ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 7

 

 

97
спекций на каждую АЭС в год (21 % от всех проверок состояния учета и контроля
ядерных материалов).
Небольшое количество нарушений объясняется тем, что на АЭС используются
только ядерные материалы в виде учетных единиц (тепловыделяющие сборки (ТВС).
Кроме того, положительным фактором является хорошая организация и координа-
ция работ в области учета и контроля ядерных материалов в АО Концерн «Росэнер-
гоатом».
На предприятиях топливного цикла (ПАО «МСЗ», ПАО «НЗХК», АО «ОДЦ УГР»,
АО «СПб Изотоп», АО «ЧМЗ») количество нарушений составляет 14 % от всех вы-
явленных нарушений (в среднем 5 нарушений на каждое предприятие). На каждом
предприятии было проведено по 8 проверок, в которых проверялись вопросы уче-
та и контроля ядерных материалов (16 % от всех проверок состояния учета и конт-
роля ядерных материалов).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного цикла
(АО «СХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк»), количество нарушений состави-
ло 23 % от всех нарушений, в среднем порядка 13,6 нарушений на каждое предпри-
ятие. В среднем на каждом предприятии было проведено по 12 проверок (14,5 % от
всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, этим объясняется относительно большое ко-
личество выявленных нарушений.
На заводах по разделению изотопов (АО «АЭХК», АО «МЦОУ», АО «ПО ЭХЗ»,
АО «УЭХК») количество нарушений составило 9,7 % от всех нарушений, в сред-
нем 4 нарушения на каждое предприятие. На каждом предприятии было проведено
в среднем 5 проверок состояния учета и контроля ядерных материалов (9 % от всех
проверок учета и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (АО «Далур», АО «Хиагда», ПАО «ППГХО»)
количество нарушений составило 4 % от всех выявленных нарушений (2 наруше-
ния на каждое проверенное предприятие). В среднем на каждом предприятии было
проведено по 2 проверки состояния учета и контроля ядерных материалов (2 % от
всех проверок учета и контроля ядерных материалов).
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором находится 20 на-
учно-исследовательских институтов и исследовательских центров) количество на-
рушений составило 33,7 % от всех нарушений, в среднем 3 нарушения на каждую
проверенную организацию.
Проведено в среднем по 4 проверки на каждую научную организацию (29 % от
всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В учебных заведениях (ФГАОУ ВО «НИЯУ МИФИ», ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»,
ФГАОУВО «Севастопольский Государственный Университет», ФГБОУ ВО «НИ
ТПУ») количество выявленных нарушений составило 7,4 % от всех нарушений (в
среднем около 3 нарушений на каждое учебное заведение). Проведено в среднем по
3 проверки на институт (3,6 % от всех проверок состояния учета и контроля ядер-
ных материалов).
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число выявлен-
ных нарушений связано с организацией системы учета и контроля ядерных матери-
алов в организации, проведением физических инвентаризаций, системой контроля
доступа, системой измерений и организацией зон баланса материала.
98
Результаты анализа представлены в табл. 35 и на рис. 5.
Таблица 35
Данные о нарушениях по учету и контролю ядерных материалов
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
6
постановке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
12
Система контроля доступа
14
Система измерений
12
Передачи ядерных материалов
4
Проведение физических инвентаризаций
24
Ведение учетной и отчетной документации
4
Организация системы учета и контроля
19
Обучение и проверка знаний персонала
5
Нарушения по направлению «Об-
щие требованиями к наличию лицен-
зий и разрешений, постановке на учет
и снятию с учета» в основном вызваны
отсутствием у организации лицензий, у
персонала разрешений Ростехнадзора
на право ведения работ с ядерными ма-
териалами, а также несоблюдением тре-
бований к постановке на учет или сня-
тию с учета ядерных материалов.
Нарушения, связанные с организа-
цией ЗБМ, вызваны, как правило, нару-
шениями требований к описанию ЗБМ:
структура и описание ЗБМ не содер-
жит виды ЯМ, находящихся в данной
ЗБМ, их формы, категории, места об-
разования возможных потерь;
не все помещения ЗБМ включены в
границы ЗБМ.
Нарушения, связанные с системой
Рис. 5. Анализ нарушений по учету
контроля доступа к ядерным материалам
и контролю ядерных материалов
(далее — СКД), в основном вызваны:
отсутствием проверки пломб между физическими инвентаризациями или отсут-
ствием документальной регистрации такой проверки;
нарушением требований к содержанию программы применения пломб;
нарушением требований к ведению журнала установки/снятия пломб;
отсутствием пломб в местах доступа в помещения, боксы, шкафы и на оборудо-
вание, где имеются ЯМ в ЗБМ.
Основными нарушениями, связанными с системой измерений ядерных матери-
алов, являются:
нарушения требований к содержанию программы измерений (в том числе несвое-
временное внесение изменений в программу измерений);
99
отсутствие поверки (или несвоевременность поверки) средств измерений;
не проводятся измерения изотопного состава продуктов в контрольных точках
измерений ЗБМ.
Нарушения при передачах ядерных материалов связаны с несоблюдением по-
рядка оформления документов при передачах ядерных материалов между ЗБМ вну-
три организации, отправкой предварительных уведомлений при передаче ЯМ меж-
ду организациями.
Нарушениями, связанными с проведением физической инвентаризации ядер-
ных материалов, являются:
несоблюдение требований к оформлению итогов инвентаризации (акта, МБО,
СФНК);
отсутствие предела допустимого значения модуля инвентаризационной разницы;
нарушение требований по анализу данных средств контроля доступа при прове-
дении физической инвентаризации в ЗБМ;
несоблюдение требований к оформлению приказа о проведении физических ин-
вентаризаций.
Нарушениями, связанными с ведением учетных и предоставлением отчетных до-
кументов, как правило, являются:
неполное заполнение всех обязательных сведений в учетных документах;
не для каждого ЯМ в виде отдельных записей отражаются начальное документаль-
но зарегистрированное количество ЯМ, увеличение и (или) уменьшение количества
ЯМ за отчетный МБП, СФНК ЯМ, установленное по результатам ФИ ЯМ, ИР, и ее
погрешность, предел допустимого модуля ИР по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ в МБО
внесение исправлений не в установленном порядке.
Нарушениями, связанными с организацией системы учета и контроля ядерных
материалов, являются:
несоответствие требованиям федеральных норм и правил инструкции по учету и
контролю ядерных материалов в организации и зонах баланса материалов;
не назначено лицо, ответственное за учет и контроль ядерных материалов;
не создана служба (подразделение) учета и контроля ядерных материалов;
не определен перечень учетных и отчетных документов или не приведены их
формы.
Нарушения, связанные с обучением и проверкой знаний персонала, занятого
в учете и контроле ядерных материалов, вызваны, как правило, с несоблюдением
сроков переподготовки должностных лиц, ответственных за учет и контроль ядер-
ных материалов, обучением и проверкой знаний персонала, осуществляющего учет
и контроль ядерных материалов.
В ходе инспекционных измерений, проведенных инспекторами Ростехнадзора в
2017 году в рамках проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, было
подтверждено фактическое наличие ядерных материалов учетным данным.
Инспекционные измерения проводились с помощью технических средств из-
мерений с целью обеспечения независимого контроля наличия ядерных материа-
лов. Так, для подтверждения фактического наличия ядерных материалов использу-
ется весовое оборудование (для подтверждения массы учетных единиц с ядерными
материалами), гамма-спектрометрическое оборудование (сцинтилляционные гам-
ма-спектрометры NaI InSpector и германиевые полупроводниковые детекторы Ge
InSpector для подтверждения вида ядерного материала и его изотопного состава или
100
обогащения урана), счетчики нейтронных совпадений (для подтверждения массы
ядерного материала в учетных единицах).
При проведении инспекционных измерений используются поверенные в уста-
новленном порядке приборы, принадлежащие поднадзорным организациям. Из-
мерения проводятся в соответствии с аттестованными методиками выполнения из-
мерений с соблюдением соответствующих процедур контроля качества измерений.
В 2017 году выявлено две аномалии, связанные с обнаружением неучтенного
ядерного материала при подготовке объекта к выводу из эксплуатации.
В каждом случае было произведено расследование. Обнаруженный ядерный ма-
териал поставлен на учет.
За отчетный период случаев, связанных с утратой и несанкционированным ис-
пользованием ядерных материалов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не
выявлено.
Функционирование федеральной информационной системы учета и контроля ядер-
ных материалов
Организации, обращающиеся с ядерными материалами, имеют зарегистрированные
зоны отчетности и предоставляют соответствующую отчетность в федеральную информа-
ционную систему учета и контроля ядерных материалов (ФИС). В рамках надзора за уче-
том и контролем ядерных материалов Ростехнадзор проверяет требования к созданию зон
отчетности, своевременность и правильность предоставления соответствующей отчетно-
сти в ФИС. В целом по результатам надзора за учетом и контролем в 2017 году можно сде-
лать вывод о том, что отчетность в ФИС предоставляется своевременно и в полном объеме.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
В сфере по учету и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
организации, осуществляющие обращение с радиоактивными веществами и радио-
активными отходами, руководствуются:
Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии»;
Федеральным законом от 26 июня 2008 годом № 102-ФЗ «Об обеспечении един-
ства измерений»;
Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радио-
активными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государст-
венного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществ-
лению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за сис-
темами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактив-
ных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2011 года № 703;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года
№ 542 «О порядке организации системы государственного учета и контроля радио-
активных веществ и радиоактивных отходов»;
101
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г.
№ 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радио-
активным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радио-
активным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классифи-
кации удаляемых радиоактивных отходов»;
Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактив-
ных отходов в организации (НП-067-16), утвержденными приказом Ростехнадзора
от 28 ноября 2016 года № 503;
Правилами перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-13), утвержденными приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 года № 288;
приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
от 28 сентября 2016 года № 1/24-НПА, зарегистрированным Минюстом России
26 октября 2016 года, рег. № 44139 «Формы отчетов в области государственного уче-
та и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных матери-
алов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных
материалов, активность которых больше или равна минимально значимой актив-
ности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой
удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в об-
ласти использования атомной энергии, порядка и сроков представления отчетов».
В 2017 году под надзором Ростехнадзора состояло 2023 организации, осуществ-
ляющие учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число
которых входят 74 созданных в субъектах Российской Федерации региональных ин-
формационно-аналитических центра).
Всего 157 организаций осуществляют деятельность по обращению с закрытыми
радионуклидными источниками (ЗРИ) I категории опасности (чрезвычайно опас-
но), 160 организаций — II категории опасности (очень опасно), 229 организаций —
III категории опасности (опасно), 1247 организаций — IV и V категории опасности
(опасность маловероятна и очень маловероятна). Остальные организации осуществ-
ляют деятельность по обращению с радиоактивными веществами не вида ЗРИ и ра-
диоактивными отходами.
В 2017 году было проведено 1492 проверки, в рамках которых проверялось состо-
яние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее —
РВ и РАО).
В процессе проверок выявлено 483 нарушения (445 нарушений федеральных
норм и правил и 38 нарушений условий действия лицензии).
Наложено восемнадцать административных штрафов на сумму 1 873 тыс. руб.
За аналогичный период 2016 года проведено 1228 проверок, выявлено 389 нару-
шений норм и правил и условий действия лицензий, наложено шестнадцать адми-
нистративных штрафов на сумму 1 700 тыс. руб.
Из 2023 организаций, осуществляющих деятельность по обращению с РВ и РАО,
в 60 организациях установлен режим постоянного государственного надзора.
В данных организациях проверки учета и контроля РВ и РАО проводятся как в
рамках плановых проверок, так и в рамках постоянного государственного надзора.
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле РВ и РАО выявлено ин-
спекторами Центрального МТУ ЯРБ — 145 (30 % от общего числа нарушений),
Волжского МТУ ЯРБ — 105 нарушений (22 %) и МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Вос-
тока — 103 нарушения (21 %).
102
Следует отметить, что под надзором данных МТУ ЯРБ состоит 64 % от общего
числа поднадзорных организаций.
Инспекторами Уральского МТУ ЯРБ выявлено 12,8 % от общего числа выявлен-
ных нарушений, Северо-Европейского МТУ ЯРБ — 10,5 %, Донского МТУ ЯРБ —
3,7 %.
Анализ выявленных в 2017 году нарушений показывает, что наибольшее ко-
личество нарушений связано с организацией системы учета и контроля радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов и ведением учетной и отчетной доку-
ментации.
Примерно одинаковый вклад вносят нарушения, связанные с проведением ин-
вентаризаций радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, системой конт-
роля доступа, обучением и проверкой знаний персонала, осуществляющего учет и
контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, системой измерений
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (табл. 36 и рис. 6).
Таблица 36
Данные о нарушениях по учету и контролю РВ и РАО
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к постановке на учет и снятию с учета
5
Организация системы учета и контроля
42
Система контроля доступа
10
Система измерений
5
Передачи
2
Проведение инвентаризаций
8
Ведение учетной и отчетной документации
16
Обучение и проверка знаний персонала
12
Нарушения, связанные с документальным оформлением постановки и снятия с
учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, вызваны, как правило, не-
соблюдением требований к постановке
на учет или снятию с учета радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов.
Типичные нарушения, связанные
с организацией системы учета и конт-
роля РВ и РАО:
отсутствие централизованной служ-
бы по учету и контролю в организации;
не определено лицо, ответственное
за учет и контроль;
не установлен порядок проведения
административного контроля состоя-
ния учета и контроля;
не разработана инструкция по уче-
ту и контролю РВ и РАО в организации
для каждого структурного подразделе-
ния, осуществляющего деятельность по
обращению с РВ и РАО.
Рис. 6. Анализ нарушений по учету
и контролю РВ и РАО
103
Типичные нарушения, связанные с системой контроля доступа:
не обеспечивается установка пломб на пути доступа к ЗРИ;
не разработана программа применения пломбировочных устройств;
не соблюдается периодичность проверок состояния пломбировочных устройств
или проверки состояния пломбировочных устройств не оформляются документально.
Типичные нарушения, связанные с системой измерений, включают в себя сле-
дующее:
программа измерений РВ и РАО пересматривается реже чем 1 раз в 5 лет;
не проводятся измерения характеристик РВ и РАО в целях установления или под-
тверждения учетных данных;
не разработана программа контроля качества измерений.
Нарушения, связанные с передачей РВ и РАО, вызваны тем, что не оформляют-
ся предварительные уведомления об отправке радиоактивных веществ, при их пе-
редаче (приеме).
Типичные нарушения, связанные с проведением инвентаризации РВ и РАО,
включают в себя:
не разработано положение о проведении инвентаризации;
при проведении инвентаризации РВ не составляются СНК;
акт инвентаризационной комиссии не содержит сведений о проведенных про-
верках, отсутствуют протоколы подтверждающих измерений.
Типичные нарушения, связанные с ведением учетной и отчетной документации:
не соблюдается порядок представления отчетных документов;
исправления учетных и отчетных документов выполняются с нарушением тре-
бований федеральных норм и правил;
отчетные документы оформляются не на основе учетных.
Типичные нарушения, связанные с обучением и проверкой знаний персонала:
не проведено обучение персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО
на объекте использования атомной энергии;
у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ
и РАО, отсутствуют разрешения на право ведения работ в области использования
атомной энергии.
Анализ случаев хищений, утрат радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
обнаружения бесхозяйных радиоактивных веществ и радиоактивных отходов или слу-
чаев их несанкционированного использования
Происшествия в учете и контроле РВ и РАО, произошедшие в 2017 году:
выявлена одна аномалия в учете и контроле РВ и РАО (расхождение фактических
и учетных данных об объеме жидких радиоактивных отходов);
обнаружено 195 радиационных источников, из них:
182 бесхозяйных радиоактивных источника (большинство — отработавшие ЗРИ
V категории, например датчики дымоизвещателей);
13 неучтенных источников ионизирующего излучения на территории поднадзор-
ных организаций, относящиеся к ЗРИ V категории.
Поступила информация об утере одного ЗРИ (V категории), произошло захоро-
нение 13 радиоактивных источников при обрыве бурильного оборудования при про-
изводстве геологоразведочных работ (каротаж).
За 2017 год случаев, связанных с хищением и несанкционированным использо-
ванием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на поднадзорных объек-
тах в ходе проверок, не выявлено.
104
Анализ функционирования федеральной информационной системы учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
В 2017 году при проверках состояния учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов проверялось предоставление отчетности в информаци-
онную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
при этом проверялась отчетность как организаций, так и региональных информаци-
онно-аналитических центров (РИАЦ). По сравнению с 2016 годом количество вы-
явленных нарушений, связанных с непредставлением отчетов либо нарушениями в
самих отчетах, снизилось.
С целью устранения нарушений в области учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов в отчетный период осуществлялось взаимодейст-
вие с ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отхода-
ми» (НО РАО), осуществляющим функции федерального информационно-анали-
тического центра.
В ходе взаимодействия НО РАО предоставляет в Ростехнадзор информацию
о результатах анализа отчетности организаций, обращающихся с радиоактивны-
ми веществами и радиоактивными отходами, в том числе информацию о наруше-
ниях (например, о фактах непредставления отчетных документов или представле-
ния недостоверных отчетов, отсутствии регистрации организаций, обращающих-
ся с закрытыми радионуклидными источниками IV и V категорий). На основании
данной информации Ростехнадзор проводит мероприятия по пресечению подоб-
ных нарушений, в том числе внеплановые проверки и взаимодействие с органами
прокуратуры.
Выявленные недостатки системы учета и контроля ядерных материалов, радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов и меры, принятые для их устранения
Анализ причин допущенных нарушений показывает, что основными из них яв-
ляются:
недостаточное внимание руководства предприятий к учету и контролю ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, соблюдению требо-
ваний, установленных федеральными нормами и правилами в области использова-
ния атомной энергии и условиями действия лицензий;
недостаточный уровень знаний и профессиональной подготовки персонала в об-
ласти учета и контроля ядерных материал, радиоактивных веществ и радиоактив-
ных отходов;
недостаточное понимание ответственными лицами организаций требований фе-
деральных норм и правил.
В целях устранения указанных недостатков Ростехнадзор:
проводит проверки состояния учета и контроля ядерных материалов, радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов;
применяет меры административного наказания при обнаружении нарушений
федеральных норм и правил, учитывая соответствие указанных мер тяжести нару-
шений;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радио-
активных отходов как федерального, так и ведомственного уровня.
В 2017 году в соответствии с полномочиями Ростехнадзора по выдаче разреше-
ний на право ведения работ в области использования атомной энергии центральный
105
аппарат Ростехнадзора и его территориальные органы участвовали в выдаче разре-
шений на право ведения работ в области использования атомной энергии работни-
кам объектов использования атомной энергии, в том числе персоналу организаций,
обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный надзор в области промышленной безопасности на предприя-
тиях угольной промышленности в 2017 году осуществлялся на 96 шахтах (без учета
шахты «Новокашпирская» в Самарской области), 279 разрезах (из них 245 осуществ-
ляют добычу), 107 объектах обогащения угля.
К объектам I класса опасности относятся 96 шахт (из них 59 осуществляют добы-
чу); к II классу опасности — 199 разрезов и 101 объект обогащения угля; к III клас-
су опасности — 61 разрез и 6 объектов обогащения угля; к IV классу опасности —
19 разрезов.
Общий объем добычи угля в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на
5,6 % и составил 408,9 млн т, в т.ч.:
подземным способом — 104, 5 млн т;
открытым способом — 304,4 млн т.
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли составляет
135 200 чел.
Показатели состояния промышленной безопасности на угольных предприятиях
отрасли за 2017 год по сравнению с 2016 годом распределились следующим образом.
В 2017 году на поднадзорных предприятиях произошло 3 аварии, при которых
получил смертельную травму один человек.
Общее количество смертельно травмированных в 2017 году составляет 18 человек.
В 2016 году на поднадзорных предприятиях произошло 8 аварий, из них 2 аварии
с групповым несчастным случаем. При авариях с групповым несчастным случаем
получили смертельные травмы 38 человек.
Общее количество смертельно травмированных в 2016 году составило 56 человек.
По сравнению 2016 годом количество несчастных случаев со смертельным исхо-
дом в 2017 году снижено на 67,8 %, общий травматизм уменьшился с 304 случаев в
2016 году до 118 случаев в 2017 году.
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма со смертель-
ным исходом и аварийности за 1997-2017 годы приведена в табл. 37 и на рис. 7.
Таблица 37
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма со смертельным
исходом и аварийности за 1997-2017 годы
Год
Объем добычи
Коли-
Количество смертельно
Удельный показатель смертель-
угля, млн т
чество
травмированных, чел.
ного травматизма, чел/млн т
аварий
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
106
Год
Объем добычи
Коли-
Количество смертельно
Удельный показатель смертель-
угля, млн т
чество
травмированных, чел.
ного травматизма, чел/млн т
аварий
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
316,0
21
232
0,73
2008
319,47
12
53
0,16
2009
301,79
9
48
0,15
2010
323,18
22
135
0,41
2011
337,4
13
46
0,13
2012
355,2
16
36
0,10
2013
352,01
11
63
0,17
2014
358,2
8
26
0,07
2015
373,4
8
20
0,05
2016
385,7
8
56
0,14
2017
408,9
3
18
0,044
Рис. 7. Динамика объемов добычи угля, смертельного травматизма и аварийности
Величина удельного показателя смертельного травматизма, определяемого как
количество смертельно травмированных шахтеров на 1 млн т добытого угля за год,
в сравнении с 2016 годом в 2017 году уменьшилась с 0,14 до 0,04 чел/млн т.
Динамика общего количества аварий, взрывов и вспышек метана в период с
2005 по 2017 год представлена на рис. 8.
107
Рис. 8. Динамика общего количества аварий, взрывов и вспышек метана
в период с 2005 по 2017 год
В 2017 году не зафиксированы аварии, связанные со взрывами, вспышками ме-
тана. Суммарное количество аварий в 2017 году сократилось в 2,7 раза, с 8 аварий в
2016 до 3 в 2017 году.
Распределение аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2016 и 2017 годы представлено в табл. 38.
Таблица 38
Распределение аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2016-2017 годы
Вид аварии, смертельных
2016-2017 гг.
+/-
2016-2017 гг.
+/-
п/п
травм
аварии
смертельные
травмы
1
Взрыв (горение, вспышки)
4/—/—
-4/—/—
36/—/—
-36/—/—
газа и угольной пыли
2
Пожар (подземные / откры-
—/—/1
—/—/—1
тые горные работы / поверх-
ность)
3
Горный удар
4
Внезапный выброс угля, по-
1/—/—
+1/—/—
1/—/—
+1/—/—
роды, газа
5
Разрушение зданий, сооруже-
ний, тех. устройств (подзем-
ные / открытые горные рабо-
ты / поверхность)
6
Транспорт (подземные / от-
3/—/—
3/1/—
—/+1/—
крытые горные работы / по-
верхность)
108
Вид аварии, смертельных
2016-2017 гг.
+/-
2016-2017 гг.
+/-
п/п
травм
аварии
смертельные
травмы
7
Электроток (подземные / от-
—/2/—
—/+2/—
крытые горные работы / по-
верхность)
8
Машины и механизмы (под-
7/—/—
5/1/1
-2/+1/+1
земные / открытые горные
работы / поверхность)
9
Падения (подземные / откры-
—/1/—
—/—1/—
тые горные работы / поверх-
ность)
10
Затопления горных выра-
1/—/—
—/—/1
—1/—/+1
1/—/—
+1/—/—
боток, прорыв воды, глины
(подземные / открытые гор-
ные работы / поверхность)
11
Обрушение горной массы,
1/—/—
1/—/—
—/—/—
7/—/—
2/1/—
—5/+1/—
крепи (подземные / открытые
горные работы / поверхность)
12
Отравления, удушье (подзем-
ные / открытые горные рабо-
ты / поверхность)
13
Другие виды аварий и травм
1/—/—
—1/—/—
1/1/—
—1/—1/—
Итого:
7/—/1
2/—/1
-5/—/±0
54/2/—
12/5/1
—42/+3/+1
8
3
—5
56
18
—38
Причины аварии в результате внезапного выброса угля и газа:
несоблюдение паспорта крепления при проведении горной выработки;
проведение подготовительной выработки в выбросоопасной зоне обусловленной
внутрипластовым геологическим нарушением ниже критической выбросоопасной
глубины с нарушением требований документации по проведению и креплению гор-
ных выработок;
не осуществлялось бурение веера опережающих разгрузочных скважин в необ-
ходимом количестве с максимальной длиной согласно паспорту по мере подвига-
ния забоя;
опережающие разгрузочные скважины были пробурены без заданного направ-
ления по твердой пачке угля;
бурение опережающих разгрузочных скважин производилось сразу максималь-
ным диаметром без поэтапного бурения, начиная со скважин малого диаметра;
использование для бурения опережающих скважин непригодного бурового обо-
рудования;
использование неисправного оборудования для проведения прогноза выбросо-
опасности;
нереализация мер по выводу всех работающих из выработки при обнаружении
признаков, предшествующих внезапному выбросу;
несвоевременный ввод в действие плана ликвидации аварии и оповещение тру-
дящихся шахты об аварии и необходимости выхода из шахты на поверхность;
отсутствие контроля за исполнителями работ при бурении опережающих разгру-
зочных скважин, бурении прогнозных скважин со стороны геологической, марк-
109
шейдерской технической службы шахты, участка аэрологической безопасности и
участка дегазации.
Причины аварии в результате прорыва горных масс в виде жидкой грязи в горные
выработки:
несвоевременное проведение администрацией городского округа мероприятий,
исключающих причины и факторы обводнения склона сточными водами из очист-
ных сооружений, и как следствие образование и активизация оползня;
обводнение склона сточными водами из очистных сооружений обильными осад-
ками в виде мокрого снега и дождя, образование и активизация оползня.
Причины аварии в результате обрушения пород кровли:
нарушение крепи сопряжения монтажной камеры с вентиляционным штреком
и непринятие мер по ее немедленному приведению в соответствие с утвержденной
документацией;
использование постоянной крепи горной выработки в качестве опорной кон-
струкции для ведения монтажных работ (подвеска монтажного блока к верхняку ос-
новной крепи сопряжения);
производство горно-монтажных работ без разработанной и утвержденной в уста-
новленном порядке технической документации;
отсутствие надлежащего производственного контроля со стороны должностных
лиц шахты за производством работ подрядной организацией, состоянием крепи гор-
ных выработок;
совмещение работ по проведению вентиляционного штрека и монтажных ра-
бот в монтажной камере при несбитом тупиковом забое вентиляционного штрека;
использование для крепления горных выработок несертифицированной крепи.
Причинами смертельного травматизма, связанного транспортом, являются:
перевозка людей электровозным транспортом без пассажирского вагона в каби-
не машиниста, не предназначенной для перевозки людей, и при отсутствии второй
кабины или наличии в кабине машиниста второго сиденья;
нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации электро-
возного транспорта и рельсового пути (перевозка людей аккумуляторным электро-
возом, который находился в неисправном состоянии);
выдача инженерно-техническими работниками наряда на перевозку людей и гор-
но-шахтного оборудования аккумуляторным электровозом, который находился в
неисправном состоянии при неисправном рельсовом пути, что явилось основани-
ем для принятия решения машинистом электровоза по перевозке людей по выра-
боткам, не соответствующим нормативным требованиям;
несогласованность действий между участком внутришахтного транспорта и участ-
ка аэрологической безопасности;
нахождение пострадавшего в опасной зоне на ленточном конвейере;
конструктивный недостаток перехода, выразившийся в отсутствии дополнитель-
ных элементов в проемах перил перехода;
отсутствие письменного наряда в книге нарядов и наряда-путевки на доставку
элементов ограждения концевой станции к месту установки, так как эксплуатация
подъемной машины была остановлена из-за неудовлетворительного состояния ка-
ната по распоряжению главного инженера;
нахождение людей на площадке в опасной зоне, где запрещено нахождение людей
в процессе спуска груза по наклонному конвейерному стволу подъемной машиной;
110
не проведен осмотр рельсового пути, горной выработки и средств защиты подъ-
емной машиной перед спуском груза по наклонному конвейерному стволу;
на верхней приемной площадке неисправно стопорное устройство (стопора),
предотвращающее самопроизвольное скатывание грузов в конвейерный наклон-
ный ствол, и неисправен предохранительный барьер;
рельсовый путь в отдельных местах заштыбован, зазор в стыках рельсов состав-
ляет до 20 мм при норме не более 5 мм;
машинисты подъемных машин участка не ознакомлены с паспортом на подъем-
ную установку в наклонном конвейерном стволе;
не оформлен письменный наряд на производство работ машинисту подъемной
машины, машинисту подземных установок и оператору пульта управления участка;
неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутст-
вии необходимой организационно-технической документации по безопасным ме-
тодам ведения работ при техническом обслуживании ленточного конвейера, в от-
сутствии в Инструкции по эксплуатации и ремонта ленточного конвейера указаний
по безопасному передвижению работников по переходу через работающий ленточ-
ный конвейер с грузом с учетом конкретных условий производства;
низкий уровень производственного контроля за организацией работ по перевоз-
ке людей и грузов, техническим состоянием электровозного парка, рельсовых путей
и транспортных горных выработок.
Причинами смертельного травматизма, связанного с воздействием машин и меха-
низмов, являются:
неудовлетворительная организация погрузочно-разгрузочных работ по поднятию
секции механизированной крепи, нахождение людей в опасной зоне;
при проведении целевого инструктажа не были указаны конкретные меры без-
опасности при проведении работ по погрузке, транспортировке и разгрузке секции
механизированной крепи;
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств,
выразившееся в том, что машинист горных выемочных машин начал движение
комбайна для производства маневровых работ, не убедившись в отсутствии людей
в опасной зоне;
неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутст-
вии в производственных инструкциях по профессиям проходчик и машинист гор-
ных выемочных машин участка по проведению горных выработок порядка выпол-
нения вспомогательных операций при производстве маневровых работ оборудова-
ния, работающего в забое, и безопасных методов выполнения этих работ;
недостатки в организации проведения обучения безопасным методам и приемам
выполнения работ, выразившиеся в отсутствии обучения проходчиков и машини-
стов горных выемочных машин технологическому процессу при осуществлении ма-
невров и перегоне комбайна из забоя в забой, в части перемещения силового кабе-
ля и рукава орошения;
не организован контроль за состоянием условий труда на рабочих местах: отсут-
ствует место машиниста, предусмотренное конструкцией комбайна, неисправна си-
стема пневмогидравлического орошения комбайна, снижена освещенность на ком-
байне;
не обеспечены безопасные условия охраны труда работников, выразившиеся в
отсутствии в проектной и эксплуатационной документации порядка организации
111
и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (воз-
духопровода) с учетом конкретных условий его эксплуатации;
ненадлежащее осуществление производственного контроля, выразившееся в не-
достаточном уровне контроля со стороны руководства шахты и инженерно-техни-
ческих работников участка по проведению горных выработок за своевременной и
качественной разработкой нормативно-технической и методической документации
по регламентации и стандартизации производственных процессов.
Причины смертельного травматизма, связанного с поражением электротоком:
нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, выразивше-
еся в нахождении на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и выпол-
нении работ в электроустановке, не предусмотренных нарядом на работу;
неиспользование работником средств индивидуальной защиты;
нарушение технологии производства ремонтных работ;
нарушение пострадавшим дисциплины труда, выразившееся в выполнении ра-
бот, которая не была поручена;
ослабление производственного контроля за соблюдением требований промыш-
ленной безопасности в части эксплуатации и ремонта электроустановок с обязатель-
ным применением средств индивидуальной защиты.
Причины смертельного травматизма, связанного с обрушением породы:
нахождение пострадавшего в незакрепленной части горной выработки;
производство горных работ по проведению и креплению горной выработки с от-
ступлением от требований документации;
недостаточный уровень геологического контроля за производством горных работ
по проведению и креплению западного вспомогательного ствола;
недостаточный производственный контроль за соблюдением требований про-
мышленной безопасности со стороны эксплуатирующей организации;
не обеспечена организация и ведение подземных работ в соответствии с услови-
ями труда, указанными в трудовом договоре.
Причины смертельного травматизма, связанного с прорывом воды:
накопление воды в скважине в большом объеме из-за отсутствия цементации за-
трубного пространства с последующим проникновением воды в став обсадных труб
до уровня водоносного горизонта;
работы по сдаче скважины в соответствии с горно-геологическим проектом не
были завершены в полном объеме;
выполнение работ по проходке ниши в опасной зоне скважины работниками, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
производство работ по проходке ниши в опасной зоне скважины без утвержден-
ной главным инженером документации;
не был в письменном виде оформлен наряд на работы по проходке ниши в опас-
ной зоне скважины;
ненадлежащее обучение и контроль процесса прохождения производственной
практики студентами;
отсутствие приказа о закреплении наставника за учеником;
неознакомление ученика под роспись с документацией по ведению горных ра-
бот на участке и инструкцией по профессии;
отсутствие надлежащего производственного контроля за соблюдением требова-
ний промышленной безопасности со стороны эксплуатирующей организации.
112
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом по терри-
ториальным органам Ростехнадзора и субъектам Российской Федерации представ-
лено в табл. 39.
Таблица 39
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших
в 2016-2017 годах, по территориальным органам Ростехнадзора и субъектам
Российской Федерации
Территориальный орган
Количество аварий
Травмировано смертельно
Ростехнадзора
2016 г.
2017 г.
+/-
2016 г.
2017 г.
+/-
Сибирское управление
6
2
-4
13
11
-2
Кемеровская область
Енисейское управление
1
2
+1
Республика Тыва
1
+1
Красноярский край
1
1
±0
Северо-Кавказское управление
2
-2
Ростовская область
Сахалинское управление
1
1
±0
Сахалинская область
Дальневосточное управление
1
+1
Хабаровский край
Печорское управление
2
-2
38
1
-37
Республика Коми
Ленское управление
1
+1
Республика Саха
Средне-Поволжское управление
1
+1
1
-1
Самарская обл.
Забайкалькое управление
1
+1
Забайкальский край
Межрегиональное технологическое
управление
Чукотский АО
Итого по угольной
8
3
-5
56
18
-38
промышленности:
В 2017 году рост смертельного травматизма произошел на объектах, поднадзор-
ных Енисейскому управлению (+1); Дальневосточному управлению (+1); Ленско-
му управлению (+1); Забайкальскому управлению (+1).
На предприятиях основного угледобывающего региона, поднадзорных Сибир-
скому управлению, в 2017 году количество смертельных несчастных случаев снизи-
лось на 2 случая, количество аварий на 4.
Проводимые Ростехнадзором мероприятия, производственный контроль и внед-
ряемые на предприятиях угольной промышленности системы управления промыш-
ленной безопасностью позволяют снижать аварийность и смертельный травматизм.
В 2017 году удельный смертельный травматизм в отрасли составил 0,044 чел/млн т.
Это соответствует наилучшим значениям в развитых угледобывающих странах.
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности в 2016-2017 годах
представлены в табл. 40.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..