глухих. Отсутствие словесной речи у глухого заставляло учителей
сосредоточить внимание на обучении детей произношению, элементам речи,
на формировании у глухого словаря и элементарной бытовой разговорной
речи. Более глубокому усвоению программного материала массовых школ в
школах для глухих мешала и неподготовленность учителей, и особенно то
обстоятельство, что детские дома-школы для глухих в основном продолжали
выполнять дидактические установки, уже к тому времени отвергнутые
массовой школой.
Идея полного самообслуживания оставалась в жизни детского дома в
качестве одного из принципов трудового воспитания. Установка массовой
школы на политехнизм, критические выступления против ремесленничества
в то время меньше коснулись детского дома-школы для глухих, где
профессиональная трудовая подготовка была связана с ремесленным
производительным трудом воспитанников, благодаря которому создавался
дополнительный доход детдома и школы. Труд в детских домах-школах для
глухих очень рано приобретал характер самостоятельного предмета обучения
и профессиональной подготовки. Для оборудования мастерских требовалось
много средств. Руководители детских домов-школ использовали для этого
большую часть бюджета, отпускаемого на оборудование школы в целом.
Вопросы же оборудования и технического оснащения учебного
общеобразовательного процесса отодвигались на второй план. В
материальной базе детских домов-школ наблюдалось большое различие, что
во многом объяснялось инициативой руководителей этих учреждений.
Однако при всем разнообразии материальной базы создаваемых школ для
глухих они имели один общий принципиально важный признак —
государственный характер своего материального существования, что
обеспечивалось государственным или местным областным бюджетом.
Учителя специальной школы не удовлетворялись содержанием и
качеством учебной работы, стремились к поискам новых путей, средств,
форм и методов обучения, к расширению и дифференциации сети школ для
детей с недостатками слуха, налаживанию в них учебной работы в тесной
связи с организацией всей жизни школы. Естественной была потребность
стать ближе к массовой начальной школе, руководствоваться ее
программами, учебниками. Необходимость сближения с массовой школой
разделял и подотдел учреждений для дефективных детей Народного
комиссариата просвещения.
Связь школ для глухих с целями и принципами массовой школы
устанавливалась и в организационном, и в программно-методическом
отношении. Для детей, принимавшихся в детский дом-школу, был определен
общий с массовой школой возраст. Принятый в детский дом-школу для
глухих ребенок начинал обучение по программам, установленным для
массовой школы с некоторыми дополнениями и изменениями, в основном в
первоначальный период обучения. Сурдопедагог посвящал первый год
обучения практическому изучению звуков русской речи и овладению
бытовой фразеологией для общения с окружающими. Обучение в
201