Сборник технологических карт уроков, разработанных педагогами (2013 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник технологических карт уроков, разработанных педагогами (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Сборник технологических карт уроков, разработанных педагогами (2013 год) - часть 2

 

 

 

1. Конструирование технологической карты урока в соответствии с 

требованиями ФГОС 

Технологическая  карта  урока  –  современная  форма  планирования 

педагогического  взаимодействия  учителя  и  учащихся.  Термин  пришел  в 

педагогику из технической сферы науки. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – 

форма  технологической  документации,  в  которой  записан  весь  процесс 

обработки  изделия,  указаны  операции  и  их  составные  части,  материалы, 

производственное  оборудование,  инструмент,  технологические  режимы, 

необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и 

т.п.  

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств 

ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в 

образовании  не  случайно.  Интерес  и  внимание  педагогов  к 

конструированию  технологических  карт  обусловлены  в  первую  очередь 

возможностью  отразить  деятельностную  составляющую  взаимодействия 

учителя  и  ученика  на  уроке,  что  является  актуальным  прежде  всего  для 

развивающего  образования.  

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те 

позиции,  на  которые  можно  и  нужно  опираться  при  конструировании 

технологической карты урока:  

 

в ней должен быть описан весь процесс деятельности;  

 

должны быть указаны операции, их составные части. 

Необходимость  реализации  в  образовательном  процессе  системно-

деятельностного  и  личностно  ориентированного  подходов  требует  от 

учителя 

не 

только 

детальной 

операционально-деятельностной 

структуризации  урока,  но  и  четкой  фиксации  субъект-субъектных  форм 

взаимодействия  его  участников.  Поэтому  для  того  чтобы  грамотно 

отразить  в  технологической  карте  урока  специфику  педагогической 

деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.  

 

Деятельность  –  специфически  человеческая  форма  активного 

отношения  к  окружающему  миру,  содержание  которой  составляет 

целесообразное  изменение  и  преобразование  действительности.  Всякая 

деятельность  включает  в  себя  цель,  средство,  результат  и  сам  процесс 

деятельности, 

и, 

следовательно, 

неотъемлемой 

характеристикой 

деятельности является ее осознанность.  

В 

структуре 

технологической 

карты 

урока 

необходимо 

предусмотреть возможность:  

 

тщательного планирования каждого этапа деятельности;  

 

максимально  полного  отражения  последовательности  всех 

осуществляемых  действий  и  операций,  приводящих  к 

намеченному результату;  

 

координации  и  синхронизации  действий  всех  субъектов 

педагогической деятельности. 

В  ходе  введения  федерального  государственного  образовательного 

стандарта  начального  общего  образования  (далее  -  ФГОС)  каждому 

учителю  предстоит  осознать  важность    и  необходимость  достижения 

обучающимися  трех  групп  планируемых  образовательных  результатов 

(личностных,  предметных  и  метапредметных),  сформулированных  не  в 

виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов 

деятельности.  

Очевидно,  что  это  порождает  ряд  требований  не  только  к 

содержанию,  но  и  к  форме  организации  образовательного  процесса.  Для 

педагога  становится  особенно  актуальным  умение  планировать  и  строить 

урок  так,  чтобы  осознанно  осуществлять  формирование  результатов 

обучения.  Эта  необходимость  и  определила  структуру  предлагаемой 

технологической  карты  урока,  призванной  зафиксировать не  только  виды 

деятельности  учителя  и  обучающихся  на  уроке,  но  и  предполагаемые 

образовательные результаты. 

 

(Из  материалов  пособия:  Проектируем  урок,  формирующий 

универсальные  учебные  действия  /  Г.Л. Копотева,  И.М. Логвинова.   

Волгоград : Учитель, 2013) 

Разработанные  учителями  ОУ№61  технологические  карты  уроков, 

реализующих цели формирования у обучающихся универсальных учебных 

действий,  апробированы  ими  в  учебной  деятельности.  Представленные 

разработки 

позволяют 

продемонстрировать 

универсальность 

технологической карты. Она может использоваться: 

 

для проектирования уроков на разных ступенях обучения; 

 

для  подспорья  учителю  с  разным  опытом  работы  и 

профессиональной квалификацией; 

   как 

для  обучения  педагогов  в  системе  повышения 

квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе 

самообразования. 

В данном сборнике нами показаны проекты уроков: 

 

для  разных  возрастных  параллелей  начальной  и  средней 

школы; 

 

по разным УМК начальной школы; 

 

по разным предметам. 

Представленные  карты  –  это  только  модель,  конструктор,  идея, 

которую  любой  учитель  может  развить  и  использовать  в  своей 

педагогической деятельности.   

 

 

 

 

 

 

 

Опыт проектирования урока на основе технологической карты 

Тельминова Виктория Николаевна, учитель начальных классов высшей  квалификационной категории 
Предмет: Математика 
Класс: первый 

УМК: «Школа России» 

Тема 

Повторение пройденного (вычисления вида □ ± 1, 2, 3). Решение текстовых задач. 

Цель 

создание условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное 
закрепление вычислительных навыков, умение решать текстовые задачи, раскрытие интеллектуальных и творческих 
возможностей личности 

Задачи 

Учебно-познавательные: приобретение опыта выполнения заданий творческого и поискового характера, применение 
знаний и способов действий в изменѐнных условиях 
Учебно-практические: совершенствование умения выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1, 2, 3; закрепление 
опыта решения текстовых задач; формирование умения работать в группе и самостоятельно, оценивать свою работу 
по выбранному критерию 

Формируемые 
УУД 

Личностные: формировать самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности; 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: раскрытие понятия о натуральном ряде чисел; 
применять установленные правила в планировании способа решения: счѐт предметов. 
Познавательные: овладение умениями выполнять сложение и вычитание на основе знания состава чисел в пределах 
10  и  связи  части  и  целого,  решать  текстовые  задачи,  каллиграфически  верно  писать  цифры,  аккуратно  оформлять 
работу  в  тетради, 

ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  отличать  новое  от  уже  известного  с  помощью  учителя; 

добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию, 
полученную на уроке.

 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и 
познавательных задач 

Ресурсы 

1.  Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2011 
2.  Презентация 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..