ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 22

 

 

338 

 

 

 

Варианты 

2011 г. 

2018 г. 

2020 г. 

нефтегазовые 

10,1 

7,9 

7,6 

6,3 

7,4 

6,9 

5,2 

ненефтегазовые  

27,3 

28,8 

28,5 

28,5 

29,2 

28,8 

29,0 

Расходы  

35,8 

36,8 

37,1 

36,7 

36,7 

35,5 

35,6 

Профицит (+)/ Дефицит (-)  

 

1,5 

-0,1 

-0,5 

-0,7 

-1,0 

-0,8 

-1,4 

Справочно: 

 

 

 

 

Ненефтегазовый дефицит 
федерального бюджета 

-9,3

 

-7,7

 

-7,6

 

-8,0

 

-7,7

 

-6,7

 

-6,0

 

Объем Резервного фонда на конец 
периода 

1,5

 

7,0

 

7,0

 

5,0

 

4,8

 

3,9

 

4,6

 

Объем Фонда национального 
благосостояния на конец периода 

5,0

 

2,8

 

2,6

 

2,7

 

2,4

 

2,2

 

1,8

 

Согласно  заложенным  гипотезам  доходы  бюджетной  системы  на  период             

2013-2030 гг.  по  всем  вариантам  долгосрочного  прогноза  снизятся  с  37,4%  ВВП  в          

2011  году  до  32,7-35,4%  ВВП  в  2030  году.  Это  сокращение  будет  связано  со  снижением 
нефтегазовых  доходов,  которые  сократятся  с  10,1%  ВВП  в  2011  году  до  3,4-6,0%  ВВП  в 
2030  году  в  зависимости  от  варианта  прогноза.  Основной  причиной  падения 
прогнозируемых  объемов  поступления  нефтегазовых  доходов  бюджетной  системы  в 
структуре  ВВП  является  опережающий  рост  прогноза  объемов  ВВП  относительно  роста 
основных  макроэкономических  показателей,  влияющих  на  прогноз  объемов  поступления 
нефтегазовых  доходов:  объемов  добычи  и  экспорта  основных  энергоресурсов,  курса 
доллара и цены на нефть.  

Основной  причиной  столь  существенного  расхождения  в  прогнозе  объемов 

поступления  нефтегазовых  доходов  бюджетной  системы  в  структуре  ВВП  по  варианту  3 

339 

 

 

относительно  двух  других  вариантов  макроэкономического  прогноза  является 
значительная  разница  в  прогнозах  курса  рубля  к  доллару  США  между  вариантами 
долгосрочного  прогноза.  По  варианту  3  прогнозируется  более  крепкий  курс  рубля  к 
доллару  США,  чем  по  инновационному  и  консервативному  сценариям,  на  протяжении 
всего  горизонта  прогнозирования.  В  результате  полностью  нивелируется  положительный 
эффект  от  роста  таких  макроэкономических  показателей  как  налогооблагаемые  объемы 
экспорта и добычи нефти и газа. 

В  части  прогноза  страховых  взносов  во  внебюджетные  фонды  в  рассматриваемых 

сценариях  долгосрочного  развития  ставка  страховых  взносов  зафиксирована  на  уровне 

2013  года,  то  есть  на  уровне  30%  с  дополнительным  тарифом  10%  для  доходов, 
превышающих  порог.  Кроме  того,  учтен  перечень  мер,  направленных  на  сокращение 
дефицита  пенсионной  системы,  а  именно:  поступление  дополнительных  страховых 
взносов  с  рабочих  мест,  дающих  право  на  досрочное  назначение  трудовой  пенсии,  и 
увеличение  размера  страхового  взноса  на  обязательное  пенсионное  страхование  для 
самозанятого населения. 

 

Структура расходной части бюджетов бюджетной системы                              

Российской Федерации 

 

С  учетом  прогнозируемой  макроэкономической  динамики  и  бюджетного  правила, 

расходы  бюджетной  системы  на  период  2013-2030  гг.  по  всем  вариантам  долгосрочного 
прогноза снизятся с 35,8% ВВП в 2011 году до 33,9-35,6% ВВП в 2030 году. 

 

Основные параметры расходов бюджетной системы Российской Федерации 

(в % к ВВП)

 

  

Варианты 

2011 г. 

2018 г. 

2020 г. 

Расходы  

35,8 

36,8 

37,1 

36,7 

36,7 

35,5 

35,6 

Процентные расходы 

0,6 

0,7 

0,7 

0,7 

0,7 

0,6 

0,6 

Человеческий капитал* 

8,0 

9,8 

10,2 

10,2 

10,6 

10,4 

11,5 

340 

 

 

  

Варианты 

2011 г. 

2018 г. 

2020 г. 

Наука 

1,1 

0,7 

0,7 

1,5 

1,7 

1,4 

1,5 

Оборона и безопасность 

5,4 

6,7 

6,1 

6,5 

5,9 

5,9 

5,1 

Развитие экономики и инфраструктуры 

5,0 

4,2 

4,2 

5,0 

4,9 

5,4 

6,1 

Социальная политика 

11,7 

10,8 

10,7 

10,1 

9,8 

9,5 

8,8 

Прочие 

4,0 

3,9 

4,5 

2,7 

3,1 

2,3 

2,0 

* Показатель включает расходы по разделам «Образование», «Здравоохранение» и «Культура, кинематография». 

 

Во  всех  вариантах  прогноза  заложен  рост  расходов  на  человеческий  капитал 

(образование, здравоохранение, культура). Во всех вариантах прогноза расходы учитывают 
необходимость  выполнения  Указа  Президента  Российской  Федерации  в  части  роста 
заработной платы работникам бюджетной сферы. Однако объемы расходов федерального 
бюджета, обеспечивающие реализацию вышеуказанного указа, различаются по вариантам 
прогноза.  Так,  в  вариантах  2  и  3  по  разделам  образование  и  здравоохранение  учтена 
дополнительная  потребность  в  расходах  на  оплату  труда,  запрашиваемая  федеральными 
органами исполнительной власти в рамках реализации соответствующих государственных 
программ.  В  варианте  3  дополнительно  к  вышеуказанным  параметрам  заложены  более 
высокие  темпы  роста  капитальных  расходов  и  расходов  текущего  характера  после  2018 
года, что позволяет обеспечить сопоставимый с развитыми странами уровень расходов на 
образование и здравоохранение к 2030 году.  

Расходы  бюджетной  системы  на  науку  во  втором  и  третьем  вариантах  растут  на    

0,9-1,6%  ВВП  к  2030  году  относительно  уровня  2012  года.  Это  обусловлено  развитием 
инновационной  составляющей  экономического  роста  по  данным  вариантам.  При  этом 
расходы в  варианте 3 показывают более медленную динамику в относительных величинах 
по  сравнению  с  вариантом  2  только  по  причине  более  высоких  объемов  ВВП, 

341 

 

 

прогнозируемых по третьему варианту относительно второго. В номинальном выражении 
расходы  на  науку  в  варианте  3  являются  самыми  большими.  В  первом  же  варианте 
происходит  стагнация  инноваций  и,  как  следствие,  сокращение  расходов  на  науку  в 
процентах к ВВП. 

Расходы на  развитие экономики  и  инфраструктуры в варианте  1 обладают самыми 

скромными  темпами  роста.  Так,  к 2030 году  они останутся, практически, на  уровне 2011 
года – 5,0% ВВП. В вариантах 2 и 3 показатель достигает 5,0-5,4% ВВП уже к 2018 году, а 
далее  продолжится  устойчивый  рост  расходов  на  развитие  инфраструктуры  до  уровня     

5,8-7,0%  ВВП  к  2030  году.  Прогноз  расходов  на  развитие  инфраструктуры  прежде  всего 
обусловлен прогнозируемой  динамикой  расходов  по  разделу  «Национальная экономика». 
Так,  прогноз  расходов  по  разделу  «Национальная  экономика»  сформирован  исходя  из 
параметров  финансирования  государственных  программ,  разрабатываемых  в  настоящее 
время  Правительством  Российской  Федерации.  При  этом  в  консервативном  сценарии 
(вариант  1)  учтены  параметры  финансирования  без  учета  дополнительной  потребности  в 
финансировании  госпрограмм,  предлагаемой  федеральными  органами  исполнительной 
власти.  В  вариантах  2  и  3  учитывается  вышеуказанная  дополнительная  потребность. 
Помимо  этого  в  расходы,  в  зависимости  от  варианта,  включены  расходы  на  реализацию 
приоритетных транспортных проектов, таких как проведение Чемпионата мира по футболу 
в  2018  году,  расширение  БАМа  и  расходы  на  развитие  Дальнего  Востока.  В 
инновационном  варианте  к данным проектам  добавляется  финансирование  строительства 
высокоскоростной  железнодорожной  магистрали  и  высокоскоростной  магистрали  в  г. 
Казань. В форсированном варианте дополнительно  к транспортным расходам по варианту 
2  учтены расходы, среди  которых  можно  выделить развитие  Московского транспортного 
узла, субсидирование пригородных железнодорожных перевозок и т.д. 

Расходы 

на 

национальную 

оборону, 

национальную 

безопасность 

и 

правоохранительную деятельность также определялись исходя из необходимости переноса 
части  расходов  на  Государственную  программу  вооружений  с  2013-2015  гг.  на              

2016-2018 гг. 

для  обеспечения  сбалансированности  федерального  бюджета  в 

среднесрочной  перспективе.  В  расходы  по  данным  разделам  также  включены  расходы, 
связанные  с  пересмотром  параметров  набора  контрактов  Минобороны,  и  расходы  на 
индексацию  денежного  довольствия  военнослужащих  темпами  выше  инфляции  (средний 
показатель между инфляцией и темпом роста заработной платы). С учетом перечисленных 
мер 

расходы 

на 

национальную 

оборону, 

национальную 

безопасность 

и 

правоохранительную  деятельность  в  реальном  выражении  будут  расти  значительными 
темпами  до  2020  года,  затем  темпы  снизятся.  Снижение  темпов  роста  после  2020  года 
обусловлено  выполнением  государственной  программы  вооружения  и  достижением 
целевого  показателя  соотношения  современных  видов  вооружения.  При  этом  различные 

342 

 

 

прогнозные оценки военных расходов по 1,2 и 3 вариантам в процентах ВВП обусловлены, 
в основном, разными прогнозами объемов ВВП в рассматриваемых вариантах.   

Во  всех  вариантах  наблюдается  снижение  расходов  на  социальную  политику  в 

процентах  к  ВВП.  Расходы  по  разделу  социальная  политика  будут  расти  невысокими 
темпами  в  реальном  выражении.  Рост  расходов  в  реальном  выражении  обусловлен 
ухудшением  демографической  ситуации.  Однако  в  случае  учета  в  прогнозе  параметров 
пенсионной системы  в рамках  действующего законодательства,  темпы роста расходов по 
разделу  социальная  политика  были  бы  существенно  выше,  что,  в  свою  очередь,  не 
позволило  бы  сбалансировать  бюджетную  систему  Российской  Федерации  по  вариантам 
прогноза  (в  зависимости  от  варианта  прогноза  при  отсутствии  реформы  индексации 
размера  пенсий  дефицит  дополнительно 
возрастает на 0,4-1,2% ВВП). 

Остальные    разделы  по  расходам 

бюджетной 

системы 

растут 

в 

долгосрочной  перспективе,  не  превышая 
темп инфляции.  

В  данных  условиях  дефицит 

бюджетной  системы  по  вариантам  1  и  2 
долгосрочного 

прогноза 

будет 

находиться  приблизительно  на  одном 
уровне  и  не  превысит  1%  ВВП.  В 
форсированном варианте, учитывая более 
значительный рост расходов, чем по вариантам 1 и 2, дефицит бюджетной системы может 
составить  к  2020  году  1,4%  ВВП,  если  не  учитывать  эффект  повышения  собираемости 
налогов. 

Основными 

гипотезами, 

которые 

учитывались 

при 

обеспечении 

сбалансированности федерального бюджета в части источников финансирования дефицита 
федерального бюджета, являются: 

по  вариантам  1  и  2  источники  финансирования  дефицита  федерального 

бюджета не превышают 1% ВВП; 

по  варианту  3  источники  финансирования  дефицита  федерального  бюджета 

составляют не более 1,0-1,5% ВВП ежегодно.  

Таким  образом,  согласно  указанным  гипотезам,  в  долгосрочном  периоде 

наименьшее номинальное значение сальдо заимствований получается по консервативному 
варианту,  в  то  время  как  по  форсированному  варианту,  наоборот,  наибольшее  значение 
сальдо ввиду учета объема ВВП при расчете объемов ежегодных заимствований. 

Однако по итогам разработанного прогноза можно сделать вывод, что повышенные 

темпы  роста  экономики  по  форсированному  варианту  позволят  снизить  ее  долговую 
нагрузку относительно объема ВВП.    

343 

 

 

Таким образом, общий объем государственного долга Российской Федерации к 2030 

году  по  отношению  к  ВВП  имеет  наименьшее  значение  именно  по  варианту  3,  который 
представляется  наиболее  оптимальным  и  предпочтительным  с  точки  зрения  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации  и  сохранения  минимальной  долговой 
нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации. 

344 

 

 

15. 

Внешнеэкономическая деятельность  

 

15.1. Позиционирование России в мировой экономике 

Реализация форсированного и инновационного сценариев приведет к превращению 

России в одного из глобальных лидеров мировой экономики.  

Уже  в  2014  году  Россия  войдет  в  пятерку  ведущих  стран  мира  по  экономической 

мощи,  обогнав  Германию.  В  условиях  реализации  форсированной  траектории  развития  к 
2020 году Россия сможет подняться вверх еще на одну позицию, оставив позади Японию. 
По инновационной траектории роста Россия выйдет на четвертое  место в 2024 году, а по 
консервативному варианту сохраняет позиции в пятерке лидеров.  

Динамика России по консервативному варианту будет отставать от экономического 

развития мира. В результате ее доля в мировой экономике к 2030 году сократится до 3,6%. 
Инновационная  траектория  роста  позволит  развиваться  быстрее  мировой  экономики,  что 
даст увеличение доли России в мире с 3,8% в 2010 году до 4,3%. Форсированный вариант 
развития  позволяет  опередить  темпы  роста  мира  в  среднем  на  1,8%.  Этот  темп  даст 
увеличение веса России в мировой экономике до 5,3 процента.  

К 2030 году, в зависимости от варианта динамики экономики России, ВВП на душу 

населения возрастет с 20 тыс. долларов до 38-52 тыс. долларов.  

Среднедушевой ВВП России к 2030 году по основному варианту составит 44,4 тыс. 

долларов  и  приблизится  к  уровню  благосостояния  Еврозоны  –  44,7  тыс.  долларов.  По 
консервативному варианту уровень жизни России будет уступать европейскому – 37,6 тыс. 
долларов 

на 

человека. 

Реализация 

форсированного 

варианта 

позволит 

превзойти 

уровень 

европейского 

благосостояния  –  среднедушевой  ВВП 
достигнет 51,6 тыс. долларов на человека.  

Россия  займет  значимое,  не  менее 

5-10%, 

место 

на 

рынках 

высокотехнологичных товаров и  услуг по 
5-7 

и 

более 

позициям. 

Будет 

прослеживаться 

ориентация 

на 

диверсификацию  экономики,  сильный 
инвестиционный 

и 

потребительский 

спрос, 

опережающее 

развитие 

обрабатывающей промышленности и рост 
несырьевого 

экспорта. 

По 

ряду 

приоритетных  направлений  (авиация,  ракетно-космические  технологии,  ядерная 
энергетика, судостроение, программное обеспечение, нанотехнологии и др.) Россия станет 
добиваться  лидерства.  Усилится  специализация  по  предоставлению  интеллектуальных 
услуг  в  области  фундаментальных  и  прикладных  научных  исследований  и 

Изменение позиции России в мировой 

экономике (структура мирового ВВП по 

паритету покупательной способности, %)

 

  

2010 

2012   2015   2020   2025  

2030. 

Весь мир

 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

США

 

19,3 

18,8 

18,1 

16,8 

15,7 

14,9 

страны 

Еврозоны

 

15,3 

14,4 

13,2 

12,0 

11,0 

10,1 

Япония

 

5,8 

5,5 

5,1 

4,4 

3,9 

3,5 

страны 

BRIC

 

26,1 

27,6 

29,9 

33,1 

35,7 

37,7 

Бразилия

 

2,9 

2,8 

2,9 

3,0 

3,0 

3,0 

Россия*

 

3,8 

3,8 

4,0 

4,6 

5,0 

5,3 

Индия

 

5,8 

5,9 

6,4 

7,2 

8,1 

8,9 

Китай

 

13,6 

15,0 

16,8 

18,9 

20,5 

21,5 

*

Форсированный

 

сценарий.

 

 

 

 

 

345 

 

 

профессионального  образования.  Продолжится  развитие  конкурентных  преимуществ 
России  в  сферах  транспорта,  экологии,  обрабатывающих  отраслей  и  АПК.  При  этом 
Россия  будет  сохранять  ведущую  роль  в  области  поставщика  энергетических  ресурсов  и 
обеспечения энергетической безопасности. 

Инновационное 

развитие 

предполагает 

формирование 

относительно 

самостоятельного  национального  рынка  капитала  и  конкурентоспособного  национального 
финансового  сектора.  Он  может  стать  весьма  притягательным  для  капиталов  стран  СНГ  и 
развитых  экономик,  что  в  сочетании  с  привлечением  иностранных  инвестиций  в 
инфраструктурные отрасли, сферу услуг и переработки создаст благоприятные условия для 
накопления  капитала  и  экономического  роста.  Россия  улучшит  инвестиционный  климат  и 
станет  одним  из  регионов  мира,  привлекательных  для  инвестиций.  Повысится  уровень 
прямых  иностранных  инвестиций.  Будут  созданы  условия  для  превращения  российского 
рубля в региональную  резервную валюту. 

 

15.2. Динамика внешней торговли 

Рассмотренные  сценарии  прогноза  определяют  следующие  основные  развилки 

встраивания российской экономики в мировой рынок. 

В  консервативном  сценарии  экономика  будет  развиваться  по  сложившейся  модели 

участия  России  в  международном  разделении  труда,  основанной  на  экспорте 
энергоносителей.  В  условиях  снижающегося  потенциала  роста  экспорта  топливно-
энергетических  товаров  и  металлургической  продукции,  доля  которых  за  2012  год 
составила почти 80%, физические темпы роста экспорта будут зависеть от того, насколько 
быстро  сможет  измениться  структура  российского  вывоза  в  пользу  товаров,  имеющих 
потенциал  для  устойчивого  роста.  Рост  внешнеторговых  поставок  энергоносителей  в 
консервативном  сценарии  составит  в  среднем  0,2%  в  год  в  2016-2030 гг.,  в  то  время  как 
нетопливный  экспорт  в  этот  период  будет  расти  на  5,5%  в  год.  Доля  топливно-
энергетических товаров на протяжении прогнозного периода уменьшится и к 2030 году эта 
группа  товаров будет составлять  немного  меньше  половины всего экспорта.  Без прорыва 
на  новые  рынки  товаров  и  услуг  с 
высокой  долей  добавленной  стоимости 
Россия обречена на отставание от темпов 
развития мировой торговли и вытеснение 
из  активного  участия  в  мировом 
разделении труда. 

Реализация 

консервативного 

сценария

 

развития 

предполагает 

доминирование  сырьевого  сектора  в 
экономике.

 

Это  связано  с  сохранением 

традиционной 

роли 

поставщика 

первичных  энергоресурсов  и  сырья 

346 

 

 

низкой степени переработки, что не позволяет поднять физические темпы роста экспорта 
выше  2,4%  в  год  в  2016-2030  гг.  Доля  машин  и  оборудования  в  структуре  экспорта 
составит к 2020 году около 6%, тогда как топливно-энергетических товаров не опустится 
ниже 58%, к 2030 году доли составят 7%  и 47% соответственно. 

Стоимостные объемы экспорта в текущих долларах США увеличатся с  529 млрд. в 

2012 году до 668 млрд. в 2020 году и 1176 млрд. долларов США в 2030 году. 

Рост 

импорта

 в прогнозный период в консервативном сценарии  замедлится до 3,5% 

в  год  в  2016-2030  гг.,  а  в  его  структуре  продолжится  повышение  доли  машин  и 
оборудования.  Несмотря  на  замедление  темпов,  динамика  импорта  на  протяжении  всего 
прогнозного  периода  будет  опережать 
динамику  экспорта.  В  основном  это  будет 
связано  с  инвестиционным  спросом  в 
экономике,  в  результате  чего  импорт  будет 
ориентирован, 

прежде 

всего, 

на 

приобретение 

высокотехнологичной 

продукции,  необходимой  для  развития 
производств 

и 

повышения 

стандартов 

потребления.  Доля  инвестиционных  товаров 
в  структуре  импорта  вырастет  с  25%  в  2012 
году до 31% в 2020 году и 33% в 2030 году.  

Замедление  роста  импорта  будет  связано,  прежде  всего,  с  динамикой  импорта 

потребительской  продукции.  Рост  импорта  потребительской  продукции  будет  на  1,8  п.п. 
отставать  от  динамики  импорта  в  целом,  при  этом  в  структуре  импорта  доля 
потребительских  товаров  сократится  с  43%  в  2012  году  до  31%  в  2030  году.  Динамика 
импорта 

промежуточной 

продукции 

также 

будет 

ограничена 

ростом 

конкурентоспособности  отечественной  продукции.  Уже  в  среднесрочной  перспективе 
можно  ожидать  замедления  темпов  роста  импорта  металлов,  пластмасс  и  резиновых 
изделий, мясной продукции.  

Сценарий 

инновационного  развития

 

предполагает  альтернативный  тип  участия  в 
международном 

разделении 

труда, 

основанный  на  диверсификации.  К  2030  году 
структура 

экспорта

 

значительно  изменится  в 

пользу  товаров  более  высокой  степени 
переработки.  На  фоне  стабилизации  экспорта 
топливно-энергетических  товаров  динамика 
экспорта  начнет  все  в  большей  степени 
опираться 

на 

расширяющийся 

экспорт 

несырьевой  продукции,  динамика  которого 
будет  составлять  в  среднем  около  8%  в  год  в 

Структура и динамика физических 

объемов импорта в среднем за период, %

 

 

2016-

2020 гг. 

2021-

2025 гг. 

2026-

2030 гг. 

Структура импорта, % 

100 

100 

100 

потребительский 

36,4 

33,8 

31,8 

промежуточный 

33,5 

34,6 

35,4 

инвестиционный 

30,1 

31,6 

32,8 

Физический темп 
роста импорта 

104,1 

102,9 

103,7 

потребительского 

101,7 

101,1 

102,2 

промежуточного 

104,7 

103,4 

103,9 

инвестиционного 

106,3 

104,4 

104,8 

347 

 

 

2016-2030  годах.  В  структуре  экспорта  товаров  ожидается  увеличение  доли  машин  и 
оборудования, 

химической 

продукции, 

продовольствия 

при 

снижении 

доли 

энергоносителей  до  уровня  38,8%  в  2030  году.  Так,  экспорт  машиностроительной 
продукции увеличится с 26,5 млрд. долларов США (5,0% от  экспорта товаров) в 2012 году 
до 53 млрд. долларов США (7,6% от общего объема экспорта) в 2020 году и до 141 млрд. 
долларов  США  (9,8%  от  экспорта)  в  2030  году.  Удельный  вес  экспорта  химической 
продукции    увеличится  с  6,1%  в  2012  году  до  10%  в  2020  году  и  16%  в  2030  году, 
продовольственных  товаров    –  с  3,2%  до  5  и  8  процентов.  В  случае  благоприятной 
динамики  внешнего  спроса эти процессы  будут определять  ускорение  физического  роста 
экспорта с 1,4% в 2013-2015 гг. до 3,9% в 2016-2030 годах. 

Стоимостные объемы экспорта в текущих долларах США увеличатся с  529 млрд. в 

2012 году до 705 и 1438 млрд. долларов США в 2020 и 2030 году соответственно.  

Рост 

импорта

 в прогнозный период в инновационном сценарии также  замедлится, 

но  будет  расти  более  быстрыми  темпами, 
чем в консервативном сценарии, 4,7% в год 
в  2016-2030  годах.  В  его  структуре 
продолжится  повышение  доли  машин  и 
оборудования.  Высокий  инвестиционный 
спрос  в  экономике  приведет  к  увеличению 
доли  инвестиционных  товаров  в  структуре 
импорта вырастет с 25% в 2012 году до 32 и 
34% в 2020 и 2030 году соответственно.  

Динамика  импорта  потребительской 

продукции  замедлится  до  2,4%  в  год,  при 
этом в структуре импорта доля потребительских товаров сократится с 43% в 2012 году до 
30%  в  2030  году.  Динамика  импорта  промежуточной  продукции  также  будет  ограничена 
ростом  конкурентоспособности  отечественной  продукции.  Уже  в  среднесрочной 
перспективе  можно  ожидать  замедления  темпов  роста  импорта  металлов,  пластмасс  и 
резиновых изделий, мясной продукции. С другой стороны, мировые тренды, связанные со 
снижением 

транспортно-логистических 

издержек  и  усилением  тенденции  страновой 
специализации 

на 

отдельных 

производственных 

процессах, 

будут 

стимулировать  импорт  комплектующих  и 
сырья.  

В 

форсированном 

сценарии 

происходит 

существенное 

расширение 

экспорта 

продукции 

высокой 

степени 

переработки.  Экспорт  нетопливных  товаров 
растет в период 2016-2030 гг. в среднем на 9% 

Структура и динамика физических объемов 

импорта в среднем за период, % 

 

2016-

2020 гг. 

2021-

2025 гг. 

2026-

2030 гг. 

Структура импорта, % 

100 

100 

100 

потребительский 

35,3 

32,0 

30,0 

промежуточный 

34,0 

35,2 

35,9 

инвестиционный 

30,7 

32,8 

34,1 

Физический темп роста 
импорта 

104,5 

104,3 

105,2 

потребительского 

101,3 

102,1 

103,7 

промежуточного 

105,3 

104,7 

105,5 

инвестиционного 

107,5 

105,9 

106,4 

348 

 

 

в  год  против  роста  на  8%  в  год  в  инновационном  сценарии.  Экспорт  машин  и 
оборудования  увеличивается  к  2030  году  в  8  раз,  до  205  млрд.  долларов  США,  что  в 
сопоставимых 

ценах 

приблизительно 

соответствует 

сегодняшнему 

экспорту 

машиностроительной  продукции  Тайваня.  За  этим  стоит  существенная  модернизация 
производства и усиление мер поддержки экспортеров и продвижения товаров на внешних 
рынках.   

Стоимостные объемы экспорта вырастут до 1615 млрд. долларов США в 2030 году. 

В 

форсированном 

сценарии 

ожидается  рост  конкурентоспособности 
отечественной  продукции  не  только  на 
внешних  рынках,  но  и  на  внутреннем, 
максимальная 

реализация 

потенциала 

импортозамещения.  Прирост  внутреннего 
спроса  к  2030  году  на  три  четверти 
покрывается  приростом  произведенных  на 
территории  России  товаров  и  услуг  против 
менее половины в 2011 году.   

Импорт  в  форсированном  сценарии 

будет  расти  темпом  5,7%  в  год.  В  структуре  импорта  к  2030  году  большую  часть  будет 
занимать инвестиционный импорт (38%). 

Стоимостные объемы импорта вырастут до 1244 млрд. долларов США в 2030 году. 

 

15.3. Географическая структура внешней торговли  

Географическая  структура  внешней  торговли  в  долгосрочной  перспективе  будет 

изменяться в соответствии с: 

динамикой экономического развития стран в различных регионах мира; 
изменением  структуры  российского  внешнеторгового  оборота  –  снижением  веса 

минеральных продуктов в экспорте и ростом инвестиционного импорта; 

развитием транспортной инфраструктуры в России, прежде всего в восточной части 

страны, и сопредельных странах и диверсификацией направлений транспортных потоков; 

модернизацией производственной базы в России и соседних странах; 
процессами преференциальных экономических отношений с основными странами – 

торговыми партнерами; 

ростом  российского  спроса  на  инвестиционную  и  более  качественную 

потребительскую продукцию;  

освоением  рынков,  на  которых  российская  продукция  остается  представленной  в 

недостаточной  мере  (прежде  всего,  рынков  стран  Азии,  а  также  Африки  и  Латинской 
Америки). 

Структура и динамика физических объемов 

импорта в среднем за период, % 

 

2016-

2020 гг. 

2021-

2025 гг. 

2026-

2030 гг. 

Структура импорта, % 

100 

100 

100 

потребительский 

33,8 

29,6 

28,0 

промежуточный 

32,9 

32,8 

34,1 

инвестиционный 

33,4 

37,6 

37,9 

Физический темп роста 
импорта 

108,1 

105,4 

103,4 

потребительского 

103,9 

103,0 

102,0 

промежуточного 

107,8 

105,6 

104,1 

инвестиционного 

113,2 

107,2 

103,8 

349 

 

 

Значительное  влияние  на  географическую  структуру  внешней  торговли  окажет 

развитие Единого экономического пространства, а также вступление России во Всемирную 
торговую организацию. 

Интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства,   

а  в  последующем  Евразийского  экономического  союза  увеличит  потенциал 
экономического  развития  и  создаст  благоприятные  перспективы  для  торгово-
экономического  сотрудничества  с  другими  странами  и  региональными  экономическими 
объединениями.    

С  точки  зрения  основных  сдвигов  в  географической  направленности  внешней 

торговли,  вступление  России  в  ВТО  окажет  влияние  на  колебания  удельного  веса 
важнейших партнеров из дальнего зарубежья по взаимной торговле. Эти колебания будут 
определяться  в  первую  очередь  зависимостью  от  степени  топливно-сырьевой 
направленности российских поставок и изменчивостью соответствующих мировых цен.  

Аналогичная зависимость в торговле со странами СНГ в отдельности и с регионом в 

целом  продолжит  усиливаться  и  будет  мало  отличаться  от  отношений  с  дальним 
зарубежьем. 

Объемы  торговли  России  со  странами  СНГ

 

будут  стабильно  расти  за  счет 

сложившихся  экономических  и  торговых  связей  в  различных  производственных  сферах,  
развития  экономик  стран  СНГ  и  расширения  гаммы  экспортируемых  и  импортируемых 
товаров.  

Развитие  стран  СНГ  будет  также  зависеть  от  состояния  мировой  экономики, 

проводимой  внутренней  экономической  политики,  мер  стимулирования  внутреннего 
спроса и   хозяйственной  активности в различных отраслях национальных  экономик.

 

При 

этом экономика  стран  Содружества в целом будет развиваться темпами, превышающими 
среднемировые темпы экономического роста. 

Важной  составляющей  поддержания  экономического  роста  и  взаимной  торговли  в 

странах Содружества являются преимущества участия в интеграционных объединениях.  

Функционирование 

трехстороннего 

Таможенного 

союза 

с 

постепенным 

вовлечением  других  стран  СНГ  повысит  уровень  экономической  и  внешнеторговой 
активности  на  постсоветском  пространстве,  значительно  расширятся  возможности 
кооперирования, обмена технологиями и инвестициями. Развитие Единого экономического 
пространства  будет  способствовать  дальнейшему  расширению  экономического 
сотрудничества государств-членов Таможенного союза за счет качественно новых условий 
для  ведения  бизнеса  –  устранения  барьеров  и  ограничений  на  пути  движения  товаров, 
услуг,  капиталов  и  рабочей  силы.  Дополнительные  возможности  в  прогнозный  период 
связаны  с  дальнейшей  эволюцией  интеграции  и  достижением  следующей  важной  цели  –

 

создания  Евразийского  экономического  союза  Российской  Федерации,  Республики 
Беларусь  и  Республики  Казахстан  и  соответствующей  договорно-правовой  базы    нового 
объединения после 2015 года.  

350 

 

 

Удельный вес стран СНГ в общем товарообороте России  к 2030 году  вырастет  до 

16%.  В том  числе  доля стран СНГ в российском  экспорте может достичь 17%, в импорте 
–  15%.    Предпосылками  к  этому  являются  расширение  номенклатуры  и  повышение 
конкурентоспособности 

российской 

продукции, 

углубление 

инвестиционного 

сотрудничества  на  основе  эффективных  совместных  проектов,  интенсификация 
внутрифирменных производственных связей, сближение общих условий хозяйствования и 
снижение барьеров для движения  товаров, инвестиций и услуг.  

Европейский  союз 

(ЕС)

 

является  самым  крупным  и  развитым  соседом  России  и 

наиболее значительным  партнером России в торговой и инвестиционной сфере. 

Европейский  союз  сохранит  ведущие  позиции  в  географической  структуре 

российского  экспорта  и  импорта,  а  также  в  качестве  источника  притока  инвестиций  и 
бизнес-компетенций  в  отрасли  российской  экономики.  Удельный  вес  ЕС  в  российском 
обороте внешней торговли будет постепенно снижаться, и к 2030 году составит около 45%. 
Снижение  будет  вызвано  уменьшением  объемов  экспорта  топливно-энергетических 
товаров  в  страны  ЕС,  в  том  числе  в  результате  увеличения  внутреннего  потребления  в 
странах Таможенного союза, а также частичной переориентацией российского бизнеса на 
растущие рынки Азии. Снизится доля ЕС и в структуре российского импорта. По оценкам, 
она составит примерно 33 процентов. 

Азиатские  страны 

в  прогнозный  период  будут  являться  главными  двигателями 

роста  мировой  экономики.  Прежде  всего,  в  регионе  возрастает  роль  Китая  и  Индии, 
которые увеличат свой вес в мировой экономике (ВВП по ППС)

 

с 19% в 2010 году до 30% 

в  2030  году,  а  совместно  с  Японией  и  новыми  индустриальными  странами  Азии  регион 
будет  обеспечивать  более  трети  мирового  ВВП.  Это  дает  возможность  для  расширения 
экспорта  российской  продукции  и  развития  торгово-экономических  отношений  с  этим 
регионом.    

 

 

 

 

Масштабная реструктуризация национальных экономик стран Азии и модернизация 

уже  имеющейся промышленной  базы позволяют российским  компаниям претендовать на 
участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении, наращивать 
продажи отечественной наукоемкой продукции. 

Доля стран Азии в российском экспорте увеличится до 28% к 2030 году (2011 год – 

21,8%), а повышение качества их продукции и большой потенциал использования дешевой 
рабочей силы позволит азиатским государствам еще больше увеличить долю в российском 
импорте – с 31,2 до 37% в 2030 году.   

Э

кономически  развитые  страны  Северной  Америки 

занимают  относительно 

небольшой  вес  в  российском  товарообороте  (в  2012  г.  –  3,7%).  Перспективными 
направлениями  делового  взаимодействия  со  странами  Америки  по-прежнему  будут 
оставаться торговое и инвестиционное сотрудничество. 

Ключевым  фактором,  предопределяющим  перспективы  развития  двусторонних 

отношений, становится присоединение России к ВТО.  

351 

 

 

Присоединение  России  к  ВТО  предоставит  российскому  бизнес-сообществу  более 

благоприятные  условия  доступа  на  североамериканский  рынок  товаров  и  услуг,  в 
частности, возможность оспаривания в арбитражных органах ВТО соответствия правилам 
и  нормам  этой  организации  ряда  торговых  барьеров,  действующих  в  США  в  отношении 
отдельных видов российской продукции. 

В свою очередь, представители североамериканского бизнеса получат несомненные 

выгоды от присоединения России к ВТО, в частности,  от  улучшения транспарентности и 
предсказуемости  торговой политики  России и  либерализации доступа  товаров и  услуг на 
российском рынке. 

Присоединение  России  к  ВТО  должно  оказать  положительное  влияние  и  на 

дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества между Россией, США и Канадой в 
связи  с  либерализацией  рынка  капитала  России  и  унификацией  российского 
законодательства с международными нормами. 

Участие  российских  компаний  в  совместных  с  североамериканскими  научно-

технических,  технико-внедренческих  и  производственно-сбытовых  проектах  позволит 
приобретать  недостающие  компетенции  и  технологии,  эффективно  повышать 
конкурентоспособность компаний, расширять деятельность на рынках третьих стран.  

Имеется значительный потенциал для расширения инвестиций из США и Канады в 

отрасли российской экономики, в которых уже присутствует североамериканский капитал, 
в  частности  в  ТЭК,  автомобильную,  авиа-космическую,  пищевую  промышленность.  В  то 
же время можно ожидать притока инвестиций в такие перспективные отрасли российской 
экономики, как фармацевтическая отрасль, в которой российское правительство реализует 
программу  «Фарма  2020»,  дорожная  отрасль,  в  которой  планируется  реализация 
масштабных инфраструктурных проектов, и сельское хозяйство.  

Прогнозируется  дальнейший  рост  товарооборота  России  и  сокращение 

отрицательного  сальдо  в  торговле,  а  также  рост  двустороннего  инвестиционного 
сотрудничества. Доля стран Северной Америки в российском экспорте увеличится до 5% к 
2030 году (в 2012 г. – 2,6%), а в импорте до 6% к 2030 году (в 2012 г. – 5,7%). 

Страны  Латинской  Америки. 

В  прогнозный  период  можно  ожидать  роста 

взаимного интереса к расширению деловых связей между Россией и этими странами.  

Благоприятная  перспектива  сотрудничества  со  странами  Латинской  Америки 

обусловлена  наличием  в  регионе  значительных  запасов  разнообразных  природных 
ресурсов,  возможностями  развития  российского  высокотехнологического  экспорта  и 
продукции  военного  назначения,  налаживания  производственной  кооперации  с  учетом 
заметно  возросшего  производственно-экономического  потенциала  региона,  а  также  с 
сохранением  роли  латиноамериканских  стран  в  качестве  поставщиков  на  российский 
рынок продовольственных товаров и продукции тропического земледелия. 

Ряд  стран  региона,  например,  Аргентина  (атомная  энергетика),  Бразилия 

(энергоэффективность  и  ресурсосбережение),  Куба  (биотехнологии  и  фармацевтика) 

352 

 

 

являются  перспективными  партнерами  России  в  сфере  модернизации  российской 
экономики.  

Страны  латиноамериканского  региона  заинтересованы  в  развитии  долгосрочных 

отношений с Россией, особенно в таких областях как топливно-энергетический комплекс, 
промышленность, связь, транспорт, сельское хозяйство, космос. Большой интерес деловые 
круги  Латинской  Америки  проявляют  также  к  расширению  инвестиционного 
сотрудничества с Россией и видят в ней потенциального крупного инвестора. 

Исходя 

из 

существующей 

динамики 

развития 

торгово-экономического 

сотрудничества  России  с  данной  группой  стран,  можно  прогнозировать  увеличение 
товарооборота,  а  также  диверсификацию  товарной  структуры  и  расширение  географии 
российских поставок, в том числе за счет активизации инвестиционного сотрудничества в 
таких  областях,  как  электроэнергетика,  нефтегазовая  промышленность,  аэрокосмическая 
сфера, телекоммуникации.  

Доля  стран  Латинской  Америки  в  российском  экспорте  увеличится  до  2%  к  2030 

году (2012 г. – 1,4%), а повышении импорта прогнозируется к 2030 году до 5% (2012 г. – 
3,1%).  

15.4.

 

Внешнеэкономические риски для российской экономики 

Риски встраивания в мировые процессы

  в  основном  связаны  с  нестабильностью 

мировых  рынков  энергоносителей,  что  делает  Россию  объектом  соперничества  ведущих 
стран мира за контроль над углеводородами. Одновременно существует угроза вытеснения 
России  с  традиционного  европейского  рынка,  ослабление  ее  роли  в  качестве  транзитной 
страны  по  мере  развития  альтернативных  (в  обход  России)  каналов  поставок 
энергоносителей. Это неизбежно окажет влияние на изменение позиции России как одного 
из  ведущих  поставщиков  энергоносителей.  Данный  риск  усиливается  в  случае  изоляции 
России  при  разработке  и  принятии  новых  международных  правил  регулирования 
энергетической сферы и связанных с нею областей. Однако в ближайшие как минимум 10 
лет адекватной замены российскому газу на европейском рынке не существует. 

Глобализация  финансовых  рынков  повышает  риски  утраты  национальной 

финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент 
европейского финансового рынка.  

Неразвитость  или  отсутствие  многих  внешнеэкономических  институтов,  включая 

экспертно-аналитическое  и  информационное  обеспечение  внешнеэкономической 
политики,  необходимых  для  формирования  приоритетов  в  данной  области,    создает 
существенные  ограничения  для  реализации  Россией  имеющихся  и  создания  новых 
конкурентных преимуществ на мировом рынке. 

Финансовые  внешнеэкономические  риски

Рост  открытости  российской 

экономики  будет  определять  ее  зависимость  от  процессов,  происходящих  в  основных 
странах-экономических партнерах. Если в краткосрочный период экономика и финансовая 
система  России  в  определенной  степени  защищены  от  внешнего  воздействия  высоким 

353 

 

 

уровнем торгового и бюджетного профицита и накопленным уровнем валютных резервов 
и  бюджетных  фондов,  то  на  рубеже  2013-2015  годов,  в  случае  возникновения  дефицита 
торгового  баланса,  внешние  факторы  могут  вносить  большую  неопределенность  в 
устойчивое  экономическое  развитие.  В  этих  условиях  для  финансирования  импортной 
составляющей  расширяющегося  внутреннего  спроса  и  поступательного  развития 
финансовой  системы  будет  необходим  постоянный  рост  притока  капитала  в  российскую 
экономику,  а  также  стабильный  рост  внешнего  спроса  и  устойчивые  мировые  цены  на 
энергетическую продукцию. 

Вместе  с  тем  существуют  риски  того,  что  замедление  роста  мировой  экономики, 

начавшееся  в  2008  году,  может  усилиться  и  продлиться  в  последующие  годы.  Замедление 
роста мировых рынков  может сопровождаться снижением мировых цен на сырье, окажет 
значительное  воздействие  на  движение  товаров  и  услуг  и  вызовет  отток  капитала  с 
развивающихся рынков. 

 

К  последствиям  резкого  замедления  мировой  динамики,  которые  могут  отразиться 

на  снижении  российского  экономического  роста  и  вызвать  разбалансированность 
финансовой и валютной системы прежде всего относятся: 

1) Резкое снижение 

цен на нефть

 и другие сырьевые товары российского экспорта 

на  мировых  рынках.  Несмотря  на  снижение  вклада  нефтегазового  экспорта  в 
формирование  темпов  экономического  роста,  резкое  снижение  мировых  цен  на  нефть 
может  повлечь  за  собой  значительное  ухудшение  торгового  и  бюджетного  балансов, 
поставить  под  угрозу  устойчивость  обменного  курса  и  бюджетной  системы,  а  также 
оказать негативное воздействие на динамику внутреннего спроса. 

В  условиях  падения  цены  на  нефть  до  60  долларов  США  за  баррель  ВВП  может 

сократиться  в  2013  году  на  2,5-3%.  При  этом  сценарии  Россия  потеряет  в  2013  году 
приблизительно 30% экспортной выручки, курс рубля ослабнет в реальном выражении на 
15-17%,  а  инфляция  в  среднегодовом  выражении  увеличится  до  12%  против  5,1%  в  2012 
году.  Безработица  может  увеличиться  до  7,7%,  а  динамика  реальных  располагаемых 
доходов в отличие от предыдущего кризиса примет отрицательные значения.  

2)  Усиление  турбулентности  на  мировых  финансовых  рынках,  которое  может 

вызвать 

отток капитала

 с российского рынка.  В краткосрочном периоде это сказывается, 

прежде  всего,  на  возможности  банковского  и  корпоративного  секторов  рефинансировать 
текущие платежи по накопленному внешнему долгу и ограничивает дальнейший доступ на 
международные  рынки  капитала.  В  то  же  время  стабильность  финансовой  системы  и 
обменного  курса  в  достаточной  степени  защищены  высоким  уровнем  накопленных 
валютных  и  бюджетных  резервов.  Основные  риски  связаны  с  тем,  что  рост  процентных 
ставок может замедлить инвестиционную и потребительскую активность экономики.  

В более продолжительный период возможность привлечения иностранного капитала 

станет  ключевой  проблемой  для  сбалансированности  платежного  баланса  и 
финансирования  возрастающего  объема  импорта.  Кроме  того,  снижение  притока 
иностранного  капитала,  особенно  в  форме  прямых  инвестиций,  может  замедлить 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..