ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 6

 

 

81
Таблица 31
Показатели по наложенным и взысканным в 2015 г. административным штрафам
Лицо, в отношении которого
Наложено
Взыскано, тыс. руб.
применялись наказания в виде
Количество
Сумма, тыс. руб.
штрафа
Должностное лицо
15
380
5477
Юридическое лицо
33
7551
В 2015 г. имели место 35 нарушений в работе радиационно опасных объектов. Рас-
пределение нарушений по МТУ ЯРБ за 2015 г. представлено в табл. 32.
Таблица 32
Распределение нарушений по МТУ ЯРБ за 2015 г.
МТУ ЯРБ
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
МТУ Сибири
и Дальнего
Показатель
Востока
Количество зафиксированных
1
6
5
1
14
8
нарушений, из них:
А
П-1
П-2
1
6
5
1
14
8
Происшествий класса А и П-1 в 2015 г. не зафиксировано.
Все происшествия, зафиксированные в 2015 г., были отнесены к классу П-2 по
классификации федеральных норм и правил «Правила расследования и учета нару-
шений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными вещест-
вами, применяемыми в народном хозяйстве» (НП-014-2000).
Основное количество происшествий связано с прихватами и обрывами каротаж-
ных снарядов при проведении геофизических работ, имеющих в своем составе ра-
дионуклидные источники излучения. В результате проведенных работ по ликвида-
ции упомянутых происшествий в большинстве случаев (около 65 %) РнИ были из-
влечены из скважин без повреждений. В остальных случаях РнИ были захоронены
на глубинах свыше 1500 м с установкой цементного моста.
В 2015 г. было зафиксировано 4 случая обнаружения бесхозяйных источников:
обнаружение неучтенных РнИ при разборе складского помещения (2 головки
гамма-дефектоскопа и десять источников для калибровки оборудования);
обнаружение четырех неучтенных РнИ при уборке и осмотре хранилища РнИ;
обнаружение неучтенного (-ых) РИ в ходе радиационного контроля на территории
ампулохранилища ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае»;
обнаружение авиационного прибора (расходомера) с нанесенным на циферблат
светосоставом постоянного действия (загрязняющий радионуклид радий-226) при
выезде автомобиля с территории Внуковского авиаремонтого завода № 400.
В 2015 г. было зафиксировано 2 случая утраты ЗРнИ при транспортировании на
специальной каротажной машине. В обоих случаях утерянные источники найдены.
Также при проведении инвентаризации в организации отсутствовал радиоизотоп-
ный прибор (плотномер) с ЗРнИ на основе радионуклида цезий-137.
Кроме того, в отчетном периоде был зафиксирован случай разлива радиоактив-
ного раствора при проведении дозиметрических замеров радионуклидной диагно-
82
стической лаборатории и случай выпадения ЗРнИ из дефектоскопа «Гаммарид-192»
при проведении гамма-дефектоскопии.
Большая часть нарушений П-2 (нерадиационные происшествия) зарегистриро-
ваны в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, Уральском МТУ ЯРБ. Это связано с
тем, что основное количество нарушений при эксплуатации РИ зарегистрировано
на предприятиях добывающей промышленности, сконцентрированных на террито-
риях, поднадзорных указанным МТУ ЯРБ.
В табл. 33 показана динамика количества основных нарушений в работе радиа-
ционно опасных объектов по годам.
Таблица 33
Динамика количества основных нарушений в работе радиационно опасных объектов
Год
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Количество нарушений,
46
58
33
41
33
35
в том числе
Количество нарушений при проведении
26
21
15
28
27
26
геофизических исследований
(57 %)
(36 %)
(45 %)
(68 %)
(82 %)
(76 %)
( % от общего количества нарушений)
Количество нарушений типа «незапланиро-
3
2
2
1
1
0
ванное облучение»
Количество нарушений типа «обнаружение
20
31
4
5
2
4
бесхозных РнИ и/или РВ»
По сравнению с 2014 г. количество нарушений при проведении геофизических
исследований в 2015 г. практически не изменилось. Основными причинами нару-
шений при проведении геофизических исследований являлись несоблюдение тех-
нологии подготовки скважин к исследованиям, нарушения регламента проведения
работ и сложные геологические условия.
По имеющимся данным в 9 случаях из 26 (в 35 % случаев) оборудование для гео-
физических исследований, в котором содержатся закрытые радионуклидные источ-
ники, захоронено в скважинах. Поскольку оборудование, содержащее источники,
захоронено на глубинах от нескольких сотен метров до нескольких километров и
сверху закрыто слоем бетона толщиной несколько десятков метров, то радиацион-
ное воздействие на окружающую среду маловероятно.
В остальных случаях оборудование с источниками было извлечено на поверх-
ность, источники обследованы на наличие повреждений, при этом во всех прои-
зошедших в 2015 г. случаях повреждений оборудования и источников не выявлено,
как и в предыдущие годы. Можно сказать, что способы и средства извлечения обо-
рудования, в составе которого содержаться радионуклидные источники, предусмо-
тренные при возникновении нештатной ситуации (прихвате компоновки), позво-
ляют проводить работы по извлечению безопасно.
Количество зафиксированных происшествий типа «обнаружение бесхозяйных
РнИ и/или РВ» в 2012-2015 гг. в целом осталось без изменений.
Деятельность эксплуатирующих организаций по расследованию нарушений в
работе радиационно опасных объектов соответствует требованиям Правил рассле-
дования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и ра-
диоактивными веществами, применяемыми в народном хозяйстве (НП-014-2000).
83
Превышение основных пределов доз облучения персонала и населения, недопу-
стимые выбросы и сбросы радиоактивных веществ, загрязнение окружающей сре-
ды, несанкционированные проникновения на территорию радиационно опасных
объектов, несанкционированный доступ к РИ, РВ и РАО в отчетном периоде не за-
фиксированы.
В 2015 г. продолжались как работы по выводу из эксплуатации РИТЭГ, так и
сложные работы по утилизации «аварийных» и «проблемных» РИТЭГ, оказав-
шихся в пунктах временного хранения Советской Гавани, ДВЦ «ДальРАО» и
ОАО «НИИТФА».
В отчетном периоде в ОАО «В/О «Изотоп» для разборки и дальнейшей утили-
зации было передано два проблемных РИТЭГ: «Бета-М» зав. № 57 (объект «Кувэк-
вын») и «ГОНГ» зав. № 23 (о. Лишний Диксонской гидробазы).
Из Антарктики на научно-экспедиционном судне было доставлено и передано
в ОАО «В/О «Изотоп» для разборки и дальнейшей утилизации четыре РИТЭГ «Бе-
та-М».
Один аварийный РИТЭГ, затопленный после аварийного сброса с вертолета в
Охотском море в районе мыса Марии в 1997 г., поднятый в 2007 г. и помещенный на
хранение в войсковую часть 13023 ФКУ «Объединенное стратегическое командова-
ние Восточного военного округа» (п. Лососина, Совгаванский район, Хабаровский
край), в 2013 г. обследован представителями ОАО «В/О «Изотоп» и Курчатовского
института на возможность его транспортирования к месту утилизации. Комисси-
ей сделан вывод о возможности транспортирования данного РИТЭГ в специаль-
ном контейнере. Меры командованием Восточного военного округа по подготовке
аварийного РИТЭГ к транспортированию (заказ транспортного контейнера и не-
посредственно перевозка) в течение двух лет из-за проблем с финансированием не
принимаются.
В АО «НИИТФА» в отчетном периоде работы по выводу из эксплуатации РИТЭГ
не проводились. В настоящее время в организации находится один РИТЭГ, работы
с которым начнутся по мере выделения финансовых средств.
В результате разборки РИТЭГ масса обедненного урана на конец отчетного пе-
риода составила 7,1 т (в АО «НИИТФА» — 3,6 т и в АО В/О «Изотоп» — 3,5 т). Та-
ким образом, проблема утилизации защиты из обедненного урана, по-прежнему,
продолжает оставаться актуальной.
Следует отметить, что при хранении РИТЭГ не являются потенциальными источ-
никами радиоактивного загрязнения окружающей среды, безопасны для населения.
Однако в случае разрушения корпуса РИТЭГ механическим или любым другим
путем РИТЭГ может представлять серьезную радиационную опасность для лиц, на-
ходящихся в непосредственной близости. Радиоактивное загрязнение окружающей
среды и в этом случае практически исключено.
Во всех субъектах Российской Федерации определены подразделения (управле-
ния, отделы), ответственные за обеспечение радиационной безопасности на терри-
тории данных субъектов. В каждом субъекте Российской Федерации созданы струк-
туры, подчиненные правительству (администрации) субъекта федерации, отвечаю-
щие за проведение ежегодных инвентаризаций РВ и РАО.
Количество организаций, имеющих лицензии на эксплуатацию пунктов хране-
ния РВ и РАО в 2014 и 2015 гг., приведено в табл. 34.
84
Таблица 34
Количество организаций, имеющих лицензии на эксплуатацию пунктов хранения РВ и РАО
2014 г.
2015 г.
Количество организаций, имеющих лицензии на эксплуатацию пун-
716
611
ктов хранения (ПХ) РВ и РАО
Количество ПХ РВ, РАО специализированных, неспециализирован-
983
880
ных в поднадзорных организациях
в том числе:
ПХ РВ, всего
866
770
специализированные
2
1
неспециализированные
864
769
ПХ РАО, всего
105
93
специализированные
37
42
неспециализированные
68
51
ПХ РАО природного происхождения, всего
12
17
специализированные
неспециализированные
12
17
По потенциальной радиационной опасности указанные пункты хранения отне-
сены ко II и III категории, что означает ограничение радиационного воздействия
при аварии территорией объекта (III категория) или территорией санитарно-защит-
ной зоны (II категория).
Отходы, поступающие на хранение, представлены в основном отработавшими
РнИ, радиоизотопными приборами, загрязненным грунтом, лабораторной посу-
дой, строительным мусором, загрязненной спецодеждой и обувью.
В основе хранения лежит размещение РАО в приповерхностных сооружениях раз-
личного типа: железобетонных емкостях (для РАО низкого и среднего уровня актив-
ности), хранилищах колодезного типа (для отработавших радионуклидных источ-
ников), хранилищах траншейного типа (для низкоативных отходов).
Безопасность хранения РАО обеспечивается за счет применения системы физи-
ческих барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактив-
ных веществ в окружающую среду, включающей матричные материалы, первичную
упаковку, контейнеры, систему инженерных барьеров хранилищ, геологическую
структуру вмещающих пород, а также системы технических и организационных мер
по защите барьеров и сохранению их эффективности.
Сбор, транспортирование, кондиционирование и хранение РАО осуществляют-
ся специализированными предприятиями: ФГУП «Предприятие по обращению с
радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»), ФГУП «Национальный
оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ФГУП «НО РАО») и ФГУП
«Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по
обезвреживанию РАО и охране окружающей среды» (ФГУП «РАДОН»).
Также стационарные неспециализированные пункты хранения РАО имеют орга-
низации различной ведомственной принадлежности.
Основным видом РАО в большинстве организаций являлись ЗРнИ с истекшим
назначенным сроком службы. Хранение радиационных источников в организаци-
ях осуществляется как в специализированных, так и в неспециализированных объ-
ектовых хранилищах. Продление сроков эксплуатации ЗРнИ, сдача их на захороне-
85
ние и замена на новые по-прежнему представляют для организаций сложность из-
за организационных и финансовых проблем.
На предприятиях, перерабатывающих минеральное сырье и нефтепродукты,
образующиеся после их переработки радиоактивные отходы поступают на долгов-
ременное хранение в пункты хранения РАО. При этом следует отметить, что не все
организации нефтеперерабатывающего комплекса свои отходы переводят в РАО, а
определяют их как промышленные отходы с повышенным содержанием природных
радионуклидов, пригодные для дальнейшей переработки.
Данные о накопленных и сданных РАО эксплуатирующими организациями при-
ведены в табл. 35.
Таблица 35
Данные о накопленных и сданных РАО эксплуатирующими организациями
в 2014 и 2015 гг.
2014 г.
2015 г.
ТРО
ЖРО
Отработав-
ТРО
ЖРО
Отработав-
шие ЗРнИ
шие ЗРнИ
Количество РАО, образовавшихся в организациях
ВМТУ
9,57·1011
2845,82
1,06·109
40
6,30·1014
585
9,68·1011
2863,67
6,57·1014
244
ДМТУ
2,02·108
73,41
7,72·1014
2992
5,1·109
27,26
3,51·1014
600
СЕМТУ
1,15·1012
1369,51
1,80·1012
234,41
9,21·1014
1201
1,35·1013
1304,5
3,83·1012
2581,5
3,31·1014
1098
УМТУ
7,49·1012
1026,97
3,92·104
1,2
7,56·1014
4691
5,06·1012
1149,43
1,2·1010
19,4
4,4·1015
5229
ЦМТУ
9,04·1013
873,12
3,97·1014
896
3,0·1011
2,2
2,1·1014
508
МТУ
4,13·1011
1715,7
3,02·1017
3112
3,62·1011
401
2,45·1017
2254
Сибири
и ДВ
Всего:
9,88·1013
7904,52
1,06·109
275,61
3,04·1017
13477
2,02·1013
5748,06
3,84·1012
2600,9
2,51·1017
9933
Количество РАО, сданных организациями на переработку и захоронение
ВМТУ
1,0·1010
232,12
1,1·109
40
6,7·1014
624
1,0·1010
249,0
2,56·108
123,7
5,66·1014
206
ДМТУ
2,0·108
73,41
0
0
7,7·1014
2851
1,85·106
0,06
3,51·1014
95
СЕМТУ
5,6·1013
1608,8
1,8·1012
325
3,5·1015
8407
4,32·1013
836,72
1,77·1013
511
2,58·1015
13984
УМТУ
7,5·1012
1026,9
0
0
7,6·1014
4691
5,06·1012
1149,42
4,4·1015
5223
ЦМТУ
9,0·1013
831,9
0
0
2,9·1017
580
3,0·1011
2,2
2,0·1014
496
МТУ
1,2·1011
13
0
0
5,0·1016
777
2,85·1016
1982
Сибири
и ДВ
Всего:
1,5·1014
3786,18
1,8·1012
365
3,4·1017
17 930
4,86·1013
2237,4
1,77·1013
634,7
3,66·1016
21 986
Помимо эксплуатации ПХ, хранилищ РАО предприятия также осуществляют:
обращение с РАО при проведении радиационно-аварийных работ, связанных с
выявлением и ликвидацией радиационного загрязнения;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при их транспортиро-
вании;
86
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при проведении радиа-
ционного контроля и определении радионуклидного состава РАО;
проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю;
проведение работ по дезактивации одежды, средств защиты, технологического
оборудования, транспортных контейнеров, специализированных автомашин;
осуществление контроля за радиационной обстановкой в зоне возможного за-
грязнения, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения с использованием техни-
ческих средств непрерывного, оперативного контроля, лабораторного анализа; осу-
ществление работ в рамках системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и РАО в Российской Федерации.
Переработка РАО осуществляется тремя отделениями ФГУП «РосРАО» и
ФГУП «РАДОН».
Предварительная подготовка и переработка радиоактивных отходов включает та-
кие операции, как сортировка, демонтаж, фрагментирование, дезактивация, ком-
пактирование, цементирование, омоноличивание, битумирование, сжигание твер-
дых и жидких РАО, очистку ЖРО. Переработка производится с использованием тех-
нологий, исключающих попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.
Анализ состояния и эффективности работы установок для переработки РАО по-
зволяет сделать вывод об их надежности и безопасности для персонала и окружаю-
щей среды, что подтверждается результатами радиационного контроля.
Вместе с тем МТУ ЯРБ отмечают несколько проблемных вопросов при обраще-
нии с РАО и радиационными источниками.
Так, существует проблема своевременного продления срока эксплуатации объек-
тов использования атомной энергии сверх назначенного срока эксплуатации.
Остается проблемным вопрос внесения изменения в проектную документацию
хранилищ РАО с целью определения технических решений, организационных ме-
роприятий по безопасному хранению РАО каждой категории, а также установления
и обоснования предельно допустимого количества (объема) хранящихся РАО, их
удельной и общей активности, радионуклидного состава и сроков хранения.
До настоящего времени не в полной мере решен вопрос признания эксплуатиру-
ющих организаций органами управления использования атомной энергией, в част-
ности нарушается срок рассмотрения заявлений о признании организации пригод-
ной эксплуатировать РИ, установленный постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 88. Сказанное не относится к деятельности
в данной области Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
К трудностям при организации надзорной деятельности следует отнести сложности
планирования выездных проверок организаций, деятельность которых связана с экс-
плуатацией РИ при проведении геофизических исследований скважин на нефтяных
и газовых месторождениях. Учитывая тот факт, что план проверок в системе Ростех-
надзора на предстоящий год составляется в середине текущего года, а эксплуатирую-
щие организации в этот период не могут дать точную информацию о месте проведе-
ния геофизических исследований скважин в будущем году, запланировать выездную
проверку таких организаций при действующей системе планировании очень сложно.
Планирование документарных проверок не решает в достаточной мере проблему
надзора на объектах таких предприятий, так как при установлении по результатам
документарной проверки признаков нарушений обязательных требований законода-
тельства, ФНП, УДЛ следует также организовывать и проводить выездную проверку.
87
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с радиоактивными ве-
ществами и РАО осуществляется в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ (системы перемеще-
ния и фиксации закрытых радионуклидных источников, системы управления РИ,
системы сигнализации и оповещения о радиационной опасности, системы блоки-
ровок, системы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснаб-
жения, системы вентиляции и пожарной безопасности), в основном соответствуют
проектным решениям и находятся в рабочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с радиоактивными ве-
ществами и РАО осуществляется в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы ЗРнИ и сдачу на длительное хра-
нение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование тех-
нических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационный контроль (РК) в поднадзорных организациях осуществлялся с
учетом категории по потенциальной радиационной опасности и класса работ штат-
ными службами РБ или назначенными ответственными лицами, а в отдельных слу-
чаях привлеченными организациями, имеющими лицензии Ростехнадзора на ока-
зание такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования,
транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности ЗРнИ, а при работе с РВ
контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и дру-
гих помещений организаций.
Дозовые нагрузки на персонал группы «А» различных профессий (дефекто-
скописты, дозиметристы, дезактиваторщики, водители специальных автомоби-
лей, радиологи, специалисты по перезарядке) за последние годы практически
не изменились и согласно годовым отчетам поднадзорных организаций в отчет-
ном периоде не превышали контрольных уровней и пределов доз, установленных
НРБ-99/2010.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты радиа-
ционно опасных объектов, включали меры организационного характера (разработ-
ка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершенство-
вание средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
88
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает со-
хранность РИ, радиоактивных веществ и РАО. Хранение источников излучения
осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей поме-
щениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт ох-
раны. Организациями проводится анализ соответствия существующих систем фи-
зической защиты требованиям федеральных норм и правил и принимаются меры к
устранению недостатков, вскрытых при проведении инспекций.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий
определяется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разре-
шенной деятельности и прогноза их последствий, утвержденной номенклатуре
запасов, программой подготовки и состоянием, достаточностью и соответствием
технических средств и аварийных методик проведения противоаварийных трени-
ровок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных
тренировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмо-
трены аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с ор-
ганами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла-
гополучия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фраг-
менты исходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных
ситуаций.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основны-
ми факторами, влияющими на состояние радиационной безопасности радиацион-
но опасных объектов, являются:
изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоак-
тивными веществами и РАО;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРнИ, дей-
ствующих радиоизотопных установок;
недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предостав-
ляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
проблема накопления и необоснованного хранения в организациях источников
с истекшим назначенным сроком службы из-за ограниченных финансовых возмож-
ностей организаций;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ метрологического на-
значения.
В поднадзорных организациях уровень РБ соответствует требованиям норм и
правил в области использования атомной энергии.
На основании проведенного анализа нарушений может быть дана общая оценка
состояния безопасности РОО, основанная на отсутствии аварий и радиационных
происшествий (класс П-1 по НП-014-2000) и непревышении свыше установлен-
ных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных организаций и население.
Состояние безопасности в поднадзорных организациях при эксплуатации радиа-
ционных источников, пунктов хранения РАО и использовании радиоактивных ве-
ществ может быть оценено как удовлетворительное.
89
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
В области учета и контроля ядерных материалов в организациях используются
следующие нормативные документы федерального уровня:
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии»;
Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства из-
мерений»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-
ного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 15 декабря 2011 г. № 703;
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, ут-
вержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г.
№ 352;
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12), утвер-
жденные приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255;
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов (НП-
072-13), утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 г. № 288;
Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07), утвержденные
постановлением Ростехнадзора от 19 ноября 2007 г. № 2.
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ядерными материалами.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 51 организацией, в которых организо-
вано 298 зон баланса ядерных материалов (ЗБМ).
Всего 21 организация и 81 ЗБМ относятся к 1-й категории ядерных материалов
(наиболее потенциально опасной), 4 организации и 11 ЗБМ — ко 2-й категории,
4 организации и 19 ЗБМ — к 3-й категории, 22 организации и 187 ЗБМ — к 4-й ка-
тегории.
Всего в 2015 г. было проведено 215 проверок состояния учета и контроля ядер-
ных материалов, из них 10 % проверок (22) были проведены с использованием
технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью прибо-
ров неразрушающего контроля при проведении проверки наличия ядерных ма-
териалов). Всего выявлено 208 нарушений федеральных норм и правил и усло-
вий действия лицензий. По итогам проверок наложено 2 штрафа на общую сум-
му 230 тыс. руб.
90
В 2015 г. выявлены 3 аномалии в учете и контроле ЯМ, связанные с превышени-
ем допустимых пределов инвентаризационной разницы при проведении физиче-
ской инвентаризации.
Из 51 организации, проверяемой в рамках надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов, в 46 организациях установлен режим посто-
янного государственного надзора. В данных организациях проверки учета и конт-
роля ядерных материалов проводятся как в рамках плановых проверок, так и в рам-
ках постоянного надзора.
Проведение проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, выявлен-
ные нарушения требований нормативной документации
Количество проведенных в 2015 г. проверок по сравнению с аналогичном пери-
одом 2014 г. несколько возросло (210 проверок проведено в 2014 г., 215 проверок —
в 2015 г.).
Наибольшее количество проверок в 2015 г. проведено Центральным МТУ ЯРБ
(60 проверок, или 28 % от общего числа проверок) и Уральским МТУ ЯРБ (46 про-
верок, или 21 % от общего числа проверок). Наименьшее количество проверок было
проведено Северо-Европейским МТУ ЯРБ (19 проверок состояния учета и контроля
ядерных материалов, или 9 % от общего числа проверок).
В 2015 г. количество выявленных нарушений возросло по сравнению 2014 г.
(186 нарушений в 2014 г., 208 нарушений в 2015 г.).
Количество нарушений на атомных станциях (Калининской, Кольской, Белояр-
ской, Смоленской, Нововоронежской, Ленинградской, Курской, Балаковской, Ро-
стовской, Билибинской) составляет 2 % от всех нарушений по учету и контролю ядер-
ных материалов. В среднем на каждую АЭС приходится одно нарушение. При этом
проверки, в рамках которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных мате-
риалов, проводились с высокой интенсивностью, в среднем 6 проверок на каждой
АЭС за год (27 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Небольшое количество нарушений объясняется тем, что на АЭС используют-
ся только ядерные материалы в виде учетных единиц (тепловыделяющие сборки
(ТВС). Кроме того, положительным фактором является хорошая организация и ко-
ординация работ в области учета и контроля ядерных материалов в ОАО Концерн
«Росэнергоатом».
На предприятиях топливного цикла, связанных с изготовлением топлива для
АЭС (ОАО НЗХК, ОАО МСЗ, ОАО ЧМЗ), количество нарушений составляет 19 %
от всех выявленных нарушений (в среднем 8 нарушений на каждое предприятие).
В среднем на каждом предприятии было проведено 7 проверок, в которых про-
верялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (17 % от всех проверок со-
стояния учета и контроля ядерных материалов).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного ци-
кла (ФГУП «ПО «Маяк», ОАО СХК, ФГУП ГХК), количество нарушений состави-
ло 31 % от всех нарушений (в среднем порядка 21 нарушение на каждое предприя-
тие). На этих предприятиях было проведено в среднем 12 проверок на каждом пред-
приятии (17 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, этим объясняется относительно большое ко-
личество проводимых проверок состояния учета и контроля ядерных материалов и
выявленных нарушений.
91
На заводах по разделению изотопов (ОАО АЭХК, ОАО «ПО ЭХЗ», ОАО УЭХК и
МЦОУ) количество нарушений составило 6 % от всех нарушений (в среднем поряд-
ка 3 нарушения на каждое предприятие). На каждом предприятии было проведено в
среднем 5 проверок, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных ма-
териалов (8 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (ОАО ППГХО, ОАО Хиагда, ЗАО Далур, ЗАО
«Эльконский горно-металлургический комбинат», ЗАО «Лунное») количество на-
рушений составило 2 % от всех выявленных нарушений (в среднем одно нарушение
на предприятие). На этих предприятиях было проведено в среднем по одной про-
верке, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (3 %
от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором 20 научно-иссле-
довательских институтов и исследовательских центров) количество нарушений со-
ставило 36 % от всех нарушений (в среднем около 4 нарушений на каждую органи-
зацию). Было проведено в среднем по три проверки на каждую научную организа-
цию, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (25 %
от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В учебных заведениях (МИФИ, МЭИ, ТПУ) количество выявленных нарушений
составило 4 % от всех нарушений (в среднем около 3 нарушений на каждое учебное
заведение). Было проведено в среднем по одной проверке на учебное заведение, в
которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (2 % от всех
проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Анализ показывает, что наибольшее число выявленных нарушений связано с
организацией системы учета и контроля ядерных материалов в организации, про-
ведением физических инвентаризаций, системой контроля доступа, системой из-
мерений и организацией зон баланса материала. Результаты анализа представлены
в табл. 36 и на рис. 6.
Таблица 36
Анализ нарушений по учету и контролю ядерных материалов
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
3
постановке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
13
Система контроля доступа
14
Система измерений
13
Передачи ядерных материалов
3
Проведение физических инвентаризаций
16
Ведение учетной и отчетной документации
7
Организация системы учета и контроля
28
Обучение и проверка знаний персонала
3
Нарушения по направлению «Общие требованиями к наличию лицензий и раз-
решений, постановке на учет и снятию с учета» в основном вызваны несоблюдени-
ем требований к постановке на учет плутония, образовавшегося в продуктах, облу-
ченных в ядерном реакторе, после выгрузки продуктов из реактора и снятию с уче-
та урана, выгоревшего в реакторе, снятию с учета ядерных материалов при переводе
92
в категорию радиоактивных отходов, а
также с отсутствием учета ядерных ма-
териалов в составе открытых радиону-
клидных источников.
Нарушения, связанные с органи-
зацией зон баланса материала (ЗБМ),
вызваны нарушениями требований к
описанию ЗБМ.
Нарушения, связанные с системой
контроля доступа к ядерным материа-
лам (СКД), в основном вызваны:
отсутствием обеспечения требуемого
контроля доступа (отсутствием пломб
или системы наблюдения в местах до-
ступа к ядерному материалу);
отсутствием проверки пломб между
физическими инвентаризациями или
отсутствием документальной регистра-
ции такой проверки.
Основными нарушениями, связан-
Рис. 6. Анализ нарушений по учету
ными с системой измерений ядерных
и контролю ядерных материалов
материалов, являются отсутствие про-
грамм измерений для ЗБМ или несоответствия программы измерений фактически
имеющейся системе измерений предприятия (несвоевременное внесение измене-
ний в программу измерений).
Необходимо отметить, что учетные и подтверждающие измерения ядерных мате-
риалов (в том числе контроль при передачах) проводятся с разной эффективностью
в разных организациях. Часть организаций активно проводят подтверждающие из-
мерения, в том числе при контроле ядерных материалов при передачах и при физи-
ческих инвентаризациях ядерных материалов, в то время как в некоторых органи-
зациях отсутствует соответствующий эффективный контроль за ядерными материа-
лами с помощью проведения подтверждающих измерений. В связи с этим в данных
организациях (с отсутствием соответствующего уровня подтверждающих измерений
ядерных материалов) проводятся соответствующие инспекционные измерения с це-
лью независимого контроля фактического наличия ядерных материалов.
Нарушения, связанные с передачами ядерных материалов, как правило, связа-
ны с несоблюдением порядка уведомления получателя об отправке, несвоевремен-
ной постановкой на учет ядерных материалов (или отсутствием постановки на учет)
при передачах между ЗБМ.
Нарушения, связанные с проведением физической инвентаризации ядерных ма-
териалов:
не подводится баланс по всем видам ядерных материалов или не рассчитывается
погрешность инвентаризационной разницы;
не осуществлялась проверка атрибутивных признаков учетных единиц ядерных
материалов;
не указывается предел допустимого значения модуля инвентаризационной раз-
ницы;
93
не соблюдаются требования к оформлению приказа о проведении физических
инвентаризаций.
Нарушения, связанные с ведением учетных и предоставлением отчетных доку-
ментов:
не оформляются все требуемые отчетные документы;
ошибки в ведении учетных документов (несоответствие разных документов или
внесение исправлений не в установленном порядке).
Нарушения, связанные с организацией системы учета и контроля ядерных ма-
териалов:
в документах по учету и контролю ядерных материалов не определены места об-
разования потерь и процедуры оценки потерь ядерных материалов;
не проводится административный контроль состояния учета и контроля ядер-
ных материалов;
не определен перечень учетных и отчетных документов или не приведены их
формы.
Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ядерных ма-
териалов в 2015 г. не зафиксировано.
В ходе проведения инспекционных измерений, проведенных инспекторами Рос-
технадзора в 2015 г. в рамках проверок состояния учета и контроля ядерных материа-
лов, было подтверждено фактическое наличие ядерных материалов учетным данным.
Инспекционные измерения проводились с помощью технических средств из-
мерений с целью обеспечения независимого контроля наличия ядерных материа-
лов. Так, для подтверждения фактического наличия ядерных материалов использу-
ются весовое оборудование (для подтверждения массы учетных единиц с ядерными
материалами), гамма-спектрометрическое оборудование (сцинтилляционные гам-
ма-спектрометры NaI InSpector и германиевые полупроводниковые детекторы Ge
InSpector для подтверждения вида ядерного материала и его изотопного состава или
обогащения урана), счетчики нейтронных совпадений (для подтверждения массы
ядерного материала в учетных единицах). При проведении инспекционных изме-
рений используются поверенные в установленном порядке приборы, принадлежа-
щие как Ростехнадзору, так и поднадзорным организациям. Измерения проводятся
в соответствии с аттестованными методиками выполнения измерений с соблюде-
нием соответствующих процедур контроля качества измерений.
Основными причинами недостатков в учете и контроле ядерных материалов яв-
ляются:
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала в об-
ласти учета и контроля ядерных материалов;
недостаточный административный контроль за состоянием системы учета и
контроля ядерных материалов, в том числе из-за отсутствия методик, инструкций,
положений, по которым проводится административный контроль;
слабое знание должностными лицами предприятий условий действия лицензий и
обязанностей, возложенных на них приказами и распоряжениями по предприятию;
отсутствие в некоторых организациях единой службы учета контроля ядерных
материалов, выполняющей функции по единому методическому обеспечению си-
стемы учета и контроля во всех подразделениях, а также функции по администра-
тивному контролю за состоянием учета и контроля ядерных материалов в своей
организации.
94
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор:
проводит проверки состояния учета и контроля ядерных материалов;
применяет меры административного наказания при обнаружении нарушений
федеральных норм и правил, учитывая соответствие указанных мер тяжести нару-
шений;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля ядерных материалов — как федерального, так и ведом-
ственного уровня.
В соответствии с функциями Ростехнадзора по выдаче разрешений на право ве-
дения работ в области использования атомной энергии центральный аппарат Рос-
технадзора и его территориальные органы участвовали в выдаче разрешений на пра-
во ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов
использования атомной энергии, в том числе персоналу организаций, обеспечива-
ющему учет и контроль ядерных материалов.
Организации, обращающиеся с ядерными материалами, имеют зарегистрирован-
ные зоны отчетности и предоставляют соответствующую отчетность в Федеральную
информационную систему учета и контроля ядерных материалов (ФИС). В рамках
надзора за учетом и контролем ядерных материалов Ростехнадзор проверяет функ-
ционирование ФИС, в рамках проверок в организациях проверяется своевремен-
ность и правильность предоставления соответствующей отчетности.
В целом по результатам надзора за учетом и контролем в 2015 г. можно сделать вы-
вод о том, что отчетность в ФИС предоставляется своевременно и в полном объеме.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и ра-
диоактивных отходов
Перечень нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов:
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии»;
Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства из-
мерений»;
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактив-
ными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-
ного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. № 703;
Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. № 1298;
95
Правила осуществления государственного учета и контроля радиоактивных от-
ходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радио-
активных отходов, органом государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами, утвержденные постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1188;
Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и ра-
диоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минато-
ма России от 10.12.1999 № 761;
Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов в организации (НП-067-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 31 ян-
варя 2012 г. № 67;
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-13), утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 г. № 288;
Формы отчета в области государственного учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов, утвер-
жденные приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
06.12.2013 г. № 1/19-НПА, зарегистрированным Минюстом РФ 23 апреля 2014 г.
№ 32083.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов Ростехнадзор осуществляет надзор за 1707 орга-
низациями, в том числе и за 73 региональными информационно-аналитическими
центрами системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и ра-
диоактивных отходов (РИАЦ).
Всего в 2015 г. было проведено 1196 проверок, в ходе которых проверялось состо-
яние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Выявлено
455 нарушений федеральных норм и правил и условий действия лицензии. Наложе-
но 11 административных штрафов на общую сумму 280 тыс. руб. (в 2014 г. проведе-
на 1131 проверка, выявлено 390 нарушений, наложено 9 административных штра-
фов на сумму 184 тыс. руб.).
Всего за 2015 г. зафиксирована информация об утере двух закрытых радиону-
клидных источников и обнаружено 15 неучтенных источников ионизирующего из-
лучения.
Специалисты МТУ ЯРБ осуществляли контроль за ходом расследования соот-
ветствующих случаев выявления утери и обнаружении бесхозяйных или неучтенных
источников радиоактивных материалов на территории поднадзорных предприятий.
Из 1707 организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радиоак-
тивными веществами и радиоактивными отходами, в 60 организациях установлен
режим постоянного государственного надзора. В данных организациях проверки
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов проводятся как
в рамках плановых проверок, так и в рамках постоянного надзора.
Проведение проверок состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радио-
активных отходов, выявленные нарушения требований нормативной документации
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов выявлено инспекторами МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Вос-
тока (178 нарушений, или 39 % от общего числа нарушений) и Центрального МТУ
ЯРБ (162 нарушения, или 37 % от общего числа нарушений).
96
Анализ всех выявленных нарушений в области учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов показывает, что наибольшее число наруше-
ний связано с требованиями к организации системы учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов в организации, системой контроля доступа
к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам и ведением учетной и пре-
доставлением отчетной документации.
Результаты анализа представлены в табл. 37 и на рис. 7.
Таблица 37
Анализ нарушений по учету и контролю РВ и РАО
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к постановке на учет и снятию с учета
5
Организация системы учета и контроля
30
Система контроля доступа
18
Система измерений
10
Передачи
2
Проведение инвентаризаций
11
Ведение учетной и отчетной документации
15
Обучение и проверка знаний персонала
9
Причинами указанных нарушений
являются недостаточное внимание ру-
ководства предприятий к учету и конт-
ролю радиоактивных веществ и радио-
активных отходов, а также низкий
уровень знаний и профессиональной
подготовки персонала в области учета
и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов.
С целью устранения указанных не-
достатков Ростехнадзор:
проводит проверки состояния уче-
та и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов;
применяет меры административно-
го наказания при обнаружении наруше-
ний федеральных норм и правил, учи-
Рис. 7. Анализ нарушений по учету
тывая соответствие указанных мер тя-
и контролю радиоактивных веществ
жести нарушений;
и радиоактивных отходов
участвует в разработке и переработке
нормативных и методических докумен-
тов в области учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
В течение 2015 г. при проверках состояния учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов проверялось предоставление отчетности в инфор-
мационную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, при этом проверялась отчетность как организаций, так и РИАЦ. По сравне-
нию с 2014 г. число выявленных нарушений, связанных с непредставлением отчетов
либо нарушениями в самих отчетах, снизилось.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..