ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 18

 

 

273
тенах. В рамках реализации указанного закона разработаны Правила организации
безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инва-
лидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалато-
ров, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об органи-
зации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для
инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эска-
латоров, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
В целях реализации указанного федерального закона разработано и принято
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743
«Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных
платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных до-
рожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», а также из-
даны 5 приказов Ростехнадзора в развитие данного постановления.
В целях совершенствования нормативной базы Ростехнадзора в части надзора за
подъемными сооружениями в 2018 году продолжилась:
работа над проектом приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в федераль-
ные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопас-
ности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные
сооружения»;
работа над проектом приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Федераль-
ные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасно-
сти эскалаторов в метрополитенах», утвержденные приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 января 2014 года
№ 9». Разработка приостановлена в соответствии с резолюцией Статс-секретаря —
заместителя руководителя Ростехнадзора А.Л. Рыбаса до принятия решения о вне-
сении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности
машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) в части распространения его требований
на эскалаторы.
В 2018 году продолжалась начатая в 2015 году разработка руководств по безопас-
ности, содержащих разъяснения требований к подъемным сооружениям и рекомен-
дации по их применению:
Рекомендации по выполнению работ по содержанию рельсовых путей подъем-
ных сооружений в работоспособном состоянии;
Рекомендации по выбору материалов для ремонта и реконструкции сварных
стальных конструкций грузоподъемных машин.
Систематически проводилась работа по информированию территориальных ор-
ганов Ростехнадзора и поднадзорных организаций об изменениях законодательст-
ва Российской Федерации в области промышленной безопасности и разъяснению
вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности, в рамках которой:
18 января 2018 года проведена видеоконференция по вопросам ввода в эксплуа-
тацию, организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных
платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов вне метрополи-
тенов, а также реализации постановления Правительства Российской Федерации
от 24 июня 2017 года № 743;
10 августа 2018 года проведен вебинар на тему «Совершенствование контрольной
(надзорной) деятельности на объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения и
274
оборудование, работающее под избыточным давлением. Обеспечение безопасной
эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвей-
еров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов»;
принято участие в съездах Национального лифтового союза с целью раскрытия
информации о вступивших в силу и планируемых изменениях законодательства в
соответствующей сфере;
созданы и на постоянной основе актуализируются рубрики «Часто задаваемые
вопросы» в подразделе «Надзор за оборудованием, работающим под избыточным
давлением, и подъемными сооружениями» раздела «Промышленная безопасность»
официального сайта Ростехнадзора;
в журнале «Безопасность труда в промышленности» публикуются ответы на во-
просы, связанные с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, а также
размещаются статьи, посвященные вопросам осуществления надзора за соблюде-
нием требований промышленной безопасности.
2.2.21. Электрические станции, котельные, электрические
и тепловые установки и сети
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодатель-
ства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в 2018 году
осуществлялся в 85 субъектах Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет 912 тыс.,
из них потребителей электрической энергии — 856,5 тыс.
Общее количество поднадзорных объектов электроэнергетики
— 994,5 тыс.
Тепловых электростанций
— 4 331
Газотурбинных (газопоршневых) электростанций
— 344
Малых (технологических) электростанций
— 20 630
Гидроэлектростанций
— 157
Котельных всего, в том числе:
— 101,2 тыс.
производственных
— 9 609
отопительно-производственных
— 17 654
отопительных
— 73 957
Электрических подстанций
— 867, 7 тыс.
Тепловые сети (в двухтрубном исчислении)
— 176 тыс. км
Линии электропередачи всего, в том числе:
— 4509 тыс. км
напряжением до 1 кВ
— 2166 тыс. км
напряжением выше 1 до 110 кВ
— 2127 тыс. км
напряжением 220 кВ и выше
— 216 тыс. км
В 2018 году под руководством и непосредственным участием центрального ап-
парата Ростехнадзора (Управления государственного энергетического надзора) сов-
местно с территориальными органами проведено 184 плановые и 115 внеплановых
проверок выполнения предписаний, выданных поднадзорным организациям.
Проведены проверки в отношении АО «ОЭК», ПАО «Ленэнерго» и 9 филиалов,
ПАО «МОЭСК» и 6 филиалов, ПАО «Кубаньэнерго» и 11 филиалов, ПАО «МРСК
Сибири» и 5 филиалов, ПАО «МРСК Северо-Запада» и 7 филиалов, ПАО «Т Плюс»
и 56 филиалов, АО «Интер РАО — Электрогенерация» 17 филиалов, АО «Тываэнер-
го», ПАО «ОГК-2» и 11 филиалов и др.
275
В результате проведенных проверок выявлено 104 563 нарушения обязательных
требований.
Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора в отчетном пе-
риоде проведена 110 531 проверка в рамках контроля организации безопасной эксплу-
атации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростан-
ций, источников тепловой энергии, электрических и тепловых сетей энергоснабжа-
ющих организаций, энергоустановок потребителей. В результате проверок выявлено
728 377 нарушений и применены меры административного наказания в отношении
более 35 тыс. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных
лиц. Сумма наложенных штрафов составила более 297 млн руб., взыскано 213 млн руб.
В 2018 году допущено в эксплуатацию более 38 тыс. новых и реконструирован-
ных энергоустановок.
В ходе проверок отмечены низкий уровень организации и неудовлетворитель-
ное состояние дел в вопросах подготовки и повышения квалификации персонала;
технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, обновле-
ния основных производственных фондов.
Контроль за подготовкой и прохождением осенне-зимнего периода 2018-2019 годов
За отчетный период в рамках контроля прохождения отопительного периода
2017-2018 годов было обследовано более 2200 объектов электроэнергетики и ЖКХ.
Выявлено свыше 9 тыс. нарушений норм и правил, привлечено к административ-
ной ответственности 106 юридических лиц.
По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
В.Л. Мутко от 26 июня 2018 г. № ВМ-П9-3773 и Заместителя Председателя Прави-
тельства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19 июля 2018 г. № ДК-П9-4467 Рос-
технадзором организована работа по контролю хода подготовки предприятий элек-
троэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний пе-
риод 2018-2019 годов.
Осуществляя надзор за электро- и теплоснабжающими организациями при их
подготовке к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов, территориальные
органы Ростехнадзора провели обследования:
объектов энергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой
энергии, - 271;
объектов, осуществляющих передачу электрической энергии, — 651,
отопительных и отопительно-производственных котельных — 24481;
теплоснабжающих организаций - 3420;
теплосетевых организаций - 248.
По результатам проведенных проверок было выявлено более 123 тыс. наруше-
ний норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования
и сетей, привлечено к ответственности 1275 юридических и 4847 должностных лиц.
Сумма взысканных штрафов составила более 15 млн руб.
В ходе контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду Ростехнадзор особое
внимание уделял вопросам, входящим в перечень требований готовности, опреде-
ленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила),
утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О тепло-
снабжении» и на основании Правил Ростехнадзор провел оценку готовности муни-
ципальных образований к отопительному периоду 2018-2019 годов. Всего в 2018 году
подлежало оценке готовности 4705 муниципальных образований.
276
По результатам оценки готовности к отопительному периоду паспорта готовности
получили 79,4% муниципальных образований от общего числа, подлежащих оцен-
ке в субъектах Российской Федерации.
В 2018 году произошло 40 несчастных случаев со смертельным исходом, в
2017 году — 52 несчастных случая (рис. 40).
Рис. 40. Динамика травматизма со смертельным исходом в период 2000-2018 годов
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произош-
ло в организациях, поднадзорных Северо-Западному управлению (6 случаев), Цен-
тральному управлению (5 случаев).
Наибольшее количество несчаст-
ных случаев со смертельным исходом в
2018 году произошло на электроустановках
потребителей (18 случаев, или 45 % от их
общего количества), а также в электриче-
ских сетях (20 случаев, или 50 %) (рис. 41).
Больше всего несчастных случа-
ев произошло в ходе выполнения ра-
бот вблизи технологического оборудова-
ния, находящегося под напряжением, а
также в распределительных устройствах
вследствие случайного прикосновения к
токоведущим частям, находящимся под
напряжением.
Рис. 41. Распределение несчастных случаев
Основные причины несчастных слу-
по видам объектов энергетики в 2018 году
чаев:
277
недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих
на безопасность работ;
неэффективность мероприятий по подготовке и обучению персонала выполне-
нию требований безопасности;
невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.
12 июня 2018 года в ООО «Корпорация Акционерная Компания «Электросевкав-
монтаж» произошел несчастный случай со смертельным исходом.
При выполнении работ по монтажу трансформаторов напряжения на территории
ОРУ 330 кВ филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская АЭС» монтажник
технических трубопроводов 4-го разряда самовольно снял переносное заземление,
установленное при подготовке рабочего места для снятия наведенного потенциала,
допустил касание проводящих частей заземления, в результате чего попал под наве-
денное напряжение и был смертельно поражен электрическим током.
14 июня 2018 года произошел несчастный случай со смертельным исходом на
Тульской дистанции электроснабжения (структурном подразделении Трансэнер-
го — филиала ОАО «РЖД»).
При демонтаже наружного освещения в РУ-0,4 кВ ТП-104 электромонтер по ре-
монту воздушных линий электропередачи оступился, упал внутрь открытой ячей-
ки № 3, находящейся под напряжением.
12 июля 2018 года в Золотухинском филиале ООО «Курсксахарпром» произошел
несчастный случай со смертельным исходом.
При монтаже заземляющего проводника бандажной проволокой последняя попала
под действие высокого напряжения 6 кВ, имеющегося в верхней части отсека транс-
форматоров тока ячейки № 50, в которой расположены разъемные контактные соедине-
ния, старший прораб был смертельно травмирован воздействием электрического тока.
В результате анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям
поднадзорных организаций было рекомендовано:
доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоуста-
новках, поднадзорным Ростехнадзору, при проведении всех видов занятий и ин-
структажей по охране труда;
повысить уровень организации производства работ на электрических установках,
исключить допуск к работе персонала без обязательной проверки выполнения орга-
низационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечивать проверку знаний персоналом нормативных правовых актов
по охране труда при эксплуатации электроустановок, персонал, не прошедший про-
верку знаний, к работам в электроустановках не допускать;
обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания
средств защиты;
усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность
работ;
проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самоволь-
ных действий, повышать производственную дисциплину; особое внимание обра-
тить на организацию производства работ в начале рабочего дня и после переры-
ва на обед;
повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту
энергооборудования, усилить контроль за соблюдением порядка включения и вы-
ключения энергооборудования и его осмотров;
278
не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях
и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств;
не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического об-
служивания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.
В 2018 году на поднадзорных объектах энергетики зафиксировано 39 аварий, рас-
следование причин которых осуществлялось Ростехнадзором (за аналогичный пери-
од 2017 года произошло 60 аварий) (рис. 42).
Аварии произошли на объектах электросетевого хозяйства — 33, тепловых элек-
тростанциях — 2, тепловых сетях — 3, тепловых установках потребителей — 1.
Рис. 42. Количество аварий за 2010-2018 годы
Наибольшее количество аварий (38,5 %) произошло в результате отключения ге-
нерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящего к
снижению надежности энергосистемы, из-за разделения энергосистемы на части,
выделения отдельных энергорайонов Российской Федерации на изолированную от
Единой энергетической системы работу (при отключении всех электрических свя-
зей с Единой энергетической системой России) (рис. 43).
Рис. 43. Виды аварий на объектах энергетики, произошедших в 2018 году
279
9 января 2018 года вследствие срабатывания защиты воздушной линии отключи-
лась ВЛ 330 кВ Артем — Махачкала Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Каспийское ПМЭС,
часть энергосистемы Республики Дагестан и энергосистема Азербайджана выдели-
лась на изолированную работу от единой энергосистемы России.
Прекращено электроснабжение потребителей электрической энергии Магарам-
кентского, Докузпаринского, Ахтынского, Рутульского, Агульского, Курахского,
Сулейман-Стальского, Хивского, Табасаранского, частично Дербентского районов,
г. Буйнакск, суммарная мощность потребления составила 80 МВт (аварией охваче-
на территория с населением 120 тыс. человек).
3 февраля 2018 года в ПАО «ТГК-1» при обрыве гибкой связи на воздушной линии
произошли отключения в ОРУ-110 кВ Первомайской ТЭЦ, из-за чего произошло от-
ключение генерирующего оборудования на Первомайской ТЭЦ, Автовской ТЭЦ, Ва-
силеостровской ТЭЦ и их выделение на изолированную работу, вызвавшее прекраще-
ние электроснабжения потребителей электрической энергии мощностью более 100 МВт.
14 февраля 2018 года на подстанции ПС 110 кВ Северо-Восточная ПАО «Кубань-
энерго» произошло возгорание оборудования, при этом отключились подстанции
ПС 110 кВ ОБД, ПС 110 кВ ХБК, ПС 110 кВ Пашковская, ПС 110 кВ Аэропорт,
ПС 110 кВ Кислородный завод, ПС 110 кВ Северо-Восточная, ПС 110 кВ Восточная,
ПС 110 кВ Юго-Восточная, 2СШ 110 кВ на ПС 110 кВ Лорис. Краснодарская ТЭЦ
разгрузилась и снизила рабочую мощность на 295 МВт. Из-за аварии прекращено
электроснабжение потребителей электрической энергии суммарной мощностью —
218 МВт в г. Краснодаре и прилегающих районах с населением 381 тыс. человек.
Основными причинами аварий на электрооборудовании объектов электроэнер-
гетики в 2018 году явились:
неисправность релейной защиты и автоматики;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных
ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
нарушение в работе противоаварийной или режимной автоматики, обусловлен-
ное ошибочными действиями персонала;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
низкое качество технического обслуживания, приводящее к последующим от-
казам оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, коротких
замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повре-
ждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
природные катаклизмы (сильный ветер, прохождение грозовых фронтов, низо-
вые пожары).
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энер-
госбережении и повышении энергетической эффективности осуществляется тер-
риториальными органами Ростехнадзора в отношении 164 тыс. организаций с го-
сударственным участием, обязанных принимать программы энергосбережения, и
свыше 166 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование в
установленный срок.
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением за-
конодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективно-
сти территориальными органами Ростехнадзора за 2018 год было проверено почти
8,4 тыс. организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
280
В ходе проверок выявлено 427 организаций, нарушивших данные требования. За
допущенные нарушения наложены административные штрафы на юридических и
должностных лиц на общую сумму 1,4 млн руб.
Проверено почти 8,2 тыс. организаций, которые в соответствии с действующим
законодательством обязаны проводить первое обязательное энергетическое обсле-
дование не позднее 31 декабря 2012 года, при этом выявлено 442 организации, нару-
шившие данное требование. За допущенные нарушения наложены штрафы на юри-
дических лиц и должностных лиц на общую сумму 3,9 млн руб.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осу-
ществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами
учета. Выявлено 360 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ре-
сурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на юридических лиц
и должностных лиц на общую сумму 1,3 млн руб.
Основными задачами на ближайшую перспективу являются:
продолжение работы по внедрению риск-ориентированного подхода в сфере фе-
дерального государственного энергетического надзора;
формирование и ежегодная актуализация единого перечня субъектов электро-
энергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потре-
бителей электрической энергии, которым присвоены категории риска;
разработка критериев отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей
электрической энергии к классам опасности;
переработка совместно с Минэнерго России имеющейся нормативной базы в
сфере электроэнергетики;
продолжение работы по внедрению дистанционного контроля на крупных объ-
ектах электроэнергетики вертикально интегрированных компаний;
участие в проверках опасных производственных объектов по направлению госу-
дарственного энергетического надзора в составе комплексных комиссий;
своевременное исполнение плана нормотворческой деятельности Ростехнадзо-
ра на 2019 год;
обеспечение высокого качества и эффективности проведения комплексных про-
верок в соответствии c планом проверок на 2019 год;
обеспечение действенного контроля за выполнением предписаний, выданных
Ростехнадзором по результатам проверок предприятий, входящих в состав круп-
ных холдингов;
повышение уровня подготовки инспекторского состава, интенсивности его ра-
боты при проведении проверок;
проведение обучающих семинаров с территориальными органами согласно ут-
вержденному плану на 2019 год;
реализация в необходимых случаях полномочий, предусмотренных КоАП Рос-
сийской Федерации, по административному приостановлению деятельности, дис-
квалификации руководителей за невыполнение законных предписаний в установ-
ленные сроки;
повышение качества информирования поднадзорных организаций о результатах
проверок, обстоятельствах и причинах аварий и несчастных случаев;
сосредоточение основных усилий центрального аппарата Ростехнадзора на про-
верках вертикально интегрированных организаций.
281
2.2.22. Гидротехнические сооружения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2008 года № 401, и Положением о федеральном
государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октя-
бря 2012 года № 1108, за Ростехнадзором закреплены функции по осуществлению
федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических
сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооруже-
ний) (далее — ГТС).
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) состав-
ляет 25 819, из них:
комплексов ГТС жидких промышленных отходов — 767;
комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса — 506;
ГТС водохозяйственного комплекса — 21 306;
бесхозяйных ГТС — 3240.
ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 2 ноября 2013 года № 986 «О классификации гидротехнических соору-
жений» распределены следующим образом:
I класса — 141 комплекс;
II класса — 382 комплекса;
III класс — 1552 комплекса;
IV класса — 23 744 комплекса.
Режим постоянного государственного надзора в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455 «О режиме посто-
янного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидро-
технических сооружениях» установлен на 141 комплексе ГТС, из них:
ГТС объектов энергетики — 77 комплексов;
ГТС объектов промышленности — 39 комплексов;
ГТС водохозяйственного комплекса — 25 комплексов.
Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности имеют 39,4 % комплекса ГТС;
пониженный уровень безопасности имеют 43,4 % комплекса ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 12,5 % комплекса ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый потерей работоспособности и
не подлежащий эксплуатации, имеют 4,7 % комплекса ГТС.
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопас-
ности ГТС территориальными органами Ростехнадзора проведено 5372 проверки
деятельности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций. В ходе прове-
рок выявлены и предписаны к устранению 22 785 нарушений требований безопас-
ности при эксплуатации ГТС.
По результатам проверок наложены административные штрафы на 1463 юриди-
ческих и должностных лиц, общая сумма штрафов составила 63 256,2 тыс. руб. Ад-
министративное приостановление деятельности применялось 4 раза.
В 2018 году Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 459 деклараций безопасно-
сти ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС.
282
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государст-
венной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооруже-
ний (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвер-
жденным приказом Ростехнадзора от 2 октября 2015 года № 394 (зарегистрирован в
Минюсте России 2 марта 2016 года, рег. № 41303), оформлено и выдано 355 разре-
шений на эксплуатацию ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государ-
ственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических соору-
жений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений),
утвержденным приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2015 года № 447 (зарегистри-
рован в Минюсте России 30 марта 2016 года, рег. № 41617), рассмотрено и согласо-
вано 421 правило эксплуатации ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государст-
венной услуги по представлению сведений из Российского регистра гидротехниче-
ских сооружений, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28 октября 2016 года
№ 441 (зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2016 года, рег. № 45026),
оформлено и выдано 242 выписки из Российского регистра ГТС.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Феде-
рации от 27 февраля 1999 года № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации
гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического со-
оружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в
том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии),
гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник
которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказал-
ся» Ростехнадзор формирует и ведет перечень бесхозяйных ГТС, а также осуществ-
ляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации в области безопасности ГТС планов мероприятий по обеспечению
безопасности бесхозяйных ГТС.
В результате проделанной в 2018 году работы по выявлению и сокращению бесхо-
зяйных ГТС общее количество бесхозяйных ГТС (с учетом вновь выявленных) умень-
шилось на 38 сооружений (1,2 %), с 3278 (на 1 января 2018 года) до 3240 сооружений.
В 2018 году дополнительно выявлено 334 бесхозяйных ГТС.
Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъек-
тов Российской Федерации в 2018 году:
поставлено на учет в органах государственной регистрации в качестве недвижи-
мой бесхозяйной вещи 128 бесхозяйных ГТС;
оформлено право собственности на 304 бесхозяйных ГТС;
ликвидировано 68 бесхозяйных ГТС;
находится в стадии ликвидации 4 бесхозяйных ГТС.
Основные усилия центрального аппарата Ростехнадзора (Управления государст-
венного энергетического надзора) и территориальных управлений Ростехнадзора в
2018 году были направлены на организацию работы по обеспечению безопасности,
выявлению и сокращению общего количества бесхозяйных ГТС, мониторингу вы-
полнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в об-
283
ласти безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспе-
чению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Организовано выполнение задач, поставленных в ходе оперативного совещания
Совета Безопасности Российской Федерации от 15 марта 2018 года по вопросу «О
дополнительных мерах по защите населения и социальной инфраструктуры от па-
водков и природных пожаров в 2018 году», по контролю за состоянием и эксплуа-
тацией поднадзорных гидротехнических сооружений в период половодья и павод-
ков 2018 года в части, касающейся бесхозяйных ГТС.
Извещений об авариях (повреждениях) на поднадзорных Ростехнадзору гидро-
технических сооружениях в 2018 году не поступало.
2.2.23. Государственный строительный надзор
2.2.23.1. Осуществление государственного строительного надзора при строитель-
стве, реконструкции объектов капитального строительства
Ростехнадзором в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Рос-
сийской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строитель-
ном надзоре в Российской Федерации» осуществляется федеральный государствен-
ный строительный надзор при строительстве и реконструкции всех объектов, ука-
занных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государствен-
ного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложе-
но на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных
ядерных организаций.
Государственную функцию по осуществлению федерального государственно-
го строительного надзора в соответствии с Административным регламентом по ис-
полнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору государственной функции по осуществлению федерального государствен-
ного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капиталь-
ного строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осу-
ществление государственного строительного надзора указами Президента Россий-
ской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти,
утвержденным приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года № 38, исполняет цен-
тральный аппарат Ростехнадзора в части организации исполнения государственной
функции, научно-методического обеспечения государственного строительного над-
зора в Российской Федерации, а также территориальные органы Ростехнадзора в
части непосредственного выполнения мероприятий и действий по осуществлению
государственной функции.
В территориальных управлениях Ростехнадзора количество штатных единиц по
должностям, предусматривающим выполнение функции государственного строи-
тельного надзора, составило 273 единицы.
Количество поднадзорных Ростехнадзору объектов капитального строительст-
ва, включая объекты, по которым выданы заключения о соответствии, в 2018 году
составило 14 783, из них 12 337 (83 %) объектов строительства, 2446 (17 %) объектов
реконструкции.
Наибольшее количество поднадзорных объектов капитального строительства со-
ставляют опасные производственные объекты (82,45 %) (табл. 109).
284
Таблица 109
Распределение поднадзорных объектов капитального строительства по категориям
в соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 и статьей 48.1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации
Вид поднадзорного объекта
Количество
% от общего
п/п
поднадзорных
количества
объектов
1
Объекты на территории двух и более субъектов РФ
124
0,84
2
Объекты в исключительной экономической зоне РФ
0
0
3
Объекты на континентальном шельфе РФ
4
0,03
4
Объекты во внутренних морских водах
9
0,06
5
Объекты в территориальном море РФ
7
0,05
6
Объекты обороны и безопасности
101
0,68
7
Автомобильные дороги федерального значения
340
2,30
8
Объекты культурного наследия федерального зна-
48
0,32
чения
9
Объекты использования атомной энергии
0
0
10
Гидротехнические сооружения I,II классов
106
0,72
11
Сооружения связи
91
0,62
12
Линии электропередачи и иные объекты электросе-
92
0,62
тевого хозяйства напряжением 330 кВ и более
13
Объекты космической инфраструктуры
47
0,32
14
Объекты авиационной инфраструктуры
249
1,68
15
Объекты инфраструктуры железнодорожного тран-
541
3,66
спорта общего пользования
16
Метрополитены
17
0,11
17
Морские порты
82
0,55
18
Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и
37
0,25
выше
19
Опасные производственные объекты, из них:
12188
82,45
19.1
опасные производственные объекты I и II классов
9103
61,58
опасности, на которых получаются, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся, транспор-
тируются, уничтожаются опасные вещества, ед., из
них:
19.2
опасные производственные объекты бурения и до-
1519
10,28
бычи нефти, газа и газового конденсата
19.3
опасные производственные объекты, на которых по-
42
0,28
лучаются, транспортируются, используются распла-
вы черных и цветных металлов, сплавы на основе
этих расплавов с применением оборудования, рас-
считанного на максимальное количество расплава
500 килограммов и более
285
Вид поднадзорного объекта
Количество
% от общего
п/п
поднадзорных
количества
объектов
19.4
опасные производственные объекты, на которых ве-
1469
9,94
дутся горные работы (за исключением добычи обще-
распространенных полезных ископаемых и разра-
ботки россыпных месторождений полезных иско-
паемых, осуществляемых открытым способом без
применения взрывных работ), работы по обогаще-
нию полезных ископаемых
19.5
иные опасные производственные объекты
1747
11,82
20
Уникальные объекты
73
0,49
21
Объекты, связанные с размещением и обезврежива-
101
0,68
нием отходов I-V классов опасности
22
Подвесные канатные дороги
9
0,06
23
Иные объекты в соответствии с законодательством
95
0,64
Российской Федерации
24
Иные объекты, сведения о которых составляют го-
16
0,11
сударственную тайну
25
Иные объекты, определенные Правительством Рос-
406
2,75
сийской Федерации
Итого (поднадзорных объектов):
14 783
100,00
Количество поднадзорных объектов распределено по территориальным управ-
лениям Ростехнадзора и федеральным округам, как указано в табл. 110 и на рис. 44.
Количество поднадзорных Ростехнадзору объектов капитального строительства
за период с 2016 по 2018 год представлено на рис. 45.
Таблица 110
Распределение поднадзорных объектов по территориальным управлениям
Ростехнадзора
Территориальное управление
Поднадзорные
% от общего количества
п/п
объекты (количество)
поднадзорных объектов
1
Межрегиональное технологическое
269
2
управление
2
Центральное управление
424
3
3
Верхне-Донское управление
161
1
4
Приокское управление
73
0
5
Северо-Западное управление
408
3
6
Печорское управление
331
2
7
Нижне-Волжское управление
198
1
8
Северо-Кавказское управление
380
3
9
Кавказское управление
114
1
10
Волжско-Окское управление
77
1
11
Западно-Уральское управление
534
4
12
Приволжское управление
506
3
13
Средне-Поволжское управление
251
2
14
Северо-Уральское управление
7611
51
15
Уральское управление
170
1
286
Территориальное управление
Поднадзорные
% от общего количества
п/п
объекты (количество)
поднадзорных объектов
16
Забайкальское управление
107
1
17
Енисейское управление
1387
9
18
Сибирское управление
415
3
19
Дальневосточное управление
411
3
20
Ленское управление
791
5
21
Сахалинское управление
34
0
22
Северо-Восточное управление
37
0
23
Крымское управление
94
1
Итого:
14 783
100
Рис. 44. Распределение поднадзорных Рис. 45. Количество поднадзорных объектов
объектов по федеральным округам
за период с 2016 по 2018 год
При осуществлении в 2018 году государственного строительного надзора терри-
ториальными управлениями Ростехнадзора проведено 14 113 проверок деятельнос-
ти юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (10 486 — на объектах стро-
ительства, 3627 — на объектах, подлежащих реконструкции), из них 3972
проверки
проведены в соответствии с програм-
мй (2665 — на объектах строительства,
1307 — на объектах реконструкции), по
иным основаниям проведена 10 141 про-
верка (7821 — на объектах строительст-
ва, 2320 — на объектах реконструкции)
(рис. 46).
В 2018 году проведено:
проверок в соответствии с програм-
мой — 3972;
проверок на основании извещения о
начале строительства — 84 (на объектах
Рис. 46. Количество проверок, проведенных
строительства — 66, на объектах рекон-
в рамках федерального государственного
строительного надзора в 2016-2018 годах
струкции — 18);
287
проверок на основании извещения о сроках завершения работ, подлежащих про-
верке, — 221 (на объектах строительства — 188, на объектах реконструкции — 33);
проверок на основании извещений об устранении нарушений — 1457 (на объек-
тах строительства — 1106, на объектах реконструкции — 351);
проверок по истечении сроков исполнения ранее выданных предписаний об
устранении выявленных нарушений обязательных требований — 3718 (на объектах
строительства — 2530, на объектах реконструкции — 1188);
проверок на основании извещений об окончании строительства — 4586 (на объ-
ектах строительства — 3880, на объектах реконструкции — 706);
проверок по получении обращений и заявлений граждан, включая извещения,
направляемые лицами, осуществляющими строительство, информации от органов
государственной власти, органов местного самоуправления — 60 (на объектах стро-
ительства — 40, на объектах реконструкции — 20);
проверок на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя ру-
ководителя) органа государственного строительного надзора о проведении провер-
ки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о
проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по по-
ступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям — 3;
проверок по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской
Федерации — 6 (рис. 47).
Рис. 47. Распределение количества проведенных проверок по различным основаниям
в 2016-2018 годах
В 2018 году территориальными управлениями Ростехнадзора при осуществлении
федерального государственного строительного надзора выявлено 75 948 нарушений,
наложено 7490 административных наказаний.
Основные типовые нарушения и их общее количество, выявленные территори-
альными органами Ростехнадзора при осуществлении федерального государствен-
ного строительного надзора в 2018 году:
288
отступления от требований проектной документации, получившей положитель-
ное заключение экспертизы, — 34398;
несоблюдение требований технических регламентов, национальных стандартов
и сводов правил (их частей), в результате применения которых на обязательной ос-
нове обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, примене-
ние строительных материалов (изделий), не отвечающих установленным требовани-
ям при выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального
строительства; отсутствие документов, подтверждающих соответствие требованиям
технических регламентов, строительных материалов (изделий), в отношении кото-
рых предусмотрена обязательная сертификация, — 16 796;
нарушения установленного порядка строительства (строительство, реконструк-
ция объектов капитального строительства без разрешения на строительство; нару-
шение сроков направления извещения о начале строительства, реконструкции объ-
ектов капитального строительства; эксплуатация объекта капитального строитель-
ства без разрешения на ввод его в эксплуатацию) — 2259;
нарушения требований к ведению исполнительной документации или ее отсут-
ствие — 10 298;
несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды — 2699;
несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований — 2044;
несоблюдение требований пожарной безопасности — 7566.
Необходимо отметить, что с 2016 года наблюдается устойчивая тенденция роста
числа выявленных Ростехнадзором нарушений в рамках федерального государст-
венного строительного надзора (рис. 48).
По результатам проверок выдано 6313 предписаний об устранении выявленных
правонарушений (при строительстве — 4351, при реконструкции — 1962), из них:
выдано при проведении проверок по программе проверок — 3536 (при строи-
тельстве — 2329, при реконструкции — 1207);
выдано при проведении проверок по иным основаниям — 2775 (при строитель-
стве — 2020, при реконструкции — 755).
По результатам проведенных в
2018 году проверок и выявленным ад-
министративным правонарушениям
наложено 7490 административных на-
казаний, в том числе 6149 админист-
ративных штрафов, 1328 предупрежде-
ний, 13 административных приостанов-
лений деятельности (рис. 49).
В 2018 году сумма наложенных ад-
министративных штрафов состави-
ла 582 188 тыс руб., а сумма уплачен-
ных штрафов — 489 009,7 тыс. руб.
(табл. 111).
В соответствии с пунктом 5 Поло-
Рис. 48. Общее количество нарушений,
жения об осуществлении государствен-
выявленных территориальными органами
ного строительного надзора в Россий-
Ростехнадзора при осуществлении
ской Федерации, утвержденного поста-
государственного строительного надзора
новлением Правительства Российской
в 2016-2018 годах

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..