СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Склад минеральных удобрений» по ул. Химзаводской, 5 в г. Гомеле» (Оценка воздействия на окружающую среду) - 2017 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Склад минеральных удобрений» по ул. Химзаводской, 5 в г. Гомеле» (Оценка воздействия на окружающую среду) - 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Склад минеральных удобрений» по ул. Химзаводской, 5 в г. Гомеле» (Оценка воздействия на окружающую среду) - 2017 год - часть 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

17 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

  

 

   В  1981 году  началось  производство  гранулированного  фосфогипса  мощностью 
300 тыс. тонн в год. 
  В 1989 году проведены техническое перевооружение в цехе сульфита натрия с 
наращиванием мощности до 30 тыс. тонн в год и реконструкция в цехе двойно-
го  суперфосфата  (ЦДС)  с  переходом  на  выпуск  аммофосфата. В  1994  году ЦДС 
был реконструирован  и пререведён на выпуск аммонизированного  суперфосфата 
(проектная мощность 55 тыс. тонн 100% P2O5 в год). 
  В 1995 году в цехе сложно-смешанных минеральных удобрений (ЦССМУ) начато 
освоение марок 15-15-15 и 16-16-16; в 1996 марки 5-16-35; в 1999 году был освоен 
выпуск  марки  7-15-29  с  бором; в  2000  году выпуск  удобрений  с  биологическими 
активными добавками. 
  

 

С 1998 года налажен выпуск средств защиты растений. С 2000 года в цехе гра-
нулированногго аммофоса (ЦГА) выпускаются NPK-удобрения. 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

18 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

  

6

 

июля 2000 года на основании приказа концерна " Белнефтехим"  Гомель-

ский  химический  завод  перименован  в  Республиканское  унитарное  предприятия 
"Гомельский химический завод". В 2003 году РУП "Гомельский химический завод" 
переименован в открытое акционерное общество "Гомельский химический завод". 
В этом же году цех двойного  суперфосфата переходит на выпуск  аммонизиро-
ванного  суперфосфата  марки  8:30.  Завершён  первый  этап  реконструкции  цеха 
серной кислоты. Проектная мощностть цеха составляет 500 тыс. тонн моногид-
рата в год. Введена в эксплуатацию установка сухого тукосмешения проектной 
мощностью 100 тыс. тонн натуры в год. Освоено производство гербицида "Бел-
фосат". 

7

 

 

Расход сырья и вспомогательных материальных ресурсов 

Основным сырьем является впускаемый существующим ЦДС готовый продукт 

– сложно-смешанное трехкомпонентное гранулированное NPK-удобрение. Реали-
зация проекта не влечет увеличение объемов выпускаемой продукции. Вспомо-
гательным сырьем является антислеживатель. Дополнительно тара и упаковка 
не требуются. 

Годовая потребность в сырье и вспомогательных материалах для проекти-

руемого объекта приведена в таблице 1. 

Таблица 1 

№ 

п/п 

Наименование сырья и вспомогательных 

материалов 

Годовая потребность 

NPK-удобрение 

400 тыс. т 

Антислеживатель (масло индустриальное) 

8800 м

3

 

Дизельное топливо (для работы погрузчи-
ка) 

134,64 т 

 

Годовая потребность в сервисных средах на технологические нужды для 

проектируемого объекта приведена в таблице 2 

Таблица 2 

№ 

п/п 

Наименование сырья и вспомогательных 

материалов 

Годовая потребность 

Тепловая энергия 

141 МВт 

Электрическая энергия 

940 тыс. кВт·ч 

Вода 

135 м

3

 

Сжатый воздух 

1005840 м

3

 

 

Предмет технологических решений проекта 

 

Склад минеральных удобрений предназначен для приема, раздельного хра-

нения, дозревания, охлаждения NPK-удобрений с последующей их классификаци-
ей, обработкой антислеживателем, фасовкой в мешки или «биг-бэги», погрузки 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

19 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

навалом в железнодорожные вагоны, автотранспорт и транспортировки в цех 
готовой продукции на существующий узел фасовки в «биг-бэги». 

При разработке проекта состав и площади помещений, а также подбор 

оборудования приняты, исходя из требований задания на проектирование, с 
учетом поточности технологического процесса и максимальной механизации и 
автоматизации трудоемких операций. 

Компоновочные решения разработаны с учетом соблюдения последователь-

ности и взаимосвязи отделений, технологических операций, удобства и безопас-
ности обслуживания оборудования. 

Данные о проектной мощности и номенклатуре (ассортименте) продукции, наме-

ченной к производству 

Номенклатура и производственная мощность (объем хранения) продукции 

приведена в таблице 3 

Таблица 3 

Наименование продукции 

Объем хранения продук-

ции, т  

Продолжительность доз-

ревания / хранения, сут. 

NPK-удобрения 

ТУ РБ 400069905.022-2003 

25 000 

3 / 7 

Производительность всех операций технологического процесса – не менее 

100 т/ч. 

Объем погрузки в сутки – 1440 т. 

 

Характеристика технологических решений 

 

Существующее  производство  NP-удобрений  на  ОАО  “Гомельский  химический 

завод» имеет в своем составе бункерный склад для хранения и отгрузки гото-
вой  продукции  потребителям.  В  процессе  модернизации  технологической  схемы 
производства для выпуска NPK-удобрений требуется иметь напольный склад для 
хранения минеральных удобрений. Склад будет иметь 3 отсека (отсеки №№2,3,4) 
для хранения различных марок товарных удобрений и 1 отсек (№1) для хранения 
переходных марок удобрений. 

Функциональное  назначение  -  для  складирования  минеральных  удобрений. 

Необходимость перегородок на складе вызвана требованием раздельного хра-
нения отличных марок и партий удобрений. При подаче на хранение, происхо-
дит  дозревание  продукта  (в  течение  3  суток)  и  естественное  охлаждение.  В 
тамбуре  склада  организуется  технологический  узел  с  классификацией  мине-
ральных удобрений и отсева некондиционных фракций. Далее по технологиче-
ской  схеме  производится  поверхностная  обработка  продукта  антислеживате-
лем. Следующим этапом, готовый продукт отправляется на погрузку потреби-
телям в железнодорожные вагоны и автотранспорт. Дополнительно выполняет-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

20 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

ся линия транспортировки на существующий узел фасовки в мешки «биг-беги» 
и  на  будущую  линию  фасовки.  Оставляются  резервные  площади  в  тамбуре 
склада, для последующей установки линии фасовки. 

Склад  имеет  размеры  45  х  108  м.  В  складе  выполняются  четыре  отсека, 

разделённые  поперечными  стационарными  перегородками.  Два  отсека  вмести-
мостью  по  4150  тонн  и  два  отсека  по  8350  тонн  для  раздельного  хранения 
минеральных удобрений. В составе склада выделено помещение для расположе-
ния помещения узла классификации (один двухситовой грохот (поз. Гр320), ба-
рабан  кондиционер  (поз.  См322),  два  ковшовых  элеватора  (поз.  Эл319,  Эл326), 
аспирационные  фильтровальные  установки  и  насосы  системы  обработки  про-
дукта  антислеживателем  (поз.  Н351/1))  и  перспективного  помещения  фасовоч-
ной  линии.  Ёмкость  хранения  антислеживателя  (поз.  Е350)  располагается  за 
пределами  здания.  Производительность  всех  операций  технологического  про-
цесса не менее 100 тонн/час. На всех местах, требующих обслуживания, уста-
навливаются  грузоподъёмные  механизмы.  Предусматриваются  помещение  опе-
раторной, помещение силовых устройств (ПСУ), тепловой пункт, санузел и от-
сек  (6x6  метров)  сбора  отсева  мелкой  и  крупной  фракции,  после  классифика-
ции продукта на грохоте, с возможностью вывоза из этого отсека продукта, 
погрузчиком. 

Подача  готового  продукта  на  склад  производится  перенаправлением  из 

перегрузочного узла №1, от существующего ленточного конвейера поз. 300 (с 
отметки +10,200 м) на наклонный ленточный конвейер (поз. Кл312) распредели-
тельным  устройством  (поз.  300/1).  Далее,  по  проектируемой  закрытой  транс-
портерной галерее, подается на узел перегрузки №3, в тамбур проектируемо-
го  склада,  и  через  распределительное  устройство  (поз.  313/1)  па  ленточный 
конвейер  (поз.  Кл314).  Ленточный  конвейер  (поз.  Кл314)  устанавливается  на 
подвесной галерее склада на отм. +15.000. 

На  узлах  перегрузки  продукта  и  в  местах  распределения  потоков  мате-

риала,  устанавливаются  распределительные  устройства  с  пневматическим 
приводом.  Применяемый  конвейерный  транспорт  на  базе  КЛС800,  с  шириной 
ленты 800 мм. 

Распределение  продукта  по  складу  предусматривается  посредством  лен-

точного  конвейера  (поз.  Кл314)  с  разгрузочной  тележкой  на  одну  сторону. 
Транспортируемые удобрения распределительным устройством (поз. 314/1) рас-
пределяются  в  сторону  от  ленты  конвейера,  для  загрузки  в  склад  или  прямо 
по движению ленты, для подачи в здание классификации и в планируемый в бу-
дущем  бункер  линии  фасовки,  минуя  операцию  складирования.  Для  предотвра-
щения  пыления  продукта,  разгрузочная  тележка  снабжена  пылеподавляющей 
воронкой (поз. 314/а). 

На  перегрузочном  узле  №3,  входа  в  склад,  предусматривается,  перена-

правление потока на склад, в первый отсек, переключением распределительно-
го  устройства  (поз.  313/1),  минуя  конвейер  (поз.  Кл314).  Это  необходимо  для 
складирования полуфабрикатной продукции – переходных марок удобрений. За-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

21 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

грузка в отсек выполняется через пылеподавляющую воронку (поз. 314/а). 

Предусматривается подача продукта с ленточного конвейера (поз. Кл314) 

при  прямолинейном  движении  потока  удобрений  по  ходу  конвейера,  на  плани-
руемую в будущем линию загрузки, в загрузочный бункер этой линии. В данном 
месте  устанавливается  распределительное  устройство  (поз.  314/2)  перена-
правляющее потоки либо на перспективную линию фасовки, либо на реверсив-
ный конвейер (поз. Кл360), отправляющий продукт в помещение узла классифи-
кации на элеватор ковшовый (поз. Эл319). 

Выгрузка  продукта  со  склада  производиться  ковшовым  погрузчиком.  По-

грузчик  забирает  продукт,  хранящийся  в  отсеке  (№2,3,4),  и  выгружает  в  со-
ответствующий  бункер  (поз.  318/1-3).  Три  бункера  соответствуют  количеству 
отсеков  для  хранения  товарных  удобрений  NPK.  Бункеры  располагаются  над 
ленточным конвейером (поз Кл318). 

Вверху стального бункера с каркасом из металлических конструкций, ус-

танавливается  колосниковая  решётка  с  ячейкой  60x60  мм,  необходимая  для 
отсева крупнокускового материала, от продукта, отправляемого на классифи-
кацию. 

Со стороны подъезда погрузчика, передней стенки бункера, предусмотрено 

железобетонное  ограждение,  на  необходимую  высоту.  Ограждение  служит  для 
ограничения воздействия ковша и частей погрузчика при работе и уборке, на 
конвейер  и  загрузочный  бункер.  Предусматривается  усиление  кромки  бункера, 
для предотвращения при воздействии ковша погрузчика деформации конструк-
ции бункера. 

Вдоль ленточного конвейера (поз. Кл318), по всей длине, выполнен железо-

бетонный борт высотой 300 мм и шириной 200 мм. 

На  выходе  продукта  из  бункеров  (поз.  Е318/1,2,3)  предусматривается  ус-

тановка секторных затворов с электроприводом (поз. 331/1,2,3), для регулиро-
вания  высоты  слоя  минеральных  удобрений  на  ленте  конвейера,  или  другими 
словами, для регулировки его производительности. 

На  ленточном  конвейере  (поз.  КлЗ18)  устанавливаются  конвейерные  весы 

(поз. 318/5) для учёта количества отгружаемого продукта со склада. 

На ленточном конвейере (поз. КлЗ18) устанавливается магнитный сепара-

тор (железоотделитель) (поз. 318/6), для извлечения из потока на конвейерной 
ленте железных  фрагментов, и недопущения их  попадания на следующие  ста-
дии технологического процесса и способных вызвать выход со строя техноло-
гического оборудования. 

Удобрения  NPK  с  ленточного  конвейера  (поз.  КлЗ18),  самотёком,  через 

течку, поступают на загрузку в элеватор (поз. Эл319). Элеватор расположен в 
помещении узла классификации. Для загрузки в элеватор (поз. Эл319) конвейер 
(поз. Кл318), после бункера секции №4, имеет подъем на 4 град. 

Элеватор поднимает удобрения и сбрасывает их на просеивающую машину 

(грохот) (поз. Гр320), имеющую два сита с разными размерами ячеек, по кото-
рым движется материал. На первом сите задерживается  и  стекает в выпуск-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

22 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

ное отверстие продукт крупностью более 6 мм. Этот продукт отправляется в 
отсек  сбора  некондиционного  продукта,  через  телескопическое  загрузочное 
устройство (поз. 320/2). 

Товарный продукт, крупностью 1-6 мм, стекает по второму ситу в выпу-

скное  отверстие.  Далее  распределительным  устройством  (поз.  321),  отправля-
ется  либо  на  обработку  антислёживателем  в  барабан  смесительный  (поз. 
См322),  либ,о  минуя  операцию  обработки,  самотёком,  в  элеватор  (поз.  Эл326). 
Подрешётный  продукт,  фракция  удобрений  менее  1  мм,  собирается  в  нижней 
части  грохота,  (дно  бункерного  типа)  и  самотёком,  под  действием  гравита-
ции, через  телескопическое загрузочное  устройство  (поз.  320/2), поступает в 
отсек  сбора некондиционного продукта,  расположенный  на полу.  Некондицион-
ный  продукт  вывозится  погрузчиком  в  цех  изготовления  NPK-удобрений  для 
повторной переработки. 

Элеватор ковшовый (поз.  Эл326), располагается на  отметке  пола, подни-

мает  поступивший  на  загрузку  продукт,  на  верхнюю  отметку,  около  20  мет-
ров.  Дальше  происходит  разделение  потоков  распределительным  устройством 
(поз.  326/1).  Первый  поток  направляется  на  ленточный  конвейер  КЛС800  (поз. 
Кл324).  Конвейер  транспортирует  минеральные  удобрения  в  здание  загрузки 
железнодорожных вагонов. Транспортируется материал по конвейеру в закры-
той  галерее.  Второй  поток,  с  помощью  реверсивного  конвейера  (поз.  Кл360), 
направляется  в  загрузочный  бункер  перспективной  линии  фасовки  проектиро-
вание и строительство которой планируется в будущем. 

При транспортировке конвейером (поз. Кл324) продукта в здание ж/д по-

грузки,  организуется  промежуточная  погрузка  в  автотранспорт.  Удобрения, с 
конвейера  (поз.  Кл324),  двухсторонним  плужковым  сбрасывателем  (поз.  333), 
формируются  и  направляются  в  бункер  (поз.  Е325).  Загрузка  удобрений  в  ав-
тотранспорт осуществляется через бункерные весы (поз. 325/1) с помощью те-
лескопического загрузочного устройства (поз. 330). Телескопическое устройст-
во может только опускаться и подыматься, поэтому загрузка по всей площади 
кузова, производится перемещением автомобиля. 

В  здании  погрузки  в  железнодорожный  транспорт,  продукт  с  конвейера 

(поз. Кл324), распределительным устройством (поз. 329), распределяется либо в 
бункер  (поз.  Е328)  узла  загрузки  в  вагоны,  либо,  в  другом  направлении,  на 
конвейер  ленточный  KЛC800  (поз.  Кл334)  для  транспортировки  по  закрытой 
конвейерной галерее в близлежащее здание, в бункер фасовочной линии зата-
ривания удобрений в биг-беги. 

Бункер (поз. Е328), объёмом 159 м

3

, предназначен для накопления продукта 

перед  загрузкой  в  ж/д  вагоны.  Бункер  призматический  с  четырьмя  пирами-
дальными воронками.  

Загрузка минеральных удобрений в верхние люки загона производится че-

тырьмя телескопическими загрузочными устройствами (поз. 332/1 - 332/4), ос-
нащенными  секторными  затворами.  Течки,  перемещаются  вверх  и  вниз,  и  до-
полнительно  оснащены  устройствами  продольного  позиционирования,  переме-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

23 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

щающимися  тележками,  для  точного  направления  загрузочных  устройств  в 
горловины верхних люков. Реализация возможности загрузки, в представленную 
в письме участка ж/д транспорта, номенклатуру хоперов для перевозки мине-
ральных удобрений, требует изменение положений загрузочных течек для раз-
личных вагонов. 

Количество  загружаемого  материала  определяется  весами  вагонными 

статическими (поз 335). Конструкция имеет две платформы, под размеры рас-
стояний между тележками минераловозов. Платформы располагаются в приям-
ках под ж/д путями здания погрузки. Взвешивание производится в статичном, 
неподвижном, положении вагона.  Показания  весов поступают на  пульт  управ-
ления загрузкой в помещении операторной. 

В  соответствии  с  заданием  на  проектирование,  из  перегрузочного  узла 

№2,  существующего  ленточного  конвейера  (поз.  303),  распределительным  уст-
ройством поз. 304/1 продукт должен отправляться в бункер (поз. Е328) (на за-
грузку  в  ж/д  вагоны),  или  на  конвейер  (поз.  Кл324)  (для  транспортировки  в 
бункер существующей линии загрузки в биг-беги). Транспортировка минераль-
ных удобрений этими потоками осуществляется самотёком, по течкам трубам, 
за  счёт  разности  высот  объектов  через  распределительное  устройство  (поз. 
304/1)  (место  установки  распределительного  устройства  поз.  304/1  уточнить 
по месту). 

В соответствии с технологической схемой, для предотвращения попадания 

пыли  от  транспортируемого  продукта  в  рабочие  зоны,  на  узлах  перегрузки 
продукта устанавливаются локальные фильтровальные установки. 

Установка Фу1 (2600м

3

/час) устанавливается в помещении узла перегруз-

ки №1. Отбор запыленного воздуха осуществляется в месте выгрузки продукта 
с  конвейера  Кл300  (существующего).  Собранная  в  бункер  фильтровальной  ус-
тановки пыль, через секторный затвор сбрасывается на конвейер (поз. Кл300). 

Установка Фу2 (2600м

3

/час) устанавливается в помещении узла перегруз-

ки №3. Отбор запыленного воздуха осуществляется в месте выгрузки продук-
та  с  конвейера  (поз.  Кл312).  Собранная  в  бункер  фильтровальной  установки 
пыль, через секторный затвор сбрасывается на конвейер (поз. Кл314). 

Установка Фу3 (2600м

3

/час) устанавливается в помещении отделения фа-

совки. Отбор запыленного воздуха осуществляется в месте выгрузки продукта 
с конвейера (поз. Кл314). Собранная в бункер фильтровальной установки пыль, 
через секторный затвор сбрасывается в бункер (поз. Е361). 

Установка  Фу4  (4000м3/час)  устанавливается  в  помещении  отделения 

классификации.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  в  месте  загрузки 
продукта  в  элеватор  ковшовый  (поз.  Эл319)  и  выгрузки  продукта  из  данного 
элеватора.  Собранная  в  бункер  фильтровальной  установки  пыль,  через  сек-
торный  затвор  сбрасывается  в  течку,  подающую  продукт  в  загрузочное  уст-
ройство 320/2. 

Установка  Фу5  (4000м

3

/час)  устанавливается  в  помещении  отделения 

классификации.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  из  течки  перед 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

24 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

распределительным устройством (поз. 321). Собранная в бункер фильтровальной 
установки  пыль,  через  секторный  затвор  сбрасывается  в  течку,  подающую 
продукт в загрузочное устройство (поз. 320/2). 

Установка  Фу6  (4000м

3

/час)  устанавливается  в  помещении  отделения 

классификации.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  из  бункера  виб-
рогрохота  (поз.  Гр320).  Собранная  в  бункер  фильтровальной  установки  пыль, 
через секторный затвор сбрасывается в течку подающую продукт в загрузоч-
ное устройство (поз. 320/2). 

Установка  Фу7  (2600м

3

/час)  устанавливается  в  помещении  отделения 

классификации.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  в  месте  выгрузки 
продукта  с  элеватора  ковшового  (поз.  Эл326).  Собранная  в  бункер  фильтро-
вальной  установки  пыль,  через  секторный  затвор  сбрасывается  на  конвейер 
(поз. Кл324). 

Установки  Фу8  и  Фу11  (2600м

3

/час)  устанавливается  в  помещении  узла 

загрузки автотранспорта. Отбор запыленного воздуха установкой Фу8 осуще-
ствляется в месте выгрузки продукта с конвейера (поз. Кл324), а установкой 
ФУ11  –  в  месте  загрузки  продукта  в  весы  (поз.  Е325/1).  Собранная  в  бункер 
фильтровальной установки пыль, через секторный затвор сбрасывается в бун-
кер (поз. Е325). 

Установка Фу9 (4000м

3

/час) устанавливается в  помещении узла загрузки 

железнодорожного  транспорта.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  в 
месте выгрузки продукта с конвейера (поз. Кл324). Собранная в бункер фильт-
ровальной  установки  пыль,  через  секторный  затвор  сбрасывается  в  бункер 
(поз. Е328). 

Установка Фу10 (2600м

3

/час) устанавливается в помещении узла загрузки 

железнодорожного  транспорта.  Отбор  запыленного  воздуха  осуществляется  в 
месте  выгрузки  продукта  с  конвейера  (поз.  Кл303)  (существующий).  Собранная 
в  бункер  фильтровальной  установки  пыль,  через  секторный  затвор  сбрасыва-
ется в бункер (поз. Е328.) 

Конструкция  картриджей  рассчитана  на  улавливание  влажной,  масляни-

стой  пыли.  Регенерация  фильтровальной  ткани  импульсная,  производится  по-
даваемым сжатым воздухом.  

В  системе  загрузки  в  автотранспорт  и  железнодорожные  вагоны  уста-

навливаются загрузочные устройства (течки с вертикальным перемещением) с 
комплектными  системами  аспирации:  для  ж/д  внешняя  аспирация,  для  авто 
встроенная.  Производительность по  очищаемому  воздуху 900  м

3

/ч.  Встроенная 

фильтровальная  установка  представляет  собой  рукавный  фильтр  с  системой 
сменных картриджей. Регенерация фильтровальной ткани импульсная, произво-
дится подаваемым сжатым воздухом. Выгрузка пыли осуществляется в техно-
логический поток. 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

25 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

Режим работы 

 
Количество рабочих смен в сутки на проектируемом производстве – 2. 
Продолжительность смены на проектируемом производстве – 12 часов. 
Количество рабочих дней на проектируемом производстве – 330. 

 

Потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах, таре и  

упаковке 

Основным сырьем является впускаемый существующим ЦДС готовый продукт 

–  сложно-смешанное  трехкомпонентное гранулированное  NPK-удобрение.  Реали-
зация  проекта  не  влечет  увеличение  объемов  выпускаемой  продукции.  Вспомо-
гательным сырьем является антислеживатель. Дополнительно тара и  упаковка 
не требуются. 

Годовая потребность в сырье и вспомогательных материалах для проекти-

руемого объекта приведена в таблице 4 

Таблица 4 

№ 

п/п 

Наименование сырья и вспомогательных 

материалов 

Годовая потребность 

NPK-удобрение 

400 тыс. т 

Антислеживатель (масло индустриальное) 

8800 м

3

 

Дизельное топливо (для работы погрузчи-
ка) 

134,64 т 

 

Перечень и технические характеристики (спецификации) применяемого основного 

и вспомогательного оборудования, в том числе грузоподъемного, транспортных 

средств и механизмов 

 
Технические  характеристики  оборудования  приведены  в  соответствующих 

спецификациях технологического оборудования. 

Внешняя  обработка  поверхностей  оборудования:  подготовка  поверхности  – 

пескоструйная  очистка,  для  окраски  будут  использовать  лакокрасочные  мате-
риалы,  стойкие  к  степени  коррозионной  активности  С5-1  по  СТБ  ISO  12944-2-
2009. Предполагаемый срок службы лакокрасочного покрытия – не менее 10 лет. 
Общая  толщина  покрытия  должна  быть  не  менее  200  мм.  При  нанесении  лако-
красочного покрытия необходимо соблюдение СТБ ISO 12944-2-2009. 

Применяемые цвета: для оборудования – RAL 5024, для приводов – RAL 5023, 

для ограждающих устройств – RAL 1018. 

 

Решения по механизации и автоматизации технологических процессов 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

26 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

Проектом предусмотрена полностью механизированная и автоматизирован-

ная работа склада минеральных удобрений: 

 

Управление  технологическим  процессом  (включение/выключение  конвейе-

ров,  элеваторов,  секторных  затворов,  направление  распределительных  уст-
ройств  и  т.д.),  а  также  видеонаблюдение  за  технологическим  процессом  будет 
осуществляться оператором из помещения операторской; 

 

Горизонтальная, а также наклонная транспортировка продукта осущест-

вляется с помощью комплекта ленточных конвейеров; 

 

Вертикальная  транспортировка  продукта  (подъем)  будет  осуществляться 

с помощью ковшовых элеваторов; 

 

Вертикальная  транспортировка  продукта  (опуск)  будет  осуществляться 

под действием силы тяжести по течкам; 

 

Загрузка готового продукта (после 3-х суточного дозревания) из насып-

ного штаберя для дальнейшего перемещения на классификацию будет осуществ-
ляться с помощью погрузчика Volvo BML90C с каталитической системой очистки 
выхлопных газов; 

 

Классификация продукта будет осуществляться с помощью механического 

грохота; 

 

Для  перенаправления  (распределения)  потоков  продукта  применены  рас-

пределительные  устройства  с  дистанционным  (пневматическим)  управлением. 
Управление распределительными устройствами будет осуществляться с рабоче-
го места оператора; 

 

Также  для  распределения  потоков  готового  продукта  применена  разгру-

зочная тележка на складе готовой продукции и плужковый сбрасыватель в узле 
загрузки автомобильным транспортом; 

 

Бункеры в отделении загрузки в железнодорожный транспорт и в отделе-

нии загрузки в автомобильный транспорт оборудуются датчиками-реле нижнего 
и  верхнего  уровня,  предотвращающими работу  бункера  без  продукта,  а  также 
при заполнении бункера сверх установленной величины; 

 

В  местах  обслуживания  приводов  конвейеров,  разгрузочной  тележки, 

плужкового сбрасывателя устанавливаются монорельсы с тельфером грузоподъ-
емностью 2 т; 

 

Для  обслуживания  оборудования  на  участке  классификации  и  обработки 

антислеживателем  в  верхней  части  выполнена  установка  крана  мостового  од-
нобалочного, управляемого с пола, грузоподъемностью 5 т; 

 

Для  обслуживания  оборудования  в  здании  погрузки  в  ж/д  транспорт,  в 

верхней части выполнена установка крана мостового однобалочного, управляе-
мого с пола, грузоподъемностью 3,2 т. 

 

 

Сведения о расчетной численности, профессионально-квалификационном составе 

с распределением по группам производственных процессов 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

27 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

Таблица 5 

 

 

Сведения по организации контроля качества сырья, вспомогательных материа-

лов и готовой продукции 

 
Контроль  качества  продукции  после  хранения  в  складе,  помещении  узла 

классификации  и  обработки  удобрений  NPK  антислеживателем,  производится  в 
системе  общего  контроля  качества  Гомельского  химического  завода.  Метод 
взятия проб – ручным пробоотборником, из потока на месте пересыпки продук-
та.  Взятие  проб  выполняется  после  классификации  и  обработки  удобрений  ан-
тислеживателем, т.е. после завершения цикла предпродажной подготовки. Место 
отбора проб, в течке загрузки элеватора поз. Эл. 326, перед отправкой гото-
вого,  классифицированного  и  обработанного  продукта  потребителю.  Анализ 
отобранной  пробы  проводится  в  существующей  лаборатории  Гомельского  хими-
ческого завода. 

 

Решения по организации ремонтного хозяйства 

 

На ОАО «Гомельский химический завод» имеются ремонтные службы по об-

служиванию  механических  и  электрических  частей  оборудования,  служба  авто-
матизации. Материалы, комплектующие и запасные части, необходимые для ор-

К

од

 пр

о

фе

сс

и

и

 

Гр

уп

па 

пр

ои

зв

о

д-

ствен

ных пр

оце

с-

со

в

  Наименование про-

фессий рабочих 

 вы

п

у

ска 

ЕТК

С, 

ЕКСД

 

Ш

татно

е 

ко

л

ич

е-

ство п

е

р

сона

ла

 

Явочная 

числен-

ность по 

сменам* 

Ч

исло

 р

а

б

оч

и

х 

дн

ей

 в го

ду

 

П

ро

до

л

жи

те

л

ь-

но

сть с

м

е

ны,

 ч

 

II 

10527/ 

8131-

125 

2г 

Аппаратчик подго-
товки сырья и от-
пуска полуфабрика-
тов и продукции 

24 

330 

12 

15580/

8131-

497 

1б/2г 

Оператор дистан-
ционного пульта 
управления в хими-
ческом производст-
ве 

24 

330 

12 

11453/

8344-

001 

2г 

Водитель погрузчи-
ка 

01 

330 

12 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

28 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

ганизации  ремонтного  хозяйства,  закупаются  централизованно  в  системе  об-
щих  закупок  предприятия.  Квалификация  персонала,  имеющиеся  площади  и  ре-
монтное оборудование, позволяют полностью выполнять текущий ремонт техно-
логического и нестандартизированного оборудования, замену частей и агрега-
тов. Проектные решения предусматривают установку грузоподъемного оборудо-
вания в местах, необходимых для обслуживания технологического оборудования. 

Ремонт  погрузчиков  выполняется  частично,  в  автомобильных  мастерских 

химического завода, частично на специализированной станции технического об-
служивания. 
 

2.2.

 

Район размещения планируемой хозяйственной деятельности

        

ОАО «Гомельский  химический завод» расположено в юго-западной про-

мышленной зоне г. Гомеля, в районе станции «Центролит» Белорусской желез-
ной дороги, и занимает земельный участок общей площадью 291,4569 га. При-
легающая территория характеризуется наличием промышленных площадок дру-
гих предприятий и пахотных земель. На расстоянии 0,6 км на юго-восток на-
ходится ОАО «Гомельский радиозавод», ДЭУ-41 РУП «Гомельавтодор». На севе-
ро-западе  на  расстоянии  1,6  км  находится  филиал  «Гомельская  ТЭЦ-2»  РУП 
«Гомельэнерго».  С  восточной  стороны  к  территории  предприятия  примыкает 
производственная площадка LHCE-113 КПРСУП «Гомельоблдорстрой» (асфальто-
бетонный завод). На северо-востоке на расстоянии 0,8 км находится ОАО «Го-
мельская птицефабрика» (отделение Мильча), на расстоянии 0,4 км – ГСК №13 
Советского  района  г.  Гомеля.  С  северной  стороны  к  территории  предприятия 
примыкают пахотные  земли. С  южной  стороны к  территории предприятия  при-
мыкает лесной массив ГЛХУ «Гомельский лесхоз». 

Ближайшая селитебная территория расположена с западной стороны  – н.п. 

Восток, на расстоянии 1,2 км от границы производственной площадки предпри-
ятия, отделяемый автомобильной магистралью и лесным массивом. На расстоя-
нии 1,5 км с северной стороны от границы производственной площадки, распо-
ложен  н.п.  Залипье.  С  северо-западной  стороны,  за  территорией  ТЭЦ-2,  на 
расстоянии  3,2  км  находится  н.п.  Урицкое.  Городская  застройка  находится  на 
расстоянии 1,5 км с северо-восточной стороны (Новая Мильча). 

В  северном  направлении  от  производственной  площадки  проходит  автодо-

рога Н-4095 Центролит – Урицкое - Уваровичи; в восточном – объездная до-
рога г. Гомеля, в западном – магистраль М8 Городок - Новая Гута (см. Рису-
нок 1). 

Площадка  строительства  размещается  на  существующей  промышленной 

площадке ОАО «Гомельский химический завод». 

Строительство объекта ведется в стесненных условиях действующего про-

изводства. 

Рельеф  равнинный,  спокойный.  В  настоящее  время вся  площадка  спланиро-

вана. Зеленые насаждения и заболоченности отсутствуют. С поверхности зем-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

29 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

ли и до глубины 4,5м залегают пески пылеватые и мелкие средней крупности. 
Грунтовые воды встречены всеми скважинами на глубине 4,7 – 6 м. Подъездные 
дороги существующие. 

 

Рисунок 1 - Обзорная карта расположения ОАО «Гомельский химический 

завод» 

 

 

Территория промплощадки граничит: 
 
Ближайшая селитебная территория расположена с западной стороны – н.п. Вос-
ток, на расстоянии 1,2 км от границы производственной площадки предприятия, 
отделяемый  автомобильной  магистралью  и  лесным  массивом.  На  расстоянии  1,5 
км с северной стороны от границы производственной площадки, расположен н.п. 
Залипье. С северо-западной стороны, за территорией ТЭЦ-2, на расстоянии 3,2 
км находится н.п. Урицкое. Городская застройка находится на расстоянии 1,5 км 
с северо-восточной стороны (Новая Мильча). 
В  северном  направлении  от  производственной  площадки  проходит  автодорога 
Н-4095  Центролит  – Урицкое  - Уваровичи; в  восточном  – объездная дорога г. 
Гомеля, в западном – магистраль М8 Городок - Новая Гута 
На данной территории отсутствуют земли природоохранного, оздоровительного, 
рекреационного  и  историко-культурного  назначения,  зеленые  зоны,  водоохран-
ные зоны водотоков и водоемов, полезные ископаемые, участки леса. 
Заболоченные участки на территории промплощадки отсутствуют. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

30 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

2.3.

 

Основные характеристики проектного решения планируемых 

объектов 

2.3.1

 

«Склад минеральных удобрений» по ул.Химзаводской,5 в городе Гомель»

 

 

    Проектом  предусматривается  строительство  и  реконструкция  следующих 
зданий: 
- склад минеральных удобрений; 
- узел погрузки в ж/д вагоны; 
- узел погрузки в автотранспорт; 
- галерея 1; 
- галерея 2; 
- галерея 3; 
- перегрузочный узел 1 (реконструируемый); 
- перегрузочный узел 2 (реконструируемый); 
- перегрузочный узел 3. 
Склад минеральных удобрений представляет собой неотапливаемое здание вме-
тимостью-25 000тонн,  арочного  типа  одноэтажное,  прямоугольной  формы,  в 
плане с размерами в осях 126х45м (совместно с узлом классификации и фасовоч-
ной  линией).  Склад  предназначен  для  складирования,  раздельного  хранения  от-
личных марок/партий NPK-удобрений, дозревания продукта и естественного ох-
лаждения  с  последующей  классификацией  кондиционированием  продукта  анти-
слеживателем. 
Основным  сырьем  является  выпускаемый  существующим  ЦДС  готовый  продукт  – 
сложно-смешанное  трехкомпонентное  гранулированное  NPK-удобрение.  Реализа-
ция  проекта  не  влечет  увеличения  объемов  выпускаемой  продукции.  Вспомога-
тельным сырьем является антислеживатель. Дополнительно тара и упаковка не 
требуется. 
    Решения  по  архитектурным,  объёмно-планировочным  и  конструктивным  ре-
шениям, инженерно-техническому и технологическому обеспечению, благоустрой-
ству отражены в прилагаемых комплектах чертежей. 
 

3.Оценка современного состояния окружающей среды региона планируемой 

деятельности 

3.1.Природные условия и ресурсы региона планируемой деятельности 

3.1.1. Климат 

    Климат  Гомеля, как  и  всей  республики,  умеренно континентальный.  Геогра-
фическое  положение  города  обусловливает  величину  прихода  солнечной  радиа-
ции и господствующий здесь характер циркуляции атмосферы. Годовая суммар-
ная  радиация  составляет  3980  МДж/м2(95,1  ккал/см2),  что  примерно  на  5  % 
больше,  чем  в  Минске.  Господствующий  в  умеренных  широтах  западный  перенос 

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

31 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

способствует  частому  вторжению  морских  воздушных  масс,  которые  в  системе 
циклонов-антициклонов приходят с Атлантики. С их приходом связана облачная 
прохладная летом и оттепельная погода зимой. При ослаблении западного пере-
носа усиливается влияние  континентальных воздушных масс. С  их приходом ус-
танавливается обычно ясная солнечная погода с резкими похолоданиями зимой и 
повышением температуры воздуха летом. 
Лето  начинается  с переходом  среднесуточной  температуры выше  14°С  (17  мая), 
продолжается более 4 месяцев и оканчивается, когда среднесуточная темпера-
тура становится меньше 10°С (конец сентября). Лето солнечное, умеренно тёп-
лое, с обильными, но непродолжительными осадками. Осенью усиливается цикло-
ническая деятельность, нарастает повторяемость пасмурных дней, во 2-й поло-
вине осени преобладает сплошная облачность, обложные осадки, часты туманы. 
Редкие  возвраты  тепла  с  ясной  солнечной  погодой  характерны  больше  для  1-й 
половины осени. Зима - период с температурой воздуха ниже 0°С - длится более 
4 месяцев  и  характеризуется резкой сменой погод: от ненастных оттепельных 
при вторжении циклонов до очень холодных, солнечных при арктических вторже-
ниях континент, воздушных масс. Весна начинается в конце марта, когда сред-
няя  суточная  температура  воздуха  становится  положительной.  Весенний  сезон 
отличается наименьшим числом дней с осадками. Погода неустойчива, но нена-
стье непродолжительно и внезапно сменяется ясной, солнечной погодой. 
Среднегодовая температура воздуха в Гомеле 6,2°С. Самая низкая температура, 
наблюдавшаяся в январе, -35°С (1970 г.), самая высокая +8 °С (1975 г.). В целом 
за  зиму,  с  декабря  по  февраль,  отмечается  до  34  оттепельных  дней,  когда  в 
дневные часы температура воздуха поднимается выше 0°С, и около 35 холодных 
дней, со среднесуточной температурой ниже -10°С. Уже с февраля температура 
медленно повышается и в конце марта переходит через 0°С. После схода снеж-
ного покрова рост температуры ускоряется, в конце апреля она переходит че-
рез 10°С, в конце мая - через 15°С. Средняя температура самого тёплого меся-
ца - июля 18,7°С. Предельные температуры, отмеченные в июле: 38°С - абсолют-
ный  максимум  (1936  г.),  6°С  -  абсолютный  минимум  (1978  г.).  В  июне  и  августе 
температура  на  1  -  1,5°С  ниже,  чем  в  июле.  Всего  в  летние  месяцы  в  среднем 
бывает  свыше  30  жарких  дней  со  среднесуточной  температурой  выше  20°С.  В 
начале  сентября  температура  воздуха  устойчиво  опускается  ниже  15°С,  а  в 
конце  сентября  -  ниже  10°С.  Вегетация  растений  в  основном  происходит  при 
температуре  выше  5°С.  Этот  период  в  районе  Гомеля  продолжается  в  среднем 
193 дня с 12 апреля по 23 октября. 
Средняя годовая величина атмосферного давления, так называемая "норма", со-
ставляет  на  уровне  станции  (т.  е.  на  высоте  125  м  над  уровнем  моря)  1001,5 
гПа (751 мм ртутного столба). Давление в основном изменяется очень плавно и 
медленно. Годовая амплитуда около 6 гПа (4,5 мм ртутного столба). Несколько 
больше в холодный период года и меньше летом. Максимально высокое давление, 
наблюдавшееся  в  Гомеле,  1037  гПа  (778  мм  ртутного  столба,  февраль  1972  г.), 
наиболее низкое  - 960 гПа (720 мм ртутного  столба, февраль 1946 г.). Межсу-

 

 

 

 

 

 

 

23-

17 ОВОС 

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

32 

Изм. 

Кол. 

Лист 

№ док 

Подпись 

Дата 

 

точная  изменчивость  давления  невелика  -2  -  3  гПа  (1,5  -  2,2  мм  ртутного 
столба) только в редких случаях, в период активной циклонической деятельно-
сти, может достигать 25 - 30 гПа (19 - 22 мм ртутного столба), что неблаго-
приятно для здоровья человека. 
Распределение  атмосферного  давления  формирует  режим  ветра.  В  Гомеле  на-
блюдаются ветры всех направлений, зимой преобладают южные, летом - запад-
ные и северо-западные. Средние скорости ветра невелики, в среднем за год 3,8 
м/с,  в  зимние  месяцы  4,3  -  4,4  м/с,  в  июле  -  августе  минимальны  -  3,1  -  3,2 
м/с.  Сильные  ветры,  когда  скорость  увеличивается  до  15  м/с,  наблюдаются  в 
среднем  1  -  2  раза  в  месяц,  разрушительные  ветры  со  скоростью  выше  25  м/с 
возможны 1 раз в 20 лет. 
Гомель расположен в зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков 610 
мм (по методике подсчётов, применявшейся ранее, 590 мм). Около 70 % осадков 
выпадает в  тёплый  период года  с  апреля  по октябрь.  Это  интенсивные,  часто 
ливневые непродолжительные осадки. Их продолжительность составляет лишь 36 
%  от  общего  за  год  времени  выпадения  осадков  (1160  ч).  77  %  годовой  суммы 
осадков выпадает в жидком виде, 11 % - в твёрдом, 12 % - в смешанном. Всего 
в течение года отмечается около 160 дней с осадками. Снежный покров появля-
ется  в  Гомеле  в  среднем  в  1-й  половине  ноября,  но  лишь  с  15  декабря  по  21 
марта он залегает устойчиво. В целом за зиму бывает 106 дней со снежным по-
кровом.  Высота  снежного покрова  невелика.  Лишь  к  концу  зимы  она  достигает 
20 см и только в отдельные снежные зимы 50 - 60 см. 
Относительная  влажность  воздуха  в  Гомеле  высока,  хотя  несколько  ниже,  чем 
на  остальной  территории  республики.  С  октября  по  март  её  среднемесячные 
значения  не  опускаются  ниже  80  %.  В  остальные  месяцы,  оставаясь  столь  же 
высокой  в  ночные  часы,  днём  она  опускается  в  среднем  до  50  -  60  %.  Сухих 
дней, с влажностью не выше 30 %, за год насчитывается лишь, влажных, когда 
в  течение  суток  относительная  влажность  не  понижается  ниже  80  %,  значи-
тельно больше - 114 дней. С высокой влажностью связана значительная облач-
ность. 
В  Гомеле  в  среднем  147  пасмурных  дней  в  году  и  только  30  ясных.  Остальные 
дни полуясные. Общая за год продолжительность солнечного сияния - 1855 ч, из 
них на 4 летних месяца (с мая по август) приходится более 1000 часов, а на 4 
зимних месяца (с ноября по февраль) - менее 200 часов. Наиболее характерные 
атмосферные явления - туманы (58 дней в году), дымки (в холодный период поч-
ти  постоянны),  изморозь  и  гололёд  (около  30  дней  в  году).  В  году  отмечается 
24  дня  с  метелью  и  28  дней  с  грозой.  Гомель  -  крупный  промышленный  центр. 
Вырабатываемая им энергия, изрезанная подстилающая поверхность с повышен-
ной  теплопроводностью  (бетон,  асфальт)  изменяют  отдельные  характеристики 
климата.  В  городе теплее, чем на  окраинах  и  в  пригородах.  На привокзальной 
площади в Гомеле температура воздуха в среднем за год выше на 0,7°С, чем в 
пригороде, в отдельные ясные ночи на 5 - 6°С. В городе ниже влажность, мень-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..