ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 5

 

 

65 

 

Зоны  децентрализованного  электроснабжения  пока  сохраняются  в 

Усть-Куломском,  Удорском,  Троицко-Печорском,  Ижемском,  Усть-
Цилемском  муниципальных  районах.  В  настоящее  время  большинство 
дизельных  электростанций  общего  пользования  в  сельских  районах,  ранее 
находившихся  на  балансе  сельскохозяйственных,  лесозаготовительных  и 

жилищно-коммунальных хозяйств, переданы АЭК «Комиэнерго». 
Низкая пропускная способность ЛЭП 

Основными  взаимосвязанными  факторами,  определяющими  уровень 

надежности электроснабжения потребителей, являются: схема электрической 
сети  (степень  резервирования),  надежность  элементов  электрической  сети, 
оснащенность  сети  средствами  управления  и  организация  эксплуатации.  В 
настоящее  время  электропотребление  в  республике  растет  на  2-3%  в  год. 

Слабая сетевая структура приводит к ограничениям в электроснабжении. 

Энергосистема Республики Коми является избыточной как по энергии, 

так и по мощности. Избытки мощности расположены на Печорской ГРЭС и в 
настоящее  время  не  могут  быть  использованы  в  полном  объеме  из-за 
ограничения пропускной способности системообразующих транзитных ЛЭП 

- 220 кВ: Печорская ГРЭС - Зеленоборск - Ухта - Синдор - Микунь.  

При этом Южный энергоузел республики является дефицитным. Около 

80%  нагрузки  Южного  энергоузла  обеспечивает  единственная  ВЛ  220  кВ 
«Печорская ГРЭС – Ухта – Микунь». 

Для Республики Коми важнейшей, не решенной на сегодня, проблемой 

энергообеспечения является запуск механизмов энергосбережения. Однако в 
условиях  намеченных  масштабов  развития  производительных  сил 
республики,  обусловленных  ее  природными  ресурсами,  одного 
энергосбережения  недостаточно.  Нужны  инвестиции  как  для  замены 
устаревших  и  изношенных  мощностей,  так  и  увеличения  объемов 
энергопроизводства.  Нахождение  оптимальных  путей  инвестирования 
позволит решить главную проблему развития электроэнергетики. 
Теплоснабжение 

Снабжение  теплоэнергией  организаций,  городов  и  поселков 

республики  обеспечивается  тепловыми  электростанциями  и  крупными 
отопительными  и  производственными  котельными  (мощностью  более  20 
Гкал/час). В населенных пунктах с небольшой тепловой нагрузкой выработка 
теплоэнергии  осуществляется  маломощными  котельными,  число  которых 
доходит  до  нескольких  сотен.  Среди  них  велика  доля  (около  70%)  мелких 

66 

 

малоэффективных  котельных  мощностью  до  3  Гкал/час  каждая,  которые 
вырабатывают  около  4%  тепла  от  всего  производимого  объема.  Эти 
котельные расположены в районах, удаленных от основных промышленных 
и энергетических центров республики, характеризуются, как правило, низким 
техническим уровнем и высокими эксплуатационными затратами. 

В  теплоснабжении  Республики  Коми  много  узких  мест:  дефицит 

мощностей  в  ряде  городов,  моральный  и  физический  износ  основных 

фондов, дороговизна тепловой энергии и др.  

Одним  из  основных  потребителей  тепловой  энергии,  производимой  в 

республике,  является  население  –  на  его  долю  приходится  более  30% 
отпущенного тепла. Показатели потребления тепла в жилом секторе и сфере 
услуг  на  1  человека  в  Республике  Коми  почти  в  2  раза  превышают 
аналогичные  показатели  по  России.  Это  связано  в  основном  с  более 
суровыми  климатическими  условиями  по  сравнению  с  большей  частью 
территории страны. 
Особенности и проблемы сложившейся системы теплоснабжения 

Теплоснабжение сконцентрировано в нескольких промышленных узлах 
С  начала  70-х  годов  развитие  теплоснабжающих  систем  было 

ориентировано  на  строительство  крупных  централизованных  источников 
тепловой  энергии. Этому  способствовала  концентрация  основных  тепловых 
нагрузок  республики  в  немногочисленных  промышленных  узлах.  Для 
городов разрабатывались схемы теплоснабжения, которые предусматривали 
увеличение  отпуска  теплоэнергии,  расширение  существующих  и 
строительство  новых  крупных  котельных.  В  большинстве  же  остальных, 
преимущественно  сельских  районах,  формирование  систем  теплоснабжения 
происходило в значительной мере произвольно, без каких либо схем, по мере 
возникновения  тепловых  нагрузок  и  базировалось  на  строительстве 
маломощных котельных. Система теплоснабжения республики, сложившаяся 
к  середине  80-х  годов,  осталась  практически  неизменной  до  настоящего 

времени. 

Теплоснабжение  в  республике  отличает  отставание  технического 

преобразования и модернизации 

По  данным  Геоинформационный  портал  Республики  Коми 

(http://gis.rkomi.ru/)  порядка  80%  объектов  теплоснабжения  исчерпали  свой 
ресурс  и  морально  устарели.  Это,  а  также  неудовлетворительное  состояние 
тепловых  сетей  и  теплотехнических  характеристик  обогревательных 

67 

 

конструкций  (утечки,  сливы,  потери  через  изоляцию  теплопроводов) 
приводит к завышенным расходам сетевой воды, нарушению температурных 
режимов  и  большим  тепловым  потерям  (до  30%).  Наряду  с  неоптимальной 
загрузкой  большинства  котельных,  указанные  недостатки  становятся 
причиной  большого  перерасхода  топлива.  Наблюдается  рост  числа 
повреждений  тепловых  сетей  и  котельного  оборудования,  что  связано  с 
наличием в эксплуатации большого количества отработавшего нормативный 
ресурс  оборудования.  Ремонт  котельного  оборудования  и  тепловых  сетей 
производится  в  основном  для  поддержания  текущего  состояния  системы 
теплоснабжения.  Ввод  новых  мощностей  наблюдается  в  масштабе 

небольших поселений и котельных хозяйств.  
Топливоснабжение 

В  системе  снабжения  муниципальных  образований  котельно-печным 

топливом используются уголь, газ, топочный мазут, дрова. Имеются районы 
с  практически  монотопливной  структурой  топливопотребления,  с 
преобладающим  использованием  одного  вида  топлива:  газа  –  Сыктывкар, 
Вуктыл, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Усть-Вымский, Сыктывдинский 
районы;  угля  –  Воркута,  Инта,  Ижемский,  Усть-Цилемский  районы.  В 
остальных 

муниципалитетах 

структура 

топливопотребления 

дифференцирована  по  видам  с  относительно  высоким  удельным  весом 

топочного мазута. 

В  целом  по  республике  объемы  производства  топливных  ресурсов 

соответствуют  современным  потребностям  в  угле,  топочном  мазуте  и 
древесном  топливе.  Исключение  составляет  природный  газ,  объемы 
потребления  которого  лишь  на  70%  обеспечиваются  добычей  газа  в 
республике.  На  сегодняшний  день  только  10  муниципальных  образований 
имеют  сетевой  газ.  В  основном  это  потребители  в  районах  газодобычи  и 

вблизи трассы магистральных газопроводов и газопроводов-отводов. 

В  структуре  топливного  баланса  Республики  Коми  преобладает 

природный  газ  –  около  70%,  на  долю  угля  приходится  около  25%,  мазут 
составляет около 7% и древесное топливо около 1%. 

В южных муниципальных районах традиционно широко используется 

печное  отопление,  котельные  в  основном  работают  на  привозном  угле  и 

мазуте.  

В  последние  годы  многократно  возросли  расходы,  связанные  с 

доставкой  топлива.  Для  удаленных  сельских  потребителей  в  южных 

68 

 

муниципальных  районах  в  фактических  затратах  на  топливо  значительную 
часть составляют транспортные расходы (от 25 до 60%). В большей степени 
это  относится  к  углю.  Расходы  на  топливо не отражаются в  полной  мере  в 

тарифах на тепловую энергию и в значительной степени датируются. 

 

Стратегия  социально-экономического  развития  Республики  Коми  на 

период  до  2020  года,  утвержденная  Постановлением  Правительства 
Республики  Коми  от  27.03.2006г.  №  45,  Схема  территориального 
планирования Республики Коми Постановлением Правительства Республики 
Коми  от  24.12.2010  года  №  469,  Схеме  и  программе  развития 
электроэнергетики  Республики  Коми  на  2016-2021  годы,  утвержденной 
Постановлением  Правительства  Республики  Коми  от  29  апреля  2016  г.  № 
189-р  в  целях  обеспечения  развития  инвестиционных  площадок 
регионального  значения  предусматривает  до  2030  года  первоочередное 
развитие всех видов объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с 
проектной  документацией,  разработанной  на  основе  документации  по 
планировке  территорий  и  технических  условий  на  подключение  к 
инженерным сетям, и очередностью их строительства. 
Электроснабжение 

В  связи  с  ожидаемым  ростом  нагрузок,  старением  (износом) 

оборудования на источниках электроэнергии, подстанциях и для повышения 
надежности  электроснабжения  в  Республике  Коми  предусмотрены 
следующие мероприятия: 

По объектам регионального значения. 

Предполагается строительство: 

комбинированной 

электростанции 

(Сыктывкарской 

теплоэлектростанции)  мощностью  225  МВт  в  районе  пос  Вогваздино  и 
объектов малой энергетики; 

- новой подстанции мощностью 220 кВ в г. Усинске; 
-  линии  электропередачи  220  кВ:  подстанция  "Усинск"  -  подстанция 

"Городская"  -  Печорская  ГРЭС,  Печорская  ГРЭС  -  подстанция  "Ухта"  - 
подстанция  "Микунь"  -  подстанция  "Заовражье",  Печорская  ГРЭС  - 
подстанция  "Инта"  -  подстанция  "Лабытнанги",  подстанция  "Микунь"  - 
подстанция "Сыктывкар". 
Реконструкция: 

- монтаж нового блока мощностью 100 МВт на теплоэлектроцентрали 

ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК". 

По объектам местного значения. 

Предусмотрено строительство: 

69 

 

-  новой  подстанции  мощностью  110  кВ  "Емваль"  и  линии 

электропередачи 110 кВ к ней в г. Сыктывкаре; 

-  новых  подстанций  мощностью  110  кВ  "Кочпон",  "Лесопильный 

завод" и линии электропередачи 110 кВ к ним в г. Сыктывкаре; 

-  новой  подстанции  110  кВ  "Вис"  и  линии  электропередачи  110  кВ  к 

ней  на  территории  муниципального  образования  муниципального  района 
"Сосногорск"; 

новых 

подстанций  мощностью 

110 

кВ  "Юго-Запад", 

"Промышленная",  "Ярега-Руда",  "Сосногорский  газоперерабатывающий 
завод"  и  высоковольтной  линии  мощностью  110  кВ  к  ним  на  территории 
муниципального образования городского округа "Ухта"; 

-  новой  подстанции  мощностью  110  кВ  "Заполярная"  на  территории 

муниципального образования городского округа "Воркута"; 

- высоковольтной линии мощностью 110 кВ к подстанции мощностью 

110 кВ "Войвож" и "Чиньяворык"; 

-  высоковольтной  линии  мощностью  110  кВ:  подстанция  "Западно-

Соплесская"  -  подстанция  "Вуктыл-2",  подстанция  "Ухта"  -  подстанция 
"Троицко-Печорск",  подстанция  "Войвож"  -  подстанция  "Помоздино", 
подстанция "Зеленоборск" - подстанция "Ижма", теплоэлектроцентраль ОАО 
"Монди  Сыктывкарский  ЛПК"  -  подстанция  "Краснозатонская", 
Сыктывкарская  теплоэлектростанция  -  теплоэлектроцентраль  ОАО  "Монди 
Сыктывкарский  ЛПК",  Сыктывкарская  теплоэлектростанция  -  подстанция 
"Серегово"; 

-  высоковольтной  линии  35  кВ  подстанция  "Ропча"  -  подстанция 

"Чиньяворык". 
Реконструкция: 

- подстанции мощностью 35 кВ "Войвож" и "Чиньяворык" с переводом 

их на напряжение 110 кВ. 

Для  строительства  новых  объектов  электроэнергетики,  размещаемых 

на  территории  Республики  Коми,  требуется  резервирование  земельных 
участков в размере ориентировочно 3 га на каждую новую подстанцию. 
Мероприятия в области теплоснабжения предполагают: 

-  расширение  Сосногорской  теплоэлектроцентрали  до  515  тыс.  кВт, 

теплоэлектроцентрали ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" до 571 тыс. кВт; 

-  реконструкция  Интинской  теплоэлектроцентрали  и  Воркутинской 

теплоэлектроцентрали-2; 

-  использование  минитеплоэлектроцентралей  (для  совместной 

выработки тепла и электроэнергии - когенерации); 

70 

 

-  модернизация  существующих  и  строительство  новых  котельных  с 

высоким  коэффициентом  полезного  действия  и  снижением  негативных 
воздействий на окружающую среду; 

- реконструкция и строительство новых тепловых сетей с применением 

эффективных  изоляционных  материалов  для  ликвидации  утечек 
теплоносителя на трубопроводах и устранения потерь тепла; 

-  внедрение  энергосберегающих  технологий  (приборы  коммерческого 

учета тепловой энергии и иное). 
Мероприятия по развитию газоснабжения предполагают: 
развитие систем магистральных газопроводов: 

-  строительство  газопровода  "Бованенково  -  Ухта",  составной  части 

проекта  "Ямал  -  Европа".  В  границах  Республики  Коми  будет  построено 
1106,7  км  трубопровода  и  7  компрессорных  станций.  Трасса  пройдет  по 
территории  муниципальных  образований:  городского  округа  "Воркута", 
городского 

округа 

"Инта", 

муниципального 

района 

"Печора", 

муниципального  района  "Сосногорск",  городского  округа  "Ухта", 
муниципального района "Княжпогостский" и муниципального района "Усть-
Вымский"; 

- газификацию населенных пунктов: 
-  повышение  уровня  газификации  природным  газом  населенных 

пунктов до 85,6 процента; 

- строительство газопроводов-отводов к населенным пунктам. 
В соответствии с Прогнозом развития энергетики Республики Коми на 

основе возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) и местных видов 
топлива,  представленном  в  Схеме и программе развития электроэнергетики 
Республики  Коми  на  2016-2021гг.,  утвержденной  Распоряжением 
Правительства Республики Коми от 29 апреля 2016 г. № 189-р определяется, 
что  один  из  факторов  ресурсосбережения  -  это  вовлечение  вторичных 
энергоресурсов и технологических отходов в процесс производства электро- 
и теплоэнергии. 

В  соответствии  с  Основными  направлениями  государственной 

политики 

в 

сфере 

повышения 

энергетической 

эффективности 

электроэнергетики  на  основе  использования  возобновляемых  источников 
энергии на период до 2020 года утвержденными Распоряжением от 8 января 
2009 г. N 1-р целевым ориентиром на указанный период является увеличение 
относительного объема производства и потребления электрической энергии с 

использованием возобновляемых источников энергии. 

 

71 

 

 
Использование  возобновляемых  энергоресурсов:  древесного  топлива, 

отходов  лесопереработки  является  приоритетной  задачей,  решение  которой 
необходимо  для  качественного,  надежного  обеспечения  тепло-  и 
электроэнергией  собственных  нужд  производственных  потребителей. 
Несмотря  на  наличие  больших  запасов  ископаемого  топлива, 
сосредоточенных  на  севере  Республики  Коми,  из-за  значительной 
протяженности  территории  с  севера  на  юг  стоимость  энергоносителей  для 
южных  районов  возрастает  в  1,5-3,2  раза.  Это  обстоятельство  является 
основной  причиной  убыточности  сельских  муниципальных  котельных, 
обеспечивающих  теплоснабжение  объектов  социальной  сферы  и  частично 
жилого фонда. При этом основной вид деятельности данных сел и поселков 
сосредоточен  в  лесопромышленном  производстве  -  лесозаготовке  и 
деревообработке,  обеспечивающем  достаточными  ресурсами  древесной 
биомассы (дровяная и иная низкосортная древесина, отходы лесозаготовок, в 
том  числе  от  санитарных  рубок  леса,  отходы  деревообработки),  которая 
может быть использована в энергетических целях. 

Потенциал возможного освоения местных топливных ресурсов (дрова, 

отходы лесозаготовки, биогаз) и возобновляемые источники энергии (гидро- 
и  ветроэнергетика)  в  Республике  Коми  оцениваются  в  650  тыс.тн  в  год. 

Современный уровень использования - менее половины. 

Сфера  интересов  Республики  Коми  в  развитии  возобновляемой 

энергетики состоит в следующем: 
-  исполнение  задач  в  области  охраны  окружающей  среды  (включая 
производство биотоплива из промышленных отходов); 
-  организация  производства  твердого  биотоплива  (древесных  гранул)  для 
внутреннего потребления на экспорт; 
- решение вопросов энергоэффетивного теплоснабжения населенных пунктов 
и  промышленных  объектов,  находящихся  в  зонах  децентрализованного 
энергоснабжения. 
 

Предусмотренные  вышеуказанными  документами  мероприятия, 

особенности  и  проблемы  инженерной  инфраструктуры  Республики  Коми 
позволят  предусмотреть  топливно-сырьевой  сценарий  построения 
комплексной эффективной системы обращения с отходами в республике. 

 

72 

 

6. Достижение целевых показателей (индикаторов) государственной 

программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 

2012 - 2020 годы 

 

В целях повышения уровня экологической безопасности и сохранения 

природных систем Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 
утверждена  государственная  программа  Российской  Федерации  "Охрана 
окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (далее – Программа). 

Программой,  которой  утверждены  в  том  числе  требования  для 

субъектов  Российской  Федерации,  установлены  ожидаемые  результаты 
реализации Программы в качественном отношении: 

−  создание  эффективной  системы  государственного  регулирования  и 

управления  в  области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения 
экологической безопасности; 

−  стимулирование  организаций,  осуществляющих  программы 

экологической  модернизации  производства  и  экологической  реабилитации 
соответствующих территорий; 

−  создание  условий  для  разработки  и  внедрения  экологически 

эффективных  инновационных  технологий,  обеспечивающих  снижение 
удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, 
размещения отходов; развитие рынка экологических товаров и услуг; 

−  создание  экологически  безопасной  и  комфортной  обстановки  в 

местах  проживания  населения,  его  работы  и  отдыха,  снижение 
заболеваемости  населения,  вызванной  неблагоприятными  экологическими 
условиями, рост продолжительности жизни городского населения; 

−  сокращение  региональных  различий  в  сети  особо  охраняемых 

природных  территорий,  сохранение  и  восстановление  численности 
популяций  редких  и  находящихся  под  угрозой  исчезновения  объектов 
животного и растительного мира России; 

−  повышение  уровня  защищенности  жизненно  важных  интересов 

личности,  общества  и  государства  от  воздействия  опасных  природных 
явлений,  изменения  климата  (обеспечение  гидрометеорологической 
безопасности); 

−  обеспечение  потребностей  населения,  органов  государственной 

власти, 

секторов 

экономики 

в 

гидрометеорологической 

и 

гелиогеофизической  информации,  а  также  в  информации  о  состоянии 
окружающей среды, ее загрязнении; 

73 

 

−  получение  новых  научных  знаний  в  области  изменения  климата, 

создающих  основу  для  формирования  государственной  политики  в  сфере 
охраны окружающей среды; 

в количественном отношении: 
−  снижение  объема  выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  от 

стационарных  источников  на  единицу  валового  внутреннего продукта  в  2,2 
раза; 

− сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем 

загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раза; 

−  улучшение  экологических  условий  для  36,1  млн.  россиян, 

проживающих  в  настоящее  время  в  городах  с  высоким  и  очень  высоким 
уровнем  загрязнения  атмосферного  воздуха  (индекс  загрязнения 
атмосферного воздуха более 7); 

−  снижение  объема  образованных  отходов  всех  классов  опасности  на 

единицу валового внутреннего продукта в 1,6 раза; 

−  улучшение  экологических  условий  жизни  для  более,  чем  700  тыс. 

россиян,  проживающих  на  территориях  с  неблагополучной  экологической 
ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой 
хозяйственной и иной деятельностью; 

−  увеличение  доли  площади  Российской  Федерации,  занятой  особо 

охраняемыми  природными  территориями  всех  уровней,  до  13,5  процента 
территории страны. 

 
Также  Программой  установлены  целевые  показатели  до  2020  года 

указанные в Таблице №  5 . Целевые показатели до 2020 года. 

 

Таблица №  5. Целевые показатели до 2020 года.  

Наименова

ние 

показателя 

(индикатор

а) 

Едини

ца 

измере

ния 

Значения показателей 

200

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

201

год 

202

год 

Государственная программа "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" 

Показатель 

4 "Объем 

образованн

ых отходов 

всех 

классов 

опасности 

на 1 млн. 

рублей 

тонн  85,

89,1  100,

90  86,7  83,3  81,2  79,1  77,1  75,2  73,4 

74 

 

валового 

внутреннег

о продукта" 

Подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды» 

Показатель 

1.2 "Доля 

использова

нных и 

обезврежен

ных 

отходов 

производст

ва и 

потреблени

я от общего 

количества 

образующи

хся отходов 

I - IV 

класса 

опасности" 

-"- 

36,

73,9  77,1  79,9  80,2  80,5  80,8  81  81,3  81,6  82 

Показатель 

1.15 "Доля 

ликвидиров

анных 

отходов и 

иных 

загрязнений 

на объектах 

накопленно

го 

экологичес

кого 

ущерба в 

общем 

объеме 

накопленны

х отходов" 

проце

нтов 

 

 

 

 

 

0,2  0,3  1,1  2,5 

Показатель 

1.16 "Доля 

использова

нных и 

обезврежен

ных 

твердых 

бытовых 

отходов в 

общем 

объеме 

образованн

ых твердых 

отходов" 

-"- 

26,

75 

29,5

30,4

31,4  32,3

33,2

34,1

35,1

36,0

36,9

37,9

75 

 

Показатель 

1.17 

"Объем 

образованн

ых отходов 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  40,5

41,3

42,3

43,3

44,4

45,1

45,9

46,6

47,4

48,2

Показатель 

1.18 

"Объем 

образованн

ых отходов 

(I класс 

опасности) 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  85,1

86,7

88,8  90,9

93,1

94,7

96,3

97,9

99,5

101,

24 

Показатель 

1.19 

"Объем 

образованн

ых отходов 

(II класс 

опасности) 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  55,7

56,7

58,1

59,5

60,9

62  63,0

64,0

65,1

66,2

Показатель 

1.20 

"Объем 

образованн

ых отходов 

(III класс 

опасности) 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  150,

18 

153,

06 

156,

67 

160,

54 

164,

37 

167,

13 

169,

93 

172,

78 

175,

68 

178,

62 

Показатель 

1.21 

"Объем 

образованн

ых отходов 

(IV класс 

опасности) 

по 

отношению 

к 2007 

-"- 

100  36,1  36,7

37,6

38,5

39,5

40,1

40,8

41,5

42,2

42,9

76 

 

году" 

Показатель 

1.22 

"Объем 

образованн

ых отходов 

I - IV 

класса 

опасности, 

которые не 

были 

обезврежен

ы и 

использова

ны, по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  16,7

13,1

13,4

13,5

13,6

13,6

13,7

13,7

13,7

13,7

Показатель 

1.23 

"Объем 

образованн

ых отходов, 

которые не 

были 

обезврежен

ы и 

использова

ны (I класс 

опасности), 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

проце

нтов 

100  70,2  67,9

65,9

63,7

61,4

58,5

55,6  52,5  49,2

41,7

Показатель 

1.24 

"Объем 

образованн

ых отходов, 

которые не 

были 

обезврежен

ы и 

использова

ны (II класс 

опасности), 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  63,4

62,9

62,7  62,4

55,5

57,6

54,8

51,9

48,9

45,8

Показатель 

1.25 

-"- 

100  244,

05 

191,

33 

195,

84 

197,

67 

199,

199,

51 

200,

73 

200,

86 

200,

93 

200,

95 

77 

 

"Объем 

образованн

ых отходов, 

которые не 

были 

обезврежен

ы и 

использова

ны (III 

класс 

опасности), 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

Показатель 

1.26 

"Объем 

образованн

ых отходов, 

которые не 

были 

обезврежен

ы и 

использова

ны (IV 

класс 

опасности), 

по 

отношению 

к 2007 

году" 

-"- 

100  29,7  23,2

23,8

24,0

24,2

24,2

24,4

24,4

24,4

24,4

 

В  соответствии  с  Основами  государственной  политики  в  области 

экологического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года, 
утвержденными  Указом  Президента  Российской  Федерации  30  апреля  2012 
г.,  стратегической  целью  государственной  политики  в  области 
экологического развития является решение социально-экономических задач, 
обеспечивающих  экологически  ориентированный  рост  экономики, 
сохранение 

благоприятной 

окружающей 

среды, 

биологического 

разнообразия  и  природных  ресурсов  для  удовлетворения  потребностей 
нынешнего  и  будущих  поколений,  реализации  права  каждого  человека  на 
благоприятную  окружающую  среду,  укрепления  правопорядка  в  области 
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

В  соответствии  со  Стратегией  национальной  безопасности  Российской 

Федерации  до  2020  года,  утвержденной  Указом  Президента  Российской 

78 

 

Федерации  от  12  мая  2009  г.  №  537  целями  обеспечения  экологической 
безопасности и рационального природопользования являются: 

сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; 
ликвидация  экологических  последствий  хозяйственной  деятельности  в 

условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений 
климата. 

В  рамках  Основных  направлений  деятельности  Правительства 

Российской  Федерации  до  2018  года,  утвержденных  Правительством  РФ 
31.01.2013г. в качестве приоритетов экологической политики выделены: 

-  создание  современной  системы  экологического  нормирования, 

стимулирующей  снижение  удельных  показателей  выбросов  загрязняющих 
веществ в окружающую среду, образования отходов; 

-  поэтапное  введение  запрета  на  захоронение  отходов,  не  прошедших 

сортировку,  механическую  и  химическую  обработку,  а  также  отходов, 
которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья; 

формирование 

системы 

стимулирования 

организаций 

к 

предупреждению  и  сокращению  образования  отходов,  их  вовлечению  в 
повторный хозяйственный оборот; 

-  обеспечение  учета  экологических  требований  и  стандартов  при 

размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг 
для государственных и муниципальных нужд; 

- решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба; 
-  увеличение  площади  Российской  Федерации,  занятой  особо 

охраняемыми природными территориями. 

С  учетом  приоритетов  государственной  политики  в  сфере  охраны 

окружающей  среды  целью  Программы  является  повышение  уровня 
экологической безопасности и сохранения природных систем. 

Для  достижения  цели  Программы  предусматривается  решение 

следующих  задач,  реализуемых  в  рамках  подпрограмм  и  федеральных 
целевых программ, включенных в Программу: 

-  снижение  общей  антропогенной  нагрузки  на  окружающую  среду  на 

основе повышения экологической эффективности экономики; 

повышение 

эффективности 

функционирования 

системы 

гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. 

Политика Республики Коми в сфере охраны окружающей среды должна 

ориентироваться  на  достижение  общей  цели  Программы  по  повышению 
уровня экологической безопасности и сохранению природных систем. 

79 

 

Приоритеты  политики  Республики  Коми  формируются  с  учетом 

состояния  окружающей  среды  конкретных  территорий  по  следующим 
направлениям: 

-  предотвращение  и  снижение  текущего  негативного  воздействия  на 

окружающую среду; 

- восстановление нарушенных естественных экологических систем; 
- сохранение природной среды; 
-  развитие  системы  государственного  экологического  мониторинга 

(мониторинга окружающей среды). 

В  рамках  направления  по  предотвращению  и  снижению  текущего 

негативного воздействия на окружающую среду необходимо осуществить: 

-  совершенствование  нормативно-правового  обеспечения  охраны 

окружающей  среды  и  экологической  безопасности  в  части  полномочий 
субъектов Российской Федерации; 

-  формирование  эффективной  системы  управления  в  области  охраны 

окружающей  среды  и  обеспечение  экологической  безопасности,  включая 
повышение  эффективности  государственного  экологического  надзора, 
осуществляемого  органами  государственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации  на  основе  оценки  экологических  рисков,  и  обеспечение 
проведения региональной экологической экспертизы; 

-  стимулирование  экологически  ориентированного  роста  экономики  и 

внедрения  экологически  эффективных  инновационных  технологий, 
обеспечивающих  снижение  текущего  негативного  экологического 
воздействия; 

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; 
-  реализацию  мероприятий  по  экологическому  образованию  и 

просвещению,  формированию  экологической  культуры,  развитию 
экологического образования и воспитания; 

-  обеспечение  эффективного  участия  граждан,  общественных 

объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении 
вопросов,  связанных  с  охраной  окружающей  среды  и  обеспечением 
экологической безопасности. 

В  рамках  направления,  касающегося  восстановления  нарушенных 

естественных экологических систем, необходимо осуществить: 

-  создание  и  ведение  реестра  территорий,  подверженных  негативному 

воздействию  последствий  прошлой  хозяйственной  и  иной  деятельности 
(накопленного экологического ущерба); 

-  реализацию  проектов  по  ликвидации  накопленного  экологического 

ущерба и экологической реабилитации территорий. 

80 

 

 

В рамках решения задачи по снижению общей антропогенной нагрузки 

на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности 
экономики  субъекты  Российской  Федерации  принимают  участие  в 
реализации  следующих  мероприятий,  направленных  на  снижение 
негативного  воздействия  отходов  производства  и  потребления,  в  том  числе 
формирование  территориальных  схем  обращения  с  отходами,  ведение 
кадастра  отходов,  мониторинг  состояния  окружающей  среды  в  районах 
размещения  отходов,  строительство  объектов  обработки,  утилизации, 
обезвреживания  отходов,  строительство  полигонов  твердых  бытовых 
отходов,  развитие  мощностей  по  вторичному  использованию  отходов 
производства  и  потребления,  а  также  ликвидация  накопленного 
экологического ущерба. 

Реализация мероприятий Республикой Коми внесет значительный вклад 

в  достижение  целевых  значений  показателей  (индикаторов)  Программы  по 
снижению  удельных  выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  в 
атмосферный  воздух  от  стационарных  источников,  сокращению  удельных 
показателей  образования  отходов  производства  и  потребления,  которые  не 
были обезврежены и использованы, улучшению экологических условий для 
россиян,  проживающих  в  настоящее  время  в  городах  с  высоким  и  очень 
высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также по улучшению 
экологических  условий  для  граждан,  проживающих  на  территориях, 
подверженных  негативному  воздействию  накопленного  экологического 
ущерба. 

 
Сведения  о  показателях  (индикаторах)  Программы,  отражающие 

результаты реализации мероприятий по снижению загрязнения атмосферного 
воздуха,  обеспечению  обезвреживания  и  использования  отходов 
производства  и  потребления,  сохранение  биоразнообразия  по  Республике 
Коми,  приведены  в  Таблице  №№  6,7.  Целевые  значения  таких  показателей 
взаимосвязаны с целевыми значениями аналогичных показателей Российской 
Федерации  в  целом  и  их  достижение  является  необходимым  условием 
достижения ожидаемых результатов реализации Программы. 

Участие  Республики  Коми  в  реализации  мероприятий  Программы 

предусматривается с использованием следующих механизмов: 

-  осуществление  органами  государственной  власти  Республики  Коми 

переданных полномочий Российской Федерации в области охраны объектов 
животного  мира,  не  относящихся  к  объектам  охоты,  осуществление 
государственной экологической экспертизы; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..