Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 14

 

 

УКАЗАНИЯ  К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЙ

   На рисунках 1, 2, 3 и 4 изображены геометрические фигуры. Работа с этими рисунками
доступна   детям   на   раннем   этапе   обучения.   Постоянно   усложняя   задания   и   повышая
требования, вы можете пользоваться ими длительное время.
     Основные   приемы   работы:   каждый   рисунок   наклеивается   на   картон.   Рисунки   1,   2
разрезаются по контуру каждой геометрической фигуры: квадрата, круга, прямоугольника,
треугольника.
     Задание 1. Берутся четыре карточки с одинаковыми по форме и величине фигурами
(четыре квадрата или круга и т. д.) двух разных цветов (два квадрата красных, два синих
или другие сочетания). Перед ребенком кладут две карточки разного цвета, к которым он
должен соответственно подложить две другие – красный квадрат к красному, синий – к
синему.   Упражнение   доступно   ребенку   1,5   лет.   Постепенно   сложность   упражнений
возрастает. Количество фигур в этом упражнении увеличивается.
     Задание   2.  Берутся   карточки  с фигурами  одинаковой   величины   и цвета,   но  разной
формы, например, два больших красных квадрата и два больших красных круга или два
маленьких   синих   квадрата   и   два   маленьких   синих   треугольника   и   т.   д.   С   ними
выполняются   также   упражнения,   которые   описаны   выше.   По   мере   того   как   ребенок
научится справляться с такого рода занятиями, добавляется количество фигур.
     Задание 3. Берутся карточки с фигурами одинаковой формы и цвета, но разные по
величине   (так   как   в   таблице   даются   одинаковые   фигуры   трех   величин);   сначала
упражнение   на   группировку   по  величине   проводится   с   фигурами   самыми  большими   и
малыми, а когда ребенок научится без труда различать большие и маленькие фигуры,

вводятся фигуры средней величины, и ребенок снова группирует по величине, определяя
размеры путем наложения (упражнение для детей 2,5–3 лет).
     Задание   4.   После   того   как   ребенок   научится   без   затруднений   классифицировать   и
подбирать   фигуры,   берется   рисунок  N  3,   не   разрезанный,   и   ребенку   дается   задание
подобрать к каждой фигуре соответствующую фигуру из вырезанных.
     Задание   5.   Проводится   после   того,   как   ребенок   легко   будет   справляться   со   всеми
описанными выше упражнениями и научится дактильно читать.
     На рисунках  N  17–18 изображены контуры тех же самых геометрических фигур. Эти
рисунки   знакомят   ребенка   с   названиями   геометрических   фигур.   Для   этой   цели   вы
используете   подписи.   В   дальнейшем   эти   же   рисунки   используете,   чтобы   закрепить   у
ребенка   понятия:   маленький,   большой,   больше,   меньше,   самый   большой,   самый
маленький (фигуры даются черно-белые, чтобы цвет не отвлекал ребенка).
     Задание   б.   Рисунок   4   используется   для   закрепления   и   проверки   пройденного
материала, для развития внимания. В словесной форме детям предлагают: “Покажи круг!”
(Ребенок показывает.) Вы продолжаете: “Покажи еще! Покажи еще!” и т. д., заставляя его
показать   все   круги,   независимо   от   цвета.   Постепенно   усложняйте   задание:   “Покажи
красный круг! Зеленый квадрат! Синий треугольник!”
     Когда   ребенок   научится   считать,   можно   ставить   ему   вопрос:   “Сколько   кругов?”
(треугольников   и   т.   д.),   и   он  должен   на  пальцах,   на  палочках   или   с   помощью   цифры
показать количество найденных им на рисунке фигур.
     Задание   7.   Для   закрепления   у   ребенка   умения   различать   геометрические   формы
вырежьте   из   цветной   бумаги,   предварительно   наклеенной   на   картон,   крупные
геометрические фигуры. Высота или диаметр их должны быть 10 см. Разрежьте фигуры
пополам, а со временем на 3–4 части и учите ребенка составлять из них геометрические
фигуры (после выполнения заданий 1-4).
   Задание 8. Разрезанные фигуры используются и для игры “Что изменилось?” (описание
ее см. ниже).
   Отдельные фигуры используются и для развития памяти. Вы показываете ребенку одну
карточку и, убрав ее, предлагаете найти подобную среди трех-четырех и более других (в
зависимости от подготовки ребенка).
     Рисунок   5   целиком   наклеивается   на   картон.   Ребенок   по   словесному   заданию
показывает, а позднее называет, что нарисовано на каждой картинке.
     Задание “Покажи большую куклу. Покажи маленькое яблоко. Покажи самый большой
дом”   и   т.   д.   Ребенок   показывает   и   называет   (сначала   пользуясь   сделанной   вами
табличкой,   а   потом   на   память   дактильно,   а   со   временем   и   устно):   “Маленькая   кукла.
Самое большое яблоко” и т. д.
     Рисунки  N  6 и 8 даны в двух экземплярах. Все они наклеиваются на картон. Парные
картинки (N 7 и N 9) разрезаются на отдельные карточки.
     Ребенку   дается   задание   на   развитие   внимания:   к   неразрезанным   рисункам
подкладываются   соответствующие   карточки.   Это   задание   имеет   разные   степени
сложности:
     а)   ребенку   дается   одна   карточка,   которую   он  должен  подложить   к   одному   из   двух
рисунков (остальные шесть закрываются);
б) дается одна карточка, открывается весь рисунок;
   в) ребенку даются одновременно две-три,  а затем  все восемь  карточек,  которые  он
должен соответственно разложить.
     Рисунки  N  19, 20, 22 и 10 (предметные) также даны в двух экземплярах. На первом
этапе   обучения   они   используются   для   развития   внимания   и   памяти:   подбираются
одинаковые   картинки,   к   картинкам   подбираются   соответствующие   подписи   (во   втором
экземпляре подписи отрезаются от картинок). Эти же картинки, но только с подписями
используются для обучения ребенка чтению. (Дети должны читать и запоминать названия
предметов.)
     Эти рисунки  можно использовать  для лото  в нескольких  вариантах.  (Впоследствии,
овладев характером проведения таких занятий, вы можете использовать для упражнений
различные виды лото, имеющиеся в продаже, сделав к ним соответствующие подписи.)
   Помимо игры в лото, эти таблицы можно использовать и для других видов работ:

     а) Для группировки слов по значению: подбор слов, обозначающих мебель, одежду,
животных,  транспорт  и  т.  д.  Сначала  смешивают  картинки   только  двух  групп,  ребенок
распределяет: мебель и одежду, мебель и транспорт, транспорт и одежду и т. п. Когда
ребенок   справится   с   этой   работой,   дайте   ему   для   классификации   сразу   три   группы
картинок, затем четыре.
     Когда ребенок научится читать, усвоит названия отдельных предметов и будет уметь
правильно группировать картинки, дайте ему слова, обобщающие названия предметов:
мебель, одежда, игрушки и т. д. Пусть он к ним подбирает соответствующие картинки.
   б) Для группировки слов по вопросам: Кто? Что? Что делает? (для этой группировки
картинки,   изображающие   предметы,   смешиваются   с   картинками,   изображающими
действия).
     в) Для первого словесного описания картинки, которое по мере развития ребенка все
более усложняется: красное яблоко, черная кошка, красные и синие цветы; позднее вы
используете   для   этого   более   сложные   картинки:   мальчик   кормит   собаку,   девочка
вытирает тарелку и т. п.
Рисунки N 26, 27, 28, 30.
На них изображены действия, выполняемые в разных ситуациях.
    Прежде чем приступить к работе, нужно провести подготовительную беседу. Названия
действий ребенок лучше всего усваивает, выполняя его, поэтому организуйте с ребенком
игру, в которой ему следует давать такие поручения: “Покорми куклу! Покорми мишку!” и
т. д. – и показывайте, как это нужно делать. Если в доме есть какое-нибудь животное, то
вы дайте ребенку словесное задание: “Покорми собаку, кошку, рыбок” и т. д. После этого
следует проверить, знает ли ребенок названия предметов,  изображенных на картинке:
девочка, мальчик, птичка, голуби, куры.
     Закончив   эту   работу,   приступайте   к   использованию   картинок.   Сделайте   подписи
“Девочка кормит кур”, “Мальчик кормит собаку” и т. д., по одной давайте их ребенку (не
придерживаясь   последовательности   рисунков).   Ребенок   должен   прочитать   подпись   и
подложить   ее   к   соответствующей   картинке.   Дети   второго   года   обучения   легко
справляются с этим заданием.
Впоследствии эти картинки используются:
  а) как материал для описания;
б) для чтения с губ;
в) для группировки по   грамматическим   вопросам   Кто?   Что  делает? в сочетании с
предметными картинками.
         Использование одного глагола в   разных   ситуациях    позволяет   ребенку лучше
понять значение слова и усвоить его в новой грамматической форме. Так же вы должны
поступить и с другими названиями действий, выполняя их в разных ситуациях с разными
предметами и   подбирая соответствующие картинки, изображающие действия, которые
ребенок должен назвать. Рисунки N 23, 24 и 25.
      На каждом из этих рисунков дано по два действия, которые дети часто путают: лежать
–   спать;   мыть   –   вытирать;   есть   –   пить.   Работа   проводится   по   тому   же   образцу,   как
описано выше (непременно нужно начинать с натуральных действий, которые выполняет
ребенок по указанию: “Ляг”, “Ешь”, “Мой” и т.д.). Всякий раз фиксируйте внимание ребенка
на   разнице   этих   действий.   Картинки   используются   так   же,   как   рекомендовано   выше.
Рисунки N 11, 10, 13, 29, 31.
     В отличие  от  предыдущих (на  которых  изображены  предметы  и действия),  все  эти
рисунки   являются   тематическими   картинками.   Работе   с   каждой   из   этих   картинок
предшествует рассматривание отдельных рисунков, изображающих предметы большой
картинки (см. рисунки 29 и 31). Эти картинки, как вы, наверное, догадались, наклеиваются
на картон и разрезаются на маленькие картинки.
     Работу над каждой темой предваряют личные впечатления ребенка на определенную
тему. Поэтому работу с картинками на тему “Улица” или “Дома” можно проводить в любое
время года, а по теме “В парке” – только летом, весной или осенью.
Опишем подробно работу с картиной по теме “В парке” (рис. 12 и 30).
   Работе над большой картиной предшествует работа с маленькими картинками; по ним
вы знакомите детей с предметами и действиями – это вам знакомо по предшествующей
работе с рисунками, изображающими предметы и действия. Когда ребенок научится легко

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..