ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 3

 

 

33 

 

временного 

хранения 

древесных 

отходов 

2.4.3 

Количество 

построенны

х 

и 

введенных в 

эксплуатаци

ю  площадок 

складирован

ия 

и 

временного 

хранения 

древесных 

отходов 

 

 

3. Региональные экономико-географические и рекреационные 

особенности Республики Коми 

 

3.1.  Региональные  экономико-географические  особенности  Республики 

Коми 

 
Республика  Коми  входит  в  северный  экономический  район.  Развитие 

хозяйственного  комплекса  Северного  экономического  района  опирается  на 
использование  его  природно-ресурсного  потенциала,  выгодное  экономико-
географического  положение  по  отношению  к  индустриально-развитым 
районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным 
торговым партнерам. 

По  официальным  данным  государственного  статистического 

наблюдения на 01 января 2016 года: 

Территория Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв.км. 

Наибольшая  протяженность  -  с  юго-запада  на  северо-восток  -  1275  км,  с 
севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695 км. 

Численность  населения  Республики  Коми  составляет  856,631  тыс. 

человек,  77,9  процента  населения  Республики  Коми  проживает  в  городах, 
22,1 процента - жители села. 

По  состоянию  на  1  января  2016  г.  в  республике  насчитывалось  12 

районов  и  8  городов  республиканского  значения  с  подчиненными 
территориями,  2  города  районного  значения,  29  поселков  городского  типа, 
718 сельских населенных пунктов. Столица Республики Коми - г. Сыктывкар. 

К городам с численностью населения более 100 тыс. человек относятся: 

г.  Сыктывкар  -  259,514  тыс.  человек,  Ухта  -  119,691  тыс.  человек. 

34 

 

Информация  по  территории  и  административно-территориальное  деление 
Республики Коми приведены в таблице № 3.  

Таблица № 3.Территория и административно-территориальное деление 

Республики Коми (на 1 января 2016 г.). 

Муниципальные 

образования 

Площа

дь 

тыс.км

Числен-

ность 

Населени

я, чел. 

Административно-

территориальные единицы Муниц

ипал-

ьные 

образов

а-ния 

Центры 

Рай-
оны 

Горо-
да 

По-сел-
ки  го-
род. 
типа 

Сельск
ие  нас. 
пункты 

Республика 

Коми 

 

416,8  856 831 

 

12 

 

10 

 

29 

 

718 

 

194  г. Сыктывкар 

Сыктывкар 

0,7 

259406 

1  г. Сыктывкар 

Воркута 

24,2 

81442 

1  г. Воркута 

Вуктыл 

22,5 

12348 

10 

6  г. Вуктыл 

Инта 

30,1 

29732 

20 

1   г. Инта 

Печора 

28,9 

52883 

28 

8  г. Печора 

Сосногорск 

16,6 

44255 

16 

4  г. Сосногорск 

Усинск 

30,6 

44799 

18 

1   г. Усинск 

Ухта 

13,3  119763  - 

13 

1  г. Ухта 

Районы 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижемский 

18,4 

17557 

34 

11  с. Ижма 

Княжпогостский  24,6 

19925 

45 

11  г. Емва 

Койгородский 

10,4 

7630 

21 

11  с. Койгородок 

Корткеросский 

19,7 

18814 

53 

19  с. Корткерос 

Прилузский 

13,2 

18179 

88 

17  с. Объячево 

Сыктывдинский  7,5 

24111 

49 

14  с. Выльгорт 

Сысольский 

6,1 

13165 

79 

12  с. Визинга 

Троицко- 

Печорский 

40,6 

11724 

31 

12  пгт. Троицко- 

Печорск 

Удорский 

35,8 

18104 

52 

16  с. Кослан 

У сть -Вымский 

4,8 

26530 

51 

13  с. Айкино 

У сть -

Куломский 

26,4 

24775 

63 

23  с. Усть-Кулом 

У сть -

Цилемский 

42,5 

11689 

37 

12  с. Усть-Цильма 

 
Ведущими  отраслями  промышленности  Республики  Коми  являются 

добыча 

полезных 

ископаемых, 

обрабатывающие 

производства, 

строительство, транспорт и связь. 

Заготовка древесины сосредоточена в бассейнах рек Вычегды, Печоры 

и  Мезени.  Основные  центры  деревообработки:  г.  Сыктывкар, 
Сыктывдинский район, Княжпогостский район, Усть-Вымский район. 

Переработка нефти и газа производится в Ухте и Усинске. 

35 

 

Крупнейшие предприятия в Республике Коми: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», 

ООО  «РН-Северная  нефть»,  ООО  «Лукойл-Ухтанефтепереработка»,  ООО 
«Енисей», ООО «Газпром Трансгаз Ухта», ООО «Газпром переработка», АО 
«Воркутауголь»,  АО  «Монди  СЛПК»,  ООО  «Сыктывкарский  фанерный 
завод». 

В  Республике  Коми  умеренно  (в  силу  природно-климатических 

условий  Севера)  развиты  животноводство  (67%  в  объеме  продукции 
сельского хозяйства) и растениеводство (33%). 

Транспортная  инфраструктура  развита  умеренно  и  имеет  свои 

особенности. 

За  пределы  Республики  Коми  авиаперевозки  осуществляются  по 

направлениям: Москва, Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, Самара, Котлас, Уфа, 
Архангельск, Екатеринбург, Пермь, Казань, Анапа, Сочи. 

По  территории  Республики  Коми  межмуниципальные  авиаперевозки 

организованы  из  г.  Сыктывкар  в  направлениях:  Воркута,  Вуктыл,  Печора, 
Ухта, Усинск, Усть-Цильма, Инта, Кослан и дополнительно по маршрутам в 
Ижемском и Вуктыльском районах. 

Внутримуниципальные  пассажирские  перевозки  в  труднодоступные 

населенные пункты в период распутицы выполняются вертолетами Ми-8 в 5 
районах республики: Интинском, Печорском, Ухтинском, Усинском и Усть- 
Цилемском. 

Основной  поток  грузов  идет  железнодорожным  (магистраль  Котлас- 

Воркута-Салехард)  и  речным  транспортом  (по  рекам  Вычегда  -  приток 
Северной Двины и Печора). 

Сеть  автомобильных  дорог  общего  пользования  Республики  Коми 

развита  недостаточно  и  охватывает  только  южные  и  центральные  районы 
Республики Коми. Перевозку пассажиров и грузов в основном обеспечивают 
предприятия муниципальной и частной форм собственности. 

В соответствии со Схемой территориального планирования Республики 

Коми,  утвержденной  Постановлением  Правительства  Республики  Коми  от 
24.12.2010г  №  469  среди  опасностей  природного  характера  на  территории 
Республики  Коми  особую  угрозу  населению  и  объектам  промышленности 
представляют  опасные  метеорологические  явления  (ураганные  ветры, 
снежные заносы и сильные морозы), опасные геологические явления (карст), 
опасные гидрологические явления на реках (русловая эрозия, наводнения) и 
природные  пожары.  Среди  факторов  техногенного  характера  наибольшую 
опасность представляют аварии на нефте- и газопроводах, на предприятиях, 
использующих  химические  отравляющие  вещества.  Потенциальную  угрозу 

36 

 

представляют  площади  радиационного  загрязнения  на  территории 
Республики Коми. 

При  строительстве  объектов  на  территориях  с  вечной  мерзлотой 

необходимо  выбирать  конструктивные  решения  и  методы  осуществления 
строительства,  обеспечивающие  нормальные  эксплуатационные  качества 
зданий. 

Экономический  потенциал  Республики  Коми  определяется  богатым 

природно-ресурсным  потенциалом,  освоение  которого  осуществляется  в 
экстремальных условиях на слабо заселенной территории с низким уровнем 
развития транспортной и социальной инфраструктуры. 

 

3.2. Рекреационные особенности Республики Коми 

 

Республика  Коми  располагает  одной  из  наиболее  разветвленных  сетей 

особо  охраняемых  природных  территорий  (ООПТ)  в  Северо-Западном 
федеральном  округе.  В  границах  территории  Республики  Коми 
функционируют  2  ООПТ  федерального,  237  –  регионального 
(республиканского) значения.  

Общая площадь, занимаемая всеми ООПТ, составляет 5,4 млн. га (13 % 

площади  республики),  из  которых  2,6  млн.  га  приходится  на  ООПТ 
федерального значения.  

1.  ООПТ федерального значения  

- Национальный парк «Югыд ва»  с площадью 1 894, 1га.  
Национальный  парк  –  природоохранное,  эколого-просветительское  и 

научно-исследовательское  учреждение.  Его  целью  является  сохранение 
природных  комплексов  и  объектов,  имеющих  особую  экологическую, 
историческую  и  эстетическую  ценность  и  предназначенных  для 
использования  в  природоохранных,  просветительских,  научных  и 
культурных целях и для регулируемого туризма; 

-  Печоро-Илычский  государственный  природный  биосферный 

заповедник  с площадью 721,3 тыс. га.  

С 1995 г. национальный парк «Югыд ва» совместно с Печоро-Илычским 

заповедником включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО 
как объект «Девственные леса Коми».  

2.  ООПТ республиканского значения  

 
В  настоящее  время  в  границах  Республики  Коми  функционируют  237 

ООПТ  республиканского  значения  –  163  государственных  природных 

37 

 

заказника, 73 памятника природы и 1 охраняемый природный ландшафт. Их 
общая площадь – 2,8 млн. га.  

 В число заказников входят: комплексные (ландшафтные), лесные (в том 

числе  кедровые),  луговые,  болотные,  ихтиологические  и  геологические 
заказники. 

 

4. Состояние транспортной инфраструктуры Республики Коми 

 

Транспортная  инфраструктура  представляет  собой  территориальное 

объединение сети путей сообщения, технических средств, служб перевозок, 
которые, интегрируя все виды транспорта и все составляющие транспортного 
процесса  в  их  взаимодействии,  обеспечивают  реализацию  транспортно-
экономических  связей  с  целью  успешного  функционирования  экономики 
региона и национальной экономики. 

Функциональное  назначение  транспорта  состоит  в  обеспечении 

перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени. Поэтому для 
него  в  большей  степени,  чем  для  любой  другой  отрасли,  характерна 
территориальная 

специфика. 

Важнейшей 

особенностью 

является 

пространственно-сетевой 

характер 

расположения 

его 

объектов, 

обусловливающий  тесную  взаимосвязь  с  территорией,  размещением 
производства и системой расселения. 

Плотность  сети  и  мощность  транспортных  потоков  характеризует  в 

определенной  степени  уровень  концентрации  производства,  степень 
освоенности  территории,  ее  потенциал,  а  также  уровень  экономического  и 
социального развития региона. 

Транспортная инфраструктура напрямую влияет на пространственное и 

территориально развитие региона: возможность вовлечения в хозяйственный 
оборот новых территорий, развитие предприятий, доступность рабочей силы.  

В  современных  условиях  транспортный  комплекс  является  также 

основой  экономической  интеграции  регионов,  включения  их  в 
международное 

разделение 

труда 

и 

формирования 

новых 

внешнеэкономических отношений. 

4.1.   Общая  характеристика  и  перспективы  развития  транспортной 

инфраструктуры Республики Коми  

Информация  об  общей  характеристике  и  перспективах  развития 

транспортной  инфраструктуры  Республики  Коми  представлена  в 
соответствии  со  следующими  источниками:  Стратегия  социально-
экономического  развития  Республики  Коми  на  период  до  2020  года 

38 

 

утверждена  Постановлением  Правительства  РК  от  27  марта  2006  г.  №  45  в 
ред.  Постановления  Правительства  РК  от  15  января  2016  №  7, 
Государственный  доклад  «О  состоянии  окружающей  среды  Республики 
Коми в 2015 году», схемы территориального планирования муниципальных 
образований,  а  также  Геоинформационный  портал  Республики  Коми 
(http://gis.rkomi.ru/).  

Транспортный  комплекс  Республики  Коми  является  составной  частью 

транспортно-коммуникационной  системы  Российской  Федерации  и 
представлен  сетью  железнодорожных,  автомобильных  дорог,  внутренних 
водных судоходных путей общего пользования, магистральных газопроводов 
и нефтепроводов.  

Транспортные  коммуникации  Республики  Коми  по  размещению  и 

структуре  в  целом  отвечают  внутриреспубликанским  и  внешним  связям. 
Вместе  с  тем,  в  соответствии  с  Основными  направлениями  развития 
транспортной  системы  Республики  Коми до 2020  года,  несмотря  на общую 
адаптацию  транспорта  к  рыночным  условиям,  состояние  транспортной 
системы  в  настоящее  время  нельзя  считать  оптимальным,  а  уровень  ее 
развития достаточным. 

В  Республике  Коми  низкая  степень  развитости  и  плотности 

транспортно-коммуникационной инфраструктуры.  

Транспортную сеть в Республике Коми составляют: 
− 

2,3  тыс.  км  железнодорожных  путей  (в  том  числе  1,7  тыс.  км 

общего пользования); 

− 

4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в т. ч. 3,1 тыс. 

км общего пользования); 

− 

10,5  тыс.  км  автомобильных  дорог  (в  том  числе  7,5  тыс.  км 

автомобильных дорог общего пользования). 

Выявление  источников  и  резервов  экономического  роста  в  Республике 

Коми,  а  также  определение  механизмов  повышения  эффективности 
использования  ресурсов  и  развития  производственной  и  транспортной 
инфраструктуры относятся к основным стратегическим задачам региона. 

Железнодорожный транспорт
Основу  железнодорожной  сети  общего  пользования  на  территории 

Республики Коми образует железнодорожная магистраль «Котлас – Воркута» 
общей протяженностью 1,7 тыс. км и 3 малоинтенсивные железнодорожные 
линии  («Микунь  -  Кослан  –  Вендинга»,  «Сосногорск  -  Троицко-Печорск», 
«Сыня – Усинск»).  

Линия  «Сосногорск  -  Троицко-Печорск»  протяженностью  161,8  км 

является  малодеятельным  тупиковым  участком,  который  обеспечивает 

39 

 

транспортное  обслуживание  прилегающих  населенных  пунктов  и 
предприятий,  данная  линия  является  убыточной  малоинтенсивной 
железнодорожной линией.  

Плотность  железнодорожной  сети  общего  пользования  в  Республике 

Коми составляет 4,1 км на 1 тыс. кв.км территории. 

На  территории  республики  осуществляет  свою  деятельность  Северная 

железная  дорога  -  филиал  ОАО  «Российские  железные  дороги»  со  своими 
структурными подразделениями. 

Сохранение  эксплуатации  малоинтенсивных  железнодорожных  линий 

Сосногорск  –  Троицко-Печорск,  Микунь  –  Кослан  –  Вендинга  является 
стратегической задачей Республики Коми. 

В  процессе  структурного  реформирования  железнодорожного 

транспорта,  в  рамках  действующей  Программы  структурной  реформы  на 
железнодорожном  транспорте  на  рынке  перевозок  улучшены  условия  для 
развития  компаний-операторов,  владеющих  собственным  парком  грузовых 
вагонов. 

Автомобильный транспорт 

По  состоянию  на  2015  г.  общая  протяженность  автомобильных  дорог 

общего пользования в Республике Коми составила 7595,3 км, в том числе с 
твердым покрытием - 6468,9 км. Удельный вес автомобильных дорог общего 
пользования  с  твердым  покрытием  в  общей  протяженности  автомобильных 
дорог  общего  пользования  составляет  84,2%;  удельный  вес  автомобильных 
дорог  общего  пользования  с  усовершенствованным  покрытием  в 
протяженности  автомобильных  дорог  общего  пользования  с  твердым 
покрытием, составляет 68,2%. 

На  территории  Республики  Коми  осуществляют  деятельность  4399 

хозяйствующих  субъектов  в  сфере  автомобильного  пассажирского 
транспорта,  в  том  числе  615  юридических  лиц  и  3784  индивидуальных 
предпринимателя.  Из  числа  юридических  лиц  крупными  и  средними 
являются 38 предприятий, 67 - малые предприятия, 505 - микропредприятия. 

Из-за недостаточного количества дорог с твердым покрытием население 

в  весенний  и  осенний  периоды  остается  отрезанным  от  транспортных 
коммуникаций.  Из  708  сельских  населенных  пунктов  около  64%  не  имеют 
круглогодичного  транспортного  сообщения  по  автомобильным  дорогам  с 
твердым  покрытием  с  центром  своего  муниципального  образования,  и 
столицей республики городом Сыктывкаром. 

 

Водный транспорт 

40 

 

Транспортная сеть Республики  Коми  включает  4,1  тыс.  км  внутренних 

водных  путей,  при  этом  густота  внутренних  водных  судоходных  путей 
составляет 9,8 км на 1000 кв.км территории (в России - соответственно 102 
тыс. км и 5,9 км на 1000 кв.км территории). 

По  количеству  рек  и  их  многоводности  республика  занимает  одно  из 

первых  мест  в  стране.  Общая  протяженность  рек  длиной  более  10  км 
составляет 84 тыс. км, количество рек - около 3,5 тыс. 

Роль 

водного 

транспорта 

Республики 

Коми 

определяется 

географическим  расположением  водных  путей.  Водный  транспорт  имеет 
большое  значение,  а  в  условиях  слабой  развитости  железных  и 
автомобильных дорог,  является жизнеобеспечивающим. В настоящее время, 
действующая на реках Печора и Вычегда судоходная обстановка позволяет в 
муниципальных  районах  (Троицко-Печорский,  Вуктыльский,  Ижемский, 
Усть-Цилемский,  Корткеросский,  Усть-Вымьский,  Сыктывдинский,  Усть-
Куломский)  и  городах  (Печора,  Усинск,  Сыктывкар)  Республики  Коми 
осуществлять перевозки водным транспортом. 

Деятельность  по  обеспечению  услуг  судоходной  обстановки  на  реках 

Республики Коми осуществляет ФБУ «Администрация Печорского бассейна 
внутренних  водных  путей»,  которое  организует  работу  по  эксплуатации  и 
развитию  водных путей  Печорского  бассейна  (протяженностью  2589  км), и 
Сыктывкарский район водных путей - филиал ФБУ «Администрация Северо-
Двинского  бассейна  внутренних  водных  путей»,  который  обслуживает 
работу по эксплуатации и развитию водных путей Вычегодского бассейна. 

Основные реки: Ижма, Мезень, Печора, Сысола, Уса, Вашка, Вычегда, 

Вымь. 

Содержание  водных  путей  Печорского  и  Вычегодского  бассейнов 

осуществляется за счет средств  федерального бюджета. 

Основными  проблемами  развития  водного  транспорта  в  Республике 

Коми  являются:  

− 

пополнение  и  обновление  транспортного  флота  (проблема 

старения флота); 

− 

обеспечение габаритов судоходных ходов водных путей. 

На участках рек Вычегодского и Печорского бассейнов функционирует 

61  судовладелец,  имеющий  лицензии  на  перевозку  грузов  (из  них  27 
физические  лица)  и  3  организации,  имеющие  лицензии  на  погрузочно-
разгрузочные работы. Рабочий парк железнодорожных вагонов  (в среднем в 
сутки)  составляет  3,1  тыс.  единиц,  самоходных  судов,  осуществляющих 
пассажиро- и грузоперевозки около 150 единиц, несамоходных – около 100 
единиц. 

41 

 

Общие проблемы транспортной инфраструктуры Республики Коми  

Транспортная  инфраструктура  республики  в  целом  требует 

модернизации  и  дальнейшего  развития.  Почти  во  всех  отраслях 
транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов 
и  их  неэффективного  использования.  Большинство  направлений, 
характеризующих  работу  транспортного  комплекса,  по  объемным 
показателям  после  спада  на  современном  этапе  развития  не  достигают 
уровня  1991  года.  Значительная  часть  их  эксплуатируется  за  пределами 
нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. 

Серьезным  сдерживающим  фактором,  оказывающим  негативное 

влияние  на  темпы  экономического  развития,  остается  неразвитость  сети 
государственных  автомобильных  дорог  общего  пользования,  по  этому 
показателю республика отстает от других субъектов Российской Федерации.  

Рост  себестоимости  перевозок  в  свою  очередь  обусловливает 

повышение  транспортных  тарифов.  Индекс  тарифов  на  грузовые  перевозки 
на  железнодорожном  транспорте  составил  110,8%,  воздушном  –  136,7%  и 
водном  –  108,6%,  в  тоже  время  на  автомобильном  транспорте  тарифы  на 
перевозку грузов практически не изменились и составили 99,9%.  

Выделяемые  бюджетные  субсидии  пока  полностью  не  покрывают 

потери  в  доходах  транспортных  компаний,  возникающие  в  результате 
государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров. 

Задачи  развития  транспортной  системы  Республики  Коми  на 

период до 2020 года, в том числе включают: 

− 

развитие транспортно-логистического комплекса; 

− 

развитие механизмов проектного управления; 

− 

эффективное  организационно-правовое  регулирование  рынка 

транспортных услуг; 

− 

стыковку  транспортно-коммуникационных  систем  всех  видов 

транспорта  на  территории  Республики  Коми  с  транспортной  системой 
Российской Федерации; 

− 

системное  управление  всеми  видами  транспорта  по  вопросам 

взаимоувязки  расписания  движения,  схемы  и  следования  движения 
транспорта,  грузоподъемности  транспорта,  оказания  экспедиционно-
перегрузочных услуг; 

− 

обеспечение  безопасности  перевозок  грузов,  требующих  особые 

условия и др. 

Направления развития транспортной системы Республики Коми 

Железнодорожный транспорт: 

42 

 

− 

создание  сети  современных  перегрузочных  терминалов  для 

переработки грузов с использованием современных технологий; 

− 

сохранение  эксплуатации  малоинтенсивных  железнодорожных 

линий Сосногорск - Троицко-Печорск, Микунь - Кослан – Вендинга; 

− 

строительство железнодорожной магистрали «Соликамск - Гайны 

- Сыктывкар - Карпогоры – Архангельск» (проект «Белкомур»). 

На  период  до  2020  года.  Одним  из  наиболее  приоритетных  является 

проект строительства магистральной железнодорожной линии «Соликамск – 
Гайны  –  Сыктывкар  –  Карпогоры    -  Архангельск»  (проект  «Белкомур»), 
общей протяженностью 1155 км (в том числе новое строительство – 715 км). 
Рисунок 1. Схема прохождения железнодорожной магистрали «Белкомур». 

 

Рис. 1. Схема прохождения железнодорожной магистрали «Белкомур» 
Источник:  Основные  направления  развития  транспортной  системы 

Республики Коми до 2020 года 

 
Реализация  проекта  приведет  к  созданию  альтернативного 

транспортного  направления  от  Урала  в  порты  Белого  и  Баренцева  морей,  а 
также  инфраструктурной  основы  для  долгосрочного  роста  экономики 
районов  прилегания  к  новому  железнодорожному  направлению,  позволит 
сократить  транспортную  составляющую  в  цене  производимых  товаров  и 
повысить конкурентоспособность крупных производителей и малого бизнеса 
регионов, участвующих в проекте.  

Автомобильный транспорт: 

43 

 

− 

создание условий для привлечения частного капитала в развитие 

автомобильного  транспорта  и  обустройство  дорожного  сервиса  для 
обслуживания транзитных и междугородных перевозок; 

− 

реконструкция и модернизация инфраструктуры автомобильного 

транспорта; 

− 

создание  автотранспортных  терминалов,  обеспечивающих 

комплексную переработку и экспедиционное обслуживание грузов; 

− 

участие в реализации инвестиционного проекта «Строительство и 

реконструкция  участков  автодороги  на  маршруте  «Санкт-Петербург  – 
Медвежьегорск – Каргополь – Сыктывкар – Кудымкар - Пермь» с подъездом 
к  Воркуте,  Нарьян-Мару,  Салехарду  и  Соликамску  на  участках 
автомобильной  дороги  «Сыктывкар  –  Ухта  –  Печора  –  Усинск  –  Нарьян-
Мар» с подъездами к городам Воркута и Салехард» (см. рис.2); 

− 

строительство автомобильных дорог: «Айкино - Кослан», «Ухта – 

Троицко-Печорск – Комсомольск - Якша», «Печора - Вуктыл». 

 

Рис. 2. Строительство автомобильной дороги «Сыктывкар – Ухта – Печора – 

Усинск – Нарьян-Мар» 

 

 

На Нарьян-Мар 

На Пермь 

На Архангельск 

На Салехард 

Воркута 

Печора 

Ухта 

 

 

Сыктывкар 

44 

 

Источник:  Основные  направления  развития  транспортной  системы 
Республики Коми до 2020 года. 
 

В  2006  году  организации  осуществляющие  деятельность  по 

строительству  дорог  в  Республике  Коми  сдали  в  эксплуатацию  последний 
пусковой  комплекс  на  участке  автодороги  «Сыктывкар  –  граница 
Архангельской  области»,  обеспечив  выход  республиканских  транспортных 
потоков в Архангельскую область.  

На  пермском  направлении  за  годы  строительства  на  территории 

республики  сдано  в  эксплуатацию  89,9  км  автодороги  «Сыктывкар  – 
Кудымкар – Пермь». В рамках данного проекта планируется построить еще 
52,4  км  автодороги  с  инженерными  сооружениями  на  примыкание  к 
федеральной автодороге Вятка и мостовым переходом через реку Сысола. 

С окончанием строительства автомобильных дорог «Сыктывкар – Ухта – 

Печора  –  Усинск  –  Нарьян-Мар»  и  «Айкино  –  Кослан»  более  200  тыс. 
человек  в  пяти  муниципальных  образованиях  Республики  Коми  получат 
выход  на  опорную  сеть  автомобильных  дорог  общего  пользования 
регионального и межмуниципального значения. 

Водный транспорт 

В  основе  развития  речных  перевозок  лежит  принцип  сохранения 

внутренних водных путей, а также создание условий для обновления речного 
флота. 

Водный  транспорт  безальтернативно  развивается  на  территории 

республики  в  районах,  где  водные  пути  являются  единственными 
коммуникациями, и конкурирует с железнодорожным транспортом в секторе 
перевозок грузов на средние расстояния.  

Основным  направлением  развития  системы  управления  внутренних 

водных  путей  является  создание  структуры  их  управления,  отвечающей 
действующему  законодательству,  адекватной  реальным  бюджетным 
возможностям  и  сложившимся  на  водном  транспорте  экономическим 
условиям.  

Важнейшим  требованием  к  системе  управления  внутренними  водными 

путями  является  сохранение  единого  технологического  комплекса 
обеспечения безопасности и эффективности судоходства.  

45 

 

Основные  ожидаемые  результаты  при  реализации  стратегических 

целей  развития  транспортного  комплекса  Республики  Коми  до  2020 

года: 

− 

обеспечение  постоянной  круглогодичной  связи  всех  сельских 

населенных  пунктов,  по  дорогам  с  твердым  покрытием  с  сетью 
автомобильных дорог общего пользования; 

− 

обеспечение  стимулирования  интенсивного  развития  смежных 

отраслей  в  экономике  республики  за  счет  координации  со  стратегиями  и 
программами  развития  смежных  отраслей  -  поставщиков  ресурсов  для 
развития и функционирования транспорта; 

− 

повышение производительности транспортных систем; 

− 

создание  опорной  сети  автомобильных  дорог  общего 

пользования; 

− 

развитие 

конкурентной 

среды, 

государственно-частного 

партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования. 

4.2.  Транспортная  инфраструктура  муниципальных  образований 

Республики Коми 

Информация  о  транспортной  инфраструктуре  муниципальных 

образований Республики Коми представлена в соответствии с источниками – 
схемами  территориального  планирования  муниципальных  образований,  а 
также Геоинформационным порталом Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/). 

Исходя  из  принятых  допущений,  информация  приводится  по 

железнодорожной, автомобильной и водной инфраструктуре. Не приводится 
информация  об  инфраструктуре  воздушного,  внутреннего  и  пассажирского 
транспорта муниципальных образований Республики Коми.  

Городской округ Сыктывкар 

МО  ГО  «Сыктывкар»  расположено  в  центральной  части  Республики 

Коми.  Используются  следующие  виды  сообщений:  железнодорожный, 
автомобильный, воздушный и водный транспорт. 

Железнодорожная инфраструктура 

По территории МО ГО «Сыктывкар» проходит железнодорожная ветка 

Сыктывкар  –  Микунь,  связанная  с  магистралью  «Москва  –  Котлас  – 
Воркута» (обеспечивая выход в Европейскую часть страны). Протяжённость 
железнодорожных путей незначительна и составляет 48 км. 

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость автомобильных дорог в МО ГО «Сыктывкар» составила 

406,3 км.  

46 

 

По  территории  муниципального  образования  проходят  автомагистраль 

федерального  значения  «Вятка»  Сыктывкар  –  Киров  (которая  даёт  выход  к 
Кировской  области  через  территорию  МО  МР  «Сыктывдинский»,  МО  МР 
«Сысольский» и «Прилузский») и автодороги: Сыктывкар – Ухта, Сыктывкар 
– Усть-Кулом, Сыктывкар – Микунь – Яренск. 

Водная инфраструктура  

Водные пути представлены рр. Сысола и Вычегда.  

Городской округ Воркута 

МО  ГО  «Воркута»  расположено  на  севере  Республики  Коми. 

Транспортная  система  городского  округа  объединяет  в  себе 
железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. 

Железнодорожная инфраструктура  

Железнодорожный  транспорт  занимает  ведущее  место  в  транспортной 

системе  городского  округа.  Общая  протяженность  железных  дорог, 
находящихся  на  территории  городского  округа,  составляет  588  км,  из  них: 
240  км  –  дороги  федерального  значения  и  348  км  –  дороги  местного 
значения. Все железные дороги, как федерального, так и местного значения, 
проходящие  по  территории  МО  ГО  «Воркута»  –  однопутные  и 
неэлектрифицированные. 

По  территории  МО  ГО  «Воркута»  проходит  действующая  «Северная 

железная дорога», связывающая город республиканского значения Воркуту с 
городом  Сыктывкаром  и  городом  Лабытнанги  (ЯНАО).  Эта  дорога 
обеспечивает  выход  из  грз.  Воркуты  на  федеральную  сеть  железных  дорог 
России  и  обеспечивает  связь  по  следующим  основным  направлениям: 
Воркута - Москва, Воркута - Санкт-Петербург, Воркута - Нижний Новгород, 
Воркута - Новороссийск, Воркута - Архангельск, Воркута - Екатеринбург и 
т.д.  

Кроме федеральной железной дороги на территории городского округа 

имеются действующие и недействующие (порядка 76 км.) железные дороги 
местного значения.  

Все  пересечения  железных  дорог  между  собой  и  с  автомобильными 

дорогами в МО ГО «Воркута» выполнены в одном уровне, в местах перехода 
через реки имеются мосты в количестве 31 шт. 

Автомобильная инфраструктура  

Протяжённость  автомобильных  дорог  в  МО  ГО  «Воркута»  составила 

240,0 км.  

В настоящее время на территории городского округа нет автомобильных 

дорог,  связывающих  его  со  смежными  административно-территориальными 

47 

 

образованиями. Все имеющиеся в округе автомобильные дороги действуют и 
имеют местное значение. 

Основные  автомобильные  дороги:  «Кольцевая  автодорога  г.  Воркуты», 

подъезд  от  кольцевой  автодороги  к  п.  Мульде  (грузовая  ж/д  станция); 
подъезд  к  п.  Советский  (микрорайон  города  Воркуты);  подъезд  к  п. 
Цементозаводскому  (микрорайон  пгт.  Северный);  подъезд  к  водозаборной 
станции г.Воркуты на р.Усе. 

Все  вышеуказанные  дороги  имеют  категорию  III,  их  общая 

протяженность составляет 97 км, в том числе: 80 км – дороги с капитальным 
типом  дорожной  одежды  и  17  км  –  дороги  с  переходным  типом  дорожной 
одежды.  Остальные  автомобильные  дороги  в  городском  округе  являются 
подъездными  дорогами  предприятий.  На  сегодняшний  день  связь  грз. 
Воркуты  с  населенными  пунктами,  расположенными  в  южной  части 
городского  округа  вдоль  действующей  федеральной  железной  дороги, 
отсутствует.  

Большую  часть,  около  53%,  в  общей  структуре  существующей  сети 

автомобильных  дорог  МО  ГО  «Воркута»  занимают  дороги  с  покрытием  из 
укрепленных грунтов и грунтовые дороги без покрытия. 

Все  пересечения  автомобильных  дорог  между  собой  и  с  железными 

дорогами в МО ГО «Воркута» выполнены в одном уровне, в местах перехода 
через реки имеются мосты в количестве 9 шт. 

Стоит  отметить  снижение  пропускной  способности  и  повышение 

аварийноопасности «Кольцевой автодороги г. Воркуты» на участке моста, с 
габаритом, равным 5 м. 

Городской округ Инта 

МО  ГО  «Инта»  расположено  на  северо-востоке  Республики  Коми. 

Транспортная система городского округа объединяет в себе главным образом 
железнодорожный и частично воздушный транспорт.  

Железнодорожная инфраструктура  

Трасса  магистральной  железной  дороги  Коноша  –  Воркута  проходит  в 

12  километрах  юго-восточнее  города.  Она  позволяет  осуществлять  связи 
также  и  с  другими  населенными  пунктами  Республики  Коми  и  России 
(Печора, Ухта, Сыктывкар). 

На территории муниципального образования городского округа имеется 

10  железнодорожных  мостов  через  водные  препятствия,  в  том  числе  3  в 
пределах города.  

Автомобильная инфраструктура  

48 

 

88%  общего  количества  населенных  пунктов  МО  ГО  «Инта»  не 

обеспечены подъездными дорогами с твердым покрытием.   

Автомобильные  и  транспортные  связи  имеются  только  в  пределах 

самого грз. Инта. Эти дороги сосредоточены в «кусте» населенных пунктов 
грз. Инта, пст. Юсьтыдор, пгт. Верхняя Инта.  

Связь  города  с  близлежащими  населенными  пунктами  осуществляется 

по  автомобильным  дорогам  местного  значения  (пгт.  Верхняя  Инта  –  пст. 
Юсьтыдор,  подъезд  к  пристани).  Протяженность  перечисленных 
автомобильных дорог составляет лишь 32,4 км.  

В  зимнее  время  создается  сезонная  дорога  («зимник):  грз.  Инта  –  с. 

Петрунь,  с.  Косьювом  –  с.  Адзьвавом  с  оборудованием  многочисленных 
ледовых переправ грузоподъёмностью 20 тонн.  

Водная инфраструктура  

Водный  транспорт  муниципального  образования  городского  округа  

ориентирован  на  судоходные  реки  Уса,  Адзьва  и  Косью,  по  которым 
осуществляется  сообщение  с  рядом  населенных  пунктов  (с.  Адзьвавом,  с. 
Косьювом, с. Петрунь).  

В  12  км  от  грз.  Инта  на  р.  Косью  находится  пристань  «35  км», 

автомобильная связь с которой имеет сезонный характер в связи с тем, что 
подводящая автодорога не имеет твердого покрытия.  

Городской округ Усинск 

МО  ГО  «Усинск»  расположено  на  севере  Республики  Коми. 

Используются 

следующие 

виды 

сообщений: 

железнодорожный, 

автомобильный, внутренний водный, воздушный. Транспортная система МО 
ГО 

«Усинск» 

характеризуется 

неудовлетворительным 

состояние 

автомобильных  дорог,  низкой  пропускной  способностью,  отсутствием 
круглогодичного автотранспортного сообщения.  

Железнодорожная инфраструктура  

Протяженность  железнодорожных  путей  по  территории  городского 

округа  38  км.  Железная  дорога  не  электрифицирована.  Перевозки  грузов  и 
пассажиров  осуществляет  Сосногорское  отделение  Северной  железной 
дороги. 

Ежедневно ведется переработка не менее 60 вагонов различных грузов. 

Автомобильная инфраструктура  

На территории городского округа Усинск транспортная инфраструктура 

развита  не  достаточно.  Транспортная  доступность  до  административного 
центра, в основном, осуществляется по зимникам, а в летнее время вообще 
невозможна.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..