ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 19

 

 

289
Федерации от 1 февраля 2006 года № 54,
если при строительстве, реконструкции
объектов капитального строительства
предусмотрено осуществление государ-
ственного строительного надзора, то
органом государственного строитель-
ного надзора в рамках государствен-
ного строительного надзора осуществ-
ляется федеральный государственный
пожарный надзор, федеральный госу-
дарственный санитарно-эпидемиоло-
гический надзор, а также, за исключе-
нием случаев, предусмотренных Градо-
строительным кодексом Российской
Рис. 49. Наложенные административные
Федерации, государственный экологи-
наказания
ческий надзор.
Таблица 111
Административные штрафы, наложенные/взысканные по результатам проверок
Ростехнадзора в 2018 году
Количество наложенных адми-
6147
Количество взысканных адми-
5286
нистративных штр, ед.
нистративных штрафов по ре-
зультатам проверок, ед.
в том числе:
в том числе:
на юридическое лицо
4050
на юридическое лицо
3319
на должностное лицо
2097
на должностное лицо
1967
на индивидуального предпри-
на индивидуального предпри-
нимателя
нимателя
на гражданина
на гражданина
Количество взысканных штрафов от наложенных штрафов, %
86 %
Сумма наложенных администра-
582 188
Сумма взысканных администра-
489 009,73
тивных штрафов по результатам
тивных штрафов по результатам
проверок, тыс. руб.
проверок, тыс. руб.
в том числе:
в том числе:
на юридическое лицо
538 913
на юридическое лицо
446 759,23
на должностное лицо
42 775
на должностное лицо
42 250,5
на индивидуального предпри-
на индивидуального предпри-
нимателя
нимателя
на гражданина
на гражданина
Сумма взысканных штрафов от наложенных штрафов, %
84 %
Территориальными управлениями Ростехнадзора в 2018 году в рамках осущест-
вления государственного строительного надзора выявлено 2699 нарушений в обла-
сти экологии, 2044 нарушения в области санитарно-эпидемиологического благопо-
лучия, 7506 нарушений требований пожарной безопасности (рис. 50).
По итогам осуществления в 2018 году территориальными управлениями Ростехнад-
зора федерального государственного строительного надзора в отношении 3900 объек-
тов капитального строительства (по объектам строительства — 3295, по объектам ре-
290
конструкции — 605) выданы заключения
о соответствии построенного, реконстру-
ированного объекта капитального стро-
ительства требованиям технических ре-
гламентов, иных нормативных правовых
актов и проектной документации, в том
числе требованиям в отношении энерге-
тической эффективности и требованиям в
отношении оснащенности объекта капи-
тального строительства приборами учета
используемых энергетических ресурсов.
Количество выданных заключений о
соответствии по федеральным округам
Российской Федерации и территориаль-
ным управлениям Ростехнадзора приве-
Рис. 50. Количество выявленных
дено в табл. 112.
нарушений
Таблица 112
Количество выданных заключений о соответствии по федеральным округам
Российской Федерации и территориальным управлениям Ростехнадзора
Распределение заключений о соответствии,
Количество выданных
% от общего
выданных территориальными управлениями
заключений
количества
Ростехнадзора по федеральным объектам
Центральный федеральный округ
287
7,36
Межрегиональное технологическое управление
53
1,36
Центральное управление
165
4,23
Верхне-Донское управление
43
1,10
Приокское управление
26
0,67
Северо-Западный федеральный округ
157
4,03
Северо-Западное управление
112
2,87
Печорское управление
45
1,15
Южный федеральный округ
151
3,87
Нижне-Волжское управление
57
1,46
Северо-Кавказское управление
74
1,90
Крымское управление
20
0,51
Приволжский федеральный округ
387
9,92
Западно-Уральское управление
180
4,62
Приволжское управление
94
2,41
Средне-Поволжское управление
94
2,41
Волжско-Окское управление
19
0,49
Уральский федеральный округ
2254
57,79
Северо- Уральское управление
2209
56,64
Уральское управление
45
1,15
Сибирский федеральный округ
326
8,36
Сибирское управление
100
2,56
Забайкальское управление
13
0,33
Енисейское управление
213
5,46
291
Распределение заключений о соответствии,
Количество выданных
% от общего
выданных территориальными управлениями
заключений
количества
Ростехнадзора по федеральным объектам
Дальневосточный федеральный округ
318
8,15
Дальневосточное управление
68
1,74
Сахалинское управление
13
0,33
Северо-Восточное управление
24
0,62
Ленское управление
213
5,46
Северо-Кавказский федеральный округ
20
0,51
Кавказское управление
20
0,51
Всего:
3900
100
При этом Северо-Уральским управ-
лением Ростехнадзора выдано более
56 % всех заключений о соответствии.
Количество выданных Ростехнадзо-
ром заключений о соответствии в 2016-
2018 годах приведено на рис. 51.
Количественные показатели аварий-
ных ситуаций, выявленных при строи-
тельстве, реконструкции объктов капи-
тального строительства
Градостроительным кодексом Рос-
сийской Федерации установлена обя-
Рис. 51. Количество выданных
занность для лиц, осуществляющих
Ростехнадзором заключений о соответствии
строительство, извещать органы госу-
построенных, реконструированных
дарственного строительного надзора о
объектов капитального строительства
каждом случае возникновения аварий-
ных ситуаций на объектах капитального строительства.
В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу
физических или юридических лиц при возникновении аварийной ситуации, об-
условленной нарушениями законодательства о градостроительной деятельности
при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Гра-
достроительного кодекса Российской Федерации, установление причин такого
нарушения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 20 ноября 2006 года № 702.
По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается за-
ключение, содержащее выводы:
о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен
вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридиче-
ских лиц и его размерах;
об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;
о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятель-
ности человека.
В период с 2014 по 2018 год включительно на поднадзорных Ростехнадзору объ-
ектах зарегистрировано 10 аварийных ситуаций, в том числе 3 аварийные ситуации
в 2018 году (рис. 52).
292
Основными причинами нарушения
законодательства о градостроительной
деятельности являются:
отступление от требований проектной
документации, получившей положитель-
ное заключение экспертизы, — 22 %;
ненадлежащее проведение строи-
тельного контроля застройщиком (тех-
ническим заказчиком) и лицом, осу-
ществляющим строительство, — 56 %;
применение некачественных строи-
тельных материалов — 11 %;
несоответствие расчетных нагру-
Рис. 52. Количество аварийных ситуаций
зок фактическим значениям — 11 %
в 2014-2018 годах
(рис. 53).
Информация о характере и причинах
аварийных ситуаций, произошедших в
2018 году при строительстве, реконструк-
ции объектов капитального строительст-
ва, поднадзорных Ростехнадзору
9 апреля 2018 года в процессе рекон-
струкции гидроузла Белоомут по адре-
су Московская область, Луховицкий
район, пос. Белоомут, произошло раз-
рушение шпунтовой стенки котлова-
на второй очереди с интенсивным за-
полнением частично подготовленной
для возведения бетонных конструкций
строительной площадки с образовани-
Рис. 53. Основные причины нарушения
ем промоины размером 40×100 м на пра-
законодательства
о градостроительной деятельности
вом берегу с захватом коренного грун-
та, вымыванием песчаного и гравийно-
го грунта обратной засыпки пазух левой
палы шлюза с нарушением монолитно-
сти плит покрытия и формированием
провисания тяговых конструкций двух-
рядной шпунтовой стенки, проседани-
ем железобетонных монолитных участ-
ков между шпунтом и техническими
лотками, частичным обрушением желе-
зобетонной конструкции струенаправ-
ляющего сооружения (рис. 54).
По результатам работы технической
комиссии, образованной Центральным
управлением Ростехнадзора, установле-
Рис. 54. Разрушение шпунтовой стенки
ны причины возникновения аварийной
котлована второй очереди в процессе
ситуации:
реконструкции гидроузла Белоомут
293
отступление от требований проектной документации, получившей положитель-
ное заключение государственной экспертизы, в части конструктивных решений
верхнего распределительного пояса шпунтовой стенки, ее подкосов (распорок),
упорных фундаментов распорной системы;
отсутствие утвержденной организационно-технологической документации (про-
екта производства сварочных работ);
отсутствие аттестации специалистов сварочного производства;
отсутствие производственного контроля выполнения сварочных работ;
несоблюдение календарного графика производства строительно-монтажных ра-
бот (несоблюдение периодичности завершения отдельных этапов строительства).
15 июля 2018 в ходе строительства стадиона на 45 000 зрительских мест в г. Вол-
гограде, пр. Ленина, 76, после проливных дождей зафиксированы многочисленные
повреждения ливневой канализации в местах соединения вертикальных и горизон-
тальных участков секторов А, В, С, Д, подтопления внутренних помещений секто-
ра А, в том числе ВИП-сектора и подтрибунных помещений; размыв откоса, рас-
положенного ниже уровня стадиона, с
вынесением грунта и щебня на Нулевую
Продольную магистраль, провисание и
повреждение трубы ливневой канализа-
ции, а также последующее разрушение
профиля откоса между северо-восточ-
ной и юго-восточной входными группа-
ми стадиона, обрушение колодцев: К2-
52 (ливневая канализация), Дк-4 (лив-
невая канализация), К1-50 (хозбытовая
канализация) и колодца К2-51; частич-
Рис. 55. Разрушение в ходе строительства
ное разрушение пешеходных дорожек
стадиона в городе Волгограде
между пропускными группами (рис. 55).
после проливных дождей
По результатам работы технической
комиссии, образованной Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, установ-
лены следующие причины возникновения аварийной ситуации:
строительно-монтажные работы по устройству системы ливневой канализации
и примененные строительные материалы для укрепления земляных откосов выпол-
нены с отступлением от требований проектной документации;
превышение фактического количества атмосферных осадков более чем в 1,8 раза
среднемесячных значений, послужившее основанием для разработки проектной до-
кументации по устройству системы ливневой канализации.
5 ноября 2018 года в ходе реконструкции моста через реку Юганская протока
на км 740+863 автомобильной дороги Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Ман-
сийск, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, при разборке железобетон-
ных плит проезжей части демонтируемого моста (выведенного из эксплуатации)
на 741км автодороги Тюмень—Ханты-Мансийск с последующей погрузкой их кра-
ном Хитачи КН-180-3 на автомобиль КамАЗ на пролетном строении 1-2 длиной
63 метра произошла потеря вертикальной устойчивости балок в районе демонта-
жа, что повлекло за собой обрушение пролетного строения, в результате чего 9 че-
ловек пострадало (из них погибло 2 человека, госпитализированы с повреждени-
ями 7 человек) (рис. 56).
294
Работа технической комиссии,
сформированной Северо-Уральским
управлением Ростехнадзора, по уста-
новлению причин нарушения законо-
дательства о градостроительной дея-
тельности при реконструкции объекта
капитального строительства не завер-
шена.
Центральным аппаратом Ростехнад-
Рис. 56. Обрушение пролетного строения
зора (Управлением государственного
в ходе реконструкции моста через
строительного надзора) ведется посто-
реку Юганская протока
янный мониторинг информации, по-
ступающей от территориальных орга-
нов, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 20 апреля № 157 «О предоставлении
отчетной информации об осуществлении государственного строительного надзора».
Деятельность Правительства Москвы в области государственного строительно-
го надзора
Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору и Правительством Москвы, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2193-р (далее — Со-
глашение), Правительству Москвы передана часть полномочий Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области государст-
венного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора)
при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из экс-
плуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена.
Уполномоченным органом Правительства Москвы, осуществляющим деятель-
ность по государственному строительному надзору на объектах Московского ме-
трополитена, является Комитет государственного строительного надзора г. Мос-
квы.
Согласно отчетной информации, представленной Комитетом государственно-
го строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор), в соответствии с пунк-
том 2.1 статьи 3 Соглашения, в 2018 году Мосгосстройнадзор осуществлял государ-
ственный строительный надзор при строительстве, реконструкции 90 объектов ка-
питального строительства Московского метрополитена.
В 2018 году проведено 639 проверок (631 — при строительстве и 8 — при рекон-
струкции), из них 243 проверки по программе проверок (при строительстве — 242,
при реконструкции — 1) и 396 по иным основаниям (при строительстве — 389, при
реконструкции — 7).
По результатам проверок выявлено 4081 нарушение обязательных требова-
ний, из них 2503 при проведении проверок по программе и 1578 по иным осно-
ваниям. Всего выдано 356 предписаний об устранении нарушений, вынесено
142 предупреждения, наложено 458 административных штрафов на общую сум-
му 44 259 тыс. руб.
В 2018 году Мосгосстройнадзором выдано 21 заключение о соответствии постро-
енных объектов Московского метрополитена требованиям технических регламентов
и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективно-
295
сти и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами
учета используемых энергетических ресурсов.
Также между Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору и Правительством Москвы заключено соглашение от 13 ноября
2017 года № 00-01-18/806 о взаимодействии при организации контроля за осуществ-
лением уполномоченным на осуществление государственного строительного над-
зора органом исполнительной власти субъектом Российской Федерации — городом
федерального значения Москвой полномочий по государственному строительно-
му надзору за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального
строительства на территории г. Москвы.
Согласно отчетной представленной информации Мосгосстройнадзор в 2018 году
осуществлял государственный строительный надзор при строительстве, реконструк-
ции 66 уникальных объектов капитального строительства.
Всего проведено 349 проверок (при строительстве — 337 и при реконструкции —
12), из них 168 проверок по программе проверок (при строительстве — 16, при ре-
конструкции — 5), 181 по иным основаниям (при строительстве — 174, при рекон-
струкции — 7).
По результатам проведения выявлено 2987 нарушений обязательных требова-
ний, из них по программе проверок — 1696, по иным основаниям — 1291. Выдано
246 предписаний об устранении нарушений, вынесено 17 предупреждений, нало-
жено 316 административных штрафов на общую сумму 19 880 тыс. руб. Админист-
ративное приостановление деятельности применено один раз.
В 2018 году Мосгосстройнадзором выдано 10 заключений о соответствии по-
строенных, реконструированных уникальных объектов капитального строитель-
ства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том чи-
сле требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности
объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетиче-
ских ресурсов.
В 2018 году Ростехнадзором не проводились проверки деятельности уполномо-
ченного органа Правительства Москвы по осуществлению полномочий в области
государственного строительного надзора и иных видов государственного контр-
оля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуата-
ции, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополите-
на и государственного строительного надзора за строительством, реконструкци-
ей уникальных объектов капитального строительства на территории г. Москвы.
2.2.23.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительст-
ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а
также ведение государственного реестра указанных организаций
По состоянию на 31 декабря 2018 года в государственном реестре саморегули-
руемых организаций содержатся сведения о 434 саморегулируемых организациях
в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального стро-
ительства (табл. 113).
296
Таблица 113
Данные о внесении (исключении) сведений о саморегулируемых организациях
в государственный реестр саморегулируемых организаций в 2009-2018 годах
Год
Количество саморегулируемых организаций, сведения о которых внесены
в государственный реестр саморегулируемых организаций/ исключены
из государственного реестра саморегулируемых организаций
Всего
основанных на членстве лиц,
основанных на
основанных на
осуществляющих строитель-
членстве лиц, осу-
членстве лиц,
ство, реконструкцию, капи-
ществляющих под-
выполняющих
тальный ремонт объектов
готовку проектной
инженерные
капитального строительства
документации
изыскания
2009
293
165
110
18
2010
129 / 2
65 / 2
53
11
2011
18
9
5
4
2012
33
17
11
5
2013
26
16
9
1
2014
11
4
6
1
2015
1/7
1/4
0/3
0
2016
512/5
278/4
194/1
40
2017
526/64
290/43
195/18
41/4
2018
434/34
223/22
171/11
40/1
Всего:
547/113
298/75
204/33
45/5
Итого на
434
223
171
40
31.12.2018:
Распределение саморегулируемых организаций по федеральным округам Россий-
ской Федерации и по поднадзорности территориальным управлениям Ростехнадзо-
ра представлено на рис. 57 и в табл. 114.
Рис. 57. Распределение саморегулируемых организаций по федеральным округам
Российской Федерации на 31 декабря 2018 года
297
Таблица 114
Распределение саморегулируемых организаций по поднадзорности территориальным
управлениям Ростехнадзора
Территориальное управление
Количество зарегистрированных на поднадзорной
Всего
территории саморегулируемых организаций
основанных
основанных на член-
основанных на
на членст-
стве лиц, осуществ-
членстве лиц,
ве лиц, осу-
ляющих подготовку
выполняющих
ществля-
проектной докумен-
инженерные
ющих стро-
тации
изыскания
ительство
Межрегиональное технологиче-
45
59
17
121
ское управление
Центральное управление
23
11
1
35
Верхне-Донское управление
10
6
0
16
Приокское управление
8
3
0
11
Северо-Западное управление
30
33
11
74
Печорское управление
1
0
0
1
Нижне-Волжское управление
3
2
0
5
Северо-Кавказское управление
11
8
3
22
Кавказское управление
8
2
0
10
Волжско-Окское управление
7
4
2
13
Западно-Уральское управление
12
10
0
22
Приволжское управление
5
4
1
10
Средне-Поволжское управление
9
5
1
15
Северо-Уральское управление
4
2
1
7
Уральское управление
7
5
1
13
Забайкальское управление
4
0
0
4
Енисейское управление
8
5
1
14
Сибирское управление
13
8
1
22
Дальневосточное управление
9
3
0
12
Ленское управление
2
1
0
3
Сахалинское управление
2
0
0
2
Северо-Восточное управление
0
0
0
0
Межрегиональное управление
2
0
0
2
по Республике Крым и городу
Севастополю
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций (внесение све-
дений в государственный реестр саморегулируемых организаций и предоставление
сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года
№ 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации» на Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции по госу-
дарственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций
в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
298
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального стро-
ительства, а также по ведению государственного реестра указанных организаций.
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее —
саморегулируемые организации) осуществляется только центральным аппаратом Рос-
технадзора в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государст-
венной услуги по внесению сведений в государственный реестр саморегулируемых ор-
ганизаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проекти-
рования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитально-
го строительства, утвержденным приказом Ростехнадзора от 31 марта 2016 года № 132
(зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2016 года, рег. № 42529) (табл. 115).
Таблица 115
Данные о рассмотрении заявлений некоммерческих организаций о внесении сведений
о них в государственный реестр саморегулируемых организаций в 2009-2018 годах
Год
Количество заявлений, поступивших
Количество саморегулируемых организаций,
в Ростехнадзор от некоммерческих
сведения о которых внесены
организаций
в государственный реестр
2009
294
294
2010
128
128
2011
62
18
2012
84
34
2013
88
23
2014
88
12
2015
7
1
2016
4
1
2017
104
14
2018
73
21
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Феде-
рации (далее — Градостроительный кодекс) саморегулируемые организации направ-
ляют в Ростехнадзор сведения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в
государственном реестре саморегулируемых организаций. Информация о саморе-
гулируемых организациях в сфере строительства, сведения о которых внесены в го-
сударственный реестр саморегулируемых организаций, доступна для ознакомления
на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» по адресу www.sro.gosnadzor.ru.
Предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых ор-
ганизаций осуществляется в соответствии с Административным регламентом Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по
предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений из государ-
ственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изыска-
ний, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным прика-
зом Ростехнадзора от 21 июля 2015 года № 281 (зарегистрирован Минюстом России
17 августа 2015 года, рег. № 38556).
299
В 2018 году в Ростехнадзор поступило1990 запросов от юридических и физиче-
ских лиц, в том числе 89 запросов через Единый портал государственных и муни-
ципальных услуг (функций), по результатам рассмотрения которых предоставлено
2388 выписок из государственного реестра саморегулируемых организаций в отно-
шении саморегулируемых организаций.
Анализ основных показателей надзорной деятельности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года
№ 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью
саморегулируемых организаций» Ростехнадзор определен органом государственно-
го надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, рекон-
струкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятель-
ностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитек-
турно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитально-
го ремонта объектов капитального строительства, утвержденного приказом Ростех-
надзора от 25 июля 2013 года № 325 (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля
2014 года, рег. № 31219), государственная функция по надзору за деятельностью са-
морегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-
строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ре-
монта объектов капитального строительства исполняется Ростехнадзором и его тер-
риториальными органами.
Ростехнадзором и территориальными органами ежегодно проводятся плановые
и внеплановые проверки деятельности саморегулируемых организаций.
В 2018 году проведены 332 плановые и внеплановые проверки в отношении
138 саморегулируемых организаций (рис. 58).
Рис. 58. Сведения о проверках саморегулируемых организаций, проведенных
Ростехнадзором в 2010-2018 годах
300
34 внеплановые проверки саморегу-
лируемых организаций были иницииро-
ваны обращениями граждан (в том числе
индивидуальных предпринимателей),
юридических лиц, а также Националь-
ных объединений саморегулируемых ор-
ганизаций о допущенных саморегули-
руемыми организациями нарушениях
требований законодательства о градо-
строительной деятельности и о саморе-
гулируемых организациях.
Во исполнение поручения Правитель-
ства Российской Федерации от 13 сентя-
бря 2017 года № ДК-П9-6031 в 2018 году
были проверены 77 саморегулируемых
организаций.
Общее количество выявленных на-
рушений в результате всех контрольно-
Рис. 59. Основные нарушения,
допускаемые саморегулируемыми
надзорных мероприятий составило бо-
организациями
лее 650 (рис. 59).
Общая сумма наложенных штрафов
по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проведенных тер-
риториальными органами Ростехнадзора, составила 1 271 тыс. руб.
В судебном порядке обжалованы результаты 27 проверок.
Основные типовые нарушения, допускаемые саморегулируемыми организация-
ми в 2018 году и выявленные в ходе проведения проверок:
несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разра-
ботке внутренних документов;
нарушение требований частей 2, 9, 10, 11.1 и 12 статьи 3.3 Федерального закона
от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного ко-
декса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ), статей 55.4,
55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса в части формирования и размещения
компенсационных фондов саморегулируемой организации на специальных счетах в
уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях;
несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации (в том
числе при отсутствии специалистов, сведения о которых внесены в национальный
реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строитель-
ного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строи-
тельства), порядка исключения сведений из реестра членов;
нарушение порядка ведения реестра членов саморегулируемой организации (в
том числе отсутствие в реестре членов сведений о юридических лицах и индивиду-
альных предпринимателях, сведения о которых были представлены ранее в Ростех-
надзор в целях получения статуса саморегулируемой организации);
нарушения порядка хранения и ведения дел членов саморегулируемой органи-
зации;
несоблюдение требований информационной открытости, установленных Феде-
ральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых органи-
301
зациях» (далее — Федеральный закон № 315-ФЗ), Градостроительным Кодексом и
Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к доку-
ментам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных
сайтах саморегулируемых организаций, а также требованиями к технологическим,
программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальны-
ми сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденными приказом Мин-
экономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 (зарегистрирован Минюстом
России 31 марта 2014 года, рег. № 31780).
В 2018 году из государственного реестра саморегулируемых организаций исклю-
чены сведения о 34 саморегулируемых организациях (22 саморегулируемые органи-
зации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство; 11 саморегу-
лируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготов-
ку проектной документации; одна саморегулируемая организация, основанная на
членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания), из них:
сведения об одной саморегулируемой организации исключены на основании пун-
кта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 315-ФЗ — реорганизация некоммер-
ческой организации;
сведения о 10 саморегулируемых организациях исключены на основании пун-
кта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 315-ФЗ — заявление саморегулиру-
емой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра са-
морегулируемых организаций;
сведения о 23 саморегулируемых организациях исключены на основании части
6 статьи 55.2 и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса — исключение во
внесудебном порядке на основании заключения соответствующего Национально-
го объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведе-
ний о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируе-
мых организаций.
В рамках осуществления профилактики нарушений проводятся рабочие совеща-
ния с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтвержде-
ния соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства
Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью
3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ и проведению внеплановых проверок
саморегулируемых организаций во исполнение поручения Правительства Россий-
ской Федерации от 13 сентября 2017 года № ДК-П9-6031 о проверке исполнения
саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществля-
ющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих
инженерные изыскания, требованиям законодательства, регулирующего деятель-
ность таких организаций.
В рамках Программы Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору по профилактике рисков причинения вреда охраняемым за-
коном ценностям на 2018 — 2020 годы, утвержденной приказом Ростехнадзора от
24 августа 2018 года № 402, в октябре 2018 года с участием Национальных объеди-
нений саморегулируемых организаций проведен семинар с саморегулируемыми ор-
ганизациями.
Кроме этого 14 декабря 2018 года в рамках профилактики нарушений обязатель-
ных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за де-
ятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий,
302
архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, ка-
питального ремонта объектов капитального строительства проведено совещание с
саморегулируемыми организациями, сведения о которых были внесены в государ-
ственный реестр саморегулируемых организаций после 1 июля 2017 года.
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/building/
inspect/FAQ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ответы на часто
задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о са-
морегулируемых организациях.
По итогам каждого квартала 2018 года размещается информация о проведенных в
истекшем квартале проверках в отношении саморегулируемых организаций с указа-
нием наиболее часто выявляемых при проведении проверок нарушений http://www.
gosnadzor.ru/building/inspect/proverki_2018/, а также сведения о привлечении юри-
дических лиц к административной ответственности.
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Цель и направления экспертизы безопасности объектов использования атомной энер-
гии. Формирование и функционирование системы проведения экспертизы безопасности
Экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности), выполняемая
в рамках процедуры лицензирования Ростехнадзором видов деятельности в области
использования атомной энергии, проводится с целью оценки соответствия пред-
ставленного соискателем лицензии или владельцем лицензии (лицензиатом) (да-
лее — заявитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энер-
гии (ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных ма-
териалов и радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и др.), сведений о его
фактическом состоянии, обоснования безопасности заявляемого вида деятельнос-
ти в области использования атомной энергии законодательству Российской Феде-
рации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современно-
му уровню развития науки, техники и производства. При экспертизе безопасности
оценивается полнота предусмотренных заявителем мер технического и организаци-
онного характера по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при осу-
ществлении заявленной деятельности.
Необходимость проведения экспертизы безопасности в области использования
атомной энергии определена:
Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии»;
Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
29 марта 2013 года № 280.
Порядок организации и проведения экспертизы безопасности определены нор-
мативными правовыми актами:
Административным регламентом предоставления Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по
лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвер-
жден приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 года № 453, зарегистрированным
303
в Минюсте России 20 марта 2015 года, рег. № 36496) (далее — Административный
регламент);
Положением о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обо-
снования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов де-
ятельности в области использования атомной энергии (утверждено приказом Рос-
технадзора от 21 апреля 2014 года № 160, зарегистрированным Минюстом России
23 июля 2014 года, рег. № 33238).
В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»
от 25 ноября 1995 года № 170-ФЗ (ред. от 5 июня 2016 года), в рамках процедуры ли-
цензирования деятельности в области использования атомной энергии:
при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ
в области использования атомной энергии или об изменении условий действия раз-
решения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования
безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельнос-
ти в области использования атомной энергии (далее — экспертиза безопасности);
экспертиза безопасности организуется Ростехнадзором, являющимся уполно-
моченным органом государственного регулирования безопасности при использо-
вании атомной энергии, и проводится в порядке, установленном Ростехнадзором;
предметом экспертизы безопасности является анализ соответствия представлен-
ных соискателем лицензии обоснований безопасности объекта использования атом-
ной энергии и (или) обоснований безопасности видов деятельности в области ис-
пользования атомной энергии и (или) обоснований фактического состояния объекта
использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам
и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню раз-
вития науки, техники и производства.
Экспертиза безопасности проводится экспертными организациями, имеющими
лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертиз безопасности (экспертиз
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов
деятельности в области использования атомной энергии. Согласно Административ-
ному регламенту информация об экспертных организациях, имеющих соответству-
ющие лицензии Ростехнадзора, размещается на интернет-сайте www.gosnadzor.ru.
Заявители самостоятельно выбирают экспертную организацию из числа имеющих
соответствующие лицензии Ростехнадзора.
Экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энергии,
включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянного госу-
дарственного надзора (указанный перечень утвержден Распоряжением Правительст-
ва Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 610-р), и экспертиза безопасно-
сти видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых
эксплуатирующими организациями на объектах постоянного надзора, проводятся
организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора. На основании Поло-
жения об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддер-
жки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при ис-
пользовании атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 30 апреля 2013 года № 387) к организациям научно-технической
поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное бюджетное учреждение «Научно-
технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и
акционерное общество «ВО «Безопасность» (АО «ВО «Безопасность»).
304
Экспертизе подлежат представляемые заявителями в Ростехнадзор при пода-
че заявлений на получение лицензий, переоформление лицензий (условий дейст-
вия лицензий) документы, обосновывающие безопасность объектов использования
атомной энергии и (или) заявленных видов деятельности в области использования
атомной энергии и содержащие сведения о фактическом состоянии объектов ис-
пользования атомной энергии. Требования к составу и содержанию этих докумен-
тов установлены Административным регламентом.
Каждая экспертиза безопасности проводится одной из экспертных организаций
по утвержденному Ростехнадзором заданию на проведение экспертизы, включаю-
щему тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и
его представлению в Ростехнадзор, а также перечень документов заявителя, подле-
жащих экспертизе.
К проведению экспертизы не могут привлекаться лица, участвовавшие в разра-
ботке представленных заявителем в Ростехнадзор документов, обосновывающих
обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида де-
ятельности в области использования атомной энергии. При наличии в подлежащих
экспертизе документах сведений, составляющих государственную тайну, эксперти-
за этих документов проводится экспертными организациями, имеющими право ра-
боты с такими сведениями.
По результатам экспертизы безопасности экспертная организация составляет
экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атом-
ной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации, за-
веряется печатью этой организации и направляется в Ростехнадзор, где оценивается
на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы, после чего Ростех-
надзор письменно уведомляет экспертную организацию о принятии или об отказе
в принятии экспертного заключения. Датой завершения экспертизы является дата
письменного уведомления Ростехнадзором о принятии экспертного заключения.
Действующая в Ростехнадзоре система экспертизы безопасности представляет
собой совокупность порядка проведения экспертизы, технических экспертов, пра-
вил и критериев оценки, методик и средств, применяемых при экспертизе. Ростех-
надзор осуществляет управление системой экспертизы безопасности посредством:
разработки нормативных документов и руководств по безопасности;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы безопасности;
организации научных исследований для развития методов экспертизы;
организации баз данных по объектам использования атомной энергии;
учета международного опыта проведения экспертиз безопасности.
Основные результаты за 2018 год. Состояние экспертизы безопасности объектов
использования атомной энергии, перспективные направления работ по совершенст-
вованию системы экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии
Экспертиза безопасности, организованная центральным аппаратом Ростехнадзора
(Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских
ядерных установок)
В 2018 году экспертизу безопасности проводили следующие экспертные органи-
зации, имеющие лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертизы:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..