ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 13

 

 

193
Наименование показателя
12 месяцев
12 месяцев
Рост/
2016 г.
2017 г.
снижение
7
Количество нарушений на 1 проверку,
10,17
9,5
-6 %
в результате проведения которой выявлены на-
рушения
8
Количество привлеченных к административной
388
454
+17 %
ответственности юридических лиц
9
Количество привлеченных к административной
986
1 096
+11 %
ответственности должностных лиц
10
Сумма наложенных административных штра-
110 804
130 489
+18 %
фов, тыс. руб.
11
Количество примененных дисквалификаций
0
0
0
12
Количество административных приостановле-
33
31
-6 %
ний деятельности
По результатам 2017 года наблюдается тенденция к увеличению результативно-
сти проведенных проверочных мероприятий в области промышленной безопасно-
сти на опасных производственных объектах химического комплекса.
В 2017 году территориальные органы Ростехнадзора провели 3700 обследований
предприятий химического комплекса, что на 13,1 % меньше, чем в 2016 году (4259).
В ходе проверок выявлено 16 513 нарушений, что на 8 % больше, чем в 2016 году
(15 204).
Общая сумма наложенных штрафов в 2017 году составила 130 млн 489 тыс. руб.,
что на 15 % больше, чем в 2016 году (110 млн 804 тыс. руб.).
В 2017 году территориальными управлениями Ростехнадзора не применялся та-
кой вид административного наказания, как дисквалификация.
В 2017 году было применено 31 раз административное наказание в виде админи-
стративного приостановления деятельности (23 раза по результатам плановых про-
верок, 6 раз по результатам внеплановых проверок, 2 раза по результатам осущест-
вления постоянного государственного надзора). Временный запрет деятельности
применялся 13 раз.
При этом обжалований наказания в виде административного приостановления
деятельности не было.
Данный вид наказания был применен в Верхне-Донском, Волжско-Окском,
Дальневосточном, Кавказском, Приволжском, Приокском, Сибирском, Уральском
и Центральном управлениях Ростехнадзора.
Уральским управлением Ростехнадзора по результатам контрольных мероприятий
в отношении АО «Русский хром 1915» составлен протокол об административном пра-
вонарушении. Материалы направлены в суд для рассмотрения по существу и назначе-
ния наказания в виде административного приостановления деятельности технических
устройств. Постановлением Первоуральского районного суда Свердловской области
АО «Русский хром 1915» признано виновным в совершении административного пра-
вонарушения и на него наложено наказание в виде административного приостанов-
ления деятельности технических устройств на срок 30 суток.
Верхне-Донским управлением Ростехнадзора оформлены материалы на при-
остановку 2 единиц оборудования (аммиачные компрессоры) аммиачно-холодиль-
ной установки организации ОАО Завод Молочный «Верхнемамонский» сроком на
60 суток.
194
Уменьшение количества проведенных проверок не привело к снижению уровня
таких показателей осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отноше-
нии организаций химического комплекса, как количество выявленных правонару-
шений и сумма взысканных штрафов.
Значительная часть выявленных нарушений связана с технической безопасно-
стью и проведением особо опасных работ (включая газоопасные работы), что сви-
детельствует также о низкой эффективности служб производственного контроля.
В целях исполнения распоряжения руководителя Ростехнадзора от 1 июля
2016 года «О совершенствовании профилактической работы с поднадзорными ор-
ганизациями» территориальными органами Ростехнадзора в адрес собственников
предприятий химического комплекса направлялись информационные материалы
о результатах плановых проверок опасных объектов.
В соответствии с отчетными данными территориальных управлений Ростехнад-
зора в 2017 году в целях практического применения риск-ориентированного под-
хода (в соответствии с методикой расчета значений показателей, используемых для
оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несо-
блюдения требований в области промышленной безопасности) проводилась оцен-
ка уровня промышленной безопасности для химически опасных производственных
объектов I и II классов опасности.
Сибирским управлением Ростехнадзора в 2017 году в целях обеспечения выпол-
нения предприятиями химического комплекса требований федеральных норм и
правил в области промышленной безопасности в части оснащения химически опас-
ных производственных объектов средствами контроля загазованности по предель-
но допустимой концентрации осуществляется постоянный контроль (мониторинг)
за наличием в производственных помещениях, в рабочей зоне открытых наружных
установок химически опасных объектов регистрирующих средств автоматического
непрерывного газового контроля. При этом возможные случаи загазованности на
химически опасных объектах, фиксируемые системами мониторинга предприятий
химического комплекса (в первую очередь на объектах чрезвычайно высокой опас-
ности) в перспективе могут быть сопряжены с автоматизированными системами
территориальных органов Ростехнадзора.
В мае — июне 2017 года центральный аппарат Ростехнадзора совместно с Запад-
но-Уральским управлением провел плановую выездную проверку опасных объектов
АО «ОХК «УРАЛХИМ, расположенного в Пермском крае, г. Березники.
По итогам проверки АО «ОХК «УРАЛХИМ» выявлено 182 нарушения требова-
ний промышленной безопасности, связанных с эксплуатацией опасных производ-
ственных объектов. К административной ответственности привлечены юридическое
лицо и ответственные должностные лица. Общая сумма административных штра-
фов составила 440 тыс. руб.
К характерным нарушениям, выявленным при проверке АО «ОХК «УРАЛХИМ»,
отнесены: нарушения технологической дисциплины (9,9 %), недостатки в состоя-
нии средств контроля и автоматики (24,2 %), состояние технологического оборудо-
вания (52,2 %), электробезопасность технологических процессов (13,7 %).
В рамках проверочных мероприятий на опасных объектах АО «ОХК «УРАЛ-
ХИМ» проведены (совместно с территориальными органами МЧС России) два учеб-
но-тренировочных занятия по действиям профессиональных аварийно-спасатель-
ных служб (ПАСС) и нештатных аварийно-спасательные формирований (НАСФ)
195
АО «ОХК «УРАЛХИМ», отработано их взаимодействие при ликвидации аварий на
химически опасных объектах.
Учебно-тренировочные занятия филиала «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в горо-
де Березники отрабатывались по сценариям плана мероприятий:
частичная разгерметизация масляного бака с истечением компрессорного ма-
сла на подстилающую поверхность, последующим пожаром пролива и воздействи-
ем термических нагрузок на смежное оборудование, коммуникации и сооружения
(цех № 5, отделение А);
разгерметизация промежуточной емкости с проливом жидкого аммиака на ам-
миачно-холодильной установке цикла захолаживания, а также последующим обра-
зованием и дрейфом первичного и вторичного токсичного облака (цех № 1А).
Оперативные действия аварийно-спасательных подразделений (ПАСС, НАСФ)
по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением спе-
циальных способов (постановка водяных завес), по проведению спасательных работ
(оказание первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуация из опасных
мест), а также действия технологического персонала оценены на удовлетворительно.
В октябре — ноябре 2017 года центральным аппаратом совместно с Приокским
управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка опасных объ-
ектов АО «Новомосковская акционерная компания «Азот» (г. Новомосковск, Туль-
ская область).
По итогам проверки АО «НАК «Азот» выявлено 271 нарушение требований про-
мышленной безопасности. К административной ответственности привлечены юри-
дическое лицо и ответственные должностные лица. Общая сумма наложенных штра-
фов составила 460 тыс. руб.
К характерным нарушениям АО «НАК «Азот» отнесены: нарушения технологи-
ческой дисциплины (21,4 %), недостатки в состоянии средств контроля и автома-
тики (24,4 %), состояние технологического оборудования (42,8 %), электробезопас-
ность технологических процессов (11,4 %).
В рамках проверочных мероприятий на опасных производственных объектах
АО «НАК «Азот» проведены (совместно с территориальными органами МЧС Рос-
сии) два учебных тренировочных занятия по действиям профессиональных аварий-
но-спасательных служб (ПАСС) и нештатных аварийно-спасательных формирова-
ний (НАСФ) АО «НАК «Азот», отработано их взаимодействие при ликвидации ава-
рий на химически опасных объектах.
Учебно-тренировочные занятия АО «НАК «Азот» отрабатывались по сценариям
плана мероприятий:
разгерметизация фланцевого соединения трубопровода подогревателя при-
родного газа печи с образованием облака природного газа на наружной установке
(блок № 3 -8А) площадки цеха производства Аммиак-4;
разгерметизация фланцевого соединения трубопровода подачи жидкого аммиа-
ка в эжектор с образованием токсичного облака на наружной установке (Блок № 2)
площадки цеха производства Карбамид-3.
Оперативные действия аварийно-спасательных подразделения (ПАСС, НАСФ)
оценены удовлетворительно.
В марте 2017 года центральный аппарат Ростехнадзора совместно с Центральным
управлением провел внеплановую выездную проверку опасных объектов АО «Вос-
кресенские минеральные удобрения» с целью контроля исполнения АО «Воскре-
196
сенские минеральные удобрения» пунктов ранее выданного предписания от 14 ок-
тября 2016 года № 275-рп/П, срок исполнения которых истек.
По итогам внеплановой проверки АО «Воскресенские минеральные удобрения»
установлено, что 186 пунктов предписания выполнены в установленные сроки,
60 пунктов предписания в установленные сроки не выполнены. К административ-
ной ответственности привлечены юридическое лицо и ответственные должностные
лица. Общая сумма наложенных штрафов составила 430 тыс. руб.
В апреле 2017 года центральный аппарат совместно с Кавказским управлением
Ростехнадзора провел внеплановую выездную проверку опасных объектов ОАО «Гид-
рометаллургический завод» (г. Лермонтов, Ставропольский край) с целью контроля
исполнения ОАО «Гидрометаллургический завод» пунктов ранее выданного Кавказ-
ским управлением Ростехнадзора предписания.
По итогам внеплановой проверки установлено, что 55 пунктов предписания вы-
полнены в установленные сроки, 17 пунктов предписания в установленные сроки не
выполнены. К административной ответственности привлечены юридическое лицо
и ответственные должностные лица. Общая сумма наложенных штрафов состави-
ла 440 тыс. руб.
В 2017 году продолжалась работа по совершенствованию нормативного право-
вого регулирования в области промышленной безопасности на предприятиях хи-
мического комплекса.
В рамках нормотворческой деятельности в 2017 году подготовлены и внесены из-
менения в федеральные нормы и правила:
приказ Ростехнадзора от 18 сентября 2017 года № 364 «О внесении изменений в
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред», утвержденные приказом
Ростехнадзора от 20 ноября 2013 года № 554» (приказ зарегистрирован в Минюсте
России 12 октября 2017 года, рег. № 48509);
приказ Ростехнадзора от 18 сентября 2017 года № 365 «О внесении изменений
в Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности «Правила
безопасности химически опасных производственных объектов, утвержденные при-
казом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559» (приказ зарегистрирован в Мин-
юсте России 9 октября 2017 года, рег. № 48468).
В рамках плановых проверок деятельности территориальных управлений Ростех-
надзора в 2017 году сотрудники центрального аппарата принимали участие в ком-
плексных проверках деятельности Приокского управления и Межрегионального
технологического управления Ростехнадзора, а также в контрольной проверке дея-
тельности Центрального управления Ростехнадзора.
В 2017 году предприятия химического комплекса, которые эксплуатируют опас-
ные производственные объекты I и II классов опасности, продолжали работу по раз-
работке в установленном порядке деклараций промышленной безопасности. Декла-
рации промышленной безопасности занесены в реестр деклараций промышленной
безопасности опасных производственных объектов.
В 2017 году в реестр деклараций промышленной безопасности занесены объекты
АО «Хиагда», ПАО «Бурятзолото», ООО «Завод синтанолов» ООО ЕвроХим-БМУ»,
ООО «Югнефтехимтранзит», ООО «НУТЭП».
Вместе с тем при плановой проверке опасных объектов организации ОАО «Со-
ломбальский ЦБК», г. Архангельск (поднадзорно Северо-Западному управлению
197
Ростехнадзора), установлено что ОАО «Соломбальский ЦБК» не разработало вновь
декларацию промышленной безопасности по истечении десяти лет со дня внесения
в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом организационно-технических мероприятий:
использованием автоматических систем управления технологическими процес-
сами;
регулярным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны;
разработкой и реализацией планов мероприятий по локализации и ликвидации
последствий аварий (ПМЛА);
проведением профилактической работы, учебных тревог;
наличием на предприятиях нештатных аварийно-спасательных формирований.
Анализ хода выполнения мероприятий, предусмотренных ст. 10 Федерального
закона от 20 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», свидетельствует о том, что работа, проводимая под-
надзорными предприятиями и объектами в части обеспечения сил и средств, необ-
ходимых для локализации и ликвидации аварий, позволяет обеспечить приемле-
мый уровень готовности производственного персонала к ликвидации возможных
аварийных ситуаций.
На крупных химических предприятиях имеются аттестованные в установлен-
ном порядке штатные аварийно-спасательные (газоспасательные) отряды (ГСО),
оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом
и материалами.
Также для локализации и ликвидации последствий аварий организации, эксплу-
атирующие ХОПО, заключают договоры на обслуживание с профессиональными
аварийно-спасательными службами.
В структурных подразделениях предприятий химического комплекса из числа их
работников созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ),
которые могут участвовать в ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с
ПМЛА.
Нештатные аварийно-спасательные формирования созданы на крупных химиче-
ских предприятиях, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора:
в ОАО «Минеральные удобрения» (г. Пермь), АО «ОХК «УРАЛХИМ» (г. Березни-
ки), «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» (г. Кирово-Чепецк), ООО «ГалоПолимер Киро-
во-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк); Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора:
ПАО «КуйбышевАзот» (г. Тольятти) и ПАО «Тольяттиазот (г. Тольятти); Печорско-
му управлению Ростехнадзора: «Монди СЛПК»; ООО «Сыктывкарский фанерный
завод»; ООО «Жешартский ЛПК».
Для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, пре-
дупреждения аварий и ликвидации их последствий на предприятиях рабочие и ин-
женерно-технические работники, непосредственно занятые ведением технологиче-
ского процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят обучение
и участвуют в отработке практических навыков при освоении системы управления
технологическим процессом, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и
специфических нештатных и аварийных ситуациях.
В 2017 году в организациях, эксплуатирующих ХОПО, по разработанным графи-
кам проводились учебно-тренировочные занятия (тренировки) и учебные тревоги
198
согласно разработанным планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Предприятия, заключившие договоры с профессиональным аварийно-спасатель-
ным формированием, проводят совместные параллельные учебно-тренировочные
занятия (тренировки) и учебные тревоги с привлечением служб населенных пунк-
тов.
На химически опасных объектах, поднадзорных Западно-Уральскому управле-
нию Ростехнадзора, в 2017 году проведены учения и учебные тревоги:
в филиале «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в г. Кирово-Чепецке Кировской об-
ласти проведены 3 общезаводских командно-штабных учения, 10 цеховых учебных
химических тревог, 26 тренировок по эвакуации из зданий с массовым пребывани-
ем людей, 3 пожарно-тактических учения, 90 учебно-тренировочных занятий про-
ведено в подразделениях предприятия по разработанным графикам;
в АО «ГалоПолимер Пермь» (г. Пермь) во время плановой выездной проверки
была проведена учебная тревога по проверке действий руководства и персонала цеха
№ 25, аварийно-спасательных формирований предприятия по локализации и лик-
видации аварии по сценарию плана мероприятий «Разгерметизация трубопровода
передавливания аммиака из поз. 881/1 в поз. 881/2»;
в ООО «НОВОГОР-Прикамье» (г. Пермь) во время плановой проверки
опасных объектов проведена совместная тренировка аварийно-спасательно-
го формирования (МКУ «ПГСС») и технологического персонала организации
на прирельсовом складе хлора.
На химически опасных объектах, поднадзорных Приволжскому управлению, за
отчетный период были проведены учебно-тренировочные занятия на определение
готовности к совместным действиям АСФ, НАСФ и оперативного персонала при
ликвидации и локализации аварий, в том числе на:
аммиачно-холодильной установке ОАО «Набережночелнинский Хладокомби-
нат «Челны Холод»;
площадке использования кислот и щелочей гальванического участка фурнитур-
ного производства ООО «САТУРН»;
складе готовой продукции аммиака АО «Аммоний»;
аммиачно-холодильной установке АО «Пивоварня Москва Эфес», г. Казань;
складе сырья и готовой продукции завода «Бисфенол» ПАО «Казаньоргсинтез».
Результаты учебно-тренировочных занятий комиссиями оценены на удовлетво-
рительно.
В Забайкальском управлении Ростехнадзора в течение 2017 года с участием ава-
рийно-спасательных формирований ООО «Забайкальский центр аварийно-спаса-
тельных и экологических технологий» проведены учебно-тренировочные занятия
по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химически опасных объек-
тах и тренировки по упрочению навыков при выполнении мероприятий по ликви-
дации аварийных ситуаций на объектах:
АО «Хиагда» (Республика Бурятия) на участке получения природного урана;
ООО «Горводоканал» (г. Гусиноозерск), на складах хлора на станции биологиче-
ской очистки и водоочистных сооружений (июль 2017 г.);
Филиал АО «Интер-РАО Электрогенерация» Гусиноозерская ГРЭС в химиче-
ский цехе (август 2017 года).
В Северо-Западном управлении Ростехнадзора в 2017 году на складе хлора ор-
ганизации ООО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» (г. Пет-
199
розаводск) проведены учения по локализации и ликвидации последствий аварии,
связанных с утечкой (выбросом) хлора. К участию в тренировках были привлечены
аварийно-спасательные формирования, в том числе МУ «Единая дежурно-диспет-
черская служба» (г. Петрозаводск), ФГКУ «Специализированная ПЧ ФПС по Рес-
публике Карелия», ФКУ «1 ОФПС по Республике Карелия».
К проблемным вопросам функционирования профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований, обслуживающих поднадзорные предприятия и
объекты, следует отнести:
сокращение численности аварийных служб;
необеспечение в полном объеме техническими средствами (защитными костю-
мами, автомобильной техникой, воздушными дыхательными аппаратами, средст-
вами вентиляции легких).
На предприятиях химического комплекса созданы резервы финансовых средств
и материальных ресурсов.
В 2017 году территориальными органами Ростехнадзора предоставлена 51 лицен-
зия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производствен-
ных объектов I-III классов опасности, переоформлено 195 лицензий на эксплуа-
тацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
химического комплекса, отказано в предоставлении лицензий 74 организациям,
эксплуатирующим взрывопожароопасные и химически опасные производствен-
ные объекты, поднадзорные Межрегиональному технологическому, Центрально-
му, Приокскому, Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Верхне-Донскому, Ниж-
не-Волжскому, Приволжскому, Уральскому и Енисейскому управлениям Ростех-
надзора.
В 2017 году была осуществлена процедура приостановления действия лицензии
на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов I-III классов опасности организации ПАО «Калужский завод автомобиль-
ного электрооборудования» (г. Калуга, поднадзорно Приокскому управлению Рос-
технадзора) из-за грубых нарушений лицензионных требований при эксплуатации
сырьевого склада соляной кислоты. В настоящее время материалы находятся в ар-
битражном суде Калужской области.
К основным нарушениям, выявленным при проверках соискателей лицензии и
лицензиатов, относятся:
отсутствие приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противо-
аварийной автоматической защиты технологических процессов на опасных произ-
водственных объектах химического комплекса;
неукомплектованность штата опасного производственного объекта квалифици-
рованными специалистами;
отсутствие положительных заключений экспертизы промышленной безопасно-
сти на технологическое оборудование и здания опасных производственных объектов;
отсутствие актов ввода объектов в эксплуатацию;
не обеспечено проведение аттестации в области промышленной безопасности
по направлению осуществляемых видов деятельности руководящего состава и ин-
женерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на опасных про-
изводственных объектах.
На основе анализа результатов в 2017 году надзорной деятельности установлено, что на
поднадзорных объектах в требуемых объемах не внедряются новые высокоэффективные
200
и безопасные технологии, медленно происходит замена технических устройств (обору-
дования, средств контроля и автоматики, противоаварийной защиты, электрооборудова-
ния), отработавших нормативный срок службы, на новые и более эффективные. В боль-
шинстве случаев по результатам проведенных экспертиз промышленной безопасности
принимается решение о продлении срока эксплуатации.
Подтверждением этому являются результаты проверок крупных предприятий по
производству минеральных удобрений.
Большая часть нарушений, выявленных в ходе проверок, связана с нарушениями при
эксплуатации технологического оборудования, средств контроля, управления и проти-
воаварийной защиты и автоматики, при ведении взрывоопасных и химически опасных
технологических процессов. При этом значительная часть нарушений связана с обра-
щениями опасных веществ, обладающих механизмом остронаправленного действия.
С учетом вышеизложенного при реализации мероприятий концепции развития
химического комплекса и программ химической безопасности приоритетами раз-
вития химической отрасли являются:
техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых,
экономически эффективных и технически безопасных производств;
замена физически изношенного оборудования и морально устаревших технологий
более современными (позволяющими уменьшить объемы используемых опасных хими-
ческих веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее
опасном состоянии), а также проектирование объектов с наименьшим уровнем слож-
ности, менее чувствительных к несанкционированным воздействиям;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, предусматривающее уве-
личение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных
и автомобильных цистерн, контейнеров);
проведение учений и тренировочных занятий по организации межведомствен-
ного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных си-
туаций на химически опасных объектах и территориях.
Основными направлениями работы по совершенствованию надзора за предпри-
ятиями химического комплекса являются:
повышение уровня противоаварийной защищенности технологических процес-
сов и оборудования, снижение рисков аварийности, инцидентов и травмирования
персонала;
повышение эффективности надзорной, контрольной и разрешительной деятель-
ности с сочетанием статистического и аналитического подходов и качественными
оценками результативности (приоритетно, в части объектов I и II классов опасно-
сти крупных химических компаний);
организация и методическое сопровождение действий инспекторского соста-
ва при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в рамках постоянного
государственного надзора, в том числе методическое обеспечение при контроле и
оценке физической защищенности опасных производственных объектов;
повышение эффективности воздействия территориальных органов на службы
производственного контроля и системы управления промышленной безопасности
на подконтрольных предприятиях химического комплекса;
контроль за ходом выполнения инвестиционных программ по модернизации
и (или) реконструкции объектов (включая опытные установки), разработанных с
учетом вопросов безопасности;
201
повышение безопасности при процессах консервации, ликвидации крупных бес-
перспективных производств, содержащих опасные вещества;
усиление контроля за сложными технологическими процессами малотоннажной
химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным
материалам, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, комплек-
соны и др.), как правило имеющими в своем составе объекты III класса опасности,
содержащими малое количество обращающихся опасных веществ, с целью повы-
шения эффективности и безопасности производственных процессов.
Проблемы, связанные с вопросами промышленной безопасности при строитель-
стве, техническом перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, консер-
вации и ликвидации объектов, а также применения передовых технических норм
объектов химического комплекса, требуют постоянного контроля и надзора со сто-
роны инспекторского состава территориальных органов при методическом конт-
роле центрального аппарата Ростехнадзора.
2.2.15. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
К поднадзорным опасным производственным объектам предприятий оборонно-
промышленного комплекса относятся объекты производства взрывчатых веществ,
порохов, ракетных топлив и изделий, их содержащих, объекты снаряжения и ути-
лизации боеприпасов, ракет и их составных частей, объекты ракетно-космической
деятельности, на которых обращаются опасные вещества, объекты по уничтожению
химического оружия, на которых осуществляются ликвидационные процессы по-
сле завершения уничтожения химического оружия.
По данным государственного реестра опасных производственных объектов по состо-
янию на 29 декабря 2017 года зарегистрировано 585 объектов предприятий оборонно-
промышленного комплекса (ОПК), включенных в сводный реестр организаций ОПК,
на которых Ростехнадзором осуществляются контрольно-надзорные мероприятия.
Надзор за объектами предприятий ОПК, на которых обращаются химически
опасные вещества, в том числе взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, осу-
ществляется в отношении 505 объектов, в том числе:
объектов I класса опасности — 48;
объектов II класса опасности — 55;
объектов III класса опасности — 402.
Указанные объекты эксплуатируются 157 юридическими лицами (организациями).
Основная часть организаций ОПК относится к ведению Минпромторга России,
Минобороны России, Государственной корпорации «Ростех», Государственной кор-
порации «Росатом», Государственной корпорации «Роскосмос».
В 2017 году в отношении объектов ОПК территориальными управлениями и цен-
тральным аппаратом Ростехнадзора проведено 1236 проверок (в 2016 году — 953),
из них плановых 113 (в 2016 году — 78), 844 проверки в рамках постоянного госу-
дарственного надзора (в 2016 году — 764), 279 — внеплановые (в 2016 году — 111).
Увеличение количества проверок связано в первую очередь с исполнением по-
ручения Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 года № РД-П7-303с
«Об ужесточении контроля за предприятиями спецхимии».
В ходе проверок выявлено 2807 нарушений установленных требований промыш-
ленной безопасности (в 2016 году — 1522 нарушения).
202
По результатам проверок в отношении организаций в 360 случаях налагались ад-
министративные наказания, в том числе административное приостановление дея-
тельности применялось 37 раз (в 2106 году административные наказания налага-
лись 152 раза, приостановление деятельности отдельных участков и технических
устройств применялось 13 раз).
Общая сумма наложенных штрафов составила 30 247 тыс. руб. (в 2016 году —
10 403 тыс. руб.).
В течение 2017 года на отдельных поднадзорных объектах предприятий ОПК при
контроле территориальными управлениями Ростехнадзора проводились строитель-
ные и ликвидационные работы, в том числе по одному объекту строительства в При-
волжском и Северо-Кавказском управлениях Ростехнадзора, ликвидация объектов
контролировалась Западно-Уральским и Уральским управлениями Ростехнадзора
по 2 объектам в каждом управлении.
Также контролировались работы, связанные с проведением реконструкции и тех-
ническим перевооружением объектов. Всего проверено 9 объектов (Верхне-Донским
управлением — 3, Волжско-Окским управлением — 2, Северо-Кавказским управ-
лением — 1, Западно-Уральским управлением — 1, Приволжским управлением — 1
и Средне-Поволжским управлением — 1).
В 2017 году на опасных производственных объектах ОПК было зарегистрирова-
но 6 аварий (в 2016 году — 6 аварий), несчастные случаи со смертельным исходом не
фиксировались (в 2016 году зарегистрировано 11 несчастных случаев со смертель-
ным исходом) (табл. 99, 100).
Таблица 99
Распределение аварий по объектам в 2016 — 2017 годах
Объекты
2016 г.
2017 г.
Объекты уничтожения химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
6
6
Таблица 100
Распределение случаев смертельного травматизма по объектам в 2016-2017 годах
Объекты
2016 г.
2017 г.
Объекты уничтожения химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
11
0
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным управлениям
представлено в табл. 101.
Таблица 101
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом в 2016 и
2017 годах по территориальным управлениям Ростехнадзора
Территориальные управления Ростехнадзора
Средне-Поволжское
Приволжское управление
управление
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
Аварии
-2
3
4
Несчастные случаи
1
203
В 2017 году случаев смертельного травматизма не было (в 2016 году — 11), коли-
чество аварий в сравнении с 2016 годом не изменилось (табл. 102).
Таблица 102
Распределение аварийности и смертельного травматизма в 2012-2017 годах
Количество аварий и смертельных случаев по годам
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Аварии
1
2
6
4
6
6
Смертельные случаи
2
6
5
11
В 2017 году на объектах оборонно-промышленного комплекса, связанных с обра-
щением взрывчатых материалов, зарегистрировано 6 аварий, из них 4 произошли на
ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» (ФКП «КГКПЗ»),
г. Казань (поднадзорно Приволжскому управлению Ростехнадзора), суммарный эко-
номический ущерб от которых составил 7 331 тыс. руб.
24 марта 2017 года произошло возгорание в цехе № 3 здания 898 ФКП «Казанский
государственный казенный пороховой завод» (ФКП КГКПЗ). Площадь повреж-
денных участков составляет ориентировочно 400 м2 (разрушены отделения № 2, 3).
Пострадавших среди работников предприятия нет, при тушении пожара погиб
начальник караула СПСЧ-3 МЧС РФ.
По результатам технического расследования, а также проведенными исследова-
ниями установлено, что на месте происшествия в отделении № 3 здания № 898 про-
изошло возгорание продукции — обезвоженного («спиртового») пироксилина с по-
следующим распространением горения на отделение № 2 этого же здания.
Основными причинами аварии явились:
внесение изменений в технологический процесс изготовления пироксилина без
согласования с разработчиком процесса (включение операций совмещенного водо-
спиртоотжима, предусматривающих возможность хранения получаемого продукта);
отсутствие информации о требованиях безопасности при работе с обезвоженным
пироксилином при его хранении, мерах предосторожности и действиях работающе-
го персонала при аварийных ситуациях;
в производственных инструкциях не предусмотрены мероприятия по обеспече-
нию безопасности при хранении «отжатого» («спиртового») пироксилина с содер-
жанием этилового спирта до 29 %, в том числе контроль за загазованностью воз-
душной среды помещения парами этилового спирта и возможностью образования
взрывоопасной паровоздушной среды;
отсутствует график работ по текущему обслуживанию и проведению планово-
предупредительного ремонта электрической проводки здания № 898, а также жур-
нал, в котором фиксируется выполнение этих работ;
недостаточный контроль со стороны руководства цеха № 3 ФКП «КГКПЗ» за
проведением технологических операций хранения пироксилина, находившегося в
отделении № 2 и 3 здания № 898, приведших к его возгоранию;
недостаточная эффективность производственного контроля за соблюдением тре-
бований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных
объектов со стороны руководства, главных специалистов и служб ФКП «КГКПЗ»;
нарушение производственным персоналом цеха № 3 ФКП «КГКПЗ» производ-
ственных инструкций, а именно непроведение тщательной уборки помещений с це-
лью удаления взрывоопасной пыли и (или) россыпи пироксилина.
204
18 апреля 2017 года при проведении технологической операции приготовления
массы произошло воспламенение паров растворителя в лопастном мешателе № 45,
расположенном в отделении № 10 здания № 39 цеха № 5 ФКП «КГКПЗ».
В ходе проведения осмотра места происшествия, при опорожнении лопастного
мешателя поз. № 45 от остатков спецпродукта, обнаружен посторонний предмет
(инородное тело) — гайка. Лопасти мешателя имеют повреждения в виде вмятин
и царапин, которые могли возникнуть вследствие воздействия инородного тела.
По результатам осмотра и опроса очевидцев аварии комиссией установлено, что
первоначальной причиной возникновения аварии могло быть воздействие инород-
ного тела, находящегося внутри мешателя на лопасти мешателя и внутренней поло-
сти мешателя, повлекшее возникновение высоких температур трения, в результате
чего произошло возгорание паров эфира.
Основными причинами аварии явились:
попадание в лопастной мешатель поз. № 45 в отделении 10 здания № 39 цеха № 5
ФКП «КГКПЗ» постороннего предмета (гайки);
эксплуатация отработавших нормативный срок службы технических устройств
(лопастных мешателей) пор. № № 45, 46, 47, 48, установленных в отделении № 10
здания № 39 цеха № 5 ФКП «КГКПЗ»;
отделения здания № 39 цеха № 5, где обращаются горючие и легковоспламеня-
ющиеся жидкости (ГЖ и ЛВЖ), не оборудованы датчиками пламени;
мешатели в отделениях здании № 39 цеха № 5 не оборудованы блокирующими
устройствами, отключающими приводы мешателей при достижении в воздухе ра-
бочей зоны нижнего концентрационного предела воспламенения паров ГЖ и ЛВЖ;
трубопроводы подачи растворителя из здания № 32 в здание № 39 цеха № 5 не
оснащены запорной арматурой с дистанционным управлением;
недостаточный контроль со стороны руководства цеха № 5 ФКП «КГКПЗ» за
проведением технологических операций, приведших к возгоранию паров спирто-
эфирного растворителя;
низкая эффективность производственного контроля за соблюдением требова-
ний промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных
объектов со стороны руководства, главных специалистов и служб ФКП «КГКПЗ»;
несоблюдение производственным персоналом цеха № 5 ФКП «КГКПЗ» долж-
ностных инструкций, а именно непроведение тщательного осмотра возвратных тех-
нологических отходов с целью удаления посторонних предметов.
21 августа 16 июня 2017 года в отделении спиртоводоотжима в здании № 897 цеха
№ 3 произошло возгорание на ажитаторе № 9.
В результате пожара произошло частичное разрушение технических устройств,
зданий и сооружений, выбросы опасных веществ не зафиксированы. Площадь воз-
горания составила 400 м2.
Основными причинами аварии явились:
нагрев защитного кожуха, незакрепленного на раме ажитатора № 9, в результа-
те трения больших и малых колес вала привода мешалок, а также наличие пыли и
остатков пироксилина на строительных конструкциях и трубопроводах в количест-
ве, достаточном для детонации от источника зажигания;
отсутствие герметичности у емкостей чистого спирта и сборника для отработан-
ного спирта, в результате чего произошли возгорание паров спирта и последующий
пожар в здании;
205
эксплуатация оборудования (ажитаторов), выработавшего нормативный срок
службы;
недостаточный контроль со стороны руководства цеха за проведением техноло-
гических операций и соблюдением графика генеральных уборок на оборудовании;
неэффективный производственный контроль за соблюдением требований без-
опасности при эксплуатации оборудования;
бездействие со стороны руководства цеха, неисполнение в полной мере долж-
ностных инструкций мастером смены и персоналом.
21 августа 2017 года в ФКП «Чапаевский механический завод», г. Чапаевск Самар-
ской области, в здании № 1088 капсюльного производства при производстве кап-
сюльных изделий 35 произошло срабатывание (взрыв) продукта 194 (инициирую-
щее взрывчатое вещество — азид свинца) в чашках изделия 35 (капсюльная матри-
ца) при снятии накладки со сборки с матрицами при проведении технологической
операции «Подготовка приспособления для насыпки и насыпного прибора, насып-
ка продукта 194 в чашки изделия 35», в результате которого одна работница полу-
чила тяжелую травму, а техническое устройство (капсюльная матрица) разрушена.
Причинами аварии явились:
неэффективность осуществления производственного контроля;
отсутствие контроля со стороны руководства при выполнении особо опасных
технологических операций;
недобросовестное исполнение должностных инструкций персоналом смены.
К основным причинам аварийности и травматизма на объектах ОПК относятся
несоблюдение нормативных требований по безопасности и производственной до-
кументации (проектная документация, технологические регламенты и схемы, про-
изводственные инструкции, нормы безопасности), производственный контроль на
объектах предприятий в отдельных случаях осуществляется формально, без выяв-
ления и исключения очевидных предпосылок возникновения аварийных ситуаций,
в том числе без должного анализа инцидентов.
Регулярно фиксируется недостаточный уровень квалификации, опыта и про-
фессиональной подготовки персонала, обслуживающего сооружения и техниче-
ские устройства.
Расследования обстоятельства аварий и несчастных случаев, произошедших на
объектах ОПК, свидетельствуют о том, что основными причинами аварийности и
травматизма являются грубые нарушения режимов ведения технологических про-
цессов, недостаточность производственного контроля при эксплуатации опасных
производственных объектов, несоблюдение нормативных требований по безопас-
ности и требований производственной документации как руководящим составом
предприятий, так и должностными лицами, ответственными за осуществление про-
изводственного контроля и безопасное ведение работ.
Производственный контроль на предприятиях ОПК является неотъемлемой ча-
стью производства. Контроль за его организацией, функционированием систем
управления промышленной безопасностью на предприятиях осуществляется Рос-
технадзором при проведении плановых и внеплановых проверок, а также в рамках
постоянного государственного надзора.
В целях предотвращения аварий и гибели персонала на объектах, связанных с
обращением взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, должностным лицам
всех уровней, ответственным за безопасность, необходимо обращать особое внима-
206
ние на вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов при
выполнении всех видов работ на них.
Ответственным должностным лицам, включая инспекторский состав территори-
альных управлений Ростехнадзора, следует уделять повышенное внимание произ-
водственным инцидентам как предпосылкам и инициаторам аварийности.
Центральным аппаратом Ростехнадзора проводится анализ аварий, инцидентов
и случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, в том числе
осуществляется контроль исполнения мероприятий по результатам проведенных
расследований.
В ходе реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов хи-
мического оружия в Российской Федерации» в рамках установленных функций и
полномочий в 2017 году органы Ростехнадзора осуществляли контрольно-надзорные
мероприятия на объектах по хранению и уничтожению химического оружия в соот-
ветствии с нормативно-правовой базой в области промышленной и энергетической
безопасности, а также в части Градостроительного кодекса Российской Федерации,
включая такие объекты, как: «Щучье», Курганская область (Уральское управление
Ростехнадзора); «Почеп», Брянская область (Приокское управление Ростехнадзора);
«Марадыковский», Кировская область; «Кизнер», «Камбарка», Удмуртская Республи-
ка (Западно-Уральское управление Ростехнадзора); «Леонидовка», Пензенская об-
ласть; «Горный», Саратовская область (Нижне-Волжское управление Ростехнадзора).
На указанных объектах Ростехнадзором контролируются процессы, связанные
с консервацией оборудования, зданий и сооружений, продолжается контроль без-
опасности объектов инфраструктуры.
На объектах по уничтожению химического оружия «Леонидовка» и «Марады-
ковский» контролируется строительство полигонов захоронения твердых отходов.
По состоянию на 29 декабря 2017 года в государственном реестре опасных про-
изводственных объектов зарегистрировано 47 объектов, эксплуатируемых в струк-
туре Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химиче-
ского оружия, из них: I класса опасности — 6 объектов; II класса опасности — 6 объ-
ектов; III класса опасности — 23 объекта, IV класса опасности — 12 объектов, в том
числе технологических объектов — 13, объектов инфраструктуры — 24 (табл. 103).
Таблица 103
Распределение опасных производственных объектов по классам опасности
Объект
I класс
II класс
III класс
IV класс
Всего
п/п
1
«Леонидовка»
1
0
4
5
10
2
«Почеп»
1
1
5
1
8
3
«Марадыковский»
0
2
4
2
8
4
«Камбарка»
0
2
3
2
7
5
«Кизнер»
2
1
3
1
7
6
«Щучье»
2
0
4
1
7
Итого:
6
6
23
12
47
Процессы эксплуатации опасных производственных объектов и работ на них осу-
ществляются Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению
химического оружия в рамках лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию взрыво-
пожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III клас-
сов опасности от 30 марта 2015 года № ВХ-00-015324, которая действует бессрочно.
207
На указанных объектах Ростехнадзором контролируются сроки безопасной эксплу-
атации технических устройств, установленные законодательством Российской Феде-
рации, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности
и эксплуатационной документацией, проведение экспертиз промышленной безопас-
ности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасных про-
изводственных объектах, их диагностирование, испытания и освидетельствования.
В 2017 году Ростехнадзором зарегистрировано 102 заключения экспертиз про-
мышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных про-
изводственных объектах.
На объектах I класса опасности в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455 «О режиме постоянного государст-
венного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооруже-
ниях» осуществлялись мероприятия в режиме постоянного государственного надзора.
В рамках установленных полномочий Ростехнадзором проводятся контрольные
мероприятия на объектах других классов опасности, включая объекты инфраструк-
туры, в том числе при осуществлении процессов, связанных со строительством, кон-
сервацией и ликвидацией объектов, демонтажом и дегазацией оборудования.
В 2017 году Ростехнадзором проведено 95 проверок обязательных требований
безопасности, выявлено 17 нарушений требований промышленной безопасности
(табл. 104).
Таблица 104
Показатели контрольно-надзорной деятельности на объектах хранения
и уничтожения химического оружия
Объект
Количество
Количе-
Количество
Количество вы-
Количество вы-
проведенных
ство на-
выявленных
явленных нару-
явленных нару-
проверок
ложенных
нарушений
шений требова-
шений требова-
взыска-
требований
ний Градострои-
ний законода-
ний
промышлен-
тельного кодекса
тельства РФ в
ной безопас-
Российской Фе-
области электро-
ности
дерации
энергетики
«Леонидовка»
17
1
«Почеп»
3
10
«Марадыков-
1
6
ский»
«Камбарка»
2
0
«Кизнер»
67
0
«Щучье»
5
0
Итого:
95
17
Выявленные нарушения устранены в установленные сроки при контроле терри-
ториальными управлениями Ростехнадзора.
В 2017 году в территориальных комиссиях Ростехнадзора в качестве членов ат-
тестационных комиссий аттестовано 10 сотрудников объектов и более 40 руково-
дителей и специалистов по различным областям аттестации в области промышлен-
ной безопасности.
На объектах функционирует система управления промышленной безопасностью,
а также в установленном порядке осуществляется производственный контроль со-
208
блюдения требований промышленной безопасности. Соответствующими службами
объектов осуществляется контроль выполнения требований промышленной безопас-
ности подрядными организациями, осуществляющими деятельность на объектах.
Также на объектах в соответствии с графиками контролировалось проведение
противоаварийных тренировок с обслуживающим персоналом и профессиональ-
ными штатными газоспасательными и аварийными службами.
Персонал объектов, в том числе и подрядных организаций, обеспечен средствами
индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, созданы запасы
средств индивидуальной защиты для населения вблизи расположенных жилых зон.
Охрана и физическая защита объектов организованы в соответствии с руководя-
щими документами Минобороны России, в том числе в части противодействия тер-
роризму, и осуществляются в соответствии с разработанными планами размещения,
охраны и обороны, паспортами безопасности объектов.
На основании поручения Правительства Российской Федерации от 14 ноября
2015 года № П4-56111 в рамках постоянного государственного надзора за опасны-
ми производственными объектами территориальными управлениями Ростехнадзо-
ра осуществляется контроль проведения мероприятий антитеррористической дея-
тельности. Несанкционированные проникновения на объекты посторонних лиц не
зафиксированы.
В целом состояние промышленной безопасности на опасных производственных
объектах, связанных с процессами уничтожения химического оружия, оценивает-
ся как удовлетворительное, аварийных событий на объектах в 2017 году не зареги-
стрировано, уровень квалификации руководства и персонала объектов оценивает-
ся как высокопрофессиональный.
В целях решения вопросов безопасности, связанных с эксплуатацией объектов,
перспективами их дальнейшего использования, возможного перепрофилирования,
технического перевооружения, консервации и утилизации, Ростехнадзор в рамках
установленных функций и полномочий продолжает осуществление контрольно-над-
зорных мероприятий на опасных производственных объектах до их исключения из
государственного реестра и принятия соответствующих решений, связанных с их
функционированием.
В 2017 году в рамках утвержденного Плана проведения плановых проверок юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2017 год цен-
тральным аппаратом совместно с территориальными управлениями проведены пла-
новые проверки соблюдения требования промышленной безопасности на объектах
АО «Ульяновский патронный завод» (поднадзорно Средне-Поволжскому управле-
нию Ростехнадзора) и ФКП «Пермский пороховой завод» (поднадзорно Западно-
Уральскому управлению Ростехнадзора).
Всего выявлено 118 нарушений, из них 17 на объекте хранения продукции
АО «Ульяновский патронный завод», 101 нарушение зафиксировано при проверке
объектов ФКП «Пермский пороховой завод».
По результатам проверок объектов указанных организаций оформлены акты про-
верок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Юридические и должностные лица предприятий были привлечены к админист-
ративной ответственности в виде штрафов.
Следует отметить, что на этих предприятиях нарушения во многом аналогичны и име-
ют характер повторяемости, как и на объектах ранее проверенных предприятий ОПК.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..