ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 10

 

 

145
(2 аварии), Печорскому управлению (3 аварии), Сибирскому управлению, Нижне-
Волжскому управлению, Ленскому управлению, Приволжскому управлению, Са-
халинскому управлению.
Увеличение числа аварий по сравнению с 2016 годом отмечено на объектах, под-
надзорных Северо-Уральскому на 4 случая, Печорскому, Сибирскому, Ленскому,
Нижне-Волжскому и Сахалинскому управлениям.
На объектах, поднадзорных Западно-Уральскому управлению, произошло сни-
жение показателя аварийности на одну аварию.
Несчастные случаи со смертельным исходом произошли на опасных производ-
ственных объектах, поднадзорных Северо-Уральскому управлению (4 случая), Пе-
чорскому управлению (2 случая) и Приволжскому управлению (один случай).
Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных
Северо-Уральскому управлению (6 аварий), Западно-Уральскому управлению (2 ава-
рии), Печорскому управлению (3 аварии), Сибирскому, Нижне-Волжскому, Ленско-
му, Приволжскому, Сахалинскому управлениям по одной аварии.
Увеличение числа аварий по сравнению с 2016 годом отмечено на объектах, под-
надзорных Северо-Уральскому на 4 случая, Печорскому, Сибирскому, Ленскому,
Нижне-Волжскому и Сахалинскому управлениям.
На объектах, поднадзорных Западно-Уральскому управлению, произошло сни-
жение показателя аварийности на одну аварию.
Несчастные случаи со смертельным исходом произошли на опасных производ-
ственных объектах, поднадзорных Северо-Уральскому управлению (4 случая), Пе-
чорскому управлению (2 случая) и Приволжскому управлению (один случай).
Наиболее крупные по ущербу аварии произошли:
10 апреля 2017 года на нефтяном месторождении им. А. Алабушина (недрополь-
зователь — ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»). В процессе производства ремонтных работ под-
рядной организацией ООО «Коми Куэст Интернешнл» по извлечению аварийно-
го оборудования (шаблона) на скважине подрядной организацией произошло неф-
тегазоводопроявление с последующим возгоранием. Продолжительность горения
скважины составило 32 дня.
Экономический ущерб от аварии составил 749 702 тыс. руб., экологический
ущерб — 4 031 тыс. руб.
Технической причиной возникновения аварии послужило нарушение технологии
проведения ремонтных работ, связанное с отсутствием постоянного долива в сква-
жину жидкости глушения, при этом продолжительность горения скважины была об-
условлена необученностью персонала действиям, предусмотренным планами меро-
приятий локализации и ликвидации аварий при нефтегазоводопроявлениях.
10 августа 2017 года на Ван-Еганском месторождении в Ханты-Мансийском ав-
тономном округе (недропользователь — ПАО НК «Роснефть») при проведении бу-
ровых работ подрядной организацией ООО «Интегра-Бурение» произошло неф-
тегазоводопроявление с последующим возгоранием. Продолжительность горения
нефтегазового флюида из скважины составила 18 дней. Последствиями аварии ста-
ло полное разрушение буровой установки, не предназначенной в дальнейшем к экс-
плуатации, и полная ликвидация вновь пробуренной скважины.
Экономический ущерб от аварии составил 631 млн 449 тыс. руб., из них эколо-
гический ущерб составил 28 тыс. 403 руб., а затраты на ликвидацию и локализацию
последствий аварии составили 28 млн 224 тыс. руб.
146
В результате аварии пострадали 8 человек от ожогов из числа подрядной органи-
зации, в том числе один — смертельно.
В ходе расследования причин аварии установлено, что подрядная организация
была допущена к проведению буровых работ без оформленной должным образом
лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных
и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности с
указанием места работ на Ван-Еганском месторождении Ханты-Мансийского ав-
тономного округа и отсутствовала регистрация опасного производственного объек-
та по месту проведения работ.
Технической причиной аварии стало несоблюдение буровым подрядчиком тех-
нологии бурения скважины, связанное с недоливом бурового раствора в устье сква-
жины во время подъема бурильного инструмента.
В 10 случаях аварии были допущены недропользователями (ПАО «Татнефть» име-
ни В.Д. Шашина», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (2 аварии), ООО «ЛУКОЙЛ-
Коми», «Сахалин Энерджи Инвест Компани», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Гус-
тореченское», ОАО «Башнефть Добыча», ОАО «Томскгазпром», ОАО «Газнефте-
сервис») в процессе эксплуатации нефтепромыслового оборудования на опасных
производственных объектах.
Причинами аварий в указанных случаях стали нарушения порядка проведения
работ повышенной опасности, отсутствие контроля за безопасной эксплуатацией
нефтепромыслового оборудования и сооружений, разгерметизации нефтепромы-
словых трубопроводов.
Наиболее крупная авария произошла 27 июля 2017 года на опасном производ-
ственном объекте «Система промысловых трубопроводов Метелинского месторо-
ждения» IV класса опасности ООО «Башнефть-Добыча». Из-за отказа трубопрово-
да ДНС «Метели» — ДНС «Кунгак» нефтесодержащая жидкость попала в реку Аяз.
Экономический ущерб от аварии составил 55 млн 566 тыс. руб., из них экологи-
ческий ущерб составил 4 млн 72 тыс. руб., а затраты на ликвидацию и локализацию
последствий аварии составили 51 млн 494 тыс. руб.
Причиной возникновения аварии послужили сквозная коррозия на нефтепро-
мысловом трубопроводе и отсутствие со стороны недропользователя контроля за
безопасной эксплуатацией нефтепровода.
В 2017 году территориальными органами Ростехнадзора были проведены 6865 (в
2016 году — 8213) проверок соблюдения требований промышленной безопасности
при эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазодобычи, в том чи-
сле 4218 проверок (в 2016 году -5770) проведены в рамках режима постоянного го-
сударственного надзора.
В результате проведенных проверок выявлено 16 055 нарушений требований про-
мышленной безопасности (в 2016 году — 11 935).
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, со-
ставило 1488 (в 2016 году — 1345).
Основными характерными нарушениями являются:
отсутствие документов, подтверждающих право собственности на недвижимость,
входящую в состав опасных производственных объектов предприятий;
отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и
специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопас-
ности;
147
отсутствие договора на обслуживание с аварийно-спасательными службами или
с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
проведение реконструкции опасных производственных объектов с нарушени-
ями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
несоблюдение требований о проведении демонтажа и (или) ликвидации промыс-
ловых трубопроводов, выведенных из эксплуатации;
отсутствие учета инцидентов, несвоевременная передача оперативных сообще-
ний об авариях;
разработка технологических регламентов опасных производственных объектов
без учета проектной документации, а также перечня параметров, определяющих
опасность процессов и подлежащих дистанционному контролю;
отсутствие разрешения на строительство и реконструкцию опасного производ-
ственного объекта «Фонд скважин»;
отсутствие документации на ликвидацию скважин опасного производственного
объекта «Фонд скважин».
Общая сумма наложенных административных штрафов в 2017году составила
96 289 тыс. руб. (в 2016 году — 91 967 тыс. руб.), в том числе наложенных на юриди-
ческих лиц — 71 814 тыс. руб., на должностных лиц 24 422 тыс. руб., на граждан —
53 тыс. руб.
Административная приостановка деятельности применялась 20 раз, временный
запрет деятельности не применялся.
Планирование контрольно-надзорных мероприятий осуществлялось с учетом
риск-ориентированного подхода в соответствии с классами опасности опасных про-
изводственных объектов.
В 2017 году была организована деятельность, направленная на профилактику
нарушений требований промышленной безопасности на поднадзорных объектах:
проводились вебинары по промышленной безопасности;
анализировались технические и организационные причины аварий по материа-
лам расследований;
оформлялись чек-листы по произошедшим авариям;
в целях обмена опытом между инспекторами территориальных управлений они
включались в состав комиссий для участия в плановых выездных проверках, про-
водимых центральным аппаратом Ростехнадзора;
осуществлялся сбор предложений и замечаний от территориальных управлений
и поднадзорных предприятий нефтегазодобычи для совершенствования норма-
тивного правового регулирования в сфере актуализации требований для опасных
производственных объектов нефтегазодобычи, содержащих обязательные требо-
вания, оценка соблюдения которых является предметом государственного конт-
роля (надзора).
Из 2434 организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в
386 организациях созданы службы производственного контроля, в 2048 организаци-
ях назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля.
В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и
II классов опасности, созданы системы управления промышленной безопасностью
и обеспечиваются условия их функционирования.
Службами производственного контроля и ответственными за осуществление про-
изводственного контроля предприятий разработано более 23 тыс. мероприятий, на-
148
правленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов.
Но в деятельности органов производственного контроля имеются недостатки.
Наиболее характерными нарушениями в части организации и осуществления
производственного контроля являются:
нарушение сроков проведения проверок;
отсутствие контроля за своевременным устранением выявленных нарушений;
отсутствие контроля за своевременным проведением экспертизы промышлен-
ной безопасности технических устройств, зданий, сооружений.
В 2017 году было подано 80 заявлений (материалов) на право осуществления юри-
дическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в обла-
сти промышленной безопасности опасных производственных объектов, представ-
ленных в территориальные органы Ростехнадзора.
По результатам рассмотрения заявительных документов выдано 11 лицензий, пе-
реоформлено 38 лицензий, отказано в предоставлении и переоформлении лицен-
зии в 31 случае. Одна лицензия аннулирована по решению суда.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществ-
ляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном стра-
ховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
вреда в результате аварии на опасном объекте. Всеми 2434 организациями, эксплу-
атирующими опасные производственные объекты, заключены договоры страхова-
ния гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или ин-
цидента на опасном производственном объекте.
Повышение промышленной безопасности на опасных производственных объ-
ектах достигается эксплуатирующими организациями при реализации планов мо-
дернизации, включающих работы по реконструкции действующих и строительству
новых объектов нефтегазодобычи.
На Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении в рамках проекта «Ямал
СПГ» в 2017 году завершена первая очередь обустройства месторождения, включа-
ющая в себя бурение и обустройство 62 скважин, 6 газосборных шлейфов, строи-
тельство метанолопроводов и входных сооружений.
В 2017 году НК «Роснефть» начаты работы по бурению поисково-оценочной
скважины «Мария-1» на шельфе Черного моря, прогнозные ресурсы перспектив-
ного лицензионного участка «Западно-Черноморская площадь» составляют более
570 млн т нефти.
В рамках проекта «Сила Сибири» в 2017 году продолжилось обустройство Чаян-
динского нефтегазоконденсатного месторождения, где продолжается эксплуатаци-
онное бурение газовых скважин и строительство установки комплексной подготов-
ки газа и объектов инфраструктуры. Начало добычи газа на месторождении будет
синхронизировано с вводом в эксплуатацию «Силы Сибири» в декабре 2019 года.
В 2017 году разработаны и утверждены Правила безопасной эксплуатации вну-
трипромысловых трубопроводов (приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2017 года
№ 515, зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2017 года, рег. № 49330).
В 2017 году рассмотрены 2713 планов развития горных работ (далее — ПРГР) на
2018 год, которые разрабатываются 348 недропользователями месторождений угле-
149
водородного сырья. При рассмотрении согласовано 2211 (82 %) ПРГР, отказано в
согласовании ПРГР в 502 случаях (18 %).
Основными причинами отказов явились:
несоответствие ПРГР требованиям статьи 24 Закона Российской Федерации от
21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;
отсутствие переоформленной лицензии в связи с изменением видов работ, вы-
полняемых на опасных производственных объектах, согласно требованиям части 6.1
статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании от-
дельных видов деятельности»;
отступление от проектных решений в части ввода новых скважин и отклонений
фактической годовой добычи нефти месторождений от проектной величины, утвер-
жденной в техническом проекте;
отсутствие в представленных документах горноотводного акта, являющегося не-
отъемлемой составной частью лицензий на пользование недрами;
несоответствие состава, содержания, оформления графической части и поясни-
тельной записки установленным требованиям, а также выявление недостоверных
сведений в представленных документах.
2.2.10. Объекты нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей
промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
осуществляется в отношении 4721 опасного производственного объекта нефтехи-
мических, нефтегазоперерабатывающих производств и объекта нефтепродуктообес-
печения (далее — опасные производственные объекты), в том числе:
опасные производственные объекты I класса опасности — 416;
опасные производственные объекты II класса опасности — 418;
опасные производственные объекты III класса опасности — 3672;
опасные производственные объекты IV класса опасности — 215.
В 2017 году на опасных производственных объектах произошло 19 аварий, что на
одну аварию больше, чем за тот же период 2016 года (табл. 70).
Ущерб от аварий за 12 месяцев 2017 года составил 419 499 тыс. руб. (по актам за-
конченных расследований причин аварий), тогда как за 12 месяцев 2016 года общий
ущерб от аварий составил 14 млрд 827 млн руб.
За 12 месяцев 2017 года количество травмированных в результате аварии состави-
ло 13 человек, в том числе со смертельным исходом — 12, за тот же период 2016 года
количество травмированных в результате аварии составило 23 человека, в том числе
со смертельным исходом — 12.
Количество групповых несчастных случаев за 2017 год составило 4 случая, что на
2 случая меньше, чем в 2016 году. Общее количество травмированных уменьшилось
по сравнению с аналогичным периодом 2016 года с 21 до 13 человек, а смертельно
травмированных — с 12 до 10 человек.
За 12 месяцев 2017 года увеличилось количество аварий на опасных производст-
венных объектах нефтегазоперерабатывающих производств (+2 аварии), снизилось
количество аварий на опасных производственных объектах нефтехимических про-
изводств (-1) и на объектах нефтепродуктообеспечения (-1) (табл. 70).
150
Таблица 70
Распределение аварий по отраслям промышленности
Отрасли промышленности
12 мес. 2016 г.
12 мес. 2017 г.
Нефтегазоперерабатывающие производства
12
14
Нефтехимические производства
3
2
Объекты нефтепродуктообеспечения
3
2
Объект не зарегистрирован в государственном реестре
0
1
Всего:
18
19
В 2017 году по сравнении с 2016 годом статистические данные о распределении
показателей смертельного травматизма на опасных производственных объектах неф-
тегазоперерабатывающих, нефтехимических производств и объектах нефтепродук-
тообеспечения не изменились (табл. 71, рис. 14).
Таблица 71
Распределение смертельного травматизма по отраслям промышленности
Отрасли промышленности
2016 г.
2017 г.
Нефтегазоперерабатывающие производства
8
8
Нефтехимические производства
2
2
Объекты нефтепродуктообеспечения
2
2
Всего:
12
12
Рис. 14. Динамика аварийности и производственного травматизма со смертельным
исходом на опасных производственных объектах в 2007-2017 годах
Распределение аварий и случаев смертельного травматизма на объетах различ-
ных классов опасности представлено в табл. 72.
151
Таблица 72
Распределение аварий и случаев смертельного травматизма на опасных
производственных объектах различных классов опасности в 2016 — 2017 годах
Класс опасности
Количество аварий
Количество
несчастных случаев
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
I класс опасности
12
13
7
10
II класс
3
3
2
2
III класс
3
2
2
IV класс
Без класса
1
1
Всего:
18
19
12
12
В 2017 году 9 аварий (47,3 % от общего числа аварий) связаны с пожарами, доля
которых по сравнению с тем же периодом 2016 года возросла на 30,7 %. Уменьши-
лось количество аварий, связанных с выбросом опасных веществ, доля которых сни-
зилась на 17,9 %, и количество аварий, связанных со взрывом, доля которых сни-
зилась на 12,8 % (табл. 73).
Таблица 73
Распределение аварий по видам на опасных производственных объектах
в 2016-2017 годах
Виды аварий
Количество аварий
12 мес. 2016 г.
12 мес. 2017 г.
+/-
%
%
Взрыв
8
44,4
6
31,6
-2
Пожар
3
16,6
9
47,3
+6
Выброс опасных веществ
7
39
4
21,1
-3
Всего:
18
100
19
100
+1
Травмирующим фактором произошедших 12 несчастных случаев со смертельным
исходом в 2017 году явилось термическое воздействие.
Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных
Западно-Уральскому управлению (5 аварий), Средне-Поволжскому управлению (3),
Северо-Кавказскому управлению (2), Волжско-Окскому управлению (1), Забайкаль-
скому управлению (1), Печорскому управлению (1), Приокскому управлению (1),
Приволжскому управлению (1), Северо-Западному управлению (1), Кавказскому
управлению (1), Северо-Уральскому управлению (1), Центральному управлению (1).
Несчастные случаи со смертельным исходом зафиксированы на опасных произ-
водственных объектах, поднадзорных Волжско-Окскому управлению (4 случая), Се-
веро-Западному управлению (4), Кавказскому управлению (2), Печорскому управ-
лению (1), Центральному управлению (1) (табл. 74, 75).
152
Таблица 74
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2016 и 2017 годах по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи со
(по субъектам Российской Федерации)
смертельным исходом
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Центральный федеральный округ
2
2
0
1
1
0
Москва город
1
-1
1
-1
Рязанская область
1
+1
Тамбовская область
1
-1
Ярославская область
1
+1
1
+1
Северо-Западный федеральный округ
0
2
+2
0
5
+5
Ленинградская область
1
+1
4
+4
Республика Коми
1
+1
1
+1
Северо-Кавказский федеральный округ
0
1
+1
0
2
+2
Республика Ингушетия
1
+1
2
+2
Южный федеральный округ
3
2
-1
1
0
-1
Волгоградская область
1
-1
1
0
-1
Краснодарский край
1
2
+1
0
0
Республика Калмыкия
1
-1
Приволжский федеральный округ
8
10
+2
8
4
-4
Республика Башкортостан
4
3
-1
6
-6
Республика Татарстан
2
1
-1
2
-2
Самарская область
2
3
+1
0
Нижегородская область
1
+1
4
+4
Пермский край
2
+2
Сибирский федеральный округ
1
1
0
0
0
0
Республика Бурятия
1
+1
Омская область
1
-1
Уральский федеральный округ
1
1
0
0
0
0
Тюменская область
1
1
Дальневосточный федеральный округ
3
0
-3
2
0
-2
Хабаровский край
2
-2
1
-1
Амурская область
1
-1
1
-1
Итого по России:
18
19
+1
12
12
0
(+ )рост/(-) снижение:
+1
0
Таблица 75
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2016 и 2017 годах по территориальным органам Ростехнадзора
Территориальные управления
Аварии
Несчастные случаи со
Ростехнадзора
смертельным исходом
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Межрегиональное технологическое управ-
1
-1
1
0
-1
ление
Верхне-Донское управление
1
-1
Волжско-Окское управление
1
+1
4
+4
153
Территориальные управления
Аварии
Несчастные случаи со
Ростехнадзора
смертельным исходом
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Приокское управление
1
+1
Северо-Западное управление
1
+1
4
+4
Нижне-Волжское управление
2
-2
1
-1
Северо-Кавказское управление
1
2
+1
Кавказское управление
1
+1
2
+2
Западно-Уральское управление
4
5
+1
6
-6
Печорское управление
1
+1
1
+1
Приволжское управление
2
1
-1
2
-2
Средне-Поволжское управление
2
3
+1
0
Сибирское управление
1
-1
0
Северо-Уральское
1
1
0
0
Забайкальское
1
+1
0
Дальневосточное управление
3
-3
2
-2
Центральное управление
0
1
+1
0
1
+1
Итого по России:
18
19
+1
12
12
0
(+) рост/(-) снижение:
+1
0
Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основ-
ными причинами явились:
внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением тех-
нических устройств (причина 10 аварий, или 52,6 % от общего числа аварий);
ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и произ-
водства газоопасных, огневых и ремонтных видов работ, а также организации работ
по обслуживанию оборудования (причина 9 аварий, или 47,4 %).
Аварии, причиной которых явились разгерметизация и разрушение техниче-
ских устройств, произошли в ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим»,
ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфимский НПЗ» (2 аварии), АО «Отраднен-
ский ГПЗ», ООО «Газпром переработка» Завод по стабилизации газового конден-
сата, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», АО «Сибур-Химпром», АО «Новокуй-
бышевский нефтеперерабатывающий завод», АО «Куйбышевский нефтеперераба-
тывающий завод», АО «Краснодарский НПЗ-Краснодарэконефть».
Наиболее крупная по экономическому ущербу авария произошла 20 января
2017 года в филиале ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть — Уфанефтехим» на уста-
новке висбрекинга топливного производства. Технической причиной аварии явилось
разрушение прямолинейного участка трубопровода от колонны к насосу из-за утонь-
шения его стенки в результате коррозионного износа и несоответствия материального
исполнения трубопровода проекту при проведении ремонтных работ по его замене.
При этом произошел выброс гудрона с последующим его возгоранием.
При пожаре были повреждены и деформированы площадки обслуживания, опор-
ные элементы металлоконструкций, кабельные линии, крановые пути и подъем-
ные сооружения в помещениях насосных, деформированы участки трубопроводов,
смонтированных на эстакаде.
Экономический ущерб от аварии составил 220 млн руб.
154
В результате расследования установлено, что организационными причинами ава-
рии явились отсутствие надлежащего технического надзора за состоянием, эксплу-
атацией и ремонтом трубопроводов установок, неудовлетворительная организация
проведения ремонтных работ и отсутствие входного контроля материального ис-
полнения трубопроводов.
В результате проведения многочисленных ремонтных работ на трубопроводе он
оказался состоящим из участков, сваренных из разнородных металлов, и не соот-
ветствовал проектной документации.
Аварии, причинами которых явились ошибки персонала, нарушение требований
организации и производства опасных видов работ, работ по обслуживанию оборудо-
вания, произошли в ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ПАО «Бурятнефтепродукт» (Улан-
Удекская нефтебаза), ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ООО «Магас медиа групп»,
ООО «Спасф Природа», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Слав-
нефть-Ярославнефтеоргсинтез», ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «Рязанская НПК».
В ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» 25 мая 2017 года при проведении работ
по ревизии факельного ствола и отглушении трубопровода выхода газа из гидроза-
твора путем установки заглушки на фланцевой паре диаметром 1600 мм произошел
взрыв с воспламенением и разгерметизацией гидрозатвора, при этом получили тер-
мические ожоги, не совместимые с жизнью, 4 человека.
Причиной группового несчастного случая со смертельным исходом явились на-
рушения в организации проведения газоопасных работ при отключении факельно-
го ствола от действующих коммуникаций с установкой заглушки большого диаме-
тра на фланцевом соединении трубопровода выхода газа из гидрозатвора.
При разгерметизации фланцевого соединения создались предпосылки к образо-
ванию взрывоопасной концентрации паров факельного газа в надводном простран-
стве внутри гидрозатвора с последующим взрывом. Искра, возникшая при скольже-
нии по поверхности фланца заглушки большого диаметра, недостаточно смазанной
консистентной смазкой, явилась причиной взрыва образовавшейся взрывоопасной
смеси углеводородного газа с воздухом.
Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах
в 2017 году, размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе «Уроки,
извлеченные из аварий» раздела «Надзор за объектами нефтегазового комплекса».
Сведения о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техниче-
скому расследованию причин аварий, после окончания сроков выполнения каж-
дого пункта мероприятий представляются руководителем территориального орга-
на Ростехнадзора, на территории которого произошло происшествие, в централь-
ный аппарат Ростехнадзора.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2017 году в отношении юридиче-
ских лиц, индивидуальных предпринимателей проведено 3738 проверок соблюдения
требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производст-
венных объектов, в том числе 1691 проверка, проведенная в рамках режима посто-
янного государственного надзора.
В результате проверок выявлено 26 870 нарушений требований промышленной
безопасности (в 2016 году — 21 724 нарушения).
Характерными нарушениями требований промышленной безопасности явились:
отсутствие систем управления технологическими процессами и противоаварий-
ной автоматической защиты;
155
неудовлетворительная организация и проведение работ по техническому обслу-
живанию и ремонту технологического оборудования, зданий и сооружений, в том
числе работ повышенной опасности;
несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности техниче-
ских устройств, а также их эксплуатация при отклонении регламентированных па-
раметров при ведении технологических процессов;
отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и
специалистов;
неудовлетворительное ведение и оформление эксплуатационной документации
(после проведения ремонтов и испытаний оборудования);
неудовлетворительная организация и осуществление производственного конт-
роля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных произ-
водственных объектах.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам прове-
рок, в 2017 году составило 2098 (в 2016 году — 1874).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила
164 124 тыс. руб. (в 2016 году — 139 447 тыс. руб.), в том числе наложенных на юри-
дических лиц — 132 292 тыс. руб., на должностных лиц — 31 617 тыс. руб.
Территориальными органами Ростехнадзора при проверках поднадзорных пред-
приятий анализируется соблюдение законодательно установленных процедур регу-
лирования промышленной безопасности, влияющих на устойчивость и безопасную
эксплуатацию опасных производственных объектов.
Важным направлением контроля состояния промышленной безопасности на
опасных производственных объектов являются проверки наличия системы управ-
ления промышленной безопасностью и организации производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности.
В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и
II классов опасности, созданы системы управления промышленной безопасностью
и обеспечиваются условия их функционирования.
В рамках создания системы управления промышленной безопасностью в органи-
зациях разработаны и внедрены стандарты организации системы управления про-
мышленной безопасностью и охраной труда.
Вместе с тем при проведении проверочных мероприятий территориальными ор-
ганами Ростехнадзора не оценивается обеспечение эксплуатирующими организа-
циями функционирования системы управления промышленной безопасностью.
Из 2756 организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в
499 организациях созданы службы производственного контроля, в 2257 организаци-
ях назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля.
Службами производственного контроля поднадзорных организаций разработа-
но более 20 800 мероприятий, направленных на обеспечение промышленной без-
опасности опасных производственных объектов.
За 12 месяцев 2017 года из запланированных к проведению 14 100 контрольных
проверок службами производственного контроля фактически проведено 9914 про-
верок (что составляет 70,3 % от плана). Это свидетельствует об неэффективности
организации производственного контроля.
Наиболее характерными нарушениями в части организации и осуществления
производственного контроля являются:
156
нарушение сроков проведения проверок или формальность их проведения;
отсутствие контроля за своевременным устранением выявленных нарушений;
отсутствие контроля за своевременным проведением экспертизы промышлен-
ной безопасности технических устройств, зданий, сооружений.
Одним из обязательных требований при эксплуатации опасного производствен-
ного объекта является наличие лицензии на осуществление вида деятельности в об-
ласти промышленной безопасности.
В 2017 году территориальными органами было рассмотрено 216 заявлений (мате-
риалов) на право осуществления юридическими лицами и индивидуальными пред-
принимателями деятельности в области промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов. По результатам рассмотрения заявительных документов
оформлено 44 лицензии, переоформлено 139 лицензий, отказано в предоставлении
лицензии в 33 случаях. Аннулированы по решению судебных органов 2 лицензии.
Характерными нарушениями, выявленными при проверках соискателя лицен-
зии, явились:
низкая укомплектованность штата опасного производственного объекта квали-
фицированными рабочими;
отсутствие положительных заключений экспертизы промышленной безопасно-
сти при отсутствии актов ввода объекта в эксплуатацию, отсутствие приборов и си-
стем контроля, управления, сигнализации оповещения и противоаварийной авто-
матической защиты технологических процессов.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществ-
ляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном стра-
ховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
вреда в результате аварии на опасном объекте. Всеми 2756 организациями, эксплу-
атирующими опасные производственные объекты, заключены договоры страхова-
ния гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или ин-
цидента на опасном производственном объекте.
Повышение промышленной безопасности на опасных производственных объек-
тах достигается эксплуатирующими организациями при реализации планов модерни-
зации, включающих работы по реконструкции действующих и строительству новых
установок, в том числе по обязательствам четырехсторонних соглашений. Из запла-
нированных 127 установок вторичной переработки нефти по четырехсторонним со-
глашениям введены в эксплуатацию 63 установки, в том числе 3 установки в 2017 году.
Так, в 2017 году введены в промышленную эксплуатацию завершенные стро-
ительством установки каталитического риформинга и изомеризации в ООО «ПО
«КИНЕФ» и реконструированная установка гидроочистки дизельного топлива в
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
Введена в эксплуатацию первая очередь комплекса по производству сжиженно-
го природного газа ОАО «Ямал СПГ».
В 2017 году согласно плану нормотворческой деятельности Ростехнадзора на
2017 год приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года № 485, зарегистрирован-
ным в Минюсте России 11 декабря 2017 года, рег. № 49189, утверждены Федераль-
ные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасно-
го ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».
157
2.2.11. Объекты магистрального трубопроводного транспорта
и подземного хранения газа
В 2017 году федеральный государственный надзор в области промышленной без-
опасности осуществлялся в отношении 4310 опасных производственных объектов
(ОПО) магистрального трубопроводного транспорта, из них:
ОПО I класса опасности — 694;
ОПО II класса опасности — 3208;
ОПО III класса опасности — 358;
ОПО IV класса опасности — 50.
Общая протяженность линейной части магистральных трубопроводов составля-
ет более 257,82 тыс. км, из которых:
магистральные газопроводы -179,95 тыс. км;
магистральные нефтепроводы — 54,87 тыс. км;
магистральные продуктопроводы — 23,0 тыс. км, в том числе:
аммиакопроводы — 1,4 тыс. км;
трубопроводы широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) — 3,86 тыс. км.
В 2017 году на ОПО магистрального трубопроводного транспорта произошло 6 аварий.
В сравнении с 2016 годом на объектах магистрального трубопроводного тран-
спорта количество аварий уменьшилось в 1,8 раза.
Экономический ущерб от произошедших аварий в 2017 году составил 79 038 тыс. руб.
(в 2016 году — 281 262 тыс. руб.), из них экологический ущерб составил 62,1 тыс. руб.
(в 2016 году — 7 455,9 тыс. руб.).
В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество аварий на ОПО магистрально-
го трубопроводного транспорта уменьшилось на газопроводах на 4 случая, на неф-
тепродуктопроводах — на один случай (табл. 76).
Таблица 76
Распределение аварий по видам трубопроводов в 2016-2017 годах
Отрасли промышленности
2016 г.
2017 г.
Газопроводы
9
5
Нефтепроводы
1
1
Нефтепродуктопроводы
1
Аммиакопроводы
Подземное хранения газа (ПХГ)
Всего:
11
6
В сравнении с 2016 годом на ОПО магистрального трубопроводного транспорта
количество случаев смертельного травматизма увеличилось на два случая (табл. 77
и рис. 15).
Таблица 77
Распределение случаев смертельного травматизма по видам трубопроводов в 2016-2017 годах
Отрасли промышленности
2016 г.
2017 г.
Газопроводы
0
0
Нефтепроводы
0
2
Нефтепродуктопроводы
0
0
Аммиакопроводы
0
0
ПХГ
0
0
Всего:
0
2
158
Рис. 15. Динамика аварийности и производственного травматизма со смертельным
исходом за 2007-2017 годы на опасных производственных объектах магистрального
трубопроводного транспорта
Распределение авраий и случаев смертельного травматизма на объектах трубо-
проводного транспорта различных классов опасности и по видам аварий показано
в табл. 78, 79.
Таблица 78
Распределение аварий и случаев смертельного травматизма на опасных
производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта различных
классов опасности в 2016-2017 годах
Класс опасности
Количество аварий
Количество несчастных
случаев со смертельным
исходом
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
I класс
10
4
0
2
II класс
0
1
0
0
III класс
1
1
0
0
IV класс
0
0
0
0
Всего:
11
6
0
2
Таблица 79
Распределение аварий на объектах магистрального трубопроводного транспорта
по видам аварий в 2016-2017 годах
Аварии магистрального трубопроводного транспорта
2016 г.
2017 г.
+/-
Газопроводы
9
5
-4
Конструктивные недостатки
1
+1
Брак строительства / изготовления
3
-3
Коррозия металла трубы (КРН)
6
4
-2
Ошибочные действия персонала при эксплуатации
159
Аварии магистрального трубопроводного транспорта
2016 г.
2017 г.
+/-
Износ оборудования
Воздействие стихийных явлений природного происхож-
дения
Механическое воздействие
Нефтепроводы
1
1
0
Конструктивные недостатки
Брак строительства / изготовления
1
-1
Коррозия металла трубы (КРН)
Износ оборудования
Механическое воздействие
Несанкционированные врезки
Нарушение порядка проведения опасных работ
1
+1
Нефтепродуктопроводы
1
0
-1
Конструктивные недостатки
Брак строительства / изготовления
Несанкционированные врезки
Механическое воздействие
1
-1
Аммиакопроводы
0
0
0
Конструктивные недостатки
Брак строительства / изготовления
Несанкционированные врезки
Механическое воздействие
Ошибочные действия персонала при ремонте
Итого:
11
6
-5
Анализ результатов технических расследований причин аварий в 2017 году пока-
зывает, что основными причинами явились:
внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением тех-
нических устройств, в 5 случаях (67 %).
ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и произ-
водства опасных видов работ в одном случае (33 %) (табл. 80).
Таблица 80
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество несчастных случаев
со смертельным исходом
2017 г.
2016 г.
+/-
%
%
Термическое воздействие
1
50
+1
Высота
Токсичные вещества
Недостаток кислорода
Взрывная волна
Разрушенные технические устройства
1
50
+1
Поражение электрическим током
Прочие
Всего:
2
100
+2
160
В шести федеральных округах в 2017 году произощло по одной аварии, в двух —
по одному несчастному случаю со смертельным исходом (табл. 81).
Таблица 81
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2016 и 2017 годах по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи со
(субъекты Российской Федерации)
смертельным исходом
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Центральный федеральный округ
2
1
- 1
Московская область
1
1
0
Калужская область
1
-1
Северо-Западный федеральный округ
1
+1
Республика Коми
1
+1
Южный федеральный округ
1
1
0
1
+1
Краснодарский край
1
+1
1
+1
Волгоградская область
1
-1
Уральский федеральный округ
5
1
-4
Тюменская область
3
-3
Свердловская область
2
1
-1
Приволжский федеральный округ
2
1
-1
1
+1
Нижегородская область
1
+1
1
+1
Пермский край
1
-1
Оренбургская область
1
-1
Дальневосточный федеральный округ
1
1
0
Камчатский край
1
1
0
Итого по России:
11
6
2
(+) рост/(-) снижение:
-5
+ 2
Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных
Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Волжско-Окскому, Северо-Уральскому,
Дальневосточному и Центральному управлениям Ростехнадзора (табл. 82).
Таблица 82
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2017 и 2016 годах по территориальным органам Ростехнадзора
Территориальные органы Ростехнадзора
Аварии
Несчастные случаи со
смертельным исходом
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Центральное управление
1
1
0
0
0
0
Северо-Западное управление
0
1
+1
0
0
0
Северо-Кавказское управление
0
1
+1
0
1
+1
Кавказское управление
1
0
-1
0
0
0
Северо-Уральское управление
5
1
-4
0
0
0
Уральское управление
1
0
-1
0
0
0
Волжско-Окское управление
1
1
0
0
1
+1
Западно-Уральское управление
1
0
-1
0
0
0
Сахалинское управление
1
0
-1
0
0
0

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..