Тип высшей нервной деятельности формируется на базе наследственных задатков и в
результате содержания и воспитания. Щенок, который содержится в замкнутой среде, без
общения с внешним миром, как правило, вырастает с очень сильными процессами
торможения, трусом. Повышенная требовательность к собаке без учета ее возраста и
состояния, перегрузка нервной системы животного сильными безусловными (рывки, удары,
битье) и условными раздражителями (окрики), содержание молодой собаки все время на
привязи внутри двора или дома формируют крайне нервные типы — от истериков до полных
трусов.
Применение в дрессировке безусловных и условных раздражителей необходимо для
выработки у собаки условных рефлексов. Условный рефлекс есть закономерный ответ
организма на раздражение, осуществляемый через центральную нервную систему. В отличие
от безусловного рефлекса условный образуется при жизни собаки, в результате жизненного
опыта и воздействия дрессировщика. Для образования условного рефлекса необходимы
условный (например, команда) и безусловный раздражитель (вид и запах знакомой собаке
пищи).
Рефлекс закрепляется прочно лишь тогда, когда сохраняются те условия, при которых
он образовался. Дрессировщик в начале обучения собак обязан сохранять эти условия и
постоянно закреплять рефлексы лакомством, которое в дальнейшем периодически заменяет
лаской, сглаживанием и командой «хорошо».
Условный раздражитель (команда, жест, сигнал) всегда должен предшествовать
безусловному раздражителю (рывок).
На основе прочно выработанного начального условного рефлекса образуется условный
рефлекс следующего порядка, например: когда подаче команды начинает предшествовать
жест, сигнал (свисток, рог), они постепенно становятся для собаки таким же условным
раздражителем, как и команда.
Сложные действия собаки, выработанные и закрепленные в процессе дрессировки,
составляющие систему, ряд условных рефлексов, образуют навыки, необходимые для того
или иного вида работы, службы собаки. Последовательные действия дрессировщика,
направленные на образование у собаки определенного навыка, называются приемом
дрессировки (см. стадии дрессировки).
Методы дрессировки
Механический метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим
или болевым воздействием — нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки,
сглаживанием. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения всех
приемов, но применим он только к собакам с крепкой нервной системой. Главный недостаток
этого метода заключается в том, что в результате применения сильных раздражителей
разрушаются нормальные отношения, основанные на доверии и привязанности собаки к
дрессировщику. Собака нередко боится дрессировщика, покорно выполняет прием, но делает
это по принуждению, без заинтересованности в работе. Этот метод иногда применяют для
выработки тормозных рефлексов в дрессировке караульных собак.
Вкусопоощрительный метод основан на пищевом раздражителе. Так, обучая собаку
приему посадки, дрессировщик показывает ей лакомство, которое держит в руке, поднятой
над собакой, Желая получить лакомство, собака, чтобы лучше видеть его, садится, за что и
получает лакомство. При этом методе легче всего устанавливается контакт между
дрессировщиком и собакой и быстро образуется условный рефлекс. Недостаток
вкусопоощрительного метода в том, что он не обеспечивает безотказности в работе. Много
подкармливаемая, сытая собака не заинтересована в работе, выполняет ее неточно и без
необходимой выдержки.
Контрастный метод характеризуется тем, что в нем используются раздражители и
механического и вкусопоощрительного методов. Действуя раздражителем механического