детей, с дифференциацией их на два отделения шло создание и детских
дошкольных учреждений для слабослышащих детей. Детский сад для
слабослышащих детей в отличие от школы не имел первого и второго
отделений потому, что в него принимались дети в лучшем случае с лепетной
речью и незначительными остатками слуха.
В рассматриваемый период зародилась такая форма коллективного
участия ученых-сурдопедагогов и учителей в решении теоретических и
практических проблем обучения и воспитания детей с недостатками слуха,
как педагогические чтения. Начало этой работе было положено сразу после
окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Одной из главных
задач и целей педагогических чтений было обобщение и распространение
передового опыта учебно-воспитательной работы специальных школ, в том
числе школ для глухих и слабослышащих детей. Научное руководство
чтениями по сурдопедагогической тематике осуществлял Научно-
исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР. На первых
педагогических чтениях было заслушано всего несколько докладов по общим
вопросам сурдопедагогики. В дальнейшем программа чтений расширилась,
что свидетельствовало о возраставшем влиянии сурдопедагогической науки
на практику обучения и воспитания детей с недостатками слуха, росте
творческих исканий и достижений в практической деятельности учителей
специальных школ.
Таким образом, в период восстановления народного хозяйства и
дальнейшего развития социалистического общества происходило
восстановление и неуклонное расширение сети школ для детей с
недостатками слуха, росло количество учащихся в этих школах.
Одновременно происходили изменения в структуре сети специальной школы.
В сурдопедагогических исследованиях этого периода большое место заняли
проблемы дифференциации слабослышащих детей.
Вопросы
1. В каком направлении шло совершенствование учебно-воспитательной
работы в школе для глухих и слабослышащих детей?
2. Какие новые формы содружества науки и практики в области
сурдопедагогики появились в послевоенный период?
Глава 19
Советская сурдопедагогика
в период развитого социалистического общества и постепенного
перехода к коммунизму (с 1958 года)
Вступление СССР в период развитого социалистического общества и
постепенного перехода к коммунизму сопровождалось повышением
образовательного и культурного уровня советского народа — строителя
257