Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20 

 

 

 

Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 20

 

 

му произошло то или иное событие, зачем производилось

то или иное действие и т. д.

3. Пересказ прочитанного текста.  Пересказ текста с

дополнением его событиями, которые могли предшество

вать описанным или следовать за ними.

4.

Рисование на тему прочитанного.

Последнему   виду   проверки   мы   придаем   особенное

значение. Рисунки эти также используют для обучения

детей пересказу по ним.

Обучение пересказу важно   потому,   что

Обучение         осмысленный пересказ — одно из эффек-

пересказу

тивных средств овладения языком, сред-

ство проверки понимания прослушанного и прочитанного

и средство развития самостоятельной речи.

Для   глухого   ребенка,   научившегося   читать   в  трех-

летнем возрасте непривыкшего запоминать написанные

на   табличках   фразы,   не   представляет   большого   труда

повторить,   воспроизвести   прочитанный   текст.   Но,   разу-

меется, такое воспроизведение еще не пересказ. Тем не

менее не только полезно, но и необходимо развивать у

детей и навык запоминания понятного материала, так

как   это   способствует   накоплению   словаря,   овладению

формой   предложения,   развитию   словесной   памяти.   Но,

главная задача при обучении детей пересказу — помочь

им   приобрести   навык   самостоятельно   связно   излагать

воспринятое.

Тексты, рекомендованные в программе для рассказы-

вания,   трудны.   Они   велики  по  объему   и  сравнительно

сложны по содержанию. Поэтому дети пересказывают

их лишь после того, как педагог и воспитатели составят

сокращенный текст. При пересказе дети должны в свою

очередь сократить и этот текст, сохранив главное.

Обучение детей пересказу начинают на третьем году

обучения.

Вначале дети пересказывают в форме ответов на по-

следовательно поставленные к содержанию текста вопро-

сы. Ответы детей педагог фиксирует на доске. Так полу-

чается   небольшой   текст.   Детей   подводят   к   мысли,   что

следует   пересказывать.   Постепенно   эти   вопросы-планы,

которые педагог дает к каждому рассказу, заменяются

более обобщенной схемой, которая помогает детям в ходе

пересказа.  В схеме по вертикали записан ряд вопросов:

Где это было? Когда? Кто был? Что делали? и т. д. 282

На дворе большая конура.

В   конуре   живет   собака

Жучка. У Жучки заболела

нога,   и   она   »е   могла

бегать. Она лежала в ко-

нуре голодная. В'се забы-

ли  

!

про Жучку. Никто ее

не кормил. Мальчик Ми-

ша вспомнил про Жучку.

Миша   попросил:   «Мама,

Жучка голодна. Дай Жуч-

ке есть!» Мама дала Ми-

ше   супу   и   хлеба.   Миша

принес Жучке м'йоку супа

и   кусок   хлеба.   Жучка

обрадовалась   и   завиляла

хвостом.   Каждый   день

Миша кормил Жучку. Че-

рез три дня Жучка выздо-

ровела.   Миша   и   Жучка

вместе   -бегали   по   двору.

19*

У   собаки   Жучки   'болела

нога. Она лежала в конуре

голодная. Мальчик Миша

принес   ей   супу   и   хлеба.

Жучка была рада. Скоро

Жучка   выздоровела.   Она

бегала   с   Мишей  по

двору.

283

Эту схему полезно вывешивать во время работы над пе-

ресказом   (но   не   держать   ее   постоянно   перед   глазами

детей). Постепенно дети запоминают схему и пользуются

ею уже по памяти. Нужно учить детей осмысленно поль-

зоваться схемой, т. е. в ходе пересказа иногда заменять

(или   пропускать)   вопросы   схемы   более   подходящими   в

зависимости от содержания рассказа. В процессе этой ра-

боты дети должны усвоить слова  пересказ, главное, по-

следовательно  (или  по   порядку).  В   выпускной   группе

рекомендуется провести два-три занятия с анализом пра-

вильного пересказа. На левой стороне доски записывают

текст самого рассказа, на правой — образец текста-пере-

сказа. Сравнивая оба текста, педагог показывает, поче-

му опущены  одни слова  и  выражения  и взяты  другие,

приучает заменять существительные местоимениями. Это

делается для того, чтобы научить детей выделять глав-

ное. Затем отдельно следует  показывать  детям, как со-

кращать предложения, не упуская главного.

Текст рассказа. Пересказ

ЖУЧКА

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разумеется, сперва дети пересказывают близко к ори-

гиналу, особенно маленькие, короткие тексты, которые

они быстро запоминают. Это необходимый этап в раз-

витии навыка пересказа. Осмысленный, сокращенный са-

мим   ребенком   пересказ   является   свидетельством   более

высокого   уровня   его   развития.   Вот   почему   в   процессе

обучения   элементарному   пересказу   следует  учить  детей

заменять отдельные слова текста другими, учить сокра-

щать предложения, не упуская главного. Рекомендуется

также,   задав   один-два   вопроса,   проверить   в   процессе

пересказа, как поняли дети смысл рассказа и отдельных

словосочетаний.   Необходимо   проверять   понимание   ме-

стоимений и стимулировать детей к их использованию.

Надо учить детей в процессе пересказа заменять ими су-

ществительные.   В   исправлении   педагогом   грамматиче-

ских и лексических ошибок при пересказе должна при-

нимать участие вся группа. Для  этого надо разрешить

детям   сопровождать   пересказ  дактильным   проговорива-

нием и учить слушающих подмечать допущенные ошибки.

Если нет специального задания — рассказать, что бы-

ло раньше, что было потом, — при пересказе текста, то

следует предупреждать склонность детей передавать то,

чего не было в тексте.

Когда ребенок сделает рисунок к прочитанному тек-

1

сту  (форма  проверки  его   понимания),   педагог   показы-

вает   его   всем   ребятам   и   просит   сказать,   насколько   он

соответствует тексту, который они читали. Так, например,

нельзя   рисовать   коричневый   скворечник,   если   в   тексте

сказано, что он зеленый и т. д.

После двух-трех занятий такого рода, когда дети пой-

мут, что в рисунке надо точно отображать содержание

текста,   педагог   предлагает   использовать   рисунки   при

пересказе. Так как дети делают эти рисунки после двух-

или трехкратного чтения рассказа, составленного из зна-

комых им слов, то они затем свободно, пользуясь целыми

предложениями, пересказывают текст по рисункам, под-

крепляя  изложение  тем, что  изображено  на  рисунке

(рис.   на   стр.   266).   Это   наиболее   продуктивный   прием

обучения пересказу и способ проверки осмысления текста.

Вначале это делают наиболее сильные из воспитан-

ников.   В   случае   затруднений   ребенку   разрешают   при

пересказе обратиться к тексту или предлагают кому-ни-

будь из детей подсказать. Обычно, если занятие ведется

284

с подгруппой, все дети успевают пересказать текст по

своему  рисунку.  Дети  повторяют хором  за   тем,  кто  его

пересказывает.  Используемые при этом разные рисунки

создают иллюзию новизны; дети охотно повторяют одни

и   те   же   предложения.   Такое   многократное   повторение

обеспечивает запоминание текста.

В результате обучения пересказу у детей должна вы-

работаться и культура изложения. Эта культура предпо-

лагает,  что ребенок должен обращаться  к слушателям,

стоять  в  спокойной   позе,   тщательно   произносить  слова,

излагать   содержание   последовательно,   выделять   глав-

ное, самостоятельно заменять отдельные слова местоиме-

ниями   и   синонимами,   связывать   (в   соответствующих

случаях) сказанное слово с тем, что изображено на кар-

тинке,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14.

С о л о в ь е в а  С. И. Методика развития   речи   и   обучения

родному языку в детском саду. М., «Просвещение», 1966.

15.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста,

под ред. Е. И. Радиной. М., «Просвещение», 1967.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Общие вопросы дошкольного воспитания

•1.   Кру   л   екая   Н.   К-   О   дошкольном   воспитании.   Сборник

статей и -речей. М., Учпедгиз, 1959.

2. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»,, под

ред. Н. М. Щелованова и Н. М. Акса-риной. М., Медгиз, 1965. 3. В

ы г о т с к и и Л. С. Избранные психологические исследова ния. М.,

Изд-во АПН РСФСР, 1956.

4. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования

личности ребенка дошкольного возраста. Сб.:   «Проблемы развития

психики». М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

5. Л ю б л и 

HICK

 а я  А.  А.  Очерки  психического  развития  ре

бенка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

6. «Психология детей дошкольного возраста», под ред. А. В. За

порожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.

7. «Психология   личности   и   деятельности   дошкольника»,   под

ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1965.

8. Усова А. П. Обучение в детском   саду.   «Известия   АПН

РСФСР», выл. № 118, 1961.

9. «Теория и практика сенсорного воспитания», под ред. Усо

вой А. П. и Сакулиной Н. П. М., «Просвещение», 1965.

Вопросы методики обучения в массовом детском саду

10. В е р е т е н н и к о в а  С. В. Методика ознакомления детей с

природой. М., «Просвещение», 1966.

11. «Воспитание детей третьего года жизни в дошкольных учреж

дениях».

12. «Игры с .правилами в детском саду». Сборник. М., Учпедгиз,

1962.

13. Л ямина   Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте.

М., «Просвещение», 1964.

Общие вопросы сурдопедагогики

116. Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР,

изд. Московского гос. пединститута им. В. И. Ленина, 1965.

17.  Б а с о в а   А. Г. История обучения глухонемых. М., Учпедгиз,

1940.

i!8.  Б о скис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., Изд-во

АПН РСФСР, 1963.

19. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей.

М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

20. Дьячков А. И. Система обучения глухих детей. М., Изд-во

АПН РСФСР, 19Q1.

21. Зыков  С. А.  Обучение глухих детей языку по  принципу

формирования речевого  общения.  М.,  Изд-во  АПН  РСФСР,   1961.

22. К о р с у н с к а я Б. Д. О состоянии словесного общения, глу

хих школьников. «Известия АПН РСФСР», 1956.

23. «О психическом развитии глухих   и   нормально   слышащих

детей», поя ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР,  1962.

24. «Основы воспитания и обучения аномальных детей», под ред.

А. И. Дь'ячкова. М., -«Просвещение», 1966.

25. Понгильская А. Ф.   Обучение   глухих   детей   русскому

языку. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

26. '«Развитие познавательной деятельности глухонемых детей»,

под ред. И. М. Соловьева. М., Учпедгиз, 1957.

27. Pay Ф. А. Методы  первоначального  обучения глухонемых

детей словесной речи. «Всероссийское совещание по вопросам обу

чения  и  воспитания  глухонемых»    (тезисы   доклада).   Нарком-прос

РСФСР, 1938.

28. Р а у Ф. Ф. Обучение глухих произношению. М., Изд-.во АПН

РСФСР, I960.

29. Соловьев И. М.   и   Шиф Ж-  И.  Особенности  развития

глухих детей. Кн.: «Обучение и воспитание глухих детей», под ред.

С. А. Зыкова, Ф. Ф. Pay, Н. Ф Слезиной. М., Изд-во АПН РСФСР,

1963.

30. С о л о в ь е в   И. М.  Развитие  познавательной деятельности

глухонемых детей. М., Учпедгиз, 1957.

31. Со ко л я некий И. А. Обучение слепоглухонемых. «Изве

стия АПН РСФСР», вып. 121, 1962.

(32\«Устная речь глухих и  слабослышащих».   «Известия   АПН

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РСФ^Р», вып. 140, 1965.

33. Шиф Ж- И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих

детей. М., «Просвещение», 1968.

289

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К главе I

К главе II

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

34. Б утке в и ч. Из опыта работы по новой программе на пер

вом году обучения. В сб.: «Воспитание и обучение глухонемых детей

дошкольного возраста». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

35. Выготская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми

глухихдошк'ольников. М., «Просвещение», 1964.

AV-i

^Щ^Ефимова   Н.   Е.   Формирование   речи   глухонемых   дошколь-

ников с использованием дактилологии. В сб.: «Обучение и воспита-

ние   глухонемых   детей   дошкольного   возраста».   М.,   Изд-во   АПН

РСФСР, 1958.

J3L-Кор сун ск а я Б. Д. О путях формирования  речи у глухо-

иемы*.дошкольников. «Известия АПН РСФСР», вып. 77, 1956.

(38,' Ко р с у не« а я Б. Д. Новое в системе воспитания и Обуче-

ния глухонемых дошкольников. В сб.: «Обучение и воспитание глухих

детей дошкольного возраста». М., Изд-во АПН РСФСР, .1958.

39. Кор су и с к  а я Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников.

М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

40. Корсунекая Б. Д. К системе работы по формированию

речи тлухонемых дошкольников. «Труды научной сессии по дефек-

толоври». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Г4и М о р е в а Н. А. Дидактические игры в дошкольных учреж- • 

дениГЙх для глухонемых детей   (на  первом  году  обучения).  В  сД;, 

«Обучение и вошитание глухонемых детей дошкольного возраста». 

М„ Йзя-во АПН РСФСР, 1958.

<i^/ Морозова Н. Г. Развитие теории дошкольного воспита ния

глухонемых. В сб.: «Труды второй научной сессии по дефектологии».

М., Изд-во АПН РСФСР, Г959.

43.   Морозова   Н.   Г.   Особенности   овладения   языком   у   глухо -

немых дошкольников. В сб.: «Труды научной  сессии по дефектоло-

гии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

WuMoipesa  H.  А.   Опыт   работы   по   новой   программе   с   детьми

четырехлетнего   возраста.   В  сб.:   «Воспитание   и   обучение   глухонемых

дошкольников». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

45. ^Программно-методические указания». Учпедгиз, 1951.

46. («Проект программы воспитания глухонемых 

дошкольников».

просвещения, 1954.

а в л о в а Е. Е. Использование дактильной речи в обуче-

нии   лухонемых   дошкольников.   В   сб.:   «Обучение   и   воспитание

глухонемых  детей  дошкольного  возраста».  М., Изд-во АПН РСФСР,

1958.

48. «Программа воспитания и обучения глухих детей дошколь

ного возраста». М., «Просвещение», 1964.

49. Рау_Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., Учпед

гиз, 1947."

,

50. P a y  Е. Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в спе

циальных яслях. Медгиз, 1955.

51.   Бельтюков   В.   И.   Роль   слухового   восприятия   при   обу -

чении  тугих   и   глухонемых   произношению.   М.,   Изд-во   АПН   РСФСР,

1 9 6 0 ^

« 

Г ер ас и м о в а Ф. М. Особенности овладения 

дактилологией бичными обобщениями детьми 3-х лет на 

первом году обучения. «Формирование речи у глухих 

дошкольников». М., «Просвеще-1964.

„  

К  opt  у   н   с   к   а   я   Б.   Д.   Таблички   и   карточки   для

развития  речи   глухонемых   дошкольников.   Методическое

пособие. М., Учпедгиз, 1956.

 К ор су н с к а я Б. Д. Методические указания к использова-

ктильной речи в обучении глухих дошкольников. «Специальная 

школа», вып. 296, 1960.

а

55. Л е о н г а р д Э. И. Значение контроля над произношением

глухих дошкольников. В сб.: «Вопросы обучения и воспитания глу-

хих дошкольников», под ред. Б. Д. Корсунской, вып. 11. М., Изд-во

АПН РСФСР, 11963.

'56. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов

у аномальных детей. М., «Просвещение», 1969.

57.   Ней.ман   Л.   В.   Об   использовании   слуха   у   глухих   и   слабо-

слышащих детей дошкольного возраста. В сб.: «Вопросы обучения

и воспитания глухих дошкольников», вып. II. М., Изд-во АПН

РСФСР

, ;1963.

68.  Pay  Ф.   Ф.   Руководство   по   обучению   глухонемых   произно-

шению^М.ЛзШ^ъо АПН РСФСР, 1960.

^59. Р а у Ф. Ф.;(ред.). Роль произношения в усвоении глухоце-

мымидёТьТШГЗШка слов. «Известия АПН РСФСР», вып^62,^954^,/

60. Титова М. Ф.  Усвоение  глухими  школьниками произноше-

ния  слова  при  использовании   дактильной   формы  речи.   М.,  Изд-во

АПН РСФСР, 1963.

К главе III

Общая   л и т е р а т у р а

61. «Вместе с семьей», под ред. М. В. Залужской  (печатается).
61. «Воспитание детей третьего года жизни», под ред. В. Г. Не

чаевой. М., «Просвещение», 1965.

62. «Детский сад. Книга для заведующих детским садом», изд. 2.

М., Учпедгиз, |1961.

62. «Однокомплектный детский сад». М., Учпедгиз, 1957.

63. «Пособия и игрушки для детского сада». 2 изд., М., Учпедгиз,

1959.

64. «'Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запо

рожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

291

290

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

67.   «Сестра-воспитательница   детских   яслей   и   младших   групп

яслей-садов», под ред. М. Д. Ковригиной, изд. 2. М., Медгиз, 1965.

_68.  TjLX-fi-fi-fi^a E.  И. Игры и занятия малых детей. Изд. 2. «Про

свещение», 1965.

^ ,,

Специальная  л и т е р а т у р а

69.

Блох Д. Д. и Герасимова Р. М.  Из   опыта   работы   с

глухими детьми в первый месяц их пребывания   в   детском   саду.

В сб • «Вопросы воспитания и обучения глухих дошкольников», вып.

1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

70.

Егорова Г. Мои наблюдения за -развитием глухих детей

двухлетнего возраста в течение первых трех месяцев  их обучения

и воспитания.  В  сб.:  «Вопросы воспитания  и обучения  глухих до

школьников», вып.  1. М., 

ИЗД

-

ЕО

 АПН РСФСР,  1Уб'2.

71.

Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников.

М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

(

72?"К о р с у н 

-с 

к а я Б. Д. Подготовительный период в обучении

речи. В'сб.: «Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников»,

вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

л"*"""*^

Vj_3/  

М о ре в а Н. А. Усвоение слов глухим ребенком 3—4 лет в

зависимости 

от способа <их предъявления. В сб.: «Вопросы обучения

и воспитания глухих дошкольников», под ред. Б. Д. Кор'сунскои,

вып. !_. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

/74/! М о р е в а Н. А. Пути накопления 'словаря глухими детьми

треЪгетяего   возраста   на   первом   году   обучения.   В   сб.:   «Вопросы

обучения и   воспитания  глухих дошкольников»,  под  ред.   Б. Д.  К'ор-

сунской, вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1'962.

К главе IV

75.

Г р а ч е в а  М. К. Из опыта развития речи у глухих детей

младшей группы непосредственно в общении. В сб.: «Вопросы обу

чения и воспитания глухих дошкольников», -под ред. Б. Д. Корсун

ской, вып. II. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

76.

Д а у н и с И.  Б.  О 'самостоятельной речи глухого .ребенка

младшей   группы   на   первом   году   обучения    В   сб.:   «Пути   обу

чения речи», под ред. Б. Д. Корсунской. М., Изд-во АПН РСФСР,

1960.

77.

Ершова  К. В. Как мы обучали лепке глухонемых детей

на первом году обучения. В сб.: «Обучение и воспитание глухонемых

детей дошкольного возраста», под ред. Н. Г. Морозовой и Б. Д. Кор

сунской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

78.

Ершова К. В. Обучение рисованию глухонемых дошколь

ников. В- сб.:  «Обучение  и воспитание  глухонемых  детей дошколь

ного возраста». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

79.

Ж и в од у е в а В. П. Как я формирую речь детей в процессе

выполнения требований режима. В сб.:  «Пути обучения речи». М.,

Изд-во АПН РСФСР, 1960.

80.

К op ty иск а я Б. Д. Формирование речи в различных ви

дах деятельности. В кн.: «Обучение речи глухих дошкольников». М.,

Изд-во АПН РСФСР, 1960.

292

81.   Мор   ев  а  Н.   А.   Пути   накопления   словаря   глухими   детьми

трехлетнего   возраста   на   первом   году   обучения.   В   сб.:   «Вопросы

обучения   и   воспитания   глухих   дошкольников»,   вып.   1.   М.,   Изд-во

АПН.ДСФСР, 1961.

f82.^M о р о з о в а Н. Г. Функции и мотивы самостоятельной (ини-

циативной) речи глухих дошкольников. В сб.: «Пути обучения речи»,

под ред. Б. Д. Корсунской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

83.

Р а з и н а   Н.  Ф.  Как мы проводим  прогулку.  В  сб.:  «Фор

мирование речи у глухих дошкольников», под ред. Г. Л. Выготской

и Б. Д. Корсунской. М., «Просвещение», 1964.

84.

Филатова  В.  Ф. Воспитание трудолюбия.  В  сб.:  «Пути

обучения речи». М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

85.

Ч ер т о в с к а я Е. А.    и    Фомина А. И.   Формирование

речи у глухих детей в связи с обучением движения. В сб.: «Пути

обучения речи». М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

86. Ш е р ш е н е в а  Е. Ф. О праздничных утренниках для глухих

детей дошкольного возраста. В сб.: «Пути обучения речи». М., Изд-во

АПН РСФСР, 1960.

87.

Щукина Л. И. Конструирование из бумаги с глухими до

школьниками. В сб.: «Пути обучения речи». М., Изд-во АПН РСФСР,

1960.

К главе V

88. Г ер а с и м о в а Ф. М. Особенности овладения дактилологией

и первичными обобщениями детьми 3 лет   на первом году   обучения.

В сб.: «Формирование речи у глухих дошкольников». М., «Просве

щение», 1964.

89. Ефимова Н. Е. Работа по формированию понятий о на-

.( значении предметов и цели действий. В  сб.:   «Формирование   речи

'• у глухих дошкольников». М., «Просвещение»,   1964.

90.

Корсунская  Б.  Д.  О формировании  речи  глухонемого

дошкольника. В сб.: «Учебно-воспитательная работа в специальных

школах», вып. 4 (77). М.^чпедгиз, 1956.

91.

Кор су н ск«а я Б. Д. Уточнение представлений, элементар

ных понятий и работа над словом. В кн.: '«Обучение речи глухонемых

' дошкольников». М., Изд-во АПН РСФСРЦ960^

92. К о р су и с к а я Б. Д.  я  Фрадкина Ф. М. Формирование

понятий у глухих дошкольников. В сб.: «Пути обучения речи». М.,

Изд-во   АПН   РСФСР,   1960.  93.   М.орева   Н.   А.   Формирование   и

уточнение у детей элементарных понятий на первом году обучения

в детском саду для глухих детей. В сб.: «Пути обучения речи». М.,

Изд-во АПН РСФСР, 1960.

t

94.

Стаценко В. Я. Формирование некоторых элементарных

понятий у глухих дошкольников младшей группы. В  сб.:  «Вопросы

обучения и воспитания глухих дошкольников», вып. 1. М., Изд-во

АПН РСФСР, 1962.

95.

Стаценко В. Я.  О формировании обобщений у глухих де

тей. В сб.: -«Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников»,

вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

293

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К главе VI

96. Б у т к е в и ч Н. Г. Опыт индивидуального обучения глухих

дошкольников печатанию на машинке. В сб.: «Вопросы обучения и

воспитания глухих дошкольников», вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР

1962.

97. К о р с у н с к а я Б. Д. Обучение связной речи. В кн.: «Обуче

ние речи глухих дошкольников». М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

98. К о р с у н с к а я Б. Д. Обучение связной речи. В сб.: «Вопро

сы обучения и воспитания глухих дошкольников», вып. II. М., Изд-во

АПН РСФСР, :1963.

99. М о р о з о в а   Н.  Г. О воспитании сознательного   чтения   у

глухонемых школьников. М., Учпедгиз, 1953.

100. Рассадина Г. М. Как я работала с глухими дошколь

никами над связным текстом. В сб.: «Вопросы воспитания и обучения

глухих дошкольников», под ред. Б. Д. Корсунской, вып. 1. М., Изд-во

АПН РСФСР, 1962.

101. «Хрестоматия  по  истории дошкольного  воспитания  глухо

немых», под ред. А. Д. Добровой. М, Учпедгиз, 1958.

О Г Л А В Л Е Н И Е

От автора       .       .       .       .

Г л а в а   I.

Теоретические   основы   методики

Глава   II .

Использование различных форм словесной речи

2
4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20