Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 15 16 17 18 ..
Затем, как обычно, проводится составление рассказа по картине «Улица» 1 , при этом широко используются знания детей о видах транспорта. На пятом году обучения дети знакомятся на специ- альном занятии с глаголом работать, обобщающим поч- ти все ранее известные детям действия. Детей подводили к этому понятию постепенно, на протяжении всех лет обучения. Они широко пользовались этим словом в обще- нии. На этом слове подробно останавливались в связи с изучением темы «Профессии». Специальное занятие по теме «Названия действий» проводится в форме беседы о различных видах труда, о профессиях, уже известных детям. Постепенно детей подводят к обобщающему смыслу слова работать. Дети рисуют представителей различных профессий. К рисункам делаются подписи. Из них составляется книжка-малышка «Все работают». После этого дети чи- тают книжку Заходера «Мастера», книжку С. Михал- кова «А что у вас?», кроме того, просматривают диа- фильмы «Кем быть?» и «Мастера». На пятом году обучения по определенной схеме обоб- щаются сведения о природе, полученные детьми в пред- шествующие годы. Прежде всего организуются беседы, по картинам, на которых изображено определенное время года. В результате дети должны уметь ответить на такие вопросы: Какое сейчас время года? Какая погода? Они должны уметь описывать состояние растений (цветут, распускаются, увяли), воды (река замерзла, лед рас- таял) 2 . Рекомендуется в нескольких предложениях по- парно сравнить времена года, указав на основные при- знаки времени года: зимой холодно, идет снег, нет тра- вы и листьев, река замерзла, птиц мало; летом тепло, цветут цветы, летают птицы, течет река. В конце учебного года дети читают и разбирают небольшие рассказы о временах года, в то же время просматривают соответ- ствующие диафильмы. Следующая тема — «Растения». Как и в прошлые годы, систематически проводятся наблюдения за ком- 1 См.: Л. А. П е я ь е в с к а я, Е. И. Р а д и н а. 'Картины для" дет ских садов. М., Учпедгиз, 1952. 2 Слово состояние детям, разумеется, не дают, 234 натными растениями и за растениями в природе, на уча- стке. Теперь дети должны знать названия нескольких деревьев, уметь отличать их по листьям, по коре, по пло- дам. Изготовляется гербарий листьев, злаков, коры, плодов деревьев. Дети делают зарисовки различных растений в разные времена года. К этим рисункам де- лают подписи. Из лучших рисунков составляют книжку- малышку с подписями. Работая на участке, дети выпол- няют поручения. Во время работы на участке детям дают слова посей, разрыхли, прополи, полей. После вы- полнения этих действий пишут предложения-подписи к картинкам со словами сеет, полет, взошло, растет, рас- пустились. Знания об овощах и фруктах дети закрепляют в ходе описания и сравнения отдельных пар фруктов и овощей между собой. Дети должны знать, какие фрукты и ово- щи едят в сыром и вареном виде. Дети должны знать, если они жили среди природы и наблюдали за растениями, какие цветы (по два-три на- звания) растут в саду, в лесу, в поле. В связи с изучением данного раздела программы рекомендуется проводить большое количество экскур- сий. Они являются одним из самых действенных средств, способствующих формированию речи и развитию позна- вательной деятельности. Для того чтобы экскурсия при- несла максимальную пользу, необходимо соблюдать ряд условий. Педагог и воспитатель тщательно готовятся к экскурсии и проводят ее вдвоем. Надо заранее опреде- лить цель экскурсии. Эта цель должна быть возможно более узкой и конкретной. Детям нужно дать перечень тех вопросов, которые они должны будут задавать в словесной форме. Это, конечно, не исключает возмож- ности задавать вопросы по собственной инициативе. Экскурсия не должна носить чисто созерцательный ха- рактер. Необходимо предусмотреть, чтобы дети осу- ществляли во время экскурсии определенную деятель- ность. Намечая объекты для наблюдения к слова, кото- рые будут впервые даны детям, надо придерживаться доступной им нормы введения новых слов. Перед прове- дением экскурсии педагогу нужно для себя определить ее образовательные и воспитательные задачи. От детей во время экскурсии надо требовать соблюдения всех правил поведения в общественном месте и т. д. Каждое получен- 23 |