Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 18 19 20
му произошло то или иное событие, зачем производилось то или иное действие и т. д. 3. Пересказ прочитанного текста. Пересказ текста с дополнением его событиями, которые могли предшество вать описанным или следовать за ними. 4. Рисование на тему прочитанного. Последнему виду проверки мы придаем особенное значение. Рисунки эти также используют для обучения детей пересказу по ним. Обучение пересказу важно потому, что Обучение осмысленный пересказ — одно из эффек- пересказу тивных средств овладения языком, сред- ство проверки понимания прослушанного и прочитанного и средство развития самостоятельной речи. Для глухого ребенка, научившегося читать в трех- летнем возрасте непривыкшего запоминать написанные на табличках фразы, не представляет большого труда повторить, воспроизвести прочитанный текст. Но, разу- меется, такое воспроизведение еще не пересказ. Тем не менее не только полезно, но и необходимо развивать у детей и навык запоминания понятного материала, так как это способствует накоплению словаря, овладению формой предложения, развитию словесной памяти. Но, главная задача при обучении детей пересказу — помочь им приобрести навык самостоятельно связно излагать воспринятое. Тексты, рекомендованные в программе для рассказы- вания, трудны. Они велики по объему и сравнительно сложны по содержанию. Поэтому дети пересказывают их лишь после того, как педагог и воспитатели составят сокращенный текст. При пересказе дети должны в свою очередь сократить и этот текст, сохранив главное. Обучение детей пересказу начинают на третьем году обучения. Вначале дети пересказывают в форме ответов на по- следовательно поставленные к содержанию текста вопро- сы. Ответы детей педагог фиксирует на доске. Так полу- чается небольшой текст. Детей подводят к мысли, что следует пересказывать. Постепенно эти вопросы-планы, которые педагог дает к каждому рассказу, заменяются более обобщенной схемой, которая помогает детям в ходе пересказа. В схеме по вертикали записан ряд вопросов: Где это было? Когда? Кто был? Что делали? и т. д. 282 На дворе большая конура. В конуре живет собака Жучка. У Жучки заболела нога, и она »е могла бегать. Она лежала в ко- нуре голодная. В'се забы- ли ! про Жучку. Никто ее не кормил. Мальчик Ми- ша вспомнил про Жучку. Миша попросил: «Мама, Жучка голодна. Дай Жуч- ке есть!» Мама дала Ми- ше супу и хлеба. Миша принес Жучке м'йоку супа и кусок хлеба. Жучка обрадовалась и завиляла хвостом. Каждый день Миша кормил Жучку. Че- рез три дня Жучка выздо- ровела. Миша и Жучка вместе -бегали по двору. 19* У собаки Жучки 'болела нога. Она лежала в конуре голодная. Мальчик Миша принес ей супу и хлеба. Жучка была рада. Скоро Жучка выздоровела. Она бегала с Мишей по двору. 283 Эту схему полезно вывешивать во время работы над пе- ресказом (но не держать ее постоянно перед глазами детей). Постепенно дети запоминают схему и пользуются ею уже по памяти. Нужно учить детей осмысленно поль- зоваться схемой, т. е. в ходе пересказа иногда заменять (или пропускать) вопросы схемы более подходящими в зависимости от содержания рассказа. В процессе этой ра- боты дети должны усвоить слова пересказ, главное, по- следовательно (или по порядку). В выпускной группе рекомендуется провести два-три занятия с анализом пра- вильного пересказа. На левой стороне доски записывают текст самого рассказа, на правой — образец текста-пере- сказа. Сравнивая оба текста, педагог показывает, поче- му опущены одни слова и выражения и взяты другие, приучает заменять существительные местоимениями. Это делается для того, чтобы научить детей выделять глав- ное. Затем отдельно следует показывать детям, как со- кращать предложения, не упуская главного. Текст рассказа. Пересказ ЖУЧКА |