РАЗРАБОТКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     РАЗРАБОТКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

РАЗРАБОТКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год) - часть 25

 

 

объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей

питьевого   и   хозяйственно-бытового   водоснабжения   или   промышленного

водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников

питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. 

3) нормативно-правовые акты, содержащие организационно-исполнительные

требования   в   сфере   обеспечения   экологической   безопасности   при   обращении   с

отходами производства и потребления.

Федеральный   закон   от   06.10.2003   №   131-ФЗ   «Об   общих   принципах

организации   местного   самоуправления   в   Российской   Федерации»   (статья   14)   к

вопросам   местного   значения   поселения   относит   участие   в   организации   сбора   и

вывоза бытовых отходов и мусора.

Гражданский   кодекс   РФ   содержит   ряд   статей   соответствующей

направленности (статьи 6, 19, 35 и пр.), где устанавливается порядок и процедура

размещения   специализированных   территориальных   зон   для   объектов   по

размещению отходов потребления.

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

в   статье   11   среди   объектов   государственной   экологической   экспертизы

федерального уровня называет  в  том числе проектную документацию  объектов,

связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных

видов деятельности» (пункт 30 статьи 12) среди перечня видов деятельности, на

которые   требуются   лицензии,   называет   деятельность   по   сбору,

транспортированию,   обработке,   утилизации,   обезвреживанию,   размещению

отходов I - IV классов опасности.

Следует отметить, что в системе нормативно-правового обеспечения помимо

основных   законодательных   актов   в   области   регулирования   деятельности   по

обращению   с   отходами   весьма   значителен   сегмент подзаконных   актов,

направленных   на   осуществление   исполнения   федерального   законодательства   в

данной области.

Так, среди основных актов следует выделить Постановление Правительства

РФ   от   28.08.1992   №   632   «Об   утверждении   Порядка   определения   платы   и   ее

предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение

389

отходов, другие виды вредного воздействия», Постановление Правительства РФ от

17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов», ряд постановлений

Главного  санитарного  врача  РФ,  акты Минприроды,  Росприроднадзора,  а также

иных специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти,

которые вовлекаются в процесс подготовки, принятия и реализации экологически

значимых   решений,   связанных   с   обращением   с   отходами   производства   и

потребления.

Подводя   итог,   следует  отметить,   что  современное   законодательство   РФ   в

области   обращения   с   отходами   находится   в   состоянии   развития,   однако

существующая система правового регулирования в сфере обращения с отходами в

РФ ориентирована преимущественно на их захоронение и, таким образом, является

несовершенной, ведет к загрязнению окружающего воздуха, грунтовых вод и, как

следствие, снижению качества жизни.

20

Региональный   и   муниципальный   уровень  регулирования

отношений в области обращения с отходами производства и потребления

В   Республике   Карелия   действуют   17   государственных   программ,

определяющих политику в наиболее важных областях жизни субъекта. Однако ни в

одной из них не упоминается о проблеме организации системы по обращению с

отходами, в том числе с ТКО.

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ определены полномочия субъектов РФ в области

обращения с отходами. В соответствии с этим на территории Республики Карелия

принят  Закон   Республики   Карелия   от   04.04.2016   года   №   2007-ЗРК   «О

разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в

области обращения с отходами производства и потребления»  (далее – Закон), а

также ряд иных документов. Анализ реализации полномочий на уровне субъекта

представлен в (Таблице 1).

Таким   образом,   органам   исполнительной   власти   Республики   Карелия

необходимо:

390

Разработать территориальную схему обращения с отходами, в том числе

с ТКО: данная схема разрабатывается в целях организации и осуществления

деятельности   по   сбору,   транспортированию,   обработке,   утилизации,

обезвреживанию,   захоронению   отходов   в   соответствии   с   документами

территориального   планирования   и   включает   данные   о   нахождении

источников   образования   отходов,   о   количестве   образующихся   отходов,   о

целевых   показателях   по   обезвреживанию,   утилизации   и   размещению

отходов,   о   нахождении   мест   сбора   и   накопления   отходов,   о   месте

нахождения   объектов   по   обработке,   утилизации,   обезвреживанию,

захоронению отходов (в том числе с ТКО) на территории субъекта РФ и т.д.

391

Таблица II.1 - Полномочия органов власти Республики Карелия в области обращения с отходами

№ п/п

Полномочия органов власти Республики Карелия в

соответствии с Законом № 89-ФЗ

Наличие нормативно-правового акта в Республике

Карелия/реализация 

1

разработка,   утверждение   и   реализация   региональных   программ   в
области   обращения   с   отходами,   в   том   числе   с   твердыми
коммунальными   отходами,   участие   в   разработке   и   выполнении
федеральных программ в области обращения с отходами;

отсутствует

2

принятие   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской   Федерации,   в   том   числе   устанавливающих   правила
осуществления деятельности региональных операторов, контроль за
их исполнением;

отсутствует

3

утверждение   методических   указаний   по   разработке   проектов
нормативов   образования   отходов   и   лимитов   на   их   размещение
применительно   к   хозяйственной   и   (или)   иной   деятельности
индивидуальных   предпринимателей,   юридических   лиц   (за
исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в
процессе   которой   образуются   отходы   на   объектах,   подлежащих
региональному государственному экологическому надзору.

Приказ   Министерства   по   природопользованию   и
экологии Республики Карелия от 18.08.2016 года №1533
«Об утверждении Методических указаний по разработке
проектов нормативов образования отходов и лимитов на
их размещений применительно к хозяйственной и (или)
иной деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (за исключением субъектов малого и
среднего   предпринимательства),   в   процессе   которой
образуются   отходы   на   объектах,   подлежащих
региональному   государственному   экологическому
надзору»

4

установление   нормативов   образования   отходов   и   лимитов   на   их
размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к
хозяйственной   и   (или)   иной   деятельности   юридических   лиц   и
индивидуальных   предпринимателей   (за   исключением   субъектов
малого   и   среднего   предпринимательства),   в   процессе   которой
образуются   отходы   на   объектах,   подлежащих   региональному
государственному экологическому надзору;

Приказ   Министерства   по   природопользованию   и
экологии Республики Карелия от 18.08.2016 года №1534
«Об   утверждении   Порядка   разработки   и   утверждения
нормативов   образования   отходов   и   лимитов   на   их
размещения,   применительно   к   хозяйственной   и   (или)
иной деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (за исключением субъектов малого и
среднего   предпринимательства),   в   процессе   которой

392

№ п/п

Полномочия органов власти Республики Карелия в

соответствии с Законом № 89-ФЗ

Наличие нормативно-правового акта в Республике

Карелия/реализация 

образуются   отходы   на   объектах,   подлежащих
региональному   государственному   экологическому
надзору»

5

осуществление   приема   отчетности   об   образовании,   утилизации,
обезвреживании,   о   размещении   отходов,   представляемой   в
уведомительном   порядке   субъектами   малого   и   среднего
предпринимательства,   в   процессе   хозяйственной   и   (или)   иной
деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих
региональному   государственному   экологическому   надзору,   и
установление порядка ее представления и контроля;

отсутствует

6

установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

Примечание:
Органы   исполнительной   власти   субъекта   Российской   Федерации   вправе   вести
региональные кадастры отходов

отсутствует

7

определение   в   программах   социально-экономического   развития
субъектов   Российской   Федерации   прогнозных   показателей   и
мероприятий   по   сокращению   количества   твердых   коммунальных
отходов, предназначенных для захоронения;

в документах   долгосрочного  планирования   социально-
экономического   развития   Республики   Карелия
отсутствуют прогнозные показатели и мероприятий по
сокращению   количества   твердых   коммунальных
отходов, предназначенных для захоронения

8

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми
коммунальными отходами;

отсутствует

9

установление   нормативов   накопления   твердых   коммунальных
отходов;

отсутствует

10

утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том
числе их раздельного сбора);

отсутствует

393

№ п/п

Полномочия органов власти Республики Карелия в

соответствии с Законом № 89-ФЗ

Наличие нормативно-правового акта в Республике

Карелия/реализация 

11

разработка   и   утверждение   территориальной   схемы   обращения   с
отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

в разработке

394

Определить  региональных   операторов:   региональный   оператор   –

юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по

обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора

которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1

Закона   №   89-ФЗ);   статус   регионального   оператора   будет   присваиваться

юридическому лицу на основании конкурсного отбора на срок не менее 10

лет;   свою   деятельность   региональные   операторы   должны   будут

осуществлять   в   соответствии   с   региональной   программой   в   области

обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в

том числе с ТКО.

Установить   норматив   накопления   ТКО.   Норматив   накопления   ТКО –

среднее   количество   ТКО,   образующихся   в   единицу   времени   (статья   1

Закона 89-ФЗ). Согласно изменениям плата будет рассчитываться исходя из

нормативов накопления ТКО на 1 человека.

Установить  предельные тарифы  (тарифы на обработку, обезвреживание и

захоронение ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по

обращению с ТКО);

Утвердить региональную программу в области обращения с отходами, в

том числе с твердыми коммунальными отходами. 

           Данная программа включает в себя:

значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе

с   ТКО,   достижение   которых   обеспечивается   в   результате   реализации

программы; 

перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО

(далее – Перечень), с указанием  ожидаемых результатов.  Перечень  будет

учитываться   при   формировании   мероприятий   соответствующих

государственных программ;

информацию   о  финансировании  мероприятий,   закрепленных   в   Перечне.

Указанные   мероприятия   должны   быть   направлены   на   стимулирование

строительства   объектов,   предназначенных   для   обработки,   утилизации,

обезвреживания,   захоронения   отходов   (в   том   числе   с   ТКО);

395

софинансирование  строительства   объектов   по   сбору,   транспортированию,

обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование

утилизации   отходов,   выявление   мест   несанкционированного   размещения

отходов и т.д. 

Восполнить недостаток объектов переработки отходов.

Следовательно,   законодательные   акты   Республики   Карелия   должны

регулировать отношения, связанные:

с   содержанием   и   порядком   заключения   соглашения   между   органами

исполнительной власти Республики Карелия и региональными операторами,

а   также   условиями   проведения   торгов   на   осуществление   сбора   и

транспортирования ТКО;

с осуществлением деятельности региональными операторами.

Полномочия  в   области  обращения  с   отходами,   закрепленные   за  органами

местного самоуправления:

Таблица  II.2   –   Полномочия   ОМСУ   в   области   обращения   с   ТКО   в

соответствии с Законом 89-ФЗ.

Уровень ОМСУ

Полномочия (принимают участие)

муниципальные районы

- сбор (в том числе раздельный сбор)
- транспортирование
- обработка
- утилизация
- обезвреживание
- захоронение, 

в том числе на территориях сельских поселений 
осуществляют:

- сбор (в том числе раздельный сбор) 
- транспортирование, если не предусмотрено 
иное

городские округа

- сбор (в том числе раздельный сбор)
- транспортирование
- обработка
- утилизация
- обезвреживание
- захоронение

городские поселения

- сбор (в том числе раздельный сбор) 
- транспортирование 

сельские поселения

- сбор (в том числе раздельный сбор) 

396

- транспортирование

Таким образом, субъекту необходимо наладить эффективную связь с ОМСУ,

а также выработать единую стратегию в таких вопросах, как:

информационное   обеспечение   деятельности   по   обращению   с

отходами:   создание   и   ведение   единой   базы   данных   объектов

размещения,   утилизации/обезвреживания   отходов   на   территории

Республики   Карелия,   ведение   актуальных   картографических

материалов и т.д;

обеспечение   своевременного   мониторинга   деятельности   по

обращению с отходами;

принятие совместных решений, касающихся вопросов эффективного

использования   ресурсов   для   обеспечения   работы   системы   по

обращению с отходами.

1.

397

III.

Выбор   перспективных   участков   для   объектов   обработки,

утилизации, обезвреживания, размещения отходов

В соответствии с п. 16 ч.  III  Приказа Министерства природных ресурсов и

экологии   Российской   Федерации   от   30   сентября   2011   г.   N   792   г.   Москва   "Об

утверждении   Порядка   ведения   государственного   кадастра   отходов”

государственный   реестр   объектов   размещения   отходов   включает   свод

систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и

объектах   захоронения   отходов,  соответствующих   требованиям,   установленным

законодательством Российской Федерации.

На территории Республики Карелия в настоящий момент располагаются 17

специально   оборудованных   объектов   захоронения   ТБО,   включенных   в   ГРОРО,

перечень которых представлен ниже. 

При   развитии   системы   обращения   с   отходами,   в   том   числе   с   твердыми

коммунальными отходами, Республики Карелия, до ввода в эксплуатацию новых

объектов   по   обработке,   утилизации,   обезвреживания,   размещения   отходов   в

качестве   объектов   размещения   рассматриваются   существующие   объекты

размещения, включенные в ГРОРО. 

В качестве перспективных объектов размещения не могут рассматриваться

существующие   объекты   размещения.   Несмотря   на   наличие   остаточной

вместимости   существующих   объектов,   в   связи   с   их   негативным   влиянием   на

окружающую среду (см. Приложение 3. Объекты размещения ТКО) предлагается

поэтапное   закрытие   всех   существующих   объектов   захоронения   с   обязательным

проведением эксплуатирующими организациями мероприятий по рекультивации.

Таблица III.1. Перечень объектов размещения, включенных в ГРОРО

№ п/п

Наименование

юридического лица,

эксплуатирующего объект

Объект

1

МУП «ЖКС п. Вяртсиля»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

2

МУП «Управляющая

компания «Питкяранта»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

3

ООО «Теплоэнергия»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

4

ООО «МСА»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

5

ПМУП «Автоспецтранс»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

6

ООО «АктивПро»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

7

Кондопожское ММП ЖКХ

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

8

ООО

«Ремстройреконструкция»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

9

ООО «Управляющая

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

398

№ п/п

Наименование

юридического лица,

эксплуатирующего объект

Объект

компания – САС»

10

ООО «ЖКУ ТАССА»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

11

МУП «Благоустройство и

озеленение»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

12

ООО «Орион»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

13

ООО «Полигон»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

14

ООО «ТБО-СЕРВИС»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

15

ООО «ГАС-Авто»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

16

МУП «Медвежьегорское

энергосетевое предприятие»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

17

ООО «Домовед»

Специально оборудованный объект захоронения ТБО

В   соответствии   с   Распоряжением   Правительства   Республики   Карелия   от

26.08.2016   №663р-П   между   Правительством   Республики   Карелия   и   ООО

«Карелрециклинг»   (зависимое   общество   региональной   корпорации   развития)

заключено   Соглашение   о   сотрудничестве   в   целях   реализации   инвестиционного

проекта в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике

Карелия.   Соглашение   содержит   обязательство   ООО   «Карелрециклинг»   по

строительству   объектов   по   обработке   и   (или)   обезвреживанию   твердых

коммунальных   отходов,   мощность   которых   позволяет   обрабатывать   и   (или)

обезвреживать   более   50   процентов   массы   твердых   коммунальных   отходов,

образующихся на территории Республики Карелия не позднее чем через 3 года с

даты подписания соглашения, с ориентировочным объемом финансирования 1 000

млн.   рублей.   ООО   «Карелрециклинг»   рассматривает   следующие   участки   для

размещения объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению

ТКО в качестве перспективных:

1.

Участок   лесного   фонда   Орзегского   лесничества   ориентировочной

площадью 20 Га, расположенный в непосредственной близости к существующему

полигону ПМУП «Автоспецтранс» на земельном участке с кадастровым номером:

10:20:0064701:91,   требующему   рекультивацию.   Для   использования   участка   под

объекты   по   обработке,   обезвреживанию,   утилизации   и   размещению   ТКО

необходимо осуществить их перевод в земли промышленности. 

2.

Участок   на   территории   Петрозаводского   городского   округа   с

кадастровым номером 10:01:0170128:1. Участок находится на территории Южной

промзоны г. Петрозаводск. Участок имеет площадь 28 527 кв. м. Участок относится

399

к землям поселений (земли населенных пунктов). Для размещения промышленных

объектов. Данный участок рассматривается для размещения объекта по сортировке

твердых   коммунальных   отходов,   образовывающихся   на   территории   г.

Петрозаводск, а также на других территориях с доставкой ТКО на данный участок

спецтранспортом. 

3.

Участок   для   размещения   межмуниципального   автоматизированного

комплекса   по   обработке   и   обезвреживанию   твердых   коммунальных   отходов,

совмещенного с объектом размещения отходов ориентировочной площадью 20 Га

из земель лесного фонда в непосредственной близости к существующему объекту

захоронения отходов в Кондопожском муниципальном районе, расположенному на

земельном   участке   с   кадастровым   номером   10:03:0082403:16,  требующему

рекультивацию.

4.

Участок для размещения мусороперегрузочной станции площадью 4

Га   в   районе   д.   Судалица   Олонецкого   района,   кадастровый   номер

10:14:0071302:230.   Разрешенное   использование   –   для   строительства   завода   по

переработке твердых, бытовых и промышленных отходов. Участок ограничен: с

севера,   юга,   востока   и   запада   –   землями   сельскохозяйственного   назначения.

Возможно   увеличение   участка   при   переводе   земель   из   земель

сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель.

Правовые   аспекты   выбора   земельного   участка   для   проектирования   и

строительства объектов размещения отходов

Одной   из   важнейших   экологических   проблем,   остро   вставшей   перед

Российской   Федерацией   в   последнее   время,   является   проблема,   связанная   с

негативным воздействием на окружающую среду огромного количества отходов,

хранящихся   либо   в   специально   оборудованных   объектах,   либо   на

несанкционированных свалках. Свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых

веществ   следует   рассматривать   как   накопленный   за   многие   десятилетия

экологический ущерб. 

Вместе   с   этим,   полная   инвентаризация   мест   складирования   отходов,   как

правило, не производится, не учитывается возможная трансформация химических

веществ   при   хранении,   их   взаимодействие   и   т.п.   Зачастую   с   отходами

400

выбрасываются вещества, на которые не установлены гигиенические нормативы,

что не позволяет оценить последствия длительного хранения таких отходов для

жизни и здоровья человека. 

В связи с указанными факторами обеспечение экологический и санитарно-

эпидемиологической   безопасности   отходов,   хранящихся   на   объектах   их

размещения, имеет важнейшее значение. 

Экологическая опасность деятельности, связанной с размещений отходов (их

хранением   и   (или)   захоронением),   подчеркивается   положениями   ч.2   ст.   16

Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

признающими  размещение  отходов   одним  из видов  негативного  воздействия  на

окружающую среду. 

Согласно   определению   понятия   «объект   размещения   отходов»,

закрепленном ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах

производства   и   потребления»,   данным   объектов   признается   только   специально

оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом

именно   соблюдение   совокупности   требования,   предъявляемых   к   обустройству

объектов   размещения   отходов,   позволяет   обеспечить   их   экологическую   и

санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.

Вместе   с   тем,   превентивный   контроль   за   соблюдением   всех   требований   при

проектировании,   строительстве   и   вводе   в   эксплуатацию   данных   объектов

осуществляется путем обеспечения функционирования разрешительного порядка

их создания. 

Разрешительный   порядок   создания   объектов   размещения   отходов

предусмотрен ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, которая устанавливает,

что   объекты   размещения   отходов   могут   создаваться   только   на   основании

разрешений,   выдаваемых   федеральными   органами   исполнительной   власти   в

области   обращения   с   отходами   (в   настоящее   время   таковыми   являются

территориальные   органы   Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере

природопользования).   При   этом   согласно   временным   правилам   охраны

окружающей   среды   от   отходов   производства   и   потребления   в   Российской

Федерации, утвержденным заместителем министра охраны окружающей среды   и

природных   ресурсов   Российской   Федерации   15   июля   1994   г.   Разрешение   на

401

размещение   отходов   устанавливает   объем   (массу)   размещения   на   конкретных

объекта, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей

среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитом размещения отходов и

характеристики объектов для размещения отходов. 

Ч.2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет правила

определения мест строительства объектов размещения отходов. 

Следует отметить, что данный порядок несколько различается в зависимости

от   вида   отходов,   подлежащих   размещению.   Так,   согласно   указанной   норме,

определение места строительства объектов размещении отходов осуществляется на

основе   специальных   (геологических,   гидрологических   и   иных)   исследований   в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Главным   условием   при   проектировании,   строительстве,   эксплуатации,

выводе из эксплуатации и консервации любого вида объектов размещения отходов

является   обязательное   соблюдения   целой   системы   требований   –   экологических,

санитарно-эпидемиологических, градостроительных, технических и ряда других. 

Значимость   соблюдения   экологических   требования   в   ходе   осуществления

деятельности,   связанной   с   размещением   отходов,   подчеркивается

законодательством.   Так,   нормы   ч.   1   ст.   51   Федерального   закона   «Об   охране

окружающей   среды»   подчеркивают,   что   отходы   производства   и   потребления

подлежат   хранению   и   захоронению,   условия   и   способы   которых   должны   быть

безопасными   для   окружающей   среды   и   регулироваться   законодательством

Российской Федерации.

Организационно-правовым   механизмом,   позволяющим   обеспечить

соблюдение   экологических   требований  еще   на  стадии   проектирования   объектов

размещения   отходов   является   государственная   экологическая   экспертиза.   Так,

проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием

отходов   I-V   класса   опасности   является   в   настоящее   время   объектом

государственной   экологической   экспертизы   федерального   уровня   (п.   7.2.   ст.   11

Федерального   закона   от   23   ноября   1995   г.   №   174-ФЗ   «Об   экологической

экспертизе»).   Вместе   с   тем,   в   процессе   выбора   земельного   участка   и

проектирования   объектов   размещения   отходов,   должны   учитываться   не   только

экологические требования.

402

Объекты размещения отходов являются также объектами градостроительной

деятельности   и   проектная   документация   объектов,   связанных   с   размещением   и

обезвреживанием I - V класса опасности, помимо государственной экологической

экспертизы, подлежит также государственной экспертизе проектной документации

(п. 4.1. ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря

2004   г.   №   190-ФЗ).   В   ходе   проведения   данной   экспертизы   обеспечивается

установление соответствия объекта размещения отходов как градостроительным,

так и ряду иных требований.

Немаловажным   вопросом   при   выборе   земельных   участков   и   решении

вопроса   о   выборе   возможных   вариантов   для   размещения   указанных   объектов

является   также   необходимость   учета   санитарных   требований.   Санитарные

требования   при   проектировании   объектов   размещения   отходов   направлены   на

обеспечение безопасности населения от их вредного воздействия.

Система   санитарных   требований   общего   характера,   касающихся

обустройства   объектов   размещения   отходов   предусмотрена   «Гигиеническими

требованиями   к   размещению   и   обезвреживанию   отходов   производства   и

потребления.   СанПиН   2.1.7.1322-03»,   утв.   постановлением   Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. №

80. Данные санитарно- эпидемиологические правила устанавливают гигиенические

требования   к   размещению,   устройству,   технологии,   режиму   эксплуатации   и

рекультивации   мест   централизованного   использования,   обезвреживания   и

захоронения отходов производства и потребления (объектов) и предназначены для

юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием,

строительством,   реконструкцией,   эксплуатацией   объектов   и   рекультивацией

земель.

Согласно   указанным   СанПиН,   выбор   участка   для   размещения   объектов

осуществляется   на   основании   функционального   зонирования   территории   и

градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на

обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон

в   соответствии   с   требованиями   санитарно-эпидемиологических   правил   и

нормативов.

403

При этом размещение объекта складирования не допускается: на территории

I,   II   и   III   поясов   зон   санитарной   охраны   водоисточников   и   минеральных

источников; во всех поясах зоны санитарной охраны курортов; в зонах массового

загородного   отдыха   населения   и   на   территории   лечебно-оздоровительных

учреждений;   рекреационных   зонах;   в   местах   выклинивания   водоносных

горизонтов;   а   также   в   границах   установленных   водоохранных   зон   открытых

водоемов.

При   выборе   земельных   участков   и   проектировании   объектов   размещения

отходов   следует   также   учитывать,   что   согласно   ч.   5   ст.   12   ФЗ   «Об   отходах

производства   и   потребления»   запрещается   захоронение   отходов   в   границах

населенных   пунктов,   лесопарковых,   курортных,   лечебно-оздоровительных,

рекреационных   зон,   а   также   водоохранных   зон,   на   водосборных   площадях

подземных   водных   объектов,   которые   используются   в   целях   питьевого   и

хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах

залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает

угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения

горных работ. 

Следует   отметить,   что   выбор   участка   для   размещения   объекта

осуществляется   на   альтернативной   основе   в   соответствии   с   предпроектными

проработками. При этом размер участка определяется производительностью, видом

и   классом   опасности   отходов,   технологией   переработки,   расчетным   сроком

эксплуатации на 20-25 лет и последующей возможностью использования отходов.

Как  уже  отмечалось,   определение  мест  для  строительства  объектов  размещения

отходов должно осуществляться в соответствии с градостроительными решениями

путем   разработки   предпроектной   и   проектной   документации.   Предпроектная,

проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме,

позволяющем   дать   оценку   принятым   проектным   решениям   о   соответствии   их

санитарным нормам и правилам.

Особые   требования   к  порядку   обустройства   тех  объектов   (полигонов),   на

которых осуществляется размещение твердых бытовых отходов, устанавливаются

Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию

полигонов   для   твердых   бытовых   отходов.   СанПиН   2.1.7.1038-01»,   утв.

404

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..