речи глухих и ее значение для развития мышления ребенка. Р. М. Боскис
установила, что письменная речь более доступна для глухого в сравнении с
устной речью, поскольку она наглядна, стабильна и тем самым более
благоприятна для восприятия, а буквенный состав речи дифференцирован.
На основании этого автором делался вывод о том, что письменная речь
«должна стать серьезным орудием овладения всей словесной (устной и
письменной) речью». Несмотря на присущую письменной - речи
абстрактность, она позволяет глухому быстрее овладевать словесным
языком. Исследование Р. М. Боскис показывало несостоятельность попыток
отдельных педагогов объяснять своеобразие письменной речи глухих только
влиянием жестовой речи. Психолого-педагогическое исследование
Р.М.Боскис письменной речи имело и научное, и большое практическое
значение для школы глухих. Вопреки существовавшим установкам в
специальной методике, она доказывала необходимость как можно раньше
начинать обучение учащихся умению выполнять самостоятельные
письменные работы — изложения; выполнение таких работ помогает
преодолевать аграмматизм, свойственный словесной речи глухих.
Важное значение для развития советской теории сурдопедагогики и
сурдопсихологии имели работы Р. М. Боскис по изучению жестовой речи и
определению ее места в педагогическом процессе.
Осуществленные Р. М. Боскис в 30-е годы исследования по жестовой
речи положили начало новому отношению сурдопедагогов к этому виду
речи, пробудили интерес к ее дальнейшему изучению.
На основе исследования словесной письменной и жестовой речи Р. М.
Боскис выдвинула важное дидактическое положение о том, что в центре всей
работы сурдопедагога должно быть обучение глухого ребенка словесной
речи с использованием тех ее форм, которые глухими употребляются в
повседневной жизни.
Вслед за проведением работ, посвященных изучению процесса развития
словесной речи у глухих детей, Р. М. Боскис начала заниматься
исследованием вопросов обучения и развития слабослышащих детей.
В 30-е годы в психологической лаборатории Московского научно-
практического института под руководством Л. В. Занкова и И. М. Соловьева
начала свою работу Ж. И. Шиф. Как и ряд других советских психологов, Ж.
И. Шиф изучала вопросы психологии речи. Но ее работа в этой области
психологии приняла новое направление. Почти все исследования,
проведенные Ж. И. Шиф в эти годы, посвящались вопросам усвоения
глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние
словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения.
Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по
сходству и различию. Проводившиеся Ж. И. Шиф в 30-е годы исследования
имели значение не только для сурдопсихологии, но и для сурдопедагогики.
Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных
форм. С наибольшим трудом глухие усваивают падежи: дательный,
винительный, предложный, родительный. Сравнительно более редко
241