Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15 

 

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 15

 

 

определять и называть, что нарисовано на каждой из маленьких картинок (это займет
несколько дней), покажите ему большую картину.
Большая картина может быть использована для следующих видов работ:
     а) дайте ребенку рассмотреть картину и предложите ему рассказать все, что на ней
нарисовано;
     б)   после   этого   поставьте   дополнительные   вопросы,   которые   помогут   уточнить
содержание,   обратите   внимание   на   опущенные   подробности.   Активизируйте   при   этом
речь ребенка;
     в) запишите сами все, что изображено на картине, и дайте ребенку прочесть. В ходе
чтения пусть он показывает соответствие текста тому, что нарисовано на картинке;
     г) спустя некоторое время текст этого описания следует пересказать ребенку устно,
прося его по ходу рассказа показывать предметы и действия на картинке.
   Такого рода работа становится возможна уже на третьем году обучения и рассчитана на
несколько дней.
     По темам “Улица” (рис. 13 и 29) и “Дома” (рис. 11 и 28) занятия проводятся так же. Из
таких текстов и картинок изготовьте отдельные книжки. Пусть ребенок сам читает. Через
некоторое   время,   когда   текст   забудется,   дайте   ребенку   эти   же   картинки   для
самостоятельного описания.
Рисунки 32, 14, 33, 34, 15, 16.
   Эти рисунки содержат определенный сюжет, выраженный в серии картинок. Эти серии
следует   классифицировать   попарно,   так   как   к   каждой,   как   бы   основной,   есть   другая,
дублирующая   ее,   например:   “Покупка”   (основная)   и   “Купили   самолет”;   “Утро   девочки”
(основная) и “Утро мальчика”.
   Работа с серией картинок “Покупка” (рис. 33) проводится следующим образом:
     а) пойдите с ребенком в магазин (можно несколько раз), рассмотрите с ним игрушки,
покажите   продавца,   кассу,   деньги.   Дайте   малышу   чек,   пусть   он   получит   покупку,
поблагодарит за нее;
     б) дома на отдельном листе печатными буквами запишите текст и дайте прочитать
ребенку: “Я ходил(а) с мамой в магазин. В магазине много игрушек. Мама купила мне авто
(машину)”. Пусть ребенок прочтет этот текст два-три раза, затем задайте ему несколько
вопросов:  “Кто ходил в магазин?”,  “Какие игрушки  ты  видел в магазине?”,  “Что купила
мама?”;
     в)   через   несколько   дней   покажите   ребенку   последовательно   все   картинки   серии.
(Показывайте   по   одной,   остальные   прикройте   листом   бумаги.)   Пусть,   рассматривая
картинки,   ребенок   называет   изображенные   на   ней   знакомые   предметы   и   действия:
“Магазин.   Мама.   Мальчик   гуляет.   Мишка.   Ракета”   и   т.   д.   Наклеив   рисунок   на   картон,
разрежьте его на отдельные картинки, пусть ребенок разложит их по порядку. Чтобы быть
уверенным,   что   правильное   решение   не   только   дело   зрительной   памяти,   переставьте
картинки, нарушив последовательное расположение, и спросите: “Верно?” Если ребенок
не сможет сам ответить, помогите ему, объясните, почему именно этот порядок неверен.
   Например: нельзя пустить ракету, а потом купить ее; нельзя нести покупку раньше, чем
за нее заплатили, и т. д. После объяснения пусть ребенок сам снова разложит картинки.
     Если   ребенок   проделал   работу   без   затруднений,   можно  переходить   к  следующему
этапу: к каждому рисунку составьте подписи: к первой – “Мальчик показал маме ракету в
витрине”, ко второй – “Продавец показал маме и мальчику ракету”, к третьей – “Мама
купила ракету”, к четвертой – “Мальчик сам несет покупку”, к пятой – “Мальчик пускает
ракету по воде”.
     Прочитывая   каждую   подпись,   ребенок   должен   подложить   ее   к   соответствующей
картинке. Это задание на одном занятии можно повторить два-три раза. Через день-два
повторите эту же работу;
     г) дайте  ребенку  разложить  по порядку картинки,   а затем,  прикрыв  их, предложите
разложить   только   подписи.   Если   ребенок   ошибется,   поясните   словами,   например:
“Пустил ракету, а потом несет ракету. Можно? — Нет. Сначала несет, потом пускает —
так верно”. Проводя это занятие, дайте новое выражение: “Разложи по порядку”;
   д) когда ребенок научится легко и самостоятельно складывать весь текст из отдельных
предложений, составьте более подробный рассказ к этим же иллюстрациям. Например:
“Мальчик Вова пошел с мамой гулять. Он увидел в витрине магазина ракету (разумеется,

слово   витрина   ребенок   к   этому   времени   должен   знать).   Вове   нравится   ракета.   Вова
просит   маму:   “Мама,   пожалуйста,   купи   мне   ракету”.   Мама   и   Вова   вошли   в   магазин.
Продавец показал ракету. Мама заплатила в кассу деньги. Продавец завернул покупку.
Вова сам несет покупку. Дома Вова пускал ракету по воде.
     Передавая ребенку этот рассказ, вам следует попутно задавать ему вопросы, чтобы
облегчить усвоение и запоминание текста. Например: “Как зовут мальчика?”, “Что Вова
увидел?”, “Кто показал ракету?”, “Кто завернул покупку?”, “Кто несет покупку домой?”, “Что
делал Вова с ракетой?”.
     Из   этого   рассказа,   написанного   печатными   буквами,   и   картинок   приготовьте   затем
книжку,   сделайте   обложку   и   напишите   на   ней   название:   “Покупка”.   Книжку   берегите,
периодически  читайте  ее с ребенком. Читая,  ребенок должен отдельные  предложения
текста   иллюстрировать   картинкой.   Когда   книжка   надоест,   отложите   ее   на   некоторое
время, но затем снова вернитесь к ней, повторите.
   Закончив работу с серией картинок “Покупка”, возьмите картину “Купили самолет” (рис.
34)   и   предложите   ребенку   без   предварительной   подготовки   описать   изображенное   на
картинках   событие,   не   нарушая   последовательности.   Цель   этого   задания   –   научить
ребенка применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Работа с этой
серией картинок проводится спустя некоторое время (15–20 дней) и ведется аналогично
работе   с   серией   “Покупка”,   но   в   более   быстром   темпе.   Первый   этап   –   посещение
магазина – опускается.
     В такой  же последовательности проводится  работа со следующими двумя сериями
“День девочки” и “День мальчика” (рис. 14 и 32).
     Работа   с   сериями   рисунков   требует   от   ребенка   подготовленности   и   навыка   в
соблюдении смысловой последовательности событий при расположении каждой серии.
Показав ребенку рисунок с последовательно расположенными картинками и проведя с
ними беседу,  помогающую  установить   причинно-следственные  связи  (девочка   вначале
ест,   потом   моет   посуду,   потом   ставит   ее   в   шкаф   и   т.   д.),   вы   разрезаете   рисунок
(предварительно   наклеив   его   на   картон)   на   отдельные   картинки   и,   смешав   их,
предлагаете   ребенку   разложить   их   в   нужной   последовательности.   Если   ребенок
затрудняется   в   выполнении   задания   или   ошибается,   помогите   ему   наводящими
вопросами   справиться   с   заданием.   Далее   работа   проводится   как   обычно:   делаются
подписи, из них затем составляется текст для книжки-малышки, спустя некоторое время
повторите ребенку рассказ устно, затем он сам должен его повторить.
   Работа с рисунками 15 и 16 доступна детям к концу третьего года обучения.
   На стр. 125–127 даны образцы табличек, которыми вам следует пользоваться, общаясь
с  ребенком   в   быту.   Таким   же   образом   вы   сделаете   весь   словарь,   который   указан   на
страницах 32, 35, 61, 75, 76 и 103.
Методика использования подписей описана в тексте.

СПИСОК АДРЕСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ 
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

1. Москва, Кастанаевская ул., д. 25, корп. 2, N 761.
2. Москва, ул. Куусинена, д. 6, корп. Б, N 1352.
3. Москва, 13-я Парковая, д. 30, N 283.
4. Ленинград, Каменный остров, 1-я Березовая аллея, д. 5, N 1.
5. Ленинград, Дрезденская ул., д. 3, N 37.
6. Горький, ул. Краснофлотская, д. 60.
7. Пермь, Мотовилихинский район, Соликамский пер., д. 4, N 141.
8. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 141, N 70.
9. Волгоград, ул. Советская, д. 11, N 71.

10. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 18, N 219.
11. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 25, N 41.

СПИСОК АДРЕСОВ ДОШКОЛЬНЫХ МЕЖОБЛАСТНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ 
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

1. Астрахань, ул. Молодая Гвардия, д. 23, N 10.
2. Владимир, ул. Сурикова.
3. Куйбышев, просп. Масленникова, д. 20.
4. Московская обл., ст. Малаховка, ул. Тургеневская, д.  17.
5. Московская обл., г. Коломна, Малая Запрудная, д. 32.
6. Краснодарский край, Ново-Покровский р-н, село Белая  Глина.
7. Уфа Башкирской АССР, ул. Карла Маркса, 34.
8. Тамбов, ул. Московская, д. 106.
9. Иваново, ул. Кузнецова, 94/15.
10. Сарапул Удмуртской АССР, ул. Первомайская, д. 45, N  1. 
11. Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Ст. Вырица, Петровская набережная, д. 8, N 2.
12. Челябинская обл., г. Миасс, ул. Октябрьская, д. 59.
13. Воронежская обл., г. Острогожск, ул. Орджоникидзе, д. 146.
14. Ярославль, Кр. Перекопский р-н, пос. Текстилей, N 55.
15. Таганрог, Исполкомовский пер., д. 46, N 2.
  
  
   

ЛИТЕРАТУРА

1. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей. М., “Просвещение”, 1968.
2. Ануфриева А. И. и Митюкова О. М. Игры и занятия для малышей, изд. 5. Горький, 1966.
3.   Выготская   Г.   Л.   Руководство   сюжетно-ролевыми   играми   глухих   дошкольников.   М.,
“Просвещение”, 1964.
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего   возраста»,   под ред. Е. И. Радиной.
М., “Просвещение”, 1965.
5. “Использование остаточного слуха при обучении глухих произношению (методическое
письмо)”. М., “Просвещение”, 1967.
6. Кильпио Н. И. 80 игр воспитателю детского сада. М., “Просвещение”, 1965.
7. Корчак Януш. Как любить детей. “Знание”, 1968.
8. Куприянова Н. Б. и Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. Медгиз, 1965.
9. “Методика обучения рисованию, лепке,     аппликации     в детском     саду. Учебник для
дошкольных педучилищ”. М., 1966.

10.   Осокина   Т.   И.   и   Тимофеева   Е.   А.   Физические   упражнения   для   дошкольников.   М.,
“Просвещение”, 1966.
11. “От ноля до семи”. М., “Знание”, 1967.
12.  Pay  Ф.   Ф.   Руководство   по   обучению   глухонемых   произношению.   М.,   Изд-во   АПН
РСФСР, 1960.
13. Янкелевич Е. И. От трех до семи. М., “Физкультура и спорт”, 1966.

Дополнительная литература

14. Боскис  Р. М.   Глухие и  слабослышащие дети. М.,     Изд-во АПН РСФСР, 1963.
15.  Дьячков  А.   И.  Воспитание  и  обучение   глухонемых детей.   М.,  Изд-во  АПН  РСФСР,
1961.
16.   Зыков   С.   А.   Обучение   глухих   детей   языку   по   принципу   формирования   речевого
общения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
17. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., “Просвещение”,
1969.
18. Морозова Н. Г. О воспитании сознательного чтения у глухих. М., Учпедгиз, 1959.
19.  Pay  Ф.   Ф.,   Нейман   Л.   В.,   Бельтюков   В.   И.   Использование   и   развитие   слухового
восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., “Просвещение”, 1961.
20. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., “Просвещение”,
1968

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        
Глава I. Если ребенок не заговорил    
Глава II. Глухонемой ребенок и особенности его развития
Глава III. Что нужно знать и уметь для успешного обучения ребенка  
Глава IV. Указания к занятиям с ребенком    
Глава V. Первые шаги в обучении 
Глава VI. Обучение чтению     
Глава VII. Формирование устной речи 
Глава VIII. Чему еще вы можете сами обучать ребенка
Глава IX. Немного о воспитании    
Заключение                  
Словарь использованных в книге терминов    
Пособия для  работы с детьми       
Указания к использованию пособий  
Литература      

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15