ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 8

 

 

113
Таблица 40
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
угольной промышленности
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2016 г.
2017 г.
п/п
1
Количество поднадзорных организаций (юридических лиц)
356
300
2
Количество поднадзорных объектов
473
482
3
Количество инспекторов (фактически), чел.
140
125
4
Количество проведенных обследований, в том числе
7692
7218
4.1
в порядке осуществления режима постоянного государствен-
6918
6571
ного контроля (надзора)
5
Количество выявленных нарушений
53 823
51 473
6
Назначено административных наказаний, всего
8394
8028
В том числе:
6.1
административное приостановление деятельности, в том чи-
631
655
сле
6.1.1
временный запрет деятельности
630
666
6.2
административный штраф
7754
7357
7
Общая сумма взысканных штрафов, тыс. руб.
286 004
282 732
8
Передано материалов в правоохранительные органы на нару-
0
2
шителей требований промышленной безопасности
В 2017 году инспекторским составом горного надзора на опасных производст-
венных объектах угольной промышленности проведено 7218 проверок, в том числе
119 плановых проверок, 524 внеплановые проверки и 6571 проверка, проведенная
в порядке осуществления режима постоянного государственного контроля (надзо-
ра). По итогам проверок было выявлено 51 473 нарушения (из них 51 268 наруше-
ний обязательных требований законодательства, 205 невыполнений предписаний
органов государственного контроля (надзора).
По результатам проверок в 2017 году наложено 8028 административных наказа-
ний, в том числе 5 дисквалификаций. Административные приостановки деятельнос-
ти применялись 655 раз. Наложено 7357 административных штрафов (на физических
наложено 57 штрафов, на должностных лиц — 6876, на юридических лиц — 423).
Общая сумма штрафов составила 282 732 тыс. руб. В том числе
194,5 тыс. руб. штрафов наложено на граждан, 169 307 тыс. руб. — на должностных
лиц и 113 230 тыс. руб. — на юридических лиц. Общая сумма уплаченных админис-
тративных штрафов составила 209 819,74 тыс. руб.
В соответствии с планами работы территориальных управлений Ростехнадзора
последовательно реализуется курс на внедрение новых методов контроля, включая
риск-ориентированный подход для организации надзорной деятельности на объ-
ектах угольной промышленности. При планировании работы территориальных
управлений Ростехнадзора на 2017 год основное внимание было уделено проведе-
нию контрольно-надзорных мероприятий в отношении опасных производственных
объектов I класса опасности, в результате чего в отчетном периоде контрольно-над-
зорные мероприятия были проведены практически в отношении всех опасных про-
изводственных объектов I класса опасности.
114
В отчетном периоде в основном угледобывающем регионе Сибирским управле-
нием проведена работа по расчету значений показателей, используемых для оцен-
ки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблю-
дения требований в области промышленной безопасности.
Расчет произведен в соответствии с методикой, содержащей порядок оценки
уровня промышленной безопасности для различных групп опасных производствен-
ных объектов. В результате расчета получены риск-ориентированные интегральные
показатели промышленной безопасности, которые характеризуют уровень риска
возникновения аварий на опасных производственных объектах. С учетом получен-
ных показателей проведено планирование работы Сибирского управления в части,
касающейся проведения контрольно-надзорных мероприятий на 2018 год, что по-
зволило сконцентрировать деятельность на объектах повышенного риска.
В развитие риск-ориентированного подхода в 2017 году проводились мероприя-
тия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процес-
сов на опасных производственных объектах с применением современных средств
телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Сегодня дистанци-
онный контроль уже работает на ряде угольных предприятий. Например, в системо-
образующих угольных компаниях «СУЭК-Кузбасс» и «Евраз» созданы единые дис-
петчерские аналитические центры мониторинга состояния всех производственных
процессов. Отклонения от оптимальных режимов работы и газовой обстановки на
объектах контролируются в режиме онлайн, с выводом информации на общий дис-
петчерский пульт.
В дальнейшем необходимо увязать информационные системы, созданные в ор-
ганизациях, с информационными ресурсами Ростехнадзора, что позволит прогно-
зировать возможность возникновения аварий и проводить проверки с учетом име-
ющихся рисков.
В целях реализации дальнейшей перспективы внедрения дистанционного конт-
роля центральным аппаратом осуществляется контроль выполнения предприяти-
ями комплекса требований законодательства Российской Федерации в части осна-
щения опасных производственных объектов средствами контроля загазованности
по предельно допустимой концентрации (ПДК). Осуществляется контроль нали-
чия средств автоматического непрерывного газового контроля и анализа, оборудо-
ванных сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых ве-
личин. Все случаи загазованности будут регистрироваться приборами с автомати-
ческой записью и документироваться предприятиями — владельцами ОПО в своих
системах мониторинга.
В рамках мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований
промышленной безопасности, регулярно проводился анализ причин аварий и трав-
матизма на подконтрольных объектах.
В целях исключения нарушений требований промышленной безопасности про-
водились семинары — отчеты руководителей шахт о выполнении графиков внедре-
ния объектов и оборудования, улучшающих промышленную безопасность на ОПО
и принятие мер по недопущению нарушений требований промышленной безопас-
ности.
В течение года проводились совещания с участием представителей подконтроль-
ных угольных предприятий на тему: «Анализ травматизма, аварийности на подкон-
трольных предприятиях» с заслушиванием руководителей, допустивших рост ава-
115
рийности и травматизма. По итогам совещаний руководителям и инженерно-техни-
ческим работникам подконтрольных предприятий было рекомендовано обеспечить
неукоснительное исполнение требований, направленных на активизацию их рабо-
ты по созданию безопасных условий труда и повышение персональной ответствен-
ности исполнителей за соблюдением требований промышленной безопасности, а
также предупреждения случаев аварийности и травматизма на предприятии.
Во исполнение распоряжения Ростехнадзора от 1 июня 2016 года № 186-рп «О со-
вершенствовании профилактической работы с поднадзорными организациями»
проводится информирование собственников организаций о результатах проведен-
ных проверок информационными письмами или путем приглашения на подведе-
ние итогов проверок.
В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольно-надзор-
ной деятельности» Сибирское управление в 2017 году провело три публичных обсу-
ждения, из них два в городе Кемерово и одно в городе Новосибирске.
Формат всех проведенных мероприятий соответствовал методическим рекомен-
дациям открытого правительства Российской Федерации.
При проведении каждого публичного обсуждения присутствовало более 200 че-
ловек, среди которых были представители органов исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации, прокуратуры, общественных организаций, а также соб-
ственники и руководители организаций различных форм собственности. Перед вы-
бором тематики публичных обсуждений проводилась аналитическая работа с целью
определения наиболее важных и проблемных вопросов для обсуждения.
В дальнейшем планируется продолжить практику проведения публичных обсу-
ждений, так как это способствует установлению прямого диалога между контроль-
но-надзорными органами и бизнес-сообществом, что позволяет решить комплекс
различных проблем и предотвратить допущение наиболее распространенных типо-
вых нарушений законодательства и нормативных правовых актов Российской Фе-
дерации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не про-
водились.
Центральным аппаратом Ростехнадзора выданы 2 и переоформлены 11 лицен-
зий на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, от-
казано в выдаче в 2 лицензий, в переоформлении одной лицензии.
На эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов выданы
2 лицензии и переоформлены 3 лицензии.
Снижение показателей аварийности и травматизма в 2017 году связано прежде
всего с проводимыми Правительством Российской Федерации мероприятиями по
реструктуризации угольной промышленности, в результате которой были закрыты
около 200 убыточных шахт.
В период с 2011 по 2017 год в законодательство Российской Федерации были вне-
сены изменения, ужесточающие требования безопасности и санкции в отношении
нарушителей этих требований. На угольных шахтах внедрены дегазация и много-
функциональные системы промышленной безопасности. Приняты новые инструк-
ции и федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, сре-
ди которых Правила безопасности в угольных шахтах.
В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами на угольных
предприятиях ведутся работы по расширению функций многофункциональных сис-
116
тем безопасности (МФСБ) с учетом возможности их использования в системе осу-
ществления дистанционного контроля.
Продолжается реализация пилотного проекта по организации системы дистан-
ционного мониторинга состояния промышленной безопасности на базе МФСБ на
шахте «Комсомолец» АО «СУЭК-Кузбасс».
В результате реализации проекта АО «СУЭК» совместно с ЗАО РКСС в 2016-
2017 годах проведены работы по созданию прототипа системы дистанционного
контроля промышленной безопасности (СДК ПБ). В качестве объектов монито-
ринга были определены технические устройства, входящие в состав следующих си-
стем МФСБ шахты «Комсомолец» АО «СУЭК-Кузбасс»:
системы контроля и управления стационарными вентиляторными, газоотсасы-
вающими, дегазационными установками, вентиляторами местного проветривания;
система регионального, локального и текущего прогноза динамических явлений,
системы контроля и управления пожарным водоснабжением, водоотливом, энер-
госнабжением.
В целях обеспечения возможности использования МФСБ для дистанционного
мониторинга параметров безопасности ведения горных работ, для организации без-
опасного производства на объектах угольной промышленности, осуществления ин-
формационной поддержки, контроля и управления технологическими процессами
в нормальных и аварийных условиях, а также выявления критических изменений
параметров работы шахт, разрезов и прогнозирования предаварийных ситуаций на
них необходимо организовать в управляющих компаниях, эксплуатирующих ОПО
I и II классов опасности, подразделения для обработки и анализа изменений пара-
метров работы объектов, поступающих от МФСБ.
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты подземного строи-
тельства
Государственный горный надзор в течение 2017 года осуществлялся на объектах
добычи, переработки минерального сырья и объектах подземного строительства,
данные о которых представлены в табл. 41.
Таблица 41
Опасные производственные объекты горной отрасли
Наименование объекта
Итого
Опасные производственные объекты
Количество поднадзорных опас-
2435
174
148
577
82
1346
108
ных производственных объектов,
в том числе:
подземных рудников (шахт)
163
48
14
65
18
10
8
карьеров
1868
81
95
406
45
1239
2
обогатительных, дробильно-сор-
291
38
34
104
18
95
2
тировочных, агломерационных
фабрик
117
Наименование объекта
Итого
Опасные производственные объекты
объектов подземного строитель-
102
7
5
90
ства
объектов использования недр в
11
—2
1
2
6
целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых
Эксплуатацию указанных объектов осуществляли 1369 организаций.
В государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО) на
1 января 2018 года зарегистрировано 2435 объектов горнорудной и нерудной про-
мышленности. Распределение ОПО по классам опасности следующее: I класса —
70 ОПО, или 3 % от общего числа ОПО, II класса — 534 ОПО, или 22 %, III клас-
са — 1499 ОПО, или 62 %, IV класс — 332 ОПО, или 13 %.
Наибольшее количество зарегистрированных ОПО эксплуатируется при добыче
строительных материалов — 1346 ОПО (55 %) и драгоценных металлов и камней —
577 (24 %). Наибольшее количество объектов I класса опасности зарегистрировано
при добыче руд для цветной металлургии — 28 ОПО и в химической промышлен-
ности — 15 ОПО.
Распределение ОПО по видам полезных ископаемых представлено в табл. 42.
Таблица 42
Распределение опасных производственных объектов по видам полезных ископаемых
Опасные производственные объекты
Итого
Горнодобывающие организации, в т.ч.
по классам опасности
I класса опасности
70
28
8
7
15
6
6
II класса опасности
534
50
46
200
13
131
94
III класса опасности
1499
83
89
273
48
1004
2
IV класса опасности
332
13
5
97
6
205
6
Всего:
2435
174
148
577
82
1346
108
118
Распределение ОПО по типам выработок представлено в табл. 43.
Таблица 43
Распределение опасных производственных объектов по типам выработок
Опасные производственные объек-
Итого
Классы опасности
ты по типам выработок
I класс
II класс
III класс
IV класс
Объекты всего, в том числе
2435
70
534
1499
332
Подземные рудники (шахты)
163
63
100
Карьеры
1868
334
1208
326
Обогатительные, дробильно-сор-
291
291
тировочные, агломерационные фа-
брики
Объекты подземного строительства
102
7
95
Объекты использования недр в це-
11
5
6
лях, не связанных с добычей по-
лезных ископаемых
Наибольшую часть ОПО составляют карьеры (77 %) и обогатительные фабрики
(12 %). ОПО I класса опасности представлены в основном подземными рудниками.
Наибольшее количество ОПО находятся под надзором Уральского управления
(13 % от общего количества) и Енисейского управления (11 %). Наибольшее коли-
чество ОПО I класса опасности находится под надзором Уральского (18) и Запад-
но-Уральского (17) управлений.
Распределение ОПО по территориальным управлениям представлено в табл. 44.
Таблица 44
Распределение опасных производственных объектов по территориальным
управлениям
Наименование территориаль-
Итого
Классы опасности
п/п
ного управления
I класс
II класс
III класс
IV класс
1
Верхне-Донское
38
0
18
18
2
2
Волжско-Окское
25
1
3
19
2
3
Дальневосточное
257
5
52
119
81
4
Енисейское
272
1
69
191
11
5
Забайкальское
173
7
21
60
85
6
Западно-Уральское
173
17
28
100
28
7
Кавказское
85
1
3
24
57
8
Крымское
5
0
3
1
1
9
Ленское
219
4
50
164
1
10
Межрегиональное техноло-
96
8
62
26
0
гическое
11
Нижне-Волжское
45
0
4
38
3
12
Печорское
7
0
1
4
2
13
Приволжское
14
1
3
7
3
14
Приокское
141
1
22
115
3
15
Сахалинское
31
0
1
30
0
16
Северо-Восточное
95
0
22
57
16
17
Северо-Западное
216
3
83
128
2
119
Наименование территориаль-
Итого
Классы опасности
п/п
ного управления
I класс
II класс
III класс
IV класс
18
Северо-Кавказское
52
0
7
44
1
19
Северо-Уральское
23
0
2
19
2
20
Сибирское
90
3
14
55
18
21
Средне-Поволжское
11
0
2
9
0
22
Уральское
317
18
47
239
13
23
Центральное
50
0
17
32
1
Итого:
2435
70
534
1499
332
Государственный горный надзор в соответствии с требованиями федерального
законодательства о недрах осуществлялся и на объектах, исключенных из катего-
рии опасных производственных объектов. К их числу относятся объекты, на кото-
рых ведутся горные работы, связанные с добычей общераспространенных полезных
ископаемых и разработкой россыпных месторождений полезных ископаемых, осу-
ществляемые открытым способом без применения взрывных работ.
Объем добычи горной массы на опасных производственных объектах горной от-
расли по сравнению с предшествовавшим отчетным периодом практически не из-
менился и составил 1 284,4 млн м3 (в 2016 году — 1 267,2 млн м3). В том числе:
открытым способом — 1 207,6 млн м3 (в 2016 году—1 194,4 млн м3);
подземным способом — 76,8 млн м3 (в 2016 году— 72,8 млн м3), объемы добычи
горной массы увеличились на 5 %.
Общее количество работающих на опасных производственных объектах отрасли
составило 246 тыс. человек (в 2016 году — 262 тыс. человек).
Данные об объемах добычи горной массы, смертельного травматизма и аварий-
ности приведены на рис. 9.
Рис. 9. Динамика объемов добычи горной массы, смертельного травматизма
и аварийности за 2001-2017 годы
120
По сравнению с 2016 годом, когда был достигнут минимальный за последние
15 лет уровень травматизма на опасных производственных объектах горнорудной от-
расли, в отчетном периоде количество аварий сохранилось прежнем уровне, а слу-
чаев смертельного и группового травматизма увеличилось.
Среднегодовые показатели аварийности (6 аварий) и смертельного травматизма
(59 случаев) за последние 10 лет (2008 — 2017 годы) выше показателей аварийности
и травматизма 2017 года.
При ведении горных работ в отчетном году были зарегистрированы 4 аварии и
56 смертельных несчастных случаев, в том числе 7 групповых несчастных случаев. В
2016 году зарегистрированы 4 аварии, 39 случаев смертельного травматизма, 1 случай
группового травматизма. Сумма ущерба от аварий в 2017 году составила 10, 3 млрд руб.
Распределение аварий по видам работ, месторождениям полезных ископаемых
и видам происшествий, а также сведения о численности травмированных работни-
ков при авариях отражены в табл. 45-49.
Таблица 45
Сведения о случаях аварийности и травматизма
Наименование
Горнорудная отрасль
2016 г.
2017 г.
Аварии
4
4
Смертельный травматизм
39
56
Групповой травматизм
1
7
Сумма ущерба от аварий, млн руб.
37,1
10 333,8
Таблица 46
Аварийность на горных предприятиях по видам работ
Год
Количество аварий по видам работ
Открытые
Подземные
Дробильно-обогатитель-
Итого
ные фабрики
2017
4
4
2016
2
2
4
Таблица 47
Распределение аварий по месторождениям полезных ископаемых
Добыча руды
2016 г.
2017 г.
Черная металлургия
1
Цветная металлургия
2
2
Драгметаллы и драгкамни
2
1
Химическое сырье
Всего:
4
4
Таблица 48
Распределение аварий по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
2016 г.
2017 г.
Обрушение (в т.ч. оползень)
1
Автомобильный транспорт
2
Затопление
1
Пожар
1
Разрушение технических устройств
1
2
Всего:
4
4
121
Таблица 49
Численность травмированных работников при авариях
Добыча руды
Количество
Количество травмированных работников
аварий со слу-
всего
со смертельным
с тяжелым
с легким
чаями травма-
исходом
травмирова-
травмирова-
тизма
нием
нием
2017 год
2
15
12
3
Драгметаллы
1
8
8
Цветная металлургия
1
7
4
3
2016 год
2
3
2
1
Цветная металлургия
1
1
1
Драгметаллы
1
2
1
1
Количество аварий по классам опасности объектов ведения горных работ распре-
делилось следующим образом: на объектах I класса опасности произошло 2 аварии,
на объектах II класса — 2 (табл. 50).
Таблица 50
Распределение случаев аварийности по классам опасности опасных производственных
объектов
Классы опасности
2016 г.
2017 г.
Всего
I класс
2
2
4
II класс
1
2
4
III класс
1
1
IV класс
Итого:
4
4
9
Обстоятельства и причины аварий, произошедших в 2017 году
7 июля 2017 года в подземном руднике ПАО «ГМК «Норильский никель» прои-
зошел взрыв воздушно-метановой смеси, в результате которого получили тяжелые
травмы — 3, а смертельные — 4 человека. Причиной аварии явилось нарушение тех-
нологии ведения работ и невыполнение мероприятий по разгазированию выработки.
4 августа 2017 года в подземном руднике «Мир» АК АЛРОСА (ПАО) произошел
прорыв воды из чаши карьера в подземные выработки, в результате которой зато-
плен рудник и погибло 8 человек. Причинами аварии явились неудовлетворительная
организация работ, недостаточная изученность структурных и гидрогеологических
особенностей месторождения, отсутствие проектных решений по предотвращению
размыва по контакту вмещающих пород и рудного тела, несоблюдение проектных
решений в части осуществления мониторинга уровня рассолов в карьере и объемов
ведения закладочных работ. Совокупность причин привела к проникновению воды
по контакту, размыву и частичному обрушению предохранительного целика и мас-
совому прорыву воды в подземные выработки рудника.
4 ноября 2017 года на подземном руднике Яковлевского месторождения железных
руд ООО «Металл-групп» произошло разрушение лопаток на рабочем колесе венти-
лятора, что повлекло остановку главной вентиляторной установки. Причиной ава-
рии явилось нарушение технологии ведения работ (эксплуатации установки), свя-
занное с внесением изменений в конструкцию фиксации лопаток без согласования
с заводом-изготовителем.
122
30 декабря 2017 года на скиповом стволе шахты при спуске произошло зависание
скипа (не сработала защита). На барабане подъемной установки образовались на-
пуск каната и его провисание, подъемная машина затормозилась, скип упал в зумпф
ствола, оборвав канат. Причинами аварии явились низкий уровень производствен-
ного контроля, не проведен технический осмотр исправности подъемной установ-
ки, перегон скипов вхолостую, следствием чего явилось несрабатывание защиты от
зависания скипа и защиты от провисания каната.
По результатам проведенных технических расследований установлено, что при-
чинами аварий в 2017 году явились:
нарушение технологии ведения работ — в 50 % случаев от общего числа аварий;
неудовлетворительная организация производства работ — в 25 %;
низкий уровень производственного контроля — в 25 % случаев.
В целях устранения причин и предотвращения аварий при проведении контроль-
но-надзорных мероприятий необходимо:
доводить информацию о случаях аварийности, произошедших на опасных произ-
водственных объектах ведения горных работ в 2017 году, до инспекторского состава;
на рудниках с комбинированным способом отработки контролировать наличие
проектных решений, определяющих условия безопасной выемки запасов под под-
лежащими охране объектами, системы наблюдения и отчетности за уровнем воды,
сдвижением породного массива и дневной поверхности, порядка разработки и со-
гласования мер по охране зданий и сооружений, предохранительных целиков от вли-
яния подземных разработок;
проверять безопасность ведения горных работ и неукоснительное соблюдение
мероприятий в условиях «газового режима»;
осуществлять проверку: наличия и соблюдения проектной и технологической
документации по всем производственным процессам, соблюдения конструктивно-
го состояния и правил эксплуатации технических устройств, установленных заво-
дом-изготовителем;
обеспечить контроль за своевременным и полным выполнением мероприятий,
предусмотренных актами расследования аварий, по устранению причин и предот-
вращению случаев аварийности;
при выявлении нарушений требований промышленной безопасности, которые
привели или могут привести к возникновению и развитию аварий, привлекать ви-
новных юридических и должностных лиц к административной ответственности.
Ростехнадзором по-прежнему ежедневно контролируется исполнение меро-
приятий по устранению последствий аварии, произошедшей 18 ноября 2014 года
на руднике с подземным способом разработки, принадлежащем ОАО «Уралка-
лий», Пермская область, и мероприятий по недопущению затопления подзем-
ных выработок.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось количество групповых не-
счастных случаев (+6). В результате групповых случаев травмировано 28 работ-
ников, в том числе: смертельно травмированных — 18, тяжело — 9, легко — 1.
Сведения о групповых несчастных случаях, произошедших на объектах добы-
чи руд драгоценных металлов и камней и руд цветных металлов, представлены
в табл. 51-52.
123
Таблица 51
Сведения по групповому травматизму
Год, отрасль
Количество
Количество пострадавших
случаев
всего
со смертельным
с тяжелым
с легким
исходом
травмирова-
травмирова-
нием
нием
2017 год
7
28
18
9
1
Драгметаллы и драгкамни
2
10
9
1
Цветная металлургия
5
18
9
8
1
2016 год
1
2
2
Драгметаллы
1
2
2
Таблица 52
Распределение случаев группового травматизма по классам опасности объектов
Классы опасности
2016 г.
2017 г.
Всего
I класс
4
4
II класс
1
3
4
III класс
IV класс
Итого:
1
7
8
Увеличилось количество смертельных несчастных случаев, произошедших на
объектах ведения горных работ и обогащения полезных ископаемых. Количество
случаев смертельного травматизма при работах, проводимых в подземных условиях,
по-прежнему составляет основную долю от общего числа — 68 % (табл. 53)
Таблица 53
Распределение травматизма по видам работ
Год
Количество несчастных случаев по видам работ
Открытые
Подземные
Дробильно-обога-
Итого
тительные фабрики
2017
13
38
5
56
23 %
68 %
9 %
100 %
2016
11
26
2
39
28 %
67 %
5 %
100 %
Наибольшее количество смертельных несчастных случаев, как и в предшеству-
ющем году, произошло на объектах добычи руд драгоценных металлов и камней и
руд цветных металлов (табл. 54).
Таблица 54
Распределение случаев травматизма по отраслям горной промышленности
Год
Количество несчастных случаев по горной отрасли
Итого
Черная
Цветная
Драгоцен-
Строитель-
Строи-
Агрохи-
Атомная
метал-
метал-
ные метал-
ные мате-
тельный
мический
энерге-
лургия
лургия
лы и камни
риалы
комплекс
комплекс
тика
2017
7
15
24
5
4
1
56
12 %
27 %
43 %
9 %
7 %
2 %
100 %
124
Год
Количество несчастных случаев по горной отрасли
Итого
Черная
Цветная
Драгоцен-
Строитель-
Строи-
Агрохи-
Атомная
метал-
метал-
ные метал-
ные мате-
тельный
мический
энерге-
лургия
лургия
лы и камни
риалы
комплекс
комплекс
тика
2016
3
15
15
3
1
2
39
8 %
38 %
38 %
8 %
3 %
5 %
100 %
На значительное увеличение количества случаев смертельного травматизма на
объектах добычи руд драгоценных камней и металлов оказала влияние авария на
руднике «Мир», унесшей жизни 8 горняков. Высокий уровень смертельного травма-
тизма связан также с тем, что разработка месторождений золота нередко осуществ-
ляется старательскими артелями и обществами с ограниченной ответственностью.
Для таких организаций нормативным документом не предусматривается наличие
специально назначенного работника или службы производственного контроля, так
как количество работников, занятых на ОПО, составляет менее 150 человек. Функ-
ции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, как пра-
вило, возлагаются на технического руководителя работ, на котором замыкаются так-
же все производственные вопросы и в первую очередь выполнение плана. В такой
ситуации для него неизбежен «внутренний конфликт» между необходимостью ро-
ста производственных показателей и соблюдения требований промышленной без-
опасности. Приоритетом являются производственные показатели, что приводит к
снижению качества производственного контроля и повышению риска травматизма.
При разработке месторождений руд цветных металлов наибольшее число смер-
тельных несчастных случаев допущено на объекте, эксплуатируемом китайским
пользователем недр (2 групповых несчастных случая, в результате которых погибло
2 человека). Осуществление полноценных мероприятий горного надзора на подоб-
ных объектах весьма затруднено в силу специфики руководителей и исполнителей
горных работ.
На Сибайском подземном руднике добычи цветных металлов впервые был за-
фиксирован случай гибели двух работников в результате возгорания сульфидной
смеси. Меры безопасности по предотвращению подобных случаев находятся в ста-
дии разработки. В первую очередь территориальным органам необходимо взять на
учет подземные рудники, разрабатывающие месторождения сульфидных, колче-
данных и иных типов серосодержащих руд, пыль которых может воспламеняться
от внешних термических воздействий. На этих объектах эксплуатирующим органи-
зациям предписано выполнить научно-исследовательские работы по оценке взры-
во- и пожароопасности пыли горных пород и руд с выдачей заключений о степени
опасности, разработать мероприятия по предупреждению самопроизвольных воз-
гораний и взрывов при ведении горных и взрывных работах в сульфидосодержа-
щих рудах.
При сравнении смертельных случаев по травмирующим факторам установлено,
что большинство их произошло в результате обрушения горной массы. Наиболее
часто обрушения горной массы, вызвавшие гибель работников, происходят на объ-
ектах добычи драгметаллов, эксплуатируемых малыми и средними предприятиями,
по причине неудовлетворительной организации и осуществления производствен-
ного контроля (табл. 55).
125
Таблица 55
Распределение несчастных случаев по травмирующим факторам
Год
Количество несчастных случаев по травмирующим факторам
Итого
Обру-
Рабо-
Взрыв,
Работа с
Пораже-
Отрав-
Падение с
Прочие
шение
та на
пожар
механиз-
ние элек-
ление,
высоты
(уто-
тран-
мами
тричест-
ожог
пление)
спорте
вом
2017
23
8
7
12
1
1
3
1
56
41 %
14 %
13 %
21 %
2 %
2 %
5 %
2 %
100 %
2016
15
8
8
5
3
39
38 %
21 %
21 %
12 %
8 %
100 %
В 2017 году существенное количество случаев со смертельным исходом, как и в
2016 году, произошло при работе на транспорте и с механическими устройствами.
Увеличение количества случаев смертельного травматизма при эксплуатации гор-
ного транспорта и механизмов связано с неудовлетворительным состоянием горной
техники, неоднократно продлеваемым сроком ее использования по итогам экспер-
тиз, качество которых в настоящее время не может быть проверено органами Рос-
технадзора в связи с изменениями в законодательстве.
В связи с авариями, произошедшими на подземных рудниках «Сибайский»
(ОАО «Учалинский ГОК») и на руднике «Заполярный» (ПАО «ГМК «Норникель»),
повлекшими случаи группового травматизма, резко возросло количество жертв в
результате взрыва и воспламенения на опасных объектах ведения горных работ. В
то же время сократилось количество несчастных случаев со смертельным исходом,
произошедших в результате поражения электрическим током.
В 2017 году зафиксировано увеличение количества случаев смертельного травма-
тизма, связанных с грубыми нарушениями трудовой дисциплины.
По результатам анализа актов расследования смертельных несчастных случа-
ев, произошедших при ведении горных работ, установлено, что причиной 9 из них
(более 15 %) явилось грубое нарушение трудовой дисциплины пострадавшими. В
2016 году по указанной причине произошло 3 случая смертельного травматизма
(7 %).
Отмечается увеличение случаев алкогольного опьянения при выполнении слу-
жебных обязанностей, пренебрежение требованиями правил и норм безопасности,
отступление от порядка исполнение производственных процессов, установленных
технологическими регламентами, применение опасных приемов работы с элемен-
тами лихачества и выполнение работы в опасных зонах без соблюдения мер без-
опасности.
Большое количество смертельных несчастных случаев, произошедших с работ-
никами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствует о
неудовлетворительном состоянии трудовой дисциплины в поднадзорных организа-
циях. В этих организациях отсутствует система проведения предсменного медицин-
ского контроля (обследования) работников. Лица сменного технического надзора
ненадлежащим образом исполняют прямые должностные обязанности по пресече-
нию случаев нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения при ис-
полнении производственных заданий. Отмечается низкая эффективность функци-
онирования системы производственного контроля.
126
Особенно неблагополучно складывается ситуация с аварийностью и травматиз-
мом на объектах I класса опасности (табл. 56).
Таблица 56
Распределение случаев смертельного травматизма по классам опасности объектов
Классы опасности объектов
2016 г.
2017 г.
Всего
I класс
15
27
42
II класс
21
19
40
III класс
3
9
12
IV класс
1
1
Итого:
39
56
95
Высокий уровень аварийности и травматизма на объектах I класса опасности
определяет необходимость эффективного осуществления контрольно-надзорных
мероприятий в режиме постоянного государственного надзора.
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам и субъ-
ектам Российской Федерации представлено в табл. 57.
Таблица 57
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам
и субъектам Российской Федерации
Территориальные управления
Аварийность
Групповой трав-
Смертельный
Ростехнадзора,
матизм
травматизм
субъекты Российской Федерации
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
МТУ Ростехнадзора
3
1
1
9
7
Таймырский АО
2
1
1
9
5
Чукотский АО
1
2
Центральное управление
1
Московская область
1
Верхне-Донское управление
1
3
5
Белгородская область
1
2
3
Курская область
1
1
Липецкая область
1
Приокское управление
1
Тульская область
1
Северо-Западное управление
1
2
3
Ленинградская область
Республика Карелия
1
Мурманская область
1
2
2
Западно-Уральское управление
1
3
4
Республика Башкортостан
1
3
Оренбургская область
3
1
Волжско-Окское управление
1
Нижегородская область
1
Уральское управление
1
8
7
Свердловская область
5
4
Челябинская область
1
3
3
127
Территориальные управления
Аварийность
Групповой трав-
Смертельный
Ростехнадзора,
матизм
травматизм
субъекты Российской Федерации
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
2016 г.
2017 г.
Сибирское управление
1
2
Алтайский край
1
Кемеровская область
2
Забайкальское управление
1
1
2
3
5
Республика Бурятия
1
2
Забайкальский край
1
1
2
2
3
Енисейское управление
1
2
3
Красноярский край
1
1
Иркутская область
1
2
Дальневосточное управление
4
2
Хабаровский край
3
Приморский край
1
Амурская область
2
Сахалинское управление
1
Сахалинская область
1
Северо-Восточное управление
2
2
Магаданская область
2
2
Ленское управление
1
1
2
12
Республика Саха (Якутия)
1
1
2
12
Итого:
4
4
1
7
39
56
Наибольшее количество случаев аварийности и смертельного травматизма про-
изошло на опасных производственных объектах, поднадзорных Ленскому управ-
лению (одна авария, 12 смертельных и один групповой несчастный случай). Зна-
чительное количество случаев аварийности и травматизма допущено на объектах,
поднадзорных Межрегиональному технологическому управлению (одна авария,
7 смертельных случаев, один групповой) и Уральскому управлению (7 смертельных
случаев и один групповой несчастный случай).
Причины аварий и несчастных случаев приведены в табл. 58.
Таблица 58
Причины аварий и несчастных случаев
Причины аварии, несчастного случая
Количество
%
расследований
Низкий уровень производственного контроля
19
32
Неудовлетворительная организация производства работ
17
29
Нарушения технологии производства работ
13
22
Нарушение трудового распорядка и дисциплины труда
9
15
Низкий уровень знания требований норм и правил безопас-
1
2
ности
Всего:
59
100
По результатам рассмотрения 59 актов расследования групповых и смертельных
несчастных случаев установлены их основные причины.
Наибольшее количество случаев травматизма связано с низким уровнем произ-
водственного контроля (32 %). Своевременно не производился осмотр технических
128
устройств, отсутствовала изоляция на сцепке высоковольтных кабелей, не произ-
водилась оборка заколов. Все это явилось причинами случаев смертельного трав-
матизма.
Часто причинами несчастных случаев являлись неудовлетворительная организа-
ция горных работ (29 %), недостаточная изученность горно-геологических особенно-
стей месторождения, отсутствие проектных решений, ведение работ в отсутствие про-
ектной и технологической документации, что приводило к авариям и гибели людей.
Значительное количество несчастных случаев связано с нарушением технологии
проведения работ (22 %). Например, проведение проходческих работ с отступлени-
ем от проектных решений, нарушение геометрии горных выработок, что повлекло
гибель людей вследствие обрушения горной массы.
Допущены случаи смертельного травматизма по причине нарушения работни-
ками трудового распорядка и дисциплины труда (15 %), грубого нарушения требо-
ваний промышленной безопасности, в том числе в состоянии алкогольного и нар-
котического опьянения.
Отмечены случаи смертельного травматизма из-за низкого уровня знаний норм
и правил безопасности.
В 2017 году горный надзор осуществлялся силами 159 инспекторов территори-
альных органов Ростехнадзора. Наполненность штата составила 92 %. При этом
90 % инспекторов выполняли функции и в других видах надзора: маркшейдерский
контроль, надзор за взрывными работами и др. Средняя нагрузка на 1 инспектора
составила 13 проверок в год (табл. 59).
Таблица 59
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности государственного
горного надзора в 2016-2017 годах
Показатели надзорной деятельности
2016 г.
2017 г.
п/п
1
Количество занятых штатных единиц, выполняющих функции
157
159
государственного горного надзора
2
Общее количество проведенных проверок
2344
2028
3
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения
991
913
4
Количество проверок, по итогам которых наложены админи-
697
752
стративные наказания
5
Выявлено правонарушений
12 905
12 167
6
Общее количество юридических лиц, в ходе проведения про-
519
491
верок которых выявлены правонарушения
7
Общее количество административных наказаний, наложенных
1640
1758
по итогам проверок, в том числе:
8
штрафов на юридическое лицо
301
314
9
административное приостановление деятельности
80
72
10
Общая сумма наложенных административных штрафов,
98 000, 1
115 000
тыс. руб.
Общее количество проверок сократилось на 14 %. Возросла результативность
проверок и увеличилось процентное число проверок, в ходе которых выявлены на-
рушения до 45 %. Среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной про-
верки, составило 6 нарушений, в 2016 году — 5,5 нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..