ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 17

 

 

По рассмотренным делам должностными лицами Министерства к нарушите-
лям применены меры административного наказания в виде штрафов, на общую
сумму 246,5 тыс. руб. Контроль оплаты штрафов ведется постоянно.
В ходе проведения мероприятий по надзору в области обращения с отхо-
дами, охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения законодательства,
а именно отсутствие:
• лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обез-
вреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности
• паспортов на отходы производства и потребления I-IV класса опасности
• отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о разме-
щении отходов (за исключением статистической отчетности), переданной
в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-
ния (Росприроднадзора) по Республике Карелия
• утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления
• лица, допущенного к работе по обращению с отходами I-IV класса опас-
ности, прошедшего профессиональную подготовку
• отчета по форме государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы)
• согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения
на выброс загрязняющих веществ в атмосферу
Кроме того, в ходе проверок установлено:
• нарушение условий сбора и хранения отходов
• невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие
на окружающую среду
• сжигание отходов без специальных установок
• сброс отходов производства и потребления на почву
• непредставление сведений (информации) о состоянии окружающей среды
• невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осу-
ществляющего региональный государственный экологический надзор
Одной из актуальных проблем является отсутствие правоустанавливаю-
щих норм, обязывающих физических лиц соблюдать установленные требова-
ния в области обращения с отходами потребления на территории частного
сектора. Ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окру-
жающей среды» обязывает граждан сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные тре-
бования законодательства. Кодексом Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение
требований в области обращения с отходами потребления. В соответствии
со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-
ческих требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании,
транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства
и потребления или иными опасными веществами влечет наложение админи-
стративного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб. Однако ввиду
отсутствия нормативного документа, обязывающего лиц, проживающих
в частном секторе, соблюдать установленные требования в области обраще-
ния с отходами, привлечь их к ответственности за несоблюдение экологических
и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами в рам-
ках государственного экологического надзора не представляется возможным.
260
7.5.5. Контроль и надзор за осуществлением
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны
и использования объектов животного мира
В Республике Карелия переданные полномочия в области охраны и исполь-
зования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим
ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов,
осуществляет Управление охотничьего хозяйства Министерства сельского,
рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия.
В рамках контроля за исполнением переданных полномочий Управлением
Роприроднадзора по Республике Карелия совместно с Департаментом Роспри-
роднадзора по Северо-Западному федеральному округу в 2012 году проведена
1 плановая проверка и 1 внеплановая по проверке предписания. Наблюдается
тенденция к улучшению осуществления переданных полномочий.
Однако следует отметить, что до настоящего времени не проведено тер-
риториальное охотустройство Республики Карелия, не разработана «Схема
размещения, использования и охраны охотничьих угодий республики», пре-
дусмотренные ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 «Об охоте
и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации».
7.5.6. Надзорная деятельность Карельской
межрайонной природоохранной прокуратуры
за исполнением экологического законодательства
С 1 августа 2008 года в Республике Карелия осуществляет деятельность
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура. Организационно-
распорядительными документами Генерального прокурора России и проку-
рора Республики Карелия определены основные задачи и функции природо-
охранной прокуратуры. Это надзор за исполнением законов об охране окру-
жающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав
граждан природоохранными территориальными органами федеральных орга-
нов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики
Карелия, органами местного самоуправления, их должностными лицами, ор-
ганами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга-
низаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Кроме этого, на прокуратуру возложены функции по надзору за исполнением
законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических
преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды
и экологических прав граждан, а также о преступлениях, совершенных
по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов,
надзор за законностью осуществления дознания и предварительно следствия
о преступлениях указанной категории, за исполнением законов при осуществ-
лении оперативно-розыскной деятельности.
261
Имеется ряд отличий в компетенции деятельности природоохранной про-
куратуры и прокуратур городов и районов республики. Во-первых, Карельская
межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет надзорные полно-
мочия в пределах всей территории республики. Во-вторых, она наделена пра-
вом осуществлять проверки соблюдения законов территориальными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Каре-
лия. В-третьих, она координирует работу прокуроров городов и районов в сфе-
ре надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и приро-
допользовании, осуществляет контроль их деятельности.
Результаты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического
законодательства подтвердили значимость природоохранной прокуратуры
в системе органов прокуратуры республики и эффективность ее деятельно-
сти. На постоянной основе налажен обмен информацией с органами контроля
и надзора, правоохранительными органами, общественными природоохран-
ными организациями. Конструктивное взаимодействие осуществляется при-
родоохранной прокуратурой с Управлением Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Республике Карелия, Министерством по при-
родопользованию и экологии Республики Карелия, Министерством сельского,
рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Управлением Россель-
хознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому ав-
тономному округу, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия,
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Республике Карелия, Отделом государственного контроля,
надзора и рыбоохраны по Республике Карелия, Отделом водных ресурсов
по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления.
Практически все выездные проверки исполнения требований земельного,
водного, лесного законодательства проводятся с привлечением специалистов
указанных органов, материалы их собственных плановых и внеплановых про-
верок используются при анализе состояния законности, планировании работы
природоохранной прокуратуры.
Основными задачами прокурорского надзора природоохранной прокура-
туры в 2012 году являлись обеспечение экологической безопасности и реали-
зация конституционного права людей на здоровую окружающую среду,
соблюдение органами государственной власти, местного самоуправления,
органами контроля и хозяйствующими субъектами требований природоохран-
ного законодательства.
При осуществлении надзора за исполнением законов в сфере охраны
окружающей среды органами прокуратуры республики за 2012 год вы-
явлено 2 030 нарушений закона, в том числе 80 незаконных правовых акта,
на которые принесены 79 протестов, направлено в суды 246 заявлений
на сумму 523 тыс. руб., объявлено 39 предостережений о недопустимости
нарушений закона, внесено 141 представление об устранении нарушений
закона, по результатам рассмотрения которых 108 лиц привлечено к дис-
циплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров к админи-
стративной ответственности привлечено 83 лица, по материалам прокурор-
ских проверок возбуждено 14 уголовных дел.
262
С учетом географического положения региона одним из приоритетных
направлений работы природоохранной прокуратуры является надзор за ис-
полнением лесного законодательства. Ежегодно осуществляются проверки
соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах, под-
готовки органов исполнительной власти и местного самоуправления, аренда-
торов к пожароопасному сезону. Проверки в этой сфере были начаты в марте
2012 года и продолжались весь пожароопасный период, ряд выявленных
нарушений потребовал принятия мер прокурорского реагирования к руково-
дителям всех уровней власти. Каждый крупный лесной пожар ставится в про-
куратуре на контроль до полной его ликвидации, осуществляется постоянное
взаимодействие с ГУ МЧС РФ по Республики Карелия, Министерством по при-
родопользованию и экологии Республике Карелия, органами местного само-
управления в районах.
В 2012 году, как и предыдущие годы, особое внимание было уделено во-
просам внесения лесопользователями платежей за пользование лесным фон-
дом, взысканию задолженности и исполнению судебных решений. Существую-
щая недоимка по-прежнему остается одной из самых высоких среди субъ-
ектов Северо-Западного федерального округа. Задолженность по состоянию
на 01.01.2013 по платежам в бюджет за использование лесов составляла
374 млн рублей. Распоряжением Правительства Республики Карелия
от 26.11.2011 № 682р-П образована комиссия по вопросам контроля за вне-
сением платы за пользование лесами. Постановлением Правительства Рес-
публики Карелия от 17.04.2012 № 114-П утверждено Положение о межве-
домственной комиссии, которой проведено в 2012 году 4 заседания. Во всех
заседаниях комиссии принимал участие Карельский межрайонный природо-
охранный прокурор. Деятельность указанной комиссии оказала существенное
влияние на снижение существующей недоимки по платежам.
Природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный мониторинг
состояния задолженности - как сроков внесения арендаторами обязательных
к уплате платежей, так и деятельности центральных лесничеств по осуществ-
лению контроля. В 3 квартале 2012 года по информации Департамента лес-
ного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу природоохранной
прокуратурой проведена проверка исполнения рядом центральных лесничеств
полномочий по взысканию задолженности по арендным платежам и растор-
жению договоров аренды в судебном порядке. По фактам нарушений сроков
взыскания задолженности в Министерство по природопользованию и экологии
Республики Карелия прокурором было внесено представление об устранении
нарушений закона, после чего отмеченные нарушения были своевременно
устранены.
Не остаются без внимания прокуратуры вопросы лесовосстановле-
ния, неправомерного занятия лесных участков, захламления их отходами
производства и потребления, иные нарушения лесного законодательства.
В ходе совместной проверки с РОО «СПОК» был установлен факт уничто-
жения видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации при осу-
ществлении ООО «Медвежьегорский леспромхоз» лесозаготовительной
деятельности в кварталах 46, 64 Великогубского участкового лесничества
(Кижского по лесоустройству).
263
По результатам проверки Карельским межрайонным природоохранным
прокурором в отношении ООО «Медвежьегорский леспромхоз» было воз-
буждено дело об административном правонарушении по ст. 8.35 КоАП РФ
- уничтожение редких растений, занесенных в Красную книгу Российской
Федерации. Постановлением Управления Росприроднадзора по Респуб-
лике Карелия от 14.12.2012 общество признано виновным в совершении
указанного правонарушения и назначено наказание в виде штрафа в раз-
мере 300 тысяч рублей. Одновременно со стороны ООО «Медвежьегор-
ский леспромхоз» приняты меры по недопущению подобных нарушений
в дальнейшей работе.
Значительное количество нарушений, как и прежде, выявляется в сфере
соблюдения законодательства об отходах производства и потребления.
По фактам непринятия арендаторами, органами местного самоуправления,
органами государственной власти республики мер по ликвидации несанкцио-
нированных свалок отходов в 2012 году предъявлено в суды 99 исковых заяв-
лений, большая часть из которых удовлетворены и исполнены. Проведена
плановая проверка соблюдения законодательства об охране окружающей
среды при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в м. Орзега, вы-
явлены многочисленные нарушения закона, приняты соответствующие меры
прокурорского реагирования.
Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с про-
куратурой г. Петрозаводска проверено исполнение законодательства об от-
ходах производства и потребления в деятельности МУП «Автоспецтранс»,
ГУП РК «Карелавтотранс», ООО «Спецтехника» и установлено, что в наруше-
ние статьи 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
в МУП «Автоспецтранс», в ГУП РК «Карелавтотранс» отсутствовал утвер-
жденный и согласованный с уполномоченными органами Порядок осу-
ществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В ГУП РК «Карелавтотранс», ООО «Спецтехника» нарушены п.п. 2,5, 3.1, 3.2,
3.3, 3.4, 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию
отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Глав-
ного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при органи-
зации и размещении отработанных отходов (люминесцентных ртутьсодер-
жащих ламп). По результатам внесенных прокурором представлений руково-
дителям предприятий отмеченные нарушения закона были устранены.
Основными нарушениями в области охраны водных объектов на терри-
тории республики являются - сброс неочищенных стоков в водные объекты,
отсутствие документов, разрешающих пользование водными объектами,
несанкционированное строительство сооружений в водоохранной полосе.
Только по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта по поста-
новлениям Карельского межрайонного природоохранного прокурора к адми-
нистративной ответственности привлечено 27 лиц, по ст. 8.33 КоАП РФ
за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов привлечены
4 лица. Ряд водопользователей по искам природоохранной прокуратуры
были вынуждены освободить водные объекты от неправомерно размещен-
ных на них сооружений.
264
Совместно с Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия про-
ведена проверка ООО «Петрозаводская нефтебаза», в ходе которой было
установлено, что предприятием нарушались экологические, санитарные
и иные требования в области охраны природы и здоровья человека. Террито-
рия предприятия была сильно захламлена опасными производственными
отходами, жидкие нефтесодержащие отходы 3 класса опасности (отработан-
ные индустриальные, моторные, трансмиссионные масла) собирались и хра-
нились в негерметичных емкостях. Часть емкостей с данными отходами была
размещена прямо на грунте, в связи с чем имелись проливы нефтепродуктов.
Согласно пробам грунта, проведенным филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-
Западному Федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и тех-
нических измерений по Республике Карелия» - имелись превышения пре-
дельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в грунте по нефте-
продуктам, свинцу.
По результатам проверки директору предприятия было внесено пред-
ставление об устранении нарушений закона, на основании которого разра-
ботана и реализуется программа мероприятий, направленная на охрану
окружающей среды, по постановлениям прокурора Управление Росприрод-
надзора по Республике Карелия оштрафовало ООО «Петрозаводская нефте-
база» и его директора на общую сумму 190 тыс. руб. по различным составам
административных правонарушений.
Уделяется внимание природоохранной прокуратурой исполнению хозяй-
ствующими субъектами законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверок в деятельности ЗАО «Ремонтно-механический завод»,
ООО «Петролеспром» были установлены факты осуществления выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответ-
ствующего газоочистного оборудования. По этим фактам юридические
лица и должностные лица предприятий на основании постановлений про-
курора привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ, руководителям предприятий внесены представления об устра-
нении нарушений закона.
В связи с поступившей в прокуратуру информацией о нарушениях закона
в сфере охраны животного мира с привлечением специалистов Управления
охотничьего хозяйства Министерства сельского, рыбного и охотничьего хо-
зяйства Республики Карелия проверены 2 охотпользователя, которые осу-
ществляют деятельность на территории Олонецкого и Пудожского районов.
В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований
законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, выразив-
шиеся в нарушении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ре-
сурсов, учета бланков строгой отчетности, отсутствии планов осуществ-
ления производственного охотничьего контроля, предоставления в уполно-
моченный орган недостоверных сведений о добыче охотничьих ресурсов.
По всем фактам руководителям ООО «Карел-Онего» и ООО «Спортивный
охотничий клуб» прокурором внесены представления об устранении нару-
шений закона, после чего руководителями обществ приняты меры к устра-
нению нарушений закона.
265
Состояние преступности в экологической сфере в 2012 году характеризо-
валось следующими показателями. Всего по республике правоохранитель-
ными органами зарегистрировано 201 преступление экологической направ-
ленности (2011 г. - 277 преступлений), из них 172 (2011 г. - 152 преступления)
по фактам незаконных рубок лесных насаждений (ст. 260 УК РФ); 17 (2011 г.
- 12 преступлений) по фактам незаконной охоты (ст. 258 УК РФ); 7 (2011 г. -
87 преступлений) по фактам лесных пожаров (ст. 261 УК РФ), 5 по фактам не-
законной добычи (вылову) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ).
Раскрываемость преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ выросла
с 47,2% до 53,4%. Снижение количества зарегистрированных преступлений
обусловлено снижением числа уголовных дел по фактам уничтожения или по-
вреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения
с огнем (ст. 261 УК РФ) в связи с низкой горимостью лесов в пожароопасный
период 2012 года.
Всеми прокурорами в 2012 году направлено в суды 96 уголовных дел эколо-
гической направленности (2011 г. - 72), из них: по ст. 260 УК РФ (незаконная
рубка) - 92 уголовных дела, по ст. 261 УК РФ (неосторожное обращение с огнем
в лесах) - 1 уголовное дело, по ст. 258 УК РФ (незаконная охота) - 2 уголовных
дела, по ст. 256 УК РФ (незаконный вылов водных биологических ресурсов) -
1 уголовное дело. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой
в суды направлено 30 уголовных дел, все по фактам незаконных рубок.
7.6. ФИТОСАНИТАРНЫЙ И ВЕТЕРИНАРНЫЙ
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
7.6.1. Государственный контроль и надзор в сфере
безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
По данным филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Республике Карелия» в рес-
публике химзащитные работы в 2012 году проведены на площади 1 469 га, в т. ч.:
• борьба с вредителями инсектицидами - 62,6 га
• борьба с болезнями фунгицидами - 489 га
• борьба с сорняками гербицидами - 884 га
• дефолиация ботвы картофеля - 33 га
• протравливание семян картофеля - 52 т
Внесено 1,986 тонн пестицидов, в том числе:
• инсектицидов - 0,0133 т
• фунгицидов - 0,929 т
• гербицидов - 0,894 т
• дефолиантов - 0,086 т
• другие химические СЗР - 0,0068 т
• протравителей - 0,017 т
• биопрепараты - 0,040 т
Пестицидная нагрузка (на физическую обработанную площадь), по дей-
ствующему веществу составила 1,4 кг/га, а физического веса 2,55 кг/га.
266
7.6.2. Государственный контроль и надзор
в сфере карантина растений и соблюдения
законодательства в области
сортового и семенного контроля
В целях исполнения возложенных на Управление Россельхознадзора
по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному
округу задач по предупреждению, выявлению и пресечению юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществ-
лении государственного карантинного надзора, а также сортового и семенного
контроля в 2012 году проведены следующие мероприятия.
При осуществлении государственного карантинного фитосанитарного
надзора проведено 110 плановых, 48 внеплановых проверок по исполнению
предписаний. Выявлено 359 административно-наказуемых нарушений.
На государственной границе РФ сотрудниками фитосанитарных контрольных
пунктов выявлено 76 административно наказуемых нарушений.
По результатам рассмотрения административных дел наложены штрафы
на сумму 270,2 тыс. руб. Основные нарушения заключаются в несоблюдении
правил борьбы с карантинными объектами, нарушения порядка ввоза и вы-
воза, правил хранения, использования и реализации подкарантинной продук-
ции, (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
При досмотрах подкарантинных грузов выявлено 8 видов карантинных объ-
ектов в 51 случае: калифорнийская щитовка (Quadraspidiotus perniciosus
Comst.), тутовая щитовка (Pseudaulacaspis pentagona (Targ.-Toz.), амброзия
полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.), западный (калифорнийский) цве-
точный трипс (Frankliniella occidentalis Perg.), золотистая картофельная нема-
тода (Globodera rostochie№sis (Woll.) Behrens.), повилика полевая (Cuscuta
campestris Yunck.), горчак ползучий (Acroptilon repens DC.), череда волосистая
(Bidens pilosa L.).
При оценке степени фитосанитарного риска в отношении зараженных
карантинными вредными организмами подкарантинных грузов проведены
мероприятия по их уничтожению путем сжигания либо возврат поставщику.
При отсутствии фитосанитарного риска подкарантинные грузы выпущены
в свободное обращение без наложения карантинных ограничений.
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О каран-
тине растений» в целях своевременного выявления очагов карантинных объ-
ектов, установления карантинных фитосанитарных зон и их границ, карантин-
ных фитосанитарных режимов и предотвращения дальнейшего распростра-
нения выявленных карантинных объектов Управлением проведены контроль-
ные карантинные фитосанитарные обследования на площади более 300 тыс. га.
По итогам проведенных обследований подтверждено наличие карантинных
объектов в ранее установленных карантинных фитосанитарных зонах - золо-
тистой картофельной нематоды, повилики, усачей рода Monochamus. Кроме
этого, в Медвежьегорском районе выявлены новые очаги карантинного сор-
ного растения - повилики (Cuscuta spp.) на площади 0,3405 га, в Беломорском,
Кемском, Лоухском районах выявлены новые очаги усачей рода Monochamus
на площади 5 862 га.
267
Площадь, в пределах которой установлена карантинная фитосанитарная
зона по карантинным объектам, на 01.01.2013 г. составляет:
• золотистая картофельная нематода
(Globodera rostochiensis
(Woll.)
Behrens.) - в границах территории Республики Карелия
• повилика (Cuscuta spp.) - 8,672 га
• амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) - 4,6 га
• усачи рода Monochamus: черный сосновый усач (Monochamus galloprovin-
cialis (Oliv.), бархатнопятнистый черный усач (Monochamus saltuarius (Gebl.),
малый черный еловый усач (Monochamus sutor (L.), большой черный ело-
вый усач (Monochamus urussovi (Fisch.), большой еловый лубоед (Dendroc-
tonus micans (Kug.) - 16 234,3 тыс. га.
В установленных Приказами Управления карантинных фитосанитарных
зонах владельцами подкарантинных объектов проводятся мероприятия по ло-
кализации и ликвидации очагов карантинных объектов. В случаях невыполне-
ния предписаний по локализации и ликвидации очагов в отношении владель-
цев подкарантинных объектов должностными лицами Управления прини-
маются меры административного характера.
При осуществлении государственного семенного и сортового контроля
основным направлением деятельности является контроль за соблюдением
требований Российского законодательства при завозе семенного материала
из других регионов страны. Семенной материал проверен в аккредитованных
лабораториях для подтверждения ранее выданных документов.
Для подтверждения посевных качеств в Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»
по Республике Карелия направлено 8 проб от партий пакетированных семян
овощных и цветочных культур в количестве 252 штук, зерновых культур -
10 тонн. По результатам анализа контрольных проб, полученных от Филиала
ФГБУ «Россельхозцентр» по Республике Карелия, установлено: партия па-
кетированных семян сельскохозяйственных растений брюква «Детская лю-
бовь» РС, № партии 2960 в количестве 53 штуки не соответствует данным,
заявленным в документе о качестве. В сводном свидетельстве на семена ре-
зультат испытаний по сертификату или удостоверению был заявлен - всхо-
жесть 86%. В результате испытания семена показали несоответствие требо-
ваниям ГОСТ Р 52171-2003.
В Республике Карелия в 2012 году проведено 27 плановых и 9 внеплановых
проверок, выявлено 23 нарушения законодательства Российской Федерации
в области семеноводства сельскохозяйственных растений, составлено 23 про-
токола об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения
дел об административных правонарушениях вынесено 23 постановления
о привлечении к административной ответственности, в том числе - вынесено
20 предупреждений, наложено 3 штрафа на сумму 1,3 тысячи рублей. Про-
контролировано 1749 партий семян сельскохозяйственных растений объемом
22 975 штук, 878,4 тонны, 1 476 штук посадочного материала. Выявлены сле-
дующие основные виды административных правонарушений:
1) использование семян, которые не соответствуют требованиям госу-
дарственных стандартов, не проверенные на сортовые и посевные каче-
ства не проверенные на наличие поврежденных и пораженных болезнями
и без проведения анализа на посевные качества семян;
268
2) реализация партий семян сельскохозяйственных растений без докумен-
тов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, не зарегистри-
рованных в Государственном реестре селекционных достижений;
3) реализация семян с нарушенной упаковкой, установленной для рознич-
ной торговли в мелкой упаковке.
7.6.3. Государственный контроль и надзор
в сфере ветеринарии
Федеральный уровень
Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской
области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление). Осуществ-
ляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, а также функции по защите
населения от болезней, общих для человека и животных.
Основные задачи Управления в сфере ветеринарного надзора:
• недопущение заноса на территорию Российской Федерации и распро-
странения заразных болезней животных
• недопущение завоза потенциально опасной продукции, не соответствую-
щей требованиям ветеринарного законодательства Российской Федера-
ции, а также усиление контроля за выполнением предприятиями ветери-
нарно-санитарных требований и норм
• обеспечение ветеринарно-санитарной безопасности (продовольствен-
ной, биологической и эпизоотической безопасности)
В целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности Управле-
нием осуществляется:
• контроль за производством продукции
• контроль за перемещением подконтрольной продукции всеми видами
транспорта
• проведение мониторинговых исследований остатков запрещенных
и вредных веществ - в продуктах питания человека (мясо, рыба, яйцо)
и в кормах и кормовых добавках для животных
• контроль за проведением производственного мониторинга предприя-
тиями, осуществляющими экспорт, переработку продукции*
• контроль за проведением сертификации продукции в аккредитованных
лабораториях*
• учет конвенционных запрещений (при возникновении заразных болезней
животных запрещается погрузка/выгрузка на железнодорожных станциях)
• сбор и анализ данных по движению грузов
• отслеживание эпизоотической ситуации на всем пути следования
груза, а также контроль за эпизоотической ситуацией в республике,
в стране и в мире
• проверка документации по обработке вагонов после выгрузки грузов;
выдача назначений на ветеринарно-санитарную обработку транспортных
средств. Справочно: в 2012 году выдано 211 ветеринарных назначений
на обработку транспортных средств по 1-й категории.
269
у
частие специалистов в комиссионных обследованиях мест для каран-
тинирования ввозимых из-за рубежа животных, птиц и гидробионтов
• участие в комиссиях по постановке на карантин и снятию с карантина
ввезенных животных, птиц и гидробионтов
• участие в проведении государственного лабораторного мониторинга
• участие специалистов в рейдах по выявлению мест несанкционирован-
ной торговли поднадзорным товаром
• контроль за утилизацией биологических отходов хозяйствующими субъектами
* Проводится в форме запросов и анализа полученной информации. По результа-
там принимается решение о проведении контрольно-надзорных мероприятий в от-
ношении хозяйствующих субъектов
За отчетный период на территории Республики Карелия выявлено 2 небла-
гополучных пункта по заразным болезням животных и рыб (африканской чуме
свиней - 1, вирусной геморрагической септицемии лососевых рыб - 1). На конец
2012 года неблагополучных пунктов по заразным болезням животных не было.
В связи с активным развитием садкового форелеводства в республике
Управлением Россельхознадзора осуществляется оценка эпизоотического
состояния хозяйств по выращиванию объектов аквакультуры. С целью конт-
роля за эпизоотическим состоянием водоемов и соблюдением садковыми фо-
релеводческими хозяйствами ветеринарно-санитарных требований организо-
вана работа по обследованию хозяйств, проводятся плановые проверки в рам-
ках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государст-
венного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Комиссионные обследования хозяйствующих субъектов проводятся на ос-
новании поступающих заявок. При проведении обследований запрашивается
эпизоотическая обстановка в районе и хозяйстве по инфекционным и другим
заболеваниям. На основании проведенных обследований ведется реестр
подконтрольных предприятий по переработке мяса и рыбы, холодильных
камер, оптовых баз, форелевых хозяйств, складов временного хранения, био-
термических ям, железнодорожных станций, предприятий по хранению кор-
мов. Обновление реестра проводится ежеквартально, с указанием даты по-
следнего обследования. В 2012 году совместно с госветслужбой Республики
Карелия проведено 1 ветеринарно-санитарное обследование на соответствие
4 компартменту (свинокомплекс «Кондопожский»), предприятие соответствует
присвоенному наивысшему зоосанитарному статусу. Также проведены обсле-
дования: 1 - охотничьего хозяйства, 1 - крестьянского фермерского хозяйства,
1 - холодильной камеры, 3 - складов временного хранения, 7 - рыбоводных
хозяйств на соответствие нормам ветеринарного законодательства Россий-
ской Федерации и Таможенного союза.
Всего за 2012 год в республику ввезено 5 партий (36 295 штук) суточных
цыплят, 1 партия (8 голов) северных оленей и 1 партия (2 головы) лошадей
из Финляндии. Из Финляндии и Дании ввезено 5 500 тысяч штук малька ра-
дужной форели; а также из Финляндии Дании, Великобритании и США -
13,299 млн штук оплодотворенной икры. В соответствии с ветеринарными тре-
бованиями и согласно плану противоэпизоотических мероприятий хозяйств
проведены все необходимые профилактические мероприятия.
270
При обследовании карантинных помещений для содержания сельскохозяй-
ственных животных, птицы и рыб главными вопросами санитарно-экологиче-
ского состояния являются: предотвращение распространения болезней, общих
для человека и животных, утилизация биологических отходов, загрязнение
сельхозугодий гельминтами при использовании навоза, проведение мероприя-
тий по борьбе с грызунами, проведение дезинфекций, обобщаются данные
о применении лекарственных, дезинфицирующих средств, их влияние на окру-
жающую среду, состояние территории и т. д.
В ходе проверок рыбоводных хозяйств в 2012 году выявлялись такие на-
рушения ветеринарного законодательства, как неуведомление ветеринарной
службы субъекта об установлении в хозяйстве по результатам лабораторных
исследований инфекционного заболевания, отсутствие журнала ветеринар-
ного учета в рыбоводстве (форма № 11 вет.), нарушение требований ведения
паспорта рыбоводного хозяйства и ветеринарно-санитарного паспорта водо-
ема, нарушение правил утилизации биологических отходов.
Особое внимание уделяется утилизации биологических отходов. В настоя-
щее время в Республике Карелия остро стоит вопрос по утилизации биологи-
ческих отходов, к которым относятся трупы животных, отходы переработки
продукции животноводства. Нарушение правил и условий их утилизации вле-
чет за собой причинение вреда здоровью и жизни людей, животных, а также
окружающей среде, способствует возникновению и распространению заболе-
ваний, общих для человека и животных.
Одним из таких особо опасных заболеваний является сибирская язва,
которая поражает все виды домашних животных, многие виды диких живот-
ных (кабаны, лоси и др.) и человека. Возбудитель инфекции, выделившийся
из организма животного с фекалиями, кровью, при контакте с воздухом пре-
вращается в спору, которая сохраняется в почве и других объектах внешней
среды до 100 лет. Резервуар возбудителя - почва в местах захоронения тру-
пов. Профилактика заболевания людей и животных сибирской язвой пред-
усматривает не только проведение вакцинации поголовья, ветеринарно-сани-
тарной экспертизы продуктов убоя животных, но и безопасное содержание
мест сибиреязвенных захоронений.
На территории Республики Карелия насчитывается 70 мест по захороне-
нию биологических отходов - скотомогильников (в том числе 7 сибиреязвен-
ных), на территории которых расположены 89 биотермических ям. Зараженные
участки почвы сибиреязвенными спорами длительное время являются источ-
никами и факторами передачи возбудителя инфекции. Из 63 обычных захо-
ронений только 7 имеют владельцев, что составляет 11%, из 7 сибиреязвенных
захоронений только 2 имеют владельцев (29%). Сибиреязвенные захоронения
создают постоянную угрозу возникновения и распространения сибирской язвы
среди животных и людей при проведении агромелиоративных, строительных
и других работ, связанных с перемещением грунта, выделением территорий
под строительство, сады, огороды и иное землепользование. Необходимо пом-
нить, что выбор и отвод земельных участков для строительства жилых зданий
или предприятий по разведению и переработке животноводческой продукции
необходимо согласовывать с государственной ветеринарной службой, мест-
ным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
271
Кроме сибиреязвенных захоронений, угрозу распространения заболеваний,
общих для человека и животных (а это около 80 заболеваний), представляют
и скотомогильники, не оборудованные в соответствии с «Ветеринарно-сани-
тарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отхо-
дов», утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором
Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469. Из действующих на терри-
тории республики объектов мест захоронения биоотходов соответствуют
ветеринарно-санитарным правилам 13%.
Бесхозные скотомогильники не соответствуют «Ветеринарно-санитар-
ным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов»,
зарегистрированным в Минюсте 05.01.1996 № 1005. Вопрос утилизации
биологических отходов не замыкается исключительно на скотомогильниках.
В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами биологические отходы
могут также направляться на утилизационные заводы для изготовления кор-
мовой муки. Однако ветсанутильзаводы по переработке боенских отходов,
трупов павших животных на территории Республики Карелия отсутствуют.
В ряде хозяйствующих субъектов используются промышленные крематоры
(трупосжигательные печи) - 16. Ежегодные проверки мест утилизации биоло-
гических отходов в части ветеринарно-санитарного состояния скотомогильни-
ков показывают, что хозяйствующими субъектами не выполняются вете-
ринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических
отходов: скотомогильники (биотермические ямы) не огорожены, не обвало-
ваны, отсутствуют траншеи по периметру, отсутствуют въездные ворота,
замки на воротах, помещения для вскрытия трупов павших животных и т. д.
Специалистами Управления Россельхознадзора за период 2011-2012 годах
проведено 27 проверок скотомогильников и биотермических ям, выявлено
5 нарушений правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
выдано 1 предписание по устранению выявленных нарушений. Вынесено 5 по-
становлений о привлечении к административной ответственности 2 юри-
дических и 3 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 31 тыс. руб.
По результатам проверок Управлением в адрес главы администрации субъ-
екта были направлены письма с предложением упорядочения работы
по сбору, вывозу и уничтожению биологических отходов и необходимости
исполнения действующих ветеринарно-санитарных правил, решения во-
проса о постановке бесхозяйных скотомогильников и сибиреязвенных за-
хоронений на баланс, а также разработки и принятия программы по строи-
тельству типовых биотермических ям на территории районов. Проверки
и обследования мест захоронений проводятся постоянно в рамках плано-
вых проверок хозяйствующих субъектов и внеплановых проверок по жа-
лобам и обращениям граждан.
В 2012 году Постановлением Правительства Республики Карелия
№ 332-П образована противоэпизоотическая комиссия при Правительстве
Республики Карелия. Распоряжением Правительства Республики Карелия
от 30.10.2012 № 656р-П утвержден состав противоэпизоотической комис-
сии при Правительстве РК. В план работы комиссии на 2013 год включен
среди прочих и вопрос утилизации биологических отходов на территории
Республики Карелия.
272
Управление беспокоит сложная эпизоотическая обстановка в Российской
Федерации по африканской чуме свиней. С момента регистрации заболевания
с 2007 года африканская чума свиней зарегистрирована в 26 субъектах Рос-
сийской Федерации, выявлено 309 неблагополучных пунктов среди домашних
свиней и диких кабанов. Вспышки данного заболевания отмечались в 4-х субъ-
ектах Северо-Западного федерального округа РФ: Ленинградская, Мурман-
ская, Архангельская области и Республика Карелия. Стационарно неблаго-
получной по африканской чуме свиней можно считать всю территорию Юж-
ного федерального округа и территории некоторых субъектов (Тверская
область) других федеральных округов. Поэтому весьма велика вероятность
заноса инфекции в другие субъекты Российской Федерации.
В Республике Карелия постоянно проводится мониторинг по АЧС среди до-
машних свиней и диких кабанов. 3а прошлый год в рамках Федерального
плана эпизоотического мониторинга отобрано 100 проб патологического ма-
териала и 100 проб крови от домашних свиней и диких кабанов, что составило
100% исполнения плана. Получены отрицательные результаты.
Управлением взяты на особый контроль мероприятия по профилактике
и недопущению африканской чумы свиней в соответствии с «Планом меро-
приятий по предупреждению возникновения африканской чумы свиней на тер-
ритории Республики Карелия и локализации, ликвидации очагов африканской
чумы свиней (АЧС) в случае их возникновения на территории Республики
Карелия», утвержденным Распоряжением Правительства РК от 25.03.2010
№ 103-П и «Планом мероприятий по предупреждению распространения и лик-
видации АЧС на территории Российской Федерации», утвержденным Предсе-
дателем Межведомственной комиссии - Министром сельского хозяйства
Российской Федерации от 25 октября 2012 года. Управление принимало уча-
стие в разработке алгоритма взаимодействия с заинтересованными органи-
зациями и ведомствами по выявлению очагов АЧС, их локализации и преду-
преждению распространения, в работе рабочей группы по организации про-
ведения тренировки по указанной тематике.
Отделом пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора
Управления организованы дежурства на стационарных постах ГИБДД «270 км»
и «421 км», расположенных на федеральной трассе М-18 «Кола» Санкт-
Петербург - Мурманск в Олонецком и Прионежском районах республики.
За 2012 год проведено 217 выездов, досмотрено 1 948 единиц автотранспорта,
3 767,9 т грузов, выявлено 29 нарушений, выдано 1 предписание об устранении
выявленных нарушений, наложено 34 штрафа на сумму 25,5 тыс. рублей. По вы-
явленным нарушениям информация направлялась в другие территориальные
управления Россельхознадзора и органы управления ветеринарии субъектов.
За 2012 год Управлением проведено 89 проверок свиноводческих пред-
приятий всех форм собственности. По результатам проверок выявлено 27 на-
рушений ветеринарного законодательства и выдано 22 предписания по устра-
нению выявленных нарушений. Вынесено 14 постановлений, привлечены к ад-
министративной ответственности 2 юридических лица, 2 должностных лица,
6 индивидуальных предпринимателей, 4 физических лица. Сумма наложенных
штрафов составила 46,0 тыс. рублей. За период 2012 года проведено 55 про-
верок личных подсобных хозяйств, в том числе 13 ветеринарно-санитарных
обследований (совместно с ветеринарной службой субъекта РФ).
273
По результатам выявлено 12 нарушений, выдано 5 предписаний, наложено
4 штрафа на сумму 2 тысячи рублей. По поручению прокуратуры Республики
Карелия в феврале 2012 года проведены внеплановые проверки 5 подсобных
хозяйств, принадлежащих УФСИН России. В ходе проверок нарушений вете-
ринарных требований не выявлено.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий по выявлению мест несанкцио-
нированной торговли животноводческой продукции в 2012 году проведено
43 проверки, выявлено 12 нарушений, возбуждено 12 административных дел,
наложено 4 штрафа на сумму 2 тыс. руб., деятельность 1 индивидуального
предпринимателя приостановлена на 90 суток.
В адрес 37 охотпользователей Республики Карелия направлены информа-
ционные письма с рекомендациями об обязательном проведении ветеринар-
но-санитарного исследования туш диких кабанов, осуществлении контроля
за поступающими в хозяйства кормами, о немедленном оповещении ветери-
нарной службы и сотрудников Управления Россельхознадзора при обнаруже-
нии трупов павших кабанов и оказании содействия при мониторинге на афри-
канскую чуму свиней.
Контроль за ввозом живого скота и продуктов животного происхождения,
контроль за производством, переработкой и реализацией животноводческой про-
дукции позволяют сохранить в Республике Карелия эпизоотическое благополучие
по особо опасным болезням, в том числе общим для человека и животных.
Региональный уровень
Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Ка-
релия (далее - Министерство). Управление ветеринарии Республики Карелия
в состав, которого входит отдел регионального государственного надзора, яв-
ляется структурным подразделением Министерства и осуществляет контроль
и надзор за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации бо-
лезней животных и их лечению на территории Республики Карелия, за обес-
печением биологической безопасности территории субъекта, обеспечением
анализа оценки безопасности (мониторинга) сырья животного происхождения,
эпизоотической безопасности территории, выпуск безопасной в ветеринарном
отношении продукции животного происхождения.
Государственные инспектора отдела регионального государственного
ветеринарного надзора осуществляют деятельность, направленную на пред-
упреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной
власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями
и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и гражданами требований, установ-
ленных в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соот-
ветствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-
ской Федерации в области ветеринарии, посредством организации проведе-
ния проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому на-
блюдению за исполнением требований законодательства Российской Феде-
рации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной
власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности.
274
В области регионального государственного ветеринарного надзора про-
ведено 484 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
по результатам 254 проверок выявлены нарушения ветеринарного законода-
тельства (Табл. 7.12).
Таблица 7.12
Результаты контрольно-надзорной деятельности в области ветеринарии
Показатели
2012 г.
Запланировано проверок на 2012 г., всего
292
Проведено проверок, из них
484
- внеплановых
243
Выдано предписаний об устранении нарушений
189
Составлено протоколов об административных правонарушениях
269
Сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб.
1 073.9
Сумма взысканных административных штрафов, тыс. руб.
884
Количество изъятой из оборота продукции, тонн
6.444
Количество уничтоженной продукции, тонн
1.093
Кроме проведения плановых и внеплановых проверок в целях исполне-
ния Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвида-
ции вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории РФ, утвержден-
ного Министром сельского хозяйства РФ от 22.02.2011, проводились ме-
роприятия по выявлению нарушений ветеринарного законодательства
в местах несанкционированной торговли, по поручению прокуратуры РК
мероприятия по выявлению источника АЧС в Карелии в организациях тор-
говли, оптовых базах и рынках. В рамках данных мероприятий проверено
192 объекта, реализующих свиноводческую продукцию, выявлено 72 слу-
чая нарушения ветеринарного законодательства. В Табл. 7.13 представ-
лены основные виды выявленных нарушений.
Таблица 7.13
Основные виды выявленных нарушений в области ветеринарии
Объект контроля
Виды нарушений
Предприятия,
Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов
занимающиеся хране-
на продукцию
нием, переработкой
и реализацией
Отсутствие ветеринарных клейм на мясе
животноводческой
продукции
Отсутствие этикетки (маркировки) на продукции
Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов
на корма, ввозимых животных
Предприятия
по разведению
Нарушение правил утилизации биологических отходов
и содержанию
животных
Сокрытие сведений о падеже животных и об обнаружении
инфекционных заболеваний
275

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..