ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2018 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2018 год) - часть 10

 

 

контроль»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января
2015 года №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном
надзоре»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта
2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного
обследования объектов земельных отношений»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля
2017 года № 166 «Об утверждении правил составления и направления
предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований,
подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об
исполнении такого предостережения»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений
Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от
20 июля
2015 года
№ 486
«Об утверждении
Административного регламента Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной
службой государственной регистрации, кадастра и картографии
государственной функции по осуществлению государственного земельного
надзора»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 25 сентября 2017 года № 478 «Об утверждении перечня
должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об
административных правонарушениях, и о признании утратившими силу
некоторых приказов Минэкономразвития России»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 9 января 2018 года № 7 «Об утверждении индикаторов риска
144
нарушения обязательных требований, используемых для определения
необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении
федеральной службой государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальными органами государственного
земельного надзора»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 1 июня 2018 года «Об утверждении порядка оформления и
содержания заданий на проведение административного обследования
объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой
государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по
контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и оформления результатов таких обследований»;
- Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии от 22 ноября 2017 года № П/0530 «Об утверждении формы
проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при
осуществлении федеральной службой государственной регистрации,
кадастра и картографии государственного земельного надзора»,
- иные нормативные правовые акты в сфере государственного
земельного контроля (надзора).
Указанные нормативные правовые акты соответствуют критериям
достаточности, полноты, объективности, научной обоснованности,
доступности, возможности их исполнения и контроля, отсутствия
признаков коррупциогенности и размещены в свободном доступе на
официальном сайте Управления.
Информация о нормативно-правовых актах, приказах и
распоряжениях, регламентирующих деятельность Росреестра и его
должностных лиц в сфере государственного земельного надзора,
устанавливающих обязательные требования к осуществлению
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
соблюдение которых подлежит проверке, опубликована в сети Интернет на
официальном сайте Росреестра.
В соответствии со статьей
9 Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и
145
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со статьей
71 Земельного кодекса РФ под
государственным земельным надзором понимаются деятельность
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти,
направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными
представителями и гражданами требований, установленных земельным
законодательством, посредством организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и
(или) устранению последствий
выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных
органов государственной власти по систематическому наблюдению за
исполнением требований земельного законодательства, анализу и
прогнозированию состояния исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении органами государственной власти,
органами
местного
самоуправления,
юридическими
лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Руководитель Управления является главным государственным
инспектором Республики Башкортостан по использованию и охране
земель.
Курирующий заместитель Руководителя Управления является
заместителем главного государственного инспектора Республики
Башкортостан по использованию и охране земель, организует и
координирует деятельность по направлению государственный земельный
надзор.
Отдел государственного земельного надзора, землеустройства и
мониторинга земель является структурным подразделением Управления,
исполняющим функцию государственного земельного надзора на
территории Республики Башкортостан и осуществляющим координацию и
146
контроль за деятельностью территориальных отделов в данной сфере.
Начальник отдела
государственного
земельного
надзора,
землеустройства и мониторинга земель Управления является заместителем
главного государственного инспектора Республики Башкортостан по
использованию и охране земель, главным государственным инспектором
по Уфе и Уфимскому району Республики Башкортостан.
В целях эффективного управления в сфере государственного
земельного надзора на территории республики действует
31
территориальный отдел. Начальник территориального отдела Управления
является главным государственным инспектором соответствующего
района, города, в отдельных районах имеются заместители начальников
отделов.
По состоянию на 31 декабря 2018 года в Управлении всего 104
инспектора
(включая главных государственных инспекторов и их
заместителей) и 74 инспектора, фактически осуществляющих деятельность.
Приказом Управления от 16 июля 2012 года № 257 утверждено
Положение о порядке наделения государственных гражданских служащих
полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора,
утвержден состав Комиссии по наделению полномочиями по
осуществлению государственного земельного контроля.
В целях оказания консультативной и методической помощи,
своевременного реагирования на возникающие вопросы, организовано
кураторство за территориальными отделами Управления из числа
сотрудников
отдела
государственного
земельного
надзора,
землеустройства и мониторинга земель.
Отдел государственного земельного надзора, землеустройства и
мониторинга земель Управления, территориальные отделы Управления
реализуют следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляют государственный земельный надзор на территории
Республики Башкортостан, контроль за соблюдением земельного
законодательства, требований по охране и использованию земель всех
категорий, в т.ч. контроль:
1) требований законодательства о недопущении самовольного занятия
147
земельного участка или части земельного участка, в том числе
использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный
участок;
2) требований о переоформлении юридическими лицами права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
аренды земельных участков или приобретении земельных участков в
собственность;
3) требований законодательства об использовании земельных участков
по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или
иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
4) требований законодательства, связанных с обязательным
использованием в течение установленного срока земельных участков,
предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства,
огородничества, в указанных целях;
5) требований земельного законодательства органами государственной
власти и органами местного самоуправления при предоставлении
земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности;
6) требований законодательства, связанных с обязанностью по
приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению;
7) требований законодательства, связанных с выполнением в
установленный срок предписаний, выданных должностными лицами
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по
вопросам соблюдения требований земельного законодательства и
устранения нарушений в области земельных отношений.
- привлекают
землепользователей
к
административной
ответственности, предусмотренной ст.7.1, 7.34, ч.1,3,4 ст. 8.8 КоАП РФ;
- направляют дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст.
19.4, ч.1 ст.19.4.1, ч. 25, 26 ст. 19.5, ст. 19.7, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ для
рассмотрения мировым судьям;
148
- направляют в государственные органы исполнительной власти или
органы местного самоуправления материалы по п.9 ст. 71 ЗК РФ, ст. 10.1
ЗК РФ;
- направляет в органы прокуратуры материалы в отношении актов
органов местного самоуправления, свидетельствующих об их
несоответствии земельному законодательству Российской Федерации.
Заместитель Руководителя в соответствии с распределением
обязанностей и по поручению Руководителя:
1) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями
Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата
Правительства, органами государственной власти и органами местного
самоуправления, гражданами и организациями;
2) координирует и контролирует работу отдела государственного
земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, дает
поручения начальнику отдела государственного земельного надзора,
землеустройства и мониторинга земель;
3) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными
органами по направлению государственный земельный надзор;
4) проводит совещания с представителями органов государственной
власти, органов местного самоуправления и иных организаций;
5) рассматривает поступившие обращения и другие документы;
6) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на
подпись Руководителю;
7) выносит распоряжения на проведение проверки соблюдения
земельного законодательства и предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований;
8) утверждает
задания
на
проведение
административных
обследований объектов земельных отношений;
9) осуществляет
иные
полномочия,
предусмотренные
законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами
Службы.
Отдел государственного земельного надзора, землеустройства и
мониторинга земель Управления:
149
- осуществляет координацию и контроль за деятельностью
территориальных отделов Управления по вопросам государственного
земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель;
- рассматривает жалобы на постановления по делам об
административных правонарушениях;
- организует разработку и представление на утверждение главному
государственному
инспектору
Республики
Башкортостан
по
использованию и охране земель планов проверок по осуществлению
государственного земельного надзора, а также контроль за их реализацией;
- организует разработку и утверждение главными государственными
инспекторами районов
(городов) Республики Башкортостан по
использованию и охране земель квартальных планов проведения
административных обследований объектов земельных отношений, а также
контроль за их реализацией, размещением на сайте Управления
результатов административных обследований объектов земельных
отношений;
- осуществляет формирование установленной отчетности в сфере
государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга
земель;
- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по
вопросам государственного земельного надзора;
- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации и
общественными организациями, органами местного самоуправления в
рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий;
- организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление
ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- осуществляет информационное взаимодействие с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, в том числе на основании заключенных
соглашений;
- обеспечивает функционирование и совершенствование системы
150
анализа, учета, отчетности и государственной статистики, а также
взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления;
- организует сбор и обобщение информации, необходимой для анализа
деятельности территориальных отделов Управления по государственному
земельному надзору.
В рамках исполнения государственной функции по государственному
земельному надзору государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления проводятся плановые и внеплановые проверки
соблюдения земельного законодательства юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами местного
самоуправления, органами государственной власти.
В случае выявления индикаторов риска, утвержденных приказом
Минэкономразвития России от 9 января 2018 года № 7, в ходе проведения
административных обследований объектов земельных отношений
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается
решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 «О правилах формирования и
ведения единого реестра проверок», в целях повышения открытости и
прозрачности мероприятий государственного земельного надзора в
отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
органов государственной власти, Управлением своевременно вносятся
сведения о проверках в действующую единую базу проверок ФГИС
«Единый реестр проверок».
Динамика изменений количества государственных инспекторов по
использованию и охране земель Управления за
2014
-
2018 годы
представлена в таблице 3-12.
151
Таблица 3-12.
Динамика изменений количества государственных инспекторов по
использованию и охране земель Управления за 2014 -2018 годы
Год
2014
2015
2016
2017
2018
Количество
государственных
инспекторов по
88
82
76
73
74
использованию и
охране земель
Управления
Управление и его территориальные отделы при осуществлении
государственного земельного надзора используют высокоточное
геодезическое оборудование.
3.3.2.
Результаты осуществления государственного земельного
контроля (надзора)
В 2018 году государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления проведено
13616 проверок соблюдения
земельного законодательства, в том числе 5014 плановых проверок, 7753
внеплановых проверок.
По итогам проверок выявлено
8203 нарушения законодательства.
Привлечено к административной ответственности
2195 субъектов
земельных отношений, в т.ч.
65 юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, 2093 физических лиц, 37 должностных лиц.
Наложено штрафов на сумму 27081,51 тыс.руб., в т.ч.:
- 7829
тыс. руб. на юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей;
- 18282,51 тыс.руб. на физических лиц;
- 970 тыс. руб. на должностных лиц.
152
Таблица 3-13.
Динамика проведения проверок (в т.ч. плановых и внеплановых)
за 2014-2018 годы
Год
2014
2015
2016
2017
2018
Количество проверок
17891
17084
14578
12767
13616
Количество плановых
7930
6508
4901
5014
5822
проверок
Количество
внеплановых
9961
10576
9677
7753
7794
проверок
Основания проведения внеплановых проверок: истечение срока
исполнения предписания, обращения граждан, юридических лиц, органов
государственной
власти,
органов
местного
самоуправления,
административные обследования.
Количество проведенных проверок в 2018 году в сравнении с 2017
годом увеличилось на
849
(6,65%). Причиной увеличения количества
проверок в
2018 году является увеличение количества проверок по
исполнению ранее выданных предписаний, так за 2018 год указанных
проверок проведено 5949, за 2017 год - 5243 (увеличение на 11,86%),
также увеличилось количество проведенных плановых проверок, за 2018
год проведено 5822 плановых проверок, за 2017 год - 5014 (увеличение на
16,12 %).
Управлением в
2018 году проведены
16 плановых проверок в
отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в
отношении органов местного самоуправления -3 и в отношении граждан -
5803.
На 2019 год Управлением запланировано 4108 проверок соблюдения
земельного законодательства
(в отношении юридических лиц
-23; в
отношении органов местного самоуправления- 2; в отношении физических
лиц- 4083).
В соответствии с п.
2 ст.
71.2 Земельного кодекса Российской
Федерации под административным обследованием объекта земельных
отношений понимается исследование его состояния и способов его
использования на основании информации, содержащейся в
153
государственных и муниципальных информационных системах, открытых
и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах,
информации, полученной в ходе осуществления государственного
мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения
землеустройства, информации, полученной дистанционными методами
(дистанционное зондирование
(в том числе аэрокосмическая съемка,
аэрофотосъемка),
результаты
почвенного,
агрохимического,
фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими
методами.
Административные обследования позволяют также как и при
проверках выявить признаки нарушения земельного законодательства, а
также принять меры по их пресечению.
Управлением за
2018 год проведено
4836 административных
обследований объектов земельных отношений.
На основании результатов административных обследований проведено
1482 внеплановых проверки и возбуждено 93 административных дел без
проведения внеплановой проверки.
Согласно п. 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года
№ 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» в случае получения в ходе
административного
обследования
юридического
лица
или
индивидуального предпринимателя сведений о готовящихся нарушениях
или признаках нарушения земельного законодательства Российской
Федерации, орган государственного контроля
(надзора) направляет
юридическому
лицу,
индивидуальному
предпринимателю
предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
За
2018 год Управлением выдано
730 предостережений о
недопустимости нарушений обязательных требований.
Основной задачей Управления в соответствии с вышеуказанными
нормами стала профилактика нарушений обязательных требований,
предполагающая самостоятельное устранение нарушений объектом
надзора, без применений мер воздействия (привлечения хозяйствующих
154
субъектов
к
административной
ответственности)
в
рамках
предоставленных Управлению полномочий.
По итогам проверок Управлением за
2018 год выявлено
8203
нарушений законодательства на площади 2727,5 га, из них 164 совершили
юридические лица, что составляет 2 % от общего количества нарушителей
законодательства,
7992
- граждане, что составляет
97,4
%,
47
-
должностные лица, что составляет 0,6 %. Устранено 3500 нарушений на
площади 4451,1 га (приложение 5).
По-прежнему наиболее распространенным нарушением земельного
законодательства является самовольное занятие земельного участка или
части земельного участка, в том числе использование земельного участка
лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской
Федерации прав на указанный земельный участок и невыполнение
предписаний госземинспекторов по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства (рисунок 3-3).
В целях своевременного устранения нарушений земельного
законодательства государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления в 2018 году выдано 5554 предписания по
устранению нарушений земельного законодательства с конкретными
сроками устранения допущенных нарушений. За невыполнение
предписаний составлено 1262 протокола по ч. 25, 26 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,
протоколы направлены на рассмотрение мировым судьям.
Таблица 3-14.
Динамика привлечения к административной ответственности
за 2014-2018 годы
2014
2015
2016
2017
2018
6526
4225
2957
2639
2195
155
Количество (ед.)
1824
4544
1548
172
8
34
9
34
30
Самовольное занятие земельных участков
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства
Использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к
той или иной категории земель и разрешенным использованием
Неповиновение требованию госземинспектора или воспрепятствование осуществлению им
служебных обязанностей
Неиспользование земельных участков
Неуплата административного штрафа в срок
Непредоставление в государственный орган сведений, необходимых для осуществления его
законной деятельности
Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования
лицами, не выполнившими обязанность по его переоформлению
Иные нарушения
Рис.3-3. Структура нарушений законодательства,
выявленных Управлением в 2018 году
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности
в
2018 году, по сравнению с 2017 годом уменьшилось на 444 (-16,8%),
156
Обусловлено это тем, что при привлечении к административной
ответственности физических лиц при нарушении земельного
законодательства должностными лицами Управления, уполномоченными
на принятие решения по административным делам, в установленных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
случаях применяется статья
2.9 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, которая освобождает от
административной ответственности в виде штрафа в связи с
малозначительностью административного правонарушения. А также в
связи с применением статей 8.2, 8.3 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля», в случае получения в ходе
административного
обследования
юридического
лица
или
индивидуального предпринимателя сведений о готовящихся нарушениях
или признаках нарушения земельного законодательства Российской
Федерации, орган государственного контроля
(надзора) направляет
юридическому
лицу,
индивидуальному
предпринимателю
предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Таблица 3-15.
Динамика суммы наложенных штрафов за нарушения земельного
законодательства за 2014-2018 годы
2014
2015
2016
2017
2018
8690, 8
29827,8
35792,84
31160,63
27081,51
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
Сумма наложенных в 2018 году штрафов по сравнению с 2017 годом
уменьшилась на 4079,12 тыс.руб. (-13,09 %). Сумма взысканных в 2018
году с правонарушителей административных штрафов- 15698, 17 тыс.руб.
Уменьшение суммы наложенных штрафов связано с увеличением
количества проведенных проверок по исполнению предписаний и
устранением нарушений.
157
Для принудительного взыскания административных штрафов
должностными лицами Управления и территориальных отделов по
истечении установленного срока уплаты штрафа составляются протоколы
об административных правонарушениях по ч. 1 статьи 20.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в
соответствии с ч.
5 статьи
32.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях неисполненные постановления о
назначении административного наказания направляются судебным
приставам-исполнителям.
В 2018 году государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления за неуплату штрафа были составлены и
переданы для рассмотрения в судебные инстанции
30 протоколов об
административном правонарушении по ч.
1 статьи
20.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
«Уклонение от исполнения административного наказания».
В качестве контроля над уплатой наложенных штрафов
должностными лицами Управления регулярно отслеживаются сведения,
содержащиеся в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах.
В соответствии со ст.
47.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации Управлением на постоянной основе ведется работа по
списанию просроченной задолженности, признанной безнадежной к
взысканию. Распоряжениями Управления за
2018 год списана как
нереальная к взысканию задолженность в сумме 2308, 17 тыс. руб.
Управлением организовано направление СМС-оповещения о
необходимости своевременной оплаты административного штрафа за 10
дней до истечения срока уплаты административного штрафа.
В соответствии с письмом Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии были рассчитаны целевые показатели
(доля устраненных нарушений, доля выявленных нарушений) деятельности
Управления при осуществлении государственного земельного надзора за
2018 год.
158
Показатель
доли
устраненных
нарушений
земельного
законодательства от общего количества выданных предписаний об
устранении нарушений земельного законодательства Управления за 2018
год составил
-
157,3%
(минимально допустимое значение данного
показателя - 75%);
Показатель доли выявленных нарушений земельного законодательства
в общем количестве проведенных проверок соблюдения земельного
законодательства Управления за 2018 год составил - 65% (минимально
допустимое значение данного показателя - 55%).
159

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/