ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 5

 

 

и рациональное использование природных ресурсов признаны ключевыми
принципами реализации государственной экологической политики. Опреде-
лены основные задачи, решение которых способствует достижению цели, и
механизмы реализации государственной экологической политики. Институ-
циональной основой новой экологической политики становится обновлен-
ная система экологического регулирования, включающего сохранение есте-
ственных и восстановление нарушенных экологических систем, объектов
животного и растительного мира.
Для решения указанных задач используются различные механизмы реализа-
ции государственной политики в области экологического развития.
Так, при решении задачи сохранения природной среды, в том числе есте-
ственных экологических систем, объектов животного и растительного мира,
в России используются следующие механизмы:
„ укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных тер-
риторий федерального, регионального и местного значения в строгом со-
ответствии с их целевым предназначением;
„ создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких
и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и расти-
тельного мира и их местообитаний;
„ формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем
охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях
сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
„ предотвращение неконтролируемого распространения на территории Рос-
сийской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений
и микроорганизмов;
„ сохранение генетического фонда диких животных;
„ решение экологических проблем Байкальской природной территории, ре-
гионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В развитие этих задач Правительством Российской Федерации утверждены
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий фе-
дерального значения на период до 2020 года (распоряжение от 22 декабря
2011 г. № 2322-р) и Стратегия сохранения редких и находящихся под угро-
зой исчезновения видов животных, растений и грибов на период до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г.
№ 212-р). В настоящее время Президентом Российской Федерации постав-
лена задача по подготовке проекта Стратегии экологической безопасности
Российской Федерации.
64
Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий
федерального значения на период до 2020 года предусмотрено повысить эф-
фективность деятельности организаций, осуществляющих управление особо
охраняемыми природными территориями, и обеспечить создание новых осо-
бо охраняемых природных территорий.
Целью Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезно-
вения видов животных, растений и грибов является обеспечение на долго-
временной основе их сохранения и восстановления. Достижение указанной
цели возможно в результате формирования комплекса правовых, социально-
экономических и природоохранных условий, в частности развития и внедре-
ния экосистемного подхода к использованию природных ресурсов для до-
стижения устойчивого природопользования во всех секторах хозяйственной
и иной деятельности, воздействующих на редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды животных, растений и грибов и среду их обитания.
В последние годы принято значительное количество государственных страте-
гий и государственных программ по долголетнему развитию регионов России
и различных секторов экономики, связанных с сохранением и устойчивым ис-
пользованием биоразнообразия: сельского хозяйства, рыболовства, лесного
хозяйства, охотничьего хозяйства, транспортного и энергетического сектора,
горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, туризма. Все они в той
или иной форме учитывают вопросы сохранения биоразнообразия и ориенти-
рованы на устойчивое развитие.
Улучшение состояния окружающей среды, в том числе сохранение и устойчи-
вое использование биоразнообразия, в работе различных секторов экономи-
ки достигается за счет экологизации экономической деятельности, внедрения
новых моделей хозяйствования и широкого распространения экологически
ориентированных методов управления и производства.
Так, документы в области развития агропромышленного комплекса и его
базовой отрасли - сельского хозяйства предусматривают мероприятия, на-
правленные на восстановление и сохранение природного плодородия почв,
сохранение и поддержание агроландшафтов.
Стратегическими и программными документами развития лесного хозяй-
ства предусмотрены мероприятия, направленные на рациональное и неис-
тощительное пользование лесным фондом, сохранение ресурсного, рекреа-
ционного, экологического потенциала, включая внедрение прогрессивных
российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих мак-
симальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов.
Стратегическими и программными документами развития рыбохозяйствен-
ного комплекса предусмотрена реализация мер по сохранению, воспроиз-
водству и эффективному использованию водных биологических ресурсов, по
65
Учет и включение вопросов биоразнообразия в ведомственные и межведомственные стратегии, программы
предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого
и нерегулируемого промысла, развитию принципов устойчивого использова-
ния, что соответствует задачам сохранения биоразнообразия.
Программой развития охотничьего хозяйства предусмотрено ведение охот-
пользования на устойчивой основе (грамотное проведение биотехнических
мероприятий, воспроизводство охотничьих животных, борьба с браконьер-
ством), что способствует эффективному сохранению видового разнообразия
как охотничьих, так и других животных.
Одной из основных задач водной стратегии является охрана и восстановле-
ние водных объектов, для чего предусмотрен комплекс мер, направленных на
их восстановление, улучшение их экологического состояния за счет сниже-
ния антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы.
В области недропользования особое внимание уделяется формированию вы-
сокоэффективной, инновационно-ориентированной системы геологического
изучения недр, разработке и внедрению ресурсо- и энергосберегающих тех-
нологий; в области развития энергетики - расширению использования аль-
тернативных и возобновляемых источников электроэнергии. Однако в боль-
шинстве случаев при добыче полезных ископаемых и строительстве плотин
и иных гидротехнических сооружений избежать негативного воздействия на
биоразнообразие и здоровье экосистем не удается даже при применении наи-
более прогрессивных технологий и методов управления производством.
Помимо указанных документов сквозной политики, действие которых рас-
пространяется на территорию России в целом, приняты стратегические и
программные документы по развитию деятельности в границах отдельных
территорий (Арктика, Байкальская природная территория, Дальний Восток,
юг России, федеральные округа и субъекты Российской Федерации), направ-
ленные на социально-экономическое развитие российских регионов и под-
держание устойчивого баланса между развитием экономики и охраной окру-
жающей среды для создания комфортных условий проживания населения.
В 47 субъектах Российской Федерации (55,3%) приняты программы в сфере охраны
окружающей среды, при этом все они либо включают в себя подпрограмму по сохране-
нию биоразнообразия, либо предусматривают конкретные мероприятия в этой области.
Сохранение биоразнообразия не является прямой задачей многих из этих до-
кументов, тем не менее во всех из них предусмотрен комплекс мер, направ-
ленных на охрану окружающей среды, в том числе: внедрение ресурсосбе-
регающих и энергосберегающих технологий; совершенствование системы
экологических платежей; развитие экономических механизмов стимулиро-
вания рационального природопользования и поддержки экологически от-
66
ветственного бизнеса; организация государственного экологического мо-
ниторинга, формирование системы информирования населения о состоянии
окружающей среды; развитие системы особо охраняемых территорий; эко-
логическое воспитание и образование населения.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации для
реализации документов государственного стратегического планирования
на основе программно-целевого планирования в настоящее время приняты
государственные программы развития отдельных отраслей на период до
2020 г., которые наряду с планами реализации принятых стратегий и феде-
ральными целевыми программами решения межотраслевых проблем состав-
ляют системную основу деятельности государственных органов управления,
привязанную к бюджетному процессу.
Важно, что такие государственные программы приняты по отдельным секто-
рам природопользования: лесному, охотничьему, рыбному хозяйствам, бази-
рующимся на устойчивом использовании биологических ресурсов.
В сфере охраны окружающей среды распоряжением Правительства Россий-
ской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р принята Государственная
программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-
2020 годы». Программа сформирована с учетом приоритетов государственной
политики в сфере охраны окружающей среды и связывает в единую систему
меры правового регулирования, направленные на экономическое стимули-
рование экологически ориентированного «зеленого роста», и практические
мероприятия по улучшению состояния окружающей среды. В качественном
отношении ожидаются такие результаты программы, как: создание эффектив-
ной системы государственного регулирования и управления в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стимулиро-
вание предприятий, осуществляющих программы экологической модерниза-
ции производства и экологической реабилитации соответствующих террито-
рий, создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных
инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей
выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов,
развитие рынка экологических товаров и услуг, создание экологически без-
опасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы
и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными
экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского насе-
ления, сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природ-
ных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких
и исчезающих объектов животного и растительного мира, повышение уровня
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от воздействия опасных природных явлений, изменения климата (обеспечение
гидрометеорологической безопасности), обеспечение потребности населения,
67
Учет и включение вопросов биоразнообразия в ведомственные и межведомственные стратегии, программы
органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологи-
ческой и гелиографической информации, а также в информации о состоянии
окружающей среды, ее загрязнении, получении новых научных знаний в обла-
сти изменения климата, содержащих основу для формирования государствен-
ной политики в сфере охраны окружающей среды.
Государственная программа включает конкретные подпрограммы по основ-
ным предусмотренным в ней направлениям деятельности. Сохранение и
восстановление биоразнообразия России является предметом специальной
Подпрограммы «Биологическое разнообразие России». Приоритетами дан-
ной подпрограммы определено развитие и эффективное функционирование
сети особо охраняемых природных территорий и сохранение и восстановле-
ние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и рас-
тений, обеспечение принятия научно обоснованных решений в сфере сохра-
нения биологического разнообразия и использования природных ресурсов,
выполнение международных обязательств Российской Федерации в части
сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой
исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Рос-
сийской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообра-
зии и иных международных соглашений.
Компания ОАО «Ямал СПГ» разработала «Стратегию по сохранению ат-
лантического подвида моржа (Odobenus rosmarus rosmarus) и план дей-
ВПЕРВЫЕ
ствий на 2013-2015 гг.». Одной из главных задач Стратегии стала охрана
атлантического моржа от техногенных угроз в районах размещения объ-
В РОССИИ!
ектов компании и вдоль маршрутов морской транспортировки. Стратегия
призвана помочь компании систематизировать данные о состоянии и раз-
мещении популяции в районе ее деятельности.
Под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации разра-
ботана методология морского пространственного планирования и концепция плана
комплексного (интегрированного) управления морским природопользованием в Барен-
цевом море. Внедрение плана комплексного управления позволит использовать мор-
ские ресурсы наиболее эффективно и будет способствовать снижению конфликтов при
осуществлении различных видов деятельности.
Важным аспектом деятельности Российской Федерации в области сохране-
ния и устойчивого использования биоразнообразия является активное меж-
дународное сотрудничество. Это сотрудничество осуществляется в рамках
Конвенции о биологическом разнообразии, других природоохранных конвен-
ций, таких как Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международ-
ное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих
птиц, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Конвенция об охране
всемирного культурного и природного наследия, Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезно-
вения, а также в работе межправительственных комиссий, международных
68
рабочих групп, международных организаций, в первую очередь, ЮНЕП,
ЮНЕСКО, ГЭФ, ПРООН, МСОП и др. За истекший 5-летний период вы-
полнялось 10 проектов ГЭФ в области сохранения и устойчивого использо-
вания биоразнообразия.
Осуществляется двустороннее взаимодействие в области охраны окружаю-
щей среды и сохранения биоразнообразия, в том числе с приграничными
государствами. Осуществляется комплекс мер по развитию трансграничных
особо охраняемых природных территорий с Китаем, Норвегией, Финлянди-
ей, Республикой Абхазией, Монголией, Казахстаном.
Россия явилась инициатором и организатором двух международных форумов
по вопросам сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения ви-
дов животных:
„ Международного форума по вопросам сохранения тигра на Земле (Санкт-
Петербург, 2010) (с участием глав правительств стран ареала) и
„ Международного форума по вопросам сохранения белого медведя (Мо-
сква, 2013), посвященного 40-летию подписания Соглашения о сохране-
нии белых медведей 1973 г. (с участием министров стран ареала).
В целом Россия достигла серьезных успехов в решении вопросов сохранения
и устойчивого использования биоразнообразия и включению этих вопросов в
политикообразующие документы государства.
69
Учет и включение вопросов биоразнообразия в ведомственные и межведомственные стратегии, программы
Полнота реализации Национальной стратегии
и плана действий
Национальная стратегия сохранения биоразнообразия Рос-
сии была принята в 2001 г. Одновременно были приняты
Приоритетные направления национального плана действий
по сохранению биоразнообразия России. С тех пор указан-
ные документы не обновлялись. В основном ход выполнения
положений и мероприятий этих документов рассматривал-
ся в подготовленном в 2009 г. 4-м Национальном докладе по
сохранению биоразнообразия в Российской Федерации.
Для России рассматриваемый период - один из самых критических в отноше-
нии политического, экономического и социального развития. Он совпал с глу-
бокими экономическими кризисами и становлением переходной экономики в
начале 2000-х и в 2008-2009 гг. Кроме того, именно на этот период пришлась
реформа государственного управления в области охраны окружающей среды,
разделения полномочий между федеральными органами исполнительной вла-
сти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Значительная
часть функций, например, природно-ресурсного блока в этот период переда-
на на уровень субъектов Федерации. На них же возложены полномочия по
формированию и поддержанию региональных систем особо охраняемых при-
родных территорий (природных парков, заказников, памятников природы) и
территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока регионального и местного зна-
чения. Указанные обстоятельства следует учитывать при оценке прогресса в
области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в Россий-
ской Федерации после 2001 г.
Ниже в таблице 12 представлены результаты экспертной оценки степени вы-
полнения мер по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия,
определенных Приоритетными направлениями национального плана действий.
Используемая балльная оценка подразумевает следующие градации: 0 - не
выполнено, 1 - выполнение мер на 20% (например, из 10 запланированных
для создания особо охраняемых природных территорий создано только 2);
2 - выполнение мер на 40%; 3 - выполнение мер на 60%; 4 - выполнение
мер на 80%; 5 - выполнение мер на 100%.
70
Таблица 12. Степень выполнения мер по сохранению и устойчивому использованию
биоразнообразия, определенных Приоритетными направлениями национального
плана действий (2001). Баллы - от 0 до 5
Приоритетное
Оценка
Количественные и качественные
направление Плана
выполнения.
Индикаторы
показатели
действий (2001)
Баллы 1-5
Сохранение видов и популяций
Сохранение редких
4
Улучшение/ухудшение
В Красной книге Российской Фе-
видов, подвидов
состояния популяций
дерации сокращено около 50 по-
и популяций
редких видов, доля
зиций редких растений и животных
редких видов во флоре
(ряд видов улучшил свой статус).
и фауне страны, число
Утверждены и реализуются стра-
видов Красной книги
тегии по сохранению отдельных
(число видов, % от фау-
редких видов (белый медведь,
ны страны и региона)
дальневосточный леопард, саха-
линская кабарга, амурский тигр,
снежный барс и др.).
Для некоторых редких видов
и популяций статус достиг
критического состояния (напри-
мер, сайгак, кулик-лопатень ). В
некоторых случаях требуются
срочные меры по спасению вида
на национальном и международ-
ном уровнях
Сохранение
4
Доля промысловых
В рассматриваемый период у
промысловых и
видов, имеющая тренды
большей части представителей
других используемых
роста или стабилизации
промысловой фауны численность
видов
численности, вклад
не снижалась
России в сохранение
массовых объектов
охоты в других странах
мира (например,
гусеобразных и других
мигрирующих птиц)
Сохранение
3
Рост площади охра-
Численность многих водно-
мигрирующих видов
няемых природных
болотных мигрирующих птиц ста-
территорий (тыс. га, %),
билизировалась и имеет тенден-
состояние популяций
цию к росту. Высокую численность
мигрирующих видов
сохраняет таймырская популяция
(морских млекопитаю-
дикого северного оленя.
щих, дикого северного
Вместе с тем численность
оленя, сайгака, дзе-
сайгака и дзерена снизилась до
рена, водоплавающих
критического уровня. Сохранил-
птиц, хищных птиц)
ся тренд сокращения числен-
ности хищных птиц, некоторых
видов куликов
Сохранение редких
3
Состояние поголовья
Министерством сельского хозяйства
пород животных и
редких пород домашних
и РАН приняты специальные про-
сортов растений
животных, площади
граммы по сохранению редких пород
плантаций редких
домашних животных и культурных
сортов культурных рас-
растений. В Оренбургской области
тений, сохранение гене-
создается Центр по сохранению
тического материала
уникальных степных пород крупного
рогатого скота, овец и коз.
Однако существенных улучше-
ний по данному направлению не
наблюдается
Сохранение экосистем
Сохранение
4
Охват территориальной
Со стороны государства и НПО
уникальных
охраной уникальных
предприняты шаги по расширению
природных
объектов природного
территориальной охраны в отно-
комплексов и
наследия, выполнение
шении уникальных природных ком-
центров эндемизма,
планов по установле-
плексов, центров биоразнообразия
объектов природного
нию режима охраны на
и объектов природного наследия.
наследия ЮНЕСКО
данных территориях
С 2001 г. в Российской Федерации
(тыс. га, %)
созданы новые участки природного
наследия ЮНЕСКО - «Плато Путо-
рана» (2010) и «Ленские столбы»
Полнота реализации Национальной стратегии и Национального плана действий
71
(2012), находятся в стадии подго-
товки предложения номинации по
таким объектам природного насле-
дия ЮНЕСКО, как «Дельта Волги»
(2008), «Ильменские горы» (2008),
«Ландшафты Даурии - Даурский
заповедник» ( 2007), «Васюган-
ское болото» (2007), «Командор-
ские острова» (2005), «Долина
реки Бикин» и др. Подготовлены
предложения по уточнению границ
и расширению объектов всемир-
ного наследия «Западный Кавказ»
(2011) и «Девственные леса Коми»
(2012)
Сохранение и
3
Развитие федеральной
Увеличение площадей особо
восстановление
и региональной сети
охраняемых природных тер-
природных экосистем
особо охраняемых
риторий федерального уровня
природных территорий
шло медленно. Ранее принятые
(тыс. га, % от площади
планы создания новых нацио-
страны и региона). До-
нальных парков и заповедников
стижение показателей,
выполнены на 60-70%. Число
рекомендуемых Конвен-
региональных охраняемых при-
цией о биологическом
родных территорий в отдельных
разнообразии (далее
регионах сократилось. Восста-
- КБР) по «охраняемым
новление трансформированных
районам»
экосистем идет медленнее, чем
их рекультивация, что приводит
к увеличению площади нару-
шенных ландшафтов, особенно
в зоне тундр и тайги
Устойчивое
3
Доля продукции, по-
За последнее десятилетие роль
использование
лученной при исполь-
аквакультуры (рыбоводства) на
искусственных
зовании искусственных
искусственных водоемах, вы-
экосистем
экосистем в суммарной
ращивания лекарственных трав
продукции отрасли
на плантациях и пр. существенно
(тыс. тонн, %)
выросла.
В то же время за счет этого на-
грузки на биоресурсы природ-
ных экосистем не снизились
Мероприятия по
4
Число зафиксирован-
Отмечен прогресс в реализации
предотвращению
ных новых инвазивных
мер по этому направлению. На
саморасселения
видов (вновь зареги-
федеральном уровне принята
и акклиматизации
стрированных). Общее
концепция развития карантинной
чужеродных,
число натурализовав-
службы, в которой очерчен и круг
инвазивных видов
шихся видов. Скорость
вопросов защиты от инвазий
и ГМО
расселения (число
чужеродных видов. Опубликованы
вновь зарегистрирован-
крупные сводки по инвазивным
ных инвазивных видов
видам. В институтах РАН и Мин-
и площадь их расселе-
сельхоза России ведутся крупные
ния за 10 лет). Количе-
базы данных по инвазивным ви-
ство карантинных видов
дам, которые позволяют косвенно
в стране, отдельных
осуществлять мониторинг процес-
регионах
са их расселения и натурализации.
В ряде регионов составляются
«Черные книги» по инвазивным
видам (Тверская, Воронежская
области). Рослесхоз организует
систему мониторинга распростра-
нения в лесах Российской Феде-
рации чужеродных (инвазивных)
видов животных, растений
и микроорганизмов
Разработка и
4
Количество стратегий
Приняты и реализуются стратегии
реализация
и планов действий,
по Байкальской природной террито-
стратегий и
степень охвата ими
рии, Арктической зоне, по сохране-
планов действий
ландшафтного раз-
нию и устойчивому использованию
по сохранению
нообразия страны
лесов и другие.
отдельных типов
(количество, %)
С участием международных и на-
экосистем и
циональных общественных эколо-
уникальных
гических организаций предприняты
природных
меры по созданию и реализации
комплексов
планов действий в отношении
72
сохранившихся экосистем степной
зоны (Стратегия НПО, проект ГЭФ/
ПРООН по сохранению степей),
водно-болотных угодий и торфяных
болот (проекты по вторичному
заболачиванию пожароопасных
торфяников), водно-болотных
угодий Нижней Волги (проект ГЭФ/
ПРООН), уникальных экосистем
Баренц-региона (проект BPAN),
малонарушенных лесов и др. В
отношении территорий европей-
ского природоохранного значе-
ния на европейской территории
России реализуется программа
Европейского союза «Изумрудная
сеть» (Emerald Network), в рамках
которой уже выделено 740 таких
территорий (Изумрудная книга…,
2013). Стратегия Всемирного
фонда дикой природы в России
2013-2017 гг. включает действия
по 5 экорегионам (Баренцево-
морскому, Северокавказскому,
Алтае-Саянскому, Камчатско-
Берингийскому, бассейну реки
Амур) и морям.
На государственном уровне
специальных стратегий и планов
действий по этому направлению
не принято
Развитие и
4
Количество особо
Созданы новые заповедники
обеспечение
охраняемых природных
- «Кологривский лес» (2006),
деятельности
территорий на феде-
«Утриш» (2010), националь-
системы особо
ральном и региональ-
ные парки - «Калевальский»
охраняемых
ном уровнях, их доля
(2006), «Анюйский», «Удэгейская
природных
в площади страны и
легенда», «Бузулукский бор»
территорий
региона (млн га, %).
и «Зов тигра» (2007), «Русская
Степень достижения
Арктика» (2009), «Сайлюгемский»
рекомендаций КБР в
(2010), «Земля леопарда» (2012),
отношении площади
«Онежское Поморье», «Берингия»
«охраняемых районов».
и «Шантарские острова» (2013),
Финансирование госу-
заказники - «Долина дзерена»
дарственной системы
и «Пузарым» (2011)
охраняемых природных
территорий (рублей на
1 га)
Мероприятия в
3
Количество
Основной массив базовых законов
области правовых
нормативно-правовых
в области сохранения биоразно-
механизмов
актов, тренды числа
образия был принят в 1990-х гг.
сохранения
экологических право-
В рассматриваемый период среди
биоразнообразия
нарушений, в первую
новых законодательных докумен-
очередь, случаев
тов можно выделить законы о
браконьерства, фор-
рыболовстве, об охоте, об аква-
мирование базы для
культуре, о внесении изменений
реализации Националь-
в закон об особо охраняемых
ной стратегии и Плана
природных территориях, новый
действий по сохране-
Лесной кодекс и др.
нию биоразнообразия,
В то же время экологическое
полнота ратификации
законодательство требует
экологических конвен-
системного реформирования и
ций и международных
совершенствования. Не решен
соглашений
вопрос о присоединении к
ряду конвенций и соглашений,
в первую очередь, о доступе
к экологической информации
(Орхусская), об оценке воздей-
ствия на окружающую среду
в трансграничном контексте и
Протоколу по стратегической
экологической оценке
Полнота реализации Национальной стратегии и Национального плана действий
73
Мероприятия
3
Внедренные в практику
В Российской Федерации созданы
в области
нормативно-правовые
социально-экономические, по-
экономических
документы в области
литические, правовые и институ-
механизмов
экономики сохранения
циональные основы для внедрения
сохранения
биоразнообразия.
экономических инструментов
биоразнообразия
Включение показателей
сохранения биоразнообразия.
состояния биоразно-
Экономические механизмы регу-
образия и экосистем-
лирования в области сохранения
ных услуг в качестве
и использования биологиче-
индикаторов эффектив-
ского разнообразия включены
ности реализации эко-
в нормативные правовые и
номических проектов
инструктивно-методические акты
Российской Федерации. Вместе с
тем дальнейшее развитие данного
направления идет незначитель-
ными темпами. Начаты работы
по использованию показателей
биоразнообразия и экосистемных
услуг при оценках последствий
хозяйственной деятельности,
экологической экспертизе и терри-
ториальном планировании.
Однако следует отметить, что
прогресс в данной области не-
значительный
Совершенствование
3
Наличие специальных
За рассматриваемый период орга-
системы управления
органов государствен-
ны государственного управления
в области сохранения
ного управления и
в области биоразнообразия суще-
биоразнообразия
контроля в области
ственно сократились - специаль-
биоразнообразия
ного подразделения в министер-
на федеральном и
стве на уровне управления (как
региональном уровнях.
это было в конце 1990-х гг.), де-
Улучшение/ухудшение
партамента или даже отдела нет.
макропоказателей в
На данный момент специальная
состоянии биоразно-
группа (подразделение), занимаю-
образия страны - число
щаяся проблемами сохранения
редких видов и их доля
биоразнообразия, в Минприроды
во флоре и фауне,
России и в Росприроднадзоре
площадь трансформи-
отсутствует. Нет таковых подраз-
рованных экосистем и
делений и в Минсельхозе России,
т.д. (количество, тыс.
в Росрыболовстве, Рослесхозе.
га, %)
Отдельные специалисты решают
проблемы управления сохране-
нием биоразнообразия в стране
параллельно с решением других
вопросов государственного
управления, что резко снижает
эффективность действий в дан-
ной области
Мероприятия в области образования и формирования общественного сознания
Пропаганда
4
Количество мероприя-
Опыт проведения 4-го Всероссий-
необходимости
тий, степень охвата ими
ского съезда показал, что актив-
сохранения
населения. Количество
ность по пропаганде необходимо-
биоразнообразия
сайтов по проблемам
сти сохранения биоразнообразия
биоразнообразия в
сместилась в регионы, где вокруг
Интернете. Данные
заповедников и национальных
социологических
парков, региональных охраняемых
опросов (%)
территорий, музеев-заповедников
и памятников природы, отделений
Русского географического обще-
ства идет формирование интереса
к проблемам сохранения биораз-
нообразия.
74
Существенно ослабла роль в этом
«центральных» НПО, так как на
«арене» осталось всего несколько
крупных НПО, имеющих специ-
альные программы по биоразно-
образию, - WWF России, Предста-
вительство МСОП в России и СНГ,
Центр охраны дикой природы,
учебно-просветительский центр
«Заповедники», Русское геогра-
фическое общество (с постоянной
природоохранительной комисси-
ей и ежегодными программами
грантов в области охраны живой
природы, поддержки молодеж-
ных проектов и школьных экспе-
диций) и некоторые другие
Экологическое
3
Количество подго-
Подготовка квалифицированных
и биологическое
товленных кадров и
кадров в области биоразнообра-
образование и
действующих экс-
зия на базе университетов со-
просвещение
пертов, реализуемых
кратилась. Число студентов по
специальных программ
биологическим и экологическим
и проектов, периодиче-
специальностям снизилось, что
ских изданий. Наличие
отрицательно сказывается на
каналов и специальных
таксономическом изучении био-
программ на централь-
разнообразия и эффективности
ном и региональном ТВ
его охраны, а также на эффек-
тивности просвещения
Воспитание
4
Охват детей разных
В стране издается несколько
гуманного отношения
возрастных групп и
специальных журналов по охране
к живой природе у
молодежи программами
живой природы, на двух детских
детей
по охране живой при-
каналах идут постоянные пере-
роды (%). Количество
дачи, воспитывающие бережное
периодических изданий,
отношение к природе. В регионах
передач и программ ТВ
расширилась практика про-
ведения детских фестивалей,
лагерей, летних школ и «маршей
парков» на базе заповедников и
национальных парков. Стартовало
волонтерское движение помощи
охраняемым природным террито-
риям. Некоторые экологические
НПО и Русское географическое
общество имеют специальные
«детские» и «школьные» програм-
мы по экологическому воспитанию
и образованию
Информирование
4
Количество сайтов в
Ежегодно информацию о состоянии
населения
Интернете, каналов
биоразнообразия на национальном
о состоянии
и постоянных рей-
и региональном уровне публикует
биоразнообразия
тинговых передач на
государственный доклад о состоя-
радио, центральном
нии окружающей среды Россий-
и региональном ТВ,
ской Федерации и региональные
специальных популяр-
доклады в каждом из 83 субъектов
ных журналов, изданий
Федерации. В настоящее время
и выставок. Охват ими
на центральном ТВ функциониру-
населения (%)
ет несколько каналов о природе
страны, в том числе канал «Наша
планета» Русского географическо-
го общества и разные популярные
передачи («В мире животных»,
«Диалоги о животных»). Инфор-
мационное обеспечение идет
по линии научно-популярных и
популярных журналов о природе -
«В мире животных», «Экология и
жизнь», «Природа» и др.
Полнота реализации Национальной стратегии и Национального плана действий
75
Действует несколько десятков
крупных сайтов по проблемам био-
разнообразия.
Однако сводную информацию
о состоянии биоразнообразия
страны получить трудно
Проведение научных исследований
В области
5
Число научных про-
С 2001 г. по настоящее время
биологических наук
грамм и проектов.
существенно изменились отноше-
Наличие программ
ние и тематика академических,
междисциплинарных
университетских и ведомственных
исследований в данной
исследований в области био-
области. Степень охва-
разнообразия. Прошло несколько
та ими приоритетных
3-летних циклов реализации круп-
направлений научной
ных программ фундаментальных
поддержки мер по со-
исследований по программам пре-
хранению биоразно-
зидиума РАН по биоразнообразию
образия
на разных уровнях его проявления
- от молекулярного и генетическо-
го до популяционного, видового и
ландшафтного. На разных этапах в
исследованиях принимали участие
не только биологи и экологи, но и
географы, экономисты, юристы.
Позитивно можно оценить полити-
ку РАН в отношении разнообразия
тематики и привлекаемых к прове-
дению специальных исследований
по программам институтов
В области права
4
Число научных про-
Созданы базовые учебные по-
грамм и проектов.
собия и крупные монографии по
Степень охвата ими
правовым аспектам сохранения
приоритетных на-
биоразнообразия. Работает срав-
правлений научной
нительно небольшое квалифици-
поддержки мер по
рованное экспертное сообщество,
сохранению биоразно-
осуществляющее правовое со-
образия
провождение принятия решений в
области сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия
В области
5
Число научных про-
За последнее десятилетие сфор-
управления и
грамм и проектов,
мировалась сравнительно крупная
экономики
публикаций, экспертов
группа специалистов в академи-
ческой и университетской среде,
которая подготовила базовые
учебные пособия, справочники и
крупные монографии в области
экономики биоразнообразия.
Квалифицированное экспертное
сообщество осуществляет разра-
ботку и внедрение экономических
подходов в области сохранения
и устойчивого использования
биоразнообразия, в концепции
экосистемных услуг и растущей
ценности биоразнообразия
В области формиро-
3
Число научных про-
Предыдущий период в области
вания общественного
грамм и проектов, PR-
формирования общественного
мнения
кампаний, публикаций.
мнения по сохранению биораз-
Степень охвата ими
нообразия был более успешным.
населения и привлече-
В настоящее время на государ-
ние экспертов
ственном уровне специальные
программы в этой области не
реализуются
76
Проведение
3
Эффективность
Число заповедников, подготав-
мониторинга
ведения федераль-
ливающих ежегодные отчеты
биоразнообразия
ной и региональных
о состоянии биоразнообразия,
Красных книг (измене-
сократилось. Ведомственная
ния состава за 10 лет,
информация о промысловой
число видов с разным
фауне носит ресурсный характер,
трендом численности),
за редким исключением не дает
количество заповед-
оценки состояния популяций всех
ников и национальных
видов животных. Отсутствует мо-
парков, осуществляю-
ниторинг состояния редких видов
щих мониторинг био-
насекомых, имеются трудности в
разнообразия в рамках
понимании реальных процессов в
ведения Летописей
популяциях редких видов растений
природы (ежегодные
отчеты о состоянии
охраняемых флоры,
фауны и экосистем).
Число видов промысло-
вой фауны (охотничьи
млекопитающие и пти-
цы, промысловые виды
рыб и гидробионтов),
по которым проводятся
ежегодные оценки чис-
ленности и запасов
Мероприятия в обла-
4
Число ратифицирован-
Заключены межправительствен-
сти международного
ных международных со-
ное соглашение с Китаем об охра-
сотрудничества
глашений и конвенций.
не перелетных птиц и их местооби-
Показатели эффектив-
таний, соглашение с Казахстаном
ности сотрудничества
об охране сайгака. Подготовлено
по КБР и другим
3 национальных доклада и не-
конвенциям в области
сколько тематических докладов
сохранения биоразно-
по выполнению обязательств по
образия: число рабочих
КБР. Созданы и функционируют
встреч, конференций,
центры по научному обеспечению
участие в междуна-
реализации конвенций (Рамсар,
родных управляющих
СИТЕС, по опустыниванию, био-
органах, количество
логическому разнообразию и
реализуемых проектов
др.). Реализовано и в настоящий
ГЭФ/ПРООН
момент реализуется более 10 про-
ектов ГЭФ/ПРООН в области со-
хранения биоразнообразия. На 4-м
Всероссийском съезде по охране
природы принята резолюция в
отношении рассмотрения вопроса
о ратификации ряда европейских
конвенций (Эспо, Орхусской, Берн-
ской, Боннской).
Активность России в отноше-
нии участия в международном
сотрудничестве в области со-
хранения биоразнообразия была
ниже, чем на предыдущем этапе
Полнота реализации Национальной стратегии и Национального плана действий
77
Прогресс в осуществлении Стратегического
плана и достижении задач, принятых в Айти
В разделе «Процесс создания нового Национального стра-
тегического плана действий по сохранению биоразноо-
бразия для превращения его в эффективный инструмент,
обеспечивающий учет тематики биоразнообразия» при-
ведены сведения о разработке новой Национальной стра-
тегии и плана действий по сохранению биоразнообразия
(НСПДСБ), которые разрабатываются в настоящее время
параллельно с подготовкой 5-го Национального доклада по
сохранению биоразнообразия.
В разрабатываемой НСПДСБ формулируются национальные задачи, скоор-
динированные с глобальными задачами, принятыми в Айти, исходя из нацио-
нальных приоритетов и возможностей их реализации.
Вместе с тем несмотря на то что новая НСПДСБ находится в стадии подготов-
ки, уже на данном этапе можно говорить о достижении Российской Федера-
цией ряда промежуточных результатов в осуществлении национальных задач,
корреспондирующихся с глобальными задачами на 2020 г., принятыми в Айти.
В табл. 13 приведены некоторые предварительные сведения о выполнении
Российской Федерацией ряда глобальных целевых задач Айти.
Таблица 13. Национальные цели в области сохранения биоразнообразия
Предварительный результат выполнения
Глобальные задачи Айти
целевых задач
Глобальная стратегическая цель A. Ведение борьбы с основными причинами утраты
биоразнообразия путем включения тематики биоразнообразия в деятельность
правительств и общества
Задача 1
Сформирована крупная группа специалистов в акаде-
К 2020 году, но не позднее это-
мической и университетской среде, которая подготови-
го срока, люди осведомлены
ла базовые учебные пособия, справочники и крупные
о ценности биоразнообразия
монографии в области экономики биоразнообразия.
и о мерах, которые они могут
Квалифицированное экспертное сообщество осущест-
принимать для его сохранения
вляет разработку и внедрение экономических подходов
и устойчивого использования
в области сохранения и устойчивого использования
биоразнообразия, внедрения концепции экосистемных
услуг и растущей ценности биоразнообразия
78
Задача 2
В рамках перспективных работ Федеральной службы
К 2020 году, но не позднее это-
государственной статистики планируются работы
го срока, стоимостная оценка
по включению в национальные счета стоимостных
биоразнообразия включена
оценок биологических ресурсов, а также иные виды
в национальные и местные
работ, связанных с биоразнообразием
стратегии развития и сокра-
щения бедности и в процессы
планирования и включается
в соответствующих случаях в
системы национального учета
и счетов
Задача 3
Президентом Российской Федерации в 2012 г.
К 2020 году, но не позднее
утверждены Основы государственной политики
этого срока, стимулы, включая
в области экологического развития Российской
субсидии, наносящие вред
Федерации на период до 2030 г., которые определя-
биоразнообразию, устране-
ют основные направления деятельности в обла-
ны, поэтапно отменены или
сти охраны окружающей среды на долгосрочную
изменены в целях сведения к
перспективу. Стратегической целью государствен-
минимуму или предотвращения
ной политики в этой области является решение
негативного воздействия, и
социально-экономических задач, обеспечивающих
разрабатываются и использу-
экологически ориентированный рост экономики, со-
ются положительные стимулы
хранение благоприятной окружающей среды, биоло-
к сохранению и устойчивому
гического разнообразия и природных ресурсов для
использованию биоразнообра-
удовлетворения потребностей нынешнего и будущих
зия в соответствии и согласии
поколений, реализацию права каждого человека
с Конвенцией и другими соот-
на благоприятную окружающую среду, укрепление
ветствующими международны-
правопорядка в области охраны окружающей среды
ми обязательствами и с учетом
и обеспечение экологической безопасности
национальных социально-
экономических условий
Задача 4
Основы государственной политики в области эколо-
К 2020 году, но не позднее
гического развития на период до 2030 г. предусма-
этого срока, правительства,
тривают решение комплекса задач, в том числе:
деловые круги и субъекты
• обеспечение экологически ориентированного роста
деятельности на всех уровнях
экономики и внедрения экологически эффективных
приняли меры или внедрили
инновационных технологий;
планы в целях достижения
• предотвращение и снижение текущего негативного
устойчивости производства и
воздействия на окружающую среду;
потребления и не допускают,
чтобы последствия исполь-
• восстановление нарушенных естественных экологиче-
зования природных ресурсов
ских систем;
нарушали экологическую
• обеспечение экологически безопасного обращения с
устойчивость
отходами;
• сохранение природной среды, в том числе естествен-
ных экологических систем, объектов животного и
растительного мира;
• развитие экономического регулирования и рыночных
инструментов охраны окружающей среды и обеспече-
ния экологической безопасности;
• обеспечение экологически ориентированного роста
экономики и внедрения экологически эффективных
инновационных технологий. Правительством Россий-
ской Федерации утвержден План реализации Основ
государственной политики в области экологического
развития, предусматривающий целый ряд конкретных
мероприятий по решению указанных задач.
Прогресс в осуществлении Стратегического плана и достижения задач, принятых в Айти
79

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/