ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23     

 

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 23

 

 

353
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнение Федеральной службой по экологическому, технологическому
и атомному надзору федерального бюджета в 2015 году
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О феде-
ральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — За-
кон № 384-Ф3) (с изменениями и дополнениями) Федеральная служба по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору является главным администратором
доходов федерального бюджета.
На 2015 г. Ростехнадзору установлен прогнозный план поступления доходов в фе-
деральный бюджет Российской Федерации в сумме 845 793,5 тыс. руб.
В 2015 г. при осуществлении центральным аппаратом и территориальными орга-
нами Ростехнадзора бюджетных полномочий главных администраторов (админист-
раторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доход фе-
дерального бюджета фактически поступило 958 527,8 тыс. руб, или 113,3 % от прог-
нозного плана (по оперативным данным).
В соответствии с Законом № 384-Ф3 Ростехнадзору доведены бюджетные
назначения в сумме 5 904 031,4 тыс. руб. Бюджетные ассигнования доведены в
сумме 5 904 031,4 тыс. руб., лимиты бюджетных обязательств доведены в сумме
5 904 031,4 тыс. руб. Исполнение (по оперативным данным) за 2015 г. составило
98,0 % от бюджетных ассигнований, 98,0 % от лимитов бюджетных обязательств.
Результативность распределения ассигнований федерального бюджета,
администрируемых Ростехнадзором, в разрезе запланированных
направлений за 2015 год
В 2015 г. Ростехнадзором осуществлялась реализация мероприятий в рамках сле-
дующих подпрограмм, федеральных целевых программ в рамках государственных
программ Российской Федерации (далее — Программы):
подпрограмма «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности»
государственной программы Российской Федерации «Защита населения и терри-
торий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопас-
ности людей на водных объектах» (далее — Подпрограмма);
федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 гг. в рамках государ-
ственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфорт-
ным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопас-
ности на 2008 год и на период до 2015 года» в рамках государственной программы
Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».
354
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмо-
тренный Ростехнадзору на реализацию мероприятий Программ, в 2015 г. составил
5 904 031,4 тыс. руб., в том числе:
подпрограмма «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности» —
5 804 663,3 тыс. руб. (кассовое исполнение — 98 %);
федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. — 36 500,0 тыс. руб.
(кассовое исполнение — 100 %);
федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной без-
опасности на 2008 год и на период до 2015 года» — 62 868,1 тыс. руб. (кассовое ис-
полнение — 100 %).
Мероприятия федеральных целевых программ реализованы в полном объеме, от-
клонения от запланированных параметров отсутствуют.
К основным результатам, характеризующим достижение цели и решения задач
Подпрограммы в отчетном периоде, необходимо отнести обеспечение необходимо-
го уровня безопасности поднадзорных объектов. Ростехнадзором проведены конт-
рольно-надзорные мероприятия на объектах использования атомной энергии, на
опасных производственных объектах, объектах электроэнергетики, строительного
комплекса, гидротехнических сооружениях. За 2015 г. общее количество проверок,
проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
составило 132 678 ед. (в том числе 81 957 ед. внеплановых проверок).
В целях повышения уровня гармонизации с международными стандартами и пра-
ктикой регулирования безопасности при использовании атомной энергии необходи-
мо выделить участие Ростехнадзора в пятом совещании Договаривающихся сторон
по рассмотрению национальных докладов по выполнению положений Объединен-
ной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасно-
сти обращения с радиоактивными отходами (11 — 22 мая 2015 г., Австрия, г. Вена).
В результате обсуждения вышеупомянутых национальных докладов выработаны ре-
комендации и определены положительные практики в области обращения с отра-
ботавшим ядерным топливом (далее — ОЯТ) и радиоактивными отходами (далее —
РАО), а также вопросы, связанные с безопасностью в указанной области, которые
требуют дополнительного решения. Итоги состоявшегося совещания учитывают-
ся при осуществлении национальной регулирующей деятельности, в том числе при
совершенствовании нормативно-правового регулирования безопасности в области
обращения с ОЯТ и РАО.
Кроме того, в рамках деятельности Межгосударственного совета по промышлен-
ной безопасности (далее — МСПБ) в отчетном году:
проведен сопоставительный анализ систем государственного регулирования про-
мышленной безопасности в области надзора за оборудованием, работающим под из-
быточным давлением в странах — участницах МСПБ;
проведен мониторинг состояния законодательства Евразийского экономического
союза по техническому регулированию в части, касающейся технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах.
В рамках деятельности Комиссии по координации сотрудничества государст-
венных органов энергетического надзора государств — участников СНГ продолже-
на работа по разработке проекта правил по технике безопасности при эксплуатации
электроустановок и проекта макета сборника нормативно-технических документов
в области энергетического надзора, используемых в государствах — участниках СНГ.
355
Руководящим комитетом Международной организации канатного транспорта
(далее — МОКаТ) 16 апреля 2015 г. в г. Инсбрук, Австрия, рассмотрена и одобрена
заявка на вступление Ростехнадзора в МОКаТ, подготовленная во исполнение рас-
поряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 2143-р.
Анализ полученных от МОКаТ справочных материалов позволил в 2015 г. актуали-
зировать Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
«Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», а также гар-
монизировать их с международными стандартами безопасности.
Для обеспечения эффективного нормативно-правового регулирования сферы
промышленной, ядерной и радиационной безопасности, заключающегося в отсут-
ствии дублирующих и избыточных способов государственного регулирования обес-
печения безопасности опасных объектов, объектов использования атомной энергии,
Ростехнадзором продолжается развитие риск-ориентированного подхода при осу-
ществлении контрольно-надзорных мероприятий. В результате утверждены План
первичных мероприятий по внедрению риск-ориентированного подхода в конт-
рольно-надзорной деятельности Ростехнадзора и План мероприятий по внедрению
риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной дея-
тельности в области использования атомной энергии на примере АЭС. Также внесен
в Правительство Российской Федерации и одобрен в первом чтении Государствен-
ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехни-
ческих сооружений», направленный на дифференциацию режима государственно-
го надзора по классам гидротехнических сооружений.
В целях повышения степени открытости информации о состоянии сферы обеспе-
чения безопасности поднадзорных объектов, регулировании в области обеспечения
безопасности Ростехнадзор обеспечивает на официальном сайте доступ к открытым
данным, содержащимся в информационных системах Ростехнадзора, в том числе к
Планам проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей, статистической информации, сформированной Ростехнадзором в соответст-
вии с Федеральным планом статистических работ по результатам проведенных пла-
новых и внеплановых проверок. Также на официальном сайте Ростехнадзора реали-
зован механизм «обратной связи» в рамках раздела «открытые данные».
Количественно ход реализации Подпрограммы в 2015 г. характеризуется дости-
жением целевых значений показателей:
снижение на 7 % риска возникновения аварий на опасных производственных
объектах к базовому значению за 2011-2013 гг.;
доля застрахованных опасных производственных объектов соответствует плано-
вому значению и составляет 88,1 % от общего количества поднадзорных Ростехнад-
зору опасных производственных объектов;
значения по показателям, отражающим исполнение Указа Президента Россий-
ской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 и включенным в перечень показателей Под-
программы, соответствуют установленным Указом значениям.
Эффективность реализации Подпрограммы, оценка которой осуществлена в
соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государ-
ственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России
от 20 ноября 2013 г.), признается высокой.
356
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Ростехнадзора в 2015 г. была направлена на обеспечение ядерной
и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, защи-
щенности опасных производственных объектов, объектов энергетики, работников
данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера.
Состояние аварийности и травматизма на поднадзорных объектах,
нарушения в работе объектов использования атомной энергии
На объектах использования атомной энергии в 2015 г. зарегистрировано 97 нару-
шений в работе объектов использования атомной энергии (в 2014 г. — 106 наруше-
ний), из них:
35 нарушений на энергоблоках атомных электростанций (в 2014 г. зарегистриро-
вано 43 нарушения);
12 нарушений на исследовательских ядерных установках (в 2013 г. — 5 наруше-
ний);
15 нарушений на ядерных энергетических установках судов (в 2014 г. — 24 нару-
шения);
35 нарушений на радиационно опасных объектах (в 2014 г. — 34 нарушения).
Нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла в 2014 и 2015 гг. не за-
фиксировано.
При эксплуатационных происшествиях нарушений пределов и условий безопас-
ной эксплуатации не было. Аварий на объектах использования атомной энергии, а
также событий с радиационными последствиями не зарегистрировано. Радиоактив-
ные сбросы и выбросы в окружающую среду были ниже допустимых уровней.
На опасных производственных объектах в 2015 г. произошло 174 аварии, что на
36 аварий больше, чем в 2014 г.
Снижение аварийности достигнуто в горнорудной промышленности (сниже-
ние на 1 аварию), на объектах нефтегазодобычи (снижение на 1 аварию), на объек-
тах производства, хранения, применения взрывчатых материалов промышленного
назначения, за исключением организаций оборонно-промышленного комплекса
(снижение на 1 аварию), на объектах транспортирования опасных веществ (сниже-
ние на 2 аварии). Значительно снизилась аварийность на объектах, использующих
оборудование, работающее под давлением (снижение на 5 аварий).
Вместе с тем в 2015 г. по сравнению с 2014 г. произошел рост аварийности в ме-
таллургической промышленности (рост на 2 аварии), на предприятиях химического
комплекса (рост на 2 аварии), на объектах магистрального трубопроводного тран-
спорта (рост на 5 аварий). Значительно возросла аварийность на объектах, на кото-
рых используются подъемные сооружения (рост на 21 аварию), а также на объектах
газораспределения и газопотребления (рост на 12 аварий).
357
При осуществлении производственной деятельности на поднадзорных Ростех-
надзору предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в
2015 г. погибло 193 человека, что на 7 человек меньше, чем в 2014 г.
Значительное снижение смертельного травматизма зафиксировано в угольной
промышленности (снижение составило 6 случаев), в горнорудной и нерудной про-
мышленности, на объектах подземного строительства (снижение на 12 случаев), на
объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (снижение
на 4 случая), на объектах, использующих оборудование, работающее по давлением
(снижение на 6 случаев). Уменьшился смертельный травматизм также на объектах
газораспределения и газопотребления, на взрывопожароопаасных объектах расти-
тельного сырья и на объектах, связанных с транспортированием опасных веществ.
Вместе с тем в отдельных отраслях (видах надзора) отмечен рост смертельного
травматизма, в частности, на предприятиях химического комплекса (смертельный
травматизм увеличился на 4 случая), на объектах нефтегазодобычи (рост на 10 слу-
чаев), на объектах, на которых используются подъемные сооружения (рост на 7 слу-
чаев).
Отмечается снижение аварийности и травматизма при эксплуатации электростан-
ций, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей, тепловых уста-
новок и сетей, а также гидротехнических сооружений.
Так, в 2015 г. при эксплуатации электростанций, электроустановок потребителей,
электрических сетей произошло 60 аварий, что на 27 аварий меньше, чем в 2014 г.
При эксплуатации тепловых установок и сетей в 2015 г. произошло 3 аварии (в
2014 г. аварий не зафиксировано).
В отчетном году не зарегистрировано аварий при эксплуатации гидротехниче-
ских сооружений (в 2014 г. аварий также не было).
При осуществлении производственной деятельности на поднадзорных Ростех-
надзору предприятиях, эксплуатирующих электростанции, электроустановки по-
требителей и электрические сети, в 2015 г. погибло 52 человека, что на 10 человека
меньше, чем в 2014 г.
При эксплуатации тепловых установок и сетей погиб 1 человек (на 2 человека
меньше, чем в 2014 г.).
При эксплуатации гидротехнических сооружений в 2015 г. случаи смертельного
травматизма не зафиксированы (в 2014 г. также несчастные случаи со смертельным
исходом не зафиксированы).
Осуществление государственного контроля (надзора)
в установленной сфере деятельности
В 2015 г. Ростехнадзором проведено в общей сложности 132 678 проверок в отно-
шении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 6 % меньше,
чем в 2014 г. (140 586 проверок).
В ходе проведения проверок выявлены правонарушения в отношении 42 473 юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2014 г. — 43 686), всего выяв-
лено 763 189 правонарушений (в 2014 г. — 911 053).
По итогам проведенных проверок наложено 85 938 административных наказа-
ния (в 2014 г. — 64 864), общая сумма наложенных административных штрафов со-
ставила 2 159 147 тыс. руб. (в 2014 г. — 1 956 565 тыс. руб.).
358
Лицензионная деятельность
В соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятель-
ности за отчетный период Ростехнадзором предоставлено и переоформлено 9024 ли-
цензии, отказано в выдаче 2050 лицензий.
В области использования атомной энергии в 2014 г. Ростехнадзором предостав-
лено и переоформлено 1853 лицензии, отказано в выдаче 15 лицензий.
Основные направления деятельности Ростехнадзора на 2016 год
1. Совершенствование системы государственного контроля (надзора) в установ-
ленной сфере деятельности Ростехнадзора в соответствии с Планом мероприятий
(«дорожной картой») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденным распоряжением Пра-
вительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 599-р.
2. Развитие сотрудничества с международными организациями и органами госу-
дарственной власти иностранных государств.
3. Укрепление кадрового потенциала Ростехнадзора и совершенствование мер по
противодействию коррупции.
4. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета и
федерального имущества.
5. В целях совершенствования системы государственного контроля (надзора) в
установленной сфере деятельности Ростехнадзора предусмотреть реализацию сле-
дующих мероприятий:
5.1. Разработка и утверждение документов стратегического планирования, опре-
деляющих приоритетные направления, основные задачи и инструменты государст-
венной политики в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.
5.2. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении
контрольно-надзорных мероприятий, в том числе внедрение в деятельность терри-
ториальных органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в об-
ласти промышленной безопасности, методики определения риск-ориентированно-
го интегрального показателя промышленной безопасности.
5.3. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности
контрольно-надзорной деятельности.
5.4. Выработка предложений по устранению устаревших, избыточных и дубли-
рующих обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведе-
нии мероприятий по контролю.
5.5. Формирование перечней правовых актов, содержащих обязательные требо-
вания, с учетом отнесенных к сфере ведения Ростехнадзора видов государственно-
го контроля (надзора).
5.6. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупре-
ждение нарушений обязательных требований.
5.7. Развитие ведомственных информационных систем в целях обеспечения осу-
ществления контрольно-надзорной деятельности.
5.8. Продолжение работы по созданию системы дистанционного контроля (над-
зора) промышленной безопасности опасных производственных объектов с приме-
нением современных информационно-коммуникационных технологий.
359
5.9. Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня безопасно-
сти на поднадзорных объектах, в том числе в угольной отрасли, при эксплуатации
грузоподъемных кранов, лифтов.
5.10. Обеспечение планирования контрольно-надзорных мероприятий в рамках
нового вида надзора — федерального государственного энергетического надзора в
сфере теплоснабжения.
5.11. Дифференциация мероприятий по контролю (надзору) в отношении гидро-
технических сооружений с учетом классов данных объектов.
5.12. Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной де-
ятельности, в том числе путем обеспечения взаимодействия:
с заинтересованными органами государственной власти при осуществлении госу-
дарственного строительного надзора на объектах, строительство которых осуществ-
ляется за счет средств федерального бюджета;
с собственниками предприятий, в том числе путем информирования их о резуль-
татах проведенных проверок;
с организациями, с которыми Ростехнадзором заключены соответствующие со-
глашения, в целях эффективного использования предусмотренных данными согла-
шениями механизмов совместной деятельности;
с представителями общественности, в том числе с региональными общественны-
ми палатами, профсоюзными организациями и средствами массовой информации.
5.13. Разработка единой методологии исполнения административных процедур
в целях стандартизации контрольных и разрешительных функций Ростехнадзора.
6. В целях развития сотрудничества с международными организациями и орга-
нами государственной власти иностранных государств обеспечить:
6.1. Организацию и проведение заседания Форума органов регулирования стран,
эксплуатирующих реакторы ВВЭР.
6.2. Подготовку к подписанию Соглашения между Ростехнадзором и Нигерий-
ским органом регулирования ядерной безопасности о сотрудничестве в области ре-
гулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной
энергии в мирных целях.
6.3. Выполнение работ по оказанию содействия органам регулирования стран —
заказчиков сооружения АЭС по российским проектам (Бангладеш, Беларусь, Вьет-
нам, Египет, Иран) в совершенствовании их национальных систем регулирования
безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях.
6.4. Участие представителей Ростехнадзора в работе XIV заседания Межгосудар-
ственного совета СНГ по промышленной безопасности.
6.5. Проведение мероприятий (обучающие семинары, рабочие встречи) в рам-
ках Меморандума между Ростехнадзором и Государственным комитетом Республи-
ки Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору и Плана сов-
местных действий на 2016-2017 годы.
7. В целях укрепления кадрового потенциала Ростехнадзора и совершенствова-
ния мер по противодействию коррупции предусмотреть реализацию следующих ме-
роприятий:
7.1. Организация дополнительного профессионального образования государствен-
ных служащих центрального аппарата и территориальных органов, осуществляющих
контрольно-надзорные полномочия, с учетом использования риск-ориентирован-
ного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий.
360
7.2. Формирование системы оценки эффективности и результативности профес-
сиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Рос-
технадзора.
7.3. Совершенствование форм взаимодействия с научно-образовательной средой
в целях формирования сетевого университета для подготовки специалистов в инте-
ресах Ростехнадзора и поднадзорных организаций.
7.4. Проведение мероприятий по поиску и привлечению квалифицированных
специалистов на государственную гражданскую службу в Ростехнадзоре.
7.5. Формирование списка государственных служащих Ростехнадзора, способ-
ных эффективно передавать опыт.
7.6. Подготовка предложений по вопросу, связанному с назначением специаль-
ного трудового стажа инспекторскому составу, осуществляющему надзор на опас-
ных производственных объектах угольной промышленности.
7.7. Своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом проти-
водействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору на 2016-2017 годы.
7.8. Обеспечение соблюдения государственными служащими Ростехнадзора и
его территориальных органов запретов, ограничений и требований, установленных
в целях противодействия коррупции, контроль за применением мер по предотвра-
щению и (или) урегулированию конфликта интересов.
8. В целях повышения эффективности использования средств федерального бюд-
жета и федерального имущества обеспечить:
8.1. Снижение объемов дебиторской задолженности по доходам федерального
бюджета, предусмотрев усиление контроля за уплатой административных штрафов,
а также недопущение увеличения объемов дебиторской задолженности по аванси-
рованию договоров (государственных контрактов), по расчетам с подотчетными ли-
цами, связанных с нарушением сроков расчетов.
8.2. Оптимизацию занимаемых объектов недвижимого имущества, соответству-
ющую динамике сокращения штатной численности территориальных органов Рос-
технадзора с учетом норматива, установленного постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 5 января 1998 г. № 3.
8.3. Обеспечить безусловное исполнение постановления Правительства Россий-
ской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 (с изменениями, внесенными поста-
новлением Правительства Российской Федерации 4 апреля 2016 г. № 266), предус-
мотрев:
внесение изменений в план-график закупок в части срока размещения заказов
на закупку товаров, работ, услуг не позднее 30 сентября 2016 г.;
ограничение на установление авансовых платежей в соответствии с условиями
договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, работ, услуг,
предусмотренных нормативными правовыми актами;
ограничение в части использования экономии по фонду оплаты труда, возник-
шей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих десять процентов
утвержденной предельной штатной численности государственных гражданских слу-
жащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям госу-
дарственной гражданской службы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23