определять и называть, что нарисовано на каждой из маленьких картинок (это займет
несколько дней), покажите ему большую картину.
Большая картина может быть использована для следующих видов работ:
а) дайте ребенку рассмотреть картину и предложите ему рассказать все, что на ней
нарисовано;
б) после этого поставьте дополнительные вопросы, которые помогут уточнить
содержание, обратите внимание на опущенные подробности. Активизируйте при этом
речь ребенка;
в) запишите сами все, что изображено на картине, и дайте ребенку прочесть. В ходе
чтения пусть он показывает соответствие текста тому, что нарисовано на картинке;
г) спустя некоторое время текст этого описания следует пересказать ребенку устно,
прося его по ходу рассказа показывать предметы и действия на картинке.
Такого рода работа становится возможна уже на третьем году обучения и рассчитана на
несколько дней.
По темам “Улица” (рис. 13 и 29) и “Дома” (рис. 11 и 28) занятия проводятся так же. Из
таких текстов и картинок изготовьте отдельные книжки. Пусть ребенок сам читает. Через
некоторое время, когда текст забудется, дайте ребенку эти же картинки для
самостоятельного описания.
Рисунки 32, 14, 33, 34, 15, 16.
Эти рисунки содержат определенный сюжет, выраженный в серии картинок. Эти серии
следует классифицировать попарно, так как к каждой, как бы основной, есть другая,
дублирующая ее, например: “Покупка” (основная) и “Купили самолет”; “Утро девочки”
(основная) и “Утро мальчика”.
Работа с серией картинок “Покупка” (рис. 33) проводится следующим образом:
а) пойдите с ребенком в магазин (можно несколько раз), рассмотрите с ним игрушки,
покажите продавца, кассу, деньги. Дайте малышу чек, пусть он получит покупку,
поблагодарит за нее;
б) дома на отдельном листе печатными буквами запишите текст и дайте прочитать
ребенку: “Я ходил(а) с мамой в магазин. В магазине много игрушек. Мама купила мне авто
(машину)”. Пусть ребенок прочтет этот текст два-три раза, затем задайте ему несколько
вопросов: “Кто ходил в магазин?”, “Какие игрушки ты видел в магазине?”, “Что купила
мама?”;
в) через несколько дней покажите ребенку последовательно все картинки серии.
(Показывайте по одной, остальные прикройте листом бумаги.) Пусть, рассматривая
картинки, ребенок называет изображенные на ней знакомые предметы и действия:
“Магазин. Мама. Мальчик гуляет. Мишка. Ракета” и т. д. Наклеив рисунок на картон,
разрежьте его на отдельные картинки, пусть ребенок разложит их по порядку. Чтобы быть
уверенным, что правильное решение не только дело зрительной памяти, переставьте
картинки, нарушив последовательное расположение, и спросите: “Верно?” Если ребенок
не сможет сам ответить, помогите ему, объясните, почему именно этот порядок неверен.
Например: нельзя пустить ракету, а потом купить ее; нельзя нести покупку раньше, чем
за нее заплатили, и т. д. После объяснения пусть ребенок сам снова разложит картинки.
Если ребенок проделал работу без затруднений, можно переходить к следующему
этапу: к каждому рисунку составьте подписи: к первой – “Мальчик показал маме ракету в
витрине”, ко второй – “Продавец показал маме и мальчику ракету”, к третьей – “Мама
купила ракету”, к четвертой – “Мальчик сам несет покупку”, к пятой – “Мальчик пускает
ракету по воде”.
Прочитывая каждую подпись, ребенок должен подложить ее к соответствующей
картинке. Это задание на одном занятии можно повторить два-три раза. Через день-два
повторите эту же работу;
г) дайте ребенку разложить по порядку картинки, а затем, прикрыв их, предложите
разложить только подписи. Если ребенок ошибется, поясните словами, например:
“Пустил ракету, а потом несет ракету. Можно? — Нет. Сначала несет, потом пускает —
так верно”. Проводя это занятие, дайте новое выражение: “Разложи по порядку”;
д) когда ребенок научится легко и самостоятельно складывать весь текст из отдельных
предложений, составьте более подробный рассказ к этим же иллюстрациям. Например:
“Мальчик Вова пошел с мамой гулять. Он увидел в витрине магазина ракету (разумеется,