более односторонний уклон: учителя глухих все свое внимание направили на
закрепление в практике обучения системы «чистый устный метод». Такая
практика закреплялась в Московском Арнольдо-Третьяковском училище
глухих. Затем она распространилась и на другие училища глухих в России.
Борьба за бесплатное государственное обучение глухих. Вопрос о
государственном обучении глухих продолжал оставаться в центре внимания
сурдопедагогической и врачебной общественности. С трибун съездов по
народному образованию, по общественному призрению и в периодической
педагогической печати продолжали раздаваться голоса о необходимости
государственного обучения глухих детей.
Одним из энтузиастов этого движения был член комитета
Попечительства о глухонемых доктор медицины Е. С. Боришпольский. На I
съезде по народному образованию в 1913 году он выступил с докладом по
вопросу о государственном обучении глухих. Выдвинутые им предложения
получили отражение в резолюциях этого съезда по вопросам о всеобщем
обучении. Вместе с тем в резолюциях говорилось и о желательности
сохранения заботы о глухих со стороны местных самоуправлений и земств. И
в докладе самого Е. С. Боришпольского говорилось о необходимости
«благотворительного внимания» к делу обучения глухих со стороны земств и
городских властей. Призыв этот аргументировался статистическими
данными, свидетельствовавшими о том, что 126 154 глухонемых не могли
приобщиться к просвещению без помощи государства, а в школьном
обучении нуждаются свыше 43 000 глухонемых детей.
Е. С. Боришпольский обращался ко всем, кто имел то или иное
отношение к практике обучения и воспитания глухих: к земствам, городским
властям, попечительским организациям. Он взывал к долгу и чести граждан,
к гуманности и морали, но все было напрасно. Классовая сущность
филантропической практики помещиков и капиталистов была со всей
определенностью выражена в выступлении министра царского правительства
Витте на одном из съездов по общественному призрению в 1914 году. Цели и
задачи организации общественного призрения, по словам царского министра,
должны заключаться прежде всего и главным образом в охране интересов
господствующих, привилегированных и имущих сословий и классов.
Выступление Витте раскрывало лицемерие «заботы» господствующих
классов России о нуждающихся, в том числе и глухих. Подобные «заботы»
вызывались страхом перед ростом классовой борьбы рабочих и крестьян, а
лицемерные рассуждения о «милосердии» благотворительных организаций
служили всего лишь одним из средств, которыми власть имущие стремились
отвлечь рабочий класс и крестьянство от революционной борьбы за свое
социальное освобождение.
Решение и резолюции съездов по общественному призрению, по
народному образованию в начале XX века, как и следовало ожидать, не
давали практических результатов, а начавшаяся в 1914 году первая мировая
война отодвигала на неопределенное время вопросы о помощи глухим. Одни
училища для глухих были закрыты, другие влачили жалкое существование.
169