применять более эффективные методы их обучения, но в школах для глухих
еще длительное время широко практиковался «чистый устный метод»
обучения речи с присущим ему формализмом и односторонностью. Взятый
курс на широкое использование зарубежных методов вел к ограничению
внимания советских сурдопедагогов к собственным поискам новых методов
и приемов в решении задач общеобразовательного, политехнического и
профессионального обучения глухих. Однако, несмотря на эти недочеты,
подотдел учреждений для дефективных детей после II съезда СПОН пошел
по пути целенаправленного строительства советской специальной школы
глухих на основах социального воспитания и преодоления
филантропического подхода к глухим. Решения съезда создавали
необходимые предпосылки для работы по созданию двух типов школ: а) для
глухих; б) для слабослышащих и позднооглохших. Решения съезда создавали
и необходимые предпосылки для определения конкретного содержания и
методов обучения, совершенствования учебно-методической работы в
специальной школе.
Становление основного типа школы для начального и повышенного
образования глухих. В 1925 году Советом Народных Комиссаров РСФСР
было выдвинуто в качестве главной практической задачи введение всеобщего
начального обучения, которое намечалось завершить к 1933—1934 годам.
Этой перспективой определялось развитие школы и системы народного
образования во второй половине 20-х годов.
Перед специальной школой наряду с общими задачами народного
образования стояли и задачи чисто специфические. Прежде всего
необходимо было до конца преодолеть еще существовавшее инвалидно-
филантропическое отношение к глухим детям на основе принципов
социалистического гуманизма. Не менее важной задачей для специальной
школы было изменение содержания обучения и воспитания глухих в свете
общих требований и установок Коммунистической партии и Советского
правительства. Необходимо было изыскивать эффективные средства и
методы обучения, которые помогли бы глухим детям в усвоении
общеобразовательных знаний, овладении трудовыми навыками, в развитии
способности общения с окружающими.
Специальная школа для глухих все еще находилась при детском доме и
не была приравнена ни к одному из звеньев народного образования, хотя
фактически основной в обучении глухих в этот период являлась школа I
ступени — начальная школа (с 9-летним сроком обучения). Кроме школ-
детских домов, в крупных городах при массовых школах были организованы
классы для глухих детей.
Сеть учреждений для глухих в Российской Федерации возросла до 77, в
том числе 12 детских домов для глухих дошкольников. Количество детей,
обучавшихся в школах, было около 5000 человек — 43,8% от количества
учтенных по РСФСР глухих детей школьного возраста. На Украине было
создано 13 школ для глухих, в которых обучалось 760 человек. Открывались
школы и в других союзных республиках.
209