ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО "ТАПБ ИНВЕСТИЦИИ" В РАЗМЕРЕ 5,89% (2017 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО "ТАПБ ИНВЕСТИЦИИ" В РАЗМЕРЕ 5,89% (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО "ТАПБ ИНВЕСТИЦИИ" В РАЗМЕРЕ 5,89% (2017 год) - часть 2

 

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  28  |                

Кредитный рейтинг России

 

В марте 

2017 

г.

 

рейтинговое агентство Standard & Poor`s

 

сохранило суверенный кредитный рейтинг России

 

на уровне 

BB+,  что,  согласно  шкале  рейтингового  агентства,  считается  "мусорным

"

,  или  неинвестиционным  уровнем,  однако 

прогноз  был  изменен  со 

"

стабильного

на 

"

позитивный

". 

Позитивное  влияние  на  рейтинги  Российской  Федерации 

оказывают  ее  сильные  внешнеэкономические  и  бюджетные  показатели.  Вместе  с  тем  негативными  рейтинговыми 
факторами, по мнению

 

аналитиков, являются оценка российской экономики как недостаточно диверсифицированной и

 

демонстрировавшей  слабый  рост  на  протяжении  ряда  лет,  а  также  значительные  проблемы  в  институциональной  и 
регулятивной  сфере.

 

Тем  не  менее  агентство  ожидает,  что  Россия  возобновит  экономический  рост  в  2017  г.  после 

двухлетней  рецессии.  По  итогам  2017  года  ожидается  прирост  ВВП  на  1,5%

 

и  в  среднем  на  1,7%  в  2018 

2020  гг. 

вследствие роста цен на нефть и газ

и улучшения настроений инвесторов. Также прогнозируется, что ВВП на душу 

населения вырастет с 9 700 долл.

 

США

 

в 2017 г. до 11 000 долл.

 

США

 

к

 

2020 г., что, впрочем, существенно ниже уровня 

2013  г.  —

  15 600 

долл.

 

США.  В  то  время  как  интерес  инвесторов  к  России  вырос  на  фоне  продажи  19,5%

-

ной  доли 

ПАО

 "

НК

 "

Роснефть

"  Qatar  Investment  Autho

rity  и  Glencore  и  роста  цен  на  нефть,  предполагается,  что  санкции  будут 

продолжать влиять на приток иностранных инвестиций, а также на среднесрочное внешнее финансирование российских 
банков  и  корпораций.  Агентство  прогнозирует,  что  чистый  отток  прямых  иностранных  инвестиций  до  2020  г.  будет 
составлять примерно 1% ВВП в год.

  

В  марте  2017  г.

 

международное  рейтинговое  агентство  Fitch  Ratings  подтвердило  рейтинг  России  на  уровне

  BBB- 

со 

"

стабильным

прогнозом. Fitch прогнозирует, что дефицит федерального бюджета снизится до 2,4% ВВП в 2017 г. и 1,4% 

в 2018 г., с 3,4% в 2016 г.,

 

благодаря увеличению доходов от нефти и номинальному 

"

замораживанию

уровней расходов.

 

Агентство  ожидает,  что  экономический  рост  в  России  составит  до  1,4%  в  2017  г.  и  2,2%  в  2018  г.

 

по  сравнению  с 

отрицательным  показателем  0,2%  в  2016  г

Агентство  предполагает,  что  санкции  ЕС  и  США  останутся  в  силе  в 

среднесрочной перспективе. Нефть марки Brent, по прогнозам агентства, будет стоить в среднем 52,5 долл. США за 
баррель в 2017 г. и 55 долл. США за баррель в 2018 г

Агентство Moody’s в марте 2017 г. улучшило прогноз по суверенному кредитному рейтингу России с 

"

негативного

до 

"

стабильного

уровня.  Основными  факторами  для  изменения  прогноза  по  кредитному  рейтингу  стало  принятие 

правительством  среднесрочной  стратегии  фискальной  консолидации,  которая  должна  снизить  зависимость 
правительства от нефтегазовых поступлений и разрешить постепенное пополнение резервных запасов

При этом Moody's 

указывает, что потенциал экономического роста в России остается достаточно слабым по сравнению с другими странами 
с  аналогичным  уровнем  дохода.  При  отсутствии  структурных  реформ,  что  приводит  к  высокому  уровню  бедности, 
сокращению  населения  трудоспособного  возраста  и  множеству  других  факторов,  которые  сдерживают  инвестиции, 
рейтинговое агентство ожидает, что потенциал роста будет оставаться на

 

уровне

 1,5

2%. 

Т. 

3.4 

Кредитный рейтинг России

 

Агентство

 

В иностранной валюте

 

В национальной валюте

 

S&P's 

BB+ 

(позитивный)

 

BBB- (

позитивный)

 

Fitch 

ВВВ

- (

стабильный)

 

ВВВ

(стабильный)

 

Moody's 

Ва1 (стабильный

Ваa3 (стабильный)

 

Источник: Fitch, Moody's, Standard&Poor's

 

Следует отметить, что в 2017 г. вступит в силу новый закон

по которому иностранные рейтинговые агентства смогут 

работать  в  России  либо  через  филиалы  и  присваивать  международные  рейтинги,  либо  создать  в  России  дочерние

 

структуры, которые будут соответствовать новым требованиям российского законодательства и присваивать рейтинги 
по национальной шкале. 

 

Рейтинги  по  национальной  шкале  представляют  собой  оценку  риска  национальных  эмитентов  и  их  долговых 
обязательств в условиях данной страны. Национальные рейтинговые шкалы характеризуют уровень риска эмитента и 
вероятность исполнения его долговых обязательств по сравнению с другими эмитентами в соответствующей стране. 
Рейтинги,  присвоенные  по  национальным  шкалам  разных  стран,  не  сопоставимы  между  собой.  Если  один  эмитент 
получает  максимальный  кредитный  рейтинг  по  внутренней  шкале  одной  страны,  а  второй  эмитент  —

 

максимальный 

кредитный рейтинг по внутренней шкале другого государства, то уровни кредитного риска по ним, скорее всего, не 
совпадут.

 

Международная шкала рейтингов как раз предназначена для точных сравнений эмитентов из разных стран, учитывает 
влияние прямых и косвенных страновых рисков и позволяет сравнивать любые компании

 

между собой.

 

В апреле 2017 г. Банк России внес в реестр филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств 
сведения о филиалах S&P, Moody's и Fitch.

 

Прогнозы развития экономики России

 

Т. 

3.5 

Прогноз основных макроэкономических показателей

 

Показатель

 

Источник

 

2017 

2018 

2019 

2020 

Темп роста ВВП, 
в % к пред. году

 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

102,0 

101,5 

101,5 

101,5 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 

гг. (ВЭБ, май 2017 г.)

 

100,8 

101,7 

101,9 

102,2 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  29  |                

Показатель

 

Источник

 

2017 

2018 

2019 

2020 

Всемирный банк, "Доклад об экономике России", май 

2017 

г.

 

101,3 

101,4 

101,4 

н/д

 

Банк России, июнь 2017 г.

 

101,3-101,8 

101,0-101,5 

101,5-102,0 

101,5-102,0 

Индекс 
потребительских 
цен на середину 
года, % 

 

Консенсус

-

прогноз НАО "Евроэксперт"

6

 

104,8 

104,3 

104,2 

104,1 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

104,0 

104,0 

104,0 

104,4 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017 г.

104,1 

103,8 

103,9 

103,8 

Прогноз

 Global Insight, 

июнь

 2017 

г

104,5 

104,9 

104,8 

н/д

 

 

Прогноз МВФ, апрель 2017 г.

 

106,5 

104,2 

104,0 

104,0 

Прогноз

 Economist Intelligence Unit, 

январь

 2017 

г

105.4 

104,4 

104,5 

104,6 

Bloomberg (июнь 2017 г.)

 

104,3 

104,2 

104,3 

н/д

 

Индекс 
промышленного 
производства, в

 % 

к пред.

 

году

 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

102,0 

102,1 

102,1 

102,0 

Инвестиции в 
основной 
капитал, в % к 
пред.

 

году

 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

102,0 

102,2 

102,0 

102,1 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017 г.)

 

102,2 

102,3 

102,8 

103,2 

Реальные 
располагаемые 
денежные 
доходы 
населения, в % к 
пред. году

 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

101,0 

101,5 

101,2 

101,1 

Оборот 
розничной 
торговли, в % к 
пред.

 

году

 

МЭР РФ, Прогноз

 

социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

101,9 

102,6 

102,5 

102,4 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017 г.)

 

101,5 

102,5 

103,0 

103,1 

Цены на нефть 

Urals 

(мировые), 

долл.

 

США/барр.

 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.) 

 

45,6 

40,8 

41,6 

42,4 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017 г.)

 

51,0 

51,0 

55,0 

57 

Всемирный банк, "Доклад об экономике России", май 

2017 

г.

 

55,0 

60,0 

61,5 

н/д

 

Курс доллара 
США, 
руб./долл.

 

США

 

Консенсус

-

прогноз НАО "Евроэксперт"

7

 

60,70 

63,77 

65,28 

66,65 

МЭР РФ, Прогноз социально

-

экономического прогноза 

до 2020 (апрель, 2017 г.)

 

64,2  

69,8  

71,2  

72,7 

Прогноз  экономического  развития  России  на  2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017 г.)

 

57,7 

58,4 

57,5 

57,0 

Прогноз

 Economist Intelligence Unit, 

январь

 2017 

г

62,4 

67,6 

69,7 

71,0 

Bloomberg, 

июнь 2017 г.

 

58,48  

59,21  

62,71  

65,90  

Курс евро, 
руб./евро

 

Bloomberg, июнь 2

017 

г.

 

65,06 

 

67,62 

 

73,33 

 

79,45 

 

Источник: Прогноз социально

-

экономического прогноза до 2020 (МЭР РФ, апрель 2017), Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–

экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на 
плановый период 2018 и 2019 годов (МЭР РФ, Ноябрь 2016 г.), Прогноз экономического развития России на 2017

-

2020 гг. (ВЭБ, май 2017), "Доклад об 

экономике России" Всемирного банка (май

 2017 

г.

),"

Доклад о денежно

-

кредитной политике

Банка России

 

(июнь 2017 г.),

 Global Insight (

июнь 

2017 

г

.), 

Bloomberg (

июнь

 2017 

г

.), Economist Intelligence Unit (

январь

 2017 

г

.), 

Прогноз МВФ, апрель 2017,

 

анализ

 

Оценщика

 

 

 

                                                      

6

 

Рассчитан на основе нижеприведённых источников

 

7

 

Рассчитан на основе нижеприведённых источников

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  30  |                

3.2

 

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

 

Общая информация

 

Развитие финансового рынка Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности Банка 
России. Эффективная работа финансового рынка способствует экономическому росту страны и повышению качества 
жизни граждан. Развитый финансовый рынок

 

обеспечивает работоспособность каналов трансмиссионного механизма 

денежно

-

кредитной политики и, как следствие, определяет эффективность мер Банка России по достижению целевых 

показателей инфляции.

 

Экономический  рост  невозможен  без  доступности  для  предприятий  и  организаций  всех  отраслей  экономики 
инструментов финансового рынка, прежде всего

 

долгового и долевого финансирования, страхования рисков. Закрытие 

многих

 

внешних источников финансирования и снижение цен

 

на сырье усиливают внимание к внутренним источникам 

финансирования. В результате задача по

 

стимулированию внутреннего инвестора и созданию благоприятных условий 

для его деятельности

 

на финансовом

 

рынке выходит на первый план.

 

Финансовый  рынок

  - 

это

 

система  отношений,  с  помощью  которой  в  условиях  рыночной  экономики  создается 

возможность  заимствований,  купли

-

продажи  ценных

 

бумаг,  инвестиционных  товаров  и  прочих

 

активов,  обладающих

 

высокой ликвидностью.

 

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: кредитного, страхового, фондового, валютного и 

инвестиционного.

 

Иными  словами,  финансовый  рынок  предназначен  для  совершения  сделок  между  покупателями  и  продавцами 
финансовых ресурсов и представляет совокупность представленных выше секторов.

 

Рынок финансовых услуг

 

имеет

 

несколько более узкое значение и отражает конкретные формы организации движения 

финансовых  ресурсов  посредством  финансово

-

кредитного  механизма  (в  части  его  институтов)  между  субъектами 

хозяйствования.

 

В соответствии с Федеральным законом № 117

-

ФЗ от 23.06.1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" 

под  рынком  финансовых  услуг  понимается  сфера  деятельности  финансовых  организаций  на  территории  Российской 
Федерации или ее части, определяемая исходя

 

из места предоставления финансовой услуги. Рынок финансовых услуг 

включает в себя следующие рынки:

 

 

рынок

 

банковских услуг;

 

 

рынок

 

страховых услуг;

 

 

рынок

 

ценных бумаг;

 

 

иные рынки

 

финансовых услуг.

 

Таким образом, рынок финансовых услуг 

это совокупность отношений продавец

-

покупатель, осуществляемых через 

финансовую  услугу

,  под  которой  понимается  деятельность,  связанная  с  привлечением  и  использованием  денежных 

средств юридических и физических лиц.

8

 

В рамках настоящего обзора в качестве финансовых услуг рассматриваются:

 

 

осуществление банковских операций и сделок;

 

 

предоставление страховых услуг;

 

 

предоставление услуг на рынке ценных бумаг;

 

 

заключение договоров аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или 
ценными бумагами;

 

 

иные услуги финансового характера.

 

К 

банковским операциям и сделкам

 

относятся: привлечение

 

средств физических и юридических лиц во вклады (до 

востребования  и  на  определенный  срок),  размещение средств  от  своего  имени  и за  свой  счет,  открытие  и  ведение 
банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление переводов денежных средств (в том числе банков

-

корреспондентов,  по  их  банковских  счетам),  инкассация  денежных  средств,  векселей,  платежных  и  расчетных 
документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля

-

продажа иностранной валюты в наличной 

и безналичной формах, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий, 
осуществление  переводов  денежных  средств  без  открытия  банковских  счетов,  а  также  прочие  сделки  (выдача 
поручительств, приобретение права требования, доверительное управление денежными средствами, предоставление 
в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, оказание 
консультационных и информационных услуг).

 

К 

страховым

 

услугам

 

относятся: обязательное страхование, добровольное страхование жизни и иных видов личного 

страхования, добровольное имущественное страхование, добровольное страхование ответственности, перестрахование 
и взаимное страхование.

 

В качестве 

услуг на рынке ценных бумаг

 

рассматриваются услуги, предусмотренные Федеральным законом "О рынке 

ценных бумаг", а именно отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо 

                                                      

8

 

Ст. 3 Федерального закона № 117

-

ФЗ от 23.06.1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  31  |                

от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также 
особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

В рамках 

заключения договоров аренды (лизинга)

 

рассматриваются услуги по приобретению и передаче имущества в 

аренду юридическим и физическим лицам.

 

К 

услугам по негосударственному пенсионному обеспечению

 

относятся услуги негосударственных пенсионных фондов, 

количественной  характеристикой  которых  является  объем  сформированных  пенсионных  резервов  на  последнюю 
отчетную дату.

 

Российский финансовый рынок в контексте глобальной конкуренции

 

Развитие  финансового  рынка  Российской

 

Федерации  на  протяжении  последнего  десятилетия  осуществляется  в 

условиях  глобализации,  роста

 

интернационализации  рынков  ценных  бумаг,  увеличения  объема  трансграничных

 

инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров.

 

В процессе становления и развития российскому финансовому рынку удалось достигнуть

 

определенных результатов, 

однако в контексте

 

глобальной конкуренции он находится на недостаточно высоких позициях. Так, в соответствии

 

с 

индексом  глобальной  конкурентоспособности,  ежегодно  рассчитываемым  Всемирным

 

экономическим  форумом  в 

рамках Отчета о

 

глобальной конкурентоспособности за

 2016

2017 

гг., Россия занимает 43 позицию из 1

38 

возможных. 

Такое положение сопоставимо с

 

положением стран БРИКС и Казахстана, но существенно уступает показателям

 

других 

стран "Группы двадцати

". 

И. 

3.8 

Индекс глобальной конкурентоспособности в 2016

-

2017 гг. по некоторым странам

 

 

Источник: "Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2016

-

2017 гг." Всемирного экономического форума

 

Также

 

наблюдается  существенное  повышение  позиции  России  в  индексе  глобальной  конкурентоспособности

 

по 

сравнению с предыдущими годами:

 

 

64 позиция из 148 стран

 

по данным за 2012–2013 гг.;

 

 

67 позиция из

 

144 стран по данным за 2013–2014 гг.;

 

 

53 

позиция из 144 стран по данным за 2014–2015 гг.;

 

 

45 позиция из 140 стран по данным за

 2015

–2016 гг.;

 

 

43 позиция из 138 стран по данным за 2016

-

2017 гг.

 

Однако по фактору "развитие финансового

 

рынка

Россия находится на 108 позиции из 138 возможных и существенно 

отстает от ведущих

 

стран 

"

Группы двадцати

(по данным Отчета о

 

глобальной конкурентоспособности за 201

6

2017 

гг.). 

Низкие  показатели  в  составе  данного  фактора  наблюдаются  по

 

следующим  критериям:  устойчивость  банков  –

  121 

позиция,  регулирование  фондовых

 

бирж  –

 

113  позиция,  финансирование  через  локальный

 

фондовый  рынок  –

 

95 

позиция, доступность финансовых услуг –

 

102 позиция.

 

Тем не

 

менее по сравнению с результатами, достигнутыми Россией в период с 2012

 

г

по 201

г

., 

индикаторы фактора 

"

развитие финансового

 

рынка" значительно улучшились.

 

Положительные  изменения  отмечаются  и  в  отношении  благоприятности  условий  ведения  бизнеса  в  России.  В 
международном рейтинге

 

ведения бизнеса

ежегодно составляемом Всемирным банком

9

, по данным за 201

г

Россия 

занимает 40 позицию

 

из 190 возможных.

 

                                                      

9

 

Доклад Всемирного банка "Ведение бизнеса 

- 2017", http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2017 

3

5

8

7

15

21

28

47

81

39

53

79

43

Место в рейтинге

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  32  |                

И. 

3.9 

Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса по итогам 2016 г. по некоторым странам

 

 

Источник: доклад Всемирного банка "Ведение бизнеса 

- 2017" 

Т. 

3.6 

Динамика составных факторов рейтинга в отношении благоприятности условий ведения бизнеса в России по 

итогам 2014

-

2016 гг.

 

Факторы рейтинга/Место в рейтинге

 

2014 

2015 

2016 

Разрешение неплатежеспособности

 

51 

44 

51 

Обеспечение

 

исполнения контрактов

 

12 

Международная торговля

 

170 

169 

140 

Налогообложение

 

47 

50 

45 

Защита миноритарных инвесторов

 

66 

64 

53 

Получение кредитов

 

42 

61 

44 

Регистрация собственности

 

Подключение к системе электроснабжения

 

29 

53 

30 

Получение разрешений на строительства

 

119 

117 

115 

Регистрация предприятий

 

41 

34 

26 

Источник: доклад Всемирного банка "Ведение бизнеса 

2015", доклад Всемирного банка "Ведение бизнеса 

- 2016", 

доклад Всемирного банка "Ведение 

бизнеса 

- 2017" 

Слабой  стороной  российского  финансового  рынка

 

является  незначительная  доля  активов  некредитных  финансовых 

организаций  при  доминировании  банковской  системы,  которая  пока  не  может  обеспечить  достаточный  уровень 
внутреннего кредитования.

 

Важной  задачей  развития  российского  финансового  рынка  в  контексте  глобальной  конкурентоспособности  остается 
формирование в Российской Федерации международного финансового центра (далее –

 

МФЦ). Необходимость развития 

МФЦ была сформулирована в 2008 г

.

, когда глобальный экономический финансовый кризис выявил острую потребность 

в диверсификации российской экономики, в том числе за счет развития конкурентоспособной финансовой отрасли и 
рынка профессиональных финансовых услуг.

 

В  результате  влияния  представленных  выше  факторов  была  сформирована  рабочая  группа  по  созданию  МФЦ  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  развитию  финансового  рынка.  В  настоящее  время  продолжается  реализация 
разработанных планов мероприятий в этом направлении

.

10

 

В соответствии с индексом глобальных финансовых центров, рассчитываемым дважды в год консалтинговой компанией 
Z/Yen, в сентябре

 

2016 г. Москва находилась на 84 позиции из 87

 

возможных, в то время как по состоянию на  март

 

2016 

г

она занимала 67

 

позицию из 86 возможных.

11

 

                                                      

10

 

Первоначально  был  разработан  план  мероприятий  по  созданию  МФЦ  в  Российской  Федерации,  утвержденный  распоряжением 

Правительства Российской Федерации от 11.07.2009

 

г.

 

№ 911

-

р. В настоящее время действует план мероприятий

 

(дорожная карта) 

"

Создание  международного  финансового  центра  и  улучшение  инвестиционного  климата  в  Российской

 

Федерации

"

,  утвержденный 

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2013

 

г.

 

№ 1012

-

р.

 

11

 

Доклад консалтинговой компании Z/Yen, "Индекс глобальных финансовых центров 

- 20", http://www.longfinance.net/images/gfci/ 

20/GFCI20_26Sep2016.pdf 

7

8

22

17

29

34

74

78

123

130

38

35

40

Место в рейтинге

37

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  33  |                

Лидирующие  позиции,  согласно  данному  индексу,  занимают  крупнейшие  МФЦ  стран,  входящих  в  состав 

"

Группы 

двадцати

"

.  При  этом  достаточно  высокими  темпами  развиваются  МФЦ  государств–членов  БРИКС,  они  занимают  все 

более близкие к лидерам позиции.

 

И. 

3.10 

Индекс глобальных финансовых центров по состоянию на сентябрь 2016 г. по некоторым городам

 

 

Источник: доклад консалтинговой компании Z/Yen, "Индекс глобальных финансовых центров 

- 20" 

Текущее состояние российского финансового рынка

 

Структура российского финансового рынка

 

Характерной чертой российской финансовой системы является существенное доминирование кредитных организаций. 
Это  подтверждается  значительным  преобладанием  активов  кредитных  организаций  над  активами  некредитных 
финансовых организаций

Т. 

3.7 

Динамика активов кредитных организаций и некоторых некредитных финансовых организаций, % ВВП на конец 

года

 

Показатель

 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

Активы банков

 

79,6% 

86,8% 

99,6% 

102,7% 

93,0% 

Активы НПФ и средства под управлением

 

компаний ПФР

 

5,2% 

6,0% 

5,3% 

6,1% 

6,3%* 

Активы ПИФов

 

3,0% 

3,4% 

3,1% 

3,3% 

3,3% 

Активы субъектов страхового рынка

 

1,9% 

2,0% 

2,0% 

2,0% 

2,2% 

Активы профессиональных участников

 

рынка ценных бумаг

 

1,8% 

1,3% 

1,1% 

0,9% 

0,9% 

Источник: ЦБ РФ, "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016

-

2018 гг.", годовой отчет Банка России за 

2016 г., Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов

 

* По состоянию на сентябрь 2016 г. (среднее за предыдущие 12 месяцев)

 

Особенности сложившейся в России структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов, в том числе 
с  достаточно  низкой  активностью  населения  на  финансовом  рынке,  сдвигом  предпочтений  населения  в  сторону 
обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на 
фондовом  рынке,  а  также  с  невысоким  уровнем  доверия  к  некредитным  финансовым  организациям  из

-

за  высокого 

уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности и отсутствии механизмов 
воздействия на недобросовестных участников.

 

Однако ключевую роль играет чрезвычайно высокая востребованность населением банковских вкладов, характеристики 
которых  сочетают  в  себе  высокие  процентные  ставки,  льготный  режим  налогообложения  процентного  дохода  и 
курсовых  разниц  (для  вкладов  в  иностранной  валюте),  высокий  уровень  надежности  вкладов  благодаря  системе  их 
страхования, а также простоту, привычность и доступность этого продукта.

 

Рынок  акций  в  России,  сформировавшийся  в  значительной  степени  благодаря  приватизации  государственных 
предприятий, не смог стать источником массового привлечения капитала в силу слабости корпоративного

 

управления 

в  российских  акционерных  обществах.  На  рынке  облигаций  основную  роль  играют  заимствования  в  форме 
еврооблигаций, номинированные в иностранной валюте, которые пользуются спросом, главным образом, со стороны 
иностранных инвесторов.

 

Сдерживающее влияние на развитие финансового рынка оказывает низкий уровень накопленных сбережений граждан. 
Удельный  вес  сбережений  в  общей  структуре  использования  денежных  доходов  населения  остается  в  России 
достаточно низким –

 

несмотря на рост нормы сбережения до 

14,3

% по итогам 2015 г., отмечено снижение до 

11,2

% по 

итогам 201

г

., 

а в среднем за последние пять лет

 

значение данного показателя составило

 

около

 10%. 

1

5

9

13

19

29

16

51

59

75

70

84

Место в рейтинге

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  34  |                

И. 

3.11 

Динамика доли сбережений в структуре использования денежных средств домохозяйств, %

 

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики (ФСГС)

 

Примечание: данные, представленные по итогам 2016 г., являются предварительными

 

Помимо  достаточно  низкой  нормы  сбережений,  необходимо  отметить  доминирование  в  структуре  накоплений 
домохозяйств  банковских  депозитных  продуктов.  Отношение  объема  вкладов  населения  к  ВВП  на  конец  201

г

составило

 

около

 30,3

%, что  является невысоким значением по отношению к сопоставимым развивающимся странам, 

аналогичный  показатель  для

 

которых  составляет  до  50%.  Тем  не  менее,  депозиты  населения  являются  второй  по 

величине статьей пассивов кредитных организаций, уступая лишь средствам нефинансовых организаций, размещенным 
на расчетных и депозитных счетах.

 

Некредитные финансовые продукты,

 

напротив, пользуются в России гораздо меньшим спросом со стороны населения, 

и уровень их проникновения сильно отстает

 

от такового

 

в сопоставимых странах с развивающимися рынками.

 

Кредитные организации

 

В

 2016 

г

банковский сектор функционировал в

 

условиях

 

постепенного восстановления экономической активности: ряд 

отраслей  росли  опережающими  темпами,  начала  повышаться  реальная  заработная  плата,  появились  признаки 
оживления  спроса.  Ситуация  в  банковском  секторе  также  в  целом  стабилизировалась

 

после  шоков  2014–

2015 

гг.

 

Положительным сигналом, свидетельствующим об улучшении ситуации в банках, является рост прибыли, в том числе 
за  счет  восстановления  роста  чистого  процентного  дохода;  существенно  улучшились  показатели  рентабельности 
банков.  За 

2016 

г

возрос  капитал  банковского  сектора:  его

 

запас  оценивался  как  достаточный  для  дальнейшего 

наращивания кредитования, развития банковского бизнеса. Благоприятно

 

воздействовало на финансовые показатели 

банковского сектора

 

плавное снижение ключевой ставки и стоимости фондирования.

 

Отмечалось  повышение  платежной  дисциплины  заемщиков  и,

 

соответственно,  улучшение  динамики  качества 

кредитных  портфелей.  За 

2016 

г.  просроченная  задолженность  по  кредитам  экономике  снизилась  в  абсолютном 

выражении. Стабилизация рисков

 

находила естественное отражение в

 

динамике резервирования,

 

оно осуществлялось 

в обычном режиме. При этом "плохие ссуды"

 

были адекватно зарезервированы.

 

Валютная  переоценка  на

  2016 

г.  оказывала  значительное  влияние  на  номинальные  показатели  банковского  сектора. 

Так, снижение кредитов экономике произошло в

 

основном

 

за

 

счет переоценки валютной

 

составляющей корпоративных 

кредитов, традиционно более значительной в

 

сравнении с

 

розничными кредитами.

 

И. 

3.12 

Динамика основных показателей банковского сектора (в % к ВВП)

 

 

Источник: ЦБ РФ, "Обзор банковского сектора Российской Федерации", №112, №175

 

5,4%

13,9%

14,8%

10,4%

9,9%

9,8%

6,9%

14,3%

11,2%

0,0%

2,0%

4,0%

6,0%

8,0%

10,0%

12,0%

14,0%

16,0%

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Доля сбережений

51,9%

60,5%

67,9%

75,9%

75,2%

69,7%

74,0%

80,9%

98,0%

99,7%

93,0%

6,3%

8,0%

9,2%

11,9%

10,5%

8,8%

9,1%

9,9%

10,0%

10,8%

10,9%

0,0%

2,0%

4,0%

6,0%

8,0%

10,0%

12,0%

14,0%

0,0%

20,0%

40,0%

60,0%

80,0%

100,0%

120,0%

Ка

пи

та

л

С

ов

ок

уп

ные

 а

кт

ив

ы 

(п

ас

си

вы)

Совокупные активы (пассивы) банковского сектора

Капитал (собственные средства) банковского сектора

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  35  |                

В 

2016 

г

отмечался  существенный  рост  кредитной  активности  на

 

внутреннем  межбанковском  рынке.  Позитивной 

характеристикой года также стал продолжившийся приток сбережений

 

домашних хозяйств в кредитные организации, 

свидетельствовавший о

 

сохранении доверия населения к

 

банкам.

 

Активы банковского сектора за 

2016 

г

снизились на 3,5%,

 

до 80,1

 

трлн

 

руб

.

; с

 

исключением валютной переоценки их 

объем возрос на 1,9% (в 

2015 

г

 

прирост на 6,9%, а без учета переоценки –

 

сокращение на

 

1,6%). Из

-

за

 

снижения активов 

в номинальном выражении их

 

соотношение с

 

ВВП за

 

год изменилось

 

с

 99,73% 

до

 93,0%. 

Объем совокупных активов

 

системно значимых кредитных организаций

 

в

 2016 

г

сократился на

 

2,2%, до

 50,1 

трлн

 

руб

Банковский сектор за

 

год нарастил собственные средства (капитал) на

 

4,2%, до

 9,4 

трлн

 

руб. (за 

2015 

г

 

на 13,6%, в 

том

 

числе благодаря средствам, полученным в рамках программы докапитализации через государственную корпорацию 

"

Агентство

 

по

 

страхованию вкладов

"

). Отношение капитала банковского сектора к

 

ВВП за год увеличилось с 

10,8% 

до

 

10,9%. 

Количество  действующих  кредитных  организаций,  имеющих  лицензию  на  осуществление  банковских  операций,  в 

2016 

г

сократилось на

 

110 единиц, или на

 

15%, и

 

на

 1.01.2017 

г.

 

составило 623 кредитные организации.

 

Наиболее 

"

популярной

причиной  отзыва  лицензий  оставалось

 

размещение  средств

 

в  активы  низкого  качества, 

неадекватная  оценка  рисков  и  недостаточное  формирование  резервов.  Также  отзывы  лицензий  осуществлялись  по 
причинам  несоблюдения

 

требований

 

законодательства  в  области  ПОД/ФТ

12

участия  в  проведении  сомнительных 

транзитных операций

 

и

 

нарушения

 

предписаний регулятора.

 

Т. 

3.8 

Рейтинг ТОП

-2

0 банков по величине нетто активов на июнь 2017

 

г.

 

Название банка

 

Регион регистрации

 

Активы нетто, 

июнь 2017 г.

 

Активы нетто, 

июнь 2016 г.

 

Позиция в 

рейтинге на 

июнь 2017 г.

 

Позиция в 

рейтинге на 

июнь 2016 г.

 

Сбербанк России

 

Москва и обл.

 

22 333 303 720 

23 005 589 888 

ВТБ Банк Москвы

 

Санкт

-

Петербург и обл.

 

9 055 525 242 

9 634 020 082 

Газпромбанк

 

Москва и обл.

 

5 346 231 019 

5 318 860 129 

ВТБ 24

 

Москва и обл.

 

3 330 742 864 

3 040 704 865 

Банк "ФК Открытие»

 

Москва и обл.

 

2 723 258 993 

2 947 627 164 

Россельхозбанк

 

Москва

 

и обл.

 

2 716 592 441 

2 690 654 760 

Альфа

-

Банк

 

Москва и обл.

 

2 501 333 535 

2 219 987 981 

Национальный 
Клиринговый Центр

 

Москва и обл.

 

2 472 868 136 

1 921 957 032 

Московский Кредитный 
Банк

 

Москва и обл.

 

1 390 722 020 

1 256 975 566 

10 

Промсвязьбанк

 

Москва и обл.

 

1 298 248 958 

1 224 676 601 

10 

11 

Бинбанк

 

Москва и обл.

 

1 208 234 998 

751 125 138 

11 

14 

ЮниКредит Банк

 

Москва и обл.

 

1 165 828 466 

1 377 936 432 

12 

Райффайзенбанк

 

Москва и обл.

 

828 607 144 

849 482 374 

13 

12 

Росбанк

 

Москва и обл.

 

822 540 005 

815 215 164 

14 

13 

Россия

 

Санкт

-

Петербург и обл.

 

781 862 296 

591 832 266 

15 

16 

Рост Банк

 

Москва и

 

обл.

 

655 846 869 

498 204 689 

16 

19 

БМ

-

Банк (бывш. Банк 

Москвы)

 

Москва и обл.

 

621 907 963 

722 338 104 

17 

15 

Совкомбанк

 

Костромская обл.

 

602 403 923 

503 896 028 

18 

18 

Банк "Санкт

-

Петербург»

 

Санкт

-

Петербург и обл.

 

602 297 353 

572 176 689 

19 

17 

Московский

 

Областной 

Банк

 

Москва и обл.

 

511 444 001 

476 682 287 

20 

21 

Источник: Информационное агентство "Банки.ру", 

http://www.banki.ru/banks/ratings/ 

                                                      

12

 

Законодательство в сфере противодействия 

"

отмыванию

преступных денег и финансированию терроризма

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  36  |                

Пенсионные фонды

 

Объем пенсионных сбережений населения

 

России по состоянию на сентябрь 2016

 

г. составил 5

,1 

трлн

 

руб

. (

около 6

,3% 

ВВП

 

за предыдущие 12 месяцев

)

, что сопоставимо с данным показателем во многих европейских государствах (Корея, 

Германия, Бельгия 

от 5% до 10%), однако он существенно меньше, чем в среднем в странах,

 

входящих в ОЭСР (Чили, 

США, Великобритания 

от 50% до 100%, Швейцария и Нидерланды 

свыше 100%).

 

Кроме того, в активах пенсионных фондов

 

большинства стран существенную долю составляют вложения в инструменты 

фондового

 

рынка (согласно данным ОЭСР, около 20%

 

пенсионных сбережений в мире инвестируются в акции, 50% –

 

в 

облигации),  в  то  время

 

как  в  России

 

в  структуре  инвестиций  пенсионных  активов  наибольший  удельный  вес  имеют 

инструменты с фиксированной доходностью, а на долю акций приходится объем вложений, значительно отстающий от 
среднемировых показателей

Таким  образом,  пенсионные  сбережения

 

россиян  по

-

прежнему  не  являются  значимым

 

источником  предложения 

долгосрочного фондирования для субъектов экономики. Невысокий удельный вес пенсионных активов на

 

рынке капитала 

не позволяет говорить о том,

 

что в краткосрочном периоде они станут основой внутреннего инвестиционного спроса,

 

создающего условия

 

для привлечения международных инвесторов и стабилизирующего

 

финансовый рынок в периоды 

волатильности.

 

Введение моратория на перечисление

 

средств пенсионных накоплений в период

 2014

–2015 гг.

 

и продление моратория 

на

 

2016  г

на  фоне  недостаточного  понимания

 

населением  механизма  заморозки  формируют  условия  для  снижения 

доверия  населения

 

к  накопительному  элементу  пенсионной  системы,  что

 

влечет  за  собой  уменьшение  прироста 

долгосрочных инвестиций не только в

 2014

–2016 гг., но и в последующие периоды.

 

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

 

Число

 

действующих НПФ сократилось за год на 27,5% и

 

по состоянию на 0

1.01.2017 

г. составило 74 единицы, из

 

которых 

более  половины  (41  фонд)  являются  участниками  системы  гарантирования

 

прав  застрахованных  лиц  и

 

осуществляют 

деятельность по

 

обязательному пенсионному страхованию. Сокращение количества НПФ

 

обусловлено аннулированием 

лицензий за

 

нарушения (18 лицензий), три лицензии НПФ аннулированы по

 

заявлениям, одна лицензия аннулирована в

 

связи с

 

банкротством, шесть

 

НПФ прекратили деятельность в

 

связи с

 

реорганизацией в

 

форме присоединения.

 

За  2016

 

г

количество  застрахованных  лиц  в

 

НПФ  возросло  на

 

13,3%  и

 

к  концу  2016

 

г

составило  29

 839,4 

тыс.

 

чел

.; 

количество застрахованных лиц, получающих пенсию, снизилось на

 

11,3%, до

 444,3 

тыс.

 

чел

.

; объем пенсионных выплат

 

по  обязательному  пенсионному  страхованию  снизился  на  5,6%,

 

до

  5,6 

млрд

 

руб

.

;  объем  выплат  пенсий  по

 

негосударственному  пенсионному  обеспечению  увеличился  на

 

8,3%,  до

  53,4 

млрд

 

руб

.

;  количество  участников 

добровольной пенсионной системы снизилось на

 

9,0% и

 

составило 5

 283,8 

тыс.

 

чел

По

 

состоянию на

 31.12.2016 

г.

 

суммарный объем активов НПФ

 

составил 3

 422,2 

млрд руб

.

, размер собственных средств 

НПФ

 

и имущества для осуществления уставной деятельности по сравнению с

 

данными на

 31.12.2015 

г.

 

возрос на

 12,7%, 

до

  180,7 

млрд

 

руб

Совокупная  величина  пенсионных  резервов  и

 

пенсионных

 

накоплений  (балансовая  стоимость)  в

 

распоряжении  НПФ  (пенсионные  средства)  увеличилась  на

 

19,0%,  до

  3 211,4 

млрд

 

руб

В

 

том

 

числе  объем  средств 

пенсионных накоплений НПФ (балансовая

 

стоимость) увеличился на

 

23,9% и

 

составил 2

 114,6 

млрд

 

руб

., 

объем средств 

пенсионных  резервов  НПФ  увеличился  на

 10,6%  (

до  1

 096,8 

млрд

 

руб

.)

.  Прирост  пенсионных  средств  обеспечили

 

результаты  от  их  инвестирования.  За  2016  г

средневзвешенная  доходность  от  размещения  пенсионных  резервов 

составила 10,0% годовых, а

 

от

 

инвестирования пенсионных накоплений

 

НПФ

 

 

9,6% годовых.

 

Паевые инвестиционные фонды

 

По  состоянию  на  01.01.2017

 

г.  количество  паевых  инвестиционных  фондов  (ПИФ)  сократилось  на  шесть  единиц,  до 

1 553 

фондов

13

: 1 

150 закрытых, 356 открытых и 47 интервальных ПИФов.

 

Невысокой остается активность розничных инвесторов (по сравнению с активностью

 

населения ряда стран с меньшим 

уровнем располагаемого

 

дохода) в инструментах инвестирования на финансовом рынке: паевых инвестиционных фондах 

(ПИФах) и прямых биржевых

 

торгах

Совокупная стоимость чистых активов, открытых и интервальных ПИФов не превышает 0,2% ВВП

 

(по итогам 2015

 

г.), что 

существенно меньше аналогичного показателя в

 

большинстве развитых и развивающихся стран.

 

                                                      

13

 

Количество фондов зарегистрированных, не исключенных из реестра паевых инвестиционных фондов

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  37  |                

И. 

3.13 

Активы ПИФов в отдельных развивающихся странах по итогам 2015 г., % ВВП

 

 

Источник: Международная ассоциация инвестиционных фондов, ЦБ РФ, "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 
период 2016

-

2018 гг."

 

В целом в структуре российского рынка ПИФов преобладают закрытые ПИФы, предназначенные в первую очередь для 
квалифицированных инвесторов. Значительную долю фондов данного типа составляют фонды недвижимости. Высокий 
уровень притока капитала в закрытые ПИФы объясняется их привлекательностью для целей секьюритизации активов, 
налоговой оптимизации, привлечения долевого, проектного и венчурного финансирования.

 

Стоимость  чистых  активов  ПИФов  на

  31.12.2016 

г.

 

составила

  2 579,9 

млрд

 

руб

(прирост  по  сравнению  с  показателем 

2015 

г. составил 8,3%). Стоимость чистых активов, открытых ПИФов, которые являются основным инструментом вложения 

для розничных инвесторов, на конец 2016

 

г. составляла 130,8 млрд руб.

 

За

  2016 

г

чистый  приток  инвестиций  в

 

ПИФы  составил  148,0

 

млрд

 

руб

.

,  в

 

том  числе  значительный  чистый  приток 

инвестиций  зафиксировали  закрытые  ПИФы

 

  140,4 

млрд

 

руб

Чистый

 

приток  инвестиций  в

 

открытые  ПИФы  составил 

12,3 

млрд

 

руб

Интервальные ПИФы зафиксировали чистый отток инвестиций в

 

объеме 4,7

 

млрд

 

руб

Страхование

 

В 

2016 

г

продолжилось сокращение количества участников страхового рынка. Общее количество субъектов страхового 

дела сократилось за

 

год на

 

23,8% и

 

по

 

состоянию на

 01.01.2017 

г.

 

составило 364

Т. 

3.9 

Динамика основных показателей страховщиков за 2015

-

2016 гг.

 

Показатель

 

2015, млрд руб.

 

2016, млрд руб.

 

2016/2015, % 

Активы

 

1 624,9 

1 871,4 

15,2% 

Капитал

 

395,1 

462,0 

16,9% 

Страховые резервы

 

972,9 

1 136,1 

16,8% 

Собранные страховые премии

 

1 023,9 

1 180,6 

15,3% 

Совокупные выплаты

 

509,4 

505,8 

-0,7% 

Чистая прибыль

 

91,7 

81,9 

-10,7% 

Источник: годовой отчет ЦБ РФ за 2016 г.

 

В  2016

 

г.  наблюдался  рост  спроса  на  услуги  страховщиков.  За  год  количество  заключенных  договоров  страхования 

увеличилось на 17% (до 167,8

 

млн договоров):

 

 

с физическими лицами заключено 154,1

 

млн договоров (на 19,1% больше аналогичного показателя за 2015

 

г.);

 

 

с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами –

 13,7 

млн договоров (снижение на 2,5%).

 

Крупнейшим  сегментом  рынка  в  2016

 

г.  являлся  сегмент  обязательного  страхования  ответственности  владельцев 

автотранспортных средств (ОСАГО), несмотря на то что его доля в собранных премиях сократилась до 19,9% (против 21,4% 
за 2

015 

г.). При этом прирост страховых премий данного сегмента относительно 2015 г. составил 7,2%. Объем собранных 

страховых премий по ОСАГО за 2016

 

г. составил 234,4

 

млрд

 

руб. Объем выплат увеличился по сравнению с 2015 г. на 40% 

и превысил 172,6

 

млрд

 

руб.

 

В

 

России,  несмотря  на  наблюдавшиеся  в

 

последнее  время  опережавшие  рынок  темпы

 

роста  взносов  по  страхованию 

жизни, доля данного сегмента в совокупных страховых взносах

 

остается незначительной –

 18,3% 

по итогам 

2016 

г

.

, в

 

то 

время как во многих странах с развитой рыночной экономикой этот показатель превышает

 

50%. Отношение премий по 

страхованию жизни

 

к ВВП в развивающихся странах колеблется в

 

диапазоне от

 

1% до 15%, в то время как в России этот 

показатель близок к нулю.

 

64,0%

46,0%

27,0%

17,0%

12,0%

10,0%

8,0%

0,2%

0,0%

10,0%

20,0%

30,0%

40,0%

50,0%

60,0%

70,0%

Бразилия

ЮАР

Корея

Чили

Китай

Мексика

Индия

Россия

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  38  |                

И. 

3.14 

Премии по страхованию (всего) и отдельно по страхованию жизни в некоторых развивающихся странах по 

итогам 2015 г., % ВВП

 

 

Источник: компания SwissRe, ЦБ РФ, "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016

-2

018 гг."

 

В

 

целом по

 

рынку скользящий коэффициент выплат за

 2016 

г. составил

 

42,8%, что на

 6,9 

п

п.

 

ниже значения за

 2015 

г

., 

в

 

том

 

числе:

 

 

по

 

ОСАГО –

 

73,7% (увеличение на 17,2

 

п

 

п.);

 

 

по

 

добровольному медицинскому страхованию –

 

73,0% (уменьшение на 4,3

 

п

 

п.

); 

 

по

 

страхованию средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта –

 

57,1% (уменьшение 

на 19,8

 

п

 

п.).

 

Взносы по перестрахованию растут пропорционально страховому рынку. Так, объем премий по

 

договорам, переданным 

в

 

перестрахование,  по

 

результатам  2016

 

г

составил  132,1

 

млрд

 

руб

.  (

рост

 

на

  9,5%

).  Доля  перестраховщиков в

 

общем

 

объеме страховых премий

 

по итогам 2016

 

г. составила 

11,2%. 

Фондовый рынок

 

Количество зарегистрированных клиентов

 - 

физических лиц на фондовом рынке, по

 

данным ПАО Московская Биржа, к 

концу  2016  г.  достигло  2

,4 

млн  человек  –

  1,6

%  общей

 

численности  населения.  На  каждом  из  рынков  в  2015

-2016 

гг

произошел существенный рост количества клиентов

В  качестве  одной  из  мер  по  повышению

 

вовлеченности  населения  в  финансовый  рынок  можно  выделить  введение  с 

января  2015

 

г.  нового  финансового  инструмента  для

 

населения  –

 

индивидуального  инвестиционного  счета.  Данный 

инструмент призван снизить налоговую нагрузку на операции физических лиц на финансовом рынке. По состоянию

 

на 

конец 201

г

было открыто 195,2 тыс. счетов (против 

88,9 

тыс. счетов по итогам 2015 г.).

 

Складывающиеся  на  финансовом  рынке  тенденции  отражаются  на  характере  заимствований.  Дефицит  относительно 
дешевого  долгосрочного  фондирования  приводит  к  тому,  что  российские  компании  вынуждены  при  финансировании 
инвестиций  полагаться  на  такие  финансовые  ресурсы,  как  нераспределенная  прибыль  организаций,  средства 
государственных  и  муниципальных  бюджетов  и  финансирование,  полученное  от  контролирующих  лиц,  а  также  на 
иностранные заимствования, доступность которых существенно снизилась.

 

И. 

3.15 

Источники финансирования инвестиций в основной капитал, %

 

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики (ФСГС)

 

14,0%

11,3%

4,8%

4,2%

3,9%

3,2%

2,1%

1,2%

11,4%

7,2%

3,1%

2,5%

2,1%

1,7%

1,0%

0,2%

0,0%

2,0%

4,0%

6,0%

8,0%

10,0%

12,0%

14,0%

16,0%

ЮАР

Корея

Малайзия

Чили

Бразилия

Китай

Мексика

Россия

Всего

Страхование жизни

50%

8%

17%

25%

Собственные средства
Кредиты банков
Бюджетные средства
Прочие привлеченные средства

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  39  |                

По сравнению с организациями в сопоставимых

 

странах Восточной Европы и Центральной Азии, а также организациями 

из

 

стран  с  близким  средним  уровнем  дохода

 

российские  компании  в  целом  гораздо  меньше  привлекают  внешнее 

финансирование, в частности в виде заемных средств кредитных организаций.

 

Капитализация российского рынка акций

 

по итогам 201

г. достигла 37

,8 

трлн

 

руб. (на 31,5% больше показателя 2015

 

г.)

что составляет около 44% ВВП, однако значение существенно ниже среднемирового уровня, составляющего около 

80% - 

90% 

ВВП. 

 

Коэффициент

 

цена/прибыль российского рынка акций в четыре раза ниже американского и в два раза

 

ниже китайского, 

что характеризует чрезвычайно высокое требование инвесторов к премии за российский риск в текущих геополитических 
условиях  при  одновременно  низком

 

уровне  инвестиционного  климата  и  доверия  к

 

корпоративному  управлению  в 

публичных акционерных обществах.

 

В настоящий момент российский финансовый рынок характеризуется относительно

 

низкой капитализацией рынка акций 

и низким

 

соотношением уровня корпоративного долга к

 

ВВП. Кроме того, размещение акций и облигаций значительно 

отстает  от  банковского

 

кредитования  по  объему  привлекаемых  денежных  ресурсов.  При  этом  банковский  сектор  не 

способен заменить рынок капитала. В

 

силу характерных особенностей регулирования рисков в кредитных организациях 

дюрация банковских активов в развитых и развивающихся странах в два раза уступает дюрации

 

рынков облигаций, что 

делает  банковский

 

ресурс  малопригодным  по  объемным  и  ценовым  параметрам  для  поддержки  проектного

 

финансирования и финансирования инвестиционной активности.

 

Еще  одной  проблемой  отрасли  финансового  посредничества  являются  относительно

 

невысокие  показатели  ее 

эффективности.

 

Несмотря на то, что основной показатель эффективности банковской системы –

 

соотношение депозитных 

и кредитных ставок –

 

близок к среднему уровню для стран с развивающимися рынками, большинство других показателей, 

в

 

частности  доля  непроцентных  доходов  в  общем  объеме  доходов  и  отношение

 

накладных  расходов  к  активам, 

демонстрируют,  что  банковская  система  вынуждена  покрывать  высокие  издержки  за  счет  доходов,

 

не  связанных  с 

основной деятельностью кредитных организаций.

 

Данные проблемы могут быть объяснены высокой фрагментарностью системы и высоким уровнем концентрации активов 
на  различных  сегментах  финансового  рынка.  Для  всех  видов  финансовых  институтов  в  России  наблюдается  общая 
закономерность: активы 10–15% компаний отдельных сегментов рынка составляют 80% суммарных активов.

 

Перспективы развития

 

До  2015

 

г.  перспективы  развития  определяла  принятая  Правительством

 

Российской  Федерации  и  Банком  России 

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.

 

На текущий момент в отношении некоторых секторов финансового рынка Российской Федерации утверждены и действуют 
самостоятельные  стратегии  развития:  так,  Правительством  Российской  Федерации  утверждены  Стратегия  развития 
финансового  рынка  Российской  Федерации  на

 

период  до  2020

 

г

.

,  Стратегия  развития  страховой  деятельности  в 

Российской  Федерации  до

  2020 

г

.

,  Стратегия  долгосрочного  развития  пенсионной  системы  Российской  Федерации; 

Банком

 

России принята Стратегия развития национальной платежной системы.

 

При  этом  совокупный  вектор  развития  определяют  Основные  направления  развития  финансового  рынка  Российской 
Федерации на период до 2018 гг.

14

, которые

 

учитывают планы, заданные

 

указанными

 

выше

 

документами, с поправкой на 

изменения внешней и внутренней среды, произошедшие с момента утверждения указанных документов.

 

В качестве основных сторон, заинтересованных в развитии финансового рынка, можно выделить

 

население  Российской  Федерации

,  которому  должен  быть  доступен  широкий  ассортимент  понятных  финансовых 

продуктов и услуг, использование которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни;

 

 

российская  экономика

,  росту  которой  будет  способствовать  развитый  финансовый  рынок,  удовлетворяющий 

потребности в капитале и позволяющий эффективно перераспределять финансовые ресурсы и управлять рисками;

 

 

финансовая индустрия

 

как полноценная отрасль российской экономики, способная расти выше среднеотраслевых 

показателей, формируя привлекательную отдачу на капитал и способствуя диверсификации экономики России.

 

Выделены

 

три  приоритетные  цели  развития  российского  финансового  рынка

 

на  плановый  период,  отражающие 

интересы указанных сторон, заинтересованных в развитии финансового рынка, и учитывающие текущие экономические 
и геополитические условия:

 

 

повышение  уровня  и  качества  жизни  граждан  Российской  Федерации  за  счет  использования  инструментов 
финансового рынка;

 

 

содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики 
к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков;

 

 

создание условий для роста финансовой индустрии.

 

Для достижения указанных целей Банк России определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществить в 
среднесрочном  периоде  (до  2018  г

.

)  и  частично  в  долгосрочной  перспективе.  Эти  мероприятия  сгруппированы  по 

следующим десяти основным направлениям развития финансового рынка:

 

                                                      

14

 

ЦБ РФ, "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016

-

2018 гг."

 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  40  |                

 

обеспечение  защиты  прав  потребителей  финансовых  услуг  и  повышение  финансовой  грамотности  населения 
Российской Федерации;

 

 

повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;

 

 

дестимулирование недобросовестного

 

поведения на финансовом рынке;

 

 

повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения 
корпоративного управления;

 

 

развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;

 

 

совершенствование  регулирования  финансового  рынка,  в  том  числе  применение  пропорционального 
регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;

 

 

повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком;

 

 

стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;

 

 

международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового 
рынка;

 

 

совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.

 

Банк России также считает необходимым разработать оптимальный набор требований к участникам рынка, который будет 
способствовать повышению эффективности работы капитала в финансовом секторе и одновременно позволит в полной 
мере  оценивать  и  ограничивать  риски,  присущие  деятельности  финансовых  организаций,  в

 

том  числе  с  учетом 

стрессовых сценариев.

 

Банк  России  для  решения  задачи  по  повышению  финансовой

 

и  операционной  устойчивости  финансовых  посредников 

будет  осуществлять  комплексную  работу  по  ряду  направлений,  в  том  числе

 

выстраивать  систему  раннего 

предупреждения банкротства и механизма контролируемого вывода

 

проблемных компаний с финансового рынка.

 

Планируется

 

реализация

 

дальнейших  мероприятий  по  совершенствованию

 

принципов  корпоративного  управления  и 

внедрению  их  в  практику  работы  публичных  компаний.

 

Это  будет  способствовать  повышению  эффективности 

предприятий, а также привлекательности

 

отечественного финансового рынка как для внутренних, так и для внешних 

инвесторов.

 

На  российском  финансовом  рынке  в  среднесрочной  перспективе

 

также

 

необходимо  осуществить  ряд

 

мероприятий, 

направленных  на  поддержку  развития  пенсионного  сегмента  и  страхования  жизни

 

как  источников  долгосрочного 

финансового ресурса при одновременном совершенствовании

 

управления процентными, валютными рисками и риском 

ликвидности.

 

В  плановый  период

 

Банку  России  предстоит  существенным  образом  доработать  правила  функционирования  отрасли 

доверительного управления, внедрив элементы фидуциарной ответственности и профессионального суждения в оценку 
деятельности управляющих компаний и индивидуальных управляющих.

 

Учитывая уровень развития и степень применения информационных технологий в современной

 

финансовой индустрии, 

Банк  России  считает  крайне  важным  обеспечение  доступа  российских  экономических  субъектов  к  передовым 
технологиям финансового рынка. Внедрение современных информационных технологий позволит сделать финансовую 
услугу  экстерриториальной,  что  будет

 

способствовать  поддержанию  высокой  конкуренции  в  индустрии  и  увеличит 

степень доступности

 

услуг для населения и предприятий.

 

Банк России продолжит участвовать в мероприятиях по повышению уровня защиты прав потребителей финансовых услуг. 
Данное  направление  будет  включать  совершенствование  надзорной  и

 

административной  практики  органов  по  защите 

прав  потребителей  финансовых  услуг,  работу  с

 

жалобами,  а  также

 

введение  ограничений  для  отдельных  категорий 

граждан по доступу к сложным

 

финансовым продуктам.

 

Выводы

 

Текущее  состояние  российской

 

финансового  рынка

 

характеризуется  существенным  доминированием  кредитных 

организаций,  что  явно  подтверждается  значительным  преобладанием  активов  кредитных  организаций  над  активами 
некредитных финансовых организаций.

 

Банковский  сектор.

 

Ситуация  в  банковском  секторе  в  целом  стабилизировалась  после  шоков  2014–

2015 

гг.

в 

2016 

г. 

банковский  сектор  функционировал  в  условиях  восстановления  экономической  активности  (ряд  отраслей  росли 
опережающими  темпами,  начала  повышаться  реальная  заработная  плата,  появились  признаки  оживления  спроса

). 

Отмечалось повышение платежной дисциплины заемщиков и, соответственно, улучшение динамики качества кредитных 
портфелей. Также отмечен существенный рост кредитной активности на внутреннем межбанковском рынке. Позитивной 
характеристикой  стал  продолжившийся  приток  сбережений  домашних  хозяйств  в  кредитные  организации, 
свидетельствовавший о сохранении доверия населения к банкам.

 

Пенсионные  фонды.

 

Пенсионные  сбережения  россиян  по

-

прежнему  не  являются  значимым  источником  предложения 

долгосрочного  фондирования  для  субъектов  экономики.  Введение  моратория  на  перечисление  средств  пенсионных 
накоплений в период 2014–2015 гг. и продление моратория на 2016 г. на фоне недостаточного понимания населением 
механизма  заморозки  формируют  условия  для  снижения  доверия  населения  к  накопительному  элементу  пенсионной 
системы, что влечет за собой уменьшение прироста долгосрочных инвестиций в последующие периоды.

 

Паевые  инвестиционные  фонды.

 

Активность  розничных  инвесторов

 

в  инструментах  инвестирования  на  финансовом 

рынке

 (

паевых инвестиционных фондах и прямых биржевых торгах

остается невысокой. В

 

структуре российского рынка 

3 | 

АНАЛИЗ РЫНКА

 

 

 

              |  41  |                

ПИФов

 

в целом

 

преобладают закрытые ПИФы, предназначенные в первую очередь для квалифицированных инвесторов, 

значительную долю фондов данного типа

 

составляют фонды недвижимости.

 

Страхование.

 

В 2016

 

г. в целом наблюдался рост спроса на услуги страховщиков. Крупнейшим сегментом рынка является

 

сегмент  обязательного  страхования  ответственности  владельцев  автотранспортных  средств  (ОСАГО),  доля

 

сегмента 

страхования жизни

 

остается незначительной.

 

Фондовый рынок.

 

Российский финансовый рынок характеризуется относительно низкой капитализацией рынка акций и 

низким  соотношением  уровня  корпоративного  долга  к  ВВП,  кроме  того,  размещение  акций  и  облигаций  значительно 
отстает  от  банковского  кредитования  по  объему  привлекаемых  денежных  ресурсов.  Еще  одной  проблемой  отрасли 
финансового посредничества являются относительно невысокие показатели ее эффективности, что объясняется

 

высокой 

фрагментарностью системы и высоким уровнем концентрации активов на различных сегментах финансового рынка.

 

Несмотря  на  относительно  юный  возраст  российского  финансового  рынка,  он  уже  успел  испытать  ряд  циклических 
взлетов  и  падений.  Тем  не  менее  при  реализации  последовательной  государственной  политики  в  области  развития 
финансового рынка он имеет высокий потенциал роста.

 

Принятое  законодательство  о  саморегулировании  на  отдельных  сегментах  финансового  рынка  и  существующие 
механизмы  вовлечения  профессионального  сообщества  в  обсуждение  и  реализацию  нововведений  предоставляют 
участникам  финансового  рынка  достаточный  набор  инструментов  для  принятия  активного  участия  в  процессе  его 
развития.

 

 

4 | 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ

 

СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

 

 

 

              |  44  |                

 

4 | 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ

 

СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

 

 

 

              |  45  |                

4.1

 

ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ

 

Выбор  стандарта  определяемой  стоимости  Объекта  оценки  производится  исходя  из  назначения  оценки  с  учетом 
действующих законодательных норм.

 

Цель работы

 

 

определение рыночной стоимости доли

 

в уставном капитале ООО "ТАПБ Инвестиции"

 

в

 

размере 5,89%

Предполагаемое  использование  результатов  оценки  и  связанные  с  этим  ограничения:

 

для  использования  при 

определении цены для совершения сделки или иных действий с Объектами оценки, в том числе при совершении сделок 
купли

-

продажи,

 

разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений.

 

В  соответствии  со  ст.  3

 

Закона  Российской  Федерации  №

 135-

ФЗ  "Об  оценочной  деятельности"  от  29.07.1998

 

г.,  под 

рыночной стоимостью Объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный Объект оценки может 
быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей 
необходимой  информацией,  а  на  величине  цены  сделки  не  отражаются  какие

-

либо  чрезвычайные  обстоятельства,  то 

есть когда:

 

 

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

 

 

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

 

 

объект  оценки  представлен  на  открытом  рынке  посредством  публичной  оферты,  типичной  для  аналогичных 
объектов оценки;

 

 

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки 
в отношении сторон сделки с чьей

-

либо стороны не было;

 

 

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

 

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются:

 

 

Затратный подход

 - 

совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, 

необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта

 

оценки с учетом износа и устареваний. 

Затратный  подход  преимущественно  применяется  в  тех  случаях,  когда  существует  достоверная  информация, 
позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

 

 

Сравнительный подход

 - 

совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем 

сравнения оцениваемого объекта с объектами

-

аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда 

доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов

-

аналогов. При 

этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

 

 

Доходный  подход

 

совокупность  методов  оценки,  основанных  на  определении  ожидаемых  доходов  от 

использования  объекта  оценки.  Доходный  подход

 

рекомендуется  применять,  когда  существует  достоверная 

информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также 
связанные с объектом оценки расходы.

 

Согласно  Федеральным  стандартам  оценки  №№1

-

3,  утвержденным  приказами  Минэкономразвития  РФ  №№

 297,  298 

и 

299 

от 20.05.2015

 

г., Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к 

оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

 

При выполнении данной работы процесс оценки включал в себя:

 

1.

 

Идентификацию объекта оценки и соответствующих объекту имущественных прав.

 

2.

 

Сбор, обработку и анализ исходной информации по объекту оценки.

 

3.

 

Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки.

 

4.

 

Исследование макроэкономической и отраслевой ситуации.

 

5.

 

Проведение  расчетов  по  определению  стоимости  объекта  оценки  с  использованием  выбранных  Оценщиком 
подходов и методов.

 

6.

 

Согласование  результатов,  полученных  в  рамках  применяемых  подходов  и  методов,  и  определение

 

итоговой 

стоимости объекта оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..