графическому методу был преподаватель Петербургского училища И. А.
Васильев (1867—1940), который также стремился преодолеть недостатки
системы «чистый устный метод». Свои дидактические взгляды и систему
графического метода Иван Александрович Васильев изложил в изданной в
1900 году работе «Методика обучения глухонемых речи, письму и чтению».
Уже в этой работе он пытался дать теоретическое обоснование методики
обучения глухих словесной речи в начальный период и последующие
периоды общеобразовательного обучения.
И. А. Васильев исходил из того, что обучение глухих детей имеет
специфические закономерности. Оно должно слагаться из следующих
моментов: а) знакомство со словами-понятиями, сначала с общими, а потом
все более частными; б) ознакомление с синтаксисом построения
предложений из слов, усваивающихся детьми последовательно на пяти
особых ступенях обучения.
Предложенная И. А. Васильевым система основывалась на новой и
прогрессивной идее, которая открывала путь к активному усвоению речи в
составе предложения. Эта идея противопоставлялась системе пассивного и
механического запоминания учениками определенного количества слов. И.
А. Васильев считал, что для глухих детей необходимы
специально составленные учебники и книги для чтения,
пользуясь которыми учитель расширял бы их словарь
постепенно и систематически. Исходя из этих
принципиальных положений, И. А. Васильев создал
новую методику обучения глухих русскому языку:
усвоение словаря и грамматики русского языка
посредством графического метода. Этот метод состоял из
двух независимых друг от друга главных частей:
обучение звукам речи русского языка и графическое
(письменное) изучение понятий. Предложенный И. А.
Васильевым метод обучения отличался от письменного
метода учителя Лейпцигской школы глухих К. Гепферта. Он отличался также
и от предложенного А. Ф. Остроградским звукового метода обучения речи.
И. А. Васильев считал необходимым изучать не только звуки-буквы
азбуки, но и фонетический состав слов. Работая по его методике, учитель не
торопился с постановкой звуков. Он проводил эти занятия с каждым из
учащихся независимо от изучения ими других предметов.
Обучение письму по системе графического метода велось независимо от
постановки звуков. Первые слова-понятия в соответствии с графическим
методом усваивались в письменном виде, когда глухой ученик еще не умел
их произносить и считывать с губ. Умение писать как средство для развития
письменной речи на первом этапе было главным предметом обучения и
общения между учителем и учеником. Ученик зрительно заучивал
комплексы букв с их значением — словом.
Обучение по графическому методу И. А. Васильев иллюстрировал на
примере постановки слова-понятия «человек». Учитель указывал на живого
И. А. Васильев
(1867—1940)
161