 13 ноября 2014 г. с участием 353 специалистов поднадзор-
ных организаций и 25 работников территориальных органов Ростехнадзора;
в г. Москва с 24 по 25 декабря 2014 г. с участием 18 специалистов поднадзорных
организаций.
2. Проведены семинары на тему «Осуществление контрольно-надзорной деятель-
ности в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями в свете из-
менений законодательства в области промышленной безопасности и технического
регулирования» с территориальными органами Ростехнадзора,
с 23 по 25 апреля 2014 г.;
с 12 по 13 июля 2014 г.;
21 сентября 2014 г. вопрос осуществления контрольно-надзорной деятельности
обсуждался в рамках семинара, проведенного Управлением общепромышленного
надзора Ростехнадзора.
Кроме этого были проведены:
совещание по вопросам обеспечения соответствия оборудования требованиям
ТР ТС 032/2013 при его изготовлении, проведенное в г. Суздаль 22 января 2014 г.;
рабочие встречи с представителями Госпромнадзора Республики Беларусь по во-
просам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требо-
ваний ТР ТС 032/2013 на таможенной территории Таможенного союза, проведенные
в период с 15 по 17 апреля 2014 г. на территории Российской Федерации, и в период
с 23 по 27 июня 2014 г. на территории Республики Беларусь.
Принято участие:
во Всероссийской научно-практической конференции «Промышленная безопас-
ность—2014. Особенности законодательного регулирования и правоприменения»,
проходившей в г. Москва 21 мая 2014 г.;
в форуме 13 августа 2014 г. в г. Жуковский, где проходило обсуждение форм и
методов оценки соответствия требованиям безопасности на объектах критической
инфраструктуры, а также требований к оборудованию, применяемому на опасных
производственных объектах;
в отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение и когенера-
ция 2014», проходившей в период с 9 по 10 сентября 2014 г. в г. Москва.
Подготовлено выступление на выставке «Российское теплоснабжение» по вопро-
сам требований к оборудованию, работающему под избыточным давлением, при-
меняемому на опасных производственных объектах, проведенной 14 октября 2014 г.
в г. Москва.
Проведен семинар и круглый стол по вопросам проведения подтверждения соот-
ветствия оборудования требованиям Технического регламента ТС 032/2013 (18 но-
ября 2014 г. в г. Москва).
281
В журнале «Безопасность труда в промышленности» опубликованы статьи на тему:
Промышленная безопасность опасных производственных объектов, на которых
используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточ-
ным давлением — журнал № 8, 2014 г.;
Классификация оборудования, работающего под избыточным давлением, по ка-
тегориям опасности — журнал № 9, 2014 г.
2.2.19. Объекты, на которых используются стационарно установленные
грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения
В соответствии с полномочиями, определенными Положением о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об
уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственно-
го контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Тамо-
женного союза» Ростехнадзором осуществляется государственный контроль (над-
зор) за соблюдением требований:
промышленной безопасности на опасных производственных объектах, составля-
ющими которых являются стационарно установленные грузоподъемные механиз-
мы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в
метрополитенах, канатные дороги;
технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и обору-
дования» (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от
18 октября 2011 г. № 823;
технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»
(ТР ТС 011/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октя-
бря 2011 г. № 824;
Правил устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инва-
лидов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11 марта 2001 г.
№ 10; Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов, утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 2 августа 1994 г. № 47, при эксплуата-
ции поэтажных эскалаторов, пассажирских конвейеров по вопросам, не противо-
речащим требованиям действующего законодательства.
Кроме осуществления мероприятий государственного контроля (надзора) прово-
дится постоянная работа в технических комитетах по стандартизации: ТК 209 «Лиф-
ты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»;
ТК 289 «Краны грузоподъемные»; ТК 438 «Подъемники с рабочими платформами»;
ТК 253 «Складское оборудование».
Надзор за объектами, на которых используются стационарно установленные гру-
зоподъемные механизмы и подъемные сооружения (далее — подъемные сооруже-
ния), осуществляют 4 сотрудника центрального аппарата Ростехнадзора и инспек-
торский состав территориальных органов Ростехнадзора в количестве 370 человек.
На 74 206 поднадзорных предприятиях и организациях эксплуатируются почти
817 тыс. подъемных сооружений (из них 242 231 грузоподъемный кран, 25 815 подъ-
емников (вышек), 529 662 лифта, 167 подвесных канатных дорог, 521 буксировочная
канатная дорога, 2 фуникулера, 10 757 эскалаторов (в том числе 341 — в метрополите-
нах), 4442 строительных подъемника и 3085 подъемников для инвалидов (рис. 41, 42).
282
Рис. 41. Число поднадзорных технических
Рис. 42. Соотношение количества
устройств (всего 816 682 ед.)
отечественных и импортных
технических устройств
В соответствии с мировыми интеграционными процессами и изменениями тем-
пов производства отечественных производителей подъемных сооружений на тер-
ритории Российской Федерации эксплуатируется почти 134 тыс. единиц техники
импортного производства, что составляет 16 % общего числа зарегистрированных
в Ростехнадзоре подъемных сооружений (рис. 43, 44).
Рис. 43. Динамика изменения числа подъемных сооружений
На уровень аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъем-
ных сооружений существенное влияние оказывает количество находящихся в экс-
плуатации подъемных сооружений. В 2014 г. количество подъемных сооружений уве-
личилось по сравнению с 2013 г. почти на 4 500 единиц (табл. 103).
Так, например, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. прирост парка грузоподъемных
кранов составил 1829 единиц, подъемников (вышек) — 1259 единиц, эскалаторов —
1329 единиц, грузопассажирских строительных подъемников и подъемников для ин-
валидов — 633 единицы, подвесных и буксировочных канатных дорог — 62 единицы.
Изменение данных по лифтовому парку в 2013-2014 гг. связано с отме-
ной с момента вступления в силу технического регламента Таможенного союза
283
ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» нормативных актов, в которых были указа-
ны положения, устанавливающие порядок учета и ввода лифтов в эксплуатацию, в
связи с чем учет лифтов был прекращен.
Следует отметить, что на уровень промышленной безопасности оказывают вли-
яние технические, организационные и финансовые проблемы на поднадзорных
предприятиях.
Основной проблемной причиной снижения уровня промышленной безопасно-
сти в области надзора за подъемными сооружениями является большое количество
оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс (табл. 104, рис. 45-47).
Рис. 44. Соотношение количества отечественных и импортных
технических устройств
284
В 2014 г. в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
где используются подъемные сооружения (ОПО с ПС), произошло 34 аварии, что
на 4 аварии больше, чем в 2013 г. При этом материальный ущерб от аварий соста-
вил 50 млн руб. (в 2013 г. — около 80 млн руб.). Еще 4 аварии зарегистрировано при
эксплуатации лифтов (рис. 47). В 15 из 34 аварий травмировано 18 человек, из них
6 человек — смертельно (в 2013 г. в 20 авариях — 24 и 12 человек соответственно). В
результате двух аварий имели место групповые несчастные случаи.
Рост аварийности на ОПО с ПС отмечен в Уральском (+5), Нижне-Волж-
ском (+3), Приволжском (+2), Волжско-Окском (+2), Енисейском (+2), Цент-
ральном (+1), Сибирском (+1) и Забайкальском (+1) управлениях Ростехнадзора.
Снижение уровня аварийности на ОПО с ПС наблюдается в Северо-Западном, Се-
веро-Кавказском, Западно-Уральском, Средне-Поволжском, Верхне-Донском, Пе-
чорском, Межрегиональном технологическом и Кавказском управлениях.
Таблица 103
Сведения по изменению общего количества технических устройств в 2014 г.
по сравнению с 2013 г.
Наименование технических
Общее количест-
Общее количест-
Прирост, %
устройств
во технических
во технических
(ед.)
устройств в 2013 г.
устройств в 2014 г.
Краны
240 402
242 231
<1 (1829)
Подъемники (вышки)
24 556
25 815
5,1 (1259)
Лифты
529 283
529 662
<1 (379)
Подвесные канатные дороги
140
167
19,3 (27)
Буксировочные канатные дороги
486
521
7,2 (35)
Фуникулеры
2
2
Эскалаторы
9 428
10 757
14 (1329.)
Строительные подъемники
4 138
4 442
7,3 (304)
Платформы подъемные для ин-
2 756
3 085
11,9 (329)
валидов
Итого:
811 191
816 682
0,7 (5491)
Таблица 104
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на 1 января 2015 г.
Наименование технических устройств
Общее количест-
Отработало нор-
Средний
во технических
мативный срок
процент
устройств, ед.
службы, ед.
износа, %
Грузоподъемные краны
242 231
149 331
61,6
Подъемники (вышки)
25 815
11 208
43,4
Лифты
529 662
145 467
27,5
Подвесные канатные дороги
167
41
24,5
Буксировочные канатные дороги
521
62
11,9
Фуникулеры
2
2
100
Эскалаторы
10 757
80
0,74
Строительные подъемники
4 442
870
19,6
Платформы подъемные для инвалидов
3 085
4
0,13
Итого:
816 682
307 065
37,6
285
Рис. 45. Число грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы
(в среднем по России 61,6 %)
Рис. 46. Число подъемников (вышек), отработавших нормативный срок службы
(в среднем по России 43,4 %)
286
Рис. 47. Число лифтов, отработавших нормативный срок службы
(в среднем по России 27,5 %)
Рис. 48. Число канатных дорог, отработавших нормативный срок службы
(в среднем по России 15 %)
287
Рис. 49. Динамика аварийности при эксплуатации подъемных сооружений
Из 34 аварий 27 (79 %) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов,
5 аварий (15 %) -подъемников (вышек) и по 1 аварии на пассажирской подвесной
канатной дороге и строительном подъемнике (рис. 50).
Наибольшее число аварий произошло при эксплуатации башенных (44 % обще-
го количества аварий грузоподъемных кранов), гусеничных (22 %) и автомобиль-
ных (в том числе пневмоколесных и кранов на спецшасси) (19 %) кранов (рис. 51).
Рис. 50. Распределение аварий по видам
Рис. 51. Распределение аварий по типам
подъемных сооружений
грузоподъемных кранов
288
Следует отметить увеличение аварий подъемников (вышек) с 2 аварий в 2013 г.
до 5 аварий в 2014 г.
Так, 16 сентября 2014 г. во время производства работ по замене изоляторов на
опорах линии электропередачи в с. Покровка Оренбургской области с применени-
ем автоподъемника ПСС-131.17Э (изготовитель — Торжокское ОАО «Пожтехни-
ка», год изготовления — 2008) при выполнении команды по выравниванию люльки
произошло опрокидывание люльки, в результате чего находящийся в люльке элек-
тромонтер-линейщик выпал из нее, получив при этом тяжелые травмы (рис. 52).
Рис. 52, а, б. Опрокидывание люльки во время производства работ по замене изоляторов
на опорах линии электропередачи в с. Покровка Оренбургской области с применением
автоподъемника ПСС-131.17Э
Причины аварии: разрушение пальца в подвижном соединении коленчатого ры-
чага со штоком гидроцилиндра системы ориентации пола люльки в горизонтальном
положении из-за недостаточной прочности. Расчетные напряжения в опасном сече-
нии пальца при максимальных проектных нагрузках люльки превышают прочност-
ные характеристики детали, установленной предприятием-изготовителем Торжок-
ское ОАО «Пожтехника».
Две трети аварий подъемных сооружений произошло по техническим причинам,
в основном из-за неисправности технических устройств или неисправности (отсут-
ствия) приборов безопасности, такое же число аварий произошло из-за неэффек-
тивности производственного контроля. К организационным причинам возникно-
вения аварий относятся: нарушение технологической и трудовой дисциплины, не-
правильные несогласованные действия обслуживающего персонала и неправильная
организация производства работ.
Так, 20 марта 2014 г. на территории склада готовой продукции формовочного цеха
ОАО «ВЗЖБИ» произошло разрушение опорно-поворотного устройства (ОПУ) и па-
дение башни крана КП-300 (кран-погрузчик), 1979 г. изготовления (изготовитель —
завод «Ремстройдормаш», г. Калуша). Пострадавших нет (рис. 53).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..